Этапы работы Консультационного центра в ДОУ
статья
С чего начать и что можно предпринять для эффективной работы Консультационного центра в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kts_sudkova_s.v._2020g.docx | 49.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Судкова С.В.
старший воспитатель МКДОУ № 22 г. Аши
Направление работы Консультативного центра МКДОУ № 22 г. Аши
в 2020-2021 учебном году.
Разработка и внедрение моделей службы психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста получили свое начало после вступления в силу Федерального закона «Об образовании…» в 2012 году. В соответствие, с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ (далее – ФЗ-273), а также Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 года №1155 (далее – ФГОС ДО), дошкольное образование детьми в возрасте от 2-х месяцев может быть получено как непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и в форме семейного образования. Право выбора формы освоения дошкольного образования ФЗ-273 в соответствии с пунктами 1 и 2 части 3 статьи 44 оставляет за родителями (законными представителями детей). Получение образования вне образовательного учреждения не являлось исключительно новой формой: в Законе РФ «Об образовании» (1992 г.) на законодательном уровне были определены возможности альтернативных форм обучения детей, что вызывало определенный интерес и отклик родителей; но в новых современных условиях требовало особого подхода к данной проблеме. Основная сложность в предоставлении дошкольного образования в форме семейного образования заключалась в отсутствии у многих родителей педагогической подготовки. Семейное образование выдвинуло повышенные требования к личным качествам родителей, к уровню их педагогических знаний, умению и готовности самообучаться и осваивать образовательную программу дошкольного образования. Для многих родителей достаточно сложно было обеспечить качественное дошкольное образование своему ребенку, тем более, если это ребенок с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью. Поэтому встал вопрос о предоставлении помощи семье в семейном образовании, тем более что Федеральный закон прямо указывал на решение этого вопроса. Согласно пункту 3 статьи 64 ФЗ-273, «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи (далее – помощь в семейном образовании) без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры (далее - КЦ)». Вместе с тем, вопросам взаимодействия семьи и ДОУ в вопросах образования и воспитания детей, посещающих дошкольные учреждения, также всегда уделялось пристальное внимание.
Исходя из всего вышесказанного, актуальность разработки и внедрения моделей службы психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, посещающих и преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию, связана была, прежде всего, с одной стороны, с современной социально-экономической ситуацией в обществе, ориентирующей на формирование приоритета ценности образования, обусловливающего осознание значения роли семьи как важного социального института общества и как фундамента, который определяет развитие личности ребенка; с другой стороны – с трудностями, возникающими у родителей при воспитании ребенка; с острой потребностью в помощи специалистов различного уровня по вопросам укрепления и сохранения здоровья детей, их всестороннего развития, предупреждения нарушений в организации питания детей, различных режимных моментов; в том числе, с дефицитом общения ребенка раннего возраста с родителями и другими значимыми для него взрослыми и др.
Начало разработки моделей службы психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста – это Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012– 2017 годы». Стратегия определяла:
- увеличение охвата детей раннего возраста образовательными услугами для всех категорий граждан, независимо от места жительства, социального и имущественного статуса и состояния здоровья;
- проведение работы по комплексному решению проблем развития детей раннего возраста;
- создание системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей;
- психологическое сопровождение развития ребенка в условиях семьи;
- организацию просветительской работы среди родителей с использованием обучающих программ, средств массовой коммуникации, включая интернет-технологии, социальную рекламу;
- создание порталов и сайтов, аккумулирующих сведения о лучших образовательных ресурсах для детей и родителей.
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 1 марта 2018 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в качестве главного приоритета государственной политики определена деятельность, направленная на «сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России». Среди задач, стоящих перед обществом, определяется – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Важнейшая задача государственных и общественных институтов на среднесрочную перспективу – создание эффективной межведомственной системы родительского просвещения и семейного воспитания в Российской Федерации, активное участие родителей в решении задач образования и воспитания (Указ Президента Российской Федерации N 204 от 7 мая 2018 года). Указывается, что только единство целей и ценностей образовательных учреждений и семьи позволяет воспитывать психологически здорового ребенка, имеющего активную познавательную позицию, готового к самостоятельной организации своей учебной деятельности.
В марте 2019 года выходят Методические рекомендации по организации процесса оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей (Утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 1 марта 2019 года N Р-26). Методические рекомендации были разработаны во исполнение контрольной точки 2.1.8 плана мероприятий Федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16), и были направлены на обеспечение единых организационных условий для оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.[1]
В настоящее время в современном образовательном пространстве существует 3 модели организации деятельности консультационных центров.
Психолого-педагогическая модель работы Центра (службы) заключается в оказании психолого-педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3-х лет, не посещающих дошкольную образовательную организацию. Психолого-педагогическая помощь направлена на выявление потенциальных возможностей ребенка, создание психолого-педагогических условий для гармоничного психического и социального развития ребенка.
Психолого - педагогическая модель работы Центра (службы) - это комплекс коррекционно-развивающих и организационно-методических мероприятий, нацеленных на создание оптимальных условий психического и социального развития ребёнка раннего возраста, развитии его возможностей в процессе специально организованного взаимодействия ребёнка с родителями и окружающим миром. Содержание развивающей работы определяется в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.
Перечень разделов и примерных тематик занятий с родителями:
В разделе «Физическое развитие ребенка» основные темы занятий с родителями это: «Особенности физического развития на различных ступенях дошкольного возраста», «Гигиена, режим дня и питание как основа нормального физического развития», «Гимнастика и закаливание», «Примерное недельное меню ребенка-дошкольника».
В разделе «Психоэмоциональное развитие ребенка» примерные тематики занятий это: «Особенности психоэмоциональной сферы ребенка», «Стрессовые события в жизни ребенка: профилактика и приемы снижения стрессовых нагрузок».
В разделе «Становление и развитие личности» - «Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (ранее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст)», «Стили семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка».
Раздел «Социально-психологическое развитие и социализация ребенка» содержит такие темы, как «Детские игры и упражнения для формирования и развития у ребенка коммуникативных компетенций», «Обеспечение успешной социализации ребенка в условиях семейного дошкольного образования».
Психолого-педагогическая модель может быть применима к различным категориям получателей услуг центра. Это родители семейной формы обучения детей дошкольного возраста; дети дошкольного возраста, в т. ч. от 0 до 3 лет, как не получающие услуги, так и получающие услуги дошкольного образования в образовательной организации; дети дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (требования ФГОС ДО).
Диагностическая модель работы Центра (службы) заключается в определении уровня развития ребенка, его соответствие нормативным показателям ведущих для данного возраста линий развития.
Диагностическая модель работы Центра (службы).
Оценка индивидуального развития детей представлена в ФГОС ДО в двух формах диагностики – педагогической и психологической. Объект диагностики – дети с отставанием или значительным опережением в развитии, с отклонениями в поведении, а помощь оказывается родителям в виде рекомендаций тех или иных решений. Психологическая диагностика развития ребенка помимо решения собственных задач позволяет определить степень обоснованности жалоб родителей. Психологическая помощь родителям и детям осуществляется во всех случаях, но содержание ее различно. В случае детерминированной психологической неграмотности, имеет место информирование и разъяснение. При искаженном родительском отношении ведется психо-коррекционная работа по изменению родительского отношения. При выявлении психопатологии родителей организуется направление в соответствующее лечебное учреждение. В случае психического недоразвития ребенка проводится информирование родителей и направление ребенка к дефектологу. При задержке психического развития проводится информирование родителей, даются рекомендации по психологически грамотной организации занятий родителей с ребенком, возможно направление к дефектологу. При повреждении психического развития ребенка проводится информирование родителей об особенностях ребенка, направление к психиатру. При искаженном психическом развитии ребенка организуется направление к психиатру, приспособление родителей к особенностям ребенка. В случае дисгармоничного психического развития ребенка, ведется психо-коррекционная работа с родителями по нормализации их общения с ребенком. При нарушениях развития личностной сферы ребенка, организуется направление ребенка на второй этап диагностики и дальнейшая психо-коррекционная работа с ребенком и родителями.
Цели психодиагностики:
1. Определить степень обоснованности жалоб родителей на поведение и развитие ребенка. Решение этой диагностической задачи во многом предопределяет диагностику родительского отношения к ребенку и характер дальнейшей работы с родителями.
2. В том случае, если жалобы родителей полностью или частично обоснованы, необходимо оценить состояние психического развития ребенка, выявить и квалифицировать дефект развития, его природу.
3. На основании решения первых двух задач сформулировать дальнейшие диагностические цели (личностная характеристика родителей, родительского отношения и взаимоотношений с ребенком, отношений в семье в целом, отношений ребенка вне семьи), а также определить направление консультативной работы с родителями и психо-коррекционной работы с ребенком.
Диагностическая модель может быть применима к различным категориям получателей услуг центра:
- это родители (законные представители) детей от 0 до 3 лет, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования;
- это родители (законные представители) с детьми дошкольного возраста, в т.ч. от 0 до 3 лет, не получающие услуги дошкольного образования в образовательной организации; родители (законные представители) детей дошкольного возраста, в т.ч. от 0 до 3 лет, получающие услуги дошкольного образования в дошкольной образовательной организации;
- родители (законные представители) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.
Консультативная модель работы Центра (службы) состоит в создании необходимого информационного и мотивационного поля ранней психолого-педагогической помощи, активное включение родителей ребенка-дошкольника в целенаправленный развивающий процесс.
Консультативная модель работы Центра (службы).
В рамках модели консультативная деятельность рассматривает довольно разнообразный перечень запросов, которые могут возникнуть у получателей услуг. Родители смогут получить не только психологическую консультацию, но и логопедическую и медицинскую.
Содержание консультативной помощи может включать информацию:
- о закономерностях развития ребенка в раннем и младенческом возрасте;
- об индивидуальных особенностях развития ребенка;
- о задачах, направлениях и средствах развивающего взаимодействия взрослых с ребенком;
- информацию об услугах оказываемых детям раннего возраста специалистами службы; информацию о других, внешних учреждений и служб.
Консультативная помощь может реализовываться в процессе индивидуальных и групповых консультаций (разовые, регулярные).
Субъектами консультативной деятельности являются педагоги и специалисты Службы.
Заказчиком консультативной помощи может быть как родитель, так и организация дошкольного образования.
Различные сценарии организации консультативной помощи в центре:
- психологическая консультация;
- плановое групповое консультирование;
- индивидуальное консультирование родителей;
- консультирование родителей по запросу.
Наиболее часто в практике ДОО востребованы следующие виды социально-психологического консультирования: возрастно-психологическое, поведенческое, семейное. Также востребованы логопедическое и медицинское консультирование. Консультативная модель может быть применима к различным категориям получателей услуг центра:
- это родители (законные представители) детей от 0-3 лет; обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования;
- родители (законные представители) с детьми дошкольного возраста, в т. ч. от 0 до 3 лет, не получающие услуги дошкольного образования в образовательной организации;
- родители (законные представители) детей дошкольного возраста, в т. ч. от 0 до 3 лет, получающие услуги дошкольного образования в дошкольной образовательной организации;
- родители (законные представители) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.
Для обеспечения функционирования Консультационных центров имеются определенные программы и перечни требований к организации деятельности, проекты организационно-распорядительных документов.
Каждая из моделей решает определенные целевые задачи, а все вместе – модели –интегрировано, решают вопросы просвещения родительской общественности. Тем самым обеспечивая выполнение законодательства и запросы современного общества.
Обычно в практике работы Консультативных центров дошкольных образовательных учреждений используются модели организации деятельности консультационных центров, в зависимости от институциональных (уровень образовательной организации) условий: кадровых, финансовых, материально-технических и т.п.
В МКДОУ № 22 г. Аши Консультационный центр функционирует с 2016 года. Для открытия и организации работы были разработаны и утверждены локальные акты на уровне Учреждения:
- Приказ о создании КЦ № 23 от 22.12.2016г.;
- Приказ об утверждении «Положения о консультационном центре» №27 от 07.02.2016г.;
- Приказ об утверждении графика работы КЦ, план работы КЦ на текущий учебный год, об утверждении плана работы КЦ, об утверждении графика консультирования и т.п.
Цель деятельности КЦ:
Оказание своевременной высококвалифицированной диагностики, коррекции, помощи и поддержки детей дошкольного возраста (в том числе детям раннего возраста и детям с особыми образовательными потребностями), их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.
Центр был создан для:
- родителей (законные представители) детей от 0-3 лет, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования;
- родителей (законные представители) с детьми дошкольного возраста, в т.ч. от 0 до 3 лет, не получающие услуги дошкольного образования в образовательной организации;
- родителей (законные представители) детей дошкольного возраста, в т. ч. от 0 до 3 лет, получающие услуги дошкольного образования в дошкольной образовательной организации;
- родителей (законные представители) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.
Организация психолого-педагогической, диагностической и консультационной помощи родителям (законным представителям) в КЦ строилась на основе интеграции деятельности специалистов образовательной организации (старшего воспитателя, учителя-логопеда, медицинской сестры и других специалистов Учреждения). Режим работы специалистов Центра определялся заведующим МКДОУ № 22 г. Аши, исходя из режима работы Учреждения. За получение услуг Центра плата с родителей (законных представителей) не взималась.
Работа Центра была направлена на:
- создание условий для повышения компетентности родителей (законных представителей), а также граждан, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей в вопросах образования и воспитания, в том числе для раннего развития детей в возрасте до трех лет;
- пропаганду позитивного и ответственного отцовства и материнства, значимости родительского просвещения, укрепление института семьи и духовно-нравственных традиций семейных отношений;
- обеспечение наиболее полного охвата детей дошкольным образованием, реализацию индивидуального подхода в воспитании детей;
- повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми дошкольного возраста;
- поддержку приемных и опекунских семей с детьми дошкольного возраста;
- поддержку семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями;
- усиление социальной поддержки несовершеннолетних родителей с детьми дошкольного возраста;
- усиление социальной помощи семьям с детьми дошкольного возраста, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- повышение квалификации педагогических работников по вопросам развития родительской компетентности, ответственного родительства.
КЦ осуществлял свою работу в соответствие с планом работы на текущий учебный год, ежедневно с 8.00 до 18.00: в соответствие с графиком работы специалистов Учреждения и по предварительной записи по телефону, либо при личном обращении родителей (законных представителей). Все обращения фиксировались в журнале обращений для консультативной помощи. Время приема специалистами для оказания психолого-педагогической и консультативной помощи согласовывалось с каждым родителем (законным представителем) индивидуально.
Консультационная помощь оказывалась в форме очных консультаций для родителей (законных представителей). Индивидуальные и групповые консультации проводились по запросу родителей (законных представителей) и направлены были на формирование положительных взаимоотношений в семье, выработку единых требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, просвещение родителей (законных представителей) по предотвращению возникающих семейных проблем, формированию педагогической культуры. Предоставление консультаций и методических рекомендаций в форме публичного консультирования по типовым вопросам, поступившим по инициативе родителей (законных представителей) при устном или письменном обращении, осуществлялись посредством размещения материалов на официальном сайте Учреждения mdou22asha@yandex.ru, на персональных сайтах педагогов Учреждения - https://set-os.ru/nsportal-set-obrazovaniya/; в социальных сетях:«В Контакте», «Одноклассники. ru ». В соответствие с планом работы КЦ и запросами родителей (законных представителей) организовывались и проводились: мастер-классы, теоретические и практические семинары для родителей (законных представителей) с целью консультирования (психологического, социального, педагогического) родителей (законных представителей) о физиологических и психологических особенностях развития дошкольников, основных направлениях воспитательных воздействий, преодолении кризисных ситуаций.
Из совместных мероприятий были организованы общие собрания для родителей детей раннего возраста (освещались вопросы физического и психического развития детей от 0 до 1 года; от 1 года до 3 лет); для родителей, имеющих детей старшего дошкольного возраста, имеющих детей с ОВЗ / общие вопросы воспитания и образования детей в семье….
Количество обращений в КЦ родителей:
Возраст детей. | 2017г | 2018г. | 2019г. |
От 2 мес. до 3 лет | 26 | 34 | 29 |
От 3 до 7 лет | 41 | 40 | 25 |
старше 7 лет | 5 | 17 | 4 |
В условиях самоизоляции работа Консультационного центра с родителями (законными представителями) осуществлялась по телефону, через онлайн-приемную специалистами Учреждения, через личные сайты по предварительному согласованию темы и времени консультации.
Основные вопросы, интересующие родителей (законных представителей):
- Сопровождение семейного дошкольного образования для детей, не посещающих ДОУ;
- Оказание психолого - педагогической помощи родителям и детям в возрасте от 2 мес. до 3 лет, не посещающих ДОУ и посещающих ДОУ;
- Просвещения родителей по вопросам педагогики, психологии, оздоровления дошкольников;
- Обучение организации и проведению развивающих игр и занятий с детьми;
- Обучение способам оздоровления и закаливания детей;
- Нормативные правовые документы по оказанию медицинской помощи детям раннего возраста;
- Об адаптации детей раннего и дошкольного возраста при поступлении в детский сад;
- Признаки трудностей и отклонений в дошкольном возрасте, дети с ОВЗ;
- Как научить ребенка самостоятельности;
- Что надо делать, чтобы речь развивалась в соответствие с нормами;
- Детская агрессивность, как преодолеть истерики и упрямство;
- Чему и как можно учить ребенка в семье;
- О детских капризах и упрямстве;
- Какой возраст считается оптимальным для поступления ребенка в детский сад?
- О готовности ребенка к школе;
- Интернет в жизни детей: плюсы и минусы;
- Дистанционное обучение-плюсы и минусы;
- О безопасности детей дома и на улице в условиях пандемии;
- Безопасен ли доступ в интернет для вашего ребенка дома?
- О соблюдении режима дня ребенка-дошкольника дома.
Анализируя опыт работы Консультативного центра МКДОУ № 22 г. Аши за прошедший период времени можно сказать о том, что в Учреждении созданы условия для деятельности КЦ и КЦ функционирует.
Анализируя деятельность по работе КЦ, следует отметить ряд трудностей, с которыми Центр столкнулся:
- недостаточное информирование родителей (законных представителей) с целью привлечения к деятельности Центра через официальный сайт Учреждения, местные СМИ; информационные стенды, листовки и буклеты;
- в Центр чаще обращаются родители, дети которых уже посещают Учреждение; остальные категории родителей практически не задействованы в его работе;
- отсутствие у родителей психолого-педагогических знаний приводит к неадекватной оценке возможностей ребёнка: завышение или занижение требований, что вносит определенные сложности в работу КЦ;
- коррекционно-педагогическая помощь и поддержка семьи предполагает системную, длительную, тщательную, кропотливую работу всех специалистов Центра;
- Центр решает много задач, но отсутствуют единые мониторинговые формы, по регистрации обратившихся за помощью в Центр, по результатам работы; из-за этого информация по проведенным мероприятиям на практике не систематизируется и не анализируется, это приводит к неэффективности деятельности и к получению низкого результата деятельности КЦ;
- для привлечения родителей необходимо четко обозначить модели работы Центра по оказанию психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в т. ч. от 0 до 3 лет, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию: для эффективной работы КЦ должен быть создан алгоритм и программа создания и функционирования центра по применению моделей оказания психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в т. ч. от 0 до 3 лет;
- для осуществления специалистами эффективной профессиональной деятельности КЦ нуждается в подборке специальных методических материалов; в обозначении целевых требований к профессиональным действиям для каждой категории специалистов, задействованных в работе Центра по оказанию психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в т.ч. от 0 до 3 лет, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию.
- Необходимо расширять набор предоставляемых Центром услуг в рамках сетевого взаимодействия, привлечения специалистов «со стороны…».
Преодоление данных проблем – процесс не быстрый, он потребует от всего педагогического коллектива Учреждения усилий и сплоченности для достижения результата. Поэтому Учреждение предусматривает поэтапную целенаправленную деятельность по совершенствованию работы Центра в 2020-2021 учебном году через решение следующих задач:
- корректировка нормативных и правовых документов, регламентирующих деятельность Центра; приведение локальных актов Учреждения в соответствие с нормативными правовыми документами, регулирующими деятельность КЦ;
- разработка алгоритма деятельности КЦ;
- разработка Программы деятельности Центра; корректировка перспективного плана работы Центра в соответствие с выбранной моделью (-ями) организации работы Центра или в соответствие с собственной разработанной моделью;
- формирование группы экспертов и консультантов ( в том числе и в рамках сетевого взаимодействия) для организации деятельности Центра (при необходимости); создание кадровых условий для функционирования Центра (в том числе закрытие вакансии педагога-психолога) в соответствие с востребованностью тех или иных специалистов: организация психолого-педагогической, диагностической и консультационной помощи родителям (законным представителям) на основе интеграции деятельности специалистов Учреждения (заведующего, юриста, старшего воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, медицинской сестры и других);
- создание материально-технических условий (санитарно-гигиенические условия, инструкции по охране жизни и здоровья детей, правила пожарной безопасности и т.п.) для обеспечения функционирования КЦ;
- организация и (или) корректировка делопроизводства в соответствие с требованиями к организации делопроизводства КЦ;
- подготовка и осуществление планов повышения квалификации педагогов и специалистов Учреждения, задействованных в оказании услуг через КЦ;
- проведение совещаний, конференций, семинаров, вебинаров по вопросам функционирования Центра;
- повышение охвата семей, имеющих детей дошкольного возраста, посещающих и не посещающих Учреждение (в том числе детей раннего возраста и детей с ОВЗ);
- обеспечение методического, информационного и сетевого сопровождения деятельности Центра.
Задачи деятельности КЦ | Направления работы на 2020-2021 учебный год |
1.Условия, РППС, Материально-техническое оснащение | 1.Специально оборудованное помещение, в котором будет место для консультирования, игровая для ребенка ( если родитель не смог ребенка оставить дома и пришел с ним); место для совместно организованных мероприятий: Родителей (сделавших запрос на общую проблему), Родителей и детей ( тренинги, мастер-классы, применение игровых и проектных технологий), Родителей и педагогов. 2.Библиотека, содержащая: Специальную литературу и пособия для специалистов, оказывающих услугу; Литературу по вопросам воспитания и образования детей, по взаимодействию со взрослыми Методические разработки педагогов ДОУ и специалистов по работе с детьми и т.п. 3. АРМ – для осуществления консультативной помощи дистанционно. |
2. Кадровые условия | 2.1.Педагог-психолог или тьютор должен организовывать работу КЦ, планировать его деятельность, координировать работу специалистов и контролировать. Осуществлять делопроизводство КЦ. 2.2. Повышение квалификации педагогов и специалистов по вопросам взаимодействия ДОУ и семьи; подготовка тьюторов 2.3. Расширение набора предоставляемых услуг за счет привлечения специалистов «Со стороны…» |
3.Методическое обеспечение | 3.1.Корректировка нормативных правовых локальных актов Учреждения для обеспечения функционирования КЦ 3.2.Разработка Программы и перспективного плана работы КЦ; 3.3. Определение модели организации деятельности КЦ или разработка собственной модели Учреждения 3.4. Повышение охвата семей (в том числе, не посещающих ДОУ, по близлежащему к ДОУ месту жительства) – привлечение родителей к деятельности КЦ через ранее не используемые формы работы:
3.4. Разработка мониторинговых форм для эффективной деятельности КЦ по результатам 3.5.Организация делопроизводства для постоянного анализа, систематизации, корректировки направлений и моделей деятельности КЦ. 3.6. Открытость и постоянное информирование населения через интернет, СМИ и т.п. о работе КЦ. |
Современная социально-экономическая ситуация в обществе, ориентирующая на формирование приоритета ценности образования, обусловливает осознание значения роли семьи как важного социального института общества и как фундамента, который определяет развитие личности ребенка. Единство целей и ценностей образовательных учреждений и семьи позволяет воспитывать психологически здорового ребенка, имеющего активную познавательную позицию, готового к самостоятельной организации своей учебной деятельности. Во всех экономически развитых странах проводится политика поддержки развития детей раннего и дошкольного возраста, что в частности выражается не только в росте государственных вложений в эту сферу, но и в изменениях в законах. Это связано с изменившимся пониманием роли и значения раннего развития в общей биографии человека, его значительной роли для всего дальнейшего жизненного пути, значения этапа раннего развития в системе образования в целом, его связь с итоговыми показателями образования. Исследования показали, что развитие детей гораздо больше зависит от качества условий и процессов в семье, чем от образовательной организации. Поэтому интеграция семьи в образовательный процесс, а также поддержка семьи в разных формах сделалась приоритетным направлением образовательной политики по всему миру.
[1] Более подробно с материалами по алгоритму создания, функционированию Консультационных центров и требованиям к КЦ, можно познакомиться на сайте ФИРО РАНХиГС в разделе: «Специалистам дошкольного образования»/ «Консультационный центр»: https://firo.ranepa.ru/konsultatsionnye-tsentry
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы Консультационного центра "Гармония" в МБДОУ №1 "Солнышко"
Цель контроля: провести обзорный контроль за ведением документации руководителя Консультационного центра «Гармония» в период с 03 сентября 2011 г.по 01 января 2012 г.Метод контроля: ...
План работы консультационного центра
В нашем ДОУ функционирует консультационный центр для родителей (законных представителей), получающих дошкольное образование в форме семейного воспитания. Представляю план работы центра....
Информация для родителей "Формы работы с родителями детей, не посещающих ДОО (работа консультационного центра)"
Информация для родителей детей не посещающих ДОО...
Отчет о работе консультационного центра ДОУ
Основные цели консультативного центра:– обеспечение доступности дошкольного образования;– выравнивание стартовых возможностей детей, не посещающих учреждение, при поступлении в школу;– обеспечение еди...
План работы консультационного центра на 20116 -2017 учебный год
План работы консультационного центра на 20116 -2017 учебный год...
График работы консультационного центра в МБДОУ "ДС №3 "Солнышко"
График работы специалистов консультационного центра на базе МБДОУ "Детский сад №3 "Солнышко" в г. Норильске, Красноярского края....
План работы консультационного центра
для родителей...