Консультация «Организация предметно-развивающей среды по реализации познавательно-речевого направления деятельности ДОУ»
консультация
Речь - удивительно сильное средство,
но нужно иметь много ума, чтобы
пользоваться им.
Г. Гегель
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno-razvivayushchaya_sreda_dlya_poznavatelno-rechevogo.docx | 177.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Пушкинского муниципального района
детский сад №15 «Аистёнок»
Консультация
«Предметно-развивающая среда, как средство познавательно-речевого развития дошкольников»
Подготовила:
Воспитатель
I квалификационной категории
Темченко Ирина Николаевна
г.Пушкино, 2020
Речь - удивительно сильное средство,
но нужно иметь много ума, чтобы
пользоваться им.
Г. Гегель
Говорить умеют почти все, но говорить правильно лишь единицы из нас. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Познавательно-речевое направление может рассматриваться как основа для полноценного развития личности каждого малыша. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, при планировании и обсуждении рисунка, наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его приятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
Важнейшими задачами познавательно-речевого развития являются:
1. Развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями).
2. Формирование целостной картины мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта.
3. Сенсорное развитие.
4. Формирования способности к активной умственной деятельности.
5. Знакомство с родным языком.
6. Становление речи.
В связи с этим перед педагогами дошкольного образовательного учреждения встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного познавательно-речевого развития детей.
Создание условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает: обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ; целенаправленную работу воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности; повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников; создание дополнительных услуг по развитию речи детей; изучение состояния устной речи детей; участие родителей в речевом воспитании детей.
Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Творческое развитие ребенка дошкольного возраста успешно формируется в условиях предметно-развивающей среды, которая обеспечивает разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка.
В дошкольной педагогике под развивающей средой понимается естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная, разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В этой среде возможно включение в активную познавательно- творческую деятельность детей группы.
В качестве основных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждении можно выделить следующие:
1. Речь педагога.
2. Методы и приемы разных сторон речи детей.
3. Специальное оборудование для каждой группы.
Одной из самых важных речевой развивающей среды является грамотная речь педагога, так как педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы культуры речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания, т. е. оказывает огромное влияние на все стороны речи. Речь педагога имеет обучающую и воспитательную направленность. Качества речи педагога: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность.
В пустых стенах ребенок не заговорит – заметила в свое время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, мы заботимся в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группа, по возможности, оснащена игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно-речевого развития детей.
Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда- это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Окружающая среда рассматривается как возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности. Организовывая, предметную среду необходимо придерживаться следующих принципов.
Принципы построения развивающей среды в группе.
1. Принцип «дистанции, позиции при взаимодействии», ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который реализуется через уголок «уединения».
2. Принцип «активности», возможность ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения, осуществляется в уголках групп: «дом», «строительный», «гараж», «спортивный».
3. Принцип «стабильности – динамичности», ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей» который можно последить в изменяющемся уголке «изодеятельность + настольные игры».
4. Принцип «комплексирования и гибкого зонирования», реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу; только в зонированных уголках «дом», «магазин», «больница», «строительный», «гараж», изодеятельность».
Построение развивающей среды с учетом изложенных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению способами деятельности.
Перед собой мы поставили цель создания условий в группе для полноценного познавательно-речевого развития детей.
Для достижения поставленной цели мы определили задачи:
1. Создание предметно-развивающей среды.
2. Нахождение эффективных форм, методов и приемов обучения детей.
2. Организовать работу с родителями направленную на формирование правильного познавательно - речевого воспитания в семье.
Особое внимание уделяется предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру. Одной из основных задач мы считаем обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную активность детей.
С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды, в группе оформлены уголки, предоставляющие возможность ребенку действовать индивидуально. Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, физминуток, дидактические игры, пособия, способствующие развитию детей: материалы для рассказывания, художественная литература, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук.
Для того чтобы дети могли брать на себя роль персонажей сказок, самостоятельно изготовили настольный театр-герои, ширма, костюмы героев сказок различных, способствующий развитию диалогической речи воспитанников. Создали необходимые условия для проведения сюжетно-ролевых игр «Больница», «Семья», «Парикмахерская» и т. д., что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнером – сверстником, партнером – взрослым.
Наиболее успешно мы используем такие формы как игры – занятия, индивидуальные упражнения. К каждому занятию подходим творчески, тщательно его подготавливаем, используем много наглядного материала, используем много игр и игровых упражнений. Использование элементов двигательной активности, драматизации делает занятия более живым, интересным, результативным.
Также используем различные средства обучения: тексты (рассказы, сказки, загадки, стихотворения); не только просто познакомить детей с разнообразными предметами, природой и явлениями, жизнью животных и растений, взаимоотношениями людей, представлениям о грамматических конструкциях, но и добиться, чтобы все это было сознательно использовано самими ребятами.
Широко используем уголок экспериментирования. Создаются проблемные ситуации, в которых ребенку необходимо было бы высказаться.
Активное использование развивающих приемов носит комплексный и развивающий характер, направленный на развитие интеллекта и овладение коммуникативными навыками.
Организация работы с родителями, направленная на формирование познавательно-речевого развития в семье, является необходимым условием в нашей работе. Для повышения педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития мы используем, прежде всего, традиционные формы, которые сослужили хорошую службу уже многим поколениям.
В раздевалке оформлен уголок для родителей. В рубрике «Мама поиграй со мной» в течение года указывается перечень игр по познавательно-речевому развитию детей дома. Оформлена фотовыставка «Мы играем целый день, целый день играть не лень». Проведены консультации «Познавательно-речевое развитие детей» с рекомендациями по созданию развивающей среды дома, «Роль игрушки в познавательно-речевом развитии ребенка». Создана библиотека для родителей, куда вошли периодические методические и познавательные издания. Проведено занятие по познавательно-речевому развитию «Путешествие в страну Знаний».
Огромную помощь в работе с родителями оказывают родительские собрания. Совместно с родителями занимаемся изготовлением и приобретением игр и пособий по познавательно-речевому развитию, готовим костюмы к театрализованным праздникам и т.д.
Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием познавательно-речевого развития ребенка.
Для создания условий познавательно-речевого развития дошкольников в соответствии с нормативным документом, в нашей группе мы соблюдаем следующие принципы:
– информативность, предусматривающая разнообразие тематики материалов и оборудования для активизации воспитанников во взаимодействии с предметным окружением. В соответствии с зонированием, в группе выделена зона для познавательно-речевого развития детей. Она обозначена эмблемой, которая дает детям информацию о видах деятельности в данной зоне. Напротив зоны «Книжный уголок» расположена зона «Изодеятельности», которая способствует тому, что дети могут выразить свои впечатления в практической деятельности. Театрализованный уголок играет важную роль в овладении детьми навыками разговорной диалогической речи. Зона настольных игр, зона экспериментирования, зоны конструирования, сюжетно-ролевых игр расширяют возможности детей взаимодействовать в различных видах детской деятельности, основной их которых является игра.
– вариативность, которая определяется общеразвивающим видом образовательного учреждения, в нашем случае, приоритетным художественно-эстетическим направлением в развитии дошкольников, региональными особенностями, культурными традициями. В соответствии с приоритетным направлением деятельности дошкольного учреждения, педагоги уделяют большое внимание эстетическому оформлению помещений приемной и группы, привлекая к этой деятельности детей и родителей. Регулярно в приемной группы оформляются выставки с творческими семейными работами воспитанников, в которых отражается тематика нашего региона. Региональные особенности также учитываются в оформлении группы, в игровых и иллюстративных материалах, которые способствуют развитию познавательно-речевых навыков дошкольников.
– полифункциональность, предусматривающая обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды. Данный принцип реализуется благодаря комплексно-тематическому планированию и интеграции образовательных областей. Предметно-развивающая среда преобразуется в соответствии с темой недели – оформляются уголки, детям предоставляется игровой материал, который послужит развитию и закреплению определенных познавательно-речевых способностей.
– педагогическая целесообразность, которая позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить самовыражение воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка. В виду ограниченности пространства в группе, педагоги следят за тем, чтобы не перегружать зоны чрезмерным количеством информации, игровых материалов. Вместо этого вдумчивое наполнение игровых зон позволяет повысить эффективность их использования и получить более качественный результат.
– трансформируемость, обеспечивающая возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющая, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. Трансформируемость предметно-развивающей среды нашей группы происходит в основном за счет рационального размещения столов, использования мольбертов. Если воспитатель планирует индивидуальную работу, закрепление навыков организованности, то столы стоят рядами. Если планируется совместная деятельность, которая требует терпения и настойчивости, мебель располагают в виде полукруга, или квадрата. Часто воспитатели обходятся и вовсе без столов: во время беседы, дидактических игр, дети садятся прямо на ковер. Планируем использовать переносные легкие ширмы и домик-перегородку для разделения пространства группы, что в свою очередь повысит заинтересованность детей и предоставит возможность развить коммуникативные умения.
Таким образом, соблюдение принципов организации предметно-развивающей среды группы способствует развитию познавательно-речевых навыков детей.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.
Список литературы:
1. Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду [Текст] : /Т.Анохина //Дошкольное воспитание. - 1999. - №5. – С.32 – 34.
2. Железнова С.В. К вопросу об организации развивающей предметной среды в дошкольном учреждении / Дошк. образоват. учрежд. № 122 “Солнышко” г. Тольятти [Текст] : /С.В.Железнова, Т.А.Фалькова. - Ульяновск, 2001. - 72 с.
3. Новоселова С. Развивающая предметная среда [Текст] : Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах /С.Новоселова. – М.: Просвещение, 2001. – 89 с.
4. Родионова О.Р. Педагогические условия организации развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук /О.Р. Родионова. - М., 2000. - 18 с.
5. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст] : /Н.А.Рыжова. - М.: Линка-Пресс, 2004. -174 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно-развивающая среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников
Стендовый доклад....
Предметно-развивающая среда как средство познавательно-речевого развития дошкольника.
Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социаль...
Консультация «Предметно-развивающая среда, как средство познавательно-речевого развития дошкольников»
Речь -удивительно сильное средство,но нужно иметь много ума, чтобыпользоваться им.Г. Гегель...
Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников».
В консультации описаны цель и задачи построения речевой развивающей среды в каждой возрастной группе, а также даны советы по наполнению речевого уголка....
Доклад "Предметно-развивающая среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников".
Доклад на педсовете....
Предметно-развивающая среда, как средство познавательно- речевого развития дошкольников.
Педметно-развивающая среда - зто система материальных объектов деятельности ребенка,,функционально-модулирующая содержание его духовного и физического развития....
Проект «Предметно - развивающая среда как средство познавательно – речевого развития детей дошкольников»
Презентация предметно - развивающей и коррекционной среды: "Говорим правильно". Среда проектируется с учетом возрастных, гендерных и индивидуальных потребностей детей с ОВЗ (ОНР)...