Создание благоприятной развивающей среды в детском саду
консультация

Гурина Наталия Владимировна

Понятие «развивающая предметно-пространственная среда» охватывает и пространственную её организацию и соответствующее наполнение. Пространственная организация среды позволяет создать комфортные, относительно стабильные условия для реализации воспитательно-образовательного процесса. А её наполнение, ориентированное на систематическое дополнение, обновление, вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их развитие. Пространственную организацию среды можно назвать формой, а наполнение – содержанием. Крайне важным является социальный компонент среды, то есть организация соответствующего взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blagopriyatnaya_razvivayushchaya_sreda_doo.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Создание благоприятной развивающей среды в детском саду

Согласно ФГОС ДО (далее Стандарт) создаваемая в ДОО образовательная среда  должна отвечать требованиям:

Гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

Обеспечивать эмоциональное благополучие детей;

Способствовать профессиональному развитию педагогических работников;

Создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

Обеспечивать открытость дошкольного образования;

Создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Понятие «развивающая предметно-пространственная среда» охватывает и пространственную её организацию и соответствующее наполнение. Пространственная организация среды позволяет создать комфортные, относительно стабильные условия для реализации воспитательно-образовательного процесса. А её наполнение, ориентированное на систематическое дополнение, обновление, вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их развитие. Пространственную организацию среды можно назвать формой, а наполнение – содержанием. Крайне важным является социальный компонент среды, то есть организация соответствующего взаимодействия.

Прежде всего социализация связана с вождением ребенка с мир взрослых, причем как в объективный мир отношений, взаимодействия, деятельности, так и в субъективный мир смыслов, правил, норм и ценностей. Посредниками и проводниками социализации для ребенка являются сначала родители, а затем педагоги.

Дошкольный период развития – возраст сензитивный к усвоению социальных и моральных норм.

В результате социализации у ребенка формируется базовая картина мира, причем индивидуализированная, личностно значимая и эмоционально окрашенная. Моделируя образовательную среду, важно помнить, с какой картиной мира она будет ассоциироваться у конкретного ребенка. Какой окажется эта среда – воспитывающей, стимулирующей творчество или догматичной, воспроизводящей ограничения, - зависит от её содержания и целей.

Средства социализации ребенка в образовательной среде ДОО:

Предметный мир, наделенный социальными смыслами и значениями;

Язык, речевое общение;

Образцы поведения значимых взрослых;

Элементы детской субкультуры, подчеркивающие определенные ценности и способы регуляции поведения;

Объединение в различные группы, обладающие определенными ценностями и нормами.

Взрослый в ДОО является универсальным носителем моделей социализации и через создаваемую образовательную среду должен задавать направления социализации. Развитие обеспечивается, если этот процесс не сводится к дидактике и морализаторству и становится образом жизни педагога.

Другой механизм социализации – социальные ритуалы, то есть устойчивые модели поведения в ситуации межличностного взаимодействия. Организация образовательной среды позволяет вооружить ребенка способами регуляции собственного поведения через ритуалы взаимодействия. Разные помещения ДОО задают определенную направленность взаимодействия и регулярность действий.

Стандарт предусматривает формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. Такая среда создает условия для поддержания разнообразия детства, сохранения уникальности и самоценности детства через игру, познавательную и исследовательскую деятельность.

Основная характеристика среды, направленная на индивидуализацию развития в соответствии с ФГОС ДО, - обеспечение разнообразия форм и содержания образования, предоставление ребенку возможности выбора средств и форм активной деятельности.

Игровая среда является необходимым условием развития социального интеллекта детей, а групповая сюжетно-ролевая игра в ДОО обладает большим потенциалом развития межличностного общения и сплочения детского коллектива.

Помимо социализации, игра, предоставляет возможность для других направлений развития – индивидуализации и персонализации.

В настоящее время самоценность личности в образовательной среде меняет цели образовательного процесса: от усвоения «знаний-умений-навыков» к формированию личности ребенка и созданию условий для реализации его потенциала.

Индивидуализация развития обеспечивается в зоне ближайшего развития, когда ребенок в процессе общения и сотрудничества со взрослым реализует свой уникальный потенциал и развивается в том темпе, который соответствует его психике, и в тех видах деятельности, которые в наибольшей степени отвечают возрастным задачам развития. Правильно организованная образовательная среда по сути и представляет собой  детско-взрослую общность, которая становится зоной ближайшего развития воспитанников ДОО.

Доктор психологических наук В,А.Ясвин предлагает анализировать образовательную среду по двум системным осям. Ось «Свобода – зависимость». Принципиально важной является ориентация на индивидуальную или коллективную форму воспитания. Характеризуется: Наличие в образовательной среде возможностей для индивидуального самостоятельного развития свидетельствует о её ориентации на свободу. Ось «Активность – пассивность». Характеризуется: Наличие или отсутствие наказаний детей, стимулов для инициативы ребенка и возможности проявлять творческую активность.

Сконструированная для ребенка образовательная среда должна побуждать его к самостоятельной, индивидуальной деятельности.

Образовательная среда может строится с учетом специфики пола: обеспечивать возможность развития сильных качеств мальчиков и девочек, помогать им в преодолении некоторой, связанной с полом, специфики развития, при этом расширяя их возможности.

Среда для девочек  в большей степени должна быть ориентирована на слуховые и тактильные стимулы, вербальную информацию и саморегуляцию. Для мальчиков – должна быть представлена зрительными стимулами, сложными пространственными конфигурациями, наглядной информацией и дополнительной внешней регуляцией поведения.

Мальчиков надо сажать за первые столы, так как они лучше воспринимают более громкий голос педагога, а девочки ( за задними столами) хорошо воспринимают и «негромкую информацию». Так же и со зрением, мальчик чем ближе тем лучше воспринимает визуальную информацию.

Мальчикам требуется больше места, им комфортнее на открытом пространстве, занимающем большую площадь (спортивная площадка). Девочки чувствуют  себя комфортнее в защищённом, укромном небольшом пространстве, где объединяются в группки (веранда). Иры мальчиков связаны с действиями, девочек – со взаимоотношениями. Мальчики больше двигаются, чем девочки, и нередко даже интеллектуальные задачи решают в движении (перемещаясь в пространстве или вертя что-то в руке), тогда как  девочкам свойственно решать интеллектуальные задачи путем рассуждения вслух.

У девочек в целом лучше развита мелкая моторика. Через игры с мячом, подвижные игры с правилами необходимо стимулировать развитие отстающей крупной моторики. У мальчиков, напротив, наблюдается опережающее развитие крупной моторики и важно через образовательную среду стимулировать развитие у них  мелкой моторики.

Наполнение развивающей среды подбирается таким образом, чтобы обеспечить возможность решения педагогических задач в рамках той или иной образовательной области, в том числе на интегративной основе.

Все игры и игрушки необходимо размещать так, чтобы воспитанники при необходимости могли легко взять необходимое и также легко убрать все на место после завершения игры. Игрушки должны быть подобраны с учетом возраста, пола, интересов детей, иметь высокий художественный уровень, отражать гуманистические ценности и идеалы.

При организации пространства важно не перенасытить его предметами мебели. Крупногабаритные наборы типа «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин» рекомендуется заменить открытыми полками, на которых можно разместить коробки с атибутами для разных сюжетно-ролевых игр. Допускается использовать компактные наборы на колесиках, которые можно перемещать.

При заполнении развивающей среды необходимо использовать как традиционные игрушки, так и современные игрушки и материалы.

При решении задач той или иной образовательной области можно использовать как игры и  игрушки, так и соответствующее оборудование, дидактический материал.

При наполнении развивающей среды крайне важно правильно определить педагогическую ценность игрушек и игровых материалов. В этом нам (педагогам) может помочь письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».

Наибольшую педагогическую ценность представляют игрушки, обладающие следующими качествами:

Полифункциональность – игрушки можно использовать в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание предметно-развивающей среды в детском саду совместно с педагогами и родителями.

Предлагаю в статье пособия для развития моторики, которые можно сделать своими руками для детей....

«Актуальность создания благоприятной развивающей среды дошкольного образования. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями»

Развитие образования – неотъемлемая часть стратегии общенационального развития – начинается с уровня дошкольного образования, нацеленного в соответствии с Федеральным государственным образовательным с...

Создание предметно-развивающей среды в детском саду для занятий физкультурой

Создание предметно-развивающей среды способствует укрепления здоровья детей,всестороннему развитию....

«Экологическое образование и воспитание дошкольников, как система создания экологически развивающей среды в детском саду»

Формирование элементарных экологических представлений в средней группе детского сада.Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жиз...

Тема: «Создание предметно-развивающей среды в детском саду, в условиях агробизнес-образования». Вид методической продукции: «Развивающая-доска Бизиборд- «Сад-огород».

Аннотация.Что представляет собой наш бизиборд «Сад-огород».В современной педагогике бизибордом называют специальную доску (стенд, щит, дом, на которой размещены разнообразные обу...

Консультация для воспитателей «Создание экологически развивающей среды в детском саду»

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды.Организация уголка природы в группе:Уголок пр...

Консультация для воспитателей Создание экологически развивающей среды в детском саду

      Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды.Организация уголк...