Семинар-практикум на тему «Исследовательская деятельность, используемая в работе с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка

Бурданова Анна Дмитриевна

Семинар-практикум на тему: «Исследовательская деятельность, используемая в работе с детьми дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx29.84 КБ
Файл seminar-praktikum_burdanova_a.d.pptx471.73 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад «Радуга» р.п. Ветлужский

Семинар-практикум на тему: «Исследовательская деятельность, используемая в работе с детьми дошкольного возраста»

Выполнила: Бурданова А.Д.

Старший воспитатель


1. Описание работы: данный материал поможет педагогам углубить знания о методике проведения исследований, разработанных А.И. Савенковым. 
Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению методикой исследовательской деятельности.
Задачи: 
2. Познакомить педагогов с понятием «исследовательская деятельность»;
3. Углубить знания педагогов о методике проведения исследований, в дошкольных учреждениях разработанной А.И.Савенковым. 

Ход семинара-практикума

Актуальность.
 1 слайд   Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно- деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве.

  2 слайд ФГОС ДО –образовательная область: познавательное развитие : детская деятельность познавательно-исследовательская:

Формы организации: исследование, проектирование, опыты и экспериментирование, наблюдения, коллекционирование.

3 слайд Целевые ориентиры ФГОС:

  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам;
  •  интересуется причинно-следственными связями;
  •  пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
  •  склонен наблюдать, экспериментировать;
  • обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
  • обладает  элементарными представлениями из области живой природы;
  • способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

        4 слайд:      Цель: сформировать у дошкольников способность к исследовательскому типу мышления.

 Задачи познавательно-исследовательской деятельности: 

     Старший  дошкольный возраст:

  •  формировать  предпосылки  поисковой деятельности, интеллектуальной  инициативы;
  •  развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формировать умения применять данные методы, способствующие решению  поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  •  развивать желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;
  •  развивать способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы. 


слайд 5 : Сегодня мы рассмотрим методику Савенкова Александра Ильича, доктора педагогических, психологических наук.

   Очень часто понятия проектирование и исследование употребляют как тождества,но между ними есть несомненные отличия. Рассмотрим их.
 слайд 6: Исследование - бескорыстный поиск истины. Исследователь, начиная работу, не знает к чему придет, какие сведения получит, будут ли они для него или других людей полезны и приятны. Его задача искать истину, какой бы она не была. Исследование творчество в чистом виде.
  Проектирование - решение определенной четко сформулированной задачи. Неслучайно иноязычное слово «проект» прямо переводится на русский язык как - «брошенный вперед».В отличие от него проектировщик предельно прагматичен, он твердо знает что делает, ясно понимает, к чему должен придти. Нередко реализация проекта требует проведения исследований, но это не обязательно, теоретически проект может быть выполнен и на репродуктивном уровне. 
Проектирование – творчество по плану.
Современного ребенка следует обучать и умениям бескорыстного поиска истины, и проектированию.
  Использование исследовательских методов обучения в детском саду имеет ряд существенных особенностей. Дошкольника бесполезно «нагружать» темой исследования. Он конечно исследователь от природы, но его на первых порах надо учить всему: как выявлять проблемы, как разрабатывать гипотезы, как наблюдать, как провести эксперимент и т.п., а исследовать он будет только то, что ему действительно интересно. Его природный дар исследователя нуждается в неустанной педагогической заботе.

Слайд 7  Данная методика оригинальна, интересна, результативна и дает возможность способствовать развитию одаренности ребенка. 
Предлагаемая методика позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых этапах. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей простым вариантам наблюдения и экспериментирования, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности — от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Она позволяет научить ребенка наиболее рациональному варианту поиска информации.
  Для того чтобы познакомить детей с методикой, потребуется одно-два тренировочных занятия. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ребенка с «техникой» проведения исследования. Рассмотрим специфику тренировочных занятий.

Слайд8: Последовательность:
1. Выбор темы исследования .

2. Разработать методику проведения исследования.

3. Сбор и обработка информации.

4. Анализ и обобщение полученных материалов.

5. Подготовка отчета.

6. Доклад.

7. Обсуждение итогов завершенной работы. Рефлексия.
 слайд 9

  1. Выбор темы
    - Самым первым этапом этой большой работы является определение темы исследования. Рассмотрим картинки предложенные Савенковым (показ) и определим тему своего исследования. 
    Как только все удобно устроились, раскладываем все приготовленные материалы и объявляем: сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования — так же, как это делают взрослые ученые. Для демонстрации этапов проведения исследовательской работы понадобится два «добровольца». Им предстоит вместе с педагогом выполнять работу от первого до последнего этапа.
    В качестве добровольцев лучше выбирать энергичных, активных детей, с хорошо развитой речью. Все остальные дети на первом занятии будут участвовать только как активные зрители и помощники.
    Выбранная пара «исследователей» определяет тему своего исследования. Выбор темы осуществляется путем выбора детьми карточки с картинкой. Для того чтобы дети смогли это сделать, предложим им ранее заготовленные карточки с различными изображениями — темами исследований. Карточки с темами лучше всего разложить перед детьми или прикрепить на доске.

Слайд 10

2. Составление плана исследования
Объясним исследователям: их задача — получить как можно больше новых сведений по теме. И для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать?
Начнем с обычных проблемных вопросов: «Что мы должны сделать в начале?», «Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?». Естественно, что эти вопросы обращены не только к выделенной нами паре детей. Они адресованы всем детям, участвующим в занятии.
В ходе коллективного обсуждения дети обычно называют основные методы: «прочитать в книге», «понаблюдать» и др. Каждый такой ответ должен быть обязательно отмечен, ответившего ребенка следует непременно поощрить. После того как, например, кто-то из детей сказал, что новое можно узнать из книг, положите перед детьми карточку с изображением этого метода исследования. Как только названы такие методы, как наблюдение или эксперимент, положите в круг карточки, обозначающие эти методы. Так постепенно у нас выстраивается цепочка методов исследования. Те методы, которые дети не назовут, на первых порах следует подсказать.
Опыт показывает, что дети часто называют методы: наблюдение, эксперимент, посмотреть в книгах, обратиться к компьютеру и даже задать вопросы специалисту, но нередко забывают о том, что «надо подумать самостоятельно». Это естественно и нормально. На первом этапе особенно важно такое педагогическое умение, как способность подвести детей к нужной идее — сделать так, чтобы они сами высказали то, что требуется в данной ситуации.
- Карточки с обозначением методов исследования, лежащие перед нами на столе (на ковре), — не что иное, как план нашего будущего исследования. Но мы их раскладывали бессистемно, по мере случайного поступления предложений от детей. Теперь нам надо сделать наш план более строгим и последовательным.
Для этого вновь обратимся к коллективной беседе с детьми. Начнем с вопросов о том, что нам следует сделать в самом начале. С чего начать наше исследование? А что делать во вторую, третью очередь и далее. Вновь дети начнут предлагать самые разные варианты. 
«Подведите» их к идее, что сначала надо подумать самостоятельно. Если в предлагаемых детьми вариантах этого предложения нет, его придется деликатно подсказать. У детей должно сохраняться ощущение, что они все делают сами. Как только с этим все согласились, кладем на первое место карточку с символом, обозначающим действие «подумать самостоятельно».)
— «Что нам следует сделать после этого?». Так, отвечая на аналогичные вопросы вместе с детьми, мы постепенно выстраиваем линию из карточек: «подумать самостоятельно», «спросить у другого человека», «посмотреть в книгах», «посмотреть по телевизору», «понаблюдать», «провести эксперимент».
Итак, план проведения исследования составлен. 
слайд 11
3. Сбор материала
Следующий, третий, шаг — сбор материала. 
- Собираемые сведения можно просто запоминать, но это трудно, поэтому лучше сразу пытаться их фиксировать. Мы можем использовать пиктографическое письмо. На маленьких листочках бумаги (мы заготовили их заранее) ручкой, карандашом или фломастерами можно делать заметки — рисунки, значки, символы. Это могут быть несложные изображения, отдельные буквы или слова, а также специальные, изобретенные «на ходу» значки и различные символы.
При проведении первого занятия, как показывает опыт, приходится неизбежно сталкиваться с тем, что потребность «письменно» фиксировать информацию у детей выражена слабо. Они еще не могут понять значимость этой фиксации. Но по мере участия в занятиях эта потребность у них будет возрастать, а вместе с ней будет расти и мастерство символического изображения фиксируемых идей. Используемое на этом этапе пиктографическое письмо позволяет отразить информацию, полученную посредством различных сенсорных каналов (зрение, слух, вкус, температура и т.п.). Отражение в пиктографическом письме собственных впечатлений ребенка является показателем того, что данное сенсорное ощущение стало предметом осознания, размышления и, следовательно, приобретает для него значимость, становится ценностью.
- Как мы помним, первый из выделенных нами методов:
1. «подумать самостоятельно». На тренировочном занятии все участники помогают выделенной нами паре исследователей. Они могут подсказать и саму идею, и как ее проще и точнее изобразить.
Как показывает наш опыт, этих несложных заметок оказывается вполне достаточно для фиксации такой относительно простой информации на короткий срок.
Естественно, могут возникнуть идеи, которые сложно зафиксировать с помощью рисунков. Причем подчеркиваем: не надо концентрироваться на «правильности» изображения. Старайтесь приучать ребенка к тому, чтобы значки и символы он делал быстро. Для этого он должен действовать раскованно и свободно.
Способность изобретать символы и значки свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей в целом и одновременно выступает важным средством их развития.
Наш экспериментальный опыт показывает: дети обучаются способности создавать символы для обозначения идей очень быстро и делают это обычно легко и свободно.
2. «Спросить у другого человека» — следующий метод исследования и пункт нашего плана. Теперь попробуем настроить наших исследователей на то, чтобы расспросить других людей об интересующем нас предмете.
Вопросы можно задавать всем присутствующим — детям и взрослым. (На первых порах это вызывает большие трудности. Дети объективно, в силу особенностей возрастного развития, эгоцентричны, им трудно спрашивать, и еще труднее услышать и воспринять ответ другого человека. Способность спрашивать и воспринимать информацию должна рассматриваться нами как одна из важнейших целей педагогической работы. Преодоление, смягчение детского эгоцентризма является важным этапом на пути к формированию навыков успешного обучения ребенка. Мы часто сталкиваемся с тем, что дети не умеют слушать воспитателя и друг друга.
Данные занятия могут помочь в развитии умения спрашивать и слушать других.


3.«Узнать из книг». Сложности возникают и с другими источниками информации. Например, можно обратиться к книге, но не овладевшему в совершенстве навыками чтения ребенку узнать из нее что-то новое весьма затруднительно. В этом случае можно поступить двумя способами: ограничиться просмотром иллюстраций или попросить помощи у того, кто может прочитать требуемую страницу. В ходе занятия, кроме педагога, ребенку-исследователю мало кто может помочь. Поэтому надо заранее подобрать литературу, сделать необходимые закладки и быть готовым к возможным вопросам.
В настоящее время издается большое количество детских справочников и энциклопедий, они посвящены разной тематике, прекрасно иллюстрированы, имеют хорошие краткие и доступные детям информативные тексты. Это удобный источник для получения информации в ходе детских исследований. Прочитайте исследователям нужный текст вслух. Помогите зафиксировать новые идеи.

4.«Наблюдение и эксперимент». Особенно ценны в любой исследовательской работе живые наблюдения и реальные действия с изучаемым предметом — эксперименты. Возможность их использования может дать и рассматриваемая нами тема.
5. Обобщение полученных данных. Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Раскладываем на ковре наши записи и пиктограммы так, чтобы их все видели. Начинаем смотреть и рассуждать: что интересного мы узнали? Что нового мы можем рассказать другим по результатам проведенного исследования?
На первых занятиях, естественно, надо активно помогать исследователям обобщать полученные разрозненные данные. Для ребенка это очень сложная задача. Но вместе с тем на этом материале, как ни на каком другом, можно развивать мышление, творческие способности, речь ребенка.
Выделим главные идеи, отметим второстепенные, а затем и третьестепенные.      Сделать это несложно — надо, посоветовавшись с нашими исследователями, разложить пиктограммы в определенной последовательности. Слева, на первом месте кладем пиктограмму с самой важной информацией, затем то, что на втором, на третьем месте…
Научить ребенка смело высказывать свои определения — очень важная задача обучения.

слайд 12  Доклад. Как только информация обобщена, занятие надо продолжить. Желательно надеть на исследователей академические головные уборы и мантии. Это требуется для того, чтобы усилить значимость момента и сделать игровую ситуацию более концентрированной. Практически это выглядит так: выбранные нами в начале занятия два добровольца-исследователя по очереди, дополняя друг друга, подглядывая в свои записи-пиктограммы, делают доклад.

слайд 13 Правила сопровождения детского исследования
1. Всегда подходите к проведению работы творчески.
2. Учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций.
3. Не сдерживайте инициативы детей.
4. Не делайте за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать самостоятельно.
5. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
6. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
а) прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями;
б) формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
в) анализировать, синтезировать и классифицировать информацию.

Слайд14

Основное содержание исследований, производимых воспитанниками, предполагает формирование у них представлений:

  1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
  2. О природных явлениях ( снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).

 3. Об агрегатных состояниях воды (вода – основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса.);

4. О мире растений (особенности поверхности овощей и    

    фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и  

     сравнение веток растений – цвет, форма, расположение      

     почек; сравнение цветов и других растений);

5. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция,  

      призма, конус, шар).
6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт и прочее ).


Я благодарю вас за работу и в заключении хотелось бы услышать ответы на следующие вопросы: Итоги семинара-практикума:
- Вы узнали для себя что-то нового?
-Используете  вы в работе исследовательскую деятельность?
- Будете использовать в работе исследовательскую деятельность?

  На практике мы убедились, что методы исследовательской деятельности актуальны и очень эффективны. Он дает возможность ребенку синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать, что позволяет ему успешно адаптироваться к окружающему миру.


Уважаемые педагоги! Желаю вам успеха в развитии творческой индивидуальности средствами исследовательской деятельности.
Список литературы:
1. Савенков, А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»: Лекции 5–8. / А.И. Савенков. — М.: Педагогический университет «Первое сентября». - 2007. — 92 c.
2. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников / А.И. Савенков. Серия: - Издательство: Дом Федорова. – 2010.
3. Харитонова Л. Исследовательская деятельность дошкольника / Л. Харитонова // Дошкольное воспитание. -2001 г. - № 7.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАДОУ детский сад «Радуга» р.п.Ветлужский Тема:«Исследовательская деятельность, используемая в работе с детьми дошкольного возраста» Выполнила: Бурданова А.Д .

Слайд 2

ФГОС ДО Образовательная область «Познавательное развитие» Вид детской деятельности: Познавательно-исследовательская Формы организации познавательно-исследовательской деятельности: проектирование экспериментирование и опыты исследование коллекционирование наблюдения

Слайд 3

ФГОС ДО Целевые ориентиры: Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам; интересуется причинно-следственными связями; пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Слайд 4

Цель: сформировать у дошкольников способность к исследовательскому типу мышления. Задачи познавательно-исследовательской деятельности: Старший дошкольный возраст: формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формировать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развивать желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности; развивать способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы.

Слайд 5

«Исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении с использованием методик Савенкова А.И» «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков)

Слайд 6

Исследование – бескорыстный поиск истины. Задача исследователя- искать истину, какой бы она не была. Исследование творчество в чистом виде. Проектирование - решение определенной четко сформулированной задачи . Рrojectus по латыни – «заброшенный вперед». Проектировщик он предельно прагматичен, твердо знает что делает , ясно понимает, к чему должен придти . Проектирование – творчество по плану. Что такое исследование ? Что такое проектирование ?

Слайд 7

+ Способствует развитию одаренности; + позволяет включиться ребенку в исследование на любом этапе; + рациональный поиск информации; + полный цикл исследования. Методика исследовательской деятельности Савенкова А.И.

Слайд 8

Последовательность: 1. Выбор темы исследования . 2. Разработать методику проведения исследования. 3. Сбор и обработка информации. 4. Анализ и обобщение полученных материалов. 5. Подготовка отчета. 6. Доклад. 7. Обсуждение итогов завершенной работы. Рефлексия. Первые исследования тренировочные

Слайд 9

Темы для исследований

Слайд 10

Подумать самому Понаблюдать Провести эксперимент Посмотреть в интернете, телевизоре Прочитать в книге Спросить у другого человека (специалиста) Способы получить информацию

Слайд 11

Карточки с изображением предметов плана исследования Папка исследователя: Способы фиксации полученной информации рисунки значки символы буквы слова пиктографическое письмо Сенсорные каналы: (зрение, слух. вкус, температура)

Слайд 12

Подготовка доклада: -атрибуты; участвуют 2-3 докладчика; - взаимопомощь.

Слайд 13

Правила сопровождения детского исследования 1. Всегда подходите к проведению работы творчески. 2. Учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций. 3. Не сдерживайте инициативы детей. 4. Не делайте за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать самостоятельно. 5. Не спешите с вынесением оценочных суждений. 6. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний: а) прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями; б) формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования; в) анализировать, синтезировать и классифицировать информацию.

Слайд 14

Основное содержание исследований, производимых воспитанниками, предполагает формирование у них представлений: О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево). О природных явлениях ( снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение). 3. Об агрегатных состояниях воды (вода – основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса.); 4. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений – цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений); 5. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар). 6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт и прочее ).

Слайд 15

- Вы узнали для себя что-то нового? -Используете вы в работе исследовательскую деятельность? - Будете использовать в работе исследовательскую деятельность? Спасибо за внимание! Творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум "Здоровьесберегающие технологии: стретчинг с элементами сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста"

Семинар - практикум для воспитателей и специалистов ДОУ содержит новые технологии здоровьесбережения, а именно слияние сказкотерапии и игрового стретчинга, что позволяет наиболее эффективно повысить у...

Консультация "Инновационные технологии, используемые в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР"

«Инновационные технологии, используемые в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР»...

Семинар - практикум для воспитателей. "Использование игр малой подвижности в работе с детьми дошкольного возраста"

Семинар - практикум для воспитателей. "Использование игр малой подвижности в работе с детьми дошкольного возраста"...

Семинар-практикум «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»

Семинар-практикум  для педагогов «Использование   блоков  Дьенеша и палочек Кюизенера  в работе с детьми дошкольного возраста»...

Презентация к семинару-практикуму «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»

Презентация к семинару-практикуму для педагогов «Использование   блоков  Дьенеша и палочек Кюизенера  в работе с детьми дошкольного возраста»...