Система работы по трудовому воспитанию дошкольников
консультация
Известно, что дошкольный возраст — ответственная и благодатная пора, когда ребёнок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для детей радость бытия, радость познания, радость взросления — обычное состояние.
Интерес к труду, необходимые трудовые навыки, как и личностные качества, закладываются в детстве. Поэтому весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Труд должен войти в жизнь ребёнка и помочь в его успешном всестороннем развитии.
Труд – это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.
На этапе завершении дошкольного образования ребенок должен обладать установкой положительного отношения к миру, к различным видам труда.
В соответствии с ФГОС ДО трудовое воспитание входит в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие», и направлено на:
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества, развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.
Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду:
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка….
- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификация) детского развития
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
- Принцип развивающего образования (системности и последовательности);
- Принцип новизны (использование новейших информационных технологий);
- Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий )
Виды детского труда
Различают четыре основных вида детского труда:
- самообслуживание;
- хозяйственно - бытовой труд;
- труд в природе;
- ручной труд.
Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости.
Хозяйственно - бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно - бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.
Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).
Компоненты трудовой деятельности
Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности или заинтересовывающий момент, В формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится.
Цель - это то, к чему надо стремиться, Развитие целевой установки идет от принятия цели труда, предложенной взрослым, к самостоятельной постановке цели. Условиями возникновения и развития цели в труде являются ее доступность пониманию ребенка (зачем это надо сделать, какой получить результат), наглядный алгоритм предполагаемого результата, посильность его достижения.
Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу, Вначале предварительное планирование трудовой деятельности детей осуществляется полностью воспитателем: он объясняет цель труда, отбирает необходимые материалы и инструменты, располагает их около каждого ребенка в определенном порядке, показывает или напоминает последовательность трудовых действий. По мере овладения трудовыми действиями и процессом труда в целом дети сами переходят к планированию: прежде чем приступить к работе, ребенок отбирает материалы, инструменты, готовит рабочее место и решает, что и в какой последовательности будет делать. Наиболее сложным является планирование детьми (6—7 лет) коллективной работы: распределение трудовых действий или обязанностей в подгруппе. Овладение планированием способствует значительному улучшению качества результата труда ребенка.
Трудовые действия – это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат, Ребенок постепенно овладевает трудовыми действиями. У детей формируются отдельные трудовые умения, которые они свободно, без помощи взрослых могут выполнять.
Результат - это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду, В соответствии с ФГОС результат труда каждого ребенка оценивается как успешный по отношению к данному виду труда. Оценка воспитателя всегда положительная, имеет воспитательную направленность. Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, способствует формированию жизненно необходимых умений и навыков, воспитанию ответственности, самостоятельности и ценностного отношения к собственному труду и труду других людей, настраивая каждого ребенка на успешность.
Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств:
• собственной трудовой деятельности;
• ознакомления с трудом взрослых;
• художественных средств.
Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым навыкам и умениям, добиваются видимого результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.
Такое средство, как ознакомление с трудом взрослых, позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, отношении к труду. Ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания.
К художественным средствам трудового воспитания дошкольников относятся: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда.
Все названные художественные средства эффективны в педагогическом процессе, если используются систематически, во взаимосвязи друг с другом.
Опыт работы ДО
В 2017-2018 учебном году одной из годовых задач нашего учреждения являлась задача «Активизировать работу по овладению детьми системой знаний о трудовой деятельности и формированию хозяйственно-бытовых умений».
Весь процесс воспитания детей в детском саду организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для окружающих. Поэтому в каждой группе разработано перспективное планирование по трудовому воспитанию на учебный год, а также реализованы краткосрочные проекты по трудовому воспитанию в каждой возрастной группе, такие, как «Мир профессий», «Кто работает в детском саду», «Профессии наших родителей», «Маленькие помощники», «Кем быть?», «Помогаю, как могу», «Орудия труда» и другие.
С целью привлечения детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых,
Для решения годовой задачи особое внимание в ДОУ уделили пополнению развивающей предметно-пространственной среды. Подбор оборудования, инвентаря и их размещение осуществлялось в соответствии с возрастом детей, руководствуясь ООП дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка» и Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13, а также учитывая доступность и безопасность размещения.
Благодаря совместным усилиям администрации, воспитателей и родителей (законных представителей) воспитанников, во всех возрастных группах развивающая среда оснащена оборудованием, инвентарем для организации труда дошкольников в соответствии с ФГОС ДО:
Во всех возрастных группах имеется необходимый инвентарь для организации хозяйственно-бытового труда в группе – фартуки, головные уборы для разных видов дежурств (различные по цвету для девочек и мальчиков), подносы, щетки-сметки для сметания крошек со стола, тазы, тряпочки, а так же модели трудовых процессов (одевания-раздевания, умывания, накрывания на стол и т. д.). Эстетично оформлены уголки ухода за одеждой и обувью. С помощью представленных там принадлежностей дети следят за своей одеждой и обувью и по мере необходимости устраняют непорядок в них.
Для хранения оборудования выделяют определенное место, и все, чем дети пользуются самостоятельно, располагают так, чтобы они сами могли доставать и убирать все необходимое для работы.
Именно хозяйственно-бытовой труд дает возможность показать ребенку, что он сам может сделать красивым и приятным то окружение, в котором живет.
Для уборки участка, работы на огороде и в цветнике используются
лопаты для перекопки земли, деревянные лопаты для расчистки участка от снега. Грабли деревянные (для сгребания листьев) и железные (для рыхления, очистки поверхности почвы от камней, выравнивания поверхности гряд). Метелки для очистки участка от сухих листьев и другого сора, Носилки с бортиками для переноски земли, песка, опавших листьев:
Тачки для перевозки земли, песка, опавших листьев, камешков и другое.
Ручной труд.
Во всех возрастных группах имеется разнообразный материал. Детям представляется возможность работать с различными материалами: природным материалом (шишки ели, сосны, иголки хвойных деревьев, кора деревьев, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, листья, камушки, гречневая, перловая, манная, рисовая крупа, пшено, семена овощей, садовых цветов); бросовый материал (коробочки, баночки разных размеров, разные катушки): бумага (различные виды бумаги: обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга); тканью, проволокой, ватой, целлофаном, поролоном, пенопластом и др.
Все материалы имеют свое место в помещении группы, чтобы детям было удобно ими пользоваться в свободное от занятий время. Рядом с ними находятся и инструменты, которые необходимы в работе (ножницы, клей и др)
Воспитатели поощряют стремление детей самостоятельно применять трудовые навыки и умения в процессе выполнения различных заданий, а также изготовления игрушек-самоделок для игр, подарков малышам, взрослым. С этой целью в распоряжении детей определенное оборудование и материал.
Методическое обеспечение трудового воспитания
Хотелось бы отметить, что у педагогов имеется большое количество дидактических игр, алгоритмов, схем, таблиц, серии картинок по трудовому воспитанию дошкольников, а также имеются разнообразные подборки материалов, в том числе видеоролики, мультфильмы, презентации, проекты по данной теме. Что полностью соответствует требованиям ФГОС ДО.
Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И, тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда людей. В работе с детьми каждодневно воспитатели используют пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной мудрости» помогают ему в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка («Маленький, да удаленький», «Глаза боятся, руки делают»), высказать отношение к лени («У лодыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки»), подчеркнуть важность труда («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи»).
Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников
Любое начинание в деятельности учреждения всегда эффективно, когда в нем принимают участие родители. Педагоги взаимодействуют с родителями как партнеры, приглашают родителей и членов семей в группы для участия в образовательном процессе; в проектной деятельности; регулярно проводят беседы, дискуссии, акции («Покормим птиц», «Изготовим кормушки, скворечники» и др.), ярмарки («Цветочная поляна»).
Кроме того, в раздевалках групп на экранах телевизоров воспитатели выставляют информацию по трудовому воспитанию, оформляют папки-передвижки «Как научить ребенка убирать игрушки», «Как научить ребенка помогать по дому» (вторая младшая группа № 7), «Как научить ребенка одеваться самостоятельно», «Мы учимся дежурить», «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Приучаем ребенка к порядку» (воспитатель Герасина Т.Ю.). Оформлены фотоальбомы «Труд детей дома», «Труд дома и в детском саду», «Мы трудимся». В группе раннего возраста № 10 (воспитатель Захарова И.Н.) имеется стенд «Наши малыши», на котором размещаются фотографии ребят в процессе занятий, прогулки и трудовых действий. В раздевалках групп установлен телевизор, по которому родители имеют возможность увидеть ежедневную деятельность детей в течении дня. Совместный проект с родителями реализован во второй младшей группе № 3 (воспитатель Герасина Т.Ю.) на тему «Лук - зеленый друг», где родители с детьми дома посадили лук и наблюдали за его ростом. Результат фиксировался в картах наблюдений. Итогом стало оформление фотоальбома полученных результатов детей и родителей. Воспитатели использует такие формы работы с родителями, как выставки детских поделок на темы «Чародейка осень», «Овощные фантазии», «Кормушки и скворечники», «Цветы для мамы», «Пасхальная радость» и другое. Совместно с родителями ежегодно организуется акция «Накормим зимующих птиц». Также педагоги организует для родителей показ трудовой деятельности в дошкольном учреждении (Дни открытых дверей, семинары). Родители могут увидеть, каков уровень трудовых умений их ребенка, каково его отношение к труду, познакомиться с приемами руководства трудом детей.
Для привлечения родителей к жизни групп детского сада родители и воспитатели активно используют современные информационные технологии. Так, группы имеют собственный веб-ресурс ВКонтакте, на страницах которого родители могут обсудить мероприятия, происходящие или организованные в группе, предложить свои идеи или задумки, помочь воспитателю при реализации проектной деятельности и другое.
Таким образом, только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар
«Система работы по трудовому воспитанию дошкольников»
Известно, что дошкольный возраст — ответственная и благодатная пора, когда ребёнок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для детей радость бытия, радость познания, радость взросления — обычное состояние.
Интерес к труду, необходимые трудовые навыки, как и личностные качества, закладываются в детстве. Поэтому весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Труд должен войти в жизнь ребёнка и помочь в его успешном всестороннем развитии.
Труд – это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.
На этапе завершении дошкольного образования ребенок должен обладать установкой положительного отношения к миру, к различным видам труда.
В соответствии с ФГОС ДО трудовое воспитание входит в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие», и направлено на:
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества, развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.
Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду:
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка….
- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификация) детского развития
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
- Принцип развивающего образования (системности и последовательности);
- Принцип новизны (использование новейших информационных технологий);
- Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий )
Виды детского труда
Различают четыре основных вида детского труда:
- самообслуживание;
- хозяйственно - бытовой труд;
- труд в природе;
- ручной труд.
Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости.
Хозяйственно - бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно - бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.
Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).
Компоненты трудовой деятельности
Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности или заинтересовывающий момент, В формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится.
Цель - это то, к чему надо стремиться, Развитие целевой установки идет от принятия цели труда, предложенной взрослым, к самостоятельной постановке цели. Условиями возникновения и развития цели в труде являются ее доступность пониманию ребенка (зачем это надо сделать, какой получить результат), наглядный алгоритм предполагаемого результата, посильность его достижения.
Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу, Вначале предварительное планирование трудовой деятельности детей осуществляется полностью воспитателем: он объясняет цель труда, отбирает необходимые материалы и инструменты, располагает их около каждого ребенка в определенном порядке, показывает или напоминает последовательность трудовых действий. По мере овладения трудовыми действиями и процессом труда в целом дети сами переходят к планированию: прежде чем приступить к работе, ребенок отбирает материалы, инструменты, готовит рабочее место и решает, что и в какой последовательности будет делать. Наиболее сложным является планирование детьми (6—7 лет) коллективной работы: распределение трудовых действий или обязанностей в подгруппе. Овладение планированием способствует значительному улучшению качества результата труда ребенка.
Трудовые действия – это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат, Ребенок постепенно овладевает трудовыми действиями. У детей формируются отдельные трудовые умения, которые они свободно, без помощи взрослых могут выполнять.
Результат - это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду, В соответствии с ФГОС результат труда каждого ребенка оценивается как успешный по отношению к данному виду труда. Оценка воспитателя всегда положительная, имеет воспитательную направленность. Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, способствует формированию жизненно необходимых умений и навыков, воспитанию ответственности, самостоятельности и ценностного отношения к собственному труду и труду других людей, настраивая каждого ребенка на успешность.
Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств:
• собственной трудовой деятельности;
• ознакомления с трудом взрослых;
• художественных средств.
Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым навыкам и умениям, добиваются видимого результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.
Такое средство, как ознакомление с трудом взрослых, позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, отношении к труду. Ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания.
К художественным средствам трудового воспитания дошкольников относятся: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда.
Все названные художественные средства эффективны в педагогическом процессе, если используются систематически, во взаимосвязи друг с другом.
Опыт работы ДО
В 2017-2018 учебном году одной из годовых задач нашего учреждения являлась задача «Активизировать работу по овладению детьми системой знаний о трудовой деятельности и формированию хозяйственно-бытовых умений».
Весь процесс воспитания детей в детском саду организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для окружающих. Поэтому в каждой группе разработано перспективное планирование по трудовому воспитанию на учебный год, а также реализованы краткосрочные проекты по трудовому воспитанию в каждой возрастной группе, такие, как «Мир профессий», «Кто работает в детском саду», «Профессии наших родителей», «Маленькие помощники», «Кем быть?», «Помогаю, как могу», «Орудия труда» и другие.
С целью привлечения детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых,
Для решения годовой задачи особое внимание в ДОУ уделили пополнению развивающей предметно-пространственной среды. Подбор оборудования, инвентаря и их размещение осуществлялось в соответствии с возрастом детей, руководствуясь ООП дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка» и Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13, а также учитывая доступность и безопасность размещения.
Благодаря совместным усилиям администрации, воспитателей и родителей (законных представителей) воспитанников, во всех возрастных группах развивающая среда оснащена оборудованием, инвентарем для организации труда дошкольников в соответствии с ФГОС ДО:
Во всех возрастных группах имеется необходимый инвентарь для организации хозяйственно-бытового труда в группе – фартуки, головные уборы для разных видов дежурств (различные по цвету для девочек и мальчиков), подносы, щетки-сметки для сметания крошек со стола, тазы, тряпочки, а так же модели трудовых процессов (одевания-раздевания, умывания, накрывания на стол и т. д.). Эстетично оформлены уголки ухода за одеждой и обувью. С помощью представленных там принадлежностей дети следят за своей одеждой и обувью и по мере необходимости устраняют непорядок в них.
Для хранения оборудования выделяют определенное место, и все, чем дети пользуются самостоятельно, располагают так, чтобы они сами могли доставать и убирать все необходимое для работы.
Именно хозяйственно-бытовой труд дает возможность показать ребенку, что он сам может сделать красивым и приятным то окружение, в котором живет.
Для уборки участка, работы на огороде и в цветнике используются
лопаты для перекопки земли, деревянные лопаты для расчистки участка от снега. Грабли деревянные (для сгребания листьев) и железные (для рыхления, очистки поверхности почвы от камней, выравнивания поверхности гряд). Метелки для очистки участка от сухих листьев и другого сора, Носилки с бортиками для переноски земли, песка, опавших листьев:
Тачки для перевозки земли, песка, опавших листьев, камешков и другое.
Ручной труд.
Во всех возрастных группах имеется разнообразный материал. Детям представляется возможность работать с различными материалами: природным материалом (шишки ели, сосны, иголки хвойных деревьев, кора деревьев, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, листья, камушки, гречневая, перловая, манная, рисовая крупа, пшено, семена овощей, садовых цветов); бросовый материал (коробочки, баночки разных размеров, разные катушки): бумага (различные виды бумаги: обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга); тканью, проволокой, ватой, целлофаном, поролоном, пенопластом и др.
Все материалы имеют свое место в помещении группы, чтобы детям было удобно ими пользоваться в свободное от занятий время. Рядом с ними находятся и инструменты, которые необходимы в работе (ножницы, клей и др)
Воспитатели поощряют стремление детей самостоятельно применять трудовые навыки и умения в процессе выполнения различных заданий, а также изготовления игрушек-самоделок для игр, подарков малышам, взрослым. С этой целью в распоряжении детей определенное оборудование и материал.
Методическое обеспечение трудового воспитания
Хотелось бы отметить, что у педагогов имеется большое количество дидактических игр, алгоритмов, схем, таблиц, серии картинок по трудовому воспитанию дошкольников, а также имеются разнообразные подборки материалов, в том числе видеоролики, мультфильмы, презентации, проекты по данной теме. Что полностью соответствует требованиям ФГОС ДО.
Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И, тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда людей. В работе с детьми каждодневно воспитатели используют пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной мудрости» помогают ему в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка («Маленький, да удаленький», «Глаза боятся, руки делают»), высказать отношение к лени («У лодыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки»), подчеркнуть важность труда («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи»).
Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников
Любое начинание в деятельности учреждения всегда эффективно, когда в нем принимают участие родители. Педагоги взаимодействуют с родителями как партнеры, приглашают родителей и членов семей в группы для участия в образовательном процессе; в проектной деятельности; регулярно проводят беседы, дискуссии, акции («Покормим птиц», «Изготовим кормушки, скворечники» и др.), ярмарки («Цветочная поляна»).
Кроме того, в раздевалках групп на экранах телевизоров воспитатели выставляют информацию по трудовому воспитанию, оформляют папки-передвижки «Как научить ребенка убирать игрушки», «Как научить ребенка помогать по дому» (вторая младшая группа № 7), «Как научить ребенка одеваться самостоятельно», «Мы учимся дежурить», «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Приучаем ребенка к порядку» (воспитатель Герасина Т.Ю.). Оформлены фотоальбомы «Труд детей дома», «Труд дома и в детском саду», «Мы трудимся». В группе раннего возраста № 10 (воспитатель Захарова И.Н.) имеется стенд «Наши малыши», на котором размещаются фотографии ребят в процессе занятий, прогулки и трудовых действий. В раздевалках групп установлен телевизор, по которому родители имеют возможность увидеть ежедневную деятельность детей в течении дня. Совместный проект с родителями реализован во второй младшей группе № 3 (воспитатель Герасина Т.Ю.) на тему «Лук - зеленый друг», где родители с детьми дома посадили лук и наблюдали за его ростом. Результат фиксировался в картах наблюдений. Итогом стало оформление фотоальбома полученных результатов детей и родителей. Воспитатели использует такие формы работы с родителями, как выставки детских поделок на темы «Чародейка осень», «Овощные фантазии», «Кормушки и скворечники», «Цветы для мамы», «Пасхальная радость» и другое. Совместно с родителями ежегодно организуется акция «Накормим зимующих птиц». Также педагоги организует для родителей показ трудовой деятельности в дошкольном учреждении (Дни открытых дверей, семинары). Родители могут увидеть, каков уровень трудовых умений их ребенка, каково его отношение к труду, познакомиться с приемами руководства трудом детей.
Для привлечения родителей к жизни групп детского сада родители и воспитатели активно используют современные информационные технологии. Так, группы имеют собственный веб-ресурс ВКонтакте, на страницах которого родители могут обсудить мероприятия, происходящие или организованные в группе, предложить свои идеи или задумки, помочь воспитателю при реализации проектной деятельности и другое.
Таким образом, только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/27/picture-674716-1443362430.jpg)
Открытое занятие в рамках муниципального семинара-практикума для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по теме: «Система работы по трудовому воспитанию и социальной адаптации детей в деском саду и в семье» на базе МБДОУ детский сад № 34 «Раду
Тәрбияче: Яруллина Э.Н.Белем бирү программасы: «От рождения до школы», (Авторы: под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой , М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 ).Яшь үзенчәлекләре: икенче кечкен...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/27/picture-674716-1443362430.jpg)
Открытое занятие в рамках муниципального семинара-практикума для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по теме: «Система работы по трудовому воспитанию и социальной адаптации детей в деском саду и в семье» на базе МБДОУ детский сад № 34 «Раду
-Балалар буген безне Фея-Фиалка үзенең гөлләр иленә кунакка чакыра. Бу ил ягымлы, шәфкатле, ярдәмчел һәм эшчән балаларны гына көтә. Сез гөлләр иленә сәяхәткә барырга әзерме? Без сәяхәткә автобус белән...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/23/picture-962909-1508716812.jpg)
Система работы по трудовому воспитанию детей среднего дошкольного возраста.
Педагогом представлена разработанная и апробированная система работы по трудовому воспитанию детей среднего дошкольного возраста. Основной целью работы является формирование положительного отношения к...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/16/picture-798314-1466102080.jpg)
Мастер-класс «Система работы по трудовому воспитанию дошкольников» на тему «Ручной труд с детьми по пособию А.В. Белошистой «Мастерилки».
Цель:Ознакомить с техникой оригами, ее происхождением, изучить основные приемы техники оригами....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/23/picture-996023-1584960159.jpg)
Система работы по трудовому воспитанию посредством ручного труда.
Трудовое воспитание – это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование активной целеустремленной личности. Дошкольный возраст является началом трудового воспи...