Проект педагога -психолога "На пороге в школу"
проект
Паспорт проекта
Название: «На пороге в школу»
Вид проекта: творческо – информационный
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь – май)
Участники проекта: воспитанники и воспитатели подготовительной группы, родители
Пояснительная записка.
В настоящее время школа решает сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольный период.
В психолого – педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, отношении детей к школе, учителю, школьным обязанностям и положению ученика, в способности сознательно управлять своим поведением.
И высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе. У дошкольника может быть не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ.
Практика сегодня преимущественно нацелена на интеллектуальную подготовку детей к обучению в школе, мало внимания уделяется формированию внутренней позиции школьника. Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдается предпочтение методу у проектов, подготовка детей к школе на основе данного метода представляется наиболее эффективной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pedagoga_-_psihologa_na_poroge_v_shkolu.docx | 35.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждения
«Детский сад «Росинка» п. Пионерский
ПРОЕКТ
«На пороге в школу»
Автор и руководитель проекта:
педагог-психолог
Лобаева Наталья Викторовна
Паспорт проекта
Название: «На пороге в школу»
Вид проекта: творческо – информационный
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь – май)
Участники проекта: воспитанники и воспитатели подготовительной группы, родители
Пояснительная записка.
В настоящее время школа решает сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольный период.
В психолого – педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, отношении детей к школе, учителю, школьным обязанностям и положению ученика, в способности сознательно управлять своим поведением.
И высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе. У дошкольника может быть не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ.
Практика сегодня преимущественно нацелена на интеллектуальную подготовку детей к обучению в школе, мало внимания уделяется формированию внутренней позиции школьника. Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдается предпочтение методу у проектов, подготовка детей к школе на основе данного метода представляется наиболее эффективной.
Цель проекта – воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы детского сада.
Задачи проекта:
- Разработать план психолого-педагогической работы с детьми по подготовке к обучению в школе.
- Разработать тематический план работы педагога-психолога с педагогами ДОУ.
- Разработать план работы педагога-психолога с родителями будущих первоклассников.
- Составить план по преемственности работы ДОУ и начальной школы по подготовке дошкольников к систематическому обучению.
- Познакомить детей со школой (зданием, библиотекой, спортзалом) и профессией учителя.
- Создать предметно-развивающую среду для ознакомления воспитанников со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры, наглядный материал, картотека пальчиковых игр и упражнений, загадок, пословиц, стихотворений по теме).
- Разработать конспекты НОД по подготовке к школе, экскурсий в школу, консультаций, семинаров, тренингов, буклетов, просветительских листов для педагогов и родителей будущих первоклассников.
Предполагаемый результат:
- Сформированная «внутренняя позиция школьника» у детей подготовительной к школе группы ДОУ.
- Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах подготовки детей к школе.
- Оформление цикла бесед о школе.
- Составление методических рекомендаций педагогам по подготовке детей к школе.
- Пополнение картотеки стихов, пословиц, загадок о школе и школьных принадлежностях; пальчиковых игр; наглядных материалов по теме.
- Создание модели работы педагога-психолога по сопровождению процесса подготовки детей к обучению в школе.
Критериями эффективности проекта мы определяем высокий процент детей со сформированной мотивационной готовностью к обучению в школе, повышение психологической грамотности родителей воспитанников ДОУ и повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ.
План психолого-педагогической работы по подготовке детей к школе.
(подготовительная группа)
Мероприятие | Задачи | Дата проведения |
Экскурсия в школу | Воспитывать интерес к школьному обучению. Знакомство с традициями школьной жизни | Декабрь |
Беседа «Профессия — учитель» | Расширять знания детей о профессии учителя, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых | Ноябрь |
Интеллектуальная игра Счастливый случай | Воспитывать умение работать в коллективе, побуждать детей к интеллектуальной творческой деятельности | Январь |
Открытое занятие « Путешествие в школу» | Закрепить знания о школе. | Март |
Встреча с первоклассниками (бывшими воспитанниками ДОУ) | Показать дошкольникам разницу между школой и детским садом, их сходство и взаимосвязь | Апрель |
Выставка детских работ «Я рисую школу» | Развивать фантазию и творчество дошкольников, совершенствовать мелкую мускулатуру руки | Декабрь |
Дидактическая игра «Собери портфель» | Закрепление знаний о школьных принадлежностях. Развитие внимания | Апрель |
Беседа о школьной библиотеке | Формировать знания дошкольников о библиотеке и ее назначении | Февраль |
Экскурсия в школьную библиотеку | Воспитывать интерес к книгам, бережное отношение к ним. Учить выбирать книги по интересам | Март |
Вечер загадок «Скоро в школу» | Воспитание интереса к школьной жизни. Развитие внимания, мышления | Март |
Беседа об уроках, переменах и школьном звонке | Продолжать знакомить со школьным распорядком, с правилами поведения в школе. Воспитывать интерес к школьному обучению | Апрель |
Игра-соревнование между детьми подготовительных групп «Как мы готовы к школе» | Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать умение детей осознанно подчиняться установленным правилам | Апрель |
Чтение стихов о школе | Продолжать воспитывать желание к школьному обучению, желание больше узнать о школе | Май |
Тематическое планирование работы с педагогами на учебный год
Месяц | Мероприятие | Тема |
Сентябрь |
| «Проблема подготовки детей к систематическому школьному обучению» |
Октябрь | 1. Консультирование по итогам первоначальной диагностики готовности детей к школе | |
2. Тематическое консультирование | «Воспитателю об особенностях развитие ребенка 6-7 лет | |
Ноябрь |
| «Интеллектуальная готовность ребенка к систематическому школьному обучению» |
Декабрь |
| «Учите детей управлять своим поведением» |
Январь |
| «Тренируем память и внимание дошкольника» |
Февраль |
| «Эмоционально-волевая и психологическая готовность» |
Март | 1. Тематическая консультация | «Словесные способы поощрения и поддержки» |
Апрель |
| Обсуждение индивидуальных особенностей детей, перспективы их дальнейшего развития, оптимизация адаптационного периода |
Май | 1. Консультирование по итогам динамической диагностики готовности к школе. |
План работы с родителями будущих первоклассников.
Мероприятие | Тема | Месяц | |
1. Выступления на общих родительских собраниях в подготовительных группах | « На пороге в школу» «Школьная жизнь» | Сентябрь Апрель | |
2. Консультации | «Психологический портрет ребенка 6-7 лет» «Мотивационная готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе». «Учеба без проблем - интеллектуальная готовность к школе». «Ваш ребенок идет в школу». | Проводится 1 раз в два месяца | |
3. Семинары | Готовимся к школе всей семьей | Ноябрь | |
4. Тренинги, деловые игры | «Идем в школу с радостью» | Проводится с родителями по подгруппам | |
Выставки | Психолого-педагогическая литература на тему «Первый раз в первый класс» | Оформляется 1 раз в квартал | |
Информационный стенд | «Ребенок идет в школу» | Оформляется в фойе детского сада 1 раз в квартал | |
Папки-передвижки | Подготовка старшего дошкольника к школьному обучению (тест для самоопределения готовности родителей к обучению в школе его ребенка) | Располагается в доступном для родителей месте | |
Памятки, буклеты, просветительские листки | «Влияние установок взрослых на развитие детей» «Основные психологические особенности будущего первоклассника» «Рекомендации по здоровьесбережению будущих дошкольников» «Общая стратегия воспитания и развития ребенка в семье и в детском саду» «Психологическая готовность к школьному обучению» | Предлагается родителям при необходимости или по запросу | |
Сайт детского сада | Готовы ли к школе родители. Составляющие школьной зрелости. Интервью «Говорят будущие первоклассники» | Информация о материалах доводится до сведения родителей |
Приложение 1
Формирование мотивационной готовности к школе
1. Прогулка к зданию школы.
Цель. Сформировать представление о Дне знаний - празднике всех школьников в начале учебного года. Рассказать о том, что дети в семь лет поступают в школу, их называют учениками, учит их педагог (учитель), обучение в школе проходит на уроках, начало и конец которых возвещаются звонком. Вызвать интерес и положительное отношение к школе.
Ход прогулки
Психолог. Сегодня мы с вами пойдем к школе. Вы знаете, что такое школа? (Ответы) Правильно, школа - это место, где дети учатся. Сегодня все ученики школы будут отмечать День знаний - первый день нового учебного года. Все они придут нарядные, с цветами. Учеников начальной школы будут провожать родители. Всех школьников будут встречать учителя. Нас с вами тоже пригласили на торжественную линейку Мы увидим, как ученики встретятся со своими учителями.
После линейки учитель школы спрашивает у детей: понравился ли им праздник - День знаний? Понравилась ли учительница? Слышали они звонок? Что он означает? «Правильно, начало урока, когда все школьники должны отправиться в классы на уроки. А когда звонок прозвенит снова, дети выйдут в школьные коридоры на перемену — они смогут поиграть».
Педагог предлагает поиграть на школьном дворе в подвижные игры (по выбору детей).
2. Экскурсия в класс
Цель. Дать представление о том, что такое класс. Познакомить с учителем, правилами поведения в школе. Вызвать интерес к труду учителя, эмоционально положительное отношение и к труду учителя, и к нему самому
Ход экскурсии
Психолог. Сегодня мы с вами вместе пойдем на экскурсию в школу, в класс, познакомимся с учителем.
В школе детям можно показать раздевалку, спортивный зал, кабинет медсестры и т.д.
Психолог. Познакомьтесь с учительницей, дети. Ее зовут Ольга Дмитриевна. Она расскажет, чем ученики занимаются в школе.
Дети рассматривают класс, плакаты, доску, школьный уголок, выставку работ первоклассников, садятся за парты.
Учительница рассказывает дошкольникам, как интересно проходят уроки в школе, как дети учатся писать, читать, считать. Показывает учебники, говорит о том, как много узнают школьники, посещая уроки. Знакомит со школьными правилами, которые должен выполнять каждый ученик. Рассказывает, что ученики одного класса не только вместе посещают уроки, но и вместе играют, устраивают соревнования и конкурсы, ходят в цирк, театр...
Педагог. Давайте поблагодарим Оксану Ивановну за ее рассказ. Теперь мы знаем, как интересно ходить в школу, сколько полезного можно узнать, как многому можно научиться.
3. Сюжетно-ролевая игра «Школа»
Цель. В игре закреплять знания, полученные при посещении школы. Закреплять умение распределять роли, выстраивать сюжетные линии.
Материал. Куклы - персонажи знакомых сказок.
Ход игры
Воспитатель предлагает поиграть в школу, распределив роли так: дети станут учениками в школе для лесных зверушек, а воспитатель - учителем, который проведет урок. Его тему воспитатель выбирает по собственному усмотрению, но обязательно с учетом интересов детей.
4.. Сюжетно-ролевая игра «Школа»
Цель. Продолжать учить выстраивать сюжетные линии игры, используя имеющиеся знания о школе. Углублять интерес и положительное отношение к ней.
Материал. Предметные картинки, пластилин.
Ход игры
Воспитатель предлагает поиграть в школу выбрать на роль учительницы кого-нибудь из детей, предложить тему урока с учетом интересов и предпочтений детей. Закреплять умение исполнять взятые на себя роли.
5. Развлечение совместно с первоклассниками на основе математического материала
Цель. Порадовать детей, создать у них положительный эмоциональный настрой, формировать ощущение собственного успеха, подтверждаемого товарищами.
Материал. Флажки, карточки с цифрами и геометрическими фигурами, матрешки, разрезные картинки, фланелеграф.
Ход развлечения
Две команды - первоклассники и дошкольники - входят в зал под музыку, приветствуют друг друга, представляют своих капитанов. За каждое правильно выполненное задание команде выдается флажок. Побеждает команда, которая наберет больше флажков.
1. Разминка. Решить по одной задаче.
• Семь воробышков оказались на грядках. Скачут и что-то клюют без оглядки. Котик-хитрюга внезапно подкрался. Вот как опасно клевать без оглядки. Сколько воробышков осталось на грядке? (Ни одного: все испугались и улетели?)
• Машенька, Марусечка, Марьюшка и Манечка захотели сладкого сахарного пряничка. Бабушка по улице старенькая шла. Девочкам по денежке бабушка дала: Марьюшке - копеечку, Марусечке - копеечку, Манечке - копеечку, Машеньке - копеечку. Много ли копеечек бабушка дала? (Одну: все имена - это формы одного имени - Мария?)
2. Команды загадывают друг другу загадки.
• Два брюшка, четыре ушка. (Подушка?)
• Две в руках, две в ногах, не провалишься в снегах, а поедешь без труда - только лягут два следа.
(Лыжи с палками?)
• Я верчусь, верчусь, верчусь, на одной ноге кручусь, кончу - сразу на бочок, а зовут меня... (волчок).
• Пять ступенек - лесенка, на ступеньках - песенка. (Ноты?)
3. Кто самый ловкий, мы хотим узнать. Встанем в шеренги и начнем считать.
Капитаны, постройте 10 человек из своей команды. (Каждый получает карточку с цифрой - от 0 до 9; в одной команде карточки голубые, в другой - розовые.) Сейчас под музыку вы будете выполнять разные движения; когда музыка закончится, нужно построиться по порядку. (Игра повторяется три раза?)
4. Задание. На столе стоят матрешки разной величины. По сигналу их нужно расставить по росту - от самой большой до самой маленькой. (Задание выполняется три раза?)
5. Конкурс капитанов. На карточках изображены геометрические фигуры. Капитаны должны их назвать и сосчитать, а следующее задание выполнить на фланелеграфе: из частей составить целое (мяч и ваза).
6. Игра «Не промочи ноги». Команды выстраиваются в две колонны - одна против другой. Между ними раскладывают пронумерованные «кочки»: «Вы находитесь на разных краях болота. Перейти его можно только по кочкам, причем наступать на них надо в порядке, обозначенном цифрами. Тот, кто ошибется, должен все повторить сначала. Когда первый игрок преодолеет «болото», он дотронется до игрока второй команды, и тот начнет свой путь в обратном порядке.
7. Подведение итогов. Совместное исполнение песни «Дважды два - четыре».
6. Экскурсия в школьную библиотеку
Цель. Познакомить с трудом библиотекаря, показать значимость его труда. Формировать любовь к книгам и бережное отношение к ним. Углублять интерес к школе.
Ход экскурсии
Дети приходят в школьную библиотеку, знакомятся с библиотекарем, подходят к стеллажам с книгами, рассматривают их.
Воспитатель. Обратите внимание на книжные полки. Они называются «стеллажи». Что стоит на полках? (Книги?) Обратите внимание, как аккуратно они расставлены на полках, все стоят ровными рядами. У всех книг аккуратный вид. Почему? (С ними аккуратно обращаются) Как надо относиться к книгам? (Бережно?) Как нужно беречь книги? (Не загибать уголки, не рвать, не бросать, не пачкать?) Для чего нужны книги? (Чтобы стать грамотными, знать много интересного.)
Кто знает, что такое библиотека? (Хранилище книг) Как называются люди, которые берут в библиотеке книги? (Читатели?)
Библиотекарь знакомит детей со своей работой: помочь читателю выбрать книги, записать ее на карточку (формуляр), на какое время дается книга, как нужно обращаться с ней. Показывает интересные книги, предлагает взять одну из них в группу. Дети рассматривают книги, благодарят библиотекаря за рассказ.
7. Рисование «Чем я буду заниматься в школе»
Цель. Продолжать формировать положительное отношение к школе. Дать возможность выразить его в рисунке.
Материал. Краски, карандаши, бумага.
8. Досуг совместно с первоклассниками. Показ первоклассниками театрализованного представления
Цель. Доставить детям радость. Продолжать формировать положительное отношение к учителю, ученикам, школе.
Ход досуга
Педагог – психолог говорит детям, что школьники - первоклассники - вместе с учительницей приготовили им сюрприз и покажут сказку (по выбору учителя школы), причем сами будут исполнять все роли - как настоящие актеры.
После театрализованного представления детям задают вопросы. Понравилась им сказка? Что понравилось больше всего? Кто из героев сказки понравился? Почему? Кто не понравился? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ВОУО Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе «Тренировка начинающих футболистов» совместный проект педагога-психолога и инструктора по ФИЗО .
Занятие было показано в рамках окружного семинара для инструкторов по физической культуре ВАО...
Конспект открытого занятия на РМО педагогов-психологов «Путешествие в школу» .
Цель занятия подготовка ребенка к школе....
Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе педагога-психолога МБОУ "Начальная школа - де
Отчетоб использовании современных образовательных(психолого-педагогических), информационно-коммуникационных,в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологийв образовательном процесс...
Долгосрочный проект педагога-психолога «Конфликт» по работе с педагогами ДОУ
Взрослые смеются над детьми, которые в своё оправдание ноют:«Он первый начал». Но взрослые конфликты начинаются точно так же.Амели Нот Экономическая и социально - политическая м...
Консультация для педагогов "На пороге в школу"
Консультация педагогов, как качественно подготовить детей к школе....
Занятие педагога-психолога "Скоро в школу, или поможем Маше пойти учиться"
Данное занятие направлено на группу детей, нуждающихся в развивающей работе с педагогом-психологом по итогам диагностического обследования в начале учебного года. Оптимальное количество участников - 6...
Конспекты занятий педагога-психолога «Готовимся к школе»
Мною были разработаны конспекты занятий по подготовке детей к школе. Занятия включают в себя различные уровни сложности заданий, в том числе по математике, грамоте, этикету и т.д. Занятия развивают ин...