«Современный воспитатель в эпоху образовательных перемен»
материал

Сообщение для педагогического совета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_dlya_ped._soveta.docx7.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  77»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

«Современный воспитатель в эпоху образовательных перемен»

   В системе дошкольного образования России за последние годы произошли

большие изменения, которые повысили требования к личностному и

профессиональному развитию педагога. В новом Стандарте изменены содержание и структура образования в целом.

   Целью образования становится не накопление конкретных знаний и

отдельных умений, а формирование универсальной учебной деятельности и на

их основе усвоение базовых знаний, а главное – умение самостоятельно

обновлять и совершенствовать свое образование в соответствии с условиями

быстро меняющего мира.

   Основной организатор воспитательной работы в детском учреждении —

воспитатель. От него в значительной степени зависит развитие личности и

познавательных процессов детей, их здоровье, подготовленность к школе.

Особая значимость первых лет жизни ребенка для его последующего

развития способствует стремительному возрастанию потребности в

профессиональных воспитателях детских садов, умеющих грамотно

осуществлять воспитание и обучение детей. В связи с этим в последнее время

внимание психологов и педагогов все больше привлекают проблемы личности

и деятельности воспитателя детского сада.

   Сложные и ответственные функции выполняет воспитатель детского

учреждения: охрана жизни и здоровья детей раннего и детского

возраста, воспитательная, образовательная, психолого-педагогическая,

исследовательская, пропагандистская, организационно-хозяйственная,

функция самообразования. Много личностных качеств и умений требуется,

чтобы достойным образом, успешно осуществить их.

В числе профессионально значимых качеств воспитателя является

эмпатия: способность не только осознавать характер эмоционального

состояния другого, но и откликаться на его переживания, сочувствовать и

подстраиваться под него.

   Преобразующая деятельность воспитателя требует таких личностных

качеств, как склонность к процессу и результату оказанного воздействия,

достаточно развитыйпрактический ум.

Влияние взрослого на ребенка протекает чаще всего путем бесед, игр,

занятий-развлечений и т. п. Успеху в этом процессе в значительной степени

способствует эмоциональная выразительность, общительность педагога.

   Важную роль в общении с детьми играет способность воспитателя управлять

собой и другими людьми, не раздражаться, своевременно и незаметно для

окружающих преодолеть, «погасить» в себе негативные реакции в ответ на

непослушание ребенка, некорректное поведение родителей.

Работа воспитателя требует проявления эмоциональной устойчивости,

сдержанности, терпения, выдержки, великодушия.

   Говоря о личностных качествах воспитателя, нельзя не назвать в числе

значимых черты, характеризующие его социально-психологическую готовность к совместной деятельности. Ведь с группой детей работает, как правило, не один, а два воспитателя, музыкальный руководитель, младший воспитатель.

   Деятельность воспитателя взаимосвязана с работой старшего воспитателя,

заведующей, медицинского персонала, других членов трудового

коллективадетского сада, родителей.

   Успех их совместной деятельности, направленной на всестороннее развитие

детей, в значительной степени зависит от умения договориться о единстве в

подходе к детям, родителям, согласовать свои действия, готовность оказать

помощь, поддержку в работе, не подавить инициативу, доброжелательность.

Наличие таких качеств не только положительно влияет на эффективность

педагогической работы, но и способствует удовлетворенности в

труде воспитателя-коллеги. Непременным условием педагогического

мастерства, авторитета среди детей, родителей и товарищей по работе является

тактичность воспитателя. Тактичный воспитатель не допустит грубых,

оскорбительных замечаний по отношению к ребенку и его родителям. Не

снижая требовательности к воспитаннику, он постарается проявить к нему

теплоту, доброжелательность, окажет доверие силам, возможностям ребенка.

Определенную роль в межличностном взаимодействии воспитателя с

детьми родителями, коллегами играет и его внешность, визуальная

привлекательность, вербальное и невербальное поведение, манеры, этикет,

обаяние. Приятная внешность способствует расположению окружающих людей к общению с педагогом, установлению доброжелательных, доверительных отношений с ним.

   В организации учебно-воспитательного процесса нельзя пройти мимо

такого мощного педагогического фактора, как характер воспитателя, свойства

и качества его личности. У одного педагога слишком твердый характер и

крепкая воля, большая общественная активность. Он стремится все сделать сам, подавляет спонтанность детей, оставляет их непричастными и равнодушными зрителями. У другого – мягкий характер, он не способен потребовать от воспитанников элементарного порядка. Плохое знание педагогики и психологии, нежелание преодолеть себя, формировать свой характер в соответствии с педагогическими требованиями дают простор

непосредственному проявлению натуры: вспыльчивости, жесткости

илибесхарактерности, нетребовательности.

   Дети добровольно идут за тем воспитателем, которого они уважают. В

любом другом случае педагогические отношения держатся на сугубо

формальных основаниях, внешних требованиях, утрачивают свой

позитивный воспитательный смысл и оказывают негативное влияние.

   Суть педагогического авторитета в постоянном развитии педагогом в себе

гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной духовности и

интеллигентности. Нравственное самосовершенствование, высокая

требовательность педагога к самому себе - главный путь укрепления

самоуважения.

Только любящий педагог, истинный воспитатель отдает все силы тому,

чтобы организовать творческую трудовую жизнь детей, научить их

целеустремленности, дисциплинированности, требовательности к себе. Он учит их дружбе, доброте, пониманию красоты мужественного труда души и тела. Он испытывает радость и нравственно-эстетическое удовлетворение от общения с детьми, переживает мгновения счастья, видя трудовые успехи

своих воспитанников.

   Таким образом, высокая нравственность, духовная цельность и

убежденность, эрудиция и интеллектуальная развитость, человеческая

притягательность являются важнейшими условиями формирования

педагогического авторитета воспитателя.

   В рамках гуманистического подхода целью образованиявыступает

профессиональное развитие индивидуальности и личности всех участников

педагогического процесса, в том числе и педагога. В связи с этим меняется и

цель профессиональной подготовки педагога. Кроме профессиональных

знаний, умений и навыков (профессиональная компетентность) она

охватывает и общекультурное развитие педагога, формирование у него

личностной позиции (мотивационно-ценностного отношения к педагогической

деятельности).

   ФГОС – документ, в котором задаются новые координаты для развития

дошкольного образования и обозначаются его качества.

Главный акцент в стандарте сделан на развитие воспитанников через игру,

свободный диалог, через общение со сверстниками, семьей,

педагогом. Воспитатель должен стать на позицию партнерства, постигать

новое вместе с ребенком, в форме познавательной и исследовательской

деятельности, в форме творческой активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему: «Современный воспитатель в эпоху образовательных перемен»

В системе дошкольного образования России за последние годы произошли большие изменения, которые повысили требования к личностному и профессиональному развитию педагога....

Переделка песни о воспитателях на мелодию "Ветер перемен"

Может пригодиться на мероприятиях педагогов детских садов, детских домов, интернатов....

Консультация для воспитателей "«Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО » "

Данная консультация поможет воспитателм грамотно осущкствлять планирование образовательного процесса....

Современный педагог в эпоху образовательных реформ.

Презентация на тему: "Современный педагог в эпоху образовательных реформ"....

Использование современного интерактивного оборудования в образовательной деятельности воспитателя ДОУ.

Все мы сегодня живем в стремительно развивающемся мире. Современный дошкольник окружен большим количеством разнообразных информационно-коммуникационных технологий.Современная система дошкольного образ...

Тема: «Современный воспитатель в образовательном пространстве»

Нам, педагогам, чаще нужно думать,какими красками мы рисуем нашу страну детствадля приходящих к нам детей.Она полностью в наших руках,и за неё мы по-настоящему в ответе.За оригинал-не за его отражение...

Консультация для воспитателей "Современному ребенку - современный воспитатель!"

Воспитатель - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желанием постоянно меняться...