Рабочая Программа Тема: «Экологическое воспитание дошкольников средствами дидактических игр»
рабочая программа
- Целевой раздел
- Актуальность программы
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Рабочая программа по экологическому воспитанию дошкольников для детей 5 – 6 лет разработана на основе плана - программы педагогического процесса в детском саду «От рождения до школы». (Под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, 2010 г.). Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Цель программы: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников через дидактические игры, эксперименты, опыты.
Предмет программы - особенности организации дидактических игр детей старшего дошкольного возраста как средства экологического воспитания. Исходя из этого, можно сформулировать следующую гипотезу исследования – есть возможность предположить, что в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произойдут существенные положительные изменения в показателях экологической воспитанности у дошкольников посредством использования системы дидактических игр как одного из средств экологического воспитания.
Задачи программы:
-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру через дидактические игры;
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
При решении задач было выявлено, что в практике дошкольного экологического образования подбор игр часто бывает недостаточно продуман и, нередко, случайный. Поэтому, необходимы тщательный педагогический отбор, анализ и систематизация игрового материала. При этом необходимо соблюдать следующие требования:
а) подбор осуществлять с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе, а также обеспечивают решение общих задач формирования личности ребенка-дошкольника;
б) применять полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых;
в) содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе;
г) соблюдать последовательность связи каждой игры с предыдущей и последующими играми.
Это и позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии.
Подбор игр осуществлялся с учетом программных требований по трем направлениям:
1. Взаимосвязь и взаимозависимость в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы);
2. Человек, как часть природы;
3. Культура поведения в природе.
Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения знаний и развития мыслительных операций и действий. Дидактические игры проводят в часы досуга, при совместной деятельности детей и взрослых, при самостоятельной деятельности детей и на прогулках. Воспитателю в них принадлежит ведущая роль. Игровая форма придает таким занятиям занимательность, обучение идет в процессе выполнения игровых правил, действий. В ходе работы выявлены три группы методов экологического воспитания детей в дошкольном учреждении, базирующиеся на типичных для этого периода видах деятельности:
· практические (создание и поддержание экологически правильных условий для растений и животных, находящихся в окружении детей, природоохранная деятельность);
· познавательные (наблюдение, общение педагога с детьми в повседневной жизни и на занятиях);
· «отобразительные» (игра, моделирование, изобразительная деятельность.) Усложнение материала идёт от возраста к возрасту по принципу "от простого к сложному" по мере совершенствования знаний и ручных навыков детей усложняется и содержание деятельности по уходу за растениями и животными.
Экологическое воспитание детей требует наличия определённой материальной базы, которая присутствует в моей группе:
- экологический центр;
- учебно-наглядные пособия для проведения занятий и игр. - уголок природы.
Уголок живой природы обогащает и расширяет знания детей, даёт возможность сформировать у них практические умения и навыки, необходимые при уходе за растениями и животными. Для проведения занятий есть необходимые наглядные пособия:
- натуральные объекты живой и неживой природы; - иллюстративные пособия;
- вспомогательные приборы и оборудование (микроскоп, лупы, лабораторное оборудование для проведения опытов, технические средства обучения). Наличие материальной базы обеспечивает возможность детям наблюдать за объектами, фиксировать эти наблюдения, ухаживать за растениями и животными, отражать свои впечатления в художественной и игровой деятельности, возрастных группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 г Ярцева Смоленской области
Рабочая Программа
Тема: «Экологическое воспитание дошкольников средствами дидактических игр»
Подготовил воспитатель:
АВЕТИСОВА Ирина Гарриевна
ЯРЦЕВО
2018
Оглавление
1.1. Принципы и подходы к формированию Программы 6
2.2. Цикл экологических игр, для детей старшего дошкольного возраста 16
- Целевой раздел
- Актуальность программы
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Рабочая программа по экологическому воспитанию дошкольников для детей 5 – 6 лет разработана на основе плана - программы педагогического процесса в детском саду «От рождения до школы». (Под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, 2010 г.). Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Цель программы: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников через дидактические игры, эксперименты, опыты.
Предмет программы - особенности организации дидактических игр детей старшего дошкольного возраста как средства экологического воспитания. Исходя из этого, можно сформулировать следующую гипотезу исследования – есть возможность предположить, что в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произойдут существенные положительные изменения в показателях экологической воспитанности у дошкольников посредством использования системы дидактических игр как одного из средств экологического воспитания.
Задачи программы:
-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру через дидактические игры;
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
При решении задач было выявлено, что в практике дошкольного экологического образования подбор игр часто бывает недостаточно продуман и, нередко, случайный. Поэтому, необходимы тщательный педагогический отбор, анализ и систематизация игрового материала. При этом необходимо соблюдать следующие требования:
а) подбор осуществлять с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе, а также обеспечивают решение общих задач формирования личности ребенка-дошкольника;
б) применять полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых;
в) содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе;
г) соблюдать последовательность связи каждой игры с предыдущей и последующими играми.
Это и позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии.
Подбор игр осуществлялся с учетом программных требований по трем направлениям:
1. Взаимосвязь и взаимозависимость в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы);
2. Человек, как часть природы;
3. Культура поведения в природе.
Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения знаний и развития мыслительных операций и действий. Дидактические игры проводят в часы досуга, при совместной деятельности детей и взрослых, при самостоятельной деятельности детей и на прогулках. Воспитателю в них принадлежит ведущая роль. Игровая форма придает таким занятиям занимательность, обучение идет в процессе выполнения игровых правил, действий. В ходе работы выявлены три группы методов экологического воспитания детей в дошкольном учреждении, базирующиеся на типичных для этого периода видах деятельности:
∙ практические (создание и поддержание экологически правильных условий для растений и животных, находящихся в окружении детей, природоохранная деятельность);
∙ познавательные (наблюдение, общение педагога с детьми в повседневной жизни и на занятиях);
∙ «отобразительные» (игра, моделирование, изобразительная деятельность.) Усложнение материала идёт от возраста к возрасту по принципу "от простого к сложному" по мере совершенствования знаний и ручных навыков детей усложняется и содержание деятельности по уходу за растениями и животными.
Экологическое воспитание детей требует наличия определённой материальной базы, которая присутствует в моей группе:
- экологический центр;
- учебно-наглядные пособия для проведения занятий и игр. - уголок природы.
Уголок живой природы обогащает и расширяет знания детей, даёт возможность сформировать у них практические умения и навыки, необходимые при уходе за растениями и животными. Для проведения занятий есть необходимые наглядные пособия:
- натуральные объекты живой и неживой природы; - иллюстративные пособия;
- вспомогательные приборы и оборудование (микроскоп, лупы, лабораторное оборудование для проведения опытов, технические средства обучения). Наличие материальной базы обеспечивает возможность детям наблюдать за объектами, фиксировать эти наблюдения, ухаживать за растениями и животными, отражать свои впечатления в художественной и игровой деятельности, возрастных группах.
- Принципы и подходы к формированию Программы
1. Индивидуальный подход – ключевым фактором образовательного процесса является ориентация на потребности каждого ребёнка с учётом его индивидуальных этнокультурных особенностей, семейно-социальных возможностей и условий для полноценного развития.
2. Научность – обоснованность и достоверность содержания теоретической части экологического образования, формирование практических навыков адаптации и прогнозирования своих действий во время отдыха или труда в природных условиях на основе представления о закономерностях, существующих в природе.
3. Доступность – содержание программы, перечень тем и формы работы проектируются в соответствии с возрастными, психологическими, социальными и интеллектуальными особенностями детей, с учётом уровня их развития, а также индивидуальных познавательных способностей. Предпочтительны соответствующие возрасту формы организации занятий: наблюдение, обсуждение, эксперимент, игра.
4. Наглядность – чувственное познание нового материала с привлечением наглядного пособия способствует повышению концентрации внимания и мобилизации психического потенциала детей, пробуждает активный интерес, снимает умственное напряжение, таким образом, помогает добиться большей эффективности образовательного процесса в целом.
5. Конкретность – объем знаний увеличивается, и эти знания должны быть конкретными. Если ребенок знакомится с муравьем, то все знания необходимо давать только о нем. Ни в коем случае нельзя давать неверные ответы на вопросы ребенка, дети быстро привыкают называть растения цветами, мелких насекомых «букашками», все водные растения водорослями.
6. Систематичность и последовательность – необходимо придерживаться принципа поступательного перехода от простых объектов познания к более сложным, опираясь на освоенный ранее материал. Ребёнок знакомится с новыми знаниями, обращаясь к известной ему информации.
7. Согласованность – продуктивное сотрудничество между детьми, воспитателями и родителями.
8. Комбинаторность – продуманное сочетание различных видов образовательной деятельности.
9. Целостность – установление взаимосвязи разных сфер знаний, что помогает сформировать у ребёнка понимание единства мира.
10. Регионализм – необходимо учитывать региональный компонент (природу родного края, народные традиции, краеведение).
11. Гуманность – данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни.
12. Интеграция - рассмотрение экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребёнка.
13. Учёт этнокультурной и социальной ситуации развития детей – проявляется в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего своего края.
- Содержательный раздел
2.1. План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г. 2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г. 3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г. 4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. 5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004 6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2 7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998. 8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. | Анализ изученной литературы в плане по самообразованию. |
Работа с детьми | Сентябрь | Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке. | Опыты с песком и глиной. |
Ноябрь | Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. | Опыты с водой. | |
Январь |
Изучение свойств воздуха, снега в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. | Опыты с воздухом, снегом. | |
Март | Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. | Опыты с магнитом. | |
Апрель |
Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений. | Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте». | |
Работа с семьёй | Сентябрь |
Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, ёмкостями для опытов, собрать природный материал. | Создание и оборудование уголка «Юные исследователи». |
Октябрь | Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». | Газета для любознательных родителей. | |
Январь | Открытый показ образовательной деятельности «Волшебное царство трёх ветров» | Занятие. | |
Май |
Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. | Фотовыставка «Юные исследователи». | |
Самореализация | Сентябрь-май | Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. | Картотека опытов и экспериментов для детей 5-6 лет. |
Ноябрь | Консультация для педагогов ДО «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка». | Консультация для педагогов. | |
Февраль | Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности». | Выступление на педсовете. | |
Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Выступление на педсовете. |
Перспективное планирование | |||||||||||||||||||
Организованная | Совместная | деятельность | детей | и | Самостоятельная | ||||||||||||||
образовательная деятельность | взрослых. | деятельность детей. | |||||||||||||||||
1.Тема: | "Приготовим | 1.Д/и "Найди, что опишу". | - "Зоопарк". | ||||||||||||||||
винегрет". | Цель: | развивать | умение | Цель: познакомить детей | |||||||||||||||
Цель: | учить | детей | находить растение по описанию его | с разнообразием животного | |||||||||||||||
находить | овощи | по | отличительных признаков. | мира лесной, степной зоны, | |||||||||||||||
описанию, систематизировать | 2.Д/и "Овощехранилище". | водоёмов, пустыни. | |||||||||||||||||
представления | об | овощах | с | Цель: напомнить детям о том, | - "Театр зверей" | ||||||||||||||
помощью | вкусовых | что овощи выращивают на огороде, | Цель: показать сходство | ||||||||||||||||
анализаторов, | воспитывать | а фрукты – в садах; учит | и отличие | в проявлении | |||||||||||||||
желание выращивать урожай | группировать овощи, фрукты по | чувств | животных | и | |||||||||||||||
на огороде. | способам использования их в быту. | человека; приучать детей к | |||||||||||||||||
Материал: | натуральные | 4. Д/и "Путешествие". | бережному | отношению | к | ||||||||||||||
овощи | (свекла, | лук, | Цель: | совершенствовать умение | объектам живой природы, | ||||||||||||||
картофель, капуста), нож, | находить | дорогу | по названиям | желанию заботится о них. | |||||||||||||||
фартуки, клеёнки. | знакомых растений. | - "Ферма". | |||||||||||||||||
- д/и "Узнай по вкусу | 5. Д/и "Вершки – корешки". | Цель: | познакомить | с | |||||||||||||||
овощ"; | Цель: закрепить знания о частях | профессией | свиновода, | ||||||||||||||||
- | приготовление | растений | (овощи, | фрукты), | конюха, дояркой; закрепить | ||||||||||||||
винегрета; | совершенствовать | умение | навыки | ухода | за | ||||||||||||||
-д/и "Что в земле, а что | составлять | из | частей | целое | домашними | животными; | |||||||||||||
под землёй". | изображение. | воспитывать | заботливое | ||||||||||||||||
2. | Тема: | "Живые | 6. Д/и "Угадай, что в мешочке". | отношение | к | домашним | |||||||||||||
шнурочки" (эксперимент). | Цель: развивать умение узнавать | животным; | оценивать | ||||||||||||||||
Цель: | растения, овощи, фрукты по | значимость этих животных | |||||||||||||||||
-расширить | и | признакам, | воспринимаемым | на | в жизни человека. | ||||||||||||||
конкретизировать | ощупь. | - "Вижу в бинокль". | |||||||||||||||||
представления | детей | о | 7. Труд на "Зимнем огороде". | Цель: расширить знания | |||||||||||||||
дождевых червях, их роли в | Цель: учить детей рыхлить | детей о жизни на море, о | |||||||||||||||||
природе и жизни человека; | землю в ящиках с огурцами, | профессии капитана. | |||||||||||||||||
- | учить устанавливать | устанавливать зависимость между | Дидактические игры: | ||||||||||||||||
экологически | значимые | уходом за растением и его ростом. | - "Найди пару". | ||||||||||||||||
связи; | Формировать представление о том, | Цель: закрепить умение | |||||||||||||||||
- | закрепить | навыки | что растения живые – они дышат | находить | одинаковые | по | |||||||||||||
сравнительного | наблюдения | листьями. | Учить | пользоваться | внешнему | виду | растения, | ||||||||||||
(червь и многоножка), учит | доказательной речью. | называть их. | |||||||||||||||||
выделять | в | сравнении | 8. Игровая ситуация "Кто | - "Сложи растение из | |||||||||||||||
существенные признаки; | оставил следы (комочки земли) на | частей". | |||||||||||||||||
- | развивать | тропинке?". | Цель: | закрепить | |||||||||||||||
познавательный | интерес, | Цель:закрепить знания о | название частей | растения, | |||||||||||||||
стимулировать потребность в | строении животных, насекомых и | умение | составлять | из | |||||||||||||||
исследовательской | червей. | частей целое. | |||||||||||||||||
деятельности; | 9. Д/и "Пищевые цепочки". | - "С какой ветки детки?". | |||||||||||||||||
- | воспитывать | гуманное | Цель: закрепить знания детей о | Цель: подбирать плоды и | |||||||||||||||
отношение | к | живым | питании | и | приспособлении | листья, | принадлежащие | ||||||||||||
существам; | животных к условиям обитания. | одному | растению, |
- формировать у детей10. Наблюдение за морской воспитывать
объяснительную речь, | учить | свинкой . | познавательный интерес. | |||||
строить | сложные | Цель: продолжать знакомить | - "Определи по тени". | |||||
предложения, | используя | детей с повадками морской свинки, | Цель: | умение | узнавать | |||
опорные слова. | закреплять знания о том, как она | животное по силуэту. | ||||||
Материал: | коробочки с | ест, спит, двигается, воспитывать | - "Чей хвост?" | |||||
дождевыми | червями | на | любовь к животным. | Цель: | закрепить | умение | ||
каждого | ребёнка; | лупы; | 11. Д/и "Кто где живёт". | узнавать | животное | по |
Стекло; баночка с водой; | Цель: | закрепить | умение | отдельной его части. | ||||||||||
палочка, смоченная уксусом; | классифицировать | животных | по | - "Отгадай, кто я ?". | ||||||||||
поддон с землёй; многоножки | месту их обитания, уточнять и | Цель: | формировать | |||||||||||
в банке. | расширять | представления | о | элементарную | систему | |||||||||
Методические приёмы: | внешнем | виде | и | способах | экологических | знаний | о | |||||||
- загадывание загадки; | передвижения животных. | многообразии | животных; | |||||||||||
- | наблюдение | за | 12.Д/и "Узнай животное по | выделение | существенных | |||||||||
передвижением червей; | схеме" | признаков отдельных групп | ||||||||||||
- | рассматривание | тельца | Цель: продолжать учить детей | животных; | формировать | |||||||||
червяка через лупу; | узнавать | животное | по | понятия:звери,птицы, | ||||||||||
- беседа о строении червя; | обобщающим | признакам | рыбы, насекомые. | |||||||||||
- | эксперимент | – | (млекопитающие, | насекомые, | - Д/и "Цветочное лото" и | |||||||||
доказательство; | рыбы, птицы). | "Лото | животных".Цель: | |||||||||||
- | игровая | ситуация | 13. Д/и "Кто где живёт". | закрепить умение находить | ||||||||||
"Соседи"; | Цель: закрепить знания детей о | одинаковы | растения | и | ||||||||||
- | игровое | упражнение | месте обитания животных ( У лисы | животных | по | их | ||||||||
"Изобрази многоножку"; | – нора, у птицы – гнездо, у медведя | изображению. | ||||||||||||
- Д/и "Друг или враг". | – берлога и т.д.). | - "Кто где живёт?". | ||||||||||||
3.Тема: "Без билета - по | 14. Д/и "Зоопарк" | Цель: | учить | |||||||||||
всему свету" | Цель: познакомить детей с | группировать | растения | по | ||||||||||
(игра – эксперимент). | животными разных климатических | их строению. | ||||||||||||
Цель: | зон, устанавливать | зависимость | - "Этажи леса". | |||||||||||
- | показать детям | способ | строения, окраски и повадок от | Цель: | познакомить | с | ||||||||
распространения | семян | и | места обитания. | уровневой | системой | |||||||||
плодов | на примере | семян | 15.Беседа о птицах Ульяновской | экологической природы. | ||||||||||
одуванчика, | репейника, | области. | Перечень книг для детей: | |||||||||||
огурца - артелериста, яблока | Цель: уточнять и расширять | - В. Кулиев "Сказка о | ||||||||||||
и др.; | представленияо | разнообразии | добром муравье"; | |||||||||||
- | установить | зависимость | птиц, формировать знания об | - Г.Снегиров "Кто сажает | ||||||||||
способа | распространения | от | общих признаках птиц. Учить | лес?"; | ||||||||||
строения плодов и семян; | видеть особенности в их строении и | - М.Пришвин "Этажи |
- развивать интерес к поведении.Закреплятьумение леса";
жизни растений; | сравнивать | объекты | по | - Л.Толстой "Дедушка | |
-воспитывать | бережное | выделенным признакам, пользуясь | Мазай и зайцы"; | ||
отношение к | природным | элементами | предметной | модели. | - П.Воронько "Лучшие |
материалам. | Воспитывать | заботливое | песни родного края"; | ||
4. Тема: "Путешествие в | отношение к птицам. | - К.Чуковский "Доктор | |||
зимнюю сказку". | 16. Труд | в уголке | природы | ||
Цель: | "Почистим | клетку у | морской |
- закрепить представление свинки".
детей о зимних изменениях в | Цель: | закрепить | трудовые |
природе; | навыки | по уходу за | животными, |
- вспомнить о жизни формировать представления о том, животных и птиц в лесу в что животные живые существа –
зимний период; | они растут, дышат, питаются. | |
- | пробуждать | Учить устанавливать взаимосвязь |
эмоциональный | отклик на | между внешним видом и уходом. |
явления зимней природы; | Учит пользоваться доказательной |
- учить использовать в речью. Поддерживать интерес к речи слова и выражения уходу за животными.
участия, | эмоционального | 17. | Д/и | "Листья, | корни, | |||||
сочувствия, сострадания. | стебельки". | |||||||||
Материал: | фланелеграф, | Цель: | систематизировать знания | |||||||
изображения | диких | о строении растений, выделять | ||||||||
животных, | уздечка | с | основные | части | растений | и | ||||
колокольцами, | лукошко, | соотносить | их | строение | с | |||||
перчаточная кукла "Заинька", | экологическими | особенностями |
картинка | с | изображением | сочетания. |
тройки | коней, | аудиозапись | 18. Д/и "что появится из цветка". |
музыки | П.И. | Чайковского | Цель: систематизировать знания |
"Декабрь" из цикла "Времена | о росте и развитии растений; | ||
года". | упражнять детей в подборе пар: | ||
Методические приёмы: | цветок – плод; воспитывать интерес |
- загадывание загадок о к растительному миру.
зиме, снеге, морозе; | 19. Д/и "Найди растение по |
- беседа на тему "Мороз – семенам".
художник"; | Цель: совершенствовать умение |
- игра на фланелеграфе находить целое по части.
"Кто как зимует?"; | 20 Д/и магазин "Семена". | ||
- словесная игра "Кто | Цель: | закрепить | умение |
больше слов скажет о том, | группировать | растение по | месту |
кто что делает". | произрастания и использованию в |
- проблемная ситуация быту.
"Как помочь зайчику?"; | 21. Д/и – труд "Банный день". | ||
- рассматривание картины | Цель: учить детей устанавливать | ||
"Тройка"; | связи | между | особенностями |
- игра-хоровод "Как на листьев и способами удаления с
тоненький ледок". | них пыли, закрепить названия |
5. Тема "Азбука поведения | комнатных растений и их частей, |
в природе". | отличительных признаков. |
Цель: | 22. Д/и - эксперимент "Усик, |
- познакомить детей с луковка, розетка".
правилами | поведения | в | Цель: показать детям способы | ||||||
природе; | размножения комнатных растений; | ||||||||
- | вызвать | желание | быть | условиях, | необходимых | для | |||
другом | и | защитником | молодых | саженцев; воспитывать | |||||
природы. | бережное | отношение | к молодым | ||||||
Материал: | магнитофон, | росткам. | |||||||
правила | друзей природы в | 23.Игровая обучающая ситуация | |||||||
рисунках, | карандаши, | с игрушками – аналогами "Красота | |||||||
альбомные листы. | живой | ели | и | наряженной | |||||
Методические приёмы: | искусственной ёлки". | ||||||||
- беседа на тему "Матушка | Цель: учить детей понимать | ||||||||
природа. Кто она?"; | разнообразную красоту, видеть и | ||||||||
- | психологический | тест | ценить красоту живого растения. | ||||||
"Жалоба леса"; | 24. Д/и "Экологические круги". | ||||||||
- беседа "Кто может быть | Цель: | закрепить | умение | ||||||
защитником леса?"; | классифицировать | животных | по |
- Д/и "Семь желаний разнымпризнакам;выделять
природы"; | существенные признаки отдельных | |||
- моделирование. | групп животных. | |||
25.Д/и "Когда это бывает?"; | ||||
Цель: закрепить умение по | ||||
описанию узнавать время года. | ||||
26. | Игровая | обучающая | ||
ситуация "Посещение выставки в | ||||
картинной галерее". | ||||
Цель: учить детей воспринимать | ||||
произведения | искусства, видеть | |||
красоту | отражённой | природы; | ||
понимать, что это впечатления | ||||
художника о природе, полученные | ||||
через наблюдения и общение с ней. | ||||
Познакомить | детей с | некоторыми |
известными художниками –
пейзажистами (Айвазовский,
Шишкин, Левитан, Саврасов и др.).
27.Д/и "Что опасно для
природы?".
Цель: уточнить экологические
знания детей, определяющие
отношения между природой и
человеком на основе конкретных
правил поведения в лесу, на лугу, и
др. природных сообществах.
28.Д/и "В заповеднике".
Цель: систематизировать знания
- том, как люди пытаются решать
проблемызагрязнения
заповедников, охрану растительного и животного мира; воспитывать бережное отношение к природе заповедных мест.
- Д/и – труд "Лесник".
Цель: закрепить знание
внешнего вида деревьев и
кустарников, их составные части
(ствол, ветки, листья, семена);
умение собирать только те семена,
которые назовёт воспитатель.
- Д/и "Плохо – хорошо".
Цель: закрепить правила
поведения в природе.
- Цикл экологических игр, для детей старшего дошкольного возраста
1.Взаимосвязь и взаимозависимость в природе
(между неживой и живой природой, между объектами живой природы).
«Вершки-корешки»
Дидактическая задача. Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).
Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.
Игровые действия. Разыгрывание фантов.
Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что - корешками: «Съедобный корень овоща называть вершками, а съедобный плод на стебле - вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательными, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки», «Помидор!» - «Вершки». «Лук!» - «Вершки и корешки». Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.
Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки. Эту игру хорошо проводить после беседы об овощах, огороде.
«Пищевые цепочки на лугу».
Цель: Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.
Правила игры: Детям раздаются карточки с силуэтами обитателей луга. Дети
раскладывают, кто кем питается.
растения - гусеница - птица
злаковые травы - грызуны - змеи
злаковые травы - мышь - хищные птицы
следующие слова: "Журавли, журавли, выгнитесь
трава - кузнечик - луговые птицы
насекомые и их личинки - крот - хищные птицы тля - божья коровка - куропатка - хищные птицы травы (клевер) - шмель
«Пищевые цепочки водоёма».
Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.
Правила игры: Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки: комар - лягушка - цапля
червячок - рыбка - чайка
водоросли - улитка - рак
ряска - малёк - хищная рыба
«Пищевые цепочки в лесу».
Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.
Правила игры: Воспитатель раздаёт карточки с изображением растений и животных и
предлагает выложить пищевые цепочки:
растения - гусеница - птицы
растения - мышка - сова
растения - заяц - лиса
насекомые - ежи
грибы - белки - куницы
лесные злаки - лось - медведь
молодые побеги - лось - медведь
Игра-загадка «Лес».
Цель. Учить детей отгадывать загадки, закреплять навыки доказательства, развивать навыки описательной речи.
Материал для игры. Объемные и плоскостные игрушки, изображающие растения и животных леса.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть в необычную игру: он будет загадывать загадки, а дети -- отгадывать. Если точно и правильно отгадают и докажут отгадку, то этот предмет появится на столе.
Загадки: Что за дерево: и зиму, и лето зелено? (Дети отгадывают и доказывают отгадку. Появляется ель.)
- еще: Зимой и летом одним цветом. (После объяснения на столе появляются ель, сосна.) Воспитатель продолжает:
На лесной опушке стоят подружки. Платьица белены, Шапочки зелены.
(После отгадывания и объяснения на столе появляются несколько березок.)
-- Что же у нас получилось? -- спрашивает воспитатель.-- (Лес.) Что еще растет в лесу, кроме деревьев? - Читает загадки:
Вдоль лесных дорожек много белых ножек. В шляпках разноцветных, издали приметных. Собирай, не мешкай! Это... (Сыроежки.)
Я в красной шапочке расту среди корней осиновых, меня узнаешь за версту, зовусь я...
(Подосиновик.) Растет в траве Аленка В красной рубашонке. Кто ни пройдет,
Всяк поклон отдает. (Земляника.)
(После каждой отгадки на столе появляются то грибы, то ягоды.) -- В лесу живут разные звери и птицы. Узнайте, какие:
Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж.) Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистый -- краса! А зовут ее... (Лис а.) Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая. (Сорока.) Загадки могут быть и о других животных и птицах, либо несколько загадок об одном животном или об одной птице.
-- Получился настоящий лес! Сколько в нем деревьев, грибов, ягод; разных зверей и птиц! Теперь дети сами загадывают загадки про лес и его обитателей.
Они вспоминают известные загадки, придумывают свои. (В запасе у воспитателя должны быть игрушки, которые появятся на столе после отгадывания детских загадок.).
В заключение воспитатель предлагает загадку про лес: Богатырь стоит богат, Угощает все ребят:
Ваню -- земляникой,
Таню -- костяникой,
Машеньку -- орешком,
Петю -- сыроежкой,
Катеньку -- малинкой,
Васю -- хворостинкой. (Лес.)
«Ухаживаем за растениями»
Цель. Закреплять представления детей о различных способах ухода за растениями. Материал. Карточки с изображением лейки, пульверизатора, кисточки, ножниц; 7–8 комнатных растений. Дети сидят за столом, на котором лежат карточки с изображением предметов, необходимых для ухода за растениями. Детям необходимо определить какой уход нужен тому или иному растению, каким инструментом его выполняют – дети показывают соответствующую карточку. Кто правильно ответит, после игры будет ухаживать за этим растением.
Игра «Журавли-журавли».
Вожак журавлиной стаи, который выбирается считалочкой, поёт или говорит речитативом дугой". Все играющие в процессе размеренной ходьбы выстраиваются дугой, держа руки, как крылья. Вожак, убыстряя темп, продолжает: "Журавли, журавли, сделайтесь верёвочкой". Дети быстро, не отпуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который всё убыстряет шаги по темпу песни. "Журавли-журавли, извивайтесь, как змея!" - вереница детей делает плавные зигзаги. Вожак поёт дальше "Змея, заворачивайся в кольцо", "Змея выпрямляется" и т. д. Упражнения выполняются во всё возрастающем темпе, переходящем в бег, до тех пор, пока вереница не разрушится. Когда играющие запутаются, игру начинают снова.
«Угадай, какой ты зверь»
Дидактическая задача. Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках, приспособленности животных к окружающей среде; учить классифицировать животных.
Оборудование. Картинки с изображением животных.
Игровое действие. Отгадать, какое животное изображено на картинке.
Игровое правило. Отвечать на вопросы, которые помогают ребенку выяснить, «какой он зверь», можно только «да», «нет», «может быть».
Ход игры. Воспитатель прикрепляет на спину ребенку картинку с изображением животного. Затем предлагает всем детям посмотреть, каким «зверем» он стал. «Зверь», задавая вопросы, касающиеся внешнего вида животного, особенностей его движения, повадок, среды обитания, пытается выяснить, кто он.
Игра повторяется несколько раз с заменой картинки, изображающей животного, и заменой отгадывающего ребенка.
Игру можно варьировать, предлагая детям картинки с изображением птиц, рыб и других представителей фауны, постепенно подводя их к выделению характерных признаков различных групп животных.
Усложняя игру, можно исключить наглядность (картинку) и предложить отгадывать «на основе представлений».
«Грибная полянка»
Цель: Закреплять знания о дарах природы (о съедобных и несъедобных грибах), выяснить,
- каких именно местах в лесу растут грибы; проводить работу по словообразованию (под березой - подберезовик, под осиной - подосиновик); формировать умение находить съедобные грибы по дидактической картине, видеть красоту осеннего леса; воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.
Материал. Большая дидактическая картина с изображением осеннего леса, нарисованные грибы большого формата, вставленные в картину, корзинки, сделанные из цветной бумаги, костюм Гриба-лесовика.
Эту игру можно проводить после занятия по конструированию, на котором дети сделали из бумаги корзиночку.
Правила. В лес идти только с корзиночкой. Собрать не меньше трех грибов (обращаем внимание на то, что грибов одного вида на дидактической картине должно быть несколько, если один грибник нашел, например, белый гриб, то и другим предоставляется возможность найти такой же). Гриб-лесовик награждает детей красными картонными кружочками за каждый правильно названный гриб или за интересный красочный рассказ о грибах: победителем считается тот, кто в процессе игры наберет больше кружков.
Ход.
Воспитатель. Сегодня мы с вами пойдем в сказочный осенний лес за грибами. Пойдем?
(Да.) С чем нужно ходить в лес за грибами? (С корзинкой?) Возьмите свои «корзиночки», оденьтесь понарошку. Все готовы? (Под музыку идем «в лес». На стене висит большая картина с изображением осеннего леса.) Вот мы и в лесу. Как хорошо здесь! Посмотрите, каким красивым убранством встречает нас лес! Подумайте, как можно его красоту описать словами.
Пока дети думают, воспитатель или его помощник могут переодеться в костюм Гриба-лесовика (так, чтобы дети этого не видели). Дети могут высказывать свои впечатления воспитателю. Вдруг появляется Гриб-лесовик.
Гриб-лесовик «Здравствуйте, дети! Вы в гости ко мне пожаловали?» (Ответы) «Вам нравится мой лес? Чем он вам нравится?» (Дети высказываются, стараются употреблять как можно больше образных выражений?) Почему вы пришли в лес с корзинками? (Потому что мы пришли собирать грибы) А знаете ли вы, что не всякий гриб можно есть? (Ответы) Как называются грибы, которые можно есть? (Съедобные) А которые нельзя есть? (Несъедобные) Вы сможете найти в нашем «лесу» съедобные грибы? (Ответы) Найдите и назовите их. (Дети находят «грибы» на картине, называют их, а Гриб-лесовик уточняет, где любит расти тот или иной гриб, почему подберёзовик, подосиновик носят такие имена).
На картине выставлены не только съедобные грибы, но и несъедобные, дети «собирают грибы» в свои «корзинки». В конце игры Гриб-лесовик вместе с детьми рассматривает, что они собрали, хвалит и награждает тех, кто справился с заданием.
- О человеке, как части природы.
«Природа и человек»
Дидактическая задача. Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.
Игровые правила. Отвечать можно только после того, как поймал мяч. Назвавший предмет, бросает мяч другому участнику.
Игровые действия. Бросание и ловля мяча. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход, ударяет мячом о пол, ловит его, а затем бросает водящему.
Ход игры. Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знания
- том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей, или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, газ существуют в природе, а дома, заводы, транспорт создает человек.
«Что сделано человеком?» – спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). После нескольких ответов детей он задает новый вопрос: «Что создано природой?» В ходе игры воспитатель проводит с детьми небольшую беседу о том, что человек
использует природу для того, чтобы лучше жилось людям, и в то же время бережно относится к природе: охраняют леса от пожаров, очищают пруды, озера и реки, охраняют животных и птиц.
«Буря на море».
Дети встают в круг, изображая бурное волнение моря; часть детей изображает рыбок, которые прячутся на дно морское, чаек, которые быстро машут крыльями, стонут и прячутся на берегу.
Игра «Изобрази».
Попросите детей изобразить: звук ветра, порождаемого бурей; звук облаков, подгоняемых ветром; звук большого пушистого об лака. Приведите детям народные приметы: Кучевые облака - к вечеру дождь будет. Низкие облака - к дождю.
- О культуре поведения в природе.
«С чем нельзя в лес ходить?»
Цель: Уточнение и закрепление правил поведения в лесу.
Правила игры: Воспитатель выкладывает на стол предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда... Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.
«Что опасно для природы?".
Цель: уточнить экологические знания детей, определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения в лесу, на лугу, и др. природных сообществах.
"Плохо – хорошо".
Цель: закрепить правила поведения в природе.
"Айболит спешит на помощь".
Цель: продолжать учить бережно относиться к животным, сочувствовать их состоянию; оказывать помощь; дополнить знания детей о жизни животных в Африке; учить детей использовать ранее полученные знания в игре; учить речевому диалогу между собой.
Приложение № 4
Формирование экологических представлений о мире животных
Игры с предметами
Кто чем питается?
Цель: Закреплять представления детей о пище животных.
Ход игры. Дети из мешочка достают: морковь, капусту, малину, шишки, зерно, овес и т.п.
Называют его и определяют какое животное питается этой едой.
Что сначала – что потом?
Цель. Закреплять знания детей о развитии и росте животных.
Ход игры. Детям предъявляются предметы: яйцо, цыпленок, макет курицы; котенок, кошка; щенок, собака. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке.
Игры настольно-печатные
Игра «Четыре картинки»
Цель. Закреплять представления детей об окружающей природе, развивать внимание и наблюдательность.
Ход игры. Игра состоит из 24 картинок с изображением птиц, бабочек, животных. Ведущий перемешивает карточки и раздает их участникам игры (от 3 до 6 человек) поровну. Каждый играющий должен подобрать 4 одинаковые по содержанию карточки. Начинающий игру, рассмотрев свои карточки, одну из них передает сидящему слева. Тот, если карточка ему нужна, оставляет ее себе, а любую ненужную тоже передает соседу слева, и т.д. Подобрав карточки, каждый играющий складывает их перед собой рисунками вниз. Когда все возможные комплекты будут подобраны, игра заканчивается. Участники игры переворачивают собранные карточки, выкладывают их по четыре так, чтобы всем было видно. Выиграл тот, у кого больше правильно подобранных карточек.
Игры словесные
Игра:«Кто в домике живет?»
Цель: Закреплять знания детей о животных, учить подражать их голосам.
Ход игры: Дети изображают знакомых животных, сидящих в домиках. Воспитатель по
очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит: «Тук-тук-тук, кто в этом домике
живет?» Дети отвечают: «Му-му-му!», «Бе-е-е», «Мяу-мяу!» и т.д. Воспитатель отгадывает, кто живет в домике.
Игра «Отгадай кто это?»
Цель: Закреплять представления детей о характерных признаках диких и домашних животных.
Ход игры: Воспитатель описывает животное (его внешний вид, повадки, среду обитания…) дети должны отгадать про кого идет речь.
Формирование экологических представлений о растениях Игры с предметами
Игра «Детки на ветке»
Цель: Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.
Ход игры: Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По
предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки» – ребята подбирают к каждому
листу соответствующий плод. Эту игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течение всего года. Подготовить материал для игры могут сами дети.
Игра «Найди, что покажу»
Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.
Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.
Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: «Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется». Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.
Игры настольно-печатные
Игра «Волшебный поезд»
Цель. Закрепить и систематизировать представления детей о деревьях, кустарниках. Материал. Два поезда, вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением растений.
Ход игры: На столе перед детьми лежит «поезд» и карточки с изображением животных. Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом
– кустарники, во втором – цветы и т.д.) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир. Тот, кто первый разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.
Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода).
Игры словесные
Игра «Найди, о чем расскажу»
Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам. Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям отличительные признаки предметов.
Ход игры. Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала». Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию.
Формирование экологических представлений об объектах и явлениях природы
Игры с предметами
Игра «Когда это бывает?»
Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях.
Ход игры. Детям предлагают листья разных растений с различной окраской, шишки, можно гербарий из цветущих растений и т.п. в зависимости от времени года. Детям надо назвать время года, когда бывают такие листья, ветки, цветы.
Игра «Что это такое?»
Цель: уточнить представления детей о предметах неживой природы.
Материал: природный – песок, камни, земля, вода, снег.
1.Ход игры. Детям предлагаются картинки и в зависимости от того, что нарисовано на ней необходимо разложить соответственно природный материал, ответить что это? И какое это? (Большое, тяжелое, легкое, маленькое, сухое, влажное, рыхлое.).Что с ним можно делать?
Игры настольно-печатные
Игра «Это когда?»
Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе.
Ход игры. У каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т.п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно разложить имеющиеся у них картинки.
Игры словесные
Игра «Когда это бывает?»
Цель. Уточнять и углублять знания детей о временах года.
Ход игры. 1 вариант. Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают.
- вариант. Воспитатель называет время года, а дети по очереди отвечают, что бывает в это время года и что делают люди. Если кто-то затрудняется, взрослый помогает вопросами. Методика обучения игре. Каждой новой игре детей нужно обучать. Обучение имеет поэтапный характер.
В младших группах на первом этапе воспитатель проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут же его реализует, при повторных проигрываниях сообщает дополнительные правила. На втором этапе воспитатель выключается из активного участия в игре – он руководит со стороны: помогает детям, направляет игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно. Воспитатель лишь наблюдает за действиями детей.
Начиная со средней группы путь обучения игре иной. Воспитатель рассказывает содержание игры, предварительно вычленяя 1–2 важных правила. По ходу игры он еще раз подчеркивает эти правила, показывает игровые действия, дает дополнительные правила. Таким образом, обучение игре на первом этапе – рассказ о содержании, ознакомление с правилами в ходе игры. На следующем этапе дети играют самостоятельно. Воспитатель наблюдает за игрой, помогает, исправляет ошибки, разрешает конфликты. Когда интерес к игре пропадает, педагог дает новый ее вариант
Заключение
В результате проделанной работы, дети стали проявлять устойчивый интерес к элементарным экологическим представлениям. В игровой деятельности дети усвоили правила поведения в природе, нравственные нормы, развилась ответственность, бескорыстная помощь и сострадание. В игре, примеряя на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувством сопереживания, что способствовало развитию у ребенка экологической этики. Это отношение закреплялось в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка. Дети осознали, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем. А то, что наносит вред природе, наносит вред человеку. Дети поняли, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны её беречь и заботиться о ней, уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых.
Литература
- Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие - Ярославль: Академия развития: 2003. - 112 с.
Артемова Л. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М. 1992.-65 с.
Бондаренко А. «Дидактические игры в детском саду», М.,1991.
Жичкина А. Значимость игры в развитии человека.// Дошкольное воспитание,-2002,-№4,-С.2.
Саморукова П. Как знакомить дошкольников с природой. - М.: Просвещение 1983.-25 с.
Сосновская Е. Методика ознакомления с природой.- М: Приор-издат.2005-208с.
Усова А. Роль игры в воспитании детей. Под ред. А. Запорожца.- М.: Просвещение,1980.-237 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края"
Из опыта работы...
Педсовет в ДОУ "Экологическое воспитание дошкольников средствами живой и неживой природы"
Педсовет в ДОУ«Экологическое воспитание дошкольников средствами живой и неживой природы» Цель: совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры....
«Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр экологической направленности»
Раскрывается теоретическое обоснование необходимости воспитания экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного повежения, бережного отношения и любви к природе с помощью дида...
Рабочая программа "Экологическое воспитание дошкольников 2-3 лет"
Рабочая программа по теме "Экологическое воспитание дошкольников 2-3 лет"...
Рабочая программа "Экологическое воспитание дошкольников 2-3 лет"
Рабочая программа по теме: "Экологическое воспитание дошкольников 2-3 лет"...
Обобщение опыта работы: "Экологическое воспитание дошкольников средствами экологической тропы ДОУ"
В настоящее время активно ведется поиск путей развития экологической ответственности человека, в связи с чем, перед образовательными учреждениями поставлена важная педагогическая задача – эколог...