Выступление на педсовете "Роль игр-драматизаций в развитии рефлексии у старших дошкольников"
материал
Выступление по результатам педагогического эксперимента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete.docx | 15.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
«Особенности личностного развития дошкольников в условиях ДОО»
Тема выступления:
«Роль игр-драматизаций в развитии рефлексии у старших дошкольников»
Рипанова Наталья Сергеевна, воспитатель,
ДЕТСКИЙ САД 1
г. Киселёвск, Россия
Важнейшей задачей дошкольного образования в настоящее время является обеспечение личностного развития дошкольника. Дошкольный возраст - фундаментальный период, который накладывает отпечаток на всю жизнь человека; это период интенсивного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства.
Анализ литературы показал, что недостаточно методической литературы, научных разработок по тому, как происходит процесс развития рефлексии у дошкольника, нет специальных программ.
Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, который предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души, а так же достаточную зрелость субъекта. При этом она может осуществляться как взгляд внутрь себя с позиции децентрации, так и как осознание себя через другого (в процессе общения и взаимодействия), посредством осмысления того, как он воспринимается и оценивается другими индивидами или общностями.
В ходе теоретического изучения мы отметили, что зачатки рефлексии можно проследить в старшем дошкольном возрасте. В нашей работе мы всесторонне осветили проблему развития рефлексии в дошкольном возрасте. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ) Показали основные теоретические подходы отечественных и зарубежных исследователей. Отметили значение рефлексии в формировании самосознания. Показали возрастную динамику, механизмы и средства развития рефлексии у дошкольника.
Предметом нашего исследования выступает игра – драматизация как средство развития рефлексии дошкольников. Мы отметили, что с помощью игры - драматизации взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение, развивает интерес и внимание к окружающему миру, формируются нравственные привычки.
Нами было выдвинуто предположение о том, что развитие рефлексии дошкольников старшего возраста определяется исходя из понимания того, что в игре - драматизации старший дошкольник проигрывает роли на основе идентификации; анализирует собственное поведение, потенциальные и актуальные свойства, личностные и интеллектуальные особенности, черты характера, своё отношение со взрослыми и детьми.
Для подтверждения теоретических предположений, было проведено экспериментальное исследование на базе детского сада № 1, г. Киселёвска. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Целью экспериментального исследования явилось изучить возможности игры - драматизации как средства развития рефлексии детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальная часть исследования состояла из трех этапов. Первый и третий этапы диагностические.
На этапе констатирующего эксперимента определили уровни развития структурных компонентов рефлексии, а также развитие рефлексии в целом. Мы обнаружили недостаточное развитие структурных компонентов и в целом рефлексии у старших дошкольников. Большая часть детей неверно осознают свои достоинства и недостатки, им трудно встать на чужую точку зрения, имеют завышенную или заниженную самооценку. Выявлены дети с высоким, средним и низким уровнями рефлексии, что указывает на необходимость работы воспитателя ДОУ. Поэтому поставили цель формирующего эксперимента - повысить уровень рефлексии у детей старшего дошкольного при использовании игры – драматизации как средства развития рефлексии. Работа с контрольной группой не проводилась. Проведено 6 игр – драматизаций по сказкам.
На контрольном этапе мы сопоставили результаты, полученные до проведения игр - драматизаций и после их проведения. В результате проведенного экспериментального исследования, нам удалось поднять уровень развития рефлексии с низкого на средний у 1-го ребенка и со среднего до высокого у 2-х детей. Кроме того, произошло значительное развитие отдельных компонентов рефлексии. Благодаря играм-драматизациям, обогатился их социальный опыт, они научились сотрудничать с другими, самооценка стала более адекватной. Дети могут корректировать свое поведение с учетом общепринятых социальных норм. В контрольной группе повторная диагностика развития рефлексии существенных изменений не обнаружила. Таким образом, гипотеза получила подтверждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему: «Значение изучения сказок народов мира для речевого, мыслительного развития и воспитания старшего дошкольника»
Выступление на тему:«Значение изучения сказок народов мира для речевого, мыслительного развития и воспитания старшего дошкольника»...
выступление на педсовете.Опыт работы на тему:"Роль детского экспериментирования как метод познавательного развития в ознакомлении старших дошкольников с природой родного края
Детское экспериментирование с введением ФГОС дошкольного образования получила новый виток в развитии. Именно исследовательская деятельность, помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, ,...
«Каковы предпосылки развития рефлексии у старших дошкольников»
РефРефлексия, старший дошкольный возраст, «Я – концепция»...
Выступление на пед. совете "О роли подвижных игр в развитии физических качеств старших дошкольников "
выступление на педагогическом совете...
«Исследование возможностей игры–драматизации в развитии рефлексии детей старшего дошкольного возраста» (комплект диагностических методик)
Комплект диагностических методик для работы с детьми старшего дошкольного возраста....
Выступление на XXI Всероссийской научно-практической конференции "Развитие познавательного интереса старших дошкольников через ознакомление с космосом"
Аликина А.Ю.воспитательМБДОУ №27г.Канск Проект "Развитие познавательного интереса старших дошкольников через ознакомление с космосом" для ...
Выступление на тему "Использование технологии музыкально-ритмического воспитания в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"
МАСТЕР-КЛАССЦель мероприятия: Обмен опытом педагогической деятельности по использованию технологии музыкально-ритмического воспитания в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников с тяж...