Эффективность деятельности Cлужбы психолого-педагогического сопровождения ДОУ
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Содержание:
1. Современные аспекты качества дошкольного образования.
2. Компетенции педагогов ДОУ и требования профстандарта.
3. Психическое здоровье, психологическая компетентность педагогического коллектива и безопасность образовательной среды.
4. Проектирование оптимальной образовательной среды и повышение компетенций педагогов как задача Службы ДОУ.
5. Повышение эффективности работы ДОУ с помощью долгострочного проекта, вошедшего в Программу развития образовательной организыции.
6. Проект создания социальной ситуации развития.
7. Показатели эффективности работы ДОУ. Преобразование культурно-предпочитаемых стратегий решения жизненных задач в индивидуальные решения ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психолого-педагогическое обеспечение качества образования | 36.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективность деятельности психолого-педагогической службы ДОУ (социально-психологическое обеспечение качества образования)
- Современные аспекты качества дошкольного образования
Введение и реализация федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования ставит перед каждой образовательной организацией цель построения, вверенного ей, образовательного процесса таким образом, чтобы обеспечить повышение его качества. На современном этапе его социально-психологическое обеспечение включает поддержку:
- гармонии ребенка с самим собой, другими людьми и окружающей средой; позитивного представления о себе и других; потребности в саморазвитии[1] как важной части сохранения и укрепления психического здоровья, формирования установок на здоровый образ жизни;
- детской инициативы (творческой, инициативы как целеполагания и волевого усилия, коммуникативной, познавательной и двигательной, как обозначено в «Методическом инструментарии оценки качества образования»[2], т.е. возможности выбора детьми партнеров, материалов, средств, самих заданий и их решений;
- позитивной социализации через формирование социальных компетенций, способствующих профилактике поведенческих факторов риска, развитию навыков саморегуляции и управления стрессом с учетом личностных потребностей детей (как индивидуализация стратегий взаимодействия) через проектирование задач на преодоление разумных затруднений;
- вариантов развития ребенка в дошкольном детстве;
- Компетенции педагогов ДОУ и требования профстандарта
Изменение парадигмы педагогического взаимодействия /согласно стандартам/ и превращение его, по сути, в психолого-педагогическое, позволяет,
с одной стороны, ожидать от педагогов осуществления в процессе своей профессиональной деятельности взаимодействия и обучения, ориентированного на развитие обучающихся, учет особенностей их поведения и развития, коррекцию и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала;
а с другой стороны, требует комплексной технологии работы всего коллектива ДОУ, ориентированной на педагогов, по формированию необходимых компетенций. Мы имеем в виду организацию такого психолого - педагогического сопровождения, при котором необходимые знания, компетенции, опыт (психолого-педагогические дефициты которых выявляются в процессе работы) педагог восполняет «здесь и сейчас», на рабочем месте в процессе ежедневной профессиональной деятельности, что постепенно формирует её оптимальный алгоритм.
- Психологическое здоровье, психологическая компетентность педагогического коллектива и безопасность образовательной среды
Особое место в такой модели построения образовательного процесса отводится психолого-педагогической поддержке педагогов неслучайно. Именно от психологического здоровья педагогического коллектива и уровня психолого-педагогической компетентности каждого педагога непосредственно зависит, создаваемая ими, образовательная среда ДОУ. «Система влияний и условий формирования личности, возможности развития, содержатся в её социально-коммуникативном и пространственно-предметном окружении»[3] и в оптимальном варианте совокупность всех психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешное прохождение социальной адаптации и развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и возможностями, склонностями и интересами, складывается в единое целое.
- Проектирование оптимальной образовательной среды и повышение компетенций педагогов как задача Службы ДОУ
Так перед образовательной организацией возникает необходимость проектирования оптимальной образовательной среды для четкой постановки целей, определения задач и планируемых результатов освоения образовательной программы. Подобная деятельность оказывается подвластной усилиям Службы психолого-педагогического сопровождения ДОУ /далее Служба ДОУ/, включающей администрацию и специалистов ДОУ при активной роли педагога-психолога.
Служба ДОУ, таким образом, с одной стороны, интегрирует, возможно, несогласованные направления работы; а с другой стороны, объединяет усилия всех субъектов образовательного процесса с целью обеспечения эффективности работы ДОУ.
В ее план входит не только
методическое обеспечение всех участников образовательного процесса в вопросах осуществления психолого-педагогического сопровождения развития обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС /как системы психолого-педагогического сопровождения введения новых стандартов в образовательный процесс/,
но и коллегиальный поиск оптимальных решений актуальной для данного учреждения образования проблем профессиональной и личностной готовности педагогов к выполнению современных профессиональных задач (как системы психолого-педагогического сопровождения педагога в процессе его профессиональной деятельности), предполагающий системный анализ проблемных ситуаций, программирование и планирование деятельности, направленной на их разрешение.
- Повышение эффективности работы ДОУ с помощью долгосрочного проекта Программы развития образовательной организации
Эффективность комплексного сопровождения процессов развития ребенка в ДОУ неразрывно связана с развитием профессионализма во взаимодействии педагогов со всеми участниками образовательного процесса: с самими собой, с родителями, детьми, коллегами. Систематический анализ эффективности педагогических действий, отражающих степень их соответствия потребностям обучающихся, и лежащий в основе их дальнейшего планирования - это и есть целостный и непрерывный комплекс мер, предусматривающих применение педагогами адекватных форм, методов, приемов взаимодействия с дошкольниками.
Решению поставленных задач оптимально соответствует, разработанный нами, долгосрочный проект в рамках Программы развития образовательной организации, предусматривающий работу педагогического коллектива по развитию инициативы и социальных компетенций дошкольников игровыми формами работы на протяжении полного цикла пребывания ребенка в детском саду. Эта комплексная, целенаправленная и систематическая работа педагогического коллектива дошкольного учреждения имеет внутренние и внешние взаимосвязанные и взаимозависимые, хотя и разнонаправленные векторы развития. Внутренний вектор - повышение важнейших профессионально значимых компетенций современного педагога дошкольного образования: психологической, коммуникативной, игровой. Внешний вектор - 1) формирование игровых, коммуникативных, социальных, метапредметных компетенций у обучающихся, способствующих их личностному развитию, 2) включение родителей в образовательную деятельность, повышение качества взаимодействия между детьми и родителями и удовлетворенности этими отношениями через приобщение к детскому творчеству /индивидуально в семье и в групповом варианте проведения мастер-классов по темам проекта / как возможность уникального взаимодействия с группой детей, в которую ходит ребенок, и, так необходимого для глубины общения, приоткрытия для ребенка своего внутреннего мира/.
Психолого-педагогическое сопровождение педагогов представляется нам и как возможность профессионального роста, и как насущная необходимость, требование, включенное в ежедневную профессиональную деятельность. И поскольку в подобную деятельность оказывается вовлеченным весь педагогический коллектив на протяжении длительного периода работы, с важным компонентом взаимовлияния, открытости достижений, анализа результативности работы, психологической поддержкой и фиксацией позитивных изменений в сторону повышения качества работы. При такой постановке дела мы можем ожидать от каждого конкретного педагога развития личностного и профессионального /т.е. не только отсутствия застоя и наличия движения, но и накопления компетенций /, и на таком позитивном фоне - развития обучающихся в нужном, по ФГОС ДО, направлении.
Методическое обеспечение профессиональной деятельности педагога по психологическим, коммуникативным и вопросам развития игровой деятельности приобретает особый смысл при систематическом повышении способности педагога к самостоятельному анализу собственной педагогической деятельности, способности перевести обратную связь в развитие важнейших компетентностей /через реализацию проекта, анализ достижений и повышение на этом фоне способности к самостоятельному использованию психологических рекомендаций по сопровождению детей с целью обеспечения необходимых психолого-педагогических условий и своевременной психолого-педагогической поддержки обучающихся в решении задач успешной индивидуализации, социализации, развития и оптимизации работы с группой/.
- Проект создания социальной ситуации развития
Проект создания социальной ситуации развития включает в себя несколько компонентов:
1-методическое обеспечение возможности проведения самоанализа, самооценки деятельности педагогами ДОУ (разработка критериев и методов оценивания сформированности компетенций) для определения - достаточности/недостаточности уровня психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса, что показывает исходное состояние психолого-педагогических условий в ДОУ и позволяет очертить круг вопросов. требующих разъяснения в методических рекомендациях, проработки на семинарах и отработки на тренингах.
2-проведение самоанализа и самооценки деятельности педагогическим коллективом по следующим направлениям:
1/ каким видит меня ребенок? /стиль профессионального взаимодействия и его влияние на формирование личности/;
2/ умею ли я наблюдать /феноменологическое наблюдение[4]/, делать выводы и взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса в интересах обучающихся: по вопросам их социальной адаптации; по причинам возникающих ситуативно-личностных реакций детей;
3/ моя психологическая компетентность;
4/ моя коммуникативная компетентность /отдельным акцентом - с родителями детей/;
5/ моя игровая компетентность;
6/ как я способствую развитию детской инициативы, социального и эмоционального интеллекта дошкольников;
7/ умею ли я создавать, необходимые по ФГОС ДО, психолого-педагогические условия;
8/ умею ли я применять на практике коррекционные методы /релаксационные, игротерапевтические и сказкотерапевтические /для адресной работы: дети группы риска; дети с ОВЗ; одаренные дети;
9/ умею ли я рефлексировать, давать и получать обратную связь и что делаю для саморазвития, какой вижу результат оптимизации собственной деятельности;
3-анализ актуальной ситуации в ДОУ / по самоанализу, взаимоанализу, внешнему анализу занятий и других видов педагогической деятельности/; сравнению данных самоанализа и внешнего анализа;
4-разработка системы повышения психологической компетентности педагогов:
1)Разработка методических рекомендаций для педагогов по вопросам, затрагиваемым во всех видах самоанализа педагогической деятельности; консультационно-методическое сопровождение деятельности педагога;
2) Подготовка и проведение ежемесячных на протяжении пяти лет семинаров по развитию у педагогов современных представлений о развитии ребенка:
1/ современные исследования развития ребенка и качество дошкольного образования по материалам А.Г. Асмолова, исследованиям кафедры психологии личности факультета психологии МГУ[5];
2/ академический урок в ДОУ как двигательно- закрепощенный режим при позно-мышечном напряжении тела, дидактические приемы конструирования учебного процесса с использованием режимов сенсорно-моторного обогащения по материалам М.М. Безруких, исследованиям Института возрастной физиологии РАО[6];
3/международные исследования в области социального развития дощкольников, роли детской игры по материалам В.К. Загвоздкина, ФИРО РАНХиГС[7];
4/догматический стиль взаимодействия с детьми и развитие пассивной и зависимой личности по материалам Е.О. Смирновой, исследованиям МГППУ[8];
5/индивидуальность ребенка и воспитание, изучение социального поведения ребенка, развитие эмоционального и социального интеллекта дошкольника, научные основания для решения задачи по выделению и развитию социальных компетенций по материалам С.В. Кривцовой, исследованиям Центра практической психологии образования Московской области (структурного подразделения Академии социального управления Министерства образования Московской области)[9];
6/ детская инициатива, показатели и уровни проявления в общении, познавательно-исследовательской, продуктивной практиках, двигательной активности у детей дошкольного возраста по материалам ФИРО РАНХиГС «Инструменты оценки качества дошкольного образования»[10].
7/психологические особенности формирования личности; методическое и технологическое обеспечение процессов ее развития, интеграции воздействий на личность ребенка в процессе обучения, воспитания, развития и социализации.
3) Разработка и проведение ежемесячных на протяжении пяти лет компетентностных тренингов по развитию мастерства педагогов в применении направленного игротерапевтического взаимодействия по материалам Романова А.А[11]., Кривцовой. Тренинги позволяют педагогам осмыслить направления индивидуальных развивающих траекторий воспитанников, а обучающимся на основе этих возможностей воспитателей приобрести навыки социальной адаптации и общения со сверстниками, обхождения с чувствами, альтернативы агрессии и преодоления стресса на материале русских народных и авторских сказок;
1. «Универсальные психолого-педагогические инструменты для развития социальных компетенций. Базовые методики работы»
2. Основные психолого-педагогические подходы, структурные компоненты направленной игры, условия эффективности направленной игротерапии, стратегии игрового поведения взрослого с ребенком.
3. Игры для коррекции нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста.
4. Демонстрация образцов игрового поведения с ребенком, обучение взрослых игровому поведению с детьми через превращение взрослого в психологическое состояние ребенка.
5. Конструирование игровых задач как основа творчества, спонтанности игротерапевтического взаимодействия с детьми.
6. Конструирование смысловых задач и побуждающих конфликтно-смысловых ситуаций.
4)Проведение ежемесячных видеосъемок обобщающего многокомпонентного игрового взаимодействия по теме месяца /приключения, квеста, в котором детей ожидают посильные препятствия /с возможностью выбора вариантов решения/, которые им следует самостоятельно преодолеть/; с обсуждением и анализом, индивидуальными рекомендациями по развитию детской инициативы и социальных компетенций, соотнесением достижений с результатами самоанализа и постановкой задач на следующий месяц;
5-экспертиза – оценка результатов введения новых образовательных стандартов и влияния на них образовательной организации, анализ взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов образовательного процесса, его организации и динамики его эффективности.
- Показатели эффективности работы ДОУ. Преобразование культурно-предпочитаемые стратегий решения жизненных задач в индивидуальные решения ребенка
По результатам проведенной экспертизы Службой ППС ДОУ делаются выводы о
1/ комфортности и безопасности образовательной среды ДОУ;
2/ достаточности/недостаточности созданных психолого- педагогических условий, обеспечивающих/не обеспечивающих успешное прохождение социальной адаптации и развитие ребенка в соответствии с его возрастными, индивидуальными особенностями, возможностями и склонностями, их соответствия ФГОС ДО.
Подводятся итоги работы всего коллектива по комплексному психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса.
Показателями повышения эффективности работы ДОУ являются результаты проектной деятельности образовательного учреждения, согласующимся с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и планируемыми результатами освоения дошкольниками образовательной программы, являются:
1/ увеличение времени детской игры, приносящей ребенку внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, собственных возможностей, эмоционального комфорта, и её присутствия в жизни ребенка;
2/ повышение адаптированности детей разного возраста к быстроменяющейся жизни - через предъявление в процессе игровой деятельности нестандартных задач на знакомом сказочном материале, с разным набором данных: «с недостаточными данными, с избыточными данными», интерес к которым мы замечаем в работах Асмолова А.Г; особых смысловых задач в побуждающих проблемно-конфликтных ситуациях. Тему личностных смыслов после Гальперина П.Я. и Леонтьева А.Н продолжает в своих работах Запорожец А.В.
3/улучшение качества образовательной среды, способствующей, прежде всего:
- становлению личности ребенка через востребованность умений справляться с посильными задачами: пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми, проявлять самостоятельность, личную инициативу, разрешать конфликтные ситуации ненасильственными способами, осуществлять осознанный выбор в ситуациях неопределенности, принимать и отстаивать решения; обрести смелость попробовать сделать то, что хочется; а также формированию личностных установок, способных обеспечить качество жизни;
- повышению мастерства педагогов в проектировании ситуаций и событий, развивающих эмоционально-личностную сферу ребенка, культуру переживаний и ценностную ориентацию через построение игровых действий с проигрыванием причинно-следственных связей, некоторых происходящих событий и их посильной способности влиять на эти события;
- освоению направленной игротерапии, сказкотерапии - технологий работы, необходимых для проведения адресной работы с различными категориями воспитанников, оптимизации индивидуальных и групповых форм работы – в том числе, игр, помогающих ребенку понять себя /осознать свое реальное «Я»/, свои возможности; способствующих отреагированию внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшающих беспокойство и чувство вины; повышающих самооценку, развивающих потенциальные возможности;
- развитию инновационной культуры педагога, интегративного качества личности, представленного совокупностью мотивов, ценностей, компетенций и оптимальным сочетанием владения традиционными и инновационными педагогическими технологиями, через развитие рефлексивных действий, обеспечивающих высокий уровень качества профессиональной новаторской деятельности педагога;
- формированию новых для ДОУ форм профессионального взаимодействия педагогов /взаимный анализ разных видов педагогической деятельности/;
- развитию образовательного учреждения в целом через психологическую поддержку процесса формирования команды единомышленников /педагоги и родители/, особую культуру поддержки и помощи всем участникам образовательного процесса ДОУ.
- созданию комплексной системы сопровождения процессов развития /слияние психологической работы с учебно-воспитательной системой, превращение их в единую систему сопровождения педагогов и обучающихся/;
- управлению психологическим благополучием ДОУ, оптимизации педагогической деятельности и достижению планируемых результатов:
- развитие универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования/;
- преобразование культурно-предпочитаемых стратегий решения жизненных задач (по формулировке Асмолова А.Г.) на протяжении обучения в ДОУ, а именно психологии сотрудничества, в личностно-смысловые отношения ребенка с миром, другими людьми, самим собой и соответствующие индивидуальные решения.
Литература:
- Смирнова Е.О, Хузеева Г.Р. АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОЧЕРК) в журнале Вопросы психического здоровья детей и подростков, 2020 № 1, с. 4-13
- Романов А. А. Расстройства поведения и эмоций у детей в целом. Рабочая тетрадь специалиста. Опросники, заключение, рекомендации, перечень игровых задач. http://pedlib.ru/Books/6/0095/6_0095-22.shtml
- Асмолов А.Г. Кризис: социальная логика расширения возможностей в журнале Образовательная политика, № 1(81) 2020, с. 6-6. https://istina.msu.ru/profile/Asmolov/#articles
- Безруких М.М. Функциональное развитие мозга. Познавательная деятельность и обучение в предшкольном и младшем школьном возрасте // Новые исследования М.: ИВФ РАО. 2009, № 2 С. 8-9. Безруких М.М. Опыт решения проблемы «школа и здоровье» в России за 100 лет. // Справочник руководителя образовательного учреждения. М.: ЗАО «МЦФЭР» 2009. № 7 С. 10-19. http://www.ivfrao.ru/ivf-lab/sotr_bezrukikh.php
- Загвоздкин В.К. «Новейшие отечественные и зарубежные психолого-педагогические исследования в области дошкольного детства», 2019. https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/98-kompleksniye-programmy/477-programma-vdokhnovenie
- Кривцова С.В. "Навыки жизни: в согласии с собой и с миром" 2002) http://www.psychologia.edu.ru/article.php?id_catalog=12&id_position=35
- Методический инструментарий оценки качества дошкольного образования. Научно-исследовательская работа ФИРО РАНХиГС, 2019 http://firo-nir.ru/index.php/analiz/otkrytye-istochniki.html
- Хухлаева О.В. Проектирование личностно развивающих педагогических систем с учетом образовательных потребностей обучающихся и факторов социокультурной макросреды 351 Психология и право (2018. Том 8, № 3. С. 240–253) — https://psyjournals.ru/authors/27533.shtml
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. —— М.: Смысл, 2001. — 365 с. http://pedlib.ru/Books/6/0471/6_0471-1.shtml
[1] [Хухлаева О.В., 2018]
[2] [ФИРО, 2019]
[3] [Ясвин В.А, 2001]
[4] [Кривцова С.В., 2002]
[5] [Асмолов А.Г., 2020]
[6] [Безруких М.М., 2009]
[7] [Загвоздкин В.К., 2019]
[8] [Смирнова Е.О, Хузеева Г.Р., 2020]
[9] [Кривцова С.В. ,2002]
[10] [ФИРО, 2019]
[11] [Романов А.А., 2003]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
работа с родителями...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
опыт работы с детьми не посещающих ДОУ...
Проект инновационной деятельности: «Организация психолого-педагогического сопровождения и интеграция разнообразных видов деятельности по профилактике психоэмоционального напряжения «Калейдоскоп настроений»
Разработка и внедрение инновационных моделей по психологической поддержке по сохранению, укреплению и коррекции психологического здоровья воспитанников и сотрудников МБДОУ в условиях ФГОС....
Деятельность службы психолого-педагогического сопровождения образовательной организации по обеспечению специальных образовательных условий для дошкольников с ОВЗ
Психолого-педагогическое сопровождение – это организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного о...
Вебинар "«Основные направления деятельности в психолого-педагогическом сопровождении дошкольника»
обобщение вебинара...
Проект инновационной деятельности: «Организация психолого-педагогического сопровождения и интеграция разнообразных видов деятельности по профилактике психоэмоционального напряжения «Калейдоскоп настроений»
Цель проекта: сохранение психологического здоровья детей, повышение психолого – педагогической компетенции родителей и педагогов, снятие психоэмоционального напряжения через организованную модел...