Эффективность деятельности Cлужбы психолого-педагогического сопровождения ДОУ
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

БАГРАТУНИ ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА

Содержание:

1. Современные аспекты качества дошкольного образования.

2. Компетенции педагогов ДОУ и требования профстандарта.

3. Психическое здоровье, психологическая компетентность педагогического коллектива и безопасность образовательной среды.

4. Проектирование оптимальной образовательной среды и повышение компетенций педагогов как задача Службы ДОУ.

5. Повышение эффективности работы ДОУ с помощью долгострочного проекта, вошедшего в Программу развития образовательной организыции.

6. Проект создания социальной ситуации развития.

7. Показатели эффективности работы ДОУ. Преобразование культурно-предпочитаемых стратегий решения жизненных задач в индивидуальные решения ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективность деятельности психолого-педагогической службы ДОУ (социально-психологическое обеспечение качества образования)

  1. Современные аспекты качества дошкольного образования

Введение и реализация федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования ставит перед каждой образовательной организацией цель построения, вверенного ей, образовательного процесса таким образом, чтобы обеспечить повышение его качества. На современном этапе его социально-психологическое обеспечение включает поддержку:

- гармонии ребенка с самим собой, другими людьми и окружающей средой; позитивного представления о себе и других; потребности в саморазвитии[1] как важной части сохранения и укрепления психического здоровья, формирования установок на здоровый образ жизни;

- детской инициативы (творческой, инициативы как целеполагания и волевого усилия, коммуникативной, познавательной и двигательной, как обозначено в «Методическом инструментарии оценки качества образования»[2], т.е. возможности выбора детьми партнеров, материалов, средств, самих заданий и их решений;

- позитивной социализации через формирование социальных компетенций, способствующих профилактике поведенческих факторов риска, развитию навыков саморегуляции и управления стрессом с учетом личностных потребностей детей (как индивидуализация стратегий взаимодействия) через проектирование задач на преодоление разумных затруднений;

- вариантов развития ребенка в дошкольном детстве;

  1. Компетенции педагогов ДОУ и требования профстандарта

Изменение парадигмы педагогического взаимодействия /согласно стандартам/ и превращение его, по сути, в психолого-педагогическое, позволяет,

с одной стороны, ожидать от педагогов осуществления в процессе своей профессиональной деятельности взаимодействия и обучения, ориентированного на развитие обучающихся, учет особенностей их поведения и развития, коррекцию и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала;

а с другой стороны, требует комплексной технологии работы всего коллектива ДОУ, ориентированной на педагогов, по формированию необходимых компетенций. Мы имеем в виду организацию такого психолого - педагогического сопровождения, при котором необходимые знания, компетенции, опыт (психолого-педагогические дефициты которых выявляются в процессе работы) педагог восполняет «здесь и сейчас», на рабочем месте в процессе ежедневной профессиональной деятельности, что постепенно формирует её оптимальный алгоритм.

  1. Психологическое здоровье, психологическая компетентность педагогического коллектива и безопасность образовательной среды

Особое место в такой модели построения образовательного процесса отводится психолого-педагогической поддержке педагогов неслучайно. Именно от психологического здоровья педагогического коллектива и уровня психолого-педагогической компетентности каждого педагога непосредственно зависит, создаваемая ими, образовательная среда ДОУ. «Система влияний и условий формирования личности, возможности развития, содержатся в её социально-коммуникативном и пространственно-предметном окружении»[3] и в оптимальном варианте совокупность всех психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешное прохождение социальной адаптации и развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и возможностями, склонностями и интересами, складывается в единое целое.

  1. Проектирование оптимальной образовательной среды и повышение компетенций педагогов как задача Службы ДОУ

Так перед образовательной организацией возникает необходимость проектирования оптимальной образовательной среды для четкой постановки целей, определения задач и планируемых результатов освоения образовательной программы. Подобная деятельность оказывается подвластной усилиям Службы психолого-педагогического сопровождения ДОУ /далее Служба ДОУ/, включающей администрацию и специалистов ДОУ при активной роли педагога-психолога.

Служба ДОУ, таким образом, с одной стороны, интегрирует, возможно, несогласованные направления работы; а с другой стороны, объединяет усилия всех субъектов образовательного процесса с целью обеспечения эффективности работы ДОУ.

В ее план входит не только

методическое обеспечение всех участников образовательного процесса в вопросах осуществления психолого-педагогического сопровождения развития обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС /как системы психолого-педагогического сопровождения введения новых стандартов в образовательный процесс/,

но и коллегиальный поиск оптимальных решений актуальной для данного учреждения образования проблем профессиональной и личностной готовности педагогов к выполнению современных профессиональных задач (как системы психолого-педагогического сопровождения педагога в процессе его профессиональной деятельности), предполагающий системный анализ проблемных ситуаций, программирование и планирование деятельности, направленной на их разрешение.

                

  1. Повышение эффективности работы ДОУ с помощью долгосрочного проекта Программы развития образовательной организации

Эффективность комплексного сопровождения процессов развития ребенка в ДОУ неразрывно связана с развитием профессионализма во взаимодействии педагогов со всеми участниками образовательного процесса: с самими собой, с родителями, детьми, коллегами.  Систематический анализ эффективности педагогических действий, отражающих степень их соответствия потребностям обучающихся, и лежащий в основе их дальнейшего планирования - это и есть целостный и непрерывный комплекс мер, предусматривающих применение педагогами адекватных форм, методов, приемов взаимодействия с дошкольниками.

Решению поставленных задач оптимально соответствует, разработанный нами, долгосрочный проект в рамках Программы развития образовательной организации, предусматривающий работу педагогического коллектива по развитию инициативы и социальных компетенций дошкольников игровыми формами работы на протяжении полного цикла пребывания ребенка в детском саду.  Эта комплексная, целенаправленная и систематическая работа педагогического коллектива дошкольного учреждения имеет внутренние и внешние взаимосвязанные и взаимозависимые, хотя и разнонаправленные векторы развития.  Внутренний вектор - повышение важнейших профессионально значимых компетенций современного педагога дошкольного образования: психологической, коммуникативной, игровой. Внешний вектор - 1) формирование игровых, коммуникативных, социальных, метапредметных компетенций у обучающихся, способствующих их личностному развитию, 2) включение родителей в образовательную деятельность, повышение качества взаимодействия между детьми и родителями и удовлетворенности этими отношениями через приобщение к детскому творчеству /индивидуально в семье и в групповом варианте проведения мастер-классов по темам проекта / как возможность  уникального взаимодействия с группой детей, в которую ходит ребенок, и, так необходимого для глубины общения, приоткрытия  для ребенка своего внутреннего мира/.

Психолого-педагогическое сопровождение педагогов представляется нам и как возможность профессионального роста, и как насущная необходимость, требование, включенное в ежедневную профессиональную деятельность. И поскольку в подобную деятельность оказывается вовлеченным весь педагогический коллектив на протяжении длительного периода работы, с важным компонентом взаимовлияния, открытости достижений, анализа результативности работы, психологической поддержкой и фиксацией позитивных изменений в сторону повышения качества работы. При такой постановке дела мы можем ожидать от каждого конкретного педагога развития личностного и профессионального /т.е. не только отсутствия застоя и наличия движения, но и накопления компетенций /, и на таком позитивном фоне - развития обучающихся в нужном, по ФГОС ДО, направлении.

Методическое обеспечение профессиональной деятельности педагога по психологическим, коммуникативным и вопросам развития игровой деятельности  приобретает особый смысл при систематическом повышении способности педагога к самостоятельному анализу собственной педагогической деятельности, способности  перевести обратную связь в развитие важнейших компетентностей  /через реализацию проекта, анализ достижений и повышение на этом фоне способности к самостоятельному использованию психологических рекомендаций по сопровождению детей с целью обеспечения необходимых психолого-педагогических условий и своевременной психолого-педагогической поддержки обучающихся в решении задач успешной индивидуализации, социализации, развития и оптимизации работы с группой/.

  1. Проект создания социальной ситуации развития

        Проект создания социальной ситуации развития включает в себя несколько компонентов:

1-методическое обеспечение возможности проведения самоанализа, самооценки деятельности педагогами ДОУ                 (разработка критериев и методов оценивания сформированности компетенций) для определения - достаточности/недостаточности уровня психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса, что показывает исходное состояние психолого-педагогических условий в ДОУ и позволяет очертить круг вопросов. требующих разъяснения в методических рекомендациях, проработки на семинарах и отработки на тренингах.

2-проведение самоанализа и самооценки деятельности педагогическим коллективом по следующим направлениям:  

1/ каким видит меня ребенок? /стиль профессионального взаимодействия и его влияние на формирование личности/;

2/ умею ли я наблюдать /феноменологическое наблюдение[4]/, делать выводы и взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса в интересах обучающихся: по вопросам их социальной адаптации; по причинам возникающих ситуативно-личностных реакций детей;

  3/ моя психологическая компетентность;

4/ моя коммуникативная компетентность /отдельным акцентом - с родителями детей/;

  5/ моя игровая компетентность;

6/ как я способствую развитию детской инициативы, социального и эмоционального интеллекта дошкольников;

7/ умею ли я создавать, необходимые по ФГОС ДО, психолого-педагогические условия;

8/ умею ли я применять на практике коррекционные методы /релаксационные, игротерапевтические и сказкотерапевтические /для адресной работы: дети группы риска; дети с ОВЗ; одаренные дети;

9/ умею ли я рефлексировать, давать и получать обратную связь и что делаю для саморазвития, какой вижу результат оптимизации собственной деятельности;

3-анализ актуальной ситуации в ДОУ / по самоанализу, взаимоанализу, внешнему анализу занятий и других видов педагогической деятельности/; сравнению данных самоанализа и внешнего анализа;

4-разработка системы повышения психологической компетентности педагогов:

1)Разработка методических рекомендаций для педагогов по вопросам, затрагиваемым во всех видах самоанализа педагогической деятельности; консультационно-методическое сопровождение деятельности педагога;

2) Подготовка и проведение ежемесячных на протяжении пяти лет семинаров по развитию у педагогов современных представлений о развитии ребенка:

1/ современные исследования развития ребенка и качество дошкольного образования по материалам А.Г. Асмолова, исследованиям кафедры психологии личности факультета психологии МГУ[5];

2/ академический урок в ДОУ как двигательно- закрепощенный режим при позно-мышечном напряжении тела, дидактические приемы конструирования учебного процесса с использованием режимов сенсорно-моторного обогащения по материалам М.М. Безруких, исследованиям Института возрастной физиологии РАО[6];

3/международные исследования в области социального развития дощкольников, роли детской игры по материалам В.К. Загвоздкина, ФИРО РАНХиГС[7];

4/догматический стиль взаимодействия с детьми и развитие пассивной и зависимой личности по материалам Е.О. Смирновой, исследованиям МГППУ[8];

5/индивидуальность ребенка и воспитание, изучение социального поведения ребенка, развитие эмоционального и социального интеллекта дошкольника, научные основания для решения задачи по выделению и развитию социальных компетенций по материалам С.В. Кривцовой, исследованиям Центра практической психологии образования Московской области (структурного подразделения Академии социального управления Министерства образования Московской области)[9];

6/ детская инициатива, показатели и уровни проявления в общении, познавательно-исследовательской, продуктивной практиках, двигательной активности у детей дошкольного возраста по материалам ФИРО РАНХиГС «Инструменты оценки качества дошкольного образования»[10].

7/психологические особенности формирования личности; методическое и технологическое обеспечение процессов ее развития, интеграции воздействий на личность ребенка в процессе обучения, воспитания, развития и социализации.

3) Разработка и проведение ежемесячных на протяжении пяти лет компетентностных тренингов по развитию мастерства педагогов в применении направленного игротерапевтического взаимодействия по материалам Романова А.А[11]., Кривцовой. Тренинги позволяют педагогам осмыслить направления индивидуальных развивающих траекторий воспитанников, а обучающимся на основе этих возможностей воспитателей приобрести навыки социальной адаптации и общения со сверстниками, обхождения с чувствами, альтернативы агрессии и преодоления стресса на материале русских народных и авторских сказок;

1. «Универсальные психолого-педагогические инструменты для развития социальных компетенций. Базовые методики работы»

2. Основные психолого-педагогические подходы, структурные компоненты направленной игры, условия эффективности направленной игротерапии, стратегии игрового поведения взрослого с ребенком.

3. Игры для коррекции нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста.

4. Демонстрация образцов игрового поведения с ребенком, обучение взрослых игровому поведению с детьми через превращение взрослого в психологическое состояние ребенка.

5. Конструирование игровых задач как основа творчества, спонтанности игротерапевтического взаимодействия с детьми.

6. Конструирование смысловых задач и побуждающих конфликтно-смысловых ситуаций.

        

4)Проведение ежемесячных видеосъемок обобщающего многокомпонентного игрового взаимодействия по теме месяца /приключения, квеста, в котором детей ожидают посильные препятствия /с возможностью выбора вариантов решения/, которые им следует самостоятельно преодолеть/; с обсуждением и анализом, индивидуальными рекомендациями по развитию детской инициативы и социальных компетенций, соотнесением достижений с результатами самоанализа и постановкой задач на следующий месяц;

5-экспертиза – оценка результатов введения новых образовательных стандартов и влияния на них образовательной организации, анализ взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов образовательного процесса, его организации и динамики его эффективности.

  1. Показатели эффективности работы ДОУ. Преобразование культурно-предпочитаемые стратегий решения жизненных задач в индивидуальные решения ребенка

По результатам проведенной экспертизы Службой ППС ДОУ делаются выводы о         

1/ комфортности и безопасности образовательной среды ДОУ;

2/ достаточности/недостаточности созданных психолого- педагогических условий, обеспечивающих/не обеспечивающих успешное прохождение социальной адаптации и развитие ребенка в соответствии с его возрастными, индивидуальными особенностями, возможностями и склонностями, их соответствия ФГОС ДО.

Подводятся итоги работы всего коллектива по комплексному психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса.

Показателями повышения эффективности работы ДОУ являются результаты проектной деятельности образовательного учреждения, согласующимся с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и планируемыми результатами освоения дошкольниками образовательной программы, являются:

1/ увеличение времени детской игры, приносящей ребенку внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, собственных возможностей, эмоционального комфорта, и её присутствия в жизни ребенка;

2/ повышение адаптированности детей разного возраста к быстроменяющейся жизни -  через предъявление в процессе игровой деятельности нестандартных задач на знакомом сказочном материале, с разным набором данных: «с недостаточными данными, с избыточными данными», интерес к которым мы замечаем в работах Асмолова А.Г; особых смысловых задач в побуждающих проблемно-конфликтных ситуациях.  Тему личностных смыслов после Гальперина П.Я. и Леонтьева А.Н продолжает в своих работах Запорожец А.В.

3/улучшение качества образовательной среды, способствующей, прежде всего:

- становлению личности ребенка через востребованность умений справляться с посильными задачами: пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми, проявлять самостоятельность, личную инициативу, разрешать конфликтные ситуации ненасильственными способами, осуществлять осознанный выбор в ситуациях неопределенности, принимать и отстаивать решения; обрести смелость попробовать сделать то, что хочется; а также формированию личностных установок, способных обеспечить качество жизни;

- повышению мастерства педагогов в проектировании ситуаций и событий, развивающих эмоционально-личностную сферу ребенка, культуру переживаний и ценностную ориентацию через построение игровых действий с проигрыванием причинно-следственных связей, некоторых происходящих событий и их посильной способности влиять на эти события;

- освоению направленной игротерапии, сказкотерапии - технологий работы, необходимых для проведения адресной работы с различными категориями воспитанников, оптимизации индивидуальных и групповых форм работы – в том числе, игр, помогающих ребенку понять себя /осознать свое реальное «Я»/, свои возможности; способствующих отреагированию внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшающих беспокойство и чувство вины; повышающих самооценку, развивающих потенциальные возможности;

- развитию инновационной культуры педагога, интегративного качества личности, представленного совокупностью мотивов, ценностей, компетенций и оптимальным сочетанием владения традиционными и инновационными педагогическими технологиями, через развитие рефлексивных действий, обеспечивающих высокий уровень качества профессиональной новаторской деятельности педагога;

- формированию новых для ДОУ форм профессионального взаимодействия педагогов /взаимный анализ разных видов педагогической деятельности/;

- развитию образовательного учреждения в целом через психологическую поддержку процесса формирования команды единомышленников /педагоги и родители/, особую культуру поддержки и помощи всем участникам образовательного процесса ДОУ.

- созданию комплексной системы сопровождения процессов развития /слияние психологической работы с учебно-воспитательной системой, превращение их в единую систему сопровождения педагогов и обучающихся/;

- управлению психологическим благополучием ДОУ, оптимизации педагогической деятельности и достижению планируемых результатов:

  • развитие универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования/;
  • преобразование культурно-предпочитаемых стратегий решения жизненных задач (по формулировке Асмолова А.Г.) на протяжении обучения в ДОУ, а именно психологии сотрудничества, в личностно-смысловые отношения ребенка с миром, другими людьми, самим собой и соответствующие индивидуальные решения.

Литература:

  1. Смирнова Е.О, Хузеева Г.Р. АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОЧЕРК)  в журнале Вопросы психического здоровья детей и подростков, 2020  № 1, с. 4-13
  2. Романов А. А. Расстройства поведения и эмоций у детей в целом. Рабочая тетрадь специалиста. Опросники, заключение, рекомендации, перечень игровых задач. http://pedlib.ru/Books/6/0095/6_0095-22.shtml
  3. Асмолов А.Г. Кризис: социальная логика расширения возможностей в журнале Образовательная политика, № 1(81) 2020, с. 6-6. https://istina.msu.ru/profile/Asmolov/#articles
  4. Безруких М.М. Функциональное развитие мозга. Познавательная деятельность и обучение в предшкольном и младшем школьном возрасте // Новые исследования М.: ИВФ РАО. 2009, № 2 С. 8-9. Безруких М.М. Опыт решения проблемы «школа и здоровье» в России за 100 лет. // Справочник руководителя образовательного учреждения. М.: ЗАО «МЦФЭР» 2009. № 7 С. 10-19. http://www.ivfrao.ru/ivf-lab/sotr_bezrukikh.php
  5. Загвоздкин В.К. «Новейшие отечественные и зарубежные психолого-педагогические исследования в области дошкольного детства», 2019. https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/98-kompleksniye-programmy/477-programma-vdokhnovenie
  6. Кривцова С.В. "Навыки жизни: в согласии с собой и с миром" 2002) http://www.psychologia.edu.ru/article.php?id_catalog=12&id_position=35
  7. Методический инструментарий оценки качества дошкольного образования. Научно-исследовательская работа ФИРО РАНХиГС, 2019 http://firo-nir.ru/index.php/analiz/otkrytye-istochniki.html
  8. Хухлаева О.В. Проектирование личностно развивающих педагогических систем с учетом образовательных потребностей обучающихся и факторов социокультурной макросреды  351  Психология и право (2018. Том 8, № 3. С. 240–253) — https://psyjournals.ru/authors/27533.shtml
  9. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. —— М.: Смысл, 2001. — 365 с. http://pedlib.ru/Books/6/0471/6_0471-1.shtml


[1]  [Хухлаева О.В., 2018] 

[2] [ФИРО, 2019]

[3] [Ясвин В.А, 2001]

[4] [Кривцова С.В., 2002]

[5] [Асмолов А.Г., 2020]

[6]    [Безруких М.М., 2009]

[7] [Загвоздкин В.К., 2019]

[8]    [Смирнова Е.О, Хузеева Г.Р., 2020]

[9] [Кривцова С.В. ,2002]

[10] [ФИРО, 2019]

[11] [Романов А.А., 2003]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект инновационной деятельности: «Организация психолого-педагогического сопровождения и интеграция разнообразных видов деятельности по профилактике психоэмоционального напряжения «Калейдоскоп настроений»

Разработка и внедрение инновационных моделей по психологической поддержке по  сохранению, укреплению и коррекции психологического здоровья воспитанников  и сотрудников МБДОУ в условиях ФГОС....

Деятельность службы психолого-педагогического сопровождения образовательной организации по обеспечению специальных образовательных условий для дошкольников с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение – это организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного о...

Проект инновационной деятельности: «Организация психолого-педагогического сопровождения и интеграция разнообразных видов деятельности по профилактике психоэмоционального напряжения «Калейдоскоп настроений»

Цель проекта: сохранение психологического здоровья детей, повышение психолого – педагогической компетенции родителей и педагогов, снятие психоэмоционального напряжения через организованную модел...