Выступление на муниципальном мероприятии «Панорама педагогических достижений»
материал

Ватутина Вероника Николаевна

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Система экологического образования в нашем регионе продолжает быть фрагментарной, несистематизированной, слабой в концептуальном отношении, во многом декларативной, а, следовательно, и неэффективной. Она фактически держится на энтузиастах, которые нередко работают без надлежащего ресурсного обеспечения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_nppo_aprel_2019.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на муниципальном мероприятии

«Панорама педагогических достижений»

 апрель 2019 года

(Слайд 1) В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Система экологического образования в нашем регионе продолжает быть фрагментарной, несистематизированной, слабой в концептуальном отношении, во многом декларативной, а, следовательно, и неэффективной. Она фактически держится на энтузиастах, которые нередко работают без надлежащего ресурсного (информационного, инструментального, методического и методологического) обеспечения.

        С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Указ президента Российской Федерации «О государственной стратегии по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» и соответствующие постановления Правительства ставят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.

        Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Экологическое воспитание ребенка начинается в детском саду – первой ступени системы непрерывного экологического образования. Ученые утверждают, что залогом успешного воспитания (экологического в том числе), является создание таких условий, которые способствуют развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей.

        Доктор педагогических наук С. Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры - «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её» (слайд 2). 

        Целью экологического воспитания является формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

        В соответствии с ФГОС ДО необходимо было создать условия, которые способствуют развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей (слайд 3).

        Педагогический коллектив, реализуя образовательный стандарт, работает над решением данной задачи. Первоначально были рекомендованы и изучены методические материалы и литература по планированию данного вида деятельности, пособия (слайд 4), стали придерживаться разработанной системы взаимодействия педагогов и дошкольников по экологическому воспитанию детей (слайд 5).

        В группах создана предметно – развивающая среда по экологическому воспитанию (слайд 6): имеются многообразные материалы – дидактические игры по экологии, природный и бросовый материал, наборы картинок, альбомы; папки-передвижки на экологическую тематику, календари природы, необходимые для ухода комнатные растения, литература природоведческого содержания, материалы  для опытнической работы, образцы полезных ископаемых, гербарии, инструменты и приборы, аудио-материал на природоведческую тематику и многое другое (слайд 7)

При проведении НОД воспитанники систематически знакомятся с живыми и неживыми объектами природы. На мероприятиях присутствовали коллеги структурного подразделения, педагоги ДС № 1. (слайд 8).

Педагоги групп достаточно владеют современными образовательными технологиями и методами, в частности, при реализации краткосрочных и долгосрочных проектов. В данной работе находит своё отражение продуктивная деятельность детей по экологическому воспитанию (слайд 9,10,11,12)

Совместная деятельность родителей и их детей представлена также в продуктах детского творчества на выставках различного уровня, в частности «Дары осени» в ДОУ (слайд 13). Ежегодно мы участвуем в городском экологическом конкурсе «Дары природы» и часто занимаем призовые места.

Для полноценного и качественного воспитания дошкольников наше структурное подразделение активно взаимодействует с учреждениями основного и дополнительного образования (слайд 14)

В гимназии № 23 наши воспитанники посещали школьную библиотеку и были участниками экологической лаборатории.

Важным мероприятием стали совместные интегрированные занятия по познавательному развитию с интеграцией областей ФГОС ДО «Познавательное», «Художественно-эстетическое развитие» и «Речевое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста, с педагогом СЮТ Оксаной Владимировной Головацкой (слайд 15), на которые приглашались родители и педагоги образовательных учреждений города.

         Одной из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей является театрализованная деятельность. Нетрадиционной, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов,  песен, танцев, которые показывают неприглядность потребительского отдыха, загрязняющего все вокруг, и направлены на охрану и бережное отношение к природе.

        Экологическое воспитание дошкольника через театрализованную деятельность - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих экологическое мировоззрение и эстетическое развитие детей. 

        На протяжении многих лет учреждение взаимодействует с театрами нашего города (слайд 16) детьми просмотрено множество спектаклей, проведены экскурсии и квест - игры в обоих театрах. Данные мероприятия расширяют элементарные экологические,  нравственные представления, развивает социальную активность детей, их память, воображение, творческие способности. На некоторых спектаклях дошкольники учились устанавливать существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями, поведения и повадок животных, экосистемой и приспособлением растений и животных к условиям данной среды (слайд 17)

        В нашем ДОУ экологическое воспитание через театрализованную деятельность представлено в мини – сценках, а также в различных праздниках, театрализованных постановках с занимательным сюжетом, движениями по авторским и русским народным сказкам (слайд 18,19,20,21). Во время экологических спектаклей, сказок дети получают экологические знания, учатся вживаться в роль, сформулировать идею, желание донести ее  до других. Своими творческими успехами дети охотно делились с детьми СП «Лесовичок».

        Мы не стали ограничиваться выступлениями детей на уровне ДОУ и ДС № 1. Перидически наши воспитанники выступают на сценах учреждений культуры со спектаклем «Белая козочка» в ДТДиМ на фестивале детского творчества «Веснушки» (слайд 22,23), в театре «Золотой петушок» со спектаклем «Солнышко и мама» (слайд 24).

        За активность и творчество многократно воспитанники ДОУ и педагоги награждались дипломами и грамотами (слайд 25).

        В результате проводимой работы по экологическому воспитанию посредством театрализованной деятельности у нащих дошкольников закладываются начальные формы осознанного правильного отношения к природе, они начинают пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни, у детей появляется мотивация совершать добрые поступки ко всему живому и друг другу. Ребята стали сопереживать живым существам. Они достаточно хорошо знают правила поведения в природе и в учреждениях культуры. При выступлениях дети держатся спокойно, раскрепощенно перед взрослой и детской аудиторией.

        Наш педагог Ксения Александровна ведет углубленную работу по развитию речи посредством  театрализованной деятельности.

        Итог (после Ксении Александровны)

        Экологический театр - новое направление в работе детского сада. А это значит, что для коллектива открываются новые возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, в котором мы живём, о взаимозависимости человека и природы.  Пройдет время, вырастут наши дети, будут беречь и любить природу, чтобы сохранить её для последующих поколений! (Слайд 25)

        Старший воспитатель   В.Н.Ватутина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на муниципальном конкурсе среди педагогов дошкольных образовательных учреждений Нижнекамского муниципального района "Воспитатель года-2016"

Содержание: 1. Введение.2. Философия вопроса.3. Традиции и инновации в организации взаимодействия с родителями.4. Социальные сети.5. Посещения на дому.6. Проектная деятельность.7. Смс-сообщения.8...

Выступление на муниципальной педагогической конференции "Интерактивные технологии в образовании" - "Игровой и творческий характер обучения через использование знаний и опыта детей".

Достаточно долгое время, находясь в поиске новых технологий и форм работы, мы все-таки нашли-  современную технологию АМО ориентированную на стандарт дошкольного и начального общего образования, ...

Выступление на муниципальной педагогической конференции "Развитие муниципальной системы образования в контексте основных стратегических ориентиров". Тема доклада "Проблемы реализации инклюзивного образования в детском саду", о.Шикотан

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. И если для родителей нормально ра...

Выставка педагогических достижений "Город мастеров" в рамках муниципального методического объединения воспитателей городского округа Троицк

Игра-викторина «В мире животных» В ходе игры - викторины дети в игровой форме закрепляют знания по изученной теме. Её можно проводить  со всей группой детей, по подгруппам ...

Выступление на муниципальном августовском совещании руководящих и педагогических работников образовательных организаций

Доклад по образовательной области развитие речи на тему: "Развитие связной речи в старшей группе через игру"...

Выступление на муниципальном семинаре-практикуме для педагогов ДОУ «Распространение передового педагогического опыта по реализации современных образовательных технологий в ДОУ»

Современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, которые позволяют стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого, педагог должен быть гот...