Отчёт о работе опытно-экспериментальной площадки по теме: «Организация продуктивной деятельности как средство социализации дошкольников в свете ФГОС ДО».
статья (старшая группа)

Титова Наталья Анатольевна

При организации продуктивных видов деятельности часто возникают такие ситуации, когда кто – то из детей уже справился с заданием, а другой не знает с чего начать, или забыл что делать дальше, или сомневается. С точки зрения развития социализации важно развить, воспитать желание вовремя прейти на помощь. Позитивное взаимодействие ребёнка со взрослым и сверстниками, участие в совместных творческих делах, проявление самостоятельности, инициативности, умения завершить работу (поделку), соблюдение элементарной безопасности (при работе  ножницами) – всё это составляющие социально – коммуникативных качеств дошкольника в организованной взрослым продуктивной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

 по художественно – эстетическому развитию детей № 16 «Тополёк»

г. Николаевска – на – Амуре, Хабаровского края.

Отчёт  педагогов о работе опытно-экспериментальной площадки по теме: «Организация продуктивной деятельности как средство  социализации

 дошкольников в свете ФГОС ДО».

старший воспитатель:

Титова Наталья Анатольевна

Воспитатели:

Пустынцева Елена Валерьевна.

Тарасова Ольга Анатольевна.

г. Николаевска – на – Амуре,

24.03.2016г.


О предварительных результатах

основного этапа опытно-экспериментальной деятельности по теме:

 «Организация продуктивной деятельности как средство

 социализации дошкольников в свете ФГОС ДО».

План:

1.Открытый просмотр организации продуктивных видов деятельности, направленных на социализацию  детей: воспитатель подготовительной группы  Тарасова Ольга Анатольевна.

2. Предварительные результаты опытно – экспериментальной деятельности старший воспитатель Титова Наталья Анатольевна.

3. Показ презентации из опыта работы воспитатель старшей группы Пустынцева Елена Валерьевна.

Уважаемые коллеги! Сегодня мы хотим поделиться с Вами своими наработками по теме опытно – экспериментальной площадки «Организация продуктивной деятельности как средство социализации дошкольников в свете ФГОС ДО».  Говоря о социализации дошкольников,  о  позитивной социализации, как естественном процессе в организованной продуктивной деятельности, мы сталкиваемся с умением ребёнка выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других. При организации продуктивных видов деятельности часто возникают такие ситуации, когда кто – то из детей уже справился с заданием, а другой не знает с чего начать, или забыл что делать дальше, или сомневается. С точки зрения развития социализации важно развить, воспитать желание вовремя прейти на помощь. Позитивное взаимодействие ребёнка со взрослым и сверстниками, участие в совместных творческих делах, проявление самостоятельности, инициативность, умение завершить работу (поделку), соблюдение элементарной безопасности (при работе  ножницами) – всё это составляющие социально – коммуникативных качеств дошкольника в организованной взрослым продуктивной деятельности.

1.Приглашаем посмотреть открытую организованную образовательную деятельность с детьми  подготовительной группы, направленную на позитивную социализацию дошкольников. Воспитатель высшей квалификационной категории Тарасова О.А. - покажет НОД «Дом моделей»

Развитие социализации детей занимает одно из приоритетных мест в современной системе образования. В двух словах напомню, что такое социализация и через организацию каких видов продуктивной деятельности она может развиваться, интегрируясь с ней в соответствии с ФГОС ДО.

Слайд 3. Социализация – самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование и воспитание личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно с взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни. От педагога и родителей требуется создание определённых условий для развития данного стиля поведения. 

Социализация дошкольника это – необходимость научиться взаимодействию с окружающими его людьми, освоить навыки общения и построения отношений. Социализация дошкольников является базовой ступенью развития, без которой невозможна дальнейшая развивающая деятельность и успешное обучение в школе.

 Естественно, что на социализацию дошкольников огромное влияние оказывает семья. Поэтому консультируя родителей о необходимости социального развития, мы советуем вместе с ребёнком мастерить какие – либо поделки.

Иногда низкие социальные навыки и не умение взаимодействовать с окружающими, приводят к агрессивному поведению дошкольника, что вызывает особые трудности в работе с данным ребёнком, требует от воспитателя специальных знаний психологии, возможно выстраивания индивидуального маршрута для детей группы риска, консультативной помощи  семье.

 Слайд 4. (картинки  разные типы взаимоотношений в семье.) Именно взаимодействие  родителей  между собой, с близкими и друзьями, служат моделью поведения  детей и служат ярким примером (доминантой) социализации. 

Слайд 5. Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства происходит повседневно и благодаря организации целенаправленного развития и воспитания, Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию, поэтому задачей нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог – дети - родители». Отношения, выстраиваемые педагогом с семьёй определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Особенно ценно «общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать, когда родители становятся активными участниками образовательного процесса. Таким универсальным средством сотрудничества может стать вовлечение родителей в конкурсы, которые может организовать как сам педагог, так и другие организации школа, различные интернет сообщества. Победа в конкурсе  повышает  мотивацию, появляется желание вновь выполнить интересную поделку или рисунок.

Каждый педагог знает, что социальное развитие личности осуществляется в деятельности. Особое место занимает игровая как самоценная деятельность и продуктивная  как вызывающая положительные эмоции от общения со взрослым от совместной деятельности.

Слайд 6. Напомню, что  виды продуктивной деятельности – это разные способы собирания конструкций, поделки из пластилина или специальной глины, выполнение  аппликационных работ, мозаики, изготовление разных поделок, более сложная работа – те или иные макеты и т.д.

         Слайд 7.  Из всего выше сказано следует, что организация продуктивных видов деятельности актуальна в  свете ФГОС и это подчёркивают следующие его пункты: (3.1. п. 2) Обеспечение эмоционального благополучия детей; (организованная, в соответствии с ФГОС ДО, продуктивная деятельность чаще всего вызывает положительные эмоции у детей).3.2.1. п. 1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; 3.2.1. п. 3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

Слайд 8. 3.2.1. п. 4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; 3.2.1. п. 5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;  3.2.1. п. 6)возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности  и общения.

Слайд 9.  Именно поэтому слова Л.С. Выготского, сказанные ещё в 20 - м веке,  и сегодня актуальны: «Для нынешнего воспитания не так важно научить известному количеству знаний, как воспитать умение приобретать эти знания и пользоваться ими самостоятельно…»

Слайд 10.  Девизом творчески работающего педагога, а ФГОС ДО требует от воспитателя именно творческого подхода, к своей деятельности, импровизации, возможно даже некой спонтанности в работе с детьми, допустимости отхождения от плана, если это на пользу дела, считаю слова Л.Н. Толстого: «Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».  

Таким образом, учитывая все вышесказанное и на основании приказа управления образования от 12.09.2014г. № 337 – осн. р о создании опытно - экспериментальных площадок в образовательных учреждениях, с сентября 2014 года на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей № 16 «Тополёк» создана опытно - экспериментальная площадка по теме: «Организация продуктивной деятельности, как средства развития социализации детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО».

В первый год работы опытно – экспериментальной площадки в 2014 - 2015 учебном году – уделили внимание обучению воспитателей. На подготовительном этапе нам было важно разобраться в практической – основной части работы в режиме инноваций. Поэтому приказом заведующего от 13.09.2014г. был утверждён состав участников опытно – экспериментальной деятельности и определены функциональные обязанности членов педагогического коллектива, участников опытно – экспериментальной группы: организационная функция – заведующий МБДОУ ДС № 16 «Тополёк» Г. К. Матусевич, методически - сопроводительная функция – старший воспитатель Н. А. Титова, практическая и диагностическая функции – воспитатели.

Слайд 11. (Организацию работы вы видите на слайдах)

В первый год работы опытно – экспериментальной площадки были вовлечены воспитатели Бувалина Е. В., Хабарова А. Ф., Люстик Е. В., Тарасова О. А., Терехова Е. В., Пустынцева Е. В. В текущем учебном году данную работу подхватили и продолжают все педагоги: воспитатели подготовительной группы: Люстик Е. В., Тарасова О. А.,воспитатели старшей группы: Терехова Е. В., Пустынцева Е. В.,воспитатели средней группы: Кайдалова О. В. и Миронова Л. Р. Включаются в творческий процесс и воспитатели работающие на группе раннего и младшего возраста: Хабарова А. Ф., Асташова О. А., Бувалина Е. В. и Митрофанова Е. С.

Слайд 12. На первом заседании опытно – экспериментальной группы разработали положение, которое регламентирует деятельность опытно – экспериментальной площадки на всех этапах работы, положение является приложением № 1, дополняет и разъясняет приказ от 13.09.2014 г. № 3

 На втором заседании составили план работы всего периода эксперимента с сентября 2014г. по май 2017г. и подробный поэтапный план работы на подготовительном этапе работы.

Слайд 13. На третьем заседании определили актуальность: социально активный дошкольник это успешный школьник. Выявили проблему: не у всех детей достаточно развиты социально – коммуникативные качества, которые проявляются в неумении договариваться со сверстниками, добиваясь позитивного взаимодействия, общего результата.

Определили Цель исследования: – научное обоснование и практическая разработка содержания, форм и методов, способствующих социализации детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности и проверка их эффективности в ходе эксперимента. Мы считаем что, объект исследования – это социализация детей дошкольного возраста.

СЛАЙД 14. Предметом исследования являются, те педагогические условия, которые ежедневно создают воспитатели при организации продуктивных видов деятельности: в мини – центрах художественно – творческой активности, в книжном уголке (где ребята могут рассмотреть книжные иллюстрации и специальные тематические альбомы). Самостоятельная продуктивная деятельность лепка, рисование, конструирование, ручной и прикладной труд, а так же организованная образовательная деятельность и работа в кружках по интересам, способствующая самостоятельной социализации дошкольников, будет недостаточно успешна без оснащения уголков. Поэтому в этом году воспитатели продолжают пополнять мини – центры художественно – творческой деятельности, приобрели мольберты.

Слайд 15. Формулируя гипотезу исследования, мы предположили, что благодаря созданным педагогическим условиям и использованию инновационных методов и технологий в работе с дошкольниками в процессе организованных видов продуктивной деятельности, уровень социализации детей значительно повысится.

 (сознательно не говорим о 100 %, так как дети все разные, они индивидуальны, а детский сад это не конвейер, а его воспитанники и выпускники не одинаковые ровные и гладкие тарелочки, это дети со своим внутренним миром, багажом особенностей, возможно и проблем, индивидуальной культурой семейного воспитания, а значит и уровень социального развития у всех будет разный.

Слайд 16. В соответствии с поставленной целью и гипотезой сформулированы задачи исследования, педагогам детского сада было необходимо:

1. Определить особенности процесса социализации детей  в продуктивной деятельности по возрастам. Выявить ее социально - воспитательные возможности в ходе интеграции образовательных областей и в разнообразных видах деятельности (рассматривание книжных иллюстраций и репродукций картин, бесед, наблюдения, организованной кружковой и образовательной деятельности, а так же самостоятельной продуктивной деятельности и творческой работы в мини – центрах).

2. Подобрать соответствующие группе  детей диагностические методики развития социальных качеств дошкольников в процессе организации продуктивных видов деятельности. и определить критерии оценки уровня развития социальных качеств детей.

3.Определить и обосновать педагогические условия формирования социальных качеств детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности, через внесение изменений и дополнений в комплексно – тематическое и ежедневное планирование, программы кружков продуктивных видов деятельности в соответствии с ФГОС ДО

Слайд 17. Основные этапы исследования:

1. Подготовительно - теоретический.2. Практический. 3. Заключительный.

Сроки эксперимента: 2014-2017 гг.

Ожидаемые результаты эксперимента. Мы предполагаем, что:

1. К выпуску детей из детского сада в 2017 году уровень социального развития детей увеличится на 25% - 30% (по сравнению с началом эксперимента)

2. Будет создано электронное портфолио публикаций педагогов по теме эксперимента к маю 2017 года на сайте детского сада, страничках групп и в личных блогах воспитателей.

3. Планируем публикацию методических рекомендаций для воспитателей и родителей: «Виды продуктивной деятельности и их влияние на социальное развитие дошкольника», «Диагностические методики для определения уровня социального развития дошкольников», «Роль семьи в развитии социальной уверенности в процессе продуктивной деятельности».

4. Обобщён передовой педагогический опыт.

СЛАЙД 18. Для реализации ФГОС ДО необходимо внутренние обучение педагогов (педсоветы, консультации, семинары, практикумы, мастер – класс, творческие мастерские, методические объединения) и внешнее обучение (РМО, вебинары, курсовую подготовку и переподготовку).

На подготовительном этапе работы опытно - экспериментальной площадки были проведены обучающие мероприятия: (Слайд 19.)

1. Проведен педсовет: «Развитие способностей дошкольников в разных видах деятельности» (организованная, самостоятельная, проектная)

2. Проведена родительская конференция: «Роль семьи в развитии творческой активности дошкольников», на котором воспитатель Бувалина Е. В. провела мастер – класс для родителей по изготовлению подарочных цветов с конфетой, Терехова Е. В. рассказала родителям о технике выполнения работ представленных на выставке, родительница Никитина Л. Ф. показала мастер – класс по изготовлению цветов из фольги.

3. В январе 2015г. инициативной группой педагогов было организовано и проведено методическое объединение: «Развитие творческих способностей дошкольников в разных видах деятельности», где педагоги Бувалина Е. В., Кайдалова О. В., Люстик Е. В., Терехова Е. В., Пожидаева Л. Ф.поделились опытом работы с детьми.

Слайд 20. В 2014 – 2015 и 2015 -2016 учебном году были проведены консультации:

4.1. Инновационные подходы к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию ООП в свете требований ФГОС ДО.

4.2. Интерактивный музей как современная технология социализации дошкольников.

4.3. Использование книжной графики как важная часть работы по художественно – эстетическому развитию и социализации детей.

4. Воспитатели просмотрели ряд вебинаров издательства «Просвещение», «Обруч», «Сфера» от 27.11.2015г. «Современные технологии эффективной социализации ребёнка в образовательном комплексе. Пути реализации ФГОС ДО», где узнали об авторских технологиях (организация «Клубного часа», как эффективном средстве социализации дошкольников и  других.)

Слайд 21. На сегодняшний день получены первые продукты опытно - экспериментальной деятельности: 

1.Проведена внутренняя экспертиза планирования кружков по продуктивной деятельности в творческой группе воспитателей:

  • «Фантазия» Е. В. Бувалина  
  •  «Необыкновенные превращения» Люстик Е. В. Тарасова О. А.

 Проведена вводная и промежуточная диагностика по методике Н.В. Микляевой по шести критериям, в ходе наблюдения за общением, поведением детей при организации разных видов продуктивной деятельности: Слайд 22

Активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми в ходе подготовке к продуктивной деятельности (лепке, аппликации, ручному труду)

Участвуют в совместных творческих делах;  способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя.

Способны к волевым усилиям, (закончить рисунок, поделку до конца) может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности в том числе и в продуктивной, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены. 

Способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в продуктивных видах деятельности, эмоционально благополучен во взаимодействии с предметно – пространственным и художественным окружением.

Овладели основными культурными способами художественной деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.

Способны  выбрать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

В социализации детей в организованной продуктивной деятельности на конец учебного года по сравнению с началом учебного года произошли изменения это отражено в СЛАЙД – ах,23,24,25,26

Подобные результаты мы получили создавая условия для социализации детей.

3. Ещё на первом этапе работы в творческой группе рассмотрели и приняли педагогические условия по созданию возможностей социального развития детей в самостоятельной продуктивной деятельности.  (Показать разработку)

4. Разработали памятку – перечень оборудования мини – центров продуктивной деятельности.

 5. О результатах работы с детьми расскажет воспитатель старшей группы Пустынцева Е.В.

Спасибо Е.В.

Таким образом, учитывая требования стандарта, и приоритетное направление деятельности детского сада и наличие в нашем учреждении кружковой деятельности по художественно – эстетическому развитию детей, мы постарались  отобрать эффективные  технологии, формы и методы для организации опытно – экспериментальной деятельности и развития социализации дошкольников в организованной продуктивной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей На тему:«Организация продуктивной деятельности на прогулке в зимнее время»

Цель консультации: систематизировать знания педагогов по организации продуктивной деятельности детей на  прогулке в  зимнее время.Прогулка для ребенка — это познание окружающей действительно...

Презентация к теме: "Организация образовательной деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"

Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в детском саду....

Формы работы по речевому развитию и особенности организации коррекционной деятельности в ДОУ в условиях введения ФГОС

Формы работы по речевому развитию и особенности организации коррекционной деятельности в ДОУ в условиях введения ФГОС...

Консультация для воспитателей На тему: «Организация продуктивной деятельности на прогулке в зимнее время»

Консультация для воспитателей На тему:  «Организация  продуктивной деятельности на  прогулке в  зимнее время»...

Доклад на тему: «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС»

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованнос...

Выступление на семинаре для педагогов Тема: «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС»

laquo; Труд всегда был основой для человечества и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из основных элементов».( А.С. Макаренко)Труд и способность к труду не дается...