« Качество образования и эффективность функционирования образовательной организации в детском саду»
статья

Крылова Наталья Николаевна

 

Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования выступает обеспечение современного качества дошкольного  образования. ФГОС ДО определяет требования к структуре образовательной программы и ее объему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krylova_natalya_nikolaevna.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

Крылова Наталья Николаевна

Воспитатель

МАДОУ «Детский сад №86»

г. Сыктывкар

« Качество образования и эффективность функционирования образовательной организации в детском саду»

Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования выступает обеспечение современного качества дошкольного  образования. ФГОС ДО определяет требования к структуре образовательной программы и ее объему.

Показатели соответствия ООП ДО требованиям ФГОС ДО:

- наличие основной части и части, формируемой участниками образовательных отношений;

- структурные компоненты ООП ДО;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детского контингента;

- учет потребностей и возможностей всех участников образовательных отношений в процессе определения целей, содержания и организационных форм работы.

Критерии оценки соответствия ООП ДО требованиям ФГОС ДО:

- наличие/отсутствие основной образовательной программы дошкольного образования,

- наличие обязательной части ООП ДО и части, формируемой участниками образовательных отношений в целевом, содержательном и организационном разделе (да/нет);

- соответствие целевого, содержательного и организационного компонента ООП ДО возрастным и индивидуальным особенностям детского контингента (да/нет);

- целевая направленность, содержательный и организационный компонент ООП ДО в части, формируемой участниками образовательных отношений, разработаны в соответствии с изучением спроса на образовательные услуги со стороны потребителей (да/нет);

- целевая направленность, содержательный и организационный компонент ООП ДО в части, формируемой участниками образовательных отношений, разработаны в соответствии со спецификой национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность (да/нет);

- целевая направленность, содержательный и организационный компонент ООП ДО разработаны на основе учета потребностей и возможностей всех участников образовательных отношений (да/нет).

Вместе с тем дошкольное образование в представлениях граждан не входит в единую образовательную сеть и не является обязательным. По мнению общественности детский сад – скорее не институт образования, а место комфортного пребывания дошкольников. Проблема определения качества дошкольного образования сегодня является дискуссионной. Потребители дошкольных образовательных услуг обычно рассматривают этот показатель в его бытовом значении – как полезность и добротность объекта. Для кого-то качество дошкольного образования – это в первую очередь добрые воспитатели, с которыми ребёнок чувствует себя спокойно и комфортно. Кого-то заботят достижения ребёнка – что он нарисовал, выучил, вылепил, рассказал. Не секрет, что общественный авторитет детского сада выступает прямым следствием результатов образовательного процесса. Кроме того, качество дошкольного образования, предоставляемого конкретным ДОУ, оценивалось через ЗУНы, полученные детьми в ходе процедуры диагностики выбирается эталон, и достигнутое качество сопоставляется с ним. Образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и его результаты можно долго раскладывать на составные части, определяя их соответствие эталону. Концепции управления качеством и практика их реализации позволяют по-новому оценить роль непосредственных исполнителей в обеспечении качества. Деятельность сотрудников ДОУ направлена на качественное осуществление функциональных задач детского сада, но на каждом уровне управления она имеет свои особенности. Для воспитателя это обеспечение качества развития детей, для руководителя – обеспечение управления качеством образования. В ходе анализа современных исследований, посвящённых проблемам качества образования, из всего многообразия авторских подходов и позиций отчётливо выделяется главный признак: качество – это соответствие объекта установленным стандартам. Процесс стандартизации образовательных систем – общемировая тенденция.

В России для большинства уровней и ступеней образования установлен Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), представляющий собой совокупность трёх групп требований: – к структуре основных образовательных программ; – к условиям реализации основных образовательных программ; – к результатам освоения основных образовательных программ.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: 

 Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какойлибо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

 Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу.

 Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников .

С учетом положений части 2 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326). Часть 2 статьи 64 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

 Настоящие требования являются ориентирами для:

а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации;

б) решения задач: формирования Программы; анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями;

в) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;

г) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.

 Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: · аттестацию педагогических кадров; · оценку качества образования; · оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей); · оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания; · распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.

 К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте: ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; · использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; · владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; · стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; · проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; · проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; · у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:  ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; · ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;  ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;  ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;  у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;  ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

 Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

 В случае если Программа не охватывает старший дошкольный возраст, то данные Требования должны рассматриваться как долгосрочные ориентиры, а непосредственные целевые ориентиры освоения Программы воспитанниками - как создающие предпосылки для их реализации.

Педагогическая диагностика. Реализация программы "От рождения до школы" предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики - карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка в ходе: - коммуникации со сверстниками и взрослыми ( как меняются способы установления и поддерживания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.) - игровой деятельности - познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности) - проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, развивается умение планировать и организовывать свою деятельность) -художественной деятельности -физического развития Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей развития)

2) оптимизации работы с группой детей. В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия. Подводя итог, отметим, что система оценки качества образования призвана обеспечить единство требований к подготовленности воспитанников, объективность оценки их достижений, преемственность между дошкольным образованием и начальной школой. К тому же наличие единого подхода к пониманию качества дошкольного образования позволит обеспечить согласованность деятельности всех субъектов системы образования. Всё это, в конечном счёте, будет способствовать реализации права граждан на получение качественного дошкольного образования. Нормативные документы

• Федеральный закон от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”

• Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 “Об образовании” (ред. от 12.11.2012) • Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 № 2620-р

• Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Мин обр науки России от 20.07.2011 № 2151

• Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Мин обр науки России от 23.11.2009 № 655


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка по итогам тематического контроля по теме «Эффективность воспитательно – образовательной работы в детском саду по ФЭМП»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 74» ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ_______________________________...

12. Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся, с эффективностью работы образовательной организации.

  Принимаю активное участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся. Ежегодно разрабатываю и реализовываю рабочие программы по реализац...

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся, с эффективностью работы образовательной организации.

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся, с эффективностью работы образовательной организации носит системный характер....

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся, с эффективностью работы образовательной организации

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся, с эффективностью работы образовательной организации...

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся, с эффективностью работы образовательной организации

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся, с эффективностью работы образовательной организации...