Проект «Методическое сопровождение педагогов по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка

Молчанова Ирина Леонидовна

Актуальность нашего  проекта определяется необходимостью поиска наиболее перспективных инновационных направлений работы  педагогической общественности с детьми старшего дошкольного возраста по вопросам финансового просвещения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл da_proekt_metodicheskoe_soprovozhdenie_molchanova_i.l.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация Иркутская  область

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 105»

муниципального образования города Братск

665724, Иркутская область, город Братск, ул. Рябикова, 20.  Тел./факс (3953)  42-69-02

E – mail:brusnichka_105@mail.ru

Проект

 «Методическое сопровождение педагогов по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Разработчики проекта:

Старший воспитатель

высшей квалификационной категории

И.Л. Молчанова

г. Братск

Уровень проекта: уровень образовательной организации.

Категория проекта: управленческий.

Срок реализации:долгосрочный, август 2018 – декабрь 2019 года.

Участники проекта:педагоги

Разработчики проекта:

Старший воспитатель высшей  квалификационной категории

Молчанова Ирина Леонидовна.

Структура проекта

Актуальность  проекта

«Лучше обеспечить минимум экономической грамотности

на раннем этапе жизни,

чем бороться против стихийно полученной

экономической грамотности

в дальнейший период жизни»

И. Колеман

В современных условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появленияновых и трудных для понимания финансовых инструментов вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными для развития нашей страны. Обеспечение личной финансовой безопасности становится важным фактором экономического благополучия людей.

Поэтому   необходимы серьезные и целенаправленные преобразования в сфере повышения финансовой грамотности населения, в том числе и детей дошкольного возраста.

Актуальность нашего  проекта определяется необходимостью поиска наиболее перспективных инновационных направлений работы  педагогической общественности с детьми старшего дошкольного возраста по вопросам финансового просвещения.

Ключевые ориентиры определены в таких нормативно-правовых документах как:  

1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 08 декабря 2011 года  № 2227-р).

2. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг. (утв. Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 года  № 2039-р).

3. Концепция создания международного финансового центра РФ была одобрена  Правительством РФ 05 февраля 2009 года.

Решение проблемы повышения качества финансово-экономического образования населения в современных условиях возможно при условии последовательной государственной политики и координации усилий всех социальных институтов в области образования.

Дошкольное учреждение – это первая ступень в цепочке социальных институтов, которое должно оказать помощь будущему гражданину страны в адаптации к современным экономическим условиям, и облегчить вхождение в школьную и взрослую жизнь с самых ранних лет.

Современный ребенок способен понять, что такое деньги, их ценность, назначение, потому что рано включается в экономическую жизнь семьи и овладевает финансово-экономической информацией на житейском уровне.  Если взрослые вовремя не объяснят ребенку, что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то у него сложиться об этой теме собственное мнение. После четырех лет ребенка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам.

Поэтому с 2017 года наше дошкольное учреждение является муниципальной пилотной площадкой по теме «Финансовая грамотность» (Приказ ДО города Братска № 57 от 25 января 2017 года).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил новую парадигму развития современной модели образования. Эта модель должна быть   направлена на создание таких условий для ребёнка, которые позволяли бы ему интересно проводить время в детском саду и развивать свои индивидуальные особенности. Каждый из нас понимает, что система образования не может оставаться неизменной и поэтому педагоги обязаны совершенствовать свое педагогическое мастерство, искать новые подходы к детскому уму и сердцу, создавать «территорию успеха» для каждого ребенка.  

В соответствии с этим, ведущая идея проекта – внедрение в образовательный процесс игровой модели «Дошкольная Академия финансов», в рамках которой будет спроектирована мотивирующая образовательная  и развивающая  предметно-пространственная среда и созданы условия для знакомства детей старшего дошкольного возраста с миром финансов.

Огромная роль в формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста отводится воспитателям дошкольных учреждений.

Поэтому, мы, руководители, находимся в постоянном творческом поиске. Ведь наша главная задача состоит в том, чтобы не просто дать какой-то теоретический материал воспитателю, а научить их в непосредственно практической деятельности освоить такие методы и приемы, которые помогут им сделать образовательную деятельность по формированию основ финансовой грамотности интересной и увлекательной для детей.

Таким образом, данный проект является актуальным, потому что он помогает осуществить методическое сопровождение педагогов по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта:

Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в соответствии  с требованиями ФГОС дошкольного образования.

Задачи проекта:

- создать условия для финансового образования детей старшего дошкольного возраста;

- повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах финансовой грамотности;

- спроектировать и апробировать модель финансового просвещениядетей старшего дошкольного возраста;

- создать кейс методических и практических материалов по теме проекта.

Этапы реализации проекта:

1.Организационный этап: август- сентябрь 2018 года.

2.Основной этап:  с октября 2018 года по  август  2019 года.

3.Заключительный этап: сентябрь – декабрь 2019 года.

1. Организационный этап:

- определение цели и задач проекта, составление плана мероприятий;

- проведение анкетирования и тестирования педагогов по данной теме.

2. Основной этап:

- апробирование практического материала со всеми участниками финансового просвещения;

- корректировка методического и практического материала по темам предметов «Денежная азбука», «Банк и банковские продукты», «Домашнее хозяйство», «Карманные деньги»;

- проведение мероприятий с педагогами в соответствии с планом работы по проекту: образовательные интерактивы, мастер-классы, семинары-практикумы, коучинг-сессии и другие.

3. Заключительный этап:

- выявление уровня профессиональных компетенций педагогов по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности;

- систематизация собранного материала по  теме.

Значимость проекта

В профессиональном стандарте, одна из компетенций педагогов звучит так:

Педагоги должны уметь организовать все виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей.

Но, к сожалению, повышение финансовой грамотности дошкольников – это практически «белое» пятно в современной педагогике, так как отсутствуют образовательные программы по финансовому просвещению всех участников образовательных отношений.

Для того, чтобы выявить «проблемные поля» и наметить точки роста по развитию компетенций своих педагогов, мы и разработали данный проект, который состоит из трёх этапов: организационный, основной и заключительный.

Главное на первом этапе (организационном) – это определение уровня сформированности соответствующей компетенции у педагогов, анализ имеющихся условий по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста и определение задач работы с педагогами. На данном этапе педагоги прошли обучение на курсах повышения квалификации ФГОУ ВО «Иркутский государственный университет» по программе «Организация финансового просвещения обучающихся в дошкольных образовательных организациях».

На втором этапе была организована творческая лаборатория по данному направлению, в которую вошли педагоги старшего дошкольного возраста. В рамках ее деятельности педагоги активно осваивали и внедряли в практику педагогической работы разные виды деятельности для формирования у детей элементарных представлений о мире финансов и экономики. Осуществлялось проектирование индивидуального маршрута профессиональной деятельности каждым педагогом.

Стала популярной такая форма работы, как методическая неделя по запросам воспитателей, в рамках которых проводились различные мероприятия: образовательные интерактивы, мастер-классы, семинары-практикумы, коучинг-сессии и другие.

Параллельно осуществлялось:

- апробирование практического материала со всеми участниками финансового просвещения;

- разработка мини-проектов по темам предметов «Денежная азбука», «Банк и банковские продукты», «Домашнее хозяйство», «Карманные деньги»;

- обогащение РППС в рамках смотра-конкурса на тему «В мире финансов»;

- формирование кейса методических и практических материалов по данной теме.

Мы спланировали и провели с педагогами методическую неделю на тему «Образовательное событие в ДОУ», в рамках которой в практической деятельности разобрали, что это такое - образовательное событие, какова его сущность, составили алгоритм, разобрали поэтапно всю деятельность. В итоге педагоги разработали и провели образовательное событие Чемпионат по финболу «Семейная бережливость».

На третьем заключительном этапе были проведены следующие мероприятия:

1. Итоговое тестирование педагогов по уровню сформированности соответствующей компетенции.

2. Проведение самоанализа в рамках индивидуального маршрута профессиональной деятельности педагогов.

3. Защита мини-проектов с фото-презентацией на тему «Финансы глазами детей».

4. Отчет руководителя творческой лаборатории.

5. Подведение итогов смотра-конкурса «В мире финансов».

Нами разработана система маркетинговых исследований.

В ходе проекта проводятся маркетинговые исследования с целью отслеживания динамики его реализации. В  начале нашей работы лишь 25% родителей, считали, что финансовое просвещение нужно детям, а 85% педагогов не могли раскрыть понятия «Финансовая грамотность», не имели чёткого представления о методике работы с детьми по этому вопросу.

На сегодняшний день 89% родителей считают, что все-таки финансовое просвещение надо начинать в детском саду. 100% педагогов разобрались в вопросах финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста.

Результаты по реализации проекта:

- созданы условия для финансового образования детей старшего дошкольного возраста;

- повышена профессиональная компетентность педагогов в вопросах финансового просвещения;

- спроектирована и апробирована игровая модель по формированию основ финансовой грамотности  у детей старшего дошкольного возраста «Дошкольная Академия финансов»;

- создан кейс методических и практических материалов по теме проекта.

Новизна

Новизна нашего опыта заключается в следующем:

1. Разработана система, которая направлена на  повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в соответствии  с требованиями ФГОС дошкольного образования.

2. Апробирована игровая модель по формированию основ финансовой грамотности  у детей старшего дошкольного возраста «Дошкольная Академия финансов».

3. Созданный кейс методических и практических материалов по теме проектаможет быть рекомендован к использованию педагогам других дошкольных учреждений.

Дальнейшее развитие проекта:

1. Распространить передовой опыт посредством проведения обучающих конференций, семинаров, круглых столов и мастер-классов на муниципальном и региональном уровнях.

2. Разработать, апробировать и внедрить авторскую программу по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Дошкольная Академия финансов».  

3. Организовать консультативный пункт для родителей по вопросам обучения детей финансовой грамотности.

4. Стать стажировочной площадкой для педагогов в повышении уровня профессиональных компетенций по финансовому просвещению, в рамках которой накопленный опыт будет представлен педагогам Иркутской области, как в очном, так и дистанционном формате.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»...

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...

Консультация для педагогов ДОУ «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов ДОУ«Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»...

Семинар для педагогов ДОУ «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старших и подготовительных к школе групп детского сада....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 5-7 ЛЕТ) «ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ УЛЫБКА»

Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС), парциальной программы «Азы финансовой культуры для дошкольников&r...

Программа кружка в старшей группе детского сада «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше ...