Создание благоприятной развивающей среды в детском саду
консультация
Понятие «развивающая предметно-пространственная среда» охватывает и пространственную её организацию и соответствующее наполнение. Пространственная организация среды позволяет создать комфортные, относительно стабильные условия для реализации воспитательно-образовательного процесса. А её наполнение, ориентированное на систематическое дополнение, обновление, вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их развитие. Пространственную организацию среды можно назвать формой, а наполнение – содержанием. Крайне важным является социальный компонент среды, то есть организация соответствующего взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blagopriyatnaya_razvivayushchaya_sreda_doo.docx | 17.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание благоприятной развивающей среды в детском саду
Согласно ФГОС ДО (далее Стандарт) создаваемая в ДОО образовательная среда должна отвечать требованиям:
Гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
Обеспечивать эмоциональное благополучие детей;
Способствовать профессиональному развитию педагогических работников;
Создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
Обеспечивать открытость дошкольного образования;
Создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Понятие «развивающая предметно-пространственная среда» охватывает и пространственную её организацию и соответствующее наполнение. Пространственная организация среды позволяет создать комфортные, относительно стабильные условия для реализации воспитательно-образовательного процесса. А её наполнение, ориентированное на систематическое дополнение, обновление, вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их развитие. Пространственную организацию среды можно назвать формой, а наполнение – содержанием. Крайне важным является социальный компонент среды, то есть организация соответствующего взаимодействия.
Прежде всего социализация связана с вождением ребенка с мир взрослых, причем как в объективный мир отношений, взаимодействия, деятельности, так и в субъективный мир смыслов, правил, норм и ценностей. Посредниками и проводниками социализации для ребенка являются сначала родители, а затем педагоги.
Дошкольный период развития – возраст сензитивный к усвоению социальных и моральных норм.
В результате социализации у ребенка формируется базовая картина мира, причем индивидуализированная, личностно значимая и эмоционально окрашенная. Моделируя образовательную среду, важно помнить, с какой картиной мира она будет ассоциироваться у конкретного ребенка. Какой окажется эта среда – воспитывающей, стимулирующей творчество или догматичной, воспроизводящей ограничения, - зависит от её содержания и целей.
Средства социализации ребенка в образовательной среде ДОО:
Предметный мир, наделенный социальными смыслами и значениями;
Язык, речевое общение;
Образцы поведения значимых взрослых;
Элементы детской субкультуры, подчеркивающие определенные ценности и способы регуляции поведения;
Объединение в различные группы, обладающие определенными ценностями и нормами.
Взрослый в ДОО является универсальным носителем моделей социализации и через создаваемую образовательную среду должен задавать направления социализации. Развитие обеспечивается, если этот процесс не сводится к дидактике и морализаторству и становится образом жизни педагога.
Другой механизм социализации – социальные ритуалы, то есть устойчивые модели поведения в ситуации межличностного взаимодействия. Организация образовательной среды позволяет вооружить ребенка способами регуляции собственного поведения через ритуалы взаимодействия. Разные помещения ДОО задают определенную направленность взаимодействия и регулярность действий.
Стандарт предусматривает формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. Такая среда создает условия для поддержания разнообразия детства, сохранения уникальности и самоценности детства через игру, познавательную и исследовательскую деятельность.
Основная характеристика среды, направленная на индивидуализацию развития в соответствии с ФГОС ДО, - обеспечение разнообразия форм и содержания образования, предоставление ребенку возможности выбора средств и форм активной деятельности.
Игровая среда является необходимым условием развития социального интеллекта детей, а групповая сюжетно-ролевая игра в ДОО обладает большим потенциалом развития межличностного общения и сплочения детского коллектива.
Помимо социализации, игра, предоставляет возможность для других направлений развития – индивидуализации и персонализации.
В настоящее время самоценность личности в образовательной среде меняет цели образовательного процесса: от усвоения «знаний-умений-навыков» к формированию личности ребенка и созданию условий для реализации его потенциала.
Индивидуализация развития обеспечивается в зоне ближайшего развития, когда ребенок в процессе общения и сотрудничества со взрослым реализует свой уникальный потенциал и развивается в том темпе, который соответствует его психике, и в тех видах деятельности, которые в наибольшей степени отвечают возрастным задачам развития. Правильно организованная образовательная среда по сути и представляет собой детско-взрослую общность, которая становится зоной ближайшего развития воспитанников ДОО.
Доктор психологических наук В,А.Ясвин предлагает анализировать образовательную среду по двум системным осям. Ось «Свобода – зависимость». Принципиально важной является ориентация на индивидуальную или коллективную форму воспитания. Характеризуется: Наличие в образовательной среде возможностей для индивидуального самостоятельного развития свидетельствует о её ориентации на свободу. Ось «Активность – пассивность». Характеризуется: Наличие или отсутствие наказаний детей, стимулов для инициативы ребенка и возможности проявлять творческую активность.
Сконструированная для ребенка образовательная среда должна побуждать его к самостоятельной, индивидуальной деятельности.
Образовательная среда может строится с учетом специфики пола: обеспечивать возможность развития сильных качеств мальчиков и девочек, помогать им в преодолении некоторой, связанной с полом, специфики развития, при этом расширяя их возможности.
Среда для девочек в большей степени должна быть ориентирована на слуховые и тактильные стимулы, вербальную информацию и саморегуляцию. Для мальчиков – должна быть представлена зрительными стимулами, сложными пространственными конфигурациями, наглядной информацией и дополнительной внешней регуляцией поведения.
Мальчиков надо сажать за первые столы, так как они лучше воспринимают более громкий голос педагога, а девочки ( за задними столами) хорошо воспринимают и «негромкую информацию». Так же и со зрением, мальчик чем ближе тем лучше воспринимает визуальную информацию.
Мальчикам требуется больше места, им комфортнее на открытом пространстве, занимающем большую площадь (спортивная площадка). Девочки чувствуют себя комфортнее в защищённом, укромном небольшом пространстве, где объединяются в группки (веранда). Иры мальчиков связаны с действиями, девочек – со взаимоотношениями. Мальчики больше двигаются, чем девочки, и нередко даже интеллектуальные задачи решают в движении (перемещаясь в пространстве или вертя что-то в руке), тогда как девочкам свойственно решать интеллектуальные задачи путем рассуждения вслух.
У девочек в целом лучше развита мелкая моторика. Через игры с мячом, подвижные игры с правилами необходимо стимулировать развитие отстающей крупной моторики. У мальчиков, напротив, наблюдается опережающее развитие крупной моторики и важно через образовательную среду стимулировать развитие у них мелкой моторики.
Наполнение развивающей среды подбирается таким образом, чтобы обеспечить возможность решения педагогических задач в рамках той или иной образовательной области, в том числе на интегративной основе.
Все игры и игрушки необходимо размещать так, чтобы воспитанники при необходимости могли легко взять необходимое и также легко убрать все на место после завершения игры. Игрушки должны быть подобраны с учетом возраста, пола, интересов детей, иметь высокий художественный уровень, отражать гуманистические ценности и идеалы.
При организации пространства важно не перенасытить его предметами мебели. Крупногабаритные наборы типа «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин» рекомендуется заменить открытыми полками, на которых можно разместить коробки с атибутами для разных сюжетно-ролевых игр. Допускается использовать компактные наборы на колесиках, которые можно перемещать.
При заполнении развивающей среды необходимо использовать как традиционные игрушки, так и современные игрушки и материалы.
При решении задач той или иной образовательной области можно использовать как игры и игрушки, так и соответствующее оборудование, дидактический материал.
При наполнении развивающей среды крайне важно правильно определить педагогическую ценность игрушек и игровых материалов. В этом нам (педагогам) может помочь письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
Наибольшую педагогическую ценность представляют игрушки, обладающие следующими качествами:
Полифункциональность – игрушки можно использовать в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание предметно-развивающей среды в детском саду совместно с педагогами и родителями.
Предлагаю в статье пособия для развития моторики, которые можно сделать своими руками для детей....
«Актуальность создания благоприятной развивающей среды дошкольного образования. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями»
Развитие образования – неотъемлемая часть стратегии общенационального развития – начинается с уровня дошкольного образования, нацеленного в соответствии с Федеральным государственным образовательным с...
Создание предметно-развивающей среды в детском саду для занятий физкультурой
Создание предметно-развивающей среды способствует укрепления здоровья детей,всестороннему развитию....
«Экологическое образование и воспитание дошкольников, как система создания экологически развивающей среды в детском саду»
Формирование элементарных экологических представлений в средней группе детского сада.Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жиз...
Тема: «Создание предметно-развивающей среды в детском саду, в условиях агробизнес-образования». Вид методической продукции: «Развивающая-доска Бизиборд- «Сад-огород».
Аннотация.Что представляет собой наш бизиборд «Сад-огород».В современной педагогике бизибордом называют специальную доску (стенд, щит, дом, на которой размещены разнообразные обу...
Консультация для воспитателей «Создание экологически развивающей среды в детском саду»
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды.Организация уголка природы в группе:Уголок пр...
Консультация для воспитателей Создание экологически развивающей среды в детском саду
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды.Организация уголк...