Консультация для воспитателей "Установление и поддержание контакта с родителями"
консультация

Кочурова Анна Александровна

Даны рекомендации по установлению доверительных отношений воспитателя с родителем.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\COMPY1\Desktop\аттестация тихончик\FAMILIA (83).png

Подготовила:

педагог-психолог Кочурова А.А.

Упражнение «Рисунок на спине» 

Цель: активизация участников, создание положительного эмоционального настроя с использованием техники рисования пальцами.  

Сейчас, я расскажу вам сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине.

Приготовим лист бумаги, разгладим его (участники гладят ладошками спину впереди стоящего игрока).

Жил-был мальчик (рисуют пальцем человечка).

Он очень любил гулять в лесу (рисуют деревья).

Однажды он пошёл на прогулку (изображают идущие ноги).

Светило яркое солнце (рисуют солнце на спине партнёра).

Солнечные лучи нежно ласкали его спину (гладят ладошками спины друг друга).

Вдруг появились тучи (рисуют тучи).

Начался сильный дождь (показывают, как падают капли дождя).

Дождь успокоился.

Появились большие лужи (рисуются лужи).

Любимым занятием мальчика было смотреть в лужи и улыбаться своему отражению (участники поворачиваются лицом в круг и улыбаются друг другу).

Работа с родителями очень важный момент в работе любого педагога, поскольку родители и воспитатели - это союзники в развитии и воспитании детей. От того, как сложатся отношения двух сторон, зависит психологическое или эмоциональное благополучие ребенка, посещающего детский сад.

Установление и поддержание контакта с родителями

Это очень важный момент, в ходе которого Вы можете привлечь внимание к себе как заботливому педагогу, к своим идеям, ожиданиям; активизировать родителей на участие в жизни группы и детского сада. Как это сделать? 

1.Познакомьтесь со всеми родителями Вашей группы.

Хорошо, если это будет сделано заранее, до приема группы (например, на родительском собрании).

Представьтесь, коротко расскажите о себе, чем интересуетесь, что вы можете предложить детям (у креативного педагога чаще всего более заинтересованные дети и родители).

Помните о том, что первое впечатление имеет большое значение, так как основное отношение к собеседнику закладывается в первые секунды общения.

Ваша задача максимально расположить родителей к себе, используйте такие приемы, как приветливый взгляд, улыбка, зрительный контакт, комплимент; в беседе изредка можно пользоваться таким приемом, как слегка разведенные руки, обращенные ладонями вверх (как жест открытости и приглашения к общению); обращение по имени и отчеству - это сложно сделать сразу, но чрезвычайно важно, поскольку «Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке» (Д. Карнеги).

Устанавливая контакт с человеком, старайтесь смотреть ему в глаза, так он будет в большей степени уверен, что Вы заинтересованы в беседе.

2. Лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать.

Умение слушать и слышать родителей и доведение этого умения до навыка — один из самых важных показателей мастерства педагога. Внимательное и целенаправленное слушание дает ряд преимуществ по сравнению с обычным слушанием. Наиболее простой способ сохранения заинтересованности и внимания в процессе общения — это метод нерефлексивного слушания. Техники нерефлексивного слушания преимущественно направлены на прояснение именно эмоционального компонента взаимодействия. Задачи нерефлексивного слушания: 1) управление вниманием; 2) поддержание интереса к теме разговора; 3) поощрение родителей вступить и продолжить разговор.

Если говорящий понимает, что партнер его внимательно слушает, интересуется его рассказом, он, как правило, укрепляется в своем желании рассказывать и делает это более охотно.  Каким образом вы сможете определить, что  слушатель от сознательного игнорирования говорящего переходит к активному вниманию, он начинает говорить быстрее, чаще использовать жесты, иными словами, входит в роль коммуникатора, и процесс общения становится более интенсивным. Дайте родителям высказаться, будьте внимательны к их словам, обращайтесь за уточнениями, поддерживайте короткими фразами: «Да», «Нет», «Я подумаю над Вашим предложением» или «Я понаблюдаю за Сережей и поделюсь с Вами своими впечатлениями» и старайтесь не делать поспешных выводов. Иногда родителя достаточно просто выслушать и морально поддержать.

3. Еще один важный момент: как Вы используете взгляд, мимику и жесты в процессе общения.

Очень важным знаком, свидетельствующим о нашей готовности вести разговор, является контакт глаз с глазами собеседника. Если мы избегаем контактировать с его взглядом, смотрим в сторону, в пол, в потолок или «сквозь» собеседника, он, вероятно, интерпретирует это как незаинтересованность в общении с ним. Устойчивый визуальный контакт с говорящим не только показывает заинтересованность, но и вдохновляет собеседника продолжать речь, что, в свою очередь, помогает слушать его еще внимательнее.

Для начала естественной, непринужденной беседы первым шагом обоих собеседников является установление кратковременного визуального контакта, затем глаза мгновенно отводятся в сторону, после чего контакт восстанавливается, причем так происходит на протяжении всего разговора. О собеседнике, который смотрит в глаза, создается благоприятное впечатление. Конечно, здесь ни в коем случае нельзя переусердствовать, пристальный взгляд может поставить говорящего в неловкое положение. Постоянно следящий взгляд может быть истолкован как враждебность, особенно в напряженных ситуациях. Идеальным является взаимное стремление к контакту, который был бы естественным и приятным для обеих сторон и соответствовал обстановке и обсуждаемому вопросу.

Мимика. Мы можем передавать партнеру позитивное отношение с помощью выражения лица, и прежде всего с помощью улыбки. Улыбаясь, мы говорим собеседнику о том, что контакт с ним нам приятен. Однако, улыбаясь, необходимо помнить о следующем: воспринимается только искренняя улыбка.

Понаблюдайте за собой, не злоупотребляете ли Вы какой-то одной группой жестов. 
Важную роль в установлении контакта играет язык поз и жестов. Поза может выражать желание или нежелание слушать или общаться. Когда мы немного наклонились вперед к собеседнику и одобрительно смотрим на него, мы тем самым передаем ему: «Я весь внимание». Если же мы небрежно разваливаемся в кресле, то показываем, что не заинтересованы в общении.

Позы могут говорить об отношении к собеседнику или к теме разговора. Так, скрещенные на груди руки, как правило, означают оборону, руки на бедрах — пренебрежение. Если мы прячем руки, скрещиваем их на груди, закидываем ногу на ногу, ставим на колени сумку, мы бессознательно возводим барьеры, прячась за ними от собеседника. Открытые позы, напротив, будут поощрять к искренности и продолжению разговора

И так жесты – это хорошо, но в умеренных количествах и только для подкрепления сказанного. Наиболее выразительными у человека являются губы, брови и глаза, поэтому, постарайтесь представить свое лицо, когда говорите (хорошо, если есть рядом зеркало, в которое Вы можете заглянуть в процессе общения).

Обращайте внимание на выразительные части лица родителя, если Вам нужно более точно понять его состояние.

4. В момент установления контакта будет полезно провести с родителями анкетирование. 

Цели могут быть разные: получение более подробной информации о ребенке и его родителях; изучение потребностей родителей и так далее. Анкет сейчас огромное множество, но вы можете составить анкеты сами и включить в них только те вопросы, которые нужны для дальнейшей работы. Вопросы должны быть корректные, не задевающие личную жизнь родителей. В любой анкете подводите итог – так Вы получите более полную и подробную информацию о группе в целом.

5. Общайтесь с родителями и утром и вечером.

Во время приема детей, можно поинтересоваться в каком настроении пришел сегодня малыш в детский сад. Вечером обязательно отметьте успехи и достижения ребенка. Старайтесь, как можно меньше высказывать претензий, касающихся поведения ребенка, особенно в присутствии других родителей. Если проблема все-таки есть, отведите родителя в сторонку и в доброжелательной форме скажите то, что Вас беспокоит.

6. Приглашайте родителей на занятия или совместную деятельность (кроме 1 младшей).

Им интересно понаблюдать за своим чадом. Огромное удовольствие детям и родителям доставляют совместные мероприятия: спортивные, творческие или просто чаепития к праздникам. Главное, чтобы это было с душой и весело.

7. Развивайте умения, которые помогут Вам снять напряжение.

Попробуйте использовать следующие упражнения:

Упражнение «Улыбка».

Японская пословица гласит: «Сильнейший тот, кто улыбается».

Улыбка — это эффективный инструмент позитивного воздействия на себя и окружающих. Если мышцы лица «работают на улыбку», то происходит гораздо большее, чем вы можете себе представить: мышцы активизируют нервы, расположенные в них, и тем самым в мозг «посылается» позитивный сигнал. Вы можете это проверить прямо сейчас. Улыбнитесь (неважно, если получится гримаса, вся суть в том, что работают нужные мышцы). Сохраняйте это положение примерно 30 секунд. Это упражнение можно проводить везде, где угодно: в автомобиле, на прогулке, у телевизора. Интересен следующий эффект, который возникает при этой тренировке. В первые секунды у вас вместо улыбки может получиться гримаса, особенно если вы находитесь в раздраженном состоянии. Но примерно через 10 секунд вы начинаете казаться смешным самому себе. Это означает, что ваша гримаса уже трансформируется в улыбку. Потом вы начинаете потихоньку подтрунивать над собой. Вы спрашиваете, действительно ли в этой ситуации надо раздражаться. Несколько секунд спустя, вы замечаете, что наступило облегчение. И с этого момента все пойдет к лучшему. Если вы честно проделаете этот эксперимент, то сможете однозначно констатировать: что-то все же «происходит».

Если вы впервые проделали это упражнение, то теперь вы знаете, что после него всегда чувствуешь себя лучше, и готовы приступить к регулярным тренировкам.

«Дыхание»

Присядьте на пару минут, закройте глаза, подышите ровно. Затем сделайте вдох на счет 1-2-3-4, задержите дыхание на 1-2-3-4, сделайте длинный выдох с усилением на 1-2-3-4-5-6. Повторите упражнение 4-5 раз, откройте глаза и улыбнитесь.

«Настроение»

Возьмите цветные карандаши и чистый лист бумаги. Расслабленно левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет. Попробуйте представить, что вы переносите ваше грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончив рисовать, переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново проживая свое состояние, перечитайте слова и с удовольствием разорвите листок и выбросите в урну.

«Дорога домой»

Если есть такая возможность, оставляйте какой-то отрезок пути до дома для пешей прогулки, за это время постарайтесь отключиться от всех забот и просто послушать шум ветра или шум вечернего города. Подумайте о чем-нибудь приятном, и когда почувствуете себя немного отдохнувшей, возвращайтесь домой.

Надеюсь, что эти короткие рекомендации помогут молодым педагогам быстрее освоиться в работе с родителями, установить прочный контакт и действовать вместе на благо дорогих малышей.                   C:\Users\COMPY1\Desktop\аттестация тихончик\draft_lens18278010module152198053photo_1312950631A_Happy_Family_from_AKARA.jpg

Удачи в Вашем нелегком труде!

ИСТОЧНИК:

Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов –100 ответов: Учеб.пособие для студ.вузов.-М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004

МАДОУ «УЛЫБКА» п.Малиновский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей « Технология организации контакта педагогов с родителями в новых социальных условиях»

В консультации представлена методика Филоновой, как добиться правильных взаимоотношений с родителями,как целеноправленно строить общение, каждодневно решая  определённую коммуникативную зад...

Рекомендации для воспитателей " Установление и поддержание контакта с родителями"

Эти короткие рекомендации помогут воспитателям освоиться в коллективе  родителей, установить прочный контакт и действовать вместе на благо дорогих малышей....

Консультациядля молодых педагогов "Установление и поддержание контакта с родителями"

            Уважаемые коллеги, представляю Вашему вниманию статью, которая будет полезна молодым педагогам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях пер...

«Установление и поддержание контакта с родителями воспитанников»

материал для молодых педагогов по взаимодействию с родителями...

"Установление и поддержание контакта с родителями"

Консультация для молодого специалиста...

Консультация для молодых педагогов "Установление и поддерживание контакта с родителями"

Консультация для молодых педагогов "Установление и поддерживание контакта с родителями"...