Медико-педагогический контроль в ДОУ
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mediko_ped_kontrol.docx | 58.39 КБ |
tablicy_mediko-pedagogicheskogo_kontrolya.doc | 122 КБ |
programma_mediko_-pedagogicheskogo_kontrolya_-_1.xls | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА
МО «Город Саратов»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 17» Ленинского района г. Саратова
410035, г. Саратов, ул. Тархова С.Ф. 35-А, тел/факс 63-94-42
МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
ЗА ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ.
Старший воспитатель Ионкина Е.В.
г. Саратов
2019-2020 уч. год
Оновной задачей физического воспитания детей дошкольного возраста является улучшение состояния здоровья и физического развития, повышение работоспособности, развитие функциональных возможностей развивающегося организма, формирование двигательных навыков (ходьба, бег, метание, лазание и т.д.) и воспитание двигательных качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость).
Работа по физическому воспитанию осуществляется воспитателями групп при регулярном контроле со стороны медицинских работников, заведующей, методиста.
Основная цель медико-педагогического контроля: оптимизировать двигательную активность детей.
Основные задачи и формы медико-педагогического контроля
Задачи медико-педагогического контроля
- Выяснить уровень физического развития, функциональные возможности организма и уровень развития двигательного аппарата.
- Систематически наблюдать за динамикой роста, здоровья и развития моторной функции ребенка после физических упражнений, чтобы оценить оздоровительный эффект.
- Профилактика, выявление и лечение изменений в организме ребенка при нерациональном занятии физкультурой.
- Проведение санитарно-просветительной работы.
ФОРМЫ МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
Основными формами медико-педагогического контроля являются:
- медицинское обслуживание детей, формирование групп здоровья, физическая подготовка – основанные для формирования групп для занятий физическим воспитанием;
- медико-педагогические наблюдения во время занятий, соревнований.
- санитарный осмотр места проведения занятий;
- диспансеризация – занятия детей в подготовительных или специальных группах;
- медицинские консультации по вопросам физического воспитания;
- медицинское сопровождение во время соревнований;
- профилактика спортивного травматизма;
- санитарно-просветительная работа;
- контроль за эффективностью организации физического воспитания в дошкольном учебном заведении.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ НА ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Распределение детей на группы здоровья для проведения занятий проводится следующим образом:
- Медицинское обследование детей проводится согласно приказу Министерства охраны здоровья Украины от 29 ноября 2002 года № 434.
- Уровень гармонического и физического развития детей согласно их возрасту.
- Определение функционального развития ребенка (использование спец. методов обследования).
- Оценка физической подготовленности, что включает определение у детей уровня развития физических данных.
Внимание!
Ошибочный подход к степени развития здоровья ребенка, его физическому развитию, уровню функциональных возможностей может снизить физическую и умственную трудоспособность, уровень здоровья и даже привести к психической травме ребенка.
Перевести ребенка из спецгруппы в подготовительную, а из подготовительной в основную, можно только после медицинского обследования.
После перенесения острых хронических заболеваний, оперативного вмешательства или после травмы, в период реабилитации их зачисляют в спецгруппу для проведения лечебно-физкультурного комплекса.
Особенности организации занятий по физическому воспитанию для разных групп
Название группы | Критерии | Характеристика физической нагрузки | Примечание |
Основная группа | 1. Возраст Высокий или средний уровень гармоничного развития. 2. Функциональные возможности соответствующие возрасту. 3. Отсутствие острых или хронических заболеваний. 4. Физическая подготовка позволяет планировать физическую нагрузку. 5. Сердечнососудистая система нормально реагирует на физическую нагрузку | Физическая подготовка проводится в полном объеме с программой | Рекомендации врача (в зависимости от анатомического строения тела, функциональных возможностей и индивидуальных особенностей) |
Подготовительная группа | 1. Возраст, низкий уровень физического развития. Дисгармония развития за счет дефицита массы тела. 2. Физические возможности ниже возрастных норм. 3. Отсутствие острых и хронических заболеваний. 4. Реабилитационный период после острого заболевания. 5. Отставание в физической подготовке. | Постепенное усвоение программного материала проводится за счет исключения некоторых видов физических упражнений. Нормативы, на основе которых выявляется успешность, разрабатывают преподаватели по физическому воспитанию. | Занятия в основной и подготовительной группах разрешается проводить совместно. |
Специальная группа | Значительные отклонения постоянного или временного характера, или противопоказания для занятий физи-ческого воспитания. | Физическая подготовка проводится по специальным программам ЛФК. | Занятия проводятся специалистами по ЛФК. |
Ориентировочные сроки восстановление занятий физкультурой в основной (подготовительной) группах
Название болезни | Срок восстановления физкультурных занятий | Примечание |
Ангина |
2-4 недели |
Для перевода в основную группу нужно сдать анализы, обратить внимание на сердечно-сосудистую систему |
ОРЗ |
1-3 недели |
Избегать переохлаждения |
Пневмония |
1-2 месяца |
Избегать переохлаждения. Рекомендовать дыхательные упражнения |
Грипп |
2-4 недели |
Обратить внимание на работу сердечно-сосудистой системы |
Острое инфекционное заболевание |
1-2 месяца |
Занятие начинать только после лабораторных обследований, обследования сердечно-сосудистой системы. |
Острый отит |
3-4 недели |
Избегать переохлаждения. Исключить резкие упражнения (резкие повороты, перевороты и т.д.) |
Схема визуального обозначения степени утомляемости детей во время физических нагрузок.
Объекты наблюдения | Признаки утомляемости и степень | ||
Мала | Средняя | Недопустимая | |
Цвет кожи лица | Небольшое покраснение | Значительное покраснение | Резкое покраснение или посинение |
Речь | Четкая | Затруднена | Затруднена или невозможна
|
Мимика | Обычная | Лицо напряжено | На лице выражено страдание
|
Потливость | Небольшая | Обильная, в верхней половине тела | Стекание пота по всему телу.
|
Дыхание | Ускоренное, ровное | Сильно ускоренное, рывками через рот | Сильно ускоренное, поверхностное с отдельными глубокими вдохами
|
Движение | Бодрое | Качание, нетверды шаг | Резкое качание, дрожь в конечностях, вынужденная поза при сидении
|
Самочувствие | Жалоб нет | Жалобы на усталость, боль в мышцах, сердцебиение, шум в ушах | Жалобы на плохое самочувствие, боль у правого подреберья, головная боль, тошнота, икота.
|
Внимание | Точное исполнение команд | Ошибки при выполнении команд не четкое их выполнение
| Выполнение команд нечеткое, вольное |
Оценка эффективности физкультурного занятия
Оценку эффективности физкультурного занятия нужно проводить при помощи:
- наблюдений и опросов, что позволяет оценить степень развития утомляемости.
- хронометражных наблюдений.
В ходе проведения хронометражных наблюдений при помощи секундомера – регистрирую время отдельных видов деятельности во время занятия. При этом, в зависимости от возраста, учитывают, что:
а) вводная часть (3-4 мин.) – это организация детей и подготовка их к занятию;
б) подготовительная часть (4-8 мин) – предназначена для проведения упражнений из общей физической подготовки;
в) основная часть (8-14 мин), где раскрывается тема занятия, разделяется на два периода I период – формирование новых движений и II период закрепления их.
г) заключительная часть (3-4 мин), обеспечивает поступательное движение показателей деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы организма до исходного уровня (на 2-3 мин после окончания занятия).
Общая плотность занятия
Общая плотность занятия физического воспитания выражается в % отношении используемого времени занятия к его общей продолжительности. В соответствии с гигиеническими требованиями эта величина должна быть не меньше 90%.
Моторная плотность занятия
Моторная плотность занятия физического воспитания выражается в % отношении затраченного времени к его общей продолжительности. В соответствии с гигиеническими требованиями эта величина должна быть не меньше 70%
Физиологическая кривая оценки реакции ребенка на физические нагрузки
Оценку реакции ребенка на физические нагрузки во время занятия проводят при помощи построения физиологической кривой.
Для этого измеряют частоту пульса у двух – трех детей перед занятием, после каждой части занятия и в конце занятия. Результаты измерения графически изображают на кривой: по горизонтали – длительность каждой части, по вертикали величина пульса.
При правильном построении занятия и адекватности физической нагрузки возможностям детского организма – физиологическая кривая характеризуется потенциальным увеличением частоты сердечных пульсаций, в вводной и подготовительной части, высоким уровнем (80 – 100% от начального пульса) в основной части, и постепенным уменьшением в заключительной части.
Низкий подъем, и ровный верхний край физиологической кривой показывает недостаточность физической нагрузки. Многоступенчатая кривая показывает о периодах бездеятельности.
Нужно знать, что пульсовая реакция зависит от величины нагрузки и уровня подготовленности ребенка к ним.
Эффективность физического воспитания детей основной и подготовительной группы определяется за динамикой показателей острых заболеваний в течении года, показатели физического развития и гармоничности в результате выполнения контрольных двигательных листов.
ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЫШЕЧНОГО КОРСЕТА ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
Статистическая силовая выносливость мышц спины (норм 1 мин) | Динамическая выносливость мышц брюшного пресса | Проба Мингоцини | ||
1 способ (норма 15-20 раз за 1 мин) | 2 способ (норма 1 - 1,5 мин) | сила мышц рук (норма 1 мин) | сила мышц ног (норма 1 мин) | |
И.п. лежа на животе. Туловище поднимается на 300 и удерживается в таком положении |
И.п. лежа на спине, ноги фиксируются, руки на поясе. Определяется количество переходов из положения лежа в положение сидя
|
И.п. лежа на спине, руки на поясе. Прямые ноги под углом 450 к полу удерживаются на весу |
И.п.: стоя, руки впереди. Продержать руки в таком положении |
И.п. лежа на спине, ноги разведены, согнуты в тазобедренном суставе и в коленном суставе (угол 900). Удерживать ноги в этом положении |
СРЕДНИЕ ФИЗИОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ
Пол | Возраст | Жизненная емкость легких (мл) | Сила мышц, правой кисти (кг) | Сила мышц, левой кисти (кг) | Становая сила |
Мальчики | 3 4 5 6 7 | 500-800 650-1000 1100-1500 1500-1800 1700-2200 | 3,4-6,2 3,9-7,5 6,5-10,3 9,6-14,4 11,6-15,0 | 3,1-5,5 3,5-7,1 6,1-9,5 9,2-13,4 10,5-14,1 | 13,6-19,6 17,6-22,4 19,7-28,1 28,9-37,4 28,7-39,9 |
Девочки | 3 4 5 6 7 | 400-800 650-1000 1100-1400 1300-1800 1500-2000 | 2,6-5,0 3,1-6,0 1,9-8,7 7,9-11,9 9,4-11,4 | 2,5-4,9 3,2-5,6 5,1-8,7 6,8-11,6 8,6-13,2 | 12,4-17,2 14,5-19,7 16,3-22.5 24,5-32,9 25,0-35,0 |
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБ
- Проба с переменой положения тела (для детей раннего возраста)
Ребенок лежит на кушетке в спокойном состоянии 2-3 минуты, после чего у него определяют частоту сердечных сокращений (по 10-секундным интервалам), измеряют артериальное давление. Затем ребенку предлагают встать и производят те же измерения в вертикальном положении.
- Проба Мартинэ-Кушелевского (10-20 приседаний за 15-30 сек).
Детей предварительно обучают данному движению, чтобы они приседали ритмично, глубоко, с прямой спиной. Дети 3-4 лет могут держаться за руку взрослого, который регулирует их движения по глубине и ритму.
Пробу проводят следующим образом: ребенок садится на стульчик у детского стола, ему надевают манжетку для измерения артериального давления, спустя 1-1,5 мин (когда исчезает рефлекс и возбуждение, вызванное наложением манжеты) каждые 10 сек. определяют частоту сердечных сокращений до получения 2-3 близких показателей и берут из них средний и записывают в графу «до нагрузки». Одновременно определяют характер пульса (ровный, аритмия и т.д.)
После этого измеряют артериальное давление. Эти данные тоже записывают как исходные до нагрузки. Затем, не снимая манжеты (резиновую трубку отсоединяют от аппарата и закрепляют за манжету), ребенку предлагают сделать приседания. Приседания ребенок делает под четкий счет взрослого.
После окончания дозированной нагрузки ребенка сразу сажают и в течение первых же 10 секунд определяют частоту сердечных сокращений, затем быстро измеряют артериальное давление и продолжают подсчет частоты сердечных сокращений по 10-секундным интервалам до возвращения ее к исходной. После этого второй раз измеряют артериальное давление. Визуально следят за частотой и характером изменения дыхания.
Секунды | Частота сердечных сокращений | Примечание | ||||
До нагрузки | После нагрузки | |||||
1 мин | 2 мин | 3 мин | 4 мин | |||
10 20 30 40 50 60 | 17 16 16 15 - - | 22 - - - - 18 | 17 17 16 16 - - |
|
| Наличие одышки, потливости, гиперемии лица, жалобы ребенка |
| 105/70 | 120/75 | - | 105/70 |
|
|
КОЛЕБАНИЕ ЧАСТОТЫ СРЕДНИХ СОКРАЩЕНИЙ (УДАРЫ В МИНУТУ) ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЯХ
У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
Виды физических упражнений | мин – макс. | Время восстановления в минутах |
1. Общеразвивающие упражнения | 100-140 | 1-2 |
2. Умеренная ходьба | 120-150 | 1-2 |
3. Осложненная ходьба (стеи-тест, ходьба по лестнице) | 130-160 | 3 |
4. Бег на месте | 130-170 | 3 |
5. бег средней интенсивности | 150-180 | 3-4 |
6. Медленный бег «трусцой» | 150-170 | 2-3 |
7. Прыжки в длину | 130-165 | 1-2 |
8. Прыжки со скакалкой | 140-170 | 3-4 |
9. Подскоки | 130-160 | 2-3 |
10. Равновесие | 120-150 | 1 |
11. Езда на велосипеде | 130-160 | 3 |
12. Игра в мяч | 145-195 | 3 |
Предварительный просмотр:
Материал подготовлен по книге В.Н. Зимониной
«Организация медико-педагогического контроля в дошкольном учреждении»
Таблицы медико-педагогического контроля в ДОУ
Учебный год________________ Карта контроля утренней гимнастики
Дата | № группы | Ф.И.О. воспитателя | Место проведения | Соблюдение гигиенических требований | Одежда детей | Руководство воспитателя | Форма организации гимнастики | |||||||||||
Помещение группы | Музыкальный зал | Физкультурный зал | Спортивная площадка | Влажная уборка | Проветривание | Температурные Показатели | Спортивная | Облегченная | Подготовка педагога | Одежда педагога | Использование муз. сопровождения | Комплекс ОРУ | Подвижная игра | Ритмическая гимнастика | Комбинированная | |||
Учебный год_________________ Карта контроля прогулки
Дата | Группа | Ф.И.О. воспитателя | Педагогические требования к организации прогулки | |||||||||||||
Подготовка участка к прогулке | Выносной материал | Одежда детей | Время прогулки | Самостоятельная деятельность детей | Подвижные игры | Трудовые поручения | Наблюдение в природе | Индивидуальная работа с детьми | Другие формы двигательной деятельности (указать какие) | Формы общения детей на прогулке | Работа с ЧБ детьми | Кто осуществляет контроль | Приложение | |||
Учебный год_________________ Карта контроля сна
Условия организации сна | |||||||||||
Дата | Группа | Ф.И.О. воспитателя | гигиенические | педагогические | |||||||
Температура воздуха в спальне | Сон с доступом свежего воздуха | Одежда детей | Размещение кроватей | Состояние детей перед сном | Индивидуальный подход во время засыпания | Постепенный подъем | Гимнастика пробуждения | Примечание | |||
Учебный год ___________________Карта контроля закаливания
Дата | Группа | Ф.и..о. воспитателя | Дидактичекие принципы организации закаливания | Соблюдение режима | Специальное закаливание | Примечание | ||||||||||||||||||
Температурного | Теплового | Воздушного | Воздухом | Водой | ||||||||||||||||||||
Температура в группе | Температура в спальне | Температура в умывальной комнате | В группе | На улице | Во время сна | Сквозное проветривание | Одностороннее проветривание | Контрастные воз. ванны | Гимнастика | Занятия физической культуры | Оздоровительный бег | Обширное умывание | Полоскание горла | Обливание ног | «Топтание в тазу» | |||||||||
утро | день | вечер | утро | день | вечер | |||||||||||||||||||
Учебный год__________________ Карта контроля питания
Дата | Группа | Ф.И.О. воспитателя | Выполнение режима питания | Подготовка к приему пищи | Эстетика | Формирование культуры еды | Роль в организации питания | Ответственный за проведение контроля | ||||||||||
помощника воспитателя | воспитателя | |||||||||||||||||
Эмоциональное состояние детей | Гигиенические процедуры | Организация завтрака | Обеда | Полдника | Обстановка за столом (эмоциональная) | Уровень умений пользоваться столовыми приборами | Сформированный навык ест разнообразную пищу | Сервировка стола | Санитарно-гигиенический режим в группе | Подача нового блюда | Аппетит детей | Образец воспитателя при приеме пищи | Учет медицинских показаний | |||||
Учебный год _________________Карта контроля занятий в бассейне
Дата | Группа | Ф.и.о инструктора по плаванию | Гигиенические условия помещения бассейна | Подготовка детей к занятию | Организация занятий в бассейне | Примечание | ||||||||||
Соблюдение требований инструкций по охране жизни | Температура воды | Температура воздуха в бассейне | Система проветривания | Документация медсестры бассейна | Знакомство детей с правилами поведения в душе, бассейне | Наличие купальных принадлежностей | Выполнение гигиенических правил | Разминка перед занятием | Осмотр медсестрой | Взаимодействие сотрудников | Длительность занятия | Форма организации занятий | ||||
Карта контроля занятий познавательного, эстетического цикла
Дата ____________группа№ ______(______________) количество детей______
возрастная группа
Ф.И.О. педагога________________________________________________
День недели проведения занятия_________________________________
Занятие по разделу программы __________________________________
Тема занятия__________________________________________________
Начало занятия ____, окончание занятия ___, длительность занятия_______
Санитарное состояние помещения ____________________________________________
Соответствие места проведения занятия количеству детей и характеру занятия _____________________________________________________________________________
Состояние воздуха (запах, запыленность, ощущение духоты, сухость и др.)__________
___________________________________________________________________________
Температура воздуха и его оценка _____________________________________________
Соответствие одежды детей температуре воздуха ________________________________
Соответствие размеров мебели росту детей _____________________________________
Освещенность места проведения занятия _________________________________________
Имелись ли у детей признаки переутомления, если да, то что предпринял педагог _____________________________________________________________________________
Наличие физкультпаузы в ходе занятия ___________________________________________
Учитывалось ли психолого-эмоциональное состояние детей _____________________________________________________________________________
Соблюдение мер травмобезопасности на занятии _____________________________________________________________________________
Приемы, используемые педагогом для повышения активности, работоспособности детей _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Рекомендации:_________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проводил наблюдение _____________________________________
Педагогический анализ физкультурного занятия
Эксперт ____________________ Дата проведения ________________
Занятие проводит: ______________ Группа ______ Количество детей:________
Программные задачи:
Развития: _______________________________________________________________
Оздоровительные:________________________________________________________
Образовательные: _______________________________________________________
Воспитательные: ________________________________________________________
Время начала занятия: _________ Длительность занятия:________
Вводная часть:
1.Разминка:
Подготовка организма к нагрузке: вызвать интерес к занятию, целесообразность движений, их разнообразие по построению, направлению, темпу, способу выполнения, нагрузки.
Вывод: Мин. __________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основная часть:
2.Общеразвивающие упражнения:
Используемый материал __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ритмическое сопровождение: счет, бубен, грамзапись, музыкальное сопровождение. Показ: воспитателем, ребенком, смешанный. Равномерность распределения физической нагрузки на все группы мышц. Использование разных исходных положений. Контроль за дыханием. Динамичность. Темп. Нагрузка.
Вывод: Мин.__________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Основные движения.
Создать условия для многократного творческого повторения движений. Используемые методы обучения. Оценка. Четкое, краткое обращение к детям. Эмоциональное состояние.
Вывод: Мин. ___________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Подвижная игра:
Объяснение игры (с учетом возраста, новизны, правил). Использование всей площадки. Выполнение правил. Регуляция нагрузки.
Вывод: Мин. __________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключительная часть:
Восстанавливающая: не допускать резкой остановки после бега и других нагрузочных упражнений. Восстановить дыхание, начинать с ускоренной ходьбы с постепенным замедлением темпа. Дыхательные упражнения. Игра малой подвижности.
Вывод: Мин.__________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общие рекомендации: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карта контроля физкультурного занятия
Эксперты: ______________________________________________
Группа:_______ Количество детей: _________ Дата:________________
Время начала занятия _______________- вводная часть ___________
основная часть_____________ заключительная часть ______________.
Программные задачи: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Соответствие содержания занятия требования программы______________________
- Соответствие взрасту и уровню подготовленности детей______________________
- Выполнение основных физиологических принципов:
- Динамичность физических упражнений ___________________________________
_____________________________________________________________________________
- Равномерность распределения физической нагрузки на все группы мышц -_____________________________________________________________________________
- Использование разных исходных положений_______________________________
_____________________________________________________________________________
- Контроль за правильным дыханием ______________________________________
_____________________________________________________________________________
- Используемый материал и оборудование __________________________________
______________________________________________________________________
- Оценка двигательной активности детей на занятии. Например:
Общая плотность = полезное время (22 – х) = 22 х 100 = 88%
продолжительность занятия (25 – 100%) 25 норма 80- 90 %
В зависимости от задач занятия, общая плотности может меняться, особенно в младшей группе от 60 до 85%
Время, затраченное на движение (18 – х)
Моторная плотность = --------------------------------------------------- = 18 100 = 70%
Общее время занятия (25 – 100) 25 норма 70 – 85%
Хронометраж.
Ф.и. ребенка ____________________________________________
Физиологическая кривая
Общая оценка занятия __________________________________________
Рекомендации:_________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Соответствует нагрузке, не соответствует (подчеркнуть) _______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Медико-педагогический контроль в электронной форме
Медико-педагогический контроль в эелектронной форме по Зимониной...
Медико-педагогический контроль в электронной форме
Медико-педагогический контроль в электронной форме по Зимониной и О.С. Скоролуповой...
Медико-педагогический контроль оздоровительной работы в летний период
План медико-педагогического контроля в летний период...
медико- педагогический контроль
Этот материал пригодится и медикам и воспитателям по физо...
медико- педагогический контроль
Этот материал пригодится и медикам и воспитателям по физо...
медико- педагогический контроль
Этот материал пригодится и медикам и воспитателям по физо...
медико- педагогический контроль
Этот материал пригодится и медикам и воспитателям по физо...