Опыт работы на тему: Формирование опыта гуманитарной экспертизы качества психолого-педагогических условий дошкольного образования
методическая разработка
2.1. Введение. Актуальность
Актуальность исследования. «Качество дошкольного образования – это качество жизни ребенка», - писал В.И. Слободчиков. Эта мысль сейчас актуальна, как никогда. Вопрос о качестве дошкольного образования можно назвать дискуссионным, а проблему его определения - не решенной до настоящеговремени. Большинство исследователей и практиков рассматривают качестводошкольного образования на уровне житейского понятия, в общеупотребимомзначении как полезность и добротность объекта. Однако для настоящеговремени актуально появление новых требований к данной категории. Впсихолого-педагогическом аспекте – это ориентация главным образом на развитие личностных качеств ребенка, а также его психическое и физическое развитие, развитие игровой и познавательной активности, отражающей освоенный опыт ребенка.
Каждое образовательное учреждение обязано создать условия для проявления таких качеств, как: инициативность, жизнерадостность, любопытство и стремление узнавать новое. Правильно организованная образовательная среда стимулирует развитие уверенности в себе, оптимистического отношения к жизни, дает право на ошибку, формирует познавательные интересы, поощряет готовность к сотрудничеству и поддержку другого в трудной ситуации, то есть обеспечивает успешную социализацию ребенка и становление его личности.
На сегодняшний день, в условиях современных тенденций развития современного общества, вопрос оценки качества стоит остро во всех сферах услуг, в том числе в образовании. Оценка качества встречается нами на каждом шагу и регулирует отношения: заказчик-исполнитель более эффективно и целенаправленно. Дошкольное образование в этом не отстает.
Сегодня заказчиками образовательных услуг являются государство и родитель, таким образом, дошкольная организация должна отвечать определенным требованиям, для реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – главного документа, регулирующего его деятельность. Требования предъявляются ко всему образовательному процессу, в том числе условиям и кадровому обеспечению.
Согласно профессиональному стандарту «Педагог», педагогические работники, реализующие основные образовательные программы дошкольного образования, должны обладать определёнными знаниями в области дошкольного образования. Также, стандарт предъявляет требования к выполнению целого ряда трудовых действий, обладанию набора знаний и умений. Рассмотрев этот перечень, мы выделили следующие, наиболее значимые в рамках нашего исследования:
1. Систематический анализ подходов к обучению;
2. Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации;
3. Анализ образовательной работы в различных возрастных группах;
4. Участие в планировании и корректировке образовательных задач;
5. Умение проводить мониторинг освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования.
Из этого следует, что для того чтобы педагогу разработать траекторию развития образовательной среды, необходимо грамотно оценить возможности организации и условия, созданные ею.
Вся мониторинговая деятельность педагога сужается до возможности оценить уровень освоения детьми основной образовательной программы в соответствии с тем диагностическим материалом, который заложен в этой программе. Но для того, чтобы быть полноценным участником развивающейся организации этого безусловно мало.
Каждое групповое помещение детского сада, а также другие помещения и территория, несущие образовательную функцию, являются мощным стимулятором детского развития, становления личности ребенка, отсюда следует, что все окружающее должно соответствовать возрастным особенностям и психологическим характеристикам детей.
Как оценить степень соответствия требованиям федерального государственного образовательного стандарта условий, зависящих от компетентного подхода педагогов.
На сегодняшний день каждая дошкольная образовательная организация проводит самообследование один раз в календарный год, в котором оцениваются все условия реализации основной образовательной программы: психолого-педагогические, развивающая предметно-пространственная среда, кадровые, материально-технические, финансовые. Вся информация собирается рабочей группой по составлению отчета. Все условия подвергаются оценке, согласно требованиям законодательства Российской Федерации, а также в соответствии с внутренней системой оценки качества образования конкретной образовательной организации.
Оценку развивающей предметно-пространственной среды и психолого-педагогических условий, как правило, доверяют проводить воспитателям групп, которые подают отчеты в виде сводных таблиц и кратких аналитических справок. Но для составления объективной оценки необходимыми условиями оценки должны быть системность, последовательность и наличие группы компетентных экспертов.
Потребность в экспертизе, позволяющей направить усилия всех участников образовательного процесса отслеживать условия, которые способствуют целостному развитию личности, возросла в связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов. Выдвигаемые требования влекут за собой изменение принципов в образовательной системе, а значит и подходов к обучению детей. Все это способствует изменению условий, создаваемых в рамках реализации стандартов, а значит качественные показатели должны изменяться.
По мнению С.Л. Братченко, готовность к образовательной экспертизе можно рассматривать как показатель степени зрелости преподавателей (и педагогических систем) любого уровня, т.е. их способности честно и по существу взглянуть на собственную деятельность, чтобы понять реальный способ своего педагогического бытия, его человеческий смысл и на основе этого осознания найти более адекватные и эффективные пути собственного совершенствования и развития, выйти на уровень «зрелого отношения к жизни»(С.Л. Братченко). Педагог в этом случае выступает в качестве носителя «экспертного мышления» (Г.Л. Тульчинский), проявляющегося в способности к обобщениям, конкретизациям и уточнениям, ответственным заключениям и выводам в более широком, чем традиционно, контексте.
Экспертиза является своего рода рефлексией педагога собственной деятельности, основанной на опыте и познании в области педагогики и психологии детского развития и дающая понимание в трех направлениях – педагогическая деятельность, педагогическое знание и педагогическое общение.
Применима ли экспертиза в дошкольном образовании? Имеется ли достаточным уровень готовности педагогов к проведению комплексной гуманитарной экспертизы?
В экспертизе главное следует определить наличие динамики, то есть изменения качественных и количественных показателей, происходит ли изменение содержания образования, появляются ли новые способы взаимодействия между участниками образовательного процесса, управленческие преобразования. Основное назначение экспертизы в образовании заключается в оказании помощи и поддержки коллективам образовательных учреждений в осуществлении тех или иных изменений и управления ими, как на этапе формирования замысла (проектирования), так и его реализации.
В настоящее время в дошкольном образовании актуален вопрос поиска наиболее объективного инструментария для оценки качества образования. Однако, несмотря на существующие методики, утвержденной единой системы нет. Педагогам предлагается проводить оценку в рамках самообследования и аккредитации, но нет рекомендаций по проведению экспертизы с целью самоанализа собственной деятельности и улучшения качества дошкольного образования. Также опыт педагогов в использовании предлагаемого инструментария экспертизы недостаточно сформирован, а у большинства имеются только поверхностные представления о данном направлении.
2.2. Цель, задачи.
В связи с темой моей работы «Формирование опыта гуманитраной экспертизы качества психолого-педагогических условий дошкольного образования у педагогов ДОУ», мной были сформулированы следующие цели и задачи.
Цель исследования: выявление, теоретическое обоснование и практическая реализация педагогических условий, способствующих формированию у педагогов воспитателей ДОО опыта гуманитарной экспертизы качества психолого-педагогических условий дошкольного образования в группе детского сада, принимаемых решений и результатов педагогической деятельности.
Объект исследования: гуманитарная экспертиза качества реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Предмет исследования: готовность педагогов к процедуре гуманитарной экспертизы качества реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Задачи исследования:
- Обосновать необходимость формирования опыта гуманитарной экспертизы качества психолого-педагогических условий дошкольного образования в группе детского сада у педагогов ДОО
- Определить деятельностный критерий и показатели сформированности у педагогов ДОО опыта гуманитарной экспертизы качества психолого-педагогических условий дошкольного образования
- Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность и результативность применения концептуальной модели формирования опыта гуманитарной экспертизы у педагогов ДОО на основе технологии обучения методом кейсов.
2.3.Методологическая основа
Об актуальности проблемы экспертизы в образовании свидетельствуют многие теоретические исследования, где экспертная деятельность рассматривается в различных аспектах:
- философские и методологические основания представлены в работах Н. Г. Алексеева, О. С. Анисимова, С. Г. Баронене, Г. Н. Прозументовой, А. Н. Тубельского и др.;
- отдельные компоненты и ее составляющие явились предметом исследования Д. А. Иванова, В. И. Панова, В. С. Черепанова и др.;
- вопросы научно-методического обеспечения рассмотрены в публикациях И. И. Дранниковой, Е. М. Стачевой, Е. С. Усовой, В. А. Левина и др.
Обобщение мнений разных авторов о функциях экспертизы в образовательной сфере позволяет назвать её механизмом управления развитием образования (О. С. Анисимов, Д. В. Галкин, Е. Г. Матвиевская, Г. Н. Мотова, А. И Субетто и др.).
А. Г. Асмолов, С. Л. Братченко, А. Кац и др. особое внимание обращают на обеспечение гуманистического характера процесса экспертизы.
Экспертиза, в отличие от инспектирования, как и вообще гуманитарное управление, базируется на субъект-субъектном взаимодействии экспертов и участников образовательного процесса. Поэтому экспертиза осуществляет поддержку человека в переходе от одних форм существования к другим, то есть помогает исследовать и переосмысливать свой собственный практический опыт, строить свою деятельность в соответствии с реальной ситуацией. Эти факты нашли отражение в трудах С. Л. Братченко, Л. С. Выготского, Б. Д. Эльконина и др.
Гуманитарная экспертиза – это исследование возможного воздействия события или феномена на жизнь людей, их физическое и психологическое состояние, на социальные отношения, систему ценностей, а также исследование влияния культурных особенностей, разнообразных социальных факторов на осуществление задуманных проектов.
Гуманитарная экспертиза – это личное экзистенциальное предприятие, отличающееся свободой и ответственностью, рискованностью и непредсказуемостью. (Д.А. Леонтьев)
Гуманитарная экспертиза в образовании – это определение состояния образовательной среды с точки зрения возможностей самоопределения участников образовательного процесса. А целью экспертного анализа в этом случае является соотнесение педагогической реальности с выявленными ценностями субъектов образовательного процесса и заключение о возможностях реализации и последствиях данного проекта. (М.М. Князева)
Гуманитарная экспертиза образования – «это особый, гуманитарный по своей методологии и гуманистический по своим ценностям способ познания педагогической реальности с целью выявления и осмысления гуманитарно-гуманистических аспектов («человеческого измерения») конкретных образовательных ситуаций, а также способ поиска и актуализации потенциалов их реальной гуманизации» [7].
Обобщая все вышеизложенное можно выделить следующие признаки данного педагогического явления:
- Гуманитарная экспертиза - это исследование (М.В. Рон); предприятие (Д.А. Леонтьев);определение состояния (М.М. Князева);это способ познания (С.Л. Братченко).
В рамках нашего исследования, следуя логике содержания гуманитарной методологии, мы склонны категорию гуманитарной экспертизы в образовании интерпретировать как исследование состояния образовательной среды, имеющеегуманитарный по своей методологии и гуманистический по своим ценностям способ познания педагогической реальности.
Образовательная среда дошкольной организации– это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в дошкольном учреждении, состояние его физического ипсихического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а такжевзаимодействие все участников образовательного процесса в ДОУ[12].
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования основная образовательная программа должна отражать такие аспекты образовательной среды как:
1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
2) характер взаимодействия со взрослыми;
3) характер взаимодействия с другими детьми;
4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
Нормативно-правовое и организационно-правовое обеспечение гуманитарной экспертизы складывается из ряда необходимых условий. Это прежде всего:
- определение статуса компетентных экспертов, имеющих право проводить гуманитарную экспертизу (в ДОО это могут быть заместитель заведующего по ВМР, педагог-психолог, заведующий);
- формирование круга потенциальных заказчиков (рынка востребованности) гуманитарной экспертизы (заказчиками гуманитарной экспертизы в ДОО могут выступать педагоги ДОО, родители);
- принятие правовых и нормативных актов, вводящих в институт гуманитарной экспертизы и регулирующих ее реализацию;
- информационное продвижение гуманитарной экспертизы в общественном сознании (результат гуманитарной экспертизы должен иметь отражение в программе развития ДОО).
Конкретные методы, используемые в гуманитарной экспертизе, могут быть самыми различными: контент- и интент-анализ, метод семантического дифференциала и информационно-целевой анализ, логический и психологический анализ и т.д. Поэтому главной особенностью ГЭ является ее комплексный и междисциплинарный характер, интегративно соотносящий и сводящий воедино психологические, этические, культурологические и философские аспекты. Центром, фокусом, стягивающим воедино эти аспекты, является личность, поскольку главная задача ГЭ — не просто соблюдение принципа "не навреди", а сохранение и обеспечение перспектив личностного развития, самоопределения как возможности ответственного выбора.
Основу гуманитарной экспертизы составляет гуманитарная рефлексия, задача которой — определить насколько условия рассматриваемого явления (проекта, реальной ситуации, перспектив развития и т.д.) способствуют сохранению и созданию ценностей, поддерживающих, а не разрушающих органическую соразмерность человека и мира[25].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает требования к следующим условиям в рамках реализации основной образовательной программы: к психолого-педагогическим условиям, к предметно-пространственной среде, к кадровым условиям, к материально-техническим условиям, а также к финансовым условиям реализации ООП ДО. Данные условия направлены решение следующих задач: охрану и укрепление здоровья детей; на создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциалакаждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и нормповедения в интересах человека, семьи, общества; формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образажизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности предпосылок учебной деятельности.
По выполняемой функции экспертизы делятся на монофункциональные и полифункциональные, которые в результате представляют целевую направленность экспертизы и в свою очередь подразделяются на: контрольные, оценочные, диагностические, прогнозные, конфликтные.
Для дошкольной организации целесообразны следующие виды гуманитарной экспертизы:
- Контрольная. Функция контроля выдвигается на первое место в экспертизах инновационных проектов, материалов и инновационной деятельности в гуманитарной экспертизе. Основой данного вида экспертиз являются законодательные акты, нормативные документы, Локальные акты учреждения, ФГОС ДО, регулирующие деятельность ДОУ. Экспертиза базируется на очень важном в развитии общества принципе — принципе ограничений.
- Оценочный вид гуманитарной экспертизы выступает как одно из важнейших направлений развития экспертного метода исследования. Методы экспертной оценки находят широкое применение при решении различных проблем. Они позволяют более четко представить основные цели, задачи и последствия их решения при оптимизации использования ресурсов и минимизации отрицательного воздействия.
- Диагностическая экспертиза. Элементы диагностических экспертиз (собственно диагноз определяющих условий) имеет место во всех видах экспертной деятельности. Как особый вид они широко распространены в педагогике.
В дошкольной организации наиболее применим оценочный вид гуманитарной экспертизы. При использовании системы оценок возможно отражение степени удовлетворенности экспертной комиссии оцениваемым критерием. Основные методы при этом – наблюдение и анализ документов (планы, проекты), в которых отражается настоящее образовательного процесса.
Наблюдение (прямая регистрация событий очевидцем) предназначено для описания события, происходящего в настоящий момент, отражает ситуативные показатели, но при этом планируется по заранее обдуманной процедуре. Полученная, в ходе наблюдения, информация, должна подвергаться обработке и поддаваться контролю на обоснованность.
Анализ документов отражает процессы происходящие в настоящее время, а также представляет картину того, что предшествовало этому процессу и что в перспективе предстоит увидеть.
Таким образом, мы делаем вывод, что применительно в дошкольной организации целесообразнее всего использовать именно эти два метода гуманитарной экспертизы, позволяющие в достаточной мере составить объективную оценку происходящему.
2.4. Теоретическое обоснование
Необходимость введения в практику опыта гуманитарной экспертизы в образовании является вынужденным веянием нового времени в связи с введением новых образовательных стандартов, в основе которых лежит гуманизация образования и построение образовательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода.
Прежде всего гуманитарная экспертиза направлена на оказание помощи и поддержки педагогам в процессе внедрение инноваций и в осуществлении изменений в уже устоявшейся системе [18], для поиска своего места на всех этапах изменений, а также своего отношения и готовности к этим изменениям.
По мнению С.Л.Братченко гуманитарная экспертиза должна дать ответ на такой фундаментальны вопрос: в какой мере в образовательной организации созданы условия для комфортного, эффективного и по-человечески полноценного существования и развития детей и взрослых.
В статье С.В.Беловой гуманитарная экспертиза рассматривается как рефлексивный анализ профессиональной деятельности педагога. Автор предлагает проводить экспертизу не только созданных условий: программ, кадрового обеспечения и т.д., но и отдельно взятого занятия, с целью выявления ориентации на человеческую сущность и ее комфортное развитие. Светлана Владимировна в статье описывает данные исследований, проводимых на базе Научно-исследовательского центра гуманитарных образовательных технологий Волгоградского государственного социально-педагогического университета, о педагогической готовности и знании в области гуманитарной экспертизы, которые подтверждают наши предположения об отсутствии представлений у педагогов что есть гуманитарная экспертиза образования.
В статье М.И.Лукьяновой гуманитарная экспертиза рассматривается как способ осознания педагогом профессионального бытия и характеристик образовательной системы. За основу своего исследования автор берет труды С.Л.Братченко и придерживается точки зрения, что гуманитарная экспертиза необходима для выявления влияния определенной педагогической практики на развитие и становление личности. В статье описывается сущность гуманитарности образования, которое ориентировано на самоопределение, самоактуализацию и самореализацию, формирование умения быть субъектом своей жизни.
По мнению автора, очень важным фактором самоопределения педагога в современном образовании, является осмысление гуманитарности образования. На этапе вхождения в профессию и перенаправления в связи с инновациями, педагогу сложно сориентироваться в выборе форм и способов реализации образовательных программ, поэтому в статье предлагается рассматривать гуманитарную экспертизу с точки зрения владения педагогом ее идеологией.
По мнению Маргариты Ивановны, гуманитарная экспертиза должна определить: уровень осознанности педагогом своей готовности к реализации личностно-ориентированного подхода в образовании; действительно ли осуществляется переход в педагогической деятельности от традиционной парадигмы к гуманитарной; а также, ведется ли поиск таких способов диагностики, которые описали бы объективно происходящее качественное изменение в развитии личности под влиянием личностно-ориентированной педагогической деятельностью[25].
Обе статьи отражают важность пересмотра подходов в организации анализа педагогического процесса, а именно необходимость введения гуманитарной экспертизы в современное образование, с целью улучшения качества предоставляемых образовательных услуг и ориентации на личностные качества ребенка и педагога.
Анализируя представленный опыт в области гуманитарной экспертизы можно сделать выводы, что важными составляющими данного феномена являются: готовность руководствоваться гуманитарными ценностями образования, представления о методе гуманитарной экспертизы, владение экспертной деятельностью, прогнозирование перспектив развития условий образования детей в образовательном пространстве организации, способность осуществлять комплексную экспертизу качества образования.
Рассмотрим более подробно вышеперечисленные компоненты. Под готовностью руководствоваться гуманитарными ценностями образования подразумевается ориентация в принципах и подходах современной системы образования, заложенных в федеральных государственных образовательных стандартах. Нас более всего интересует готовность педагогов дошкольного образования к данным принципам, а именно полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства, субъект-субъектные отношения педагога с воспитанником, поддержка детской инициативы, сотрудничество с семьями воспитанников, учет особенностей и возможностей детей, приобщение к различным видам деятельности с учетом желания и предпочтения детей. Педагогу важно выстраивать образовательный процесс, используя методы и формы, адекватные возрасту детей, основываясь на полученный ими опыт. Принятие гуманитарных принципов образования педагогом является основой его профессионального становления и развития.
Представления педагогов о методе гуманитарной экспертизы важная составляющая в формировании опыта гуманитарной экспертизы. Знания в этой области могут свидетельствовать об уровне компетентности педагогов в процессе анализа собственной деятельности и функциональности образовательной организации в целом. Потребность в расширении знаний педагогов о методе гуманитарной экспертизы подтверждает тот факт, что реализуя современные подходы в образовании, педагог нуждается в оценке собственной деятельности, а значит способен мыслить критически, работая на перспективу развития.
Владение экспертной деятельностью подтверждает знания педагога в тенденциях современного образования, его представления об историческом прошлом образовательных систем и ориентацию на будущие достижения.
Прогнозирование перспектив развития условий образования детей в образовательном пространстве организации – это умение создавать условия для самостоятельного развития личности ребенка, формирование поисковых видов деятельности, творческой активности и инициативности. В группе детского сада это условия, созданные воспитателем, отраженные в центрах детской активности: центр художественной литературы, музыкальной деятельности, сюжетно-ролевой игры и другие. Умение педагога ДОО мыслить прогностически в направлении организации развивающей предметно-пространственной среды – успех детского развития.
Способность осуществлять комплексную экспертизу качества образования может являться рефлексивной оценкой собственной деятельности, но главным образом, это является важным компонентом в процедуре гуманитарной экспертизы созданных условий в образовательной организации. В ДОО оценку деятельности осуществляет как сам педагог, так и представители администрации: заместители заведующей, старшие воспитатели. Умение объективно оценить окружающую действительность образовательной организации свидетельствует о высоком уровне знаний педагога в системе дошкольного образования.
Экспертиза в дошкольной образовательной организации может проводиться по всем условиям в целом и по каждому в отдельности. Нас интересуют психолого-педагогические условия дошкольной образовательной организации.
Интересным и объективным на наш взгляд продуктивным способом оценки качества образовательного процесса, являются шкалы ECERS-R для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. Данная процедура широко используется зарубежными образовательными организациями и хорошо зарекомендовала себя.
В условиях введения ФГОС ДО важно помнить, что оценивание условий лежит во главе угла. Каждая процедура экспертизы или проверки отвечает определенным требованиям и не должна выходить за рамки законодательства Российской Федерации.
В условиях вариативности программ стало гораздо труднее отследить степень соответствия образовательного процесса стандарту.
В основе процедуры оценки с использованием шкал ECERS-R лежит структурированное наблюдение, опирающееся на листы оценивания[43]. Шкалы охватывают все основные элементы образовательной среды: образовательное содержание, предметно-пространственную среду и образовательный процесс, которые и являются психолого-педагогическими условиями дошкольного образования.
Очень важная составляющая, лежащая в основе показателей и индикаторов шкалы ECERS-R – это взаимодействие всех участников образовательных отношений. Степень погруженности родителей и педагогов в жизнь ребенка невозможно отследить по одной ситуации, это должно отражаться в системе.
Шкалы ECERS-R предлагают оценку качества созданных условий с позиции ребенка, выдвигая на первый план доступность получения образования и возможность развиваться полноценно.
В состав ECERS-R входят 7 подшкал: 1) предметно-пространственная среда; 2) присмотр и уход за детьми; 3) речь и мышление; 4) виды активности; 5) взаимодействие; 6) структурирование программы; 7) родители и персонал. Каждый из которых состоит из показателей, всего их 43, наполненных индикаторами. Для более точной оценки практически каждый индикатор сопровождается пояснением и дает тем самым более конкретное представление о том, что и как должно оцениваться.
Оценка по шкалам ECERS-R рекомендована как комплексная оценка качества образовательной деятельности организации и применима в качестве универсального инструмента, который может быть использован при любой модели управления дошкольной образовательной организацией[43].
Таким образом данная методика оценки качества образования является безусловно интересным инструментом обследования образовательной среды, особенно отмечая тот факт, что она применима во многих странах. Но отмечаются и минусы в использовании шкал ECERS-R – это безусловно большая трудоемкость. В зависимости от уровня профессионализма и подготовленности эксперта, данная процедура занимает не менее 5-6-ти часов, а иногда может продолжаться не один день. Поэтому, чтобы оценить условия дошкольной образовательной организации, где количество групп более семи, достаточно сложно и долгосрочно. Отсюда и вывод что данная процедура применима не более одного раза в год и может быть использована только специально подготовленными людьми.
Е.Г. Юдина описывает в своих трудах методику оценивания в зарубежных образовательных организациях – CLASS, разработанную американским деятелем Робертом Пиантой.
Очень важная составляющая, лежащая в основе методики CLASS – это взаимодействие участников образовательных отношений, а именно взрослого с ребенком и взрослыми с группой детей. Методика выстроена на основе наблюдения по конкретно заданным правилам и она не допускает проведение процедуры необученными людьми.
Методика состоит из трех суб-шкал (эмоциональная поддержка; организация группы детей; поддержка с помощью инструкций), каждая из которых направлена на оценку компонента взаимодействия педагога и ребенка, что очень точно соответствует идеологии ФГОС ДО, так как результаты детского развития не рассматриваются как показатель качества дошкольного образования, показателем является именно организация взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Данная модель оценки качества образования может быть использована педагогами ДОО с целью совершенствования педагогического мастерства, но она требует предварительной и основательной подготовки.
Также Е.Г.Юдиной была разработана система оценивания образовательного пространства ДОО по пяти образовательным областям, заложенным в ФГОС ДО. Такая система тоже возможна и не нуждается в предварительной подготовке экспертов, но все же она отражает ситуацию «здесь и сейчас», не оценивая предварительную работу педагога и умение его переориентироваться.
Представленные выше методики оценки качества могут быть положены в основу разработки процедуры гуманитарной экспертизы качества психолого-педагогических условий дошкольного образования и оказать помощь в формировании опыта гуманитарной экспертизы у педагогов.
3.1. План работы с педагогами
Этапы | Формы работы | Планируемый результат |
Информационный | Заочная консультация «ECERS-R в оценке качества российского дошкольного образования: валидность, надежность, достоверность». Цель: расширение представлений педагогов о методике оценивания качества ДО по шкалам ECERS-R | Педагог владеет теоретическими знаниями в направлении оценки качества ДОс использованием шкал ECERS-R |
Онлайн-семинар «Шкала ECERS-R: общие подходы к оценке качества ДО». (ведущий -к.п.н. О.А.Шиян) | Педагог имеет представление о способах проведения ГЭ в ДОО с использованием шкал ECERS-R | |
Семинар «Гуманитарная экспертиза в ДОО». Цель: формирование представлений у педагогов ДОУ о возможностях и целевом назначении ГЭ в ДОО | Педагог имеет представление методе ГЭ в ДОО, способен сформулировать цель и выделить основные направления | |
Интерактивная консультация «Рекомендации по использованию шкалы ECERS-R». Цель: формирование компетентности педагогов в направлении гуманитарной экспертизы качества ДОс использованием шкалы ECERS-R | Педагог имеет представление об оценке качества созданных условий в группе с использованием шкал ECERS-R, способен организовать анализ условий | |
Круглый стол «Как организовать пространство в группе». Цель: обменяться опытом по созданию комфортной образовательной среды в группе с учетом критериев оценки. | Педагог имеет свою позицию об организации РППС группы, отвечающей всем требованиям и рекомендациям | |
Интерактивная консультация «Рекомендации по использованию шкалы ECERS-R». Цель: формирование компетентности педагогов в направлении гуманитарной экспертизы качества ДОс использованием шкалы ECERS-R | Педагог способен осуществлять оценку качества созданных условий в группе с использованием шкал ECERS-R | |
Практико-ориентированный | Семинар-практикум «Моделирование РППС в соответствии с индикаторами по шкалам ECERS-R». Цель: формирование умения проектировать РППС с учетом возрастных особенностей детей, требований и возможностей ДОО | Педагог владеет навыком организации РППС с учетом индикаторов шкал ECERS-R, готов поделиться опытом |
Решение кейс-задач «Метод гуманитарной экспертизы, как средство педагогического самоанализа» | Педагог анализирует проблему, находит пути решения, вступает в дискуссию | |
Анализ результатов экспертизы и профессиональная рефлексия образовательной среды группы. | Педагог способен провести анализ РППС, используя шкалы ECERS-R. Проводит рефлексию по использованию данного инструментария | |
Проведение пробного анализа РППС по шкалам ECERS-R с использованием видеоматериалов | Педагог способен проанализировать центры детской активности, следуя логики оценки по шкалам ECERS-R | |
Результативный | Мастер-класс «Психолого-педагогическое проектирование образовательного пространства группы на основе результатов экспертизы». Цель: обогащение опыта педагогов в направлении ГЭ, как качественного инструментария оценки собственной деятельности. | Педагог способен продемонстрировать умение использовать результаты ГЭ в качестве ориентира по организации РППС группы |
Конкурс с презентацией для педагогов «Центры детской активности в соответствии с показателями шкал ECERS-R». Цель: создание РППС в группах ДОО самими педагогами, отвечающей современным требованиям | Педагог способен организовать 3 и более центра детской активности в соответствии с индикаторами шкал ECERS-R | |
Составление письменных рекомендаций по организации комплексной ГЭ качества ППУ в ДОО с использованием шкал ECERS-R. Цель: выяснить уровень сформированности всех компонентов опыта ГЭ. | Педагог способен составить письменные рекомендации педагогам по использованию ГЭ, делая упор на наиболее существенные моменты. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы | 891.89 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Формирование представлений о декоративно – прикладном искусстве у детей дошкольного возраста посредством реализации проекта современного детского костюма с фольклорным колоритом "
Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должны найти большее отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда о...
Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"
Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....
Обобщенный опыт работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРИРОДНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ»
В данной работе разработаны планирование и конспекты деятельности на прогулке с детьми младшего дошкольного возраста. Эта работа может оказать методическую помощь воспитателям при организации на...
Педагогический опыт работы по теме «Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания»
Логика природы самая доступная и наглядная для ребенка....
Опыт работы на тему: "Формирование мотивации к разным видам деятельности у детей дошкольного возраста средствами личностно-ориентированного подхода"
Презентация материала по теме: "Формирование мотивации к разным видам деятельности у детей дошкольного возраста средствами личностно-ориентированного подхода"...