Работа с семьей по профилактике семейного неблагополучия
статья
Работа с семьями воспитанников по раннему выявлению неблагополучия, профилактические мероприятия, направленные на предупреждение правовнарушений, оказание необходимой социально-психолого-педагогической посощи семье и детям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ranneee_vyyavlenie_zhestokogo_obrashcheniya_v_dou.docx | 24.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы дошкольного учреждения по раннему выявлению, профилактике неблагополучия в семьях и фактов жестокого обращения с несовершеннолетними
В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной. Даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки.
Подобная ситуация в наших семьях, конечно же, вытекает из ряда проблем – это и экономические, связанные с кризисом и неуверенностью в завтрашнем дне, и социальные – в обществе утрачены основные общественно значимые ценности, и психологические – воспитываемый многие годы инфантилизм, нежелание принимать жизненно важные решения, брать ответственность на себя, зависимость от других.
Педагоги, работающие с семьями и детьми, должны уметь распознавать признаки жестокого обращения с ребенком на ранних этапах, провести оценку риска причинения вреда и обеспечить своевременную помощь ребенку.
Основная цель работы в данном вопросе – своевременно выявить на ранних этапах жестокое обращение с ребенком и предоставить информацию специалистам органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений, педагогам, психологам, специалистам по социальной работе, специалистам опеки и попечительства, КДН, медицинским работникам.
Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи. Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в семье.
Работа педагогов и социально-психологической службы в дошкольном учреждении с воспитанниками и их семьями строится на основе Международной Конвенции ООН о правах ребенка (от 05.12.1989г.), Конституции РФ, Семейного кодекса РФ, ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Главной задачей в решении вопросов ранней профилактики жестокости и насилия – не только планомерная информационная работа с родителями, но и просветительская работа с педагогами. Именно педагог может заметить изменения в поведении, психоэмоциональном состоянии ребенка и предположить что с ним, возможно, обращаются жестоко, проявляют различного рода насилие.
На заседаниях при администрации, комиссии по работе с неблагополучными семьями проводятся обучающие семинары для педагогического коллектива: «Педагогика поддержки ребенка: взаимодействие учреждения, семьи и социума по профилактике девиантного поведения воспитанников», «Конструктивное партнерство детского сада и семьи», «Совершенствование воспитательно-профилактической работы».
Работа ОУ по раннему выявлению, профилактики неблагополучия в семьях и фактов жестокого обращения с несовершеннолетними состоит из комплекса мероприятий информационно-просветительского характера: организацию информационно-разъяснительных кампаний по защите прав детей; тренингов ненасильственных отношений; проведение различных акций, мероприятий и праздников, направленных на формирование у воспитанников адекватных представлений о правах человека и правилах
поведения в опасных ситуациях, стремления к ЗОЖ.
Традиционно в учреждении проходят месячники и декады: по правовым знаниям «Я и закон», по здоровому образу жизни «Здоровье – это здорово!», «Здоровые дети в здоровой семье». Эти мероприятия проводятся в форме образовательной деятельности (занятий), викторин, спортивных игр с привлечением родителей, что способствует сплочению детского и родительского коллективов. Администрация ДОУ проводит общие родительские собрания с приглашением медицинских работников, инспекторов ОДН.
Так же проходят тематические групповые родительские собрания с использованием интерактивных методов проведения, это позволяет решить несколько социально-педагогических и психолого-педагогических задач. Прежде всего, интерактивные методы ставят родителей в активную позицию. Воспитатели предлагают родителям работу в мини-группах, деловые, ролевые, имитационные игры и др.
Организация на базе ДОУ просветительских и образовательных мероприятий с привлечением всех субъектов профилактики для детей и родителей (лиц, их заменяющих) дает возможность:
- повысить правовую грамотность несовершеннолетних в вопросах защиты своих прав;
- ознакомить родителей с правовыми аспектами защиты прав детей;
- наладить систематическую работу с родителями по обучению навыкам ответственного исполнения родительских обязанностей с отказом от насильственных методов воспитания;
- привлечь внимание общества к вопросам предотвращения жестокого обращения с детьми;
- отработать механизм информирования населения по вопросам противодействия жестокому обращению с детьми;
- наладить взаимодействие с общественными организациями в вопросах противодействия жестокому обращению с детьми.
В ОП «Детский сад «Светлячок» комбинированного вида» разработан алгоритм действий сотрудников по раннему выявлению и профилактике неблагополучия в семьях и фактов жестокого обращения с несовершеннолетними:
1. Сотрудники ДОУ должны обращать внимание на особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему:
- психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;
- неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка;
- изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми);
- проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;
- отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;
- повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);
- враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;
- сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
- судорожное реагирование на поднятую руку, вздрагивание при неожиданном приближении взрослого, резких движениях (ребенок сжимается, как бы боясь удара);
- чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех;
- демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса;
- обвинение ребенком родителей или опекуна в нанесении повреждений;
- повышенная драчливость ребенка, агрессивность в играх и по отношению к другим детям;
- обманы, ложь, острые эмоциональные реакции при получении замечаний или плохих результатов в занятной деятельности, боязнь идти домой;
- ребенок много времени проводит в семье знакомых, соседей, у других родственников, не стремится идти домой, когда его забирают из детского сада.
Особенности в поведении взрослых, которые, предположительно, могут проявлять жесткость по отношению к ребенку:
- в беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие;
- в беседах по поводу поведения сына (дочери) в детском саду, реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально;
- часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного учреждения в другое;
- не дают согласие на осмотр ребенка в образовательном учреждении;
- необъяснимая отсрочка в обращении родителя и ребенка за медицинской помощью;
- противоречия в беседе о ребенке, семье, увлечениях ребенка, совместном времяпрепровождении;
- объяснения о состоянии ребенка не совместимы с имеющимися проблемами, физическими травмами;
- обвиняют в полученных повреждениях самого ребенка.
2. В случае подозрения на жестокое обращение с ребенком родителей (или законных представителей), сотрудники образовательного учреждения должны предпринять следующие меры:
- необходимо завоевать доверие несовершеннолетнего, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения заносить в дневник наблюдения;
- в случае получения оснований, полагать, что с несовершеннолетним жестоко обращаются, не должным образом воспитывают, применяют насильственные формы воздействия, психически угнетают, проявляют безразличие к ребенку и т. д.; осуществить выход в семью ребенка (изучить условия проживания несовершеннолетнего, установить контакты с семьей, побеседовать с родителями (или законными представителями), близкими родственниками; высказать свою озабоченность его поведением в образовательном учреждении.
В результате предпринятых действий можно прийти к следующим выводам:
- предположение о факте жестокого обращения подтверждается (не подтверждается);
- решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов всех субъектов профилактики.
3. При выявлении случая жестокого обращения с ребенком со стороны родителя (или законного представителя), необходимо:
- немедленно направить информацию (в письменной форме) руководителю ДОУ о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;
- руководитель образовательного учреждения незамедлительно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в КДН и ОДН для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка.
4. В целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения:
- совместно с заинтересованными службами города (медицинскими работниками, психологами, специалистами по социальной работе, педагогами) разрабатывается план реабилитации несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения (в течение двух рабочих дней с момента подтверждения факта жестокого обращения), включая работу с семьей несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения;
- в КДН и ОДН направляется информация о рассмотрении вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности, в соответствии с действующим законодательством.
В своей работе специалисты ДОУ используют следующие технологии раннего выявления семейного неблагополучия и работы со «случаем»:
Семейно-ориентированный подход - признан наиболее эффективным, так как в фокусе внимания специалистов оказывается не только ребенок, но и семья, ее окружение и среда. Этот подход обеспечивает работу с собственными ресурсами всех членов семьи и людей, ее окружающих. Семейно-ориентированный подход требует объединения усилий и совместной работы специалистов разного профиля для эффективного решения задач по реабилитации семьи.
Межведомственный (междисциплинарный) подход - понимается как совместная работа специалистов, представляющих различные сферы и области знания, составляющих единую команду с распределением ролей и функций каждого участника работы.
Комплексный подход - базируется на всестороннем рассмотрении случая нарушения прав ребенка и семейного неблагополучия с учетом индивидуальных особенностей, истории семьи, факторов риска и ресурсов семьи и привлечении к совместной работе с семьей и ребенком всех необходимых специалистов и оказании семье необходимого комплекса реабилитационных услуг.
Субъект - субъектный (партнерский) подход - предполагает, что семья принимается как полноценный партнер во всех стадиях работы со случаем: с момента установления контакта и расследования, до закрытия случая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика семейного неблагополучия.
В рамках профилактики семейного неблагополучия организована работа по раннему его вывлению ,по определению причин сложившегося положения на основе межведомственного взаимодействия субъектов проф...
Проблемы ранней профилактики семейного неблагополучия
Основная цель современной семейной политики, заключается в сохранении семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи. Для взрослого человека семья – это источник удовлетворения жизн...
Программа по профилактике семейного неблагополучия в работе с семьями воспитанников
Программа по профилактике семейного неблагополучия в работе с семьями воспитанников...
Консультация "Работа по ранней профилактике семейного неблагополучия в условиях ДОУ"
ldquo;Дети – это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание-это, будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной...
План работы педагога-психолога по предупреждению и профилактике семейного неблагополучия
План по предупреждению и профилактике семейного благополучия...
Доклад «Профилактика семейного неблагополучия в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья»
laquo;Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения»...