Информационное взаимодействие дошкольных групп образовательного учреждения и семьи.
учебно-методический материал

С. Ю. Смирнова

В основе информационного взаимодействия дошкольных групп образовательного учреждения и семьи лежит всестороннее сотрудничество во всех сферах деятельности учреждения: определение целей деятельности, методов, распределение сил, средств, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и планирование дальнейшего развития учреждения, его целей, задач и ожидаемых результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnoe_vzaimodeystvie_ou_s_semey.docx55.98 КБ

Предварительный просмотр:

Информационное взаимодействие «дошкольные группы образовательного комплекса – родители» в рамках должностных обязанностей старшего воспитателя дошкольных групп

ВВЕДЕНИЕ

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия образовательного учреждения с семьей.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

В основе взаимодействия дошкольных групп образовательного учреждения и семьи лежит всестороннее сотрудничество во всех сферах деятельности учреждения: определение целей деятельности, методов, распределение сил, средств, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и планирование дальнейшего развития учреждения, его целей, задач и ожидаемых результатов.

Образовательные учреждения (далее – ОУ) призваны содействовать максимальному развитию ребенка, поэтому заинтересованы в благотворном сотрудничестве с семьями воспитанников. Располагая педагогическими кадрами, ОУ способно более квалифицированно, чем семья, осуществлять обучение, развитие умственных и творческих способностей детей, подготовку к школе и др. Ведь неправильной методикой воспитания и обучения очень легко можно нанести больше вреда, чем пользы. Поэтому сегодня речь идет не о замене домашнего воспитания общественным или наоборот, а об их взаимодействии, взаимодополняемости, взаимопонимании в созидании личности ребенка в условиях современного информационного пространства.

  1. Теоретическая часть.

        В современных условиях развития общества и бурного развития компьютерной техники во всех областях человеческой деятельности широкое применения нашли информационные технологии, что послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации.

        Информация, её создание и использование в невиданных до этого размерах посредством программно-технических средств позволили моделировать и создавать новый «виртуальный» мир как двойник мира реального, последствия которого в жизни людей в настоящее время достаточно трудно оценить.

        Согласно Декларации «Демократическое участие в информационном обществе» Форума информационного общества, состоявшегося в Бристоле, «ключом активной гражданской позиции каждого индивидуума… является ДОСТУП к той информации, которую он считает необходимой для полной интеграции в обществе, и к средствам свободного выражения идей и взглядов…».

Создание персональных компьютеров, программного обеспечения для не квалифицированных пользователей, адаптированного графического интерфейса расширило сферу информационных продуктов и услуг до уровня «домашнего потребления». Однако вместе с очевидными преимуществами применения информационных систем возникла проблема управления информацией.

        Решать вопросы в управлении информационными системами, информационными ресурсами,  и персоналом призван информационный менеджмент. Данная отрасль знания зародилась относительно недавно и является развивающейся.

Информационный менеджмент – это процесс предоставления нужной информации в нужном виде и в нужное время; информации, которая выделяется из данных, генерируемых сегодня многочисленными автоматизированными системами.

        Эта область знания не обошла стороной и сферу образования. Информационный менеджмент необходим в современных условиях развития образования и конкретно в развитии дошкольного образования.

        Сегодня за словосочетанием информационный менеджмент не стоит четко очерченной предметной области.

        Поэтому ограничить понимание информационного менеджмента можно двумя значениями:

  1. Управление информацией – информационными потоками и

информационными ресурсами в определённой предметной области (сфера дошкольного образования).

  1. Управление с помощью информации, т.е. управленческая технология.

        Для того чтобы изучить любую дисциплину, необходимо знать базовые термины и понятия.

  1. Термины и определения.

Информация – это любые сведения об объектах и явлениях, их параметрах, свойствах и состоянии в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и т.п. Информация – это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.

Данные – это признаки или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. В том случае, если появляется возможность использовать эти данными для уменьшения неопределенности о чем-либо, данные превращаются в информацию. Поэтому можно утверждать, что информацией являются используемые данные.

Знания – это набор данных и информации. Включает также различные комбинации новой технологии, производственного опыта, эмоций, верований, идей, интуиции, любопытства, мотиваций, стилей обучения, способности решать сложные проблемы, умения работать в компьютерной сети и др.

Организация – это стабильная формальная социальная структура, которая получает ресурсы из окружающего мира и перерабатывает, получая конкретный полезный результат.

Система – это набор взаимосвязанных компонентов, которые должны работать вместе, чтобы достигнуть некоторой общей цели.

Система управления представляет собой совокупность объекта управления и органа управления и реализующую функции управления.

Информационная система включает в себя всю инфраструктуру организации, задействованную в процессе управления всеми информационными, документальными потоками.

Информационное пространство – это совокупность информационных ресурсов, информационных систем и коммуникационной среды.

Информационные ресурсы – это данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации.

Управление информацией – это процессы выбора, идентификации, индексации и хранения информации. Как правило, содержит активный и непрерывный пересмотр содержательных материалов, которые хранятся или распространяются посредством набора особых инструментов: баз данных, социальных сетей и т.п.

Коммуникационная среда – это совокупность условий, позволяющих группе людей (организаций) реализовывать желание и необходимость обмена информацией путем прямого обращения друг к другу.

Локальная информационная среда обеспечивает процесс обмена между субъектами, необходимость и желание в обмене информацией которых определена общностью определенных интересов, условий труда и поставленных задач.

Инициативная группа – это неформальная, самостоятельная группа людей, сложившаяся внутри организации, которая выполняет  одну работу, имеющая одинаковые цели и интересы.

Человеческий капитал – это показатель, который оценивает значимость способностей и квалификации сотрудников предприятия. Организация, которая систематически развивает свой человеческий капитал, быстрее добьется успеха.

  1. Информационное общество.

Информационное общество – новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительные черты информационного общества:

  1. Увеличение роли информации и знаний в жизни общества.
  2. Возрастание доли информационных коммуникаций.
  3. Создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

- эффективное информационное взаимодействие людей;

- их доступ к мировым информационным ресурсам;

- удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Целевое направление информационного менеджмента – создание нового информационного общества.

  1. Социальные последствия информатизации.

Развитие новых социально-технологических институтов: дистанционного образования, электронной торговли, Internet – СМИ, «электронного правительства» безусловно, изменяют структуру важнейших секторов общества.

Следует особо выделять наиболее видимое воздействие новых технологий на социальную структуру общества. Такое воздействие можно разбить на две группы:

  1. Непосредственное воздействие новых информационных

Технологий на сознание человека, в первую очередь за счет значительного расширения его когнитивных и коммуникативных возможностей. При этом мало предсказуемым является ответ на вопрос о влиянии (прямом или косвенном) распространения новых информационных технологий на динамику изменения системы ценностей.

  1. Воздействие информационных технологий на социальную организацию за счет использования новых средств коммуникации принципиально снижает издержки передачи информации, упрощается и стремительно ускоряется процесс создания социальных групп, характеризующихся возможностью общения «всех со всеми».

        Развитие индивидуальных возможностей человека – это увеличение

человеческого капитала. Наряду с количественным эффектом снижения

издержек на тиражирование образовательных программ осуществим переход к новому качеству образования.

1.4. Типы коммуникаций в организации:

1) коммуникации между организацией и внешней средой;
2) вертикальные коммуникации между уровнями управления в организации (восходящие и нисходящие);
3) горизонтальные коммуникации между подразделениями организации;
4) коммуникации "руководитель - подчиненный";
5) коммуникации "руководитель - рабочая группа";
6) неформальные коммуникации.

Процесс коммуникации состоит из шести базовых этапов:
1) зарождение идеи или отбор информации для передачи;
2) выбор канала передачи информации;
3) кодирование информации;
4) передача информации;
5) декодирование информации;
6) обратная связь.

Направления усовершенствования организационных коммуникаций:
1) регулирование информационных потоков;
2) управленческие действия;
3) системы обратной связи;
4) системы сбора предложений;
5) информационные бюллетени;
6) современные информационные технологии.

  1. Сети коммуникаций.

Существуют различные виды сетей коммуникаций. Конфигурация сетей коммуникации зависит от требований, предъявляемых к реализации заданных функций, например, от качества, объема, скорости прохождения информации. В целом можно выделить следующие свойства наиболее распространенных видов сетей.

1. «Цепь»— сеть со слабой централизацией. Такая сеть используется при большом количестве последовательно выполняемых операций. Фактически здесь нельзя осуществлять эффективный контроль на всех участках. Члены группы должны быть сами заинтересованы в выполнении порученных заданий и контролируют действия своих ближайших «соседей».

2. «Круг» – сеть, имеющая конфигурацию, в которой один элементов (лидер) имеет связь с несколькими другими. Такая сеть менее подвижна, имеет достаточно жесткую связь с лидером, хорошо организованна, более устойчива и упорядочена.

3. «Колесо» или «звезда» — сильно централизованная сеть, т.е. информационный лидер группы, находится в центре, к нему сходятся все коммуникационные потоки. Данная сеть не предусматривает общения членов группы между собой. Эта сеть идеально подходит для выполнения группой достаточно простых задач с высокой скоростью, когда каждый член группы получает четкое задание и предоставляет информацию о его выполнении только лидеру, не получая никакой дополнительной информации со стороны.

4. «Игрек» - сеть, имеющая разветвления. Это позволяет получать обобщенную информацию сразу из двух цепей без информационной перегрузки. При многих достоинствах разветвленных коммуникационных сетей они имеют ряд недостатков: наличие искажений в сетях, а также концентрация больших ресурсов информационной власти в месте разветвления.

        Каждая организация выбирает для своего функционирования  коммуникационную схему, которая наиболее эффективно сможет реализовывать потребности организации.

Основные критерии эффективности каждой из коммуникативных схем можно увидеть в таблице:

Критерии

оценки

«Цепь»

«Круг»

«Колесо»

«звезда»

«Игрек»

Скорость

средняя

средняя

высокая

высокая

Точность

высокая

низкая

высокая

средняя

Эффективность

средняя

средняя

низкая

высокая

  1. Самообучающаяся организация.

Самообучающаяся организация - это организация, которая создает, приобретает, передает и сохраняет знания. Она способна успешно изменять формы своего поведения, отражающие новые знания или проекты. Термин введен в обиход Питером Сенге (Сендж).

Самообучающаяся организация появляется там, где человеческие ресурсы и талант становятся наиболее важным фактором производительности и целью инвестиций. Обычно это происходит в тех случаях, когда гибкость становится ключевым словом. И тогда управление изменениями становится важнейшей целью управления и менеджмента.

Пять «образовательных дисциплин» по Питеру Сенге определяют основу «деятельности обучающейся организации». Это:

1. Индивидуальное совершенство. Расчет на то, что люди разовьют собственные возможности в целях выполнения поставленных перед ними задач, а тем самым и задач компании в целом, которая в свою очередь поддержит эти индивидуальные усилия.

2. Ментальные модели. Развитие должной психологической установки для управления действиями и решениями.

3. Единство взглядов. Преданность всех членов данной организации ее целям и способам достижения этих целей.

4. Коллективное обучение. Задействуется тот факт, что групповое мышление больше суммы его индивидуальных составляющих.

5. Системное мышление. Исходить из понимания, что действия и решения нельзя изолировать, т.к. их последствия веером расходятся по всей организации.

Американский психолог Майк Педлер (M. Pedler) в 1991 г. предложил 11 признаков, присущих обучающейся организации. К ним относятся:

  1. Обучающийся, гибкий подход к стратегии.
  2. Сотрудники принимают активное участие в выработке стратегии и тактики организации.
  3.  Информация в большей степени используется для понимания происходящего в целях принятия правильных решений, а не как основание для вознаграждения или наказания.
  4.  Учет и контроль, способствующие развитию организации.
  5.  Внутренний обмен услугами между подразделениями.
  6.  Гибкая система поощрений.
  7.  "Дающая возможности" структура (подразделения и другие "границы" рассматриваются скорее как временная структура, которая при необходимости может быть изменена).
  8.  Изучение всеми работниками состояния среды.
  9.  Постоянный обмен опытом с Партнерами, Клиентами.
  10.  Атмосфера в организации, способствующая обучению.
  11.  Возможности саморазвития для сотрудников.

Существуют четыре основных признака самообучающейся организации.

Первым признаком является обязательное наличие в организации сотрудников, которые обязаны и способны управлять своим собственным развитием. Вряд ли можно отнести это ко всем членам организации. Но также нелегко определить, сколько (или какой процент) членов организации должны обнаруживать подобные качества. Достаточно сказать, что эта особенность должна присутствовать.

Вторым признаком является существование приемов и методов, которые побуждают и подкрепляют взаимное обучение. Это относится к стимулированию и созданию условий для обучения групп и команд. Однако для построения обучающейся организации мало индивидуального и группового, или командного, обучения.

Третьим признаком является наличие необходимых методов и приемов, которые способствуют более широкому распространению обучения в организации. Ни один из этих признаков не будет ни возможным, ни достаточным без соответствующей организационной культуры.

Четвертым признаком является управленческий стиль, которому свойственны экспериментирование, риск, увлеченность работой и независимость сотрудников всех уровней.

                 Организация, которая порождает зависимость, контроль и конформизм, не будет укладываться в концепцию обучающейся организации. Поэтому

последний признак — соответствующая организационная культура — является, может быть, самым важным.

Все эти сведения необходимо учитывать для организации работы в дошкольном образовательном учреждении, учитывая при этом специфику и основные принципы педагогики.

  1. Педагогика.

Уходит в прошлое официально осуществляемая многие годы в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. В соответствии с этим меняется, и позиция ОУ в работе с семьёй. Каждое образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольных групп – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

Преимущества нового взгляда на взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ОУ и семье.

По этому поводу ещё Н.К.Крупская в своих «Педагогических сочинениях» писала: «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада». Существенной стороной взаимодействия с семьей, неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что дошкольное учреждение служит «организующим центром» и «влияет …на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие ОУ и семьи по воспитанию детей. «…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила». Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.

  1. Особенности организации взаимодействия ОУ с семьями воспитанников.

При организации совместной работы дошкольных групп образовательного учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать основные принципы:

  1. открытость дошкольного образования для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
  2. сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  3. создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
  4. диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.

Главная цель педагогов дошкольных групп – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:

  1. развитие интересов и потребностей ребенка;
  2. распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
  3. поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
  4. выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
  5. понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

  1. воспитание уважения к детству и родительству;
  2. взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
  3. повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-

педагогической компетентности родителей;

  1. оказание практической и теоретической помощи родителям

воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;

  1. использование с родителями различных форм сотрудничества и

совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.

Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ОУ и семьей, являются следующие:

  1. изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их

образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;

  1. открытость дошкольных групп ОУ семье;
  2. ориентация педагога на работу с детьми и родителями.

Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.

  1. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение

экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ОУ. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а дошкольные группы рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.

  1. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных

отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.

  1. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и

правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.

  1. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На

этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.

  1. Совместное с взрослыми исследование и формирование личности

ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.

  1. Формы сотрудничества с родителями.

Все формы с родителями подразделяются на:

  1. коллективные (массовые);
  2. индивидуальные;
  3. наглядно-информационные;
  4. традиционные;
  5. нетрадиционные.

Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.

Наглядно-информационные -  играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.

Традиционные формы – это устойчивые формы работы педагогов дошкольных групп с семьей. Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях:

  1. внутри дошкольных групп проводится работа с родителями воспитанников данного ОУ;
  2. работа с родителями за пределами ОУ. Ее цель – охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети дошкольные группы или нет.

Нетрадиционные формы направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к ОУ. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Основными направлениями являются формы:

  1. Информационно-аналитические:

- проведение опросов;

- «почтовый ящик».

  1. Познавательные:

- проведение собраний, консультаций по выбранной теме;

- мини-собрания;

- семинары-практикумы;

- педагогическая библиотека для родителей;

- исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.

  1. Досуговые:

- совместные досуги и праздники;

- выставки работ родителей и детей;

- практикумы.

  1. Наглядно-информационные:

- информационные листки для родителей;

- журналы и газеты;

- дни открытых дверей;

- открытые просмотры занятий;

- родительские уголки и др.

        

  1. Описание схемы проблемного участка информационных потоков дошкольных групп образовательного учреждения.

        Все информационные потоки проблемного участка можно разделить на три большие группы:

  1. Коллективная работа с родителями (законными представителями) воспитанников:

- общая родительская встреча дошкольных групп ОУ;

- родительские встречи по возрастным группам;

- заседания родительского комитета дошкольных групп ОУ.

  1. Индивидуальная работа с родителями (законными представителями) воспитанников дошкольных групп ОУ.
  2. Мероприятия с участием родителей (законных представителей) воспитанников:

- праздники, спортивные мероприятия и др.;

- дни открытых дверей ОУ.

        За основу в достижении целей Программы мы берем необходимость в «единстве подходов к воспитанию детей в условиях дошкольных групп образовательного учреждения и семьи». Чтобы достичь единства необходимо, чтобы ОУ стало открытой для родителей системой, включающей «открытость внутрь» и «открытость наружу».

Главной задачей для себя, как старшего воспитателя дошкольных групп, считаю создание положительного эмоционального настроя педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.

        «Открытость ОУ внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс ОУ. Полная информированность о планах и мероприятиях, проводимых в дошкольных группах ОУ и др.

        «Открытость ОУ наружу» - это открытость ОУ влияниям микросоциума, своего микрорайона, готовность сотрудничать с родителями и другими социальными институтами и др. Владение информацией о происходящих событиях района, города и участие в них с привлечением родителей.

2.1.Формы сотрудничества взаимодействия ОУ с родителями (законными представителями) воспитанников.

Как в любом образовательном учреждении, у нас сложились привычные формы общения с родителями детей, посещающих наши дошкольные группы:

  1. Информационно-аналитические.
  2. Наглядно-информационные, информационно-ознакомительные, информационно-просветительские.
  3. Познавательные.
  4. Коллективные.
  5. Индивидуальные.

На каждой из этих форм необходимо остановиться более подробно в разрезе работы дошкольных групп.

Информационно-аналитические формы организации работы ОУ с родителями.

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях ОУ, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Анкетирование – это один из самых распространенных методов диагностики, который используется работниками ОУ с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка. В нашем учреждении  этот метод широко применяется:

- Анкета № 1 (Приложение № 4);

- Анкета № 2 (Приложение № 5);

- Анкета № 3 (Приложение № 6).

Получив реальную картину, на основе собранных данных, педагогом определяется и вырабатывается тактика общения с каждым родителем и ребёнком. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

На основе анкетных данным можно разработать критерии  «включенности» родителей в образовательный процесс. Он может отражать количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск плакатов, газет; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса. А так же качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволяет выделить три группы родителей.

Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители – критические наблюдатели.  Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

Всё это помогает воспитателю найти дифференцированный подход к родителям во время проведения совместных мероприятий.

2.2. Письменные формы взаимодействия ОУ с родителями.

Новое в практике работы дошкольных групп с семьёй это использование письменных форм общения с родителями. Эта форма очень удобна, когда нехватка времени или сложности с графиком работы родителей мешают мне или воспитателям встретиться с ними лично. Но злоупотреблять такими формами общения не стоит. Ведь они (брошюра, пособие, бюллетень, отчёт) более приемлемы для организации работы с родителями в рамках всего ОУ.

Брошюры.  Брошюры помогают родителям узнать об ОУ. Брошюры могут описать концепцию образовательного процесса и дать общую информацию о нем.

Пособия. Пособия содержат подробную информацию о дошкольных группах. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.

Бюллетень. Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.

Неформальные записки. Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать педагогам дошкольных групп записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.

Доска объявлений. Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о событиях в группе и ОУ в целом.

Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с воспитателями.

Отчеты. Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.

Необходимо в ближайшее время добавить к этим способам ещё информационные технологии:

- SMS - рассылки;

- Internet – рассылки;

- совместное общение на он-лайн форумах;

- участие в профессиональных сообществах и др.

2.3. Наглядно-информационные, информационно-ознакомительные, информационно-просветительские формы взаимодействия ОУ с родителями.

Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольных групп ОУ, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

В их использовании необходимо соблюдать принцип целенаправленности и принцип систематичности. Главная задача данных форм работы - познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей в дошкольных группах ОУ и способствовать преодолению поверхностного суждения о роли дошкольного образования, оказывать практическую помощь семье.

Но необходимо отметить, что отношение педагогов к традиционным методам наглядной пропаганды на современном этапе развития взаимоотношений педагога и родителей неоднозначно. Ряд воспитателей убеждены, что наглядные формы общения с родителями неэффективны в современных условиях. Они объясняют это тем, что родители не интересуются материалами, размещенными на стендах, папках-передвижках. А педагоги часто стремятся подменить непосредственное общение с родителями информационными объявлениями, статьями из газет и журналов. По мнению других воспитателей, наглядные формы общения способны выполнять задачи ознакомления родителей с методами и приемами воспитания, оказывать им помощь в решении возникающих проблем. При этом педагогу необходимо выступать в качестве квалифицированного советника, который может подсказать нужный материал, обсудить вместе с родителями возникшую трудность.

Рассмотрим группу традиционных информационно-ознакомительных форм, которые всегда использовались в дошкольных группах ОУ.

Уголок для родителей. Невозможно представить дошкольную группу без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. В нем размещается полезная для родителей и детей информация: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей.

Главное - содержание родительского уголка должно быть кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию. Ещё очень важно не только наполнить уголок самой свежей и полезной информацией, но и сделать его красочным и привлекающим внимание. Для этого необходимо:

Выставки, вернисажи детских работ. Их цель - демонстрация родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы (рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т.д.).

Информационные листы. Они могут нести в себе следующую информацию:

  • информацию о дополнительных занятиях;
  • объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;
  • просьбы о посильной помощи;
  • благодарность добровольным помощникам и т.д.

Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) по выполнению каких-либо действий. 

Папки–передвижки. Формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши дети не болели», «Времена года», «Советы психолога» и др.

  1. Познавательные формы взаимодействия ОУ с родителями.

                 Доминирующую роль среди форм общения с родителями по сей день продолжают играть познавательные формы организации их взаимоотношений. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.

По-прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные коллективные формы общения:

Общая родительская встреча в ОУ. Его цель - координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанниковНа общих родительских встречах обсуждаются проблемы воспитания детей. Любая родительская встреча требует от педагогов тщательной предварительной подготовки.

Педагогический совет с участием родителей. Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.

Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителейЧасть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в дошкольных группах они могут получить поддержку и совет. Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. Как показал наш опыт проведения «заочной» консультации, родители задавали разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух.

                     Групповые встречи родителей — это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания

детей определенного возраста в условиях дошкольных групп и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).

Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3—5 дней. В объявлении можно поместить небольшие задания для родителей. Задания обусловлены темой предстоящего собрания. Как показывает опыт, родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их подготовке принимали участие дети.

 «Круглый стол». В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания.

Родительский совет (комитет) группы. Родительский совет – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности; участвовать в организации и проведении совместных мероприятий. Как правило, в члены родительского совета выбирают родителей с активной жизненной позицией, которые заинтересованы в улучшении пребывания детей в ОУ.

Открытые занятия с детьми в ОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.

Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы можно рассматривать и как нетрадиционные.

«Дни открытых дверей». В настоящее время они приобретают широкое распространение. Однако сегодня можно говорить о данной форме общения педагогов и родителей как нетрадиционной, в связи с изменением принципов взаимодействия педагогов и родителей. По мнению исследователей, ОУ способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при условии, что оно является открытой системой. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас ОУ стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры), имеют возможность свободно посетить ОУ; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в дошкольных группах, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.

Индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.

2.5.Досуговые формы взаимодействия ОУ с родителями.

               Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Такие формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия, а установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.

Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). К данной группе форм относится проведение педагогами дошкольных групп традиционных совместных праздников и досугов. Такие мероприятия помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они могут выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории и т.д.

Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений).

                Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.

Заключение.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия ОУ и семьи.

В практике же современных ОУ зачастую используются стандартные формы работы: родительские собрания, родительские комитеты, выставки, реже конференции, Дни открытых дверей, которые проводятся нерегулярно, а тема не всегда совпадает с содержанием. В Днях открытых дверей мало родителей принимают участие.

Это происходит по нескольким причинам:

-  нежелание что-то менять;

-  устойчивые штампы в работе;

-  большая затрата времени на подготовку и т.д.

- неумение поставить конкретные задачи, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать методы;

- при выборе методов и форм сотрудничества не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей;

-  довольно часто особенно молодые воспитатели используют лишь коллективные формы работы с семьей;

-  недостаточное знание специфики семейного воспитания;

 - неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей;

- неумение планировать совместную работу с детьми и родителями;

- у отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения.

Изложенный выше практический материал из опыта работы, необходим, чтобы две системы (ОУ и семья) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка.

И если описанная выше работа с родителями и её анализ будут проводиться в системе и не «на бумаге», то постепенно даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ОУ, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.

Список литературы.

  1. ГОСТ 53894-2010. Менеджмент знаний. Термины и определения.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании».-М.: ТЦ Сфера, 2006.- 46с.
  3. Гринберг А.С., Король И.А. Информационный менеджмент: Учеб. пособие для ВУЗов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 415с. (Серия «Профессиональный учебник: Информатика»).
  4. Костров А.В. Основы информационного менеджмента. Москва, Финансы и статистика, 2001. - 336с.
  5. Кригер Л.А. Управление знаниями: учебное пособие.- Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. - 126с.
  6. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями.  Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002. - 114с.
  7. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ.

Методический аспект. М.: Творческий центр «Сфера», 2008. - 89с.

  1.  Как    оформить уголок для родителей в детском саду.

[Электронный ресурс]// http://www.kakprosto.ru/kak-33939-kak-oformit-ugolok-dlya-roditeley-v-detskom-sadu

  1. Оформляем родительский уголок: новые формы и подходы [Электронный ресурс]// http://dob.1september.ru/articlef.php?ID=200700502
  2. Современные формы работы с родителями [Электронный ресурс]// http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/112-sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolnom-uchrezhdenii
  3. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ.  О.В. Солодянкина, М.: «Аркти», 2005. -221с.
  4.  Гуров В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей.М.: Педагогическое общество России, 2003.-160с.
  5.  Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника.  М.: ТЦ Сфера, 2008.-96с.
  6.  Колодяжная Т.П., Колодяжная Р.М. и др. Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума. М.: Ростов-на-Дону, 2002. - 119с.
  7.  Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей./ Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др.- М.: Просвещение, 2005. – 190с.
  8.  Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект/ О.Л. Зверева, Т.В. Кротова.- М.: Сфера, 2005. – 80с.
  9.  Меренков А.В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе / А.В. Меренков. – Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2005. – 143с.
  10.  Детский сад – семья: аспекты взаимодействия: практ. пособие/Авт.-сост. С.В. Глебова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 111с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, как средства облегчающего адаптацию при поступлении детей в дошкольное учреждение посредством внедрения проектной деятельности

Современное дошкольное образование предполагает создание новых альтернативных форм работы с детьми дошкольного возраста.Неоспоримо,  что ранний возраст от одного года до трех лет требует наибольш...

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...

Отчет по теме самообразования «Взаимодействие педагога – психолога образовательного учреждения с семьями воспитанников»

Семья для ребенка - это источник общественного опыта, здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение....

Открытый Кубок Москвы по игре в городки среди команд обучающихся дошкольных групп образовательных учреждений 24.04.2021 год

Целью проведения является:вовлечение обучающихся в систематические занятия по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности;снижение уровня асоциального поведения подростков;р...

Проект взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников «Детский сад и семья – шаги навстречу»

Цель проекта - педагогическое сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения посредством инновационных форм работы с семьями воспитанников...