«Современный воспитатель в эпоху образовательных перемен»
материал
Сообщение для педагогического совета
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_dlya_ped._soveta.docx | 7.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 77»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
«Современный воспитатель в эпоху образовательных перемен»
В системе дошкольного образования России за последние годы произошли
большие изменения, которые повысили требования к личностному и
профессиональному развитию педагога. В новом Стандарте изменены содержание и структура образования в целом.
Целью образования становится не накопление конкретных знаний и
отдельных умений, а формирование универсальной учебной деятельности и на
их основе усвоение базовых знаний, а главное – умение самостоятельно
обновлять и совершенствовать свое образование в соответствии с условиями
быстро меняющего мира.
Основной организатор воспитательной работы в детском учреждении —
воспитатель. От него в значительной степени зависит развитие личности и
познавательных процессов детей, их здоровье, подготовленность к школе.
Особая значимость первых лет жизни ребенка для его последующего
развития способствует стремительному возрастанию потребности в
профессиональных воспитателях детских садов, умеющих грамотно
осуществлять воспитание и обучение детей. В связи с этим в последнее время
внимание психологов и педагогов все больше привлекают проблемы личности
и деятельности воспитателя детского сада.
Сложные и ответственные функции выполняет воспитатель детского
учреждения: охрана жизни и здоровья детей раннего и детского
возраста, воспитательная, образовательная, психолого-педагогическая,
исследовательская, пропагандистская, организационно-хозяйственная,
функция самообразования. Много личностных качеств и умений требуется,
чтобы достойным образом, успешно осуществить их.
В числе профессионально значимых качеств воспитателя является
эмпатия: способность не только осознавать характер эмоционального
состояния другого, но и откликаться на его переживания, сочувствовать и
подстраиваться под него.
Преобразующая деятельность воспитателя требует таких личностных
качеств, как склонность к процессу и результату оказанного воздействия,
достаточно развитыйпрактический ум.
Влияние взрослого на ребенка протекает чаще всего путем бесед, игр,
занятий-развлечений и т. п. Успеху в этом процессе в значительной степени
способствует эмоциональная выразительность, общительность педагога.
Важную роль в общении с детьми играет способность воспитателя управлять
собой и другими людьми, не раздражаться, своевременно и незаметно для
окружающих преодолеть, «погасить» в себе негативные реакции в ответ на
непослушание ребенка, некорректное поведение родителей.
Работа воспитателя требует проявления эмоциональной устойчивости,
сдержанности, терпения, выдержки, великодушия.
Говоря о личностных качествах воспитателя, нельзя не назвать в числе
значимых черты, характеризующие его социально-психологическую готовность к совместной деятельности. Ведь с группой детей работает, как правило, не один, а два воспитателя, музыкальный руководитель, младший воспитатель.
Деятельность воспитателя взаимосвязана с работой старшего воспитателя,
заведующей, медицинского персонала, других членов трудового
коллективадетского сада, родителей.
Успех их совместной деятельности, направленной на всестороннее развитие
детей, в значительной степени зависит от умения договориться о единстве в
подходе к детям, родителям, согласовать свои действия, готовность оказать
помощь, поддержку в работе, не подавить инициативу, доброжелательность.
Наличие таких качеств не только положительно влияет на эффективность
педагогической работы, но и способствует удовлетворенности в
труде воспитателя-коллеги. Непременным условием педагогического
мастерства, авторитета среди детей, родителей и товарищей по работе является
тактичность воспитателя. Тактичный воспитатель не допустит грубых,
оскорбительных замечаний по отношению к ребенку и его родителям. Не
снижая требовательности к воспитаннику, он постарается проявить к нему
теплоту, доброжелательность, окажет доверие силам, возможностям ребенка.
Определенную роль в межличностном взаимодействии воспитателя с
детьми родителями, коллегами играет и его внешность, визуальная
привлекательность, вербальное и невербальное поведение, манеры, этикет,
обаяние. Приятная внешность способствует расположению окружающих людей к общению с педагогом, установлению доброжелательных, доверительных отношений с ним.
В организации учебно-воспитательного процесса нельзя пройти мимо
такого мощного педагогического фактора, как характер воспитателя, свойства
и качества его личности. У одного педагога слишком твердый характер и
крепкая воля, большая общественная активность. Он стремится все сделать сам, подавляет спонтанность детей, оставляет их непричастными и равнодушными зрителями. У другого – мягкий характер, он не способен потребовать от воспитанников элементарного порядка. Плохое знание педагогики и психологии, нежелание преодолеть себя, формировать свой характер в соответствии с педагогическими требованиями дают простор
непосредственному проявлению натуры: вспыльчивости, жесткости
илибесхарактерности, нетребовательности.
Дети добровольно идут за тем воспитателем, которого они уважают. В
любом другом случае педагогические отношения держатся на сугубо
формальных основаниях, внешних требованиях, утрачивают свой
позитивный воспитательный смысл и оказывают негативное влияние.
Суть педагогического авторитета в постоянном развитии педагогом в себе
гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной духовности и
интеллигентности. Нравственное самосовершенствование, высокая
требовательность педагога к самому себе - главный путь укрепления
самоуважения.
Только любящий педагог, истинный воспитатель отдает все силы тому,
чтобы организовать творческую трудовую жизнь детей, научить их
целеустремленности, дисциплинированности, требовательности к себе. Он учит их дружбе, доброте, пониманию красоты мужественного труда души и тела. Он испытывает радость и нравственно-эстетическое удовлетворение от общения с детьми, переживает мгновения счастья, видя трудовые успехи
своих воспитанников.
Таким образом, высокая нравственность, духовная цельность и
убежденность, эрудиция и интеллектуальная развитость, человеческая
притягательность являются важнейшими условиями формирования
педагогического авторитета воспитателя.
В рамках гуманистического подхода целью образованиявыступает
профессиональное развитие индивидуальности и личности всех участников
педагогического процесса, в том числе и педагога. В связи с этим меняется и
цель профессиональной подготовки педагога. Кроме профессиональных
знаний, умений и навыков (профессиональная компетентность) она
охватывает и общекультурное развитие педагога, формирование у него
личностной позиции (мотивационно-ценностного отношения к педагогической
деятельности).
ФГОС – документ, в котором задаются новые координаты для развития
дошкольного образования и обозначаются его качества.
Главный акцент в стандарте сделан на развитие воспитанников через игру,
свободный диалог, через общение со сверстниками, семьей,
педагогом. Воспитатель должен стать на позицию партнерства, постигать
новое вместе с ребенком, в форме познавательной и исследовательской
деятельности, в форме творческой активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на тему: «Современный воспитатель в эпоху образовательных перемен»
В системе дошкольного образования России за последние годы произошли большие изменения, которые повысили требования к личностному и профессиональному развитию педагога....
Переделка песни о воспитателях на мелодию "Ветер перемен"
Может пригодиться на мероприятиях педагогов детских садов, детских домов, интернатов....
Консультация для воспитателей "«Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО » "
Данная консультация поможет воспитателм грамотно осущкствлять планирование образовательного процесса....
Современный педагог в эпоху образовательных реформ.
Презентация на тему: "Современный педагог в эпоху образовательных реформ"....
Использование современного интерактивного оборудования в образовательной деятельности воспитателя ДОУ.
Все мы сегодня живем в стремительно развивающемся мире. Современный дошкольник окружен большим количеством разнообразных информационно-коммуникационных технологий.Современная система дошкольного образ...
Тема: «Современный воспитатель в образовательном пространстве»
Нам, педагогам, чаще нужно думать,какими красками мы рисуем нашу страну детствадля приходящих к нам детей.Она полностью в наших руках,и за неё мы по-настоящему в ответе.За оригинал-не за его отражение...
Консультация для воспитателей "Современному ребенку - современный воспитатель!"
Воспитатель - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желанием постоянно меняться...