Семинар "Сенсорное развитие как психолого-педагогическая проблема"
учебно-методический материал

Марина Сергеевна Олехнович

Семинар "Сенсорное развитие как психолого-педагогическая проблема"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие как психолого-педагогическая проблема.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Слайд 2

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в младшем возрасте большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.    

Слайд 3

 Большое значение в сенсорном развитие имеет формирование у детей представления о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов.

В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенков по светлости и их насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер.

Необходимо иметь чёткие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов.

      Идея использования сенсорных эталонов принадлежит А. В. Запорожцу. Эталоны рассматриваются как инструменты для осуществления перцептивных и опознавательных действий. «Эталоны опосредуют эти действия подобно тому, как практическая деятельность опосредуется орудием, а мыслительная – словом».    

Под сенсорной организацией личности понимается характерный для индивида уровень развития отдельных систем чувствительности и способ их объединения в комплексы. К сенсорным процессам относятся ощущения и восприятие (перцепция).

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие является важнейшей частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников.

Слайд 4

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст "золотой порой" сенсорного воспитания. В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Рассматривая психолого-педагогические подходы к сенсорному развитию детей, отметим некоторых деятелей, оказавших значительное влияние на исследование этой проблемы.

Слайд 5

Ф. Фребель предлагал рассматривать следующие принципы сенсорного развития:

- Мир един и одновременно многообразен, а многообразие предполагает наличие отдельных элементов, единых по сущности.

- Проявление многообразия и единства, выявление их, приспособление их для познания окружающего мира.

- Движущие силы развития: внутренние и внешние.

- Совместное действие равных и противоположных условий (факторов) и путем уравнения, связи их в жизни.  

Слайд 6  

Сенсорное воспитание дошкольников имеет большое значение в системе М. Монтессори. «…Воспитание чувств надо начинать методически с самого раннего возраста и продолжить его во весь период обучения, который подготавливает индивидуума для жизни в обществе…». Задача не в информации, а насыщение подсознания ребенка опытом, переходящим в сознание, выводам и открытиям. Психологический комфорт и свобода благотворно влияют на психологическое развитие детей. Глубокое осмысливание педагогической идеи на основе анализа ее философских взглядов и понимания ее природы и процессов системы Монтессори возможно лишь на основании анализа ее философских взглядов и понимания ее природы и развития ребенка.    

Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе воспитания.  

Познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, происходит в процессе различных видов содержательной деятельности.

В условиях предметно - развивающей среды ребёнок не только познаёт свойства, качества, назначение тех или иных предметов, но и овладевает языком социального общения, одной из форм которого является установление контактов со сверстниками во время игровых действий. Так начинается процесс формирования элементарных навыков коммуникации, ведущая роль в котором отводится воспитателю. Он -образец для подражания, через него происходит передача общечеловеческих нравственных норм и правил.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что, готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные отечественными психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания, и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.

Таким образом, ощущение и восприятие человека – это необходимые предпосылки, и условия его жизни, и практической деятельности.

Слайд 7

Используемая литература.

Венгер, Л.А. Сенсорное воспитание дошкольников

Венгер, Л.А. Дидактические игры дошкольников

Запорожец, А.В. Сенсорное воспитание дошкольников

Мухина, В.С. Детская психология дошкольников

Тихеева, Е.И. Развитие речи детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого –педагогические основы проблемы развития рисования у детей 4 – 5 лет

теоретический материал  по развитию  рисования у детей 4 – 5  лет....

Статья "Психолого-педагогические основы проблемы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста".

Интерес к исследованию проблемы развития логического мышления, логического компонента, связан с поиском стратегий его оптимального развития, определение эффективности условий и средств его совершенств...

статья Психолого-педагогические основы проблемы творческого развития детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыты психолого-педагогические основы творческого развития детей старшего дошкольного возраста...

Сенсорное развитие как психолого-педагогическая проблема.

Значение сенсорного развития в младшем возрасте считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. ...

Психолого-педагогические основы проблемы внутрисемейных отношений.

Семья, как определённая  социальная  общность,  волновала  умы  философов, историков,  социологов,  педагогов,  психологов  во  все   времен...

Презентация на тему «Сенсорное развитие как психолого-педагогическая проблема.»

В презентации материал для восптитателей по проблеме сенсорного воспитания....