Программа по созданию условий для развития и воспитания детей в МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка»
методическая разработка

Глазкова Лидия Владимировна

Программа по созданию условий для развития и воспитания в МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка» сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования , а также обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому.
Необходимость Программы обусловлена необходимостью усиления участия образовательных учреждений, всех общественных институтов в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок.
Программа разработана с учетом культурно-исторических, социально-экономических, демографических особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса.
Программа является современной интегративной программой, реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержания образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Василек» р.п. Мулловка муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области»

Согласовано:                                                       Утверждаю:

Начальник управления                                              Заведующий МДОУ              образования администрации                              «Детский сад «Василек»

МО «Мелекесский район»                                  р.п. Мулловка»

И.Н. Саляев                                                           Н.Г. Пригоннова                                             

ПРОГРАММА

по созданию условий для развития и воспитания детей

в МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка»

на 2020-2023 годы

Паспорт программы

Название программы 

- программа по созданию условий для развития и воспитания в МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка»

Основания для разработки Программы 

- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Конвенция о правах ребёнка;

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утверждённая Правительством Российской Федерации от 22 ноября 2012г. № 2148-р;

- Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012г. № 599;

- Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 г. № 761

         

Цель Программы 

- создание дополнительных условий для воспитания и социализации воспитанников в ДОУ «Василек», реализующего программу дошкольного образования детей как нравственных, ответственных, инициативных, творческих граждан России

Задачи Программы 

- создание целостной системы воспитания, обеспечивающей системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания, установления связи между субъектами образовательной деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий.

- создание условий для обеспечения роста социальной зрелости выпускников ДОУ, реализующего программу дошкольного образования детей, их готовности к жизненному самоопределению;

 - создание условий для полноценного духовно-нравственного воспитания и развития личности ребёнка на основе традиционных культурных и духовных ценностей российского народа;

 - поддержка инновационной деятельности педагогов по воспитанию подрастающего поколения.

 

Разработчик Программы

 

- МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка»

Исполнители мероприятий Программы 

- МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка»

 

Сроки реализации Программы

 

- 2020-2023 годы

 

Основные направления Программы 

Основные направления содержания воспитательной компоненты в МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка»: «Моя Родина – Ульяновская область», «Истоки духовности», «Моё здоровье – моё будущее», «В кругу семьи», «Славен человек трудом», «Моё право», «Зелёная планета», «Мероприятия по созданию условий для реализации воспитательных компонентов в ДОУ «Василек»

Исполнительный орган государственной власти, осуществляющий координацию

- Министерство образования и науки Ульяновской области

 

  1. Актуальность

Поиск новых путей эффективной организации воспитательного процесса в МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка» объясняется тем, что государственная стратегия обеспечения роста конкурентоспособности страны, ее успешного и устойчивого развития требует совершенствования человеческого потенциала, определяемого во многом состоянием системы образования.

В соответствии с Законом об образовании образование состоит из воспитания и обучения, то есть компоненты образования есть воспитание и обучение. Следовательно, под воспитательной компонентой образования следует понимать собственно воспитание (в более точной терминологии воспитание в образовательных организациях = социальное воспитание).

Таким образом, вопрос об усилении эффективности воспитательной компоненты образования – это вопрос об усилении эффективности социального воспитания в ДОУ.

        Разработка Программы по созданию условий для развития воспитания в МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка» обусловлена несколькими причинами.

        В условиях решения стратегических задач развития страны важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение жизни. Решение этих задач возможно в условиях использования инновационных подходов к организации воспитания, межведомственного взаимодействия субъектов, реализующих программы воспитания, и при участии общественности.

Причиной разработки данной Программы является также отсутствие в регионе единой целостной системы воспитания, объединяющей технологии воспитания, направления организации воспитания и социализации детей, реализуемых в общеобразовательных организациях области.

В настоящее время в ДОУ проводится большое количество мероприятий, многообразие направленностей.

Необходимость Программы обусловлена необходимостью усиления участия образовательных учреждений, всех общественных институтов в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок.

Представленная Программа разработана с учетом культурно-исторических, социально-экономических, демографических особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, имея в виду конкретизацию задач, ценностей, содержания воспитания и социализации детей, а также взаимодействия с семьей, учреждениями дополнительного образования, общественными и традиционными российскими религиозными организациями.

Программа является современной интегративной программой, реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержания образования.

При этом в ДОУ «Василек» созданы условия для реализации разработанных программ, обеспечения воспитания детей на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и гражданина Ульяновской области. Образовательный процесс при этом направляется на воспитание уважения к культурно-историческому наследию России, развитие творческих способностей и формирование основ социально ответственного поведения.

Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: детского сада, школы, семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, традиционные российские религиозные организации.

Ведущая, содержательно определяющая роль в создании развивающего, социально-открытого уклада жизни образовательной организации принадлежит педагогическому коллективу детского сада.

В соответствии с ФГОС в основную образовательную программу детского сада в обязательном порядке должна быть включена программа воспитания и социализации воспитанников, построенная на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество.

Региональная Программа является неотъемлемой частью программы воспитания ДОУ и предусматривает расширение и конкретизацию её содержания.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы  являются Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273 ФЗ «Об образовании», Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (далее — Концепция), Конвенция о правах ребёнка,  Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования» от 7 мая 2012г. № 599, Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012г., Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 2148-р, рекомендации Министерства образования и науки РФ «Развитие воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях».

Задачи Программы:

Программа сформирована  как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), а также обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому.

Цели и задачи реализации программы дошкольного образования

Цель и задачи деятельности МДОУ по реализации образовательной программы определяются ФГОС дошкольного образования, Устава МДОУ, реализуемой комплексной программы «От рождения до школы», приоритетного направления – физического развития дошкольников с учетом регионального компонента, на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.

Цель реализации образовательной программы  дошкольного  образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования:

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Программа направлена на:

  • создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
  • на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
  • повышение эффективности взаимодействия субъектов воспитательного процесса в условиях динамично развивающейся образовательной среды в Ульяновской области;
  • создание условий для развития профессионализма воспитателей, работающих в образовательных организациях области.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

3. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).

4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.

8. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

  1. Основные принципы реализации Программы

        Принципы, сформулированные на основе требований ФГОС

1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.

2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей.

3.  Уважение личности ребенка.

4.  Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Основные принципы дошкольного образования

1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.

2.Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).

3.Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

4.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

5. Сотрудничество МДОУ с семьей.

6.Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

7.Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

8.Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

9.Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Принципы, сформулированные на основе особенностей программы:

Программа является современной интегративной программой, реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержания образования.

Принципы:

  1. принцип развивающего образования, целью которого является психическое развитие ребенка;
  2. принципы научной обоснованности и практической применимости, основывается на базовых положениях возрастной психологии и дошкольной педагогики;
  3. решение поставленные цели и задачи на разумном минимально необходимом и достаточном материале, не допуская перегруженности детей;
  4. единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников;
  5.  принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, а также спецификой образовательных областей;
  6. принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса. Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и использует ведущую деятельность дошкольника — игру как основу организации жизнедеятельности детского сообщества.

  1. Основные условия организации эффективного воспитания воспитанников

  1. Основные условия эффективности воспитания

(уровень – педагог)

3.1.1. Использование основных механизмов эффективного воспитания.

Включение воспитанников в 1) личностно-значимую, 2) привлекательную для них 3) социально-позитивную совместную деятельность, 4) создающую возможности проявления способностей, умений, характера и 5) осознания личного смысла этой деятельности.

Нереализация любой из этих пяти характеристик деятельности ведёт к уменьшению её воспитательного потенциала.  

Развитие педагогом во взаимодействии с конкретными детьми и коллективом отношений 1) доверия и 2) референтности (интереса воспитанников к мнениям, оценкам педагога как лично значимого человека).

3.1.2. Понимание и использование в организации воспитания особенностей современной социокультурной ситуации развития современных детей.

 Главная социокультурная особенность современных детей – погружённость в социальное информационное пространство, представляемое Интернетом и мобильными средствами связи.

Только в той или иной мере знание и использование содержания, технологий, стилей общения и поведения, задаваемых этим пространством, а также связанными с информационным пространством современными детскими субкультурами и деятельностями позволяет иметь устойчивый контакт с большинством современных дошкольников.

  1. Основные условия эффективности воспитания

(уровень – образовательная организация)

3.2.1. Восприятие администрацией ДОУ, прежде всего руководителем, воспитательного компонента образования как требующего постоянных управленческих усилий и личного участия заведующего в разработке стратегии и анализа воспитательного процесса.

3.2.2. Систематическое обсуждение и анализ в ДОУ на всех педагогических уровнях (административном, педагогического коллектива, методобъединений, творческих групп) трудностей, проблем, перспектив реализации воспитательного компонента образования с отдельными детьми, коллективами, в ДОУ в целом.

3.2.3. Ориентация в организации воспитательного процесса в ДОУ, прежде всего, на создание и развитие уклада организации как атмосферы, отношений защищённости, доброжелательности, дружности.

Только при наличии этих качеств в жизнедеятельности ДОУ и конкретных групп возможны устойчивые воспитательные результаты.

3.2.4. Поэтапная работа в ДОУ по формированию внутриорганизационной нормативной базы по реализации воспитательной компоненты образования, с учётом наличных финансовых и кадровых ресурсов.

  1. Основные направления содержания воспитательной компоненты в ДОУ

К основным и перспективным региональным содержательным проектам и программам социального воспитания (воспитания и социализации) детей МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка» относятся: «Моя Родина – Ульяновская область», «Истоки духовности», «Славен человек трудом», «Моё здоровье – моё будущее», «Моё право», «В кругу семьи», «Зелёная планета».

 Сквозным линиями (стержнями) реализации представленных ниже программ и проектов являются поддержка и формирование ценностей нравственности, индивидуального развития, гражданственности, патриотизма.

 Общими результатами реализации всех программ являются:

-  наращивание социальных и культурных компетенций детей,

- формирование ценностного отношения к социальным явлениям,

-  создание опыта активного социального действия.

4.1.  «Моя Родина – Ульяновская область» -  формирование ценности гражданственности и патриотизма

        Главная цель - формирование у дошкольников современного патриотического сознания, принятия культуры своей Родины (большой и малой), создание опыта гражданского поведения.

Реализация данного направления предполагает последовательное решение задач воспитания дошкольников с использованием потенциала симбирской, ульяновской истории и культуры.

Основные задачи в этой сфере:

формирование у дошкольников исторической памяти сокрытой в истории малой и большой Родины, в традициях и обычаях, которые передаются из поколения в поколение;

развитие интереса у дошкольников к истории родного края. Использование для формирования гражданской идентичности уникальную историю и традиции Ульяновской области. Историческая тематика вплетена в повседневную жизнь ДОУ и находит свое отражение в проектировании и реализации индивидуальных и групповых социальных и исследовательских проектов;

развитие интереса дошкольников к современной жизни региона и проектирование его будущего;

воспитание ответственности за социальный выбор, последовательное формирование общественной инициативы, направленной на улучшение жизни своего ближайшего социального окружения, детского сада, посёлка, района, страны.

Ключевые программы и проекты в развитии данного направления:

программы и проекты, направленные на исследование родного края, нравственного и культурного наследия страны и региона;

программы и проекты, направленные на воспитание уважительного отношения к воинскому прошлому своей страны;

проекты, направленные на сохранение культуры Ульяновской области.

4.2 «Истоки духовности» -  формирование духовно-нравственных ценностей

        Общечеловеческие ценности выделяются среди прочих ценностей тем, что выражают общие интересы человеческого рода, свободные от национальных, политических, религиозных и иных пристрастий, и в этом качестве выступают императивом развития человеческой цивилизации.

К общечеловеческим ценностям, признанным мировым сообществом, относятся жизнь, свобода, счастье, а также высшие проявления природы человека, раскрывающиеся в его общении с себе подобными и окружающим миром.

Основные задачи в этой сфере:

формирование у дошкольников ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, справедливость, милосердие и др.);

формирование у дошкольников представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;

формирование у дошкольников уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России;

развитие интереса дошкольников к активному познанию культуры Ульяновской области;

Ключевые программы и проекты в развитии данного направления:

просветительские программы и проекты, направленные на увеличение объёма информации по истории и культуре народов России;

программы и проекты, направленные на расширение пространства взаимодействия дошкольников со сверстниками в процессе духовного и нравственного формирования личности;

программы и проекты, направленные на повышение общего уровня культуры, программы дополнительного образования, реализуемые совместно с театрами, музеями;

программы непрерывного развития культуры чтения воспитанников совместно с библиотеками;

программы социального сетевого взаимодействия, разрабатываемые и реализуемые в содружестве с различными социальными институтами.

4.3. «Славен человек трудом» - формирование положительного отношения к труду и профессиональному творчеству

Основные задачи в этой сфере:

формирование у дошкольников уважения к человеку труда, ценности труда;

формирование условий для развития возможностей дошкольников с ранних лет получать знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического, социального и личного бытия человека;

формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, а также с процессом определения и развития индивидуальных способностей в сфере труда и профессиональной творческой деятельности.

Ключевые программы и проекты в развитии данного направления:

программы и проекты, направленные на ознакомление дошкольников с содержанием и спецификой практической деятельности в различных и особенно в новых, современных и перспективных профессиях;

программы и проекты, ориентированные на формирование бытовых трудовых компетенций и их ценности.

4.4. «Моё здоровье – моё будущее» - формирование ценности здоровья и здорового образа жизни

Здоровье молодого поколения - это показатель физического и нравственного состояния общества. Сохранение и улучшение здоровья дошкольников является одной из основных задач модернизации российского образования. Здоровье детей не может рассматриваться без учета адаптации организма к окружающей среде. Одним из частных проявлений неблагоприятной самореализации дошкольников является нарушение физического и психического здоровья, поэтому такие дети нуждаются в особом эмоционально-психологическом сопровождении.

Основные задачи в этой сфере:

формирование у дошкольников культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности нравственного и духовного здоровья;

формирование у дошкольников навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в организованной и самостоятельной деятельностях;

формирование представлений о ценности занятий физической культуры и спортом, понимание влияния этой деятельности на развитие личности человека.

Ключевые программы и проекты в развитии данного направления:

программы и проекты, направленные на воспитание ответственного отношения к состоянию своего здоровья, на профилактику развития вредных привычек, различных форм асоциального поведения (например, регулярное проведение профилактических мероприятий, проведение дней здоровья, конкурсов);

программы и проекты, направленные на обеспечение условий для занятий физической культурой и спортом;

программы и проекты, направленные на обеспечение пропаганды здорового образа жизни и физической культуры (информационное сопровождение спортивных соревнований и мероприятий);

программы и проекты, направленные на формирование культуры здоровья.

4.5. «Моё право» - формирование основ правовой культуры

Основные задачи в этой сфере:

формирование у дошкольников правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, об уважении к правам человека и свободе личности;

развитие навыков безопасности, и формирования безопасной среды в детском саду.

Ключевые программы и проекты в развитии данного направления:

программы и проекты, направленные на повышение правовой грамотности воспитанников;

программы и проекты, направленные на обеспечение безопасности воспитанников, проведение тематических досугов и развлечений, и игр по основам безопасности, оказания первой медицинской помощи;

программы и проекты, направленные на создание атмосферы психологической безопасности, уменьшение в образовательных учреждениях прецедентов физического и психологического насилия и жестокости.

4.6. «В кругу семьи» -  формирование ценности семьи

Семья - начальная структурная единица общества, первая социальная общность ребенка и естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности.

Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Образовательные организации по-прежнему остаются одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. В современном обществе детский сад становится все более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию с семьёй на основе социального партнёрства.

Основные задачи в этой сфере:

формирование у дошкольников образа семьи на основе традиционных семейных ценностей таких, как любовь, верность, честь, жертвенность, забота о старших и младших, преемственность поколений, традициях, культуры семейной жизни;

формирование у дошкольников знаний в сфере этики и психологии семейной жизни.

Ключевые программы и проекты в развитии данного направления:

программы воспитательной поддержки родителей, создание клубов для родителей, консультаций и других форм образования и воспитания родителей;

совместная с родителями выработка общего понимания целей, содержания, смыслов воспитательного процесса;

программы и проекты, направленные на повышение авторитета семейных отношений, на развитие диалога поколений, на совместное решение задач;

использование в практике образовательной деятельности семейных преданий, историй, реликвий, опыта старшего поколения семьи;

проекты использования потенциала образовательных сетей, электронных дневников, журналов во взаимодействии с родителями, при этом акцент делается на поддерживающее воспитанника взаимодействие, информирование родителей о достижениях дошкольника, его образовательном потенциале.

4.7. «Зелёная планета» - формирование ценностного отношения

к природе окружающей среде

Основные задачи в этой сфере:

        формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;

формирование ценностного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты.

Ключевые программы и проекты в развитии данного направления:

        программы и исследовательские проекты, направленные на изучение региональных и этнокультурных особенностей экологической культуры;

        программы и социальные проекты, направленные на формирование благоприятной и безопасной среды обитания в рамках детского сада, двора, населённого пункта.

  1. Мероприятия по созданию условий для реализации воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях

Нормативно-правовые - разработка Программы воспитания и социализации в МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка» в соответствии с Программой.

Организационно-управленческие – организация межведомственного сетевого взаимодействия по обеспечению участия дошкольников в образовательных, физкультурно-спортивных, культурно-досуговых программах; создание системы организации и проведения мониторинга эффективности реализации Программы.

Кадровые - проведение мероприятий, направленных на повышение квалификации работников ДОУ в области воспитания, организация научно-методической поддержки и сопровождения педагогов с учетом планируемых потребностей системы образования в Ульяновской области и имеющихся у самих педагогов интересов, расширение возможностей для профессионального общения педагогов детских садов с коллегами из других регионов России и из-за рубежа, родительское участие в экспертизе воспитательных проектов и сетевое взаимодействие педагогических работников, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий. 

Информационные – организация информационной поддержки мероприятий Программы в средствах массовой информации, интернет-сайтах, публичные отчёты ДОУ по вопросам воспитания, в том числе на сайтах детских садов.

  1. Ожидаемые результаты реализации Программы

- создание непрерывной и целостной системы социального воспитания дошкольников;

- выработка и реализация последовательной политики в области социального воспитания в МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка»;

- закрепление в содержании воспитания таких ценностей как нравственность, личностное развитие, инициативное и активное участие в жизни общества, патриотизм, толерантность, уважение к истории культуре народов Российской Федерации, здоровье, права человека, ответственность,

- создание условий для ресурсного обеспечения организации социального воспитания в МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка»;

- рост удовлетворенности качеством воспитательного процесса со стороны всех его субъектов.

  1. Мероприятия по реализации основных направлений Программы

  1. Мероприятия по реализации содержания воспитательной компоненты в МДОУ «Детский сад «Василек» р.п.Мулловка»

«Моя Родина - Ульяновская область»

Название мероприятия

Сроки

проведения

Исполнитель

1

2

3

4

1

Проведение военно-патриотического месячника, посвящённого Дню защитника Отечества

По плану ДОУ

МДОУ «Детский сад «Василек»

р.п. Мулловка»

2

Проведение цикла мероприятий, посвящённых Дням воинской и памятным датам России

(тематические занятия, встречи, экскурсии, конкурсы, досуги, развлечения и т.п.)

2020-2023

МДОУ «Детский сад «Василек»

р.п. Мулловка»

3

Экскурсии в «Исторический музей Трудовой и Боевой славы р.п. Мулловка»

По плану ДОУ

МДОУ «Детский сад «Василек»

р.п. Мулловка»

4

Проведение плана мероприятий по формированию у дошкольников современного патриотического сознания «Растим патриотов России»

По плану ДОУ

МДОУ «Детский сад «Василек»

р.п. Мулловка»

5

Проведение цикла мероприятий по ознакомлению детей с историей развития Ульяновской области

2020-2023

МДОУ «Детский сад «Василек»

р.п. Мулловка»

6

Проведение цикла занятий культурно – исторического наследия  «Ульяновск – культурная столица содружества»

2020-2023

МДОУ «Детский сад «Василек»

р.п. Мулловка»

«Истоки духовности»

п/п

Наименование мероприятий

Срок

исполнения

Исполнитель

Проведение плана мероприятий, направленного на формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста

По плану ДОУ

МДОУ «Детский сад «Василек»

р.п. Мулловка»

Реализация программы по формированию у дошкольников ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики. «Добрый мир. Православная культура для малышей».

2020-2023

МДОУ «Детский сад «Василек»

р.п. Мулловка»

Проведение цикла занятий по развитию интереса дошкольников к культурно – историческому наследию,   активному познанию культуры Ульяновской области «Ульяновск – культурная столица содружества»

2020-2023

МДОУ «Детский сад «Василек»

р.п. Мулловка»

Экскурсии в «Исторический музей Трудовой и Боевой славы р.п. Мулловка»

По плану ДОУ

МДОУ «Детский сад «Василек»

р.п. Мулловка»

«Славен человек трудом»

Мероприятия

Сроки реализации

Ответственные

1.

Организация экскурсий в «Исторический музей Трудовой и Боевой славы р.п. Мулловка», в ЦКиД «Родник» р.п. Мулловка», на ЗАО МАТЕКО, в ГУЗ «Мулловская участковая больница», в МКОУ «Средняя школа № 2», в СПО № 1 р.п. Мулловка», в библиотеку  р.п. Мулловка и т.д.

По плану ДОУ

МДОУ «Детский сад «Василек»

р.п. Мулловка»

2.

Встречи с представителями профессиональных сообществ.

По плану ДОУ

МДОУ «Детский сад «Василек»

р.п. Мулловка»

«Моё право»

Наименование мероприятия

Сроки

Исполнитель

1.

Проведение тематических досугов,  развлечений и игр по основам безопасности жизнедеятельности.

По плану ДОУ

МДОУ «Детский сад «Василек»

р.п. Мулловка»

2.

Проведение месячника безопасности дорожного движения «Дорожная азбука»

По плану ДОУ

МДОУ «Детский сад «Василек»

р.п. Мулловка»

3.

Проведение плана мероприятий по формированию у дошкольников сознания гражданской принадлежности «Я - гражданин России»

По плану ДОУ

МДОУ «Детский сад «Василек»

р.п. Мулловка»

«В кругу семьи»

Название мероприятия

Сроки

проведения

Ответственные

1

2

3

4

1.

Реализация региональной комплексной образовательной программы по формированию семейных ценностей для детей дошкольного возраста «Мир семьи»

2020-2023

МДОУ «Детский сад «Василек»

р.п. Мулловка»

2.

Участие в работе областного агитпоезда «За здоровый образ жизни, здоровую и счастливую семью»

2020-2023

МДОУ «Детский сад «Василек»

р.п. Мулловка»

3.

Создание в ДОУ экспозиции, посвящённой семье, семейным династиям, семейному быту – Русская изба

2020-2023

МДОУ «Детский сад «Василек»

р.п. Мулловка»

4.

Проведение плана мероприятий с родителями клуба молодой семьи, направленных на повышение авторитета семейных ценностей 

По плану ДОУ

МДОУ «Детский сад «Василек»

р.п. Мулловка»

5.

Проведение мероприятий по календарю памятных дат (День семейного общения, День семьи, День Матери, День отца) 

По плану ДОУ

МДОУ «Детский сад «Василек»

р.п. Мулловка»

6.

Работа родительского комитета ДОУ,

клуба Молодой семьи «Росток» ДОУ

2020-2023

Родительский комитет ДОУ «Василек», клуб молодой семьи ДОУ «Василек»

«Моё здоровье – моё будущее»

№ п/п

Мероприятие

Сроки проведения

Ответственный

 1.

Разработка и реализация  программы здоровья ДОУ «Расти здоровым, малыш»

2020-2023

МДОУ «Детский сад «Василек»

р.п. Мулловка»

 2.

Проведение плана мероприятий, направленных на формирование у дошкольников культуры здорового образа жизни.

По плану ДОУ

МДОУ «Детский сад «Василек»

р.п. Мулловка»

 3.

Проведение дней, неделей здоровья,

спортивных досугов и развлечений. направленных на воспитание ответственного отношения к состоянию своего здоровья. 

По плану ДОУ

МДОУ «Детский сад «Василек»

р.п. Мулловка»

 4.

Проведение Спартакиады «Малышок» для дошкольников

По плану ДОУ

МДОУ «Детский сад «Василек»

р.п. Мулловка»

 5.

Проведение Фестиваля подвижных игр народов

Поволжья

По плану ДОУ

МДОУ «Детский сад «Василек»

р.п. Мулловка»

 6.

Проведение спортивных мероприятий, состязаний, изучение истории спорта и олимпийских игр

2020-2023

МДОУ «Детский сад «Василек»

р.п. Мулловка»

 7.

Проведение спортивных мероприятий в рамках  регионального проекта «Спортивная суббота»

2020-2023

МДОУ «Детский сад «Василек»

р.п. Мулловка»

 «Зелёная планета»

п/п

Наименование мероприятий

Срок

исполнения

Ответственный

 1.

Проведение плана мероприятий, направленных на повышение экологической культуры воспитанников

По плану ДОУ

МДОУ «Детский сад «Василек»

р.п. Мулловка»

 2.

Проведение акции «Покорми птиц зимой»

По плану ДОУ

МДОУ «Детский сад «Василек»

р.п. Мулловка»

 3.

Проведение театрализованных праздников, посвящённые встрече перелетных птиц, конкурсы, викторины в рамках Всероссийского Дня птиц

По плану ДОУ 

МДОУ «Детский сад «Василек»

р.п. Мулловка»

 4.

Организация и проведение экологических праздников в рамках празднования Международного Дня Земли

2020-2023

МДОУ «Детский сад «Василек»

р.п. Мулловка»

 5.

Организация и проведение конкурсов детского творчества экологической тематики: Конкурс экологических рисунков, скульптурных форм,  живописных работ «Природа и мы»,  конкурса детского творчества «Красота природы»

2020-2023

МДОУ «Детский сад «Василек»

р.п. Мулловка»

 6.

Организация исследовательской деятельности воспитанников, проведение конкурса юных исследователей окружающей среды «Следопыт»

2020-2023

МДОУ «Детский сад «Василек»

р.п. Мулловка»

 7.

Проведение природоохранной акции «Прогулка по Зелёной стране»

2020-2023

МДОУ «Детский сад «Василек»

р.п. Мулловка»

 8.

Создание экологического театра и показ театральных постановок и кукольных спектаклей силами педагогов

2020-2023

МДОУ «Детский сад «Василек»

р.п. Мулловка»

 9.

Проведение совместной с родителями дошкольников акции «Народный парк»

2020-2021

МДОУ «Детский сад «Василек»

р.п. Мулловка»

8.2. Мероприятия по созданию условий для реализации воспитательной компоненты

в МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка» 

п/п

Наименование мероприятий

Срок

исполнения

Ответственный

1

Разработка программы социального воспитания       (воспитания и социализации) воспитанников МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка» 

2020-2023

МДОУ «Детский сад «Василек»

р.п. Мулловка»

2

Проведение собраний, круглых столов для родителей по вопросам воспитания детей дошкольного возраста

По плану ДОУ

МДОУ «Детский сад «Василек»

р.п. Мулловка»

3

Проведение обучающих семинаров, мастер-классов для педагогов

По плану ДОУ 

МДОУ «Детский сад «Василек»

р.п. Мулловка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по формированию здорового образа жизни среди родителей МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка»

Пропаганда здорового образа жизни. Консультирование и наглядная информация о здоровом образе жизни, об организации правильного питания детей, активного отдыха. Профилактика заболеваний, сохранени...

ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка» на 2019-2020

Годовой календарный учебный график образовательной деятельности  на учебный год является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого ...

Программа по созданию условий для развития и воспитания детей в МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка»

Программа по созданию условий для развития и воспитания в МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка» сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной со...

Программа по созданию условий для развития и воспитания детей в МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка»

Программа по созданию условий для развития и воспитания в МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка» сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной со...

Учебный план МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка»

Учебный план МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка» составлен в соответствии с нормативно-правовой документацией и является нормативным актом, устанавливающим перечень...