Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Взаимодействие с семьёй в адаптационный период.
статья (младшая группа) на тему
Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.
Взаимодействие с семьёй в адаптационный период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta_k_usloviyam_dou.docx | 19.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Взаимодействие с семьёй в адаптационный период.
Собираясь отдать ребенка в детский сад каждый родитель мечтает о том, что его малыш, помахав ручкой, весело отправится в группу играть с новыми игрушками и заводить новых друзей. К сожалению, такие случаи большая редкость. Очень часто, даже если поначалу ребенок с радостью бежал в детский сад, спустя несколько дней он начинает капризничать и с трудом отпускать от себя родителей. Адаптация ребенка в ДОУ требует времени и сил. И успех её зависит от физического, психического развития, состояния здоровья, привитых навыков самообслуживания, личностных качеств. А также от умения общаться со сверстниками и взрослыми, степени тревожности, социального положения родителей.
Основная цель работы педагога в этот непростой период - построение учебно-воспитательного процесса, направленного на облегчение прохождения периода адаптации и снятие причин дезадаптивного поведения ребенка.
Владение информацией о семье, выявление отношения родителей к поступлению ребенка в детский сад и установление партнерских, доброжелательных отношений позволяют сформировать у будущих воспитанников положительные ассоциации, связанные с дошкольным учреждением.
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:
- создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. В группе необходим и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей младшего дошкольного возраста в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем. Успокаивающе действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие;
- работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад. Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку - так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Задача воспитателя - успокоить, прежде всего, взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. А это совсем не просто. Возникает необходимость преодоления психологических преград. Основная задача в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия не только детей, но и родителей к воспитателю, как к человеку доброму, заботливому, всегда готовому прийти на помощь. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.
Для снятия напряжения и раскрепощения как детей, так и родителей незаменима совместная (педагоги-родители-дети) деятельность. Для создания в группе атмосферы доброжелательности и взаимопонимания между родителями, детьми и педагогами можно провести тематический вечер развлечений «Давайте познакомимся» или «Дружно будем вместе жить». Прослушивание детских песен про дружбу, инсценированные воспитателями проблемные ситуации с последующим их обсуждением, коммуникативные игры, хороводные танцы, интересные задания для детей и родителей (например, «Найди своего ребенка по ладошке») позволят решить такие задачи, как:
- снятие эмоционального дискомфорта у детей и родителей;
- формирование доброжелательности, уважения к окружающим;
- обучение родителей способам и приемам организации совместной игровой деятельности с ребенком;
- развитие коммуникативных навыков и умения разрешать конфликты;
- формирование навыка вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально выражать свои мысли, используя мимику и жесты;
- формирование представления о том, какими качествами должен обладать друг;
- формирование теплых, доверительных отношений внутри коллектива «Дети-Родители-Педагоги».
Подводя итог, хочется заметить, что работа по взаимодействию с семьей в адаптационный период является фундаментом для установления доверительных партнерских отношений с семьей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряже...
Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада. Проблемы адаптационного периода.
Статья предназначена для педагогов ДОУ и родителей...
Авторская программа по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения « ЗВЕЗДОЧКИ»
Авторская программа адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения обеспечивает создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком периода адаптац...
Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада. Проблемы адаптационного периода.
Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада. Проблемы адаптационного периода. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптацион...
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Взаимодействие с семьёй в адаптационный период.
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Взаимодействие с семьёй в адаптационный период....
План самообразования "Инновационные формы взаимодействие с семьями воспитанников в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ»
Инновационные формы взаимодействие с семьями воспитанников по системе Н.М. Метеновой....
Психолого-педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
Методический материал содержит практические рекомендации педагогическим работникам по адаптации детей к условиям детского дошкольного образовательного учреждения...