Система работы по трудовому воспитанию
материал

Каденкова Светлана Николаевна

Система работы по трудовому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_trudovomu_vosp.doc65.5 КБ
Microsoft Office document icon soobshchenie_po_trud._vosp.doc50.5 КБ
Microsoft Office document icon trudovoe_vospitanie.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ

«СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ  К ТРУДУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ВЫПОЛНИЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ ДС № 28 Каденкова С.Н.

НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ДЛЯ

ВОСПИТАТЕЛЕЙ   ГРУПП  МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2016 год


1

С ранних лет следует воспитывать положительное отношение к труду и

трудящемуся человеку, на конкретных примерах показывать детям общественную значимость труда взрослых, раскрывать богатство человеческих отношений в труде, привлекать детей к носильному труду.

Какое же значение оказывает труд на развитие ребенка?

    1. У ребенка формируются практические умения.

В процессе трудовой деятельности у ребенка развивается мелкая моторика рук, ребенок овладевает умением пользоваться орудием труда (полить комнатные растения, огород, подмести дорожку на участке, собрать мусор в ведерки, расчистить участок от снега и т. д.)

Труд требует от ребенка физического напряжения и содействует повышению выносливости, укреплению детского организма.

А разнообразные движения в процессе труда, развивают различные группы мышц.

    2. У ребенка формируются нравственные качества.

Систематически выполняя посильные трудовые обязанности, ребенок закаляет свою волю, у него воспитывается умение доводить начатое дело до конца, настойчивость, ответственность, инициатива. А эти качества необходимы человеку в любом виде деятельности.

Сам затрачивая умения в труде, ребенок начинает с уважением относиться к труду других людей. Посильно участвуя в домашнем труде, ребенок приучается заботиться о родителях, братьях, сестрах, стремиться быть полезным окружающим.

    3. У ребенка формируются познавательные способности.

Труд всегда связан с работой мысли, воображения. Выполняя работу, ребенок задумывается над тем, что и как сделать, какие орудия труда и материалы использовать. Работая, ребенок непосредственно знакомиться со свойствами предметов, материалов. Ребенок через труд знакомиться с окружающим миром.

При осуществлении образовательной работы по трудовому воспитанию  мы столкнулись с проблемой планомерности, систематичности, все хотелось охватить, но времени для этого не хватало. Нарушалась последовательность перехода от простого к сложному. Поэтому мы разработали перспективный план  с учетом с учетом целей и задач младшего дошкольного возраста.

    Содержание трудовой  деятельности в старшем дошкольном возрасте включает в себя:

  • Самообслуживание
  • Хозяйственно – бытовой труд
  • Труд в природе
  • Ручной труд

Планирование перспективного плана по трудовому воспитанию происходило с учетом следующих принципов:

  1. с учетом программных требований
  2. систематичности
  3. постепенности
  4. с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

2

         Его я представляю вашему вниманию…

   Перспективный план мы распределили на весь месяц и представили в виде    таблицы. Это сделано для удобства распределения обязанностей по трудовому воспитанию.

Детей мы распределили на 4 подгруппы.

В этой таблице имеются условные обозначения и обозначена работа с каждой подгруппой в месяц. Направляя трудовую деятельность ребенка, мы определяем для него конкретную цель(Например: собрать с участка листья, подмести дорожку, помочь помыть и расставить игрушки в групповой комнате). Если ребенку цель близка, понятна по смыслу, он охотно ее принимает и с помощью взрослого добивается результата. Для детей младшего дошкольного возраста значение труда выступает прежде всего в оценке, данной взрослым и эта оценка оказывает воздействие на отношение детей к труду. Приступая к работе, воспитанники группы  руководствуются стремлением выполнить ее лучше, быстрее. Ребенка захватывает сам процесс труда (мытье игрушек, подклеивание коробки книги, стирка кукольного белья. Очень важно создавать условия, которые помогут сделать трудовой процесс для ребенка привлекательным.

Для этого мы определили такие эффективные формы работы как: проблемное обучение, игровые и образовательные ситуации, использование моделей и схем в ходе трудового процесса, художественное слово.

  Потребность ребенка в игре в игре мы использовали с целью повышения интереса к труду.

В вашей практике коллеги, я думаю случались такие ситуации, когда дети отказывались убирать за собой игрушки. Давайте поговорим о том, как вы находите выход из этой ситуации. Предлагайте свои варианты.

  Я нашла следующий выход: предложила бы ребенку убрать игрушки. Наполнила ему, что, скажем, завтра мишка собирается в гости к кукле Кате, поэтому нужно все убрать, чтобы было красиво. Очень важно использовать игровой прием, а не строгое речевое воздействие.

Игра способствует развитию у ребенка многих навыков, которые  пригодятся ему в труде по самообслуживанию и при оказании помощи взрослым. Для этого мы использовали дидактические и ролевые игры, игровые упражнения.

Например, навыки раздевания и одевания закрепляются в играх с куклами, которых малыши многократно раздевают и одевают укладывают спать.

Для упражнения детей в застегивании расстегивании пуговиц, шнуровании и завязывании шнурков используем пособия: « пальто» и с петлями и пуговицами, «сапоги» с отверстиями для шнурков, «пояс» с пуговицей и петлей. Ребенок совершая нужные действия, овладевает навыками, расстегивания, шнурования. Эффективной формой организации трудового обучения являются дидактические игры, типа: «Танечка проснулась», «Угостим Таню чаем», «Пойдем с Таней гулять», «Научим куклу убирать игрушки» и др.

3

             Мы использовали такую игру – занятие «Как игрушки убежали от Коли».

Содержание игры заключается в том, что мальчик Коля любил играть в игрушки, но ленился их убирать. Однажды машина, мяч,  мишка убежали от мальчика. Дети могут в ходе развития сюжета помочь Коле навести порядок в игрушках. Детей можно спросить, что нужно делать, чтобы игрушки не покидали ребят, почему они убежали от мальчика. Все это воспитывает у детей нравственное отношение к хозяйственно бытовому труду, интерес к нему.

Содержание таких игр – занятий непременно должно быть направленно на то, чтобы формировать трудовые навыки, хотя на ряду с этим мы решали другие воспитательно - образовательные задачи, например, нравственного, умственного развития ребенка.

В младшей и средней группе особенно важно  замечать детскую инициативу, так как здесь выполнение детьми заданий организуется взрослым.

Например: «Олег очень внимательный, аккуратный мальчик. Он увидел разлитую воду и вытер. Он поступил правильно».

Здесь мы не могли обойтись без персонажей кукольного театра «Петрушка». С его помощью нам удавалось не только оценить результаты работы  детей, но и закрепить полезные и нужные в трудовой деятельности правила: не отвлекаться во время работы, помогать товарищам, доводить начатое дело до конца, проявлять старание.

Хорошо зарекомендовал себя и такой методический прием, как детальный показ выполнения каждого конкретного действия, сопровождаемый объяснением. В начале дается подробное объяснение. Позднее, при включении в аналогичную деятельность взрослый полностью отказывается от показа, использует такие приемы, как напоминание, а иногда обращается к контролю и оценке действия.

Для того, чтобы упражнять детей в соблюдении  порядка действий мы использовали карточки, на которых изображена последовательность одевания, раздевания, посадка растений, и т.д. (показ пособий).

Опора на наглядность в игре помогает ребенку справиться с реальной работой, т. е. помочь няне накрыть на стол, правильно одеться на прогулку. Кроме того, опора на наглядность позволяет ребенку учиться самому проверять и отмечать, что уже сделано и что еще надо выполнить.

Эффективным средством, поддерживающим интерес дошкольников к трудовому процессу, является сообщение об их успехах. Акцентируя внимание на успехах отдельных детей, взрослый побуждает и остальных к подобным действиям.

Сильное влияние на детей, особенно младшего и среднего возраста, оказывает пример бытового труда взрослых (уборка, приготовление пищи и т. п), а также различные действия медицинских работников.

В младшем возрасте расширяются представления о природе. Мы прививаем детям трудовые навыки по уходу за растениями и  животными. С помощью взрослого дети подкармливают рыб, птиц, поливают комнатные  растения, вытирают крупные листья.

4

Уход  за комнатными растениями малышам еще недоступен: воспитатель это делает сам, но непременно в присутствии детей, привлекает их внимание к своим действиям; дает поглядеть, как льется вода из лейки, как она вливается в землю, некоторые дети могут и незначительно помочь взрослому: подержать лейку, налить в нее воду, вытереть широкий лист увлажненной тряпочкой и т. д.  В процессе трудовых действий в уголке природы мы развиваем не только трудовые навыки, но и познавательные способности: объясняем детям, что поливают растения и вытирают пыль с листьев для того, чтобы они лучше росли.

Ухаживая в присутствии детей за комнатными растениями, мы прежде всего привлекали внимание детей к растениям уголка, к посильной помощи, к наблюдению, используя для того различные приемы; дать погладить листья растений, понюхать, полюбоваться цветами герани и фуксии, вспомнить, как именуется данное растение;

Следует помнить всегда, что пример взрослых является основным условием воспитания у детей энтузиазма и бережного отношения к природе. Трудовая деятельность должна быть регулярной. Труд детей должен быть посильным. Ребенок должен сам выбирать, что он хочет сделать и какие орудия труда ему понадобятся.

Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки, ухаживать за растениями и животными, формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих действиях, силах; желание и умение преодолевать препятствия.

Например: с целью научить детей замечать беспорядок и без напоминания исправлять его. Мы провели такую игру – занятие.

  * Начали мы с сюрпризного момента

  «Вбегает зайчик и говорит:

- Ой, еле к вам добрался. А знаете ребята, кто меня прислал? Фея чистоты растений; проверить содержите ли вы в уголке природы чистоту. Сколько детских садов обошел, везде все чисто. И сейчас у вас  проверю.

Здесь мы обнаруживаем вместе с детьми пыль на листьях. И решили мы все вместе протереть растения, чтобы не было стыдно перед феей. Дети все дружно принялись за работу, каждый выбрал для себя орудие труда. Все дети справились».

     Необходимо обращать внимание на помощь товарищу.

Например: « Катя выполнила свою работу, но не пошла играть, а решила помочь Любе» или « Митя хорошо поступил: он отдал свой фартук Лене, которая мыла кубики и без фартука могла испачкать платье. Он правильно решил, что расставлять игрушки можно и без фартука».

  В своей работе мы использовали и такие приемы:

1) взаимодействие со сказочным персонажем. С его помощью можно подсказать, помочь, поиграть вместе, брать пример

2) словесные приемы: рассказ из личного опыта, сказка познавательного содержания.

Например: «Мальчик Петя никогда не мыл игрушки», «Фея чистоты» и т. п.

5

3) игровые приемы: занятия – игры, игровые упражнения, игры – путаницы, игры – путешествия,  дидактические игры.

Например: «Путешествие в страну чистоты, и сервировка стола», «Помогите Мите собрать сухие листья в корзину»

4)  игровые проблемные ситуации (примеры воспитателей)

  5) Наглядные приемы: картинки, видеоматериалы.

6) Использование театра:

Спектакль в исполнении отдельных детей, элементы театрализованной деятельности.

7) Художественное слово: стихи, сказки, загадки, рассказы, пословицы.

Например: «Маша – растеряша» Л. Воронковой вызовет желание у детей убирать на свои места вещи и игрушки, «Девочка чумазая» - стихотворение, которое поможет детям обратить внимание на то, что необходимо следить за чистотой тела и одежды.

Также используем словесные игры – шутки:

Например: «Люда, Людочка, Людок,

                    Разве ты нам не дружок?

                    Ты забыла нас полить,

                    Землю нежно разрыхлить,

                    Запыленные листы

                    Протереть забыла ты …

                    Как нам зеленеть, расти,

                    Как нам дружно зацвести?

7) Практические действия:

Самостоятельные действия со столовыми и чайными принадлежностями, изготовление рисунков, разбор проблемных ситуаций с игрушками:

Например: « Зайчик пригласил ежика в гости – помочь накрыть стол, что по дороге упал, давайте ему поможем снова стать чистым».

8) Наблюдения. (Например: за работой няни, дворника и т. д.)

Хочу сказать, что четкое планирование работы по трудовому воспитанию, использование игровых приемов, технологии выбора принесли свои результаты.

-  У многих воспитанников повысился интерес к труду.

-  Сформировались навыки совместной деятельности, практические умения и навыки в разных видах трудовой деятельности.

-   Раскрылись склонности, умения и стремления каждого ребенка.

-   Укрепились тесные дружеские контакты, взаимопонимание, взаимопомощь, сотрудничество.

Посильный труд, связанный с игрой – это та деятельность дошкольника, которая отвечает его возрастным особенностям. Систематическое включение трудовой деятельности дошкольника в процессе воспитания неизмеримо увеличивает самоценность периода дошкольного детства, а так же уровень подготовленности к школе.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ПОДБЕРИ ПРАВИЛЬНО»

ЦЕЛЬ: формировать умение у детей подбирать предметы и орудия труда для

             сервировки стола, подклейки книг, уборки в группе

ХОД:

Играют трое детей. У каждого большая карточка с изображением :

1. Стола

2. Полки для игрушек

3. Порванной книги

В центре стола лежит 21 карточка с изображениями предметов, необходимых для хозяйственно – бытового труда, ручного труда и сервировки стола. Каждый ребенок подбирает необходимые карточки и последовательно укладывает их на своей картинке.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ПОСАДКА РАСТЕНИЙ»

    ЦЕЛЬ: развивать умение у детей последовательно раскладывать карточки с

                изображением посадки семян подсолнечника.

ХОД:

 

      Дети рассматривают картинки с изображением посадки семян подсолнечника,

      ухода за растением и раскладывают их в правильной последовательности.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ОДЕНЬ КУКЛУ КАТЮ»

 ЦЕЛЬ: формировать умение у детей правильно и последовательно одеваться и

             раздеваться.

ХОД:

 Дети рассматривают картинки с изображением последовательности одевания и раздевания и раскладывают их на столе или фланелеграфе.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ПОДКЛЕЙ КНИГУ»

   ЦЕЛЬ: закрепить последовательность ручного труда, на примере подклейки книги.

ХОД:

   Дети рассматривают картинки с изображениям действий по подклейке книги и

   раскладывают их последовательно.



Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы на тему:

Сотрудничество с семьёй по вопросам трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста».     

Выполнила воспитатель МБДОУ д/с № 28 Каденкова С.Н. на методическом объединении воспитателей младших и средних групп.

2016 год


«Сотрудничество с семьёй по вопросам трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Работа по воспитанию к труду младших дошкольников не может быть успешной без помощи родителей.

В начале года мы в своей группе провели опрос- анкетирование и выявили, что уровень трудового воспитания детей в семье очень низкий.

Некоторые родители, понимают, что ребёнок дошкольного возраста должен посильно трудиться, но не представляют, каковы его возможности, как сформировать у него трудовые навыки, как сделать выполнение им трудовых обязанностей систематическими, как с возрастом должны изменяться эти обязанности.

А ведь в семье имеются все благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это, прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребёнка, ощутимость для ребёнка систематически участвовать в этом труде, работать вместе с взрослыми. Ведь ребёнок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками. А совместный труд с родителями доставляет ребёнку особую радость.

Участие в хозяйственно бытовом труде позволяет ребёнку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности.

В семье ребёнок слышит рассказы родителей о своём труде, о труде других людей. Это расширяет представления ребёнка о труде взрослых, формирует интерес и уважение к нему.

Родители моих воспитанников склонны занижать их возможности. Для того, чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье в единстве с детским садом, они должны хорошо знать, какие задачи трудового воспитания ставятся программой обучения. С этой целью необходимо систематически знакомить родителей с содержанием и методами трудового воспитания в детском саду. Поэтому мы составили перспективный план ран работы с родителями по вопросам трудового воспитания. В этот план мы включили следующие мероприятия:

  • Были проведены родительские собрания на тему: «Труд малыша в семье», «Как привить детям желание трудиться?», «Каждой вещи – своё место».
  • Проводили беседы на темы: «Какие обязанности есть у вашего ребёнка дома?», «Вместе трудимся на даче».
  • Проводили консультации на темы: «Не надо недооценивать ваших детей», «Учим, детей правильно трудиться», «Труд – серьёзная форма воспитания детей».
  • На совместных встречах мы разыгрывали и решали проблемные ситуации, обменивались опытом: «Как вы поступите, если ваш ребёнок разбил вашу любимую вазу», «Ваш ребёнок отказывается убирать игрушки, что вы предпримете?».
  • На семинаре практикуме на тему: «Как вырастить маленьких помощников», мы обсуждали с родителями проблемные ситуации, анализировали трудовые навыки детей, вспоминали пословицы о труде, учились изготавливать игрушки из простейших подручных материалов.
  • Проводили совместные акции с родителями и детьми. Например: собери мусор рядом со своим домом. А из каких-то вещей (это могут быть пластиковые бутылки, пластиковые баночки), изготовить вместе с детьми какую-то поделку, игрушку или кормушку для птиц. Т.е. взрослые, совместно с детьми превращают бросовый материал в полезный предмет.
  • С большим увлечением родители принимали участие в выставках на темы: «Чудеса из ненужных вещей», «Мамины руки не знают скуки», «Сделай сказку из природного материала».
  • Во время проведения дней открытых дверей дети испытывали чувство радости и гордости, когда папа, например: изготавливал полочку для детского сада; мама шила наряды для кукол.
  • Родителям был показан коллективный труд детей в уборке группы.

Мы предложили такую игровую ситуацию:

- Ну, теперь за дело дружно

  Убирать игрушки нужно.

  Убирать и не ломать,

  Завтра будем вновь играть.

- Исходя из конкретных ситуаций, я использовала следующие методические приёмы:

- А чья это доченька плачет на полу (я обращала внимание девочки, на куклу, лежащую на полу).

- Она плачет, говорит, подними меня, мамочка, положи в кроватку.

Или предлагала такую игровую ситуацию на рассыпанную повсюду мозаику.

- Ой, как много ягод растет на полянке! Давайте собирать. Вот вам, мальчики по корзинке ну-ка, кто больше ягод наберет? Т.е мы превратили уборку игрушек не в скучное занятие, а в увлекательную игру. А родители увидели, какими трудовыми навыками владеют их дети.

  • Была проведена акция, сделай наш детский сад красивым, где родители принимали участие по благоустройству нашего участка.

Такие активные формы работы, которые мы спланировали и провели дали положительные результаты:

- родители стали активными участниками в жизни детского сада;

- начали проявлять искреннюю заинтересованность, появилось желание поделиться знанием, опытом  семейного воспитания;

- стали результативно использовать разнообразные формы полезной деятельности в трудовом воспитании детей.

Какие обязанности есть у ребёнка в вашей семье?

Какими орудиями труда вы разрешаете пользоваться вашему ребёнку дома?

Ребёнок рисует на стенах, предметах, мебели, подоконниках. Как вы поступите в данной ситуации?

Есть мнение, что детей 3-5 лет ещё рано привлекать к трудовой деятельности, они только разобьют чашку, разольют воду, намусорят и т.д. Какова ваша точка зрения на данную проблему?

Как вы привлекаете своего ребёнка к труду?

Как вы думаете, для чего необходимо прививать детям навыки трудолюбия?

Представьте себе такую ситуацию. Ваш ребёнок помогал вам в уборке квартиры, разбил вашу любимую вазу. Как вы поступите в данной ситуации?  

Пословицы о труде:

  •  Труд кормит человека, а лень портит.
  •  Кто любит трудиться, тому на месте не сидится.
  •  Скучен день до вечера, коли делать нечего.
  •  Пролениться – и хлеба лишиться.
  •  Терпение и труд всё перетрут.
  •  Умелые руки не знают скуки.

  •  Работе время, а потехе час.
  •  Судят не по словам, а по делам.
  •  Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
  •  Что делано наспех, то сделано насмех.
  •  Дело мастера боится.
  •  Было бы терпенье – будет и уменье.



Предварительный просмотр:

Планирование образовательной работы по трудовому воспитанию (младший дошкольный возраст).

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Дни недели

П

В

С

Ч

П

П

В

С

Ч

П

П

В

С

Ч

П

П

В

С

Ч

П

Время в режиме

Утро

Про-гулка

Вечер

Дежурства

Примечание. Цифры обозначают номер каждой подгруппы детей. В младшей группе четыре подгруппы.

Работа с каждой подгруппой в месяц

4 раза

4 раза

4 раза

4 раза

4 раза (со всеми детьми)

1 раз

Условные обозначения

-  самообслуживание в процессе одевания и раздевания;

-  самообслуживание в процессе умывания;

-  поручения, связанные с хозяйственно- бытовым трудом;

-  поручения, связанные с трудом на природе;

-  дежурства;

-  совместный труд детей и взрослых, ручной труд;

-  ознакомление с трудом взрослых.

Памятка

Уважаемые родители!

Предлагаем вашему вниманию следующие рекомендации по трудовому воспитанию детей:

  • Подключайте ребёнка к своему труду, подавайте пример добросовестного отношения к делу, помогайте советом или делом в случае затруднения (но не делайте работу за него!)
  • Пробуждайте у детей инициативу и находчивость (задавая вопросы, что можно сделать, как лучше сделать, наталкивайте на самостоятельное принятие решения ).
  • Читайте детям  художественные произведения, посвящённые людям труда.
  • Оценивайте труд  детей ( но не перехваливайте! ).
  • Оценивайте результат труда и отношение к делу, но не самого ребёнка (хороший он или плохой ).
  • Организовывайте совместную работу со старшими и младшими членами семьи.
  • Ни в коем случае нельзя наказывать трудом: ты забыл, не выполнил порученного дела – вот тебе дополнительное ! Этим мы лишь отвратим ребёнка от желания участвовать  в общем труде.

                                             Удачи вам!

Примерное содержание  образовательной работы по трудовому воспитанию в младшем дошкольном возрасте.

Содержание деятельности

Обучающие задачи        

Воспитательные задачи

Одевание и раздевание

САМООБСЛУЖИВАНИЕ

Учить выворачивать вещь налицо. Застегивать и расстегивать пуговицы. Шнуровать шнурки, пользоваться различными застежками. Снимать и надевать одежду, обувь в определенной последовательности. Аккуратно складывать и вешать одежду, убирать на место обувь. Наводить порядок в своем шкафу. Вытирать ноги при входе в помещение. Благодарить взрослых и сверстников за услугу, выражая благодарность словом.

Воспитывать опрятность, замечать непорядок в одежде и устранять его с небольшой помощью взрослого. Воспитывать бережное отношение к вещам, взаимопомощь, самостоятельность. Приучать соблюдать элементарные правила поведения в раздевалке (не шуметь, не бегать, не стучать громко дверцами шкафов, не сорить, помогать товарищам, не мешать другим). Воспитывать гуманные чувства и положительные взаимоотношения

Умывание

Учить завертывать рукава. Пользоваться мылом (намыливать руки до образования, тщательно смывать). Мыть лицо. Насухо вытираться своим, снятым и развернутым полотенцем, аккуратно вешать его на место. Пользоваться расческой, чистить зубы. Своевременно пользоваться носовым платком.

Спокойно вести себя, проявлять вежливость. Бережно относиться к предметам личной гигиены  (полотенце, паста, щетка, носовой платок). Проявлять аккуратность  (не мочить одежду, не разбрызгивать воду)

Содержание деятельности

Обучающие задачи        

Воспитательные задачи

ОЗНАКОМЛЕНИЕ

Наблюдение за трудом няни (моет посуду, пол). Наблюдение за трудом медсестры (бинтует, мажет мазью, взвешивает, измеряет рост, закапывает капли в нос). Наблюдение за трудом повара (варит манную кашу, закладывает макароны, шинкует овощи). Наблюдение за трудом шофера(ведет машину, сгружает продукты, ремонтирует) Наблюдение за трудом прачки. Экскурсия в прачечную, наблюдение за процессом глажения белья. Наблюдение за трудом дворника(поливает участок, сгребает граблями листву, мусор, увозит на тачке) наблюдение за тем, как взрослые работают на огороде, в цветнике(делают ручейки, отводят весеннюю воду к кустам и деревьям, делают посадки, убирают снег), как мастерят снежные постройки, трудятся по благоустройству территории(белят, красят, прибивают и т.д.), ремонтируют оборудование. Наблюдение за трудом продавца(по возможности, например, рядом с детским садом овощная палатка, газетный киоск) Рассматривание иллюстрации с изображением работающих людей(мама шьет, стирает, готовит, шофер ведет машину, парикмахер делает стрижку, птичница кормит цыплят) и других иллюстраций, доступных пониманию детей. Сюжетно – ролевые игры: «Семья, Больница. Магазин. Парикмахерская»

ДЕТЕЙ С ТРУДОМ

Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых. Дать конкретные представления об их труде, об общественной значимости труда. Закреплять представления о трудовых действиях взрослых, о результатах их труда, о названии оборудования, инструментах, материалах, необходимых для работы.

ВЗРОСЛЫХ

Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда. Развивать наблюдательность, любознательность. Развивать стремление подражать взрослым Развивать у детей желание отражать полученные впечатления и представления о трудовой деятельности взрослых в сюжетно – ролевых играх.

Содержание деятельности

Обучающие задачи        

Воспитательные задачи

ХОЗЯЙСТВЕННО  -

В помещении

Расставлять игрушки, раскладывать книжки, расставлять на столы розетки, краски, некоторый материал(раздаточный) перед занятием. Расставлять на столах, раскладывать по просьбе муз.руководителя в зале султанчики, флажки, прочие пособия на определенные места для удобства пользования(или в коробки после окончания занятия) Убирать мусор в корзину. Расставлять стулья( в групповой комнате, в зале) Раскладывать в коробки заточенные карандаши. Протирать влажной тряпкой клеенки после занятия, игрушки, столы, подоконники, полки. Собирать со столов и пола кисточки, обрезки бумаги после занятий. Убирать строительный материал, помогать товарищу убирать игрушки, строительный материал. Переодевать кукол, отбирать определенные игрушки, предметы для игр, труда по просьбе воспитателя.

БЫТОВОЙ

Знать, в каком порядке хранятся игрушки, где лежат книги, выполнять до конца порученное дело. Учить соблюдать порядок, чистоту в помещении. Учить трудиться совместно. Учить трудиться рядом, общаться в процессе деятельности. Учить тщательно протирать предметы, действовать в соответствии с заданием. Учить аккуратно и компактно складывать строительные детали в коробки. Учить контактировать друг с другом, развивать стремление к общению. Закреплять знания детей об одежде, последовательности раздевания и одевания, упражнять в расстегивании и застегивании пуговиц, застежек.

ТРУД

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к игрушкам и предметом, желание трудиться. Развивать волевое усилие, желание помогать взрослым, проявлять активность, старание. Развивать желание закончить порученное дело. Формировать дружеские отношения.  Развивать  настойчивость, терпение, аккуратность. Воспитывать стремление к чистоте в окружающей обстановке, приучать соблюдать порядок. Развивать общительность. Воспитывать стремление оказывать помощь Проявлять гуманные чувства и положительное отношение к товарищам.

На участке

Мыть моющиеся игрушки. Собирать игрушки перед уходом с прогулки. Поливать песок из леек, подметать в домиках и прочих постройках. Протирать на веранде скамейки, полки. Собирать мусор, сгребать листву, сносить ее в ведрах в кучу, отвозить на тележках. Сметать снег со скамеек, построек, собирать снег в кучу, нагружать в ящики, свозить к месту построек. Расчищать дорожку от снега(небольшой отрезок)

Учить мыть игрушки в мыльной воде губкой, ополаскивать в чистой воде, вытирать тряпочкой. Выполнять задания воспитателя, няни. Пользоваться лейкой, работать аккуратно, не мочить обувь. Учить пользоваться веником, выметать сор из углов, мести в сторону выхода. Закреплять навыки, формировать навыки работы с граблями, совками Учить доводить начатое дело до конца, учить работать движками и лопатами.

Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Воспитывать интерес к повседневному труду, желание принимать в нем участие. Воспитывать желание трудиться самостоятельно. Активно. Воспитывать любовь к чистоте и порядку, желание старательно трудиться на общую пользу. Воспитывать стремление добиваться результата в труде, имеющем значение для окружающих.

Содержание деятельности

Обучающие задачи        

Воспитательные задачи

В помещении

Под руководством воспитателя, поливать растения, протирать крупные листья.Помогать воспитателю в посадке лука (в декабре), крупных семян декоративных растений(март). Вместе со взрослыми кормить рыбок, птичек.

ТРУД В ПРИРОДЕ.

Дать детям понятие о том, что растениям необходимы вода и свет, что за ними нужно ухаживать, поливать, притирать листья, опрыскивать. Учить выполнять данные действия. Знать названия растений(фикус, герань). Дать детям представления о том, что из посаженных луковиц(семян) развивается зеленый побег. Знать название рыбок в аквариуме ( золотая рыбка). Дать представления по уходу за рыбкой(корить каждый день кормом, поить чистой водой) Знать название птиц в уголке природы (канарейка) дать представление по уходу за птичкой(кормить каждый день, для питья нужна чистая вода, должна жить в чистой клетке) Учить насыпать зерно в кормушку мерной ложечкой из банки.

Воспитывать желание ухаживать за растениями, заботиться о них, проявлять к ним бережное отношение. Вызывать у детей любознательность, познавательный интерес, желание помогать взрослым. Воспитывать заботу о животных, желание ухаживать, наблюдать за их жизнью. Развивать любознательность, инициативность.

На участке.

Помощь воспитателю в посадке луковиц тюльпанов, нарциссов, гладиолусов. Поливать клумбу, грядки. Собирать срезанную траву.  Помогать воспитателю собирать урожай лука, редиса. Убирать с клумбы или грядки высохшие растения, складывать в тележки. Отвозить в определенное место. Подкармливать птиц, собирать природный материал.

Закреплять представления по уходу за растениями., учить пользоваться лейкой. Знать, что воду нужно лить под листья. Дать понятие о необходимости зеленого корма для животных, птиц, учить кормить их( класть корм в кормушки, подвешивать пучки травы к клетке при помощи прищепки) Учить пользоваться граблями, насыпать листву в тележку, в ведра, засыпать кусты. Знать, что надо укрывать землю, чтобы растения зимой не мерзли. Готовить корм для птиц: измельчать руками кусочки хлеба, оставшегося после обеда. В работе с природным  материалом отбирать качественный, раскладывать в коробки по видам.

Развивать интерес к природе, дружеские взаимоотношения. Формировать волевые усилия. Вызывать у детей радость в связи со сбором урожая, желание трудиться на общую пользу. Проявлять в работе старание, аккуратность. развивать желание трудиться сообща, воспитывать стремление к труду, развивать наблюдательность, эстетическую отзывчивость.

Содержание деятельности

Обучающие задачи        

Воспитательные задачи

СОВМЕСТНЫЙ ТРУД

Помогать убирать посуду после еды(собрать чайные ложки, принести хлебницы, салфетки) Помогать няне накрывать на столы(расставлять салфетницы, хлебницы, ложки) Помогать няне развесить полотенце в умывальной комнате. Относить или приносить какие – либо предметы по просьбе взрослых в процессе совместного труда. Помогать воспитателю в стирке кукольного белья(мытья игрушек) Оказывать помощь в процессе ремонта атрибутов, коробок, книг, изготовлении пособий(намазывать по просьбе воспитателя отдельные детали клеем, прижимать склеенные детали) Помогать дворнику в уборке участка. Помогать воспитателю распаковывать и располагать новые игрушки в игровом уголке. Помогать воспитателю мыть камушки, ракушки. Помогать опрыскивать комнатные растения. Помогать поливать цветник, огород. Оказывать помощь воспитателю в подготовке корма на зиму птицам и животным. Посыпать дорожки песком

ДЕТЕЙ  И

Закреплять знание наименований посуды. Знать, что посуду нельзя ронять, она разбивается. Расправлять полотенце, вешать его за петельку. Действовать в соответствии с указанием, выполнять просьбу взрослого. Учить развешивать выстиранное кукольное белье на веревке, вытирать вымытые игрушки. Закреплять названия предметов. Закреплять умение пользоваться с клеем, кистью, салфеткой. Раскрывать коробки, вынимать игрушки, рассматривать, расставлять по просьбе воспитателя в определенном месте. мыть камушки, ракушки. Работать с водой аккуратно. Мыть растения по предложению воспитателя(поливать на растение сверху из лейки) Носить воду в лейках , правильно поливать. Собирать срезанную воспитателем траву. Насыпать в песок ведерки, рассыпать с помощью совков

ВЗРОСЛЫХ

Воспитывать уважение к труду няни, бережное отношение к посуде. Развивать у детей стремление трудиться вместе со взрослыми, испытывать удовлетворение от совместного труда. Воспитывать уважение к труду воспитателя. Развивать стремление к чистоте, желание помочь. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Проявлять в труде любознательность, инициативность от совестной деятельности со взрослыми. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание трудиться на общую пользу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в рамках муниципального семинара-практикума для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по теме: «Система работы по трудовому воспитанию и социальной адаптации детей в деском саду и в семье» на базе МБДОУ детский сад № 34 «Раду

Тәрбияче: Яруллина Э.Н.Белем бирү программасы: «От рождения до школы», (Авторы: под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой , М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 ).Яшь үзенчәлекләре: икенче кечкен...

Открытое занятие в рамках муниципального семинара-практикума для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по теме: «Система работы по трудовому воспитанию и социальной адаптации детей в деском саду и в семье» на базе МБДОУ детский сад № 34 «Раду

-Балалар буген безне Фея-Фиалка үзенең гөлләр иленә кунакка чакыра. Бу ил ягымлы, шәфкатле, ярдәмчел һәм эшчән балаларны гына көтә. Сез гөлләр иленә сәяхәткә барырга әзерме? Без сәяхәткә автобус белән...

Система работы по трудовому воспитанию детей среднего дошкольного возраста.

Педагогом представлена разработанная и апробированная система работы по трудовому воспитанию детей среднего дошкольного возраста. Основной целью работы является формирование положительного отношения к...

Система работы по трудовому воспитанию дошкольников

Известно, что дошкольный возраст — ответственная и благодатная пора, когда ребёнок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности.   Для детей радость бытия...

Мастер-класс «Система работы по трудовому воспитанию дошкольников» на тему «Ручной труд с детьми по пособию А.В. Белошистой «Мастерилки».

Цель:Ознакомить с техникой оригами, ее происхождением, изучить основные приемы техники оригами....

Система работы по трудовому воспитанию посредством ручного труда.

Трудовое воспитание – это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование активной целеустремленной личности. Дошкольный возраст является началом трудового воспи...