Реализация эффективного практического опыта работы в ДОУ по ранней профориентации детей через программу «Калейдоскоп профессий»
рабочая программа (средняя, старшая группа)
Программа «Калейдоскоп профессий» (далее - Программа) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17.10.2013) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования раннего профессионального самоопределения детей дошкольного возраста.
Главной задачей Программы, является создание программного документа, помогающего педагогам ДОУ организовать образовательно – воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС по формированию у детей представлений о процессе профессиональной деятельности и о роли труда в жизни человека.
Ведущие цели Программы – создание благоприятных условий для формирования основ базовой культуры личности, подготовка к жизни в современном обществе, формирование ценностных представлений дошкольников о многообразии мира профессий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispravlenie_kaleydoskop_professiy_29.01.17.docx | 53.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 27»
Областной конкурс образовательных программ и педагогических практик, реализуемых педагогами и образовательными организациями дошкольного образования,
«Наш новый детский сад»
Номинация: «Лучшая практика по реализации дополнительного образования с детьми дошкольного возраста»
Реализация эффективного практического опыта работы в ДОУ по ранней профориентации детей через программу «Калейдоскоп профессий»
Материал подготовлен:
Мысковой Татьяной Николаевной, воспитателем МБДОУ «Детский сад №27»
Северск
2017
Содержание
Аннотация 3
Целевой раздел 3
Пояснительная записка 3
Цели и задачи реализации Программы 5
Принципы и подходы к формированию Программы 5
Отличительные особенности Программы 6
Планируемые результаты освоения Программы 6
Содержательный раздел 7
Формы, способы, методы и средства реализации Программы 7
Взаимодействие детского сада с семьей 10
Коррекционная направленность Программы 10
Тематическое планирование работы 11
Организационный раздел 14
Условия реализации Программы 14
Особенности организации предметно-пространственной среды 14
Материально-техническое обеспечение Программы 14
Определение эффективности реализации 14
образовательной программы «Калейдоскоп профессий»
Результаты работы по программе «Калейдоскоп профессий» 16
Используемая литература 16
Приложение
Аннотация
Программа «Калейдоскоп профессий» (далее - Программа) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17.10.2013) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования раннего профессионального самоопределения детей дошкольного возраста.
Главной задачей Программы, является создание программного документа, помогающего педагогам ДОУ организовать образовательно – воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС по формированию у детей представлений о процессе профессиональной деятельности и о роли труда в жизни человека.
Ведущие цели Программы – создание благоприятных условий для формирования основ базовой культуры личности, подготовка к жизни в современном обществе, формирование ценностных представлений дошкольников о многообразии мира профессий.
Данная Программа направлена на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средствами массовой информации узнают о разных профессиях, на формирование системы знаний о профессиях и позитивное отношение к определённым видам деятельности.
Программа « Калейдоскоп профессий» учитывает то, что опыт ранней профориентации детей дошкольного возраста представлен недостаточно, а данный возрастной период является сенситивным для познавательного развития.
Данная методическая разработка поможет педагогическим работникам ДОУ осуществить ориентацию детей дошкольного возраста на профессиональное самоопределение, повлиять на выбор востребованных профессий, дать детям достаточно знаний и представлений о профессиях взрослых.
Целевой раздел
Пояснительная записка
Выбор профессии играет значительную роль в жизни человека. С рождения папы и мамы начинают задумываться о том, кем может стать их малыш. Наблюдая, как растет ребенок, отмечают его наклонности и предпочтения, стараясь предугадать его будущую профессию. Поскольку перед самим ребенком еще не стоит вопрос выбора будущей профессии и представления о профессиях у него малы, мы решили начать пропедевтическую работу со знакомства с профессиями родителей, тех людей, кто всегда рядом с ребенком и играет большую роль в его жизни – знакомство с профессиями мамы и папы, дедушки и бабушки, воспитателя в детском саду, врача, военного, полицейского, продавца.
Учитывая, что опыт ранней профориентации представлен недостаточно, а данный возрастной период является сенситивным для познавательного развития, мы попытались расширить представления детей о мире профессий, разработав образовательную программу «Калейдоскоп профессий».
К сожалению, в настоящее время в дошкольных учреждениях потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере, отсутствует системность в ознакомлении детей с миром профессий. Необходима реализация преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении. Важно организовать работу так, чтобы она отражала потребности современного рынка труда.
Ознакомление с трудом взрослых начинается уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. Постепенно у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определённым видам деятельности.
Осуществить ориентацию детей на профессиональное самоопределение, повлиять на выбор востребованных профессий можно, если дети будут иметь достаточно знаний и представлений о профессиях взрослых.
При формировании программы было проведено анкетирование родителей. Данные анкетирования показали, что родители плохо представляют значимость профориентационной работы в детском саду, считая, что дети «вырастут и сами решат, что делать и кем работать». Некоторые родители ответили, что дети «пойдут по их стопам». Отдельные родители хотели бы видеть своих детей благополучными, живущими в роскоши и богатстве, поэтому уже сейчас работают для того, чтобы материально помочь своим детям и направить учиться в престижное учебное заведение. Проведенное анкетирование показало, что родителям необходима помощь в развитии у ребёнка интереса к выбору будущей профессии.
Опрос детей старшего дошкольного возраста показал, что только 30% из них имеет отчётливое представление о многообразии профессий, правильно обосновывают значимость труда. 40% детей имеют представление о значимости разных профессий, устанавливают связи между разными видами труда. Остальные дети (30%) знают названия только некоторых отдельных профессий, не могут объяснить, где работают родители, в чём ценность их труда, а интерес к профессиям и к труду у этих дошкольников неустойчивый.
В программе раннего профессионального самоопределения предпочтение отдано таким формам работы как экскурсии, походы и встречи с представителями тех или иных профессий. Такая работа возможна благодаря расширению социокультурного пространства МБДОУ за счёт сотрудничества с различными городскими организациями и предприятиями. Ребята узнают историю развития предприятий, знакомятся с производимой продукцией, профессиями, необходимыми на производстве. Дошкольники смогут получить представление о содержании труда разных видов специальностей, занятых на производстве.
На сегодняшний день в нашем образовательном учреждении МБДОУ «Детский сад №27» в группе «Золотой ключик» проводится работа по раннему профессиональному самоопределению с дошкольниками. В эту работу включены не только дети, но и родители. Идёт расширение информированности наших воспитанников о профессиях, это помогает сформировать у них образ «Я – профессионал» и обеспечить преемственность в рамках непрерывного образования в соответствии с Поручением Президента РФ (Письмо аппарата Администрации Президента РФ от 2 января 2016 года Пр -15ГС).
Цели и задачи реализации Программы
Цель Программы раннего профессионального самоопределения: создание благоприятных условий для формирования ценностных представлений дошкольников о многообразии мира профессий.
Задачи:
- стимулировать познавательное и речевое развитие;
- формировать представление детей о профессиях взрослых, жителей города Северск;
- формировать у детей представление о процессе профессиональной деятельности, о роли труда в жизни человека,
- воспитывать уважение к труду взрослых.
- формировать осознание значимости разных профессий.
- отрабатывать умение выражать свои профессиональные предпочтения в игровой, коммуникативной, продуктивной деятельности.
Мы готовим детей к тому, чтобы они в своё время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, необходимо, чтобы наши дети:
- понимали, что труд, работа – занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это основа жизни;
- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;
- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;
- были готовы трудиться сами, потому что им это нравится;
- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям.
Решение данных целей и задач, обозначенных в Программе, возможно только при систематической и целенаправленной работе воспитателя, поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы совместно с семьёй.
Принципы и подходы к формированию Программы
Программа «Калейдоскоп профессий» соответствует принципам:
Принцип личностно ориентированного взаимодействия. Воспитатель организует образовательный процесс на основе уважения личности ребёнка, учитывает особенности его индивидуального развития и относится к нему как к полноценному участнику образовательного процесса.
Принцип доступности, достоверности и научности знаний. Правильно организованное обучение «ведёт» за собой развитие.
Принцип открытости. Ребёнок, имеет право участвовать или не участвовать в какой – либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда. Ребёнок имеет право предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель. Ребенок может сам принять решение о продолжении или завершении работы.
Принцип диалогичности. Этот принцип даёт возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат.
Принцип активного включения детей в практическую деятельность.
Принцип рефлексивности. Этот принцип является основой для осознания каждым ребёнком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребёнка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности.
Принцип регионального компонента. Образовательная практика ориентирована на особенности муниципалитета и соответствует социальному заказу.
Все эти принципы реализуются через единство подходов к воспитанию и развитию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Отличительные особенности Программы
Программа «Калейдоскоп профессий» построена с учётом адаптированной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 27» для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Приоритетом Программы являются активные формы работы – экскурсии, походы, встречи с представителями разных профессий. Реализация программы способствует решению коррекционных задач: формированию связной речи, обогащает активный словарь ребёнка дошкольного возраста через введение новых слов, связанных с трудом представителей разных профессий.
Планируемые результаты освоения Программы
Реализация программы позволит достичь следующих результатов:
В ходе осуществления целенаправленной работы по данной программе, дошкольник насыщает своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий, что поможет ему в будущем осознанно выбрать профессию. Активизируется процесс социализации личности дошкольника средствами ознакомления с миром профессий.
Дети будут знать названия ряда профессий, познакомятся с пословицами и поговорками о труде, орудиях труда, смогут составить описательный рассказ о профессии. Дети станут более самостоятельными и активными в сюжетно – ролевых играх.
Проводимая работа позволит подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой в жизни человека.
Ребёнок познакомится с назначением некоторых видов техники и материалов в трудовой деятельности взрослых; называть профессии разных сфер деятельности; научится различать профессии по существенным признакам; называть отличительные качества представителей разных профессий; выделять структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат); объяснять взаимосвязь различных видов труда и профессий; объяснять роль труда в благополучии человека; иметь представление о семейном бюджете и назначении денег; моделировать в игре отношения между людьми разных профессий; участвовать в посильной трудовой деятельности взрослых; эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом; демонстрировать осознанный способ безопасного поведения в быту.
Будет расширено взаимодействие родителей и детского сада, родители будут вовлечены в образовательный процесс МБДОУ, будут созданы условия для развития совместного детско – родительского творчества.
Содержательный раздел
Формы, способы, методы, средства реализации Программы
С учётом данных и результатов анкетирования, была разработана программа «Калейдоскоп профессий», предназначенная для старшего дошкольного возраста с ТНР. Основной формой работы стали «погружение в профессию», знакомство с профессиями родителей (встречи с представителями разных профессий) и экскурсии.
В основе работы по раннему профессиональному самоопределению лежит системно – деятельный подход. Это позволит обеспечить социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности, поддерживает эмоционально-положительный настрой ребёнка.
Работа с детьми планируется в основном в утренние часы и осуществляется во время непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности, через взаимодействие с семьей. В процессе сотрудничества с взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки, формируется понимание норм и правил общественного поведения.
Информацию о профессиях дети получают во время образовательного процесса в детском саду и за его пределами через экскурсии, наблюдения, обсуждения, рассматривание картинок, проведение театрализованных, дидактических, подвижных игр. Очень важно, чтобы ребёнок не только наблюдал за работой взрослых, видел её особенности и результаты, но и участвовал в совместной трудовой деятельности со взрослым, выполнял трудовые поручения и просьбы. Это будет способствовать активизации желания использовать полученные сведения в самостоятельной деятельности, а именно в сюжетно – ролевой игре. В игре ребёнок сможет закрепить и расширить приобретённые знания.
Как показывает практика, одной из продуктивных форм при ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых, является экскурсия. Важно отбирать для наблюдений содержания труда такие экскурсии, которые доступны для понимания детей и вызывают у них желание подражать трудовому поведению взрослых. В процессе экскурсии ребята получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. Демонстрируя дошкольникам трудовые действия, взрослый должен производить их выразительно и привлекательно, комментировать каждую операцию, дать возможность детям задать вопросы. В ходе наблюдений за трудом взрослых необходимо обращать внимание детей на процесс труда, на то, какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, её назначение. Посещение предприятия позволяет детям получить конкретные впечатления и знания о данной профессии. Интерес ребят возрастает, когда они принимают в труде взрослых хотя бы небольшое участие. При планировании экскурсию необходимо продумать, какое посильное поручение он сможет предложить детям. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, они получают более точные и полные представления о труде взрослых. Педагог во время экскурсии может дополнить полученную информацию, обратить внимание детей на самого трудящегося человека, его отношение к выполняемой работе, взаимоотношения с другими людьми. По возвращению в группу с детьми обязательно нужно обсудить увиденное на экскурсии, нарисовать рисунки.
Материально-техническое обеспечение делает возможным проведение виртуальных экскурсий. Виртуальные экскурсии – это интерактивные, мультимедийные экскурсии, разработанные самим педагогом. Преимуществами таких экскурсий являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое. Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Ребята не просто знакомятся с готовыми материалами, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий. Достоинства данных экскурсий в том, что воспитатель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям. Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация, фотографии с объектами и достопримечательностями города. Таким образом, использование виртуальных экскурсий воспитателем в детском саду сделал воспитательно – образовательный процесс более интересным, качественным, результативным.
Ещё одна увлекательная форма при ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых - это поход. Туристический поход – это одна из активных форм совместного отдыха, привлечения родителей к совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи. В непринуждённой обстановке родители в игровой форме здесь могут провести познавательные беседы о своих профессиях. Необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно расширяя и углубляя их. После похода провести беседу, спросить, что запомнили, что понравилось, кем бы они хотели быть из представленных профессий, почему.
Родители могут принять активное участие в реализации программы «Калейдоскоп профессий» и рассказать детям в любой форме о своей профессии: оформив презентацию, газету, организовав мастер – класс или выступив лично.
Как метод использована беседа о профессиях. Дети усваивают понятия «профессия» (что это?), «представитель профессии» (как называется человек данной профессии), «инструменты труда» (чем работает человек), «трудовые действия» (что делает человек), «результат труда» (что получилось), «общественная польза труда» (кому это нужно).
Непосредственно образовательная деятельность сопровождается рассказом, рассматриванием иллюстраций и изображением инструментов, материалов, спецодежды представителей профессий, дидактическими играми, видеороликами, песнями, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого. Ознакомление детей с трудом взрослых может происходить и в процессе организованной педагогом изобразительной деятельности воспитанников. Изображение детьми представителей различных профессий, лепка, аппликация, конструирование – все эти виды деятельности, также будут способствовать усвоению информации о труде взрослых.
В соответствии с профессионально ориентированным сюжетом может быть организованно и выполнение физических упражнений («Садовник», «Строитель»), музыкальных игр («Моряки», «Шофёры»), формирования элементарных математических представлений (посчитай, количество гвоздей у плотника, количество банок с краской у маляра, количество расчёсок у парикмахера). Такая информация положительно сказывается на дальнейшем профессиональном самоопределении детей.
Осознать значимость труда взрослого помогают дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда. В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида: игры с предметами, настольно – печатные игры и словесные игры. Игры с предметами подразумевают использование игрушек и реальных предметов с целью ознакомления с профессиями взрослых. Например, в игре «Собери набор повара» дети должны из множества разнообразных предметов выбрать игрушечную посуду и столовые приборы, а также куклу в соответствующей одежде. Настольно – печатные игры бывают нескольких видов: подбор картинок по парам («Найди два одинаковых инструмента»), составление разрезных картинок на профессиональную тему, подбор картинок по общему признаку («Что нужно доктору», «Что есть в магазине»). Дети подбирают картинки с соответствующими предметами, тем самым учатся классифицировать предметы как результат определённой трудовой деятельности. Словесные игры, например, «Четвёртый лишний», «Отгадай профессию по описанию», «Варим компот» помогают пополнить словарный запас ребёнка понятиями из профессиональной сферы. Грамотное проведение дидактических игр позволяет расширить представления детей о людях разных профессий.
Стихотворения, рассказы, сказки, загадки о профессиях и орудиях труда, поговорки и пословицы о труде, трудолюбии, мастерстве, скороговорки, в которых упоминаются профессии и орудия труда, считалки, стихи для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультурной минутки помогут в непринуждённой форме дать детям новую информацию о профессиях и закрепить ранее полученные знания.
Для систематизации детских представлений о мире профессий и формирования ценностного отношения к результатам труда человека используются образовательно – игровые ситуации («Научим Почемучку мыть чашку, сервировать стол, вытирать пыль»).
В процессе проведения праздников и развлечений также можно затронуть тему ознакомления с профессиями взрослых. На утренниках, посвящённых празднованию Дня защитника Отечества и Международного женского дня или Дня Матери, уместно напомнить о профессиях родителей и общественной значимости их профессиональной деятельности.
Спортивные праздники, Дни здоровья, ГТО – хороший повод обратить внимание детей на профессии, представителям десяти которых необходимо иметь крепкое здоровье, хорошую физическую подготовку: лётчик, пожарный, полицейский, капитан, тренер и другие. Проведение тематических праздников, например, День космонавтики (12 апреля), День воспитателя (27 сентября), День учителя (5 октября), День энергетика(22 декабря), День нефтяника(3 сентября) тоже имеет место в Программе. Участие детей в различных творческих конкурсах также может носить профориентационный характер.
Полученные представления о людях разных профессий благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх. Сюжетно – ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации. Педагогу необходимо научить ребёнка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. Такая игра не даёт новых знаний. В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребёнка опыт, посредством которого эти знания ребёнком присваиваются.
Педагогу следует стимулировать детей в ходе профориентационных сюжетно – ролевых игр: воспроизводить наиболее характерные трудовые действия и результаты труда (водитель управляет автомобилем, следит за исправностью машины), принимать на себя игровую профессиональную роль, участвовать в несложном игровом диалоге, правильно называть себя в игровой роли («Я – водитель»), называть игровые действия (я завожу мотор, еду на бензоколонку, заправляю машину бензином), передавать сюжет из нескольких профессиональных действий (парикмахер моет голову, стрижёт), давать оценку качества труда (работает быстро, аккуратно), самостоятельно пользоваться деталями костюмов для исполнения той или иной роли (белый халат и шапочка для врача, бескозырка и бинокль для матроса), договариваться в совместных действиях (давай играть с куклами, с солдатиками). Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, распределять роли с учётом возможностей, интересов и желаний друг друга, выбирать необходимые для игр предметы, игрушки. Именно в сюжетно – ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе непосредственно образовательной и совместной деятельности. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.
Взаимодействие детского сада с семьёй
Неоценимую помощь в пополнении предметно – развивающей среды дошкольной образовательной организации могут оказать родители, которых необходимо вовлекать в работу по ознакомлению детей с трудом взрослых. В группе создаются условия для разнообразного сотрудничества и взаимодействия с родителями детей. Привлечение пап и мам воспитанников к участию в совместных мероприятиях, организуемых в городе, в детском саду, связанных, в том числе и с профессиями взрослых даёт хороший результат, поэтому информируем родителей о мероприятиях через беседы, родительские собрания, стенды, консультации, интернет – сайт детского сада, собственный сайт, мастер – классы.
Коррекционная направленность Программы
Наше дошкольное учреждение посещают дети с тяжёлыми речевыми нарушениями. Нарушение речи в основном сопровождаются несформированностью психических процессов и эмоционально – волевой сферы. Такие дети конфликтны, замкнуты, нерешительны, с низкой самооценкой.
В ходе реализации программы решаются коррекционные задачи:
-закрепление правильного звукопроизношения в самостоятельной речи,
-формирование связного речевого высказывания, преодоление лексико – грамматических нарушений,
обучение составлению связных описательных и творческих рассказов, умению вести диалог,
-активизация словарного запаса.
Тематическое планирование
Тема | Содержание работы | Объект посещения | Перечень профессий для знакомства | Расширение активного словарного запаса (введение новой лексики) |
Вводное занятие. Знакомство с миром профессий. | Познакомить с миром профессий, существующих в настоящее время. Способствовать формированию положительных эмоций к труду и работе. Дать первичные представления о возможных направлениях трудовой деятельности. Расширять знания о профессиях через сказки, общения со взрослыми и средства массовой информации. Формировать навык ориентации на профессиональное самоопределение. | МБДОУ «Детский сад №27», гр. №2 «Золотой ключик» | Спасатель, плотник, столяр, маляр, тракторист, дворник, электрик, врач, медсестра, тренер, уборщица, гардеробщик, библиотекарь, экскурсовод, флорист, фотограф, учитель, повар, кладовщик, ветеринар, смотритель зоопарка, оператор, диктор, актёр, гримёр, костюмер, инженер, почтальон, парикмахер, продавец, аптекарь, водитель, военный, полицейский, бухгалтер, психолог, воспитатель, няня, логопед, механик. | Введение в лексикон детей основных названий профессий. |
Знакомство с профессией спасателя. | Ознакомление с техникой, экипировкой, местом работы, машинами и основными задачами спасателями, телефоном службы спасения 01. | Пожарная часть №1 | Спасатель, диспетчер, пожарный. | МЧС, каска, шланг, рация, рупор, огнетушитель, пожарная тревога. |
Знакомство с профессиями, связанными с ЖКХ. | Рассказать детям о профессиях, отвечающих за уют и порядок в домах, о том, какие функции они выполняют и какие инструменты используют. | Жилищно-эксплуатационная контора №6. | Столяр, маляр, штукатур, электрик, тракторист, дворник, слесарь, сантехник | Тёрка, шпатель, штукатурка, краски, кисти, обои, водопровод, канализация, отопление, смесители, сверлильный станок, рубанок, пила, кусачки, молоток, долото, отвёртки, зажим, контейнеры, урны. |
Знакомство с медицинскими профессиями. | Ознакомление со специалистами и их инструментами. | Медицинский кабинет МБДОУ «Детский сад №27» | Терапевт, педиатр, лор, окулист, хирург, стоматолог, медсестра, санитар. | Фонендоскоп, тонометр, молоточек, иголочка, термометр, пинцет, таблетки, микстура, сиропы, уколы, мази. |
Знакомство со спортивными профессиями. | Расширить знания детей о профессиях, которые помогают поддерживать здоровый образ жизни. | Спортивный комплекс «Дельфин» | Тренер, методист, администратор, регистратор, инструктор, гардеробщик. | Виды спорта: плавание, футбол, бокс, хоккей, шахматы, гимнастика, баскетбол, волейбол, теннис, борьба, коньки, лыжи. |
Экскурсия и знакомство с библиотекой. | Рассказать о значимости профессии библиотекаря. | Центральная детская библиотека | Библиотекарь | Стеллажи, формуляры, журналы, газеты, энциклопедии, писатель, поэт. |
Знакомство с музеем и профессиями, связанными с ним. | Познакомить детей с людьми, работающими в музее; формировать представления о работе комбината | Городской музей, Музей истории Сибирского Химического Комбината | Экскурсовод, кассир, инженер | Выставка, экспонат, искусство, ископаемые, картины, эпоха, атом, объект, комбинат. |
Знакомство с профессиями полиции. | Рассказать детям о профессиях, стоящих на страже порядка. | Дежурная часть полиции | Полицейский, кинолог, криминалист, регулировщик. | Преступник, постовая служба, командир, майор, наручники, бронежилет, пистолет Макарова, жезл |
Познакомить с профессией флориста. | Формировать умение ценить красоту. | Цветочный салон | Флорист | Хризантемы, розы, тюльпаны, пионы, икебана, витрина, интерьер, упаковочные материалы. |
Посещение фотосалона. | Рассказать подробнее об инструментах и места работы фотографа. | Фотосалон «Первый» | Фотограф | Фотоаппарат, фотовспышка, фотоснимки, штатив, фон, позы. |
Экскурсия в школу, знакомство со школьной жизнью. | Познакомить детей с профессией учителя и режимом обучения. | Школа №89 | Учитель | Доска, мел, указка, интерактивная доска, парта, учебник, уроки, перемена, школьная форма, звонок. |
Посещение кухни. | Знакомство с профессией повара. | Кухня МБДОУ «Детский сад №27» | Повар, подсобный рабочий, кладовщик | Блюдо, рецепт, тестомешалка, хлеборезка, мясорубка, картофелечистка, разделочная доска, кастрюля, сковорода, дуршлаг, поварёшка. |
Знакомство с зоопарком и профессиями, связанными с ним. | Познакомить с профессиями, занимающимися животными. | Зоопарк | Ветеринар, зоолог, служитель, орнитолог, ихтиолог, эколог. | Животные, континент, повадки, клетки, вольер, аквариум, корм, рептилии, грызуны, млекопитающие, птицы, рыбы. |
Экскурсия на телевидение. | Расширение знаний о профессиях на телевидении. | Северское телевидение | Оператор, диктор, ведущий, сценарист, режиссер. | Дубль, кадр, сцена, эпизод, микрофон, репортаж, сценарий, интервью. |
Посещение кукольного театра. | Знакомство с актёрскими профессиями. | Кукольный театр | Актёр, сценарист, режиссёр, костюмер, гример, билетёр, декоратор, светооператор, звукооператор, суфлёр | Сцена, акт, фойе, аплодисменты, антракт, занавес, спектакль, буфет, куклы, декорации. |
Экскурсия в почтовое отделение. | Знакомство с людьми, работающими на почте. | Почта | Почтальон, | Письмо, посылка, бандероль, извещения, марки, газеты, журналы, конверты, переводы, почтовый ящик, доставка. |
Посещение парикмахерской. | Познакомить с творческой профессией парикмахера. | Парикмахерская | Парикмахер, стилист, визажист, мастер по маникюру, бровист. | Прическа, фен, укладка, локон, клиент, расческа, ножницы. |
Посещение магазина. | Познакомить с профессиями торговой сферы. | Магазин | Продавец, кассир. | Продавец, покупатель, супермаркет, прилавок, касса, чек, продукты, униформа, продовольственные и промышленные товары. |
Поход в аптеку | Ознакомление с профессиями фармацевта. | Аптека | Аптекарь, фармацевт, фасовщик, кладовщик, провизор. | Таблетки, бинты, шприцы, витамины, препараты, капсулы, лекарства. |
Итоговое занятие «Путешествие по городу профессий»; обобщение по проведенным экскурсиям | Закрепление знаний детей о различных профессиях, обращение внимания на значимость каждой из них. | МБДОУ «Детский сад №27» , гр. №2 «Золотой ключик» | Шофёр, повар, врач, учитель, парикмахер, швея, маляр, почтальон, строитель, библиотекарь, полицейский, тренер. | Закрепить в речи все пройденные слова. |
Организационный раздел
Условия реализации Программы
Успешная реализация программы невозможна без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям развивающей предметно-пространственной среды.
Особенности организации предметно – пространственной среды
Развивающая предметно – пространственная среда нашей группы соответствует требованиям: быть содержательно – насыщенной, развивающей; трансформируемой; полифункциональной; вариативной; доступной; безопасной; здоровьесберегающей; эстетически – привлекательной.
Всё это позволяет реализовать образовательную программу в дошкольном учреждении в полном объёме.
Материально – техническое обеспечение Программы
Оснащение развивающей предметно-пространственной среды в целях ранней профориентации подразумевает: подбор художественной литературы, пословиц, поговорок о труде, загадок, стихов, энциклопедий, самодельных книжек – малышек, связанных с темой «Профессии», подбор иллюстраций, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности, подбор дидактических игр, подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, выпуск настенной газеты, оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей», материалы для сюжетно – ролевых игр.
Определение эффективности реализации
образовательной программы «Калейдоскоп профессий»
Контроль, или проверка результатов реализации образовательной программы, является обязательным компонентом процесса обучения. Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, помогает детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, что создает хороший психологический климат в коллективе и повышает самооценку самого воспитанника.
Изучая вопрос актуальности раннего профессионального самоопределения ребенка дошкольного возраста, с целью определения роли дошкольного учреждения в этом направлении, изучено мнение родителей воспитанников.
Анкетирование родителей
Вопросы | Начало года | Конец года |
Считают, что детям необходима помощь в ознакомлении с профессиями взрослых. | 60% | 100% |
Желают своим детям лучшей профессии, чем имеют сами. | 100% | 100% |
Хотят видеть своих детей благополучными, счастливыми. | 100% | 100% |
Плохо представляют значимость профориентационной работы (Вырастут – сами решат «кем быть»). | 47% | 20% |
Детям было предложено диагностическое задание, с целью определения уровня информированности дошкольников о профессиях взрослых. Исследование проводилось индивидуально.
- Выбери картинку, в кого бы ты хотел поиграть. (Ребёнок выбирает профессию).
- Отбери те картинки, которые тебе потребуется для этой игры. Объясни, для чего это нужно.
1балл – ребёнок даже при помощи взрослого затрудняется в обосновании выбора картинок.
2балла – незначительная помощь взрослого в правильном отборе и обосновании выбора картинок
3 балла – самостоятельно, без помощи взрослого правильно отбирает и обосновывает выбор картинки.
Результаты работы Программы «Калейдоскоп профессий»
Использование активных форм деятельности при систематической и целенаправленной работе воспитателя, поддержка педагогом различных форм детской активности и инициативы, вовлечение родителей в совместную работу по ознакомлению детей с трудом взрослых даёт положительные результаты. Родители стали активными участниками образовательного процесса.
Родители рассказали детям о своей профессии. Ребёнок после таких встреч начинает обыгрывать данную профессию, закрепляя полученные знания.
Положительные отзывы в «Книге отзывов родителей» отражают эффективность совместных мероприятий, что даёт основание считать реализацию данной программы эффективной.
Используемая литература:
- Беседы о профессиях с детьми 4 – 7 лет. М., 2010
- Кубайчук Н.П. Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста. Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIмеждународной научной конференции (г. Пермь, апрель 2015г.). - Пермь: Меркурий, 2015. –с.97 -101
- Пасечникова Т.В., методист ЦПО Самарской области «Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие» - Самара: Изд. ЦПО, 2013. -45с.
- Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста. Воспитатель ДОУ. 2012 №2
- Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. М., 2014
- Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/
http://festival.1september.ru/articles/566837/pril2.doc
http://festival.1september.ru/articles/566837/pril1.doc
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «Профессии в мире спорта»
КонспектООД по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста«Профессии в мире спорта»...
Презентация ООД по ранней профориентации детей 5-6 лет «Профессии в мире спорта»
Презентация ООД по ранней профориентации детей 5-6 лет «Профессии в мире спорта»...
НОД по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста " Профессии в мире спорта"
Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляем через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и иг...
Инновационный познавательный проект по ранней профориентации дошкольников старшего возраста "Калейдоскоп профессий"
В инновационном проекте представлена система работы по профориентации старших дошкольников. Предложены конспекты игровой деятельности по данной теме, беседы с дошкольниками, разнообразные виды игр, чт...
Дополнительная общеразвивающая программа по ранней профориентации детей дошкольного возраста "Академия профессий"
Каждый ребёнок мечтает о том, кем он станет в будущем. В дошкольном возрасте малыш получает представление о мире профессий в процессе познания мира. В дошкольном возрасте важно расширять его пре...
Конспект НОД по ранней профориентации детей дошкольного возраста «Все профессии важны» (подготовительная группа)
Конспект НОД по ранней профориентации детей дошкольного возраста«Все профессии важны» (подготовительная группа)...
Мастер класс для педагогов Ранняя профориентация детей " Тропинки в мир профессий".
Познакомить педагогов с методами и приемами роботы с детьми по формированию ранней профориентации...