«Азбука семейного воспитания дошкольника» методическая разработка «Игровой марафон для мам и пап»
консультация

Игры и  методические рекомендации проведения различных видов игр для родителей (законных представителей) с детьми  раннего и дошкольного возраста  не посещающих дошкольное учреждение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurochkina_n.g.docx91.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Берёзка»                                                                                                        р.п. Лысые Горы Лысогорского района Саратовской области

 «Азбука семейного воспитания дошкольника»

«Игровой марафон для мам и пап»

Игры и  методические рекомендации проведения различных видов игр для родителей (законных представителей) с детьми  раннего и дошкольного возраста  не посещающих дошкольное учреждение.

Заместитель заведующего по УМР

МБДОУ – д/с «Берёзка»

Курочкина Наталия Геннадьевна

р.п. Лысые Горы

2020 год

Игра – это ведущий вид деятельности дошкольника.

Игра – это не только удовольствие и развлечение, хотя эти факторы немаловажны. С помощью игры можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребёнка. Играя, он может получать новые знания, навыки, умения, развивать способности, причем всё это будет осуществляться незаметно от него.

Каждая игра – это общение ребёнка со взрослым, это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху и стойко переносить свои не удачи. В каждую игру можно играть с одним малышом, а можно и с несколькими. А ещё лучше играть всей семьёй, хоть на несколько минут откладывая свои дела. К некоторым играм необходимо подготовиться – что-то  нарисовать, вырезать, найти картинки и т.д., это тоже можно сделать вместе с ребёнком. А в некоторые игры можно играть, занимаясь домашними делами. Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и вашей радостью, а проведенные вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь. Так давайте поиграем!

Игры для детей от 0 до 1года

Игра «Потягушки» 1 месяц

Цель: сформировать умение поднимать голову и лежать на животе.

Оборудование: пеленальный столик, подгузник или легкое одеяло, яркая погремушка.

Ход игры: положив ребенка на живот, поместите ручки под грудь и осторожно поглаживая спину (снизу вверх, то есть по голове), сначала слегка поддерживая голову ребенка рукой. Чтобы у ребенка появилось желание поднять голову, вы должны держать погремушку на определенном расстоянии от его глаз.

В такт предложений:

Потягушка, потянись!

Поскорей, скорей проснись!

День настал давным – давно,

Он стучится к нам в окно.

Игра «Кто там?» 2-3 месяца

          Цель: развить визуальный фокус с поднятием плечевого пояса.

Оборудование: пеленальный столик, подгузник или легкое одеяло, игрушечная птица.

Ход игры: когда ребенок лежит на животе, левой рукой держите его голень в средней трети. Возьмите игрушку в правую руку и покажите ее ребенку, отводя руку на расстояние, чтобы ребенок поднял плечевой пояс.

При движениях приговаривать:

Гуля-гуля-гуленька,

Прилетела гуленька.

Прилетела к деточке,

Деточке – припевочке.

Села гуля на кровать,

Стала гуля ворковать.

Игра «Где игрушка?» 3-6 месяцев

Цель: развить у ребенка способность переворачиваться со спины на живот. Если малыш не знает, как перевернуться на животе, нужно медленно потянуть его за ручку в сторону, вызывая желание перевернуться на животе.

Оборудование: яркая игрушка.

Ход игры: игра рассчитана на ребенка, который хорошо держит голову, лежит на животе и берет игрушку.

Положив ребенка на спину, обратите его внимание на игрушку (кошка, петушок, кукла), отведите ее в сторону, положите рядом с ребенком, но так, чтобы он, лежа на спине, не смог ее взять.

Чтобы привлечь внимание, лучше предложить (в зависимости от того, какую игрушку вы используете):

Пошел котик на торжок,

Купил котик творожок.

Или:

Петушок, петушок, золотой гребешок,

Масляна головушка, шелкова бородушка….

Или:

Катя, Катя маленькая,

Катенька удаленькая,

Пройди, катя, комнаткой,

Топни Катя ноженькой….

Игра «Кот» 3-6 месяцев

Цель: сформировать у ребенка способность ползать.

Оборудование: яркая, стабильно звучащая игрушка - кот.

Ход игры: игра предназначена для детей, которые умеют переворачиваться с живота на спину и передвигаться, переставляя руки и немного ползая.

Положив ребенка на живот, поместите перед ним игрушку и обратите на него внимание.

Как у нашего кота шубка очень хороша.

Как у котика усы удивительной красы.

Глаза смелые,  зубки белые.

Игра «Кто там?» 6-9 месяцев

Цель: развить у ребенка способность вставать.

Оборудование: Яркая игрушка - петушок.

Ход игры: чтобы побудить ребенка встать у барьера, необходимо поставить на барьер игрушку, призывающую ребенка к себе. В зависимости от того, какую игрушку вы используете, скажите:

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Топ-топ, топ-топ,

Бородой трясёт…

Или:

Посмотри, посмотри, кто там прыгает вдали?

Прыг – скок, прыг-скок,

Лягушка (зайка, Ляля) в гости к нам идет.

Игра «Киска, брысь!» 9-12 месяцев

Цель: развить у ребенка способность ходить с минимальной помощью взрослого.

Оборудование: мягкая игрушка кошка на полу.

Ход игры: свести  поддержку, чтобы ребенок держался только за палец. Если ребенок ходит, растягивается в полотенце или поджигается под мышками, то напряжение этих вспомогательных органов постепенно уменьшается.

Киска, киска, киска брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет,

Через киску упадёт!

Игры для детей от 1 до 1,6 лет

Игра «Где же наши ручки?»

Цель: сформировать у ребенка способность находить и показывать части тела (ручки, ноги); произносить звукоподражательные слова (топ-топ, хлоп-хлоп); обогащает моторный опыт (учимся топать ногами, хлопать руками).

Ход игры: поставь ребенка перед собой и спой ему рифмовку

Где же, где же наши ручки?

Вот, вот наши ручки,

Вот наши ручки.

(возьмите ребёнка на ручки, слегка потряхивая ими)

Где же, где же наши ножки,

Где наши ножки?

Вот, вот наши ножки,

Вот наши ножки!

(покажите ребёнку, как топать ножками)

Усложнение задания: увеличьте количество движений для подражания; попросите ребёнка самостоятельно выполнять движения в соответствии с текстом рифмовки.

           Игра «Машина»

Цель: сформировать у детей способность идти на несколько шагов вперед, толкая машину на палочке перед собой; имитировать гул машины (произносить звукоподражательное слово «би- би»).

Оборудование: машина на палке.

Ход игры: Предложите своему ребенку машинку на палочке, которую вы можете толкнуть перед собой.

Когда ребенок катит машину, прочитайте рифму:

«Би-би-би», гудит машина.

Я не поеду без бензина»

Когда ребенок перестанет катать машину под текст рифмовки, спросите его: «Как машина гудит?» Если ребенок не может ответить на ваш вопрос, ответьте на него сами: «Машина гудит: «би- би»

Усложнение задачи: попросить ребенка покатать  машину позади на веревочке.

Игра «Листопад»

Цель: сформировать у ребенка умение имитировать качающиеся  на ветру осенние листья; получать радость от общения с природой; научить общаться со взрослым; раскрыть словарный запас.

Оборудование: осенние листья

Ход игры: во время прогулки с ребенком посмотрите на осенние листья. Обратите внимание на то, как они качаются на ветках. Покажите ребенку наклонные тела влево и вправо. Скажи: «Я качусь, как листок на ветру». Попросите ребенка повторить движение с вами.

Соберите осенние листья и принесите их домой. Играть с листьями. Прочитайте рифму ребенку и покачивайтесь, как осенние листья на ветру:

Вот и осень, листопад.

Листья желтые летят.

Листья желтые летят

Прямо под ноги ребят.

Усложнение задания: попросите ребёнка самостоятельно показать, как качаются листики.

Игра «Воробушки»

Цель: сформировать имитационные навыки, махать ручками, как  крыльями  (имитировать полет воробья); выполнять движения в соответствии с рифмованным текстом; активизировать  словарь: «воробей», «младенцы», «прыжки», «летать».

Оборудование: воробей, сделанный из бумаги (оригами) или вырезанный по контуру из картона.

Ход игры: прежде чем играть, на прогулке, понаблюдайте за воробьем. Обратите внимание, что воробей не ходит, а прыгает. Покажите ребенку, как. Прикрепите к его одежде, сделанного из бумаги воробья  и попросите его  прыгнуть, как воробей. Прочитайте рифму:

Воробышек – воробей,

Прыгай с веточки скорей. (попрыгайте на двух ногах)

А потом с Алёшкою

Полетим за крошками. (побегите в любом направлении)

Покажите ребёнку все движения (воробей «летает», «клюёт»), выполните их вместе с ним. Результат считается достигнутым тогда, когда ребёнок может выполнить движения.

Игра «Ёжик»

Цель: сформировать имитационные навыки, подражать ходьбе ежа (маленькие семенящие ножки); произносить изолированный звук [Ф] (ежик фыркает); произносить звукоподражательные слова (топ – топ, ф-ф); пополняет пассивный словарь необходимыми, обозначающими части тела животного: «ноги», «голова»; прилагательное "серый".

Ход игры: покажите ребенку живого ежика. Понаблюдайте за ним. Опишите его внешность, привычки, способ передвижения. Прочитайте рифму ребенку и покажите, как ходит ежик (делайте небольшие семенящие шаги).

Я сердитый ёжик,

Ни головы, ни ножек.

Я всегда фырчу, фырчу: «Ф-ф-ф»,

Ножками я топочу: топ-топ-топ.

Предложите своему ребенку показать, как ходит и фыркает ежик. Прочитайте рифму еще раз.

Усложнение задания: попросите ребенка показать, как ходит ежик и собирает грибы; как ходит ежик и находит ежа.

Игра «Сапожки»

Цель: сформировать звукоподражательные движения и слова, топайте правой и левой ногой; произносить звукоподражательные слова (кап-кап); получать удовольствие от совместной игры; пополняет словарный запас глаголами «топать», «бегать».

Оборудование: резиновые сапоги; «Лужи»  из голубой бумаги.

Ход игры: осматривают резиновые сапоги с ребенком. Скажите, что весной в резиновых сапогах вы можете прогуливаться по лужам, потому что они не промокают;  на полу в комнате, разложите «лужи» вырезанные из голубой бумаги. Прочитайте рифму, перемещаясь по тексту:

Вот иду я ножками   (ходите по комнате в произвольном направлении)

В резиновых сапожках.

Весело шагаю

И в лужи наступаю. (топните любой ногой в «лужу»)

Предложите ребёнку «погулять» вместе с вами по комнате и потопать ножками в «луже». Проводя игру в очередной раз, вы можете выложить шнуром «дорожку» к «луже» и предложить ребёнку пройти по ней.

Игра «Мячик мой»

Цель: Сформировать умение ребёнка перекатить мяч по полу (туда и обратно); поймать мяч обеими руками; выполнять движения в соответствии с текстом; произносить звукоподражательные слова «бум», «бум», «там»; объединяет знания частей тела.

Оборудование: мяч

Ход игры: сидеть на полу, широко расставив ноги. Посадите ребенка напротив себя, раздвиньте ноги. Прочитайте рифму и следуйте инструкциям в тексте.

Ах, как  весело будет нам.

Мы покажем носик. (покажите нос)

Там-там-там! (ребёнок произносит: «Там-там-там»)

И прокатим мячик. (прокатите мяч малышу и получите его обратно)

Бум-бам-бам!  (ребёнок произносит: «Бум – бам - бам»)

Ах, как весело будет нам,

Мы покажем ручки (покажите ручки)

И покатим мячик.

Бум-бам-бам!  (ребёнок ловит мяч, возвращает его вам и произносит: «Бум – бам - бам»)

Игру повторите несколько раз, меняя в тексте названия частей тела (рот, уши, глаза и т.д.)

Усложнение задания: увеличьте количество частей тела, участвующих в показе в данный момент; увеличьте расстояние от вас до ребёнка (до 3 м).

Игра «Дом, наш дом. Кто же в нем?...»

Цель: сформировать у ребенка способность ходить в прямом направлении; совмещать свои действия с текстом; расширяет пассивный словарный запас.

Оборудование: стул, большой шарф, игрушечный мишка.

Ход игры: Сделать дом из кресла. Накройте его шарфом, спрячьте игрушечного плюшевого мишку (кошку, собаку и т. д.) Под шарф. Расскажите ребенку стихотворение и поведите его за руку к «дом» - кресло. С восторгом оттените платок и найдите игрушку, спрятанную в «доме». Возьми плюшевого мишку, потанцуй с ним, предложите ребенку потанцевать с мишкой.

Там, в конце дорожки, (ребёнок  идёт к «дому»)

Посмотрите-ка, дом.

Кто же, мой хороший,

Проживает в нём?

Может, это кошка? (ребёнок сдёргивает платок с «дома»)

Может,  это мышка?

Может, непоседа мишка – шалунишка? (покажите мишку, произнесите: «Мишка»)

Усложнение задания: перенесите «домик» в другое место; смените персонажей «проживающих» в «домике» (добавьте куклу, машину, мяч); предложите ребёнку пройти в «домик» и по другой дорожке.

Игры для детей от 1,6 лет до 2 лет

Игра «Палка- скакалка»

Цель: сформировать у ребенка способность ездить по дорожке как лошадка; подражать ржанию лошадки; обогащает пассивный словарь: «грива», «хвост», «конь».

Оборудование: палка с лошадиной головой.

Ход игры: дайте ребенку палку с лошадиной головой. Прочитайте стихотворение:

В пыли валялась палка,

Её мне стало жалко.

Взял я палку, и она

Превратилась в скакуна.

            В. Ланцетти

Попросите ребёнка сесть на палку верхом (покажите, как это делается). Предложите «лошадке» «поскакать» туда, куда она захочет. Когда «лошадка» остановится, угостите её травкой.

Усложнение задания: предложите «лошадке» скакать по ограниченной поверхности – нарисованной на полу дорожке, длина которой будет постепенно расти; попросите ребёнка проговаривать запомнившиеся ему слова.

Игра «Вышла курочка гулять»

Цель: Сформировать навык у ребёнка, показать подражательные движения, и произнести звукоподражательные слова: «ко-ко-ко», «пи-пи-пи»; ходить по доске.

Оборудование: доска длиной 2 м и шириной 25 см; изображение курицы, вырезанной по контору и приклеенной к ободку.

Ход игры: положите доску на пол. Скажите ребенку, что этот «путь» ведет к месту, где сидит курица. Надень ободок на голову с курицей, нарисованной в офисе. Скажите: «у курицы есть детки. Их зовут цыплята. Скажи рифму:

Вышла курочка гулять              (ребёнок ходит в произвольном направлении)

Свежей травки поклевать.     («клюет травку»)

А за ней ребятки,                    (идет за «мамой – курицей»)

Желтые цыплятки

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!                (произносит «ко-ко-ко»)

Не ходите далеко.

Лапками гребите,                 (присаживается на корточки, имитирует

Зернышки ищите.                 Движение «грести лапками»)

Читая рифмовку, выполняйте все перечисленные в ней движения («гребите лапкой», «клюйте клювом травку», сложив вместе кисти рук).

Усложнение задания: предложите ребёнку самостоятельно выполнить действия по тексту рифмовки, повторяя запомнившиеся и звукоподражательные слова; положите поперек доски препятствия (веревку, поясной ремень).

Игра «Прогулка в лес»

Цель: показать, что они имитируют движение (медведь идет в развалку, заяц прыгает, волк гордо идет, лиса легко бегает); произнести громким голосом звукоподражательные слова: «ой-ой»; активирует в пассивном слове глаголы «идет», «прыгает», «действует», «бежит».

Оборудование: маска или рисунок с изображением какого-то дикого животного.

Ход игры: наденьте на ребёнка маску одного из диких животных (медведь, заяц, лиса, волк). Покажите, как они ходят. Прочитайте рифму и заставьте ее двигаться - имитация.

Мишка – косолапый вразвалочку идёт,   (ребёнок идет вразвалку)

Заинька трусливый скачет и поет: «Ой-ой-ой». (скачет)

Серый волк сердитый

Важный выступает,                                       (идет широкими шагами)

А лисичка рыжая мимо пробегает. (бежит мелкими шажками)

Усложнение задания: предложите ребёнку показать ещё кого – нибудь из животных.

Игра «Попади в корзину»

Цель: развивать ловкость, координацию движений, имитация; организовать поведение; тренировать волевые усилия (выносливость, терпение); активировать различные группы мышц.

Оборудование: корзина диаметром 50 см, шарик диаметром 15-20 см.

Ход игры: положите корзину посередине комнаты. Вернитесь на расстояние 50-70 см, бросьте мяч в корзину.

Выньте мяч и предложите ребенку: «Забирайся в корзину». Ребенок должен бросить мяч правой, а затем левой рукой.

Игра «Сбей кеглю» (скатывание мяча с горки или лотка)

Цель: развивать движения и их координацию; тренировать волевые усилия (выносливость, терпение).

Оборудование: наклонная поверхность; шарик диаметром 15-20 см; маленькие и легкие булавки.

Ход игры: скатите шарик с наклонной поверхностью, чтобы сбить с кегли, стоящие у  основания. Затем они предложили сделать то же самое ребенку. Сначала взять большой мяч, затем можно  использовать шары разных уровней.

Игра «Кошка с котятами»

Цель: формировать умение подражать движениям кошки - «махать хвостом», «лакать молоко», «царапать когтями»; выполнять движения в соответствии с текстом; обогащать двигательный опыт (топает ногами, подпрыгивает, бегает в произвольном направлении)

Оборудование: серый бумажный бантик на веревочке.

Ход игры: наблюдение  за котом. Рассмотреть части тела, рассказать, зачем они нужны. Расскажите, что у кота деток, называют котятами.

Кошка с котятами                          (ходите в произвольном направлении

 Вместе играла.                                                   крадущейся походкой)

Кошка котяток

Всему обучала:

Весело прыгать,                                   (подпрыгните на двух ногах)

Хвостом помахать,                        (помашите рукой – «хвостом» сзади)

Лапками цапать                   (покажите, как кошка царапает когтями)

И молочко лакать.

Усложнение задания: предложите ребёнку- «котёнку» поймать мышку (бумажный бантик на веревочке).

Игра «Игра с зонтиками»

Цель: формировать соотношения основных цветов; выполнять действия в соответствии с текстом; повысить двигательную активность; получить мышечную радость от движений.

Оборудование: два разноцветных зонта.

Ход игры: возьмите один зонт и дайте ребенку второй. Предложите ему пройтись под рифмованный текст вместе с вами:

Солнце светит очень ярко,       (вы с ребёнком ходите по комнате,  держа    зонтики сзади)

Мы гуляем все по парку.                                              

Ну, а если дождь пойдет,

Зонтик каждый пусть возьмет.

Ветер веет, солнце греет,

Веселятся наши дети

И качают зонтик свой –            (бегайте в произвольном направлении,

Круглый, маленький, цветной.    покачивая зонтиком)

Игры для детей от 2 лет до 3 лет

         Игра «Комарики»

Цель: развивать правильную речь, мелкую моторику.

Ход игры:  взрослый предлагает ребенку представить себя в образе «комара». Он фокусируется на размерах насекомого, его поведении (летает - жужжит; садится - замолкает; когда кусает - характерный писк, становится болезненным, участок укуса становится красным, зудит). Вы можете продемонстрировать сюжетную картинку с изображением комара. Взрослый читает потешку, сопровождая ее действиями.

Дарики-дарики,      Хлопать в ладоши.

Вот летят комарики: «З-з-з!»   Складывать пальцы рук в щепоть.

Вились, вились,   Вращать кистями рук.

Вились, вились,

Раз! И в ушко (носик, ручку)   Пощипывать за ушко.

Нам вцепились!

Игра «Флажок»

Цель: соответствующие мелкие моторики.

Ход игры:  взрослый делает «флажок»: прижимает указательный, средний, безымянный и мизинец друг к другу. Большой палец опускает вниз.

Можно прочитать стихотворение.

Горит на солнышке флажок,

Как будто я огонь зажег.

А. Барто

Предложить сделать такой же «флажок». Показать, как колышется флажок, когда на него дует ветер.

Игра «Лабиринт для пальчика»

Цель: соединить мелкую моторику, координацию движений.

Оборудование: лист бумаги.

Ход игры: нарисуйте дорожку лабиринта на листе бумаги. Предложите ребенку добраться пальчиком  до «дома», проведя  им по дорожке. Для развития тактильных ощущений вы можете наклеивать разные виды круп на дорожку.

Игра «Внимание!»

Цель: соответствующее слуховое восприятие, внимание.

Оборудование: пособия: мяч.

Ход игры:  взрослый предлагает ребенку поиграть в мяч. Я скажу: «Внимание!». Например: «Внимание! Кати мяч!», « Внимание! Бросить мяч!»,  «Внимание! Бросай мяч» и т. д.

Игра «Закрой фломастер»

Цель: использование умений для систематизации предметов на основе мелкой моторики; помогите вспомнить цвет.

Оборудование: фломастеры с колпачками, повторяющими цвет стержня.

Ход игры:   снимите колпачки с фломастеров, смешайте их. Предложите ребенку закрыть каждый фломастер шапкой. Назовите цвет кепки и фломастера. (Цвет крышки соответствует цвету стержня.)

Игра «Вспомни и покажи»

Цель: развивать  память, внимание.

Оборудование: 4 карты с разными картинками (зайчик, цветок, солнце).

Ход игры: выложите картинки перед ребенком, рассмотрите их. Чтобы изменить их местоположение. Предложить ребенку показать, где он будет прятаться? Молодцы, верно! "

Открыв все карточки, поменяйте их местами, сосредоточив на этом внимание ребенка. Переверните снова и повторите игру.

Игра «Палец-кисточка»

Цель: связанные мелкие моторики; помочь узнать цвета и формы.

Оборудование: краски для рисования  пальчиками.

Ход игры:  нарисуйте большой круг (квадрат, треугольник) и предложите ребенку рисовать пальцами. Обговорить, каким цветом он воспользуется, знает ли он, что за фигура изображена на рисунке. Усложняя задание, разделить фигуру на две половины и предложить закрасить их разными красками. При этом педагог называет цвет красок и наблюдает за ребенком, правильно ли он ориентируется.

Игра «Зарядка в зоопарке»

Цель: сформировать базовые физические навыки; развивать речь.

Ход игры:   расставьте игрушки по комнате или разместите картинки с изображениями животных. Пригласите своего ребенка в зоопарк. Чтобы увидеть, что он знает об этом животном, подражать его голосу, походка: «Смотри, это медведь. Он большой, коричневый (коричневый). Где он живет? Как рычит? Покажи мне, как он ходит. И так далее. Рядом с жирафом можно крутить шею в разные стороны. Вы можете попробовать это до нескольких раз. Прыгайте у клеток  с зайцем, покормить  обезьянку и т. д.

Игра «В гости к зайке»

Цель:  способствовать эмоциональному развитию, формированию базовых физических навыков; координация движений.

Оборудование: резиновый массажный коврик, детская стремянка, булавки, пуговицы, большая подушка, кресло.

Ход игры:  пригласите ребенка в другую  комнату в гости к зайке , он заранее переехал в другую комнату, где есть препятствия: резиновый массажный коврик, лестница - стремянка - гора (чтобы застраховать ребенка во время этого упражнения). Шпильки - это лес, а пуговицы под ними - грибы, которые нужно собрать, и в то же время старайтесь не опрокинуть булавку. Подушка - это маленькая горка, по которой можно перелезть. Наконец, пусть ребенок заползет под кресло, а он – у зайчика. Заяц может попросить ребенка петь песни, рассказывать стихи, прыгать на одной ноге. И, конечно же, вы должны вознаградить ребенка за такой трудный путь.

Игры для детей от 3 лет до 4 лет

Игра «Кто где спит»

Цель: развивать  умственные способности, представления об  основных геометрических фигур; название цвета; действия сопоставления с образцом формы.

Оборудование: карточки, разбитые на секторы (в каждом секторе геометрическая фигура).

Ход игры:  дети вспоминают названия знакомых фигур- человечков. Взрослый раздает карточки, где изображены «кроватки» для каждой из фигурок. «Человечков» надо уложить «спать» в подходящие для них кроватки, то есть разложить все фигуры на карточки так, чтобы они совпали с нарисованными. Например: человек, имеющий форму квадрата, ложится в кроватку соответствующей формы.

Игра «Дает корова...»

Цель: обратить внимание, память.

Оборудование: карточки с изображениями животных, продуктов, получаемых от животных (молоко, яйца, шерсть и т. п.).

Ход игры:   выложите карточки в указанном порядке. Это означает, что это дает нам это животное. Например: курица - яйцо, перья (можно нарисовать подушку); коровье молоко (творог, сметана, кефир); козья пуховая пряжа (носки, рукавицы растягиваются) и др.                               

 

Игра «Узкое - широкое»

Цель: ввести понятия «узкий - широкий»; соответствующие навыки сопоставления.

Оборудование: два шарика разных размеров.

Ход игры:  предложите ребенку катать шары по дорожке, огороженной кубиками. Сделайте две полосы - одну для маленького шарика, другую для большой. Катите маленький шарик по узкой дорожке. Призовите своего ребенка объяснить, почему большой шарик не помещается на небольшой дорожке. Введите понятие «узкий - широкий» в активный словарь ребенка. Эксперимент: рисовать игрушки разных размеров вдоль дорожек. В конце игры обобщите: широкий путь - для больших игрушек, узкий - для маленьких.

       Игра «Сравнение величин»

Цель: использование навыков сравнительного анализа, речи, логического мышления.

Оборудование: широкие и узкие полоски бумаги, кубики.

Ход игры:  «Как вы думаете, мы строим дома одинакового размера?» Мышь должна быть меньше, чем зайчик.

После того, как дома будут готовы, скажите нам, что животные попросили отдать их жителям. Широко распространенные возможности. Покажите ребенку, как определить, какие из путей (бумажных полос) шире, сложив их друг на друга. Пусть малыш распределяет дорожки между домами.

  Игра «Как же их отличить?»

Цель: развивать навык сравнительного анализа, речь, логическое мышление.

Оборудование: идентичные геометрические фигуры с небольшими изменениями в размерах (вырезанные из бумаги).

Ход игры:   скажите ребенку, что фигуры - это торты для кукол. Разбросали наши куклы, перепутали все пирожные и не могли определить, где чьи. Торт для Светы самый маленький. Куклы нуждаются в помощи. Пусть ребенок подумает, как это сделать. Вы можете понять, что торт больше, а который меньше. Дайте куклам их десерт.

Игра «Дружные ребята»

Цели: воспитывать у детей дружеские чувства и доброжелательные отношения; научить внимательно слушать воспитателя и выполнять предложенные им действия; закрепить навык обращаться друг к другу по имени; развивать творческие способности и двигательные навыки.

* * *

Взрослый предлагает детям поиграть и внимательно проследить, что он будет говорить. А затем обращается к детям:

Таня, Танечка, дружок,

К нам скорей вставай в кружок!

В хоровод скорей входи,

Плясовую заводи!        Под музыку дети исполняют плясовые движения.

 

Саша, Сашенька, дружок,

К нам скорей вставай в кружок!

За руки возьмем друг друга,

Побежим мы все по кругу!

Лена, Леночка, дружок,

К нам скорей вставай в кружок!

Ты старайся не зевать,

А быстрее мяч поймать!     Взрослый  кидает мяч Леночке, затем другим детям.

Игра «Аист и лягушки»

Цель: развивать ловкость, координацию движений.

На земле или на асфальте рисуется игровое поле — большое озеро с бухтами, мысами, островками. «Лягушки» сидят в озере. Они не могут выпрыгивать на сушу. Вокруг озера бегает «аист». Ему нельзя заходить в воду, но он может прыгать с острова на остров. При этом аист пытается поймать лягушку. Каждая пойманная лягушка выходит из игры. Последняя становится новым аистом.

Игра «Ниточка - иголочка»

Цель: развивать ловкость, координацию движений.

* * *

По считалке выбирают водящего — «иголочку». К нему присоединяются по желанию несколько человек — «ниточка». Остальные произвольно размещаются на площадке, стоя по одному. Игроки, составляющие «ниточку» и «иголочку», берутся за руки, образуя цепочку. Впереди — «иголочка».

«Иголочка» бежит между стоящими, делая самые неожиданные повороты, зигзаги, а «ниточка» должна точно повторить ее путь.

Игра «Платок»

Цель: развивать быстроту реакции, ловкость, координацию движений.

Оборудование: яркий маленький шарф.

* * *

Все участники игры встают в круг. Водящий с платочком идет за кругом, кладет платочек на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу, а тот, кому положили платок, берет его в руки и бежит за водящим. И тот и другой стараются занять свободное место в круге.

Если игрок с платком догонит водящего и сможет положить ему платок на плечо, прежде чем гот займет свободное место в круге, тот вновь становится водящим, а игрок, отдавший платок, становится на свободное место.

Если же убегающий первым встанет в круг, то водящим останется игрок с платком. Он идет по кругу, кому-то кладет платочек на плечо и игра продолжается.

Во время игры дети не должны перебегать через круг. Во время бега не разрешается задевать руками детей, стоящих в круге. Стоящие игроки не должны задерживать бегущих. Играющие не должны поворачиваться в то время, когда водящий выбирает, кому положить платок.

Чем больше детей примут участие в этой игре, тем шире будет круг, а это значит, что надо больше приложить усилий, чтобы занять свободное место. Дети в круге стоят друг от друга на расстоянии шага.

Игры для детей от 4 лет до 5 лет

Игра «Фотоаппарат»

Цель: развивать ассоциативное мышление, произвольное внимание, память, речь.

Оборудование: открытки из лото или любые другие картинки.

Ход игры:  покажите ребенку карточку на 5 секунд. Убрать  ее и предложить вспомнить, что на ней было изображено. Если ребенку трудно ответить, задайте ему наводящий вопрос: сколько, какого цвета и т. д.

Игра «Найди отличия».

Цель: умение сравнивать памятные предметы, сходства и различия, которые в них.

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход игры:   покажите ребенку открытку на 2-3 минуты. Тогда предложите ему вторую карту. Ребенок должен определить, что изменилось.

Игра «Сорока-белобока».

Цель: развивать концентрацию  внимания и память.

Оборудование: 5-6 мелких предметов (игрушки).

Ход игры: Выложить предметы (игрушки) на стол. Предложить ребенку внимательно посмотреть на стол, запомнить, какие предметы на нем лежат, а затем попросить ребенка отвернуться. Убрать или заменить один или несколько предметов. Ребенок должен определить, что сорока утащила, а что подменила.

Игра «Да-нет-ка»

Цель: научить задавать вопросы, найти критерии классификации объектов мира; показать умение слушать, будьте внимательны.

Ход игры: Взрослый загадывает слово или рассказывает какую-нибудь историю, а дети должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие же вопросы, на которые можно дать один из ответов: «да» или «нет».

Игра «Третий лишний»

Цель: научиться классифицировать объекты по характеристикам, заданным в условиях.

Ход игры: взрослый называет три слова, например: «собака», «кошка», «рыба». Ребенок должен определить, что «животные», «рыба» - нет. Итак, слово «рыба» является «лишним». Примеры слов: береза, сосна, роза; мыло, шампунь, зубная щетка; молоко, кефир, чай.

Игра «Картинки-загадки»

Цель: научить выделять основное и второстепенное; укрепить навыки описания предметов.

Оборудование: карточки с изображением различных предметов.

Ход игры: драйвер выбран. Он начинает описывать то, что изображено на нем. Игроки предлагают свои варианты ответа. Кто-то ответил правильно.

Игра «Шаги»

Цель: способствовать расширению словарного запаса, развитию речи.

Ход игры: две команды выстраиваются в линию друг против друга. Отдельная полоса должна быть нарисована между ними.

Тема игры установлена. Вы можете использовать темы, описанные в предыдущей игре, а также названия слов, слогов, конкретной буквы или звука. Вы можете сделать шаг, назвав нужное слово. Команда, которая выходит на разделительную линию, побеждает.

Игра «Жмурки с игрушками»

Ребенок может поиграть в «жмурки» со своими игрушками. Это не только развлечет и займет его на время, но и улучшит способность ориентироваться в пространстве, разовьет тактильные ощущения.

Взрослый и ребенок вместе выбирают несколько игрушек, которые примут участие в игре. Это могут быть кукла, мишка, заяц или робот-трансформер.

Ребенку завязывают глаза платком или надвигают пониже шапочку так, чтобы она закрывала глаза. Взрослый быстро рассаживает выбранные игрушки в разных местах комнаты. Уберите подальше стулья и бьющиеся предметы!

Малыш начинает искать игрушки. Если ни одна из них долго не находится, можете давать подсказки водящему. Например: «Правее! Повернись! Сделай два шага назад». Когда ребенок обнаружит игрушку, он должен на ощупь определить, что это.

Чтобы усложнить игру, можно задать время, за которое все игрушки должны быть найдены и названы. Например, пока играет любимая детская песенка.

Игра «Пчелы и медведь»

Игра поможет вам познакомиться с поводками животных и насекомых, научить детей изображать кого-то и развивать образное мышление.

В игре участвуют: ведущий - взрослый; ребенок - медведь; дети пчелы. «Медведь» выбирается считалкой.

Если взрослый и ребенок играют только вместе, то один из них - «пчела», а другой - «медведь».

Медведь спит в берлоге. «Пчелы» сидят в «улье». Это заранее оговоренные места.

Ведущий говорит: «Пчелы!» Дети «пчел» начинают «летать», приседать «на цветы», снова «летать». Взрослый восклицает: «Пчелы, в улей!» «Пчелы» собираются в «улей» и «засыпают».

ВЗРОСЛЫЕ:

Вот идет медведь

Ищет мишка мед!

Из «логова» происходит ребенок - «медведь». Он ходит вокруг улья. Обеспокоенные пчелы просыпаются и говорят:

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Догоню, накажу!

«Пчелы» догоняют «медведя», он убегает в «логово». Пчела, которая подхватила и «ужалила» «медведя» (становится тронутым им), становится «медведем». Если он «медведь», то он остается «медведем», на повторение  игры.

Правила игры могут быть изменены по согласованию со всеми участниками. Только меняйте роли. Чтобы каждый мог выбрать, что это был «медведь», каждый может выбрать нового «медведя», считая.

Игры для детей от 5 лет до 6 лет

Игра «Нанизывание»

Цель: развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: макароны разной формы, раскрашенные детьми, леска, ягоды, пуговицы, бумажные колечки.

Описание: воспитатель предлагает ребенку поучаствовать в ярмарке. Для этого необходимо сделать бусы, браслеты, рамочки для фотографии при помощи игрового материала.

Игра «Раскрась правильно»

Цели: развивать мелкую моторику; учить штриховать предметы с наклоном вправо, влево, прямо, линиями, параллельными друг другу.

Игровой материал и наглядные пособия: карандаши, контурные изображения различных предметов.

Описание: детям предлагается поучаствовать в конкурсе на лучшего штриховальщика. Воспитатель раздает контурные изображения предметов, объясняя принцип штрихования (линии, параллельные друг другу, с наклоном вправо (влево, прямо).

d:\Users\Мои Файлы\Desktop\78.jpg

Игра «Что изменилось?»

Цель: развивать внимание.

Игровой материал и наглядные пособия: от 3 до 7 игрушек.

Описание: Взрослый  ставит перед детьми игрушки, дает сигнал, чтобы они закрыли глаза, и убирает одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.

Игра «Будь внимателен!»

Цель: развивать активное внимание.

Описание: дети шагают по кругу. Затем ведущий произносит какое-либо слово, и дети должны начать выполнять определенное действие: на слове «заичик» — прыгать, на слове «лошадки» - ударять «копытом» (ногой) об пол, «раки» - пятиться, «птицы» - бегать, раскинув руки в стороны, «аист» - стоять на одной ноге.

Игра «Волшебники»

Цель: активное мышление, воображение. Игровой материал и наглядные пособия: листы с изображением геометрических фигур.

Описание: детям раздают листы с изображением геометрических фигур. Исходя из них, необходимо создать более сложную картину. Например: прямоугольник - окно, аквариум, дом; круг - шар, снеговик, колесо, яблоко. Игра может проводиться в форме соревнований. Победителю вручается символический приз.

Игра «Собери цветок»

Цель: учесть мышление, умение анализировать, синтезировать.

Оборудование: карточки с изображением объектов, относящихся к одному и тому же понятию (одежда, животные, насекомые и т. Д.).

Ход игры: каждому ребенку выдается круглая открытка - середина будущего цветка (один - платье, второй - слон, третий - пчела и т. Д.). Игра такая же, как в лото. Каждый участник должен собрать с карты цветок, на котором изображены предметы, связанные с одним понятием (одежда, насекомое и т. Д.).

Подвижная игра «Хитрая лиса»

Цель: развить выносливость и наблюдательность у детей. Упражнения в быстром беге с уклонением, в построении по кругу, в рыбалке.

Описание: Игроки стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. За пределами круга обрисован дом лисы. Взрослый предлагает поиграть в игру, а дети скажут: «Я пойду смотреть в лес, хитрый и рыжую лису!» Он трогает одного из игроков, который становится хитрой лисой. Я хочу сказать, что один из них - хитрый лис. Игроки 3 раза спрашивают: «Хитрая лиса, ты где?» Мы все видели друг друга. Хитрая лиса быстро подходит к середине круга, поднимает руку и говорит: «Я здесь». Все игры разбросаны по сайту и ловят их. Пойманную лису доставляет домой в нору.

Правила игры: Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору. Игрок, выбежавший за пределы площадки, считается пойманным.

Варианты: выбраны 2 лисы.

 

Подвижная игра «Передай – встань»

Цель: привить чувство товарищества детям. Укрепить мышцы плеча и спины.

Описание: Игроки построены в две колонны, в двух шагах друг от друга. На каждой вытянутой руке. Линия рисуется перед колоннами. На него надеты два шарика. По сигналу «сесть» все сидят со скрещенными ногами. Когда они встают, они поворачиваются к колонне. И он поворачивается лицом к колонне и т. д. Колонна, которая правильно прошла и не уронила мяч, побеждает.

Правила: передайте мяч только над головой и сидя. Не сумевший принять мяч бежит за ним, садится и продолжает игру.

Варианты: Передавать мяч вправо или влево, поворачивая корпус.

Подвижная игра «Найди мяч»

Цель: развить наблюдение и ловкость у детей.

Описание: Все играют в центре внимания. Один игрок становится центром; это спикер. Игроки держат руки за спиной. Один получает мяч в руки. Дети начинают передавать мяч друг другу за спиной. Водящий пытается угадать, чей мяч. Скажи "руки". Игрок держит обе руки вперед ладонями вверх. Он стоит посередине, ведет к своему месту.

Правила: мяч передается в любом направлении. Мяч передается только соседу. Нельзя передать мяч соседу после того, как требования водителя покажут его руки.

Варианты: поставить две цели в игре. Увеличить количество водителей. Тому, кто оказался на мяче, задание: прыгать, танцевать и т. д.

Игры для детей от 6 лет до 7 лет

Игра «Цветы на клумбах»

Цель: развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: разноцветный картон, ножницы.

Описание: взрослый вырезает из картона по три цветка красного, оранжевого, синего цвета и три клумбы - круглой, квадратной и прямоугольной форм. Предложить ребенку распределить цветы на клумбах в соответствии с рассказом: «Красные цветы росли не на круглой и не на квадратной клумбе, оранжевые - не на круглой и не на прямоугольной. Где какие цветы росли?»

Логические задачи

Цель: развивать внимание, логическое мышление.

Описание: взрослый предлагает детям поиграть в логические задачи, за каждый правильный ответ выдаются фишки. У кого больше фишек, тот и выиграл.

1) Перед Чиполлино стоят предметы: ведро, лопата, лейка. Как сделать так, чтобы лопата стала крайней, не переставляя ее с места? (Можно лейку поставить перед лопатой или перед ведром.)

2) Винни-Пух, Тигра и Пятачок вырезали три флажка разного цвета: синий, зеленый, красный. Тигра вырезал не красный, а Винни-Пух - не красный и не синий флажок. Какого цвета флажок вырезал каждый? (Винни-Пух вырезал зеленый флажок, Тигра — синий. Пятачок - красный.)

3) На столе лежат четыре яблока. Одно яблоко разрезали и положили обратно. Сколько яблок на столе? (4 яблока.)

4) Расставьте в комнате два стула так, чтобы у каждой стены стояло по стулу. (Надо поставить стулья в двух противоположных углах.)

5) Сложите на столе треугольник из одной палочки и квадрат из двух палочек. (Надо положить палочки на углу стола.)

Игра «Ассоциации»

Цель: развивать логическое мышление.

Описание: дети делятся на две группы. Одна группа предлагает другой рассказать о каком-либо предмете, используя в своем рассказе слова, обозначающие другие предметы. Например, рассказать о морковке, используя слова: утка, апельсин, кубик, Снегурочка. (Она такого же цвета, как апельсин. Ее можно нарезать кубиками. Верхнюю ее часть любят утки. Если ее не есть, то будешь такой же бледной, как Снегурочка.) Затем группы меняются ролями. Предмет для описания и слова- характеристики задаются ведущим.

Игра «Придумай предложение»

Цель: развивать логическое мышление, речевую деятельность; сформировать чувство языка.

Игровой материал и наглядные пособия: мяч для пинг-понга.

Ход игры:  взрослый с детьми сидит в кругу и объясняет правила игры. Он говорит, что дети придумают предложение с этим словом. Например, взрослый называет слово «близко» и передает мяч ребенку. Он берет мяч и быстро отвечает: «Я живу близко с детским садом». Затем ребенок называет свое слово и передает мяч рядом сидящему. Так по очереди мяч переходит от одного играющего к другому.

Игра «Дождик»

Цель: развить у детей ловкость и быструю реакцию.

В игре может участвовать практически неограниченное количество детей. Водящий  выбран (будет «дождь»). Остальные участники игры появляются по кругу. «Дождь» находится в центре круга. Игроки играют руками и гуляют по кругу, хором читают стихи о дожде.

«Дождь» бежит по кругу в противоположном направлении. Считается, что ребята останутся лицом к середине круга. Игрок, который находился напротив «дождя», говорит: «Привет, дождь, зачем ты пришел?» «Дождь» в ответе подсказывает: «Запустить гонку?», После чего он выбрал игрока, который должен выйти за круг перед «домом», чтобы в круге были свободные места и стоять спиной к каждому. Другой. Остальные участники игры считают, что игрок должен бегать за пределы круга. Осмелюсь первым взять «дом». Если «дождь» побеждает, то оставшийся игрок занимает его место и становится водителем («дождь»). Если он теряет дождь, то ему не нужно снова ездить.

Примечание: Навыки бегания у многих детей в 5 лет, у некоторых еще не полностью сформированы, и они быстро устают. Вот почему взрослые, организаторы игры (родители, педагоги), лучше сами выбирают новые «игры» после каждого раунда: хорошо, если всем детям удается немного побегать и проверить свою ловкость.

В качестве предварительной работы можно выучить с детьми стихотворение о дожде.

Дождик, дождик, капелька.

Водяная сабелька,

Лужу резал, лужу резал,

Резал, резал, не разрезал

И устал,

И перестал.

Ирина Токмакова

Игра «Потянулись, подросли»

Цель игры: развить у детей гибкость и чувство равновесия. Игра развивает мышцы рук и ног, способствует формированию правильной осанки.

Ход игры (в ней может принять участие неограниченное количество людей). Ведущий объясняет правила. Игроки должны читать их вместе с ведущим, повторяя его движение.

Ветер дует нам в лицо (Машем руками, повернутыми ладонями внутрь, по направлению «к себе».)

И качает деревцо. (Руки поднимаем вверх, делаем наклоны вправо и влево, руки при этом не напряжены.)

Ветер тише, тише, тише, (Амплитуда наклонов постепенно уменьшается.)

Деревца растут все выше. (Поднимаем руки вверх, приподнимаемся на цыпочки и тянемся изо всех сил.)

Примечание. Соревновательного элемента в этой игре нет, но она дает детям прекрасную возможность размяться. Игру можно использовать в качестве физкультминутки на занятиях в садике или на уроках в школе: держать правильную осанку — не самое легкое занятие для детей, а эта игра- Упражнение позволит детям потянуться и снять напряжение в пояснице. Кстати, такое «потягивание» мы рекомендуем и взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Азбука семейного воспитания в усовиях детского сада»

laquo;Азбука семейного воспитания в усовиях детского сада»Программа по формированию понятий о функции семьи и ее ценностях...

"Подвижные игры народов Поволжья в воспитании дошкольников" методическое пособие из опыта работы

методическое пособие для инструкторов по физической культуре,воспитателей по изучению родному языку, воспитателей детского сада...

Программа "Азбука семейного воспитания в условиях детского сада"

Прграмма "Азбука семейного воспитания в условиях детского сада"...

Использование игры в экологическом воспитании дошкольников методические рекомендации для воспитателей ОУ

Использование игры в экологическом воспитании дошкольниковметодические рекомендации   для воспитателей ОУ...

Трудовое воспитание дошкольников.( методическая разработка)

Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства. Задачи педагогов и родителей - не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст - ответствен...

Экологическое воспитание дошкольников. Методическая разработка: Журнал для детей и их родителей " Эколята -дошколята".

Первая школа воспитания растущего человека- семья. Здесь он учится любить, терпеть, понимать, радоваться, сочувствовать ... В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определя...

Нравственное воспитание дошкольников Методические рекомендации

Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, отчуждение человека от культуры как способа сохран...