Работа с семьей по профилактике семейного неблагополучия
статья
Работа с семьями воспитанников по раннему выявлению неблагополучия, профилактические мероприятия, направленные на предупреждение правовнарушений, оказание необходимой социально-психолого-педагогической посощи семье и детям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы дошкольного учреждения по раннему выявлению, профилактике неблагополучия в семьях и фактов жестокого обращения с несовершеннолетними
В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной. Даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки.
Подобная ситуация в наших семьях, конечно же, вытекает из ряда проблем – это и экономические, связанные с кризисом и неуверенностью в завтрашнем дне, и социальные – в обществе утрачены основные общественно значимые ценности, и психологические – воспитываемый многие годы инфантилизм, нежелание принимать жизненно важные решения, брать ответственность на себя, зависимость от других.
Педагоги, работающие с семьями и детьми, должны уметь распознавать признаки жестокого обращения с ребенком на ранних этапах, провести оценку риска причинения вреда и обеспечить своевременную помощь ребенку.
Основная цель работы в данном вопросе – своевременно выявить на ранних этапах жестокое обращение с ребенком и предоставить информацию специалистам органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений, педагогам, психологам, специалистам по социальной работе, специалистам опеки и попечительства, КДН, медицинским работникам.
Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи. Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в семье.
Работа педагогов и социально-психологической службы в дошкольном учреждении с воспитанниками и их семьями строится на основе Международной Конвенции ООН о правах ребенка (от 05.12.1989г.), Конституции РФ, Семейного кодекса РФ, ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Главной задачей в решении вопросов ранней профилактики жестокости и насилия – не только планомерная информационная работа с родителями, но и просветительская работа с педагогами. Именно педагог может заметить изменения в поведении, психоэмоциональном состоянии ребенка и предположить что с ним, возможно, обращаются жестоко, проявляют различного рода насилие.
На заседаниях при администрации, комиссии по работе с неблагополучными семьями проводятся обучающие семинары для педагогического коллектива: «Педагогика поддержки ребенка: взаимодействие учреждения, семьи и социума по профилактике девиантного поведения воспитанников», «Конструктивное партнерство детского сада и семьи», «Совершенствование воспитательно-профилактической работы».
Работа ОУ по раннему выявлению, профилактики неблагополучия в семьях и фактов жестокого обращения с несовершеннолетними состоит из комплекса мероприятий информационно-просветительского характера: организацию информационно-разъяснительных кампаний по защите прав детей; тренингов ненасильственных отношений; проведение различных акций, мероприятий и праздников, направленных на формирование у воспитанников адекватных представлений о правах человека и правилах
поведения в опасных ситуациях, стремления к ЗОЖ.
Традиционно в учреждении проходят месячники и декады: по правовым знаниям «Я и закон», по здоровому образу жизни «Здоровье – это здорово!», «Здоровые дети в здоровой семье». Эти мероприятия проводятся в форме образовательной деятельности (занятий), викторин, спортивных игр с привлечением родителей, что способствует сплочению детского и родительского коллективов. Администрация ДОУ проводит общие родительские собрания с приглашением медицинских работников, инспекторов ОДН.
Так же проходят тематические групповые родительские собрания с использованием интерактивных методов проведения, это позволяет решить несколько социально-педагогических и психолого-педагогических задач. Прежде всего, интерактивные методы ставят родителей в активную позицию. Воспитатели предлагают родителям работу в мини-группах, деловые, ролевые, имитационные игры и др.
Организация на базе ДОУ просветительских и образовательных мероприятий с привлечением всех субъектов профилактики для детей и родителей (лиц, их заменяющих) дает возможность:
- повысить правовую грамотность несовершеннолетних в вопросах защиты своих прав;
- ознакомить родителей с правовыми аспектами защиты прав детей;
- наладить систематическую работу с родителями по обучению навыкам ответственного исполнения родительских обязанностей с отказом от насильственных методов воспитания;
- привлечь внимание общества к вопросам предотвращения жестокого обращения с детьми;
- отработать механизм информирования населения по вопросам противодействия жестокому обращению с детьми;
- наладить взаимодействие с общественными организациями в вопросах противодействия жестокому обращению с детьми.
В ОП «Детский сад «Светлячок» комбинированного вида» разработан алгоритм действий сотрудников по раннему выявлению и профилактике неблагополучия в семьях и фактов жестокого обращения с несовершеннолетними:
1. Сотрудники ДОУ должны обращать внимание на особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему:
- психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;
- неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка;
- изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми);
- проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;
- отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;
- повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);
- враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;
- сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
- судорожное реагирование на поднятую руку, вздрагивание при неожиданном приближении взрослого, резких движениях (ребенок сжимается, как бы боясь удара);
- чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех;
- демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса;
- обвинение ребенком родителей или опекуна в нанесении повреждений;
- повышенная драчливость ребенка, агрессивность в играх и по отношению к другим детям;
- обманы, ложь, острые эмоциональные реакции при получении замечаний или плохих результатов в занятной деятельности, боязнь идти домой;
- ребенок много времени проводит в семье знакомых, соседей, у других родственников, не стремится идти домой, когда его забирают из детского сада.
Особенности в поведении взрослых, которые, предположительно, могут проявлять жесткость по отношению к ребенку:
- в беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие;
- в беседах по поводу поведения сына (дочери) в детском саду, реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально;
- часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного учреждения в другое;
- не дают согласие на осмотр ребенка в образовательном учреждении;
- необъяснимая отсрочка в обращении родителя и ребенка за медицинской помощью;
- противоречия в беседе о ребенке, семье, увлечениях ребенка, совместном времяпрепровождении;
- объяснения о состоянии ребенка не совместимы с имеющимися проблемами, физическими травмами;
- обвиняют в полученных повреждениях самого ребенка.
2. В случае подозрения на жестокое обращение с ребенком родителей (или законных представителей), сотрудники образовательного учреждения должны предпринять следующие меры:
- необходимо завоевать доверие несовершеннолетнего, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения заносить в дневник наблюдения;
- в случае получения оснований, полагать, что с несовершеннолетним жестоко обращаются, не должным образом воспитывают, применяют насильственные формы воздействия, психически угнетают, проявляют безразличие к ребенку и т. д.; осуществить выход в семью ребенка (изучить условия проживания несовершеннолетнего, установить контакты с семьей, побеседовать с родителями (или законными представителями), близкими родственниками; высказать свою озабоченность его поведением в образовательном учреждении.
В результате предпринятых действий можно прийти к следующим выводам:
- предположение о факте жестокого обращения подтверждается (не подтверждается);
- решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов всех субъектов профилактики.
3. При выявлении случая жестокого обращения с ребенком со стороны родителя (или законного представителя), необходимо:
- немедленно направить информацию (в письменной форме) руководителю ДОУ о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;
- руководитель образовательного учреждения незамедлительно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в КДН и ОДН для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка.
4. В целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения:
- совместно с заинтересованными службами города (медицинскими работниками, психологами, специалистами по социальной работе, педагогами) разрабатывается план реабилитации несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения (в течение двух рабочих дней с момента подтверждения факта жестокого обращения), включая работу с семьей несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения;
- в КДН и ОДН направляется информация о рассмотрении вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности, в соответствии с действующим законодательством.
В своей работе специалисты ДОУ используют следующие технологии раннего выявления семейного неблагополучия и работы со «случаем»:
Семейно-ориентированный подход - признан наиболее эффективным, так как в фокусе внимания специалистов оказывается не только ребенок, но и семья, ее окружение и среда. Этот подход обеспечивает работу с собственными ресурсами всех членов семьи и людей, ее окружающих. Семейно-ориентированный подход требует объединения усилий и совместной работы специалистов разного профиля для эффективного решения задач по реабилитации семьи.
Межведомственный (междисциплинарный) подход - понимается как совместная работа специалистов, представляющих различные сферы и области знания, составляющих единую команду с распределением ролей и функций каждого участника работы.
Комплексный подход - базируется на всестороннем рассмотрении случая нарушения прав ребенка и семейного неблагополучия с учетом индивидуальных особенностей, истории семьи, факторов риска и ресурсов семьи и привлечении к совместной работе с семьей и ребенком всех необходимых специалистов и оказании семье необходимого комплекса реабилитационных услуг.
Субъект - субъектный (партнерский) подход - предполагает, что семья принимается как полноценный партнер во всех стадиях работы со случаем: с момента установления контакта и расследования, до закрытия случая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/07/picture-378543-1481111650.jpg)
Профилактика семейного неблагополучия.
В рамках профилактики семейного неблагополучия организована работа по раннему его вывлению ,по определению причин сложившегося положения на основе межведомственного взаимодействия субъектов проф...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/02/picture-132717-1643762296.jpg)
Проблемы ранней профилактики семейного неблагополучия
Основная цель современной семейной политики, заключается в сохранении семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи. Для взрослого человека семья – это источник удовлетворения жизн...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/15/picture-671435-1457989564.jpg)
Программа по профилактике семейного неблагополучия в работе с семьями воспитанников
Программа по профилактике семейного неблагополучия в работе с семьями воспитанников...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/05/picture-957230-1517834596.jpg)
Консультация "Работа по ранней профилактике семейного неблагополучия в условиях ДОУ"
ldquo;Дети – это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание-это, будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной...
План работы педагога-психолога по предупреждению и профилактике семейного неблагополучия
План по предупреждению и профилактике семейного благополучия...
Доклад «Профилактика семейного неблагополучия в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья»
laquo;Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения»...