Особенности установления партнерских отношений ДОО с семьей в современных условиях.
консультация
При установлении партнерских отношений ДОО с семьей в современных социокультурных условиях важно обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи, повышать компетентность родителей в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, помогать семье в воспитании и образовании ребёнка, инициировать участие родителей в образовательной деятельности ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_nsportala.docx | 36.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ “Средняя общеобразовательная школа № 20 им. Васьлея Митты с углубленным изучением отдельных предметов г. Новочебоксарск ЧР”
Особенности установления партнерских отношений ДОО с семьей в современных социокультурных условиях
В конце ХХ - начале ХХI вв. произошли серьезные изменения в системе образования, вызванные реформированием общества. Вследствие чего, российское дошкольное образование переживает очень сложный, по сути, переломный период в истории своего существования. Повод грядущих перемен хорошо известен педагогам и родителям – это изменения в Федеральном законе «Об образовании в РФ». Одна из причин кардинальных изменений в дошкольном образовании заключается в изменении социокультурных приоритетов российского общества, которые особенно ярко проявляются в изменении ценностного отношения к индивидуальной и социальной составляющей в личности ребенка. Сегодняшним приоритетом в образовании, в отличие от недалекого прошлого, являются интересы и потребности каждого ребенка, а не овладение им стереотипами социального поведения.
Социальные проблемы развития ребенка в современном социокультурном обществе многогранны. Это и неравенство населения страны, многонациональность общества - что ведет к разногласиям на почве религии и традиций каждого народа, кризис института семьи, утрата преемственности между семейными поколениями и уровнями дошкольного и общего образования.
Все эти негативные тенденции неблагополучного развития современных детей ведут к росту факторов риска (биологических, семейных, социальных), повышение потребительских интересов и снижение познавательных, к форсированию интеллектуального развития детей, ограничение общения детей со сверстниками, - «вымывание» сюжетно-ролевой игры из жизни детей.
В решении этих проблем помогло бы эффективно выстроенные партнерские отношения между дошкольными организациями и семьей.
Прежде чем перейти к описанию особенностей организации партнерских отношений ДОО с семьей, обратимся к понятию «семья».
Из большого множества определений семьи, представленных в разных науках, остановимся на определениях, данных в социальной психологии, истории, социологии, экономике, педагогике, этнографии и др. Каждая наука исследует различные стороны зарождения (возникновения) и развития семьи, ее функциональные характеристики.
Семья по определению А.И. Антонова: «основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных положений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи».
Семью Ю.Г. Волков характеризует как «социальную группу, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях».
В Определении С.И. Голод семья представляет собой «совокупность индивидов, состоящих, по меньшей мере, в одном из трех видов отношений: кровного родства, порождения, свойства».
Отметим, что наиболее удачное определение семьи в социальной психологии дано С.Л. Рубинштейном: «Семья – духовно нравственный союз, состоящий из родителей и детей, обладающий устойчивым, постоянным характером и связанный в единстве не только жилищем и экономической зависимостью, но и чувствами, основанными на кровном родстве».
В социологическом контексте семья рассматривается в таких двух аспектах, которые характеризуют ее с социальной стороны: малая социальная группа и социальный институт.
С точки зрения малой социальной группы, семья обладает следующими отличительными признаками:
- семья представляет собой союз между супругами, который отличается особого рода духовной общностью, глубокими родственными интимно-доверительными связями;
- в семье преобладают доверительные родственные отношения между поколениями, супругами и детьми – , и это отличает семью от других малых социальных групп.
Рассмотрение семьи как социального института позволяет увидеть, что семья – это:
– общность близких людей, которые связаны супружескими связями, общим родительством и родством, ведением совместного хозяйства;
– основная ячейка общества, призвание которой – выполнение важнейших социальных функций, она выполняет особую роль в жизни как взрослых, так и детей – защита близких, формирование и развитие личности, которой обеспечивается первичная социализация, удовлетворение духовных потребностей членов семьи.
Как социальный институт семью характеризует следующее:
- семья представляет собой организованную группу, в которой все родственники объединены родственными связями;
- в семье закреплены и существуют ценности, связанные с самоутверждением личности, традиции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей, ярко выражена потребность в родительстве и любви, и как защита существует возможность чувствовать стабильность и защищенность;
- в семье традиционно существуют роли, выполняющие функции, скрепляющие семью – жена и муж, мать и отец, сын и ребенок, бабушка и дедушка и др.;
- в семье главенствуют нормы, обеспечивающие ее жизнедеятельность – супружеская верность, обязанность воспитания детей, материальное обеспечение семьи, взаимопомощь, сотрудничество, общие цели и т.д.
Главной целью всех форм партнерства между ДОО и семьей в современных социокультурных условиях, является установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду.
При реализации совместной деятельности, для получения положительного результата необходимо изучить семью воспитанника: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общего культурного уровня, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др. Также педагог должен быть настроен на совместную деятельность с родителями и детьми.
Следует отметить, что социальное партнерство определено как одно из стратегических направлений модернизации российского образования. Прежде чем рассматривать роль данного процесса в модернизации образования, необходимо рассмотреть, что же такое «социальное партнерство». Партнёрские взаимоотношения затрагивают несколько субъектов образовательного процесса (семья, детский сад, ребёнок), а также партнёрство образовательной организации с иными образовательными учреждениями. До введения понятия «социальное партнёрство» при формировании отношений семьи и детского сада в основном использовались такие термины как: «сотрудничество», «взаимодействие», школы», «поддержка» и т. д.
Понятие «партнёрство» в образовательном пространстве подразумевает под собой изменение самой сути, характера, содержания и форм отношений и взаимодействий между различными субъектами.
В ходе изучения термина «партнёрство» было рассмотрено несколько диссертационных работах современного периода. Диссертанты: А. Ю. Гранкин (2003), Е. И. Балдицина (2005), С.В. Дармодехин (2006) -указывают на следующие моменты в понимании партнерства в образовании.
- Партнерство между семьёй и дошкольной образовательной организацией строится как система определенных взаимоотношений: «Взаимодействие равноправных субъектов, формирующиеся на основе заинтересованности обеих сторон в обучении, в воспитании и развитии детей и их социокультурного окружения, характеризующиеся добровольностью и осознанностью, моральной ответственностью за выполнение коллективных договоров и соглашений».
- Как форма сотрудничества образовательной организации и социума, например: « Социально-педагогическое партнёрство…процесс социально-организованной совместной деятельности…образовательного учреждения с представителями различных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере…образования с целью повышения его качество».
- «Партнёрство – это разновидность социального взаимодействия, построенного на диалогическом отношении субъектов и обеспечивающего «стратегию единых действий».
Указанные диссертанты отмечают, что партнерство будет более эффективно при настроенности сторон на совместное взаимодействие: «как правило, очень разных по своей природе и социальному предназначению сторон».
В.Н. Якимца, в своих трудах характеризует партнёрство как «конструктивное взаимодействие организаций двух или трёх секторов для решения социальных проблем, «выгодное» каждой из сторон в отдельности и населению территории, где оно реализуется в целом».
На современном этапе недостаточно раскрыто механизмы и принципы партнёрства в образовании.
М. Гончар указывает, что «социальное партнёрство может возникнуть только тогда, когда стороны партнёрских отношений осознают их взаимовыгодность и невозможность решения своих проблем без объединения с другими».
При раскрытии факторов, негативно влияющих на формирование партнёрских отношений между ДОО и семьей, Ю.В. Медова в своей работе указывает на: «разобщённость субъектов воспитательных воздействий…, бессистемность проводимых мероприятий, доминирующую роль образовательного учреждения».
При организации педагогического партнёрства Е.К. Кашленко советует соблюдать следующее условие: «необходимо сопряжение действий различных социальных институтов, выражающиеся в их самоактуализации относительно позитивных изменений в образовании».
В то время как в одних образовательных организациях данный процесс носит целенаправленный, осмысленный и профессионально выверенный характер, у других непредсказуемый и стихийный, отсутствует целенаправленность на партнерство в принятии решений.
Деятельность партнёрства может быть оптимальной только в том случае, если она системна. Главными элементами системы, социального партнёрства образовательно-воспитательного процесса являются её участники: администрация ДОО, коллектив образовательной организации, воспитанники, родители или законные представители, родительский комитет.
Целью партнерства ДОО и семьи является создание системы добровольных и взаимовыгодных отношений и взаимной помощи субъектов, приводящей к повышению качества образования и воспитания.
При формировании эффективного партнерства необходимо соблюдение следующих принципов:
- принцип добровольности, право добровольного и равноправного включения в процесс партнерств;
- принцип взаимозаинтерисованности, учет интересов всех участников партнерства;
- принцип ответственности всех сторон партнерства, который подразумевает разграничение ответственности между каждым участником партнерства и на основе индивидуальной ответственности формирование общей ответственности всех субъектов системы;
- принцип открытости, предоставление возможности присоединения к проекту всех заинтересованных в проекте лиц;
- принцип обязательности достигнутых договоренностей, который подразумевает под собой обязательное выполнение согласований между всеми участниками партнерства;
- к нормативно-правовому принципу построения системы партнерства относится нормативное закрепление отношений;
- принципа эффективности, организованное партнерство должно положительно влиять на результаты в образовательно-воспитательном процессе и помогать всем участникам.
Для обеспечения эффективности партнерства ДОО и семьи, в сфере образовательно-воспитательных услуг, необходимо выработать комплекс организационно-педагогических условий. Данный комплекс может включать следующие условия:
- Формирование позитивного отношения у педагогического коллектива и администрации ДОО к партнёрству с семьёй в сфере образования и воспитания, через положительный опыт в этом процессе и в овладении технологиями и навыками во взаимодействие с семьей.
- Нахождение точек соприкосновения во взаимных интересах, потребностей и ресурсов всех участников процесса.
- Выработка совместной стратегии партнёрства.
- Разработка управленческих систем.
- Разработка нормативно-правовой документации на уровне образовательной организации, формирование договорных отношений.
- Организация переговорной площадки, удобной для всех участников партнёрских отношений.
- Создание информационного пространства для выстраивания партнерских отношений.
Таким образом, построение эффективной системы партнерства в современном обществе формирует новую структуру в управлении дошкольным образованием, улучшает качество образовательно-воспитательного процесса.
Также стоит отметить, что изучение понятия партнерства между ДОО и семьей приобретает еще большую актуальность с введением федерального государственного образовательного стандарта.
Согласно новым требованиям ФГОС ДО изменилось философия взаимодействия педагогов и родителей воспитанников. Родители несут ответственность за результативность воспитательно-образовательного процесса, так как они являются заинтересованными лицами в развитии и образовании своих детей. Также и ДОО стремиться к открытости и сотрудничеству. Это предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью малыша в детском саду, включаясь в жизнь группы –это называется «открытость детского сада вовнутрь». В рамках закрытого детского сада перейти же к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно.
Также необходимо предусмотреть сотрудничество ДОО с социальными институтами, его открытость влияниям микросоциума, т.е. «открытость детского сада наружу».
Педагоги, на сегодняшний день, стремятся наладить с родителями межличностный равноправный диалог, направленный на приобретение совместного опыта. При этом важно соблюдать следующие принципы:
- конгруэнтность, т.е. способность искренне выражать свои чувства, безусловное принятие другого человека;
- безоценочный стиль отношений, т.е. личность родителя не рассматривается по степени его педагогической «грамотности-неграмотности», «активности-пассивности», «готовности-неготовности» к сотрудничеству;
- конфиденциальность, готовность педагога терпимо относиться к тому, что члены семьи воспитанников по разным причинам могут скрыть от него существенную информацию;
- ориентация в содержании общения на проблемы, влияющие на развитие детей, учет запросов и пожеланий родителей в знаниях. Выполнение этого принципа подразумевает отказ от критики собеседника, умение заинтересовать его, нацелить на анализ собственной воспитательной деятельности.
Таким образом, при установлении партнерских отношений ДОО с семьей в современных социокультурных условиях важно обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи, повышать компетентность родителей в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, помогать семье в воспитании и образовании ребёнка, инициировать участие родителей в образовательной деятельности ДОО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Установление партнерских отношений между родителями и воспитателями детского сада
Педагоги придумывают все новые формы вовлечения мам и пап в жизнь и деятельность их детей, но откликается на них только малая часть родителей. Почему так происходит?...
Использование современных форм работы с родителями для установления партнерских отношений семьи и детского сада
Инновационная работа с родителями в различных сверах деятельности....
Современные технологии досуговых форм общения для установления партнерских отношений Семья + Доу +социум.
Социальное партнёрство – это инструмент, с помощью которого представители различных субъектов, имеющих специфические интересы, организуют совместную деятельность....
«Установление партнерских отношений с родителями как условие успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ »
Процесс привыкания ребенка к условиям дошкольной организации интересует и родителей и педагогов. Тема адаптации актуальна для нашего дошкольного учреждения, так как на базе нашего центра развития ребе...
Установление партнерских отношений с родителями как условие адаптации детей раннего возраста к ДОУ
Период адаптации-очень серьезный этап в жизни дошкольника....
«Индивидуализация образовательного процесса как важное условие установления партнерских отношений с родителями»
О взаимодействии участников образовательного процесса, о сотрудничестве и выстраивании партнерских отношений педагогов с родителями....
Внедрение в практику работы с родителями инновационных форм взаимодействия с семьей , установление партнерских отношений посредством информационных»
Рекомендации по работе с родителями...