Экономическое воспитание дошкольников
статья

Шубина Татьяна Александровна

В материале представлен опыт работы детского сада по экономическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekonomicheskoe_vospitanie_doshkolnikov.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экономическое воспитание дошкольников – первый шаг к успешному предпринимательству

Экономическое воспитание дошкольников – первый шаг к успешному предпринимательству». Применимо ли данное высказывание к дошкольникам. Да. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке. Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентирования в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления, как одной из составляющей предпринимательской деятельности.

        Ребенок участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать» и хотим мы этого или нет, он все равно получает экономический опыт. Поэтому задача педагога не только дать какой-то объем экономических знаний, но и научить правильно этими знаниями распоряжаться, т.е. воспитывать предприимчивого человека.

        Поэтому целью моей работы в данном направлении является развитие у дошкольников интереса к предпринимательской деятельности.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  •  Формирование у дошкольников экономической компетенции;
  •  Развитие предпосылок экономического мышления;
  •  Воспитание личностных качеств (трудолюбия, бережливости, честности, уважения к результатам труда).

Для реализации поставленных задач я наметила несколько направлений:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми;
  • проектная деятельность;
  • взаимодействие с социальными партнёрами.

        Для реализации первого направления (совместная деятельность воспитателя с детьми) я внедряю в работу воспитателей с детьми следующие формы организации детской деятельности: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, чтение художественной литературы, клубную работу, продуктивная деятельность. Основная форма обучения дошкольников — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. В играх «Почта», «Ателье», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Супермаркет» создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка. Через дидактические игры уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

        Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике в значительной степени способствует сказка. «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности», - говорил Джанни Родари. Сказка является эффективным средством «обучения дошкольников экономике». Сказки используются для воспитания таких «экономических» качеств личности необходимых будущему предпринимателю, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, расчётливость. Экономическое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления. В специально отобранных сказках дети знакомятся с такими основными экономическими категориями как товар, потребность, реклама, труд, деньги, бартер, встречаются с героями трудолюбивыми и ленивыми, добрыми и жадными, экономными, расточительными.  

        Особое место в воспитании предприимчивого человека занимает такая форма организации детской деятельности как клубная работа. С этой целью был организован клуб юных предпринимателей «Росток». На заседаниях клуба дети учатся познавать себя, общаться, фантазировать, мыслить нестандартно – одним словом, быть предприимчивым, инициативным, организованным. Кроме того, дети получают первые ориентиры выбора будущей профессии.

        Говоря об экономическом воспитании дошкольников как об одном из первых шагов к предпринимательской деятельности, нельзя не сказать о трудовом воспитании подрастающего поколения. Возможно поэтому, учитывая потребности современного общества в квалифицированных кадрах, в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования из 10 образовательных областей в самостоятельную выделен труд. В дошкольном возрасте труд имеет свою специфику: дети дошкольного возраста пока не могут создавать социально значимых ценностей, являясь потребителями того, что для них производят взрослые. Выход из этого положения — продуктивная деятельность, организуемая в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. С этой целью в нашем детском саду в летний период организована работа на опытно-экспериментальном участке, где дети совместно с воспитателями выращивают овощи. В зимний период воспитатели совместно с детьми организуют мини-огород на окне, где выращивают лук на зелень, рассаду. Выращенную продукцию реализуют родителям. В результате дети получают элементарные знания выращивания овощных культур, видят результаты своего труда, и что немало важно получают оценку результатов своего труда в виде материального вознаграждения.  

           Вторым направлением моей работы, который я считаю одним из перспективных, способствующих обогащению знаний дошкольников в области экономики, является проектная деятельность. Для этого я разработала и внедрила в практику познавательно-игровой проект «Профессии вокруг нас». Участниками проекта являются дети младшего и старшего дошкольного возраста. Реализую проект через различные виды детской деятельности: художественную, трудовую, познавательно-поисковую, игровую деятельность и общение. Реализация проекта осуществляется в тесном взаимодействии с родителями. Я приглашаю родителей для общения с детьми, чтобы они рассказали о своей профессии, о том какую пользу приносит занятие данной профессии обществу. Кроме встреч с родителями я организую экскурсии на кухню, в пачечную, в медицинский кабинет, а также организую наблюдения за работой младшего воспитателя и дворника. В процессе таких мероприятий дети получают представления о структуре трудового процесса, у них воспитывается уважение к труду взрослых.

        В конце года мной была проведена диагностика по экономическим понятиям. Её результаты показали, что стало больше детей с высоким уровнем развития, а дети с низкого уровня перешли на средний. По результатам диагностики я решила продолжить работу по экономическому воспитанию,  и включила в свою работу проект «Промышленный туризм». Основными задачами которого являются формирование у дошкольников представлений о структуре трудового процесса; уточнение и расширение представлений дошкольников о разных видах труда; воспитание чувств уважения и благодарности к людям различных профессий. Данный проект я реализую в тесном взаимодействии с социальными партнёрами. Для этого организую экскурсии на предприятия Сердобского района. Во время экскурсий дети не только знакомились с производственным процессом, но и получали практические навыки на доступных этапах производства.

        Одним из основных условий решения задач стала организация развивающей среды. В группах детей старшего дошкольного возраста оформлен уголок «Экономическая азбука», в котором расположена карта Сердобского района, на которую нанесены промышленные центры, а так же крупные магазины.  Для ознакомления дошкольников с валютой была создана папка «Деньги разных стран мира». В группах имеется большой набор настольно-печатных игр по экономике: «Найди евро», «Веселый бизнесмен», «Менеджер», «Монополия», «Деньги», «Супермаркет», «Кому что нужно для работы», «Профессии» и т.д. Кроме того был подобран и систематизирован программно-методический материал по ознакомлению детей с профессиями людей.

        Опыт своей работы по данному направлению я представляла на районном методическом объединении «Трудовое воспитание, как средство профориентационной работы с детьми дошкольного возраста», на августовском форуме педагогических работников Сердобского района, на Съезде работников образования Пензенской области «Качественное образование – инвестиции в развитие региона».

        Свою работу по данному направлению я строю на основе методических рекомендаций Т.А.Шорыгиной «Беседы об экономике», «Профессии. Какие они?», А.А.Смоленцевой «Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок», А.Д.Шатовой «Экономическое воспитание дошкольников». Кроме того в своей работе я использую Интернет-ресурсы, а также методические рекомендации в журналах «Дошкольное воспитание», «Справочник старшего воспитателя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектного метода в экономическом воспитании дошкольников

использование проектного метода в экономическом воспитании дошкольников...

экономическое воспитание дошкольников

непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать уже в дошкольном возрасте. Именноо в этот период преобретается опыт ориентировки детей в элементарных явлениях...

Выступление на педсовете на тему"Экономическое воспитание дошкольников на примере сказочных героев ."

Любая сказка (народная, авторская) «обучает» и «воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал. У сказки множество функций:• сказка помогает реализовать ...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Конспект образовательной деятельностив старшей группе.Тема: «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»Воспитатель:  Гладкова   Любовь ИвановнаМАДОУ – ЦРР-Д/С №14Краснодарский край г....

«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»

Одна из определяющих функций семьи – функция экономическая. К ней примыкает хозяйственно - бытовая. В реальной жизни они преследуют цель – содействовать материальному благополучию семьи, всех ее...

«Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Для старших дошкольников.

Помочь детям 5-7 лет войти в социально- экономическую жизнь, способствовать формированию основ грамотности у детей данного возраста....

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...