Управление развитием МБДОУ ЦРР – «Детский сад №78» посредством внедрения инновационной деятельности
проект
Проект направлен на совершенствование системы управления развитием дошкольного образовательного учреждения посредством внедрения инновационной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
Управление развитием МБДОУ ЦРР – «Детский сад №78»
посредством внедрения инновационной деятельности
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта
Управление развитием МБДОУ ЦРР – «Детский сад №78» посредством внедрения инновационной деятельности
Состав проектной команды (по должностям): заведующий, старший воспитатель, воспитатели старшей группы, подготовительной к школе группы, библиотекари, директор библиотеки
Руководитель проекта (должность):
Пяткова Любовь Петровна, заведующий МБДОУ
Социальные партнеры проекта (перечислить):
- МБУ библиотека № 10 им. А. С. Пушкина,
Сроки реализации проекта: 2018-2020 г.г.
Число участников образовательных отношений, включенных в проект (обучающиеся, педагоги, родители):72 человека
Прогнозируемая полная стоимость проекта: 145900.00 рублей
2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Аннотация проекта:
Модернизация образования представляет собой важнейшее направление государственной политики Российской Федерации по существенному повышению качества жизни граждан России. Основной целью развития образования в России является повышение его качества, доступности и эффективности. В настоящее время модернизация образования осуществляется в соответствии с направлениями национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», приоритетного национального проекта «Образование», государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020». Данными государственно-политическими актами предусматриваются совершенствование содержания и технологий образования, повышение эффективности финансирования и управления в системе образования, внедрение новых механизмов, способных кардинально поднять качество отечественного образования.
Государственная политика в области образования направлена на качественные изменения деятельности общеобразовательных учреждений, предъявляет высокие требования к руководителю, поэтому сегодня руководитель дошкольного образовательного учреждения должен суметь обеспечить переход своего учреждения на новый уровень развития. Современному руководителю важно обладать множеством управленческих знаний и умений, быть мобильным, динамичным, конструктивным, уметь принимать ответственные решения, в том числе в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, обладать развитым чувством ответственности за вверенный ему коллектив» освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания. Главным для руководителя является умение видеть будущее своего учреждения и знание, как это будущее сделать наиболее успешным для всех участников образовательного процесса. Важны новые подходы к управлению, они становятся той движущей силой.
Желание овладеть новыми подходами в управлении МБДОУ ЦРР – «Детский сад №78» (далее - Учреждение), которые бы обеспечили перевод Учреждения из функционирующего в развивающееся способствовало внедрению и реализации инновационной деятельности.
Практика инноваций требует перевода управленческой деятельности и методической работы в Учреждении в ее новое состояние.
Инновациями в Учреждении стали:
1. Создание новой модели управления Учреждением.
2. Разработка программно-методического обеспечения инновационных процессов: Программы развития, бизнес-плана, образовательной программы дошкольного образования Учреждения.
3. Работа творческой группы по разработке и внедрению в практику инновационных педагогических проектов.
4. Создание консультативного пункта для родителей (законных представителей) и детей, воспитывающихся в условиях семьи для обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих ДОУ.
5. Внедрение инновационных подходов к организации здоровьесбрегающей деятельности в Учреждении.
6. Научно-методические продукты инновационной деятельности – публикации методических пособий и разработок, размещение материалов педагогов на сайтах сети Интернет; участие в виртуальных проблемных семинарах, научно-практических конференциях, Интернет-сообществах, форумах, педсоветах.
7. Информатизация образовательного процесса: организация работы сайта Учреждения, использование потенциала медиаобразовательных средств для презентации продуктов проектно-исследовательской деятельности, составление баз данных, работа с Интернет-ресурсами, разработка диагностического инструментария и др.
8. Организация платных образовательных услуг.
Таким образом, для эффективного и рационального руководства современным дошкольным образовательным учреждением заведующий должен овладеть основами управления, разобраться в современных эффективных стратегиях и методах управления учреждения, технологиях работы с коллективом, основанных на позитивном конструктивном подходе и лидерских функциях руководителя.
Управлять инновационной деятельностью учреждения – значит познавать и выявлять закономерности, прогрессивные тенденции в инновационном образовательном процессе, направлять (планировать, организовывать) данный процесс в соответствии с этими тенденциями, с учетом объективных возможностей педагогов. Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность. Но в этом случае он должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения, так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети.
2.1. Описание проблемы образовательной организации, решению которой посвящен проект (не более 1 страницы):
Анализ деятельности Учреждения за 2017г. показал, что Учреждение функционирует в переходном режиме от режима стабильного функционирования к режиму развития.
Однако жизнь идёт вперёд, образование модернизируется, строится на научной основе, становится открытым для социальных партнёров, инновационные процессы активно интегрируются в деятельность педагогического коллектива.
Эти факторы мотивируют на:
- создание эффективной модели управления Учреждения, где каждый субъект знает свои функциональные обязанности и имеет конкретные цели.
В связи с эти возникают проблемы, а именно:
- Как в новых условиях сформировать эффективно действующую управленческую команду, члены которой могут взять на себя часть полномочия внедрения инновационной деятельности как фактор развития Учреждения?
- Как делегировать полномочия и создать обратную связь?
- Каким образом в условиях внедрения новой модели управления Учреждением организовать контроль, который приобретет следующие особенности:
- центр тяжести с административного контроля переместится на коллективные формы;
- расширится доверительность контроля за счет использования само- и взаимоконтроля;
- Как повысить профессиональную компетентность субъектов контроля (Управляющий Совет, Попечительский совет, Педагогический совет, творческие группы)?
- Как активизировать процесс овладения и применения педагогами современных инновационных программ и технологий образования детей дошкольного возраста
- Как повысить профессиональную компетентность педагогов Учреждения в осуществлении эффективных современных форм взаимодействия педагогов и родителей на основе партнерства и сотрудничества?
В связи с эти возможны возникновение рисков:
1. Отсутствие достаточного финансирования.
2. Недостаток высококвалифицированных педагогических кадров.
3. Текучесть педагогических кадров.
4. Невысокая мотивация педагогов для реализации инновационной деятельности.
5. Поглощение текущей работой — распределение приоритетной деятельности.
2.2. Основные цели и задачи проекта:
Цель проекта:
Совершенствование системы управления развитием Учреждения посредством внедрения инновационной деятельности.
Задачи проекта:
- Создать эффективную модель управления Учреждением обеспечивающую:
- развитие в условиях внедрения инновационной деятельности;
- повышение профессиональной компетентности педагогов, ориентированных на развитие и саморазвитие профессиональных компетенций;
- развитие приоритетных направлений образовательной деятельности (здоровьесберегающая деятельность, использование регионального компонента как средство социализации ребенка);
- совершенствование методической деятельности по созданию организационно-педагогических условий для роста профессиональных компетентностей, расширения педагогического потенциала каждого педагога и роста интеграционных возможностей всего коллектива;
- обновление содержания развивающей предметно-пространственной среды.
2. Совершенствовать управленческую деятельность посредством внедрения программно-целевого подхода в планирование и управление развитием Учреждения.
3. Совершенствовать и обновить систему социального партнерства с семьями воспитанников, социальными институтами города и края, полноценного сетевого взаимодействиями.
2.3. Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта в долгосрочной перспективе:
Ожидаемые результаты:
- Разработка и реализация Программы развития Учреждения.
- Повышение роли Управляющего и Попечительского советов, родительских комитетов
- Повышение профессиональной компетентности педагогов.
- Повышение качества образования в МБДОУ
- Разработка и реализации общеобразовательной программы дошкольного образования, рабочих программ;
- Разработка и реализация плана деятельности консультационного центра, направленного на выравнивание стартовых возможностей детей дошкольного возраста посредством.
- Интеграция в российское образовательное пространство:
- участие в городских, региональных и всероссийских конкурсах,
- расширение сетевого взаимодействия с дошкольными образовательными учреждениями г. Барнаула,
- активизация деятельности сайта Учреждения.
- Совершенствование предметно - развивающей среды Учреждения.
- Расширение социального партнерства (качественное увеличение социальных партнеров).
2.4. Механизм оценки результатов реализации проекта
Критерии оценки эффективности проекта:
- Кадровая обеспеченность, соответствующая современным требованиям, профессиональному стандарту.
Образование:
высшее профессиональное образование - 70% педагогов,
среднее профессиональное образование – 30% педагогов.
Квалификационная категория:
высшая квалификационная категория - 46% педагогов,
первая квалификационная категория - 54% педагогов.
Курсы повышения квалификации - 100% педагогов
- Успешное освоение выпускниками Учреждения образовательной программы – 100%; их социализация в условиях школы – 100%.
- Реализация инновационных проектов в рамках осуществления программы развития Учреждения ( «Взаимодействие образовательной организации с органами общественного управления», «Создание единого здоровьесберегающего пространства «Детский сад - семья», «Реализация образовательного потенциала посредством обновления развивающей предметно-пространственной среды Учреждения», «Повышение профессиональной компетентности педагогов при обновлении образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»», «Консультационный центр как условие создания единства и преемственности семейного и общественного воспитания»).
- Заключение договоров с социальными партнерами: городской психолого-педагогический центр «Потенциал», КГБУЗ городская поликлиника № 10 г. Барнаул, МБУ библиотека № 10 им. А. С. Пушкина, МБОУ СОШ №63, автономная некоммерческая образовательная организация дополнительного профессионального образования «Дом учителя»). Организация мероприятий в соответствии с планами взаимодействия и сотрудничества.
- Вовлечение 85% родителей в реализацию программы развития Учреждения и проектную деятельность.
- Активное участие членов Попечительского совета и Управляющего совета в реализации совместных мероприятий деятельности по совершенствованию материально-технической базы Учреждения, проведению ремонтных работ, благоустройству территории, привлечению и расходованию внебюджетных средств и т.д..
- Систематическое обновление сайта Учреждения в соответствии с нормативно-правовыми документами и запросами родителей.
- Приобретение оргтехники, компьютеров, расширение подключения к сети Интернет для успешной реализации проектов.
- Приобретение учебно-методического комплекта, дидактических и наглядных пособий, оборудования для реализации общеобразовательной программы и рабочих программ.
- Наличие у сотрудников дополнительного стимулирования за инновационную деятельность.
- Активное участие администрации, членов творческих проектных групп Учреждения в различных мероприятиях город в целях обмена опытом работы в управленческой и проектной деятельности.
Оценка достижение поставленных задач и намеченных результатов будет осуществляться педагогическим и родительским коллективом посредством организации мониторинга «Оценка управления развитием дошкольного образовательного учреждения посредством организации инновационной деятельности» и заслушивания публичного отчета по итогам развития Учреждения в процессе реализации инновационной деятельности.
Перспектива сохранения и расширения достижений данного проекта -- 1. создание методических пособий по итогам реализации программы развития Учреждения и проектной деятельности;
- разработка и реализация программы 2021-2025 гг.
3. РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
3.1. Сведения об основных исполнителях проекта:
Администрация Учреждения: заведующий, старший воспитатель.
Функции заведующего:
- осуществляет руководство Учреждения на основе командного менеджмента;
- несет всю полноту ответственности за деятельность Учреждения;
- организует работу Учреждения по реализации программы развития, руководствуясь действующим законодательством РФ, Уставом Учреждения;
- действует от имени Учреждения без доверенности, представляя его во всех учреждениях и организациях;
- распоряжается имуществом и средствами Учреждения;
- подписывает финансовые документы Учреждения;
- обеспечивает соблюдение финансово-бухгалтерской дисциплины в Учреждении;
- в пределах своей компетенции издает приказы, обязательные для исполнения работниками Учреждения;
-применяет к работникам Учреждения меры поощрения, дисциплинарные взыскания в соответствии с действующим законодательством РФ;
- утверждает Правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные акты Учреждения;
- проводит в установленном порядке совещания с целью координации деятельности в дошкольном учреждении в процессе реализации инновационнойдеятельности;
- заключает договоры, в том числе трудовые, в пределах компетенции Учреждения;
- организует аттестацию педагогических работников Учреждения;
- участвует в заседаниях и совещаниях, проводимых Учреждения, при обсуждении вопросов, входящих в компетенцию Учреждения по теме данного проекта;
- утверждает программу развития Учреждения, общеобразовательную программу Учреждения;
- создает условия для реализации данного проекта;
- организует встречи с семьями воспитанников, общественными организациями, другими образовательными учреждениями по теме данного проекта;
- предоставляет Учредителю отчеты о деятельности Учреждения.
Функции старшего воспитателя:
Диагностико - аналитические
- отслеживает социально-психологический климат в коллективе, оптимизацию и реализацию творческого потенциала, индивидуального стиля деятельности.
Проективно - конструктивние
- проектирует работу Учреждения, определяет близкие, средние и дальние перспективы роста профессионального мастерства педагогов.
Изыскательно - инновационные
- осуществляет поиск новых прогрессивных технологий, методов и приемов дошкольного воспитания и адаптацию их в практику Учреждения.
Организационно - регулирующие
- способствует раскрытию наилучших качеств каждого члена педагогического коллектива и способствует их практическому применению, создает условия для сотрудничества с родителями.
Стимулирующие
- активизирует деятельность педагогов для формирования потребности в профессиональном развитии.
Информационно-нормативные
- оперативно информирует педагогов о новых достижениях в области разработки и реализации программы развития, проектной деятельности, разработки и реализации общеобразовательной программы, передовом опыте общественного и семейного воспитания; о документах, связанных с данной тематикой, изменениях в функциональных обязанностях педагогов.
Творческие группы создаются из специалистов Учреждения (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) и воспитателей.
Функции Творческих групп:
- решают актуальные вопросы и проблемы реализации Программы развития Учреждения и осуществления инновационных проектов;
- разрабатывают и реализуют инновационные проекты, необходимое программно – методическое, материально – техническое, дидактическое обеспечение;
- осуществляют социальное взаимодействие, необходимые для успешности образовательного процесса Учреждения;
- осуществляют рефлексию инновационной проектной деятельности, определяют пути устранения недостатков;
- обобщают результаты творческой работы, пропагандируют их. Управляющий совет (далее - Совет)
В Совет входят руководитель Учреждения, представители родителей воспитанников, работников Учреждения, Учредителя, а также общественности.
Функции Управляющего Совета:
- определяет направление развития Учреждения, воспитания, оздоровления и обучения детей;
- утверждает программу развития Учреждения;
- утверждает по представлению руководителя основную общеобразовательную программу;
- представляет Учреждение по вопросам компетентности в государственных, муниципальных, общественных иных органах и организациях;
- рассматривает жалобы и заявления родителей (законных представителей) воспитанников,
- контролирует соблюдение здоровых и безопасных условий воспитания и обучения;
- участвует в оценке качества воспитания, оздоровления и обучения детей;
- заслушивает отчеты заведующего Учреждения по итогам учебного и финансового года.
Попечительский совет
Содействует:
- совершенствованию материально – технической базы Учреждения;
- благоустройству территории и помещений Учреждения;
- поддержке одарённых детей;
- улучшению условий труда работников Учреждения;
- профессиональному росту педагогов; организации массовых мероприятий;
- осуществлению инновационных проектов.
Контролирует:
- доходы и расходы от оказания дополнительных платных услуг.
- целевое использование внебюджетных средств.
3.2. Календарный план реализации проекта:
Наименование мероприятий | Сроки начала и оконча-ния (месяц, год) | Ожидаемые итоги (количественные и качественные показатели) | |
Вводный этап: определение организационно - содержательной базы реализации проекта. | |||
Организационное обеспечение Определение перечня функций управления проектом Распределение функций управления между организаторами проекта Проведение инструктирования и обучения должностных лиц. | Сентябрь 2017 | ||
Информационное обеспечение Информирование педагогического коллектива о ходе осуществления инновационной деятельности в Учреждении. Информирование родителей о целях, задачах, содержании инновационной деятельности. Определение состава творческих групп, участвующих в реализации проекта. | Сентябрь – октябрь 2017 | Протоколы Общего собрания трудового коллектива Педагогического совета, Попечительского совета и Общего родительского собрания | |
Кадровое обеспечение реализации проекта Разработка перспективного плана повышения квалификации педагогов и аттестации педагогов. | Сентябрь – октябрь 2017 | План повышения квалификации педагогов и аттестации педагогов. | |
Научно - методическое обеспечение Выявление потребности в научно - методических разработках. Приобретение методической литературы по теме проектной деятельности, управлению развитием Учреждения, реализации программы развития. Распределение обязанностей и объема методической работы между членами творческих групп, отдельными педагогами. | Сентябрь – декабрь 2017 | Библиотека научно-методической литературы по теме проекта | |
Нормативно - правовое обеспечение Согласование нормативно - правовой базы осуществления программы развития Учреждения с комитетом по образованию. | Сентябрь – декабрь 2017 | ||
Материально - техническое обеспечение Разработка плана обогащения и изменений материально - технической базы Учреждения. | Сентябрь – декабрь 2016 | План обогащения и изменений материально - технической базы Учреждения | |
Финансовое обеспечение Планирование финансирования проекта: определение бюджета по статьям заработной платы, обучение кадров, приобретение материально- технических средств, стимулирование труда. Поиск источников и заключение договоров по финансированию проекта. | Сентябрь – декабрь 2017 | План финансирования проекта | |
Основной этап: разработка и реализация проекта | |||
Организационное обеспечение Внесение изменений в структуру управления Учреждением. Разработка стратегии и поэтапных планов реализации проекта. Организация работы должностных лиц, творческих групп за разработку и реализацию инновационной деятельности (программа развития, проекты, образовательная программа дошкольного образования). | 2018-2019 г.г. | Модель управления Учреждением Стратегия реализация проекта | |
Кадровое обеспечение реализации проекта Реализация перспективного плана повышения квалификации и аттестации педагогов. Привлечение на работу новых специалистов. Разработка и реализация планов выявления, обобщения и распространения педагогического опыта, определения форм и методов его распространения по реализации программы развития, осуществления проектной деятельности, разработки и реализации общеобразовательной программы Учреждения. | Кадровая обеспеченность. Образование: высшее профессиональное образование - 70% педагогов, среднее профессиональное образование – 30% педагогов. Квалификационная категория: высшая квалификационная категория - 46% педагогов, первая квалификационная категория - 54% педагогов. Курсы повышения квалификации - 100% педагогов Количество молодых специалистов- 3 человека | ||
Научно - методическое обеспечение Организация приобретения новой научной и методической литературы. Разработка программы развития Учреждения, проектов, образовательной программы дошкольного образования Учреждения Контроль за процессом разработки. Организация и проведение экспертизы (оценки), апробирования научно - методических разработок. |
- «Взаимодействие образовательной организации с органами общественного управления», - «Создание единого здоровьесберегающего пространства «Детский сад - семья», - «Реализация образовательного потенциала посредством обновления развивающей предметно-пространственной среды Учреждения», - «Повышение профессиональной компетентности педагогов при обновлении образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО», - «Консультационный центр как условие создания единства и преемственности семейного и общественного воспитания».
| ||
Нормативно - правовое обеспечение Разработка нормативно-правовой базы: приказы, распоряжения, положения, рекомендации. Внесение изменений в действующую нормативно - правовую базу работы Учреждения (Правила внутреннего распорядка, Положение об оценке качества работы при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда). | Положение о творческой проектной группы. Положение о движении наставничества. Положение об оценке качества работы при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда. | ||
Материально- техническое обеспечение Приобретение нового оборудования, средств обучения, ИКТ Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм пребывания детей в Учреждении, технике безопасности при осуществлении инновационной деятельности. | Приобретение оргтехники, компьютеров. Приобретение учебно-методического комплекта, дидактических и наглядных пособий, оборудования для реализации общеобразовательной программы, рабочих программ и проектов. | ||
Финансовое обеспечение Реализация плана финансирования проекта. Осуществление контроля расходованием средств. | План финансирования проекта. | ||
Итоговый этап: подведение итогов реализации проекта, определение перспективы и направления дальнейшей деятельности педагогического коллектива. | |||
Разработка системы мониторинговых процедур по результатам деятельности исполнителей и участников проектной деятельности. Проведение анализа выявленных результатов реализации проекта. Формирование информационно-методического пакета из наработанных материалов по управлению развитием Учреждения в процессе внедрения инновационной деятельности. Подготовка методических рекомендаций по результатам выполненного проекта. Распространение опыта реализации проектной деятельности на различных уровнях. | Январь-февраль 2020г. Март 2020г. Апрель-май 2020г. Сентябрь-декабрь 2020г. | Методическое пособие «Проект «Управление развитием дошкольного образовательного учреждения посредством организации инновационной деятельности» |
3.3. Медиаплан проекта:
Наименование СМИ | Форма изложения информации | Сроки |
Научно-методический журнал «Медработник | Статья «Создание единого здоровьесберегающего пространства «Детский сад - семья | 2019г. |
Научно-методический журнал «Управление» | Статья «Взаимодействие образовательной организации с органами общественного управления» | 2020г. |
4. БЮДЖЕТ ПРОЕКТА
Наименование статьи расходов | Стоимость, руб. | Кол-во, мес. (шт.) | Всего, руб. | Имеется у заявителя руб. | Требуется, руб. | Обоснование необходимости статьи |
Статья 310 Приобретение основных средств (компьютер, монитор) | 47000. 00 рублей | 1 | 47000.00 рублей | - | 47000.00 рублей | Использование для планирования и разработки образовательной и проектной деятельности; при осуществлении образовательного процесса с детьми |
Статья 310 Приобретение основных средств (физкультурное оборудование) | 78000.00 рублей | 1 | - | 78000. 00 рублей | Использование для физического развития детей на физкультурном участке | |
Статья 310 Приобретение основных средств (стулья) | 640.00 рулей | 30 | 19200.00 рублей | - | 19200.00 рублей | Использование для организации образовательной деятельности с детьми |
Статья 226 Прочие работы, услуги (повышение квалификации педагогов) | 1700.00 рублей | 1 | 1700. 00 рублей | - | 1700.00 рублей | Повышение квалификации педагогов |
ИТОГО: | 145900. 00 рублей | 145900.00 рублей | 145900. 00 рублей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие активного диалога с семьей посредством внедрения инновационных форм взаимодействия
из опыта работы воспитателя детского сада....
Повышение профессиональной компетентности педагогов по образовательной области «Речевое развитие» в рамках реализации ФГОС ДО посредством внедрения инновационных технологий (техник) по речевому развитию дошкольников
Презентация - проект по повышению профессиональной компетентности педагогов...
Педагогический совет Формирование связной речи у дошкольников в процессе освоения образовательных областей посредством внедрения инновационных методов
Сценарий педагогического совета в ДОУ "Формирование связной речи дошкольников в процессе освоения образовательных областей посредством внедрения инновационных методов...
Опыт работы на тему: «Развитие речевых способностей дошкольников посредством внедрения инновационных педагогических технологий»
Целью опыта является развитие речевых способностей дошкольников посредством внедрения инновационных педагогических технологий.В связи с изменениями в системе дошкольного образования, ставится задача с...
Особенности детско-родительского проекта посредством внедрения активных методов организации детской деятельности
Особенности детско-родительского проекта...
Обобщённый опыт работы педагога "Формирование основ безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста на дорогах посредством внедрения инновационных технологий в процессе взаимодействия с семьями воспитанников"
Формирование основ безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста на дорогах посредством внедрения инновационных технологий в процессе взаимодействия с семьями воспитанников...
Тема опыта работы инструктора ФИЗО МБДОУ «Детский сад №10 «Звездочка» Сяковой Оксаны Валерьевны: «Развитие выносливости детей старшего дошкольного возраста посредством внедрения оздоровительного бега».
Тема опыта работы инструктора ФИЗО МБДОУ «Детский сад №10 «Звездочка» Сяковой Оксаны Валерьевны:«Развитие выносливости детей старшего дошкольного возраста посредством внедрения...