«Особенности формирования внутренней оценки качества дошкольного образования»
консультация

Савкина  Светлана Сергеевна

Организация работы по  внутренней оценке качества образования в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_savkinoy_s.s._organizatsiya_vsoko_v_dou.docx35.45 КБ

Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА -

ДЕТСКИЙ САД № 44 «СВЕТЛЯЧОК»

Выступление на окружном вебинаре для педагогических и руководящих работников ДОУ на тему:

«Особенности формирования внутренней оценки качества дошкольного образования» с презентацией:

«Организация внутренней системы оценки

качества образования в ДОУ»

             

 Подготовила:

заместитель заведующего по ВМР Савкина С.С.,

высшая квалификационная категория

Место проведения:

УЦПК г.Мытищи

г. Мытищи

23.01.2020

Добрый день, уважаемые коллеги!

СЛАЙД 1

Система оценки качества образования сегодня является одной из главных проблем развития образования на всех его уровнях.

СЛАЙД 2

Оценка качества образования может осуществляться  как непосредственно самой образовательной организацией  (внутренняя оценка качества), так и внешними субъектами  (учредителем, надзорными органами, профессиональными и независимыми экспертами (внешняя или независимая оценка качества).

Повысить качество образования - общая задача педагогического коллектива. Большое значение при этом имеет функционирование внутренней системы оценки качества образования (далее – ВСОКО) в ДОУ и принятие управленческих решений по ее улучшению.

СЛАЙД 3

Что такое ВСОКО в ДОУ? Это: динамичная целостная система диагностических и оценочных процедур, совокупность организационных структур и нормативных материалов, обеспечивающих управление качеством образования; констатирующий непрерывный контроль качества образования, необходимый для определения его соответствия установленным нормам и принятия управленческих решений.

Оценка является самоаудитом системы с последующим информированием заказчиков и потребителей образовательных услуг о степени соответствия предоставляемого образования требованиям ФГОС.

СЛАЙД 4

На основании положений Закона № 273-ФЗ и ФГОС ДО  качество дошкольного образования можно определить как соответствие системы дошкольного образования, происходящих в ней процессов и достигнутых результатов ожиданиям и требованиям государства (выраженных, прежде всего, во ФГОС ДО), общества и различных групп потребителей: детей, родителей, педагогов ДОО, учителей начальной школы.

СЛАЙД 5

 Согласно ст. 28 Закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации относится проведение самообследования и формирование внутренней системы оценки качества образования.   Данная норма требует от каждой образовательной организации, в том числе дошкольной, определения подходов к построению и реализации ВСОКО.

Однако сложность в этом вопросе вызывает то, что в правительственных законодательных актах не регламентировано содержание и принципы системы ВСОКО, а потому каждый детский сад, учитывая особенности работы и ее специфику, определяет критерии и порядок проведения процедур самостоятельно.

СЛАЙД 6

Нами была принята модель ВСОКО, предложенная О. Скоролуповой. (таблица 1).

Модель состоит из взаимообусловленных и взаимосвязанных структурных компонентов:

1) Нормативного правового 

2) Концептуального

3) Организационно-управленческого

4) Содержательного

5) Процессуального (технологического 

6) Результативного

Рассмотрим их более подробно.

СЛАЙД 7

  1. Нормативный правовой компонент модели  отвечает на вопрос «На основе какой нормативно - правовой базы  функционирует ВСОКО?»

Дошкольная образовательная организация организует ВСОКО в соответствии с документами различных уровней. Перечислим основные из них:

  • федеральный уровень

Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.

– постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновлении информации об образовательной организации»;

– приказ Минобрнауки от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией»;

СЛАЙД 8

  • региональный уровень

- Региональная система качества образования

  • уровень ДОУ

-Устав

- Положение о самообследовании.

ДОУ необходимо разработать и утвердить:

  • Положение о ВСОКО;
  • регламент проведения оценочных процедур в рамках ВСОКО;
  • Положение о создании мониторинговой (рабочей) группы по оценке качества образования с указанием ответственных лиц за конкретное направление оценки;
  • распоряжения, приказы.

СЛАЙД 9

  1. Концептуальный компонент модели. Это некий фундамент для выстраивания дальнейшей работы, который включает в себя постановку цели, определение задач и принципов внутренней системы оценки качества образовательной деятельности.

Главной целью ВСОКО является обеспечение качества образования в соответствии с требованиями законодательства в сфере образования, региональными стратегическими документами, потребностями и индивидуальными особенностями обучающихся (воспитанников) и их родителей (лиц их заменяющих) через принятие управленческих решений на основе оценки качества результатов, условий образования и образовательного процесса.

СЛАЙД 10

Выстраивая систему ВСОКО в детском саду, ставятся следующие задачи: 

  • Выработка единых критериев оценки, аналитических показателей и подходов к измерению, принципов проведения самоаудита.
  • Определение факторов, которые влияют на качество образовательного процесса.
  • Оценка соответствия образовательной программы детского сада нормативам, а также условий для ее реализации требованиям ФГОС.

СЛАЙД 11

  • Обеспечение доступности образования. Оценка уровня индивидуального развития детей.
  • Способствование повышению педагогического мастерства
  • Увеличение роли общественного участия в управлении детским садом, повышение педагогической компетентности родителей воспитанников.
  • План ВСОКО включается в годовой план работы детского сада, где выносится в отдельный раздел

СЛАЙД 12

3.Организационно-управленческий компонент определяет организационно-управленческую структуру, занимающуюся внутренней оценкой и интерпретацией полученных результатов; отвечает на вопрос «Кто осуществляет оценку и экспертизу качества образования?». 

Проведение ВСОКО в ДОУ, оформление результатов, разработка плана — все это и многое другое ложится на плечи сотрудников учреждения и  заведующего.  Работу по оценке качества образования осуществляет заведующий и заместители заведующего, специалисты узких областей и воспитатели, медицинский работник и представитель родителей. Они составляют мониторинговую (рабочую) группу.

СЛАЙД 13

Распределение обязанностей в мониторинговых группах выглядит следующим образом:

Заведующий:  на нем лежит ключевая административная и прогностическая работа, поскольку именно он формирует план по ВСОКО в ДОУ, график и периодичность проведения оценочных процедур. Заведующий ДОУ обеспечивает проведение социологических исследований, мониторинговых и контрольно-оценочных процедур.

Заместитель заведующего по ВМР отвечает за организацию оценочных процедур в ДОУ; собирает, обрабатывает и представляет информацию о качестве образования и динамике его развития, анализирует ее; составляет информационно-аналитическую документацию по итогам проведения оценочных процедур; контролирует проведение мониторинговых процедур в каждой группе, отслеживая динамику развития детей; составляет рекомендации для педагогов по повышению качества воспитательно-образовательного процесса.

СЛАЙД 14

Специалисты узких областей и воспитатели:  на них ложится обязанность по оценке уровня развития каждого воспитанника с последующим анализом динамики. Они разрабатывают рекомендации для родителей, информируют их о результатах ВСОКО и своевременно передают сведения зам. зав. по ВМР.

Медицинский работник:  в его обязанности входит контроль за состоянием здоровья детей, статистики посещаемости и заболеваемости в детском саду. Он определяет факторы, которые негативно сказываются на здоровье и эмоциональном состоянии детей.

Заместитель заведующего по АХР: контролирует оценку материально-технического обеспечения учреждения.

Члены мониторинговой группы ДОУ должны понимать меру ответственности за искажение фактов, использование недостоверной информации в справках и отчетах.

СЛАЙД 15

4.Содержательный компонент модели определяет объекты, предметы оценивания, а также критерии, их характеризующие, т.е. позволяет ответить на вопрос «Что оценивается?».

При оценке качества дошкольного образования следует оценивать три основных параметра:

Качество условий — кадровое обеспечение, материально-техническая база, психолого-педагогические условия, информационно-развивающая среда, эстетические и санитарно-гигиенические условия, питание и медицинское сопровождение, документооборот, общественно-государственное управление.

Качество процесса — степень удовлетворенности родителей, уровень квалификации педагогов, эмоционально-психологическое благополучие детей, степень их социальной адаптации, соответствие дополнительных образовательных программ запросам родителей, а основных программ — требованиям ФГОС.

 Качество результата — насколько дети усваивают образовательную программу, задействованы в воспитательных мероприятиях, демонстрируют психологическую готовность к школе, каковы результаты коррекционной работы, состояние здоровья воспитанников.

СЛАЙД 16

5. Процессуальный или технологический компонент объединяет методы, средства, процедуры и алгоритмы оценивания;  позволяет ответить на вопрос: «Как осуществляется оценивание?».

Оценка качества образования в МБДОУ № 44 «Светлячок» осуществляется посредством:

  • Системы контроля (в соответствии с Положением о контроле, программой контроля).
  • Мониторинговых исследований. В системе ДОУ мы выделили два направления мониторинга:

 мониторинг реализации ООП ДОУ (условия реализации ООП ДОУ,  сформированность компетенций педагогов)  и мониторинг индивидуального развития ребенка (педагогическая диагностика, психологическая диагностика, медицинский мониторинг).

  • Самообследование – это анализ деятельности ДОУ, который осуществляется администрацией, сотрудниками и родителями (законными представителями) воспитанников с целью обеспечения доступности и открытости информации о деятельности учреждения, получения объективной информации о состоянии образовательной деятельности в Учреждении.

СЛАЙД 17

Основой самообследования является  «Положение о самообследовании в ДОУ».

  • Анкетирование, социологический опрос, общественная экспертиза качества образования  удовлетворенности родителей образовательными услугами.

СЛАЙД  18

Инструмент оценки члены мониторинговой группы выбирают в зависимости от критериев и показателей, которые необходимо оценить и проанализировать. Для этого группа  самостоятельно разрабатывает инструментарий диагностики или использует готовый.

СЛАЙД  19

Качество образовательной среды в нашем ДОУ   исследовалось с помощью авторитетного международного инструментария «Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях ECERS-R». Инструментарий основан на методике краткосрочного экспертного наблюдения за образовательной деятельностью ДОУ.

СЛАЙД  20

Также можно воспользоваться готовым инструментарием «Шкалы МКДО», который размещен на портале «Национальное исследование качества дошкольного образования». Вот ссылка на него:

https://do2019.niko.institute/news/10 

СЛАЙД  21

или «Инструментарием оценки качества дошкольного образования», размещенным на сайте ФИРО

http://firo-nir.ru/index.php/sbornik-materialov.html.

Слайд 22

6. Результативный компонент описывает результаты оценивания и управленческие решения, принятые для устранения отклонений от заданных стандартов и норм, и обеспечения условий развития учреждения; отвечает на вопрос: «Что получили?».

В результате реализации ВСОКО в ДОУ мониторинговая  группа должна:

  • получить объективную информацию о функционировании и развитии системы образования в ДОУ;
  • выявить позитивные и (или) негативные факторы, которые влияют на качество образования в ДОУ;
  • предоставить достоверную информацию о качестве образования в ДОУ всем участникам образовательных отношений и общественности;
  • сформулировать управленческие решения, как совершенствовать качество образования, и проинформировать потребителей образовательных услуг о принятии таких решений;
  • составить прогноз и перспективный план развития системы образования в ДОУ, в том числе определить актуальные задачи и включить их в программу развития детского сада.

СЛАЙД  23

На основе полученных результатов оценки качества образования в ДОУ мониторинговая группа разрабатывает план действий по устранению недостатков. Если рабочая группа выявила проблемную зону в деятельности детского сада, то предлагает конкретные шаги по ее ликвидации. Кроме того, негативные результаты оценки качества образования рабочая группа использует, чтобы сформулировать задачи программы развития детского сада. Результатом ВСОКО в ДОУ является публичная отчетность и доклад, а также информация на официальном сайте учреждения.  

СЛАЙД  24

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм разработки положения о системе внутренней оценки качества дошкольного образования в ДОУ

Данный материал поможет грамотно и последовательно разработать положение о системе внутренней оценки качества дошкольного образования в детском саду. Предназначен для старших  воспитателей детско...

Внутренняя система оценки качества дошкольного образования МАДОУ № 16 "Тополек" г.Енисейска

В материалах  представлено Положение о ВСОК ДО и инструментарий оценки качества дошкольного образования в МАДОУ № 16 "Тополек" г.Енисейска...

Выстраивание модели внутренней системы оценки качества дошкольного образования

Обеспечение качества дошкольного образования и функционирования системы его внутреннего мониторинга - обязательный объект контроля региональных надзорных орг...

Инновационный проект «Совершенствование внутренней системы оценки качества дошкольного образования»

Цель: Совершенствование внутренней системы оценки качества дошкольного образования....

ВНУТРЕННЯЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с подп.13 п. 3 ст.28 Закона №273-ФЗ к компетенции образовательной организации относится обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования. У данной процедуры б...