Применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в свете ФГОС ДО
статья

В данной статье раскрываются особенности использования игровых технологий в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения, положительно влияющих на качество образовательного процесса и играющих значительную роль в воспитании и развитии детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx23.59 КБ
Файл prezentatsiya_igrovye_tehnologii.pptx2.71 МБ

Предварительный просмотр:

Доклад на районной августовской конференции работников образования

«ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ  В СВЕТЕ ФГОС ДО»

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир.

«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»                    А.С. Макаренко

В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Использование игровых технологий способствует развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса.

Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:

- способом обучения;

- деятельностью для реализации творчества;

- методом терапии;

- первым шагом социализации ребёнка в обществе.

С введением ФГОС ДО перед нами встали следующие задачи, направленные на введение игровых технологий в ДОУ:

• необходимость объяснения родителям важности игры;

• обеспечение безопасного пространства для игры;

• наличие соответствующей развивающей предметно – пространственной среды.

Игровые педагогические технологии это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр; последовательная деятельность педагога по:

- отбору, разработке, подготовке игр;

- включению детей в игровую деятельность;

- осуществлению самой игры;

- подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Цель игровой технологии – не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Задачи игровой технологии:

1. Достигнуть высокого уровня мотивации,  осознанной потребности в условии знаний и  умений за счёт собственной активности ребенка.

2. Подобрать средства, активизирующие  деятельность детей и повышение ее

   результативности.

3. Сделать воспитательный процесс управляемым.

Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:

  • По виду деятельности - двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;
  • По характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
  • По характеру игровой методики - игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода.
  • По содержанию - музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
  • По игровому оборудованию - настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

Главный компонент игровой технологии - непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

Её значение:

- активизирует воспитанников;

- повышает познавательный интерес;

- вызывает эмоциональный подъём;

- способствует развитию творчества;

- максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;

- позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к образовательной деятельности. Деятельность детей должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в воспитательно-образовательном процессе, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности дошкольников.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы:

 - восприятие,

 - внимание,

 - память,

 - воображение,

 - мышление.

Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей (далее – образовательные области):

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие.

Рассмотрим применение игровых технологий в образовательном процессе по каждой образовательной области. 

Социально-коммуникативное развитие. Игровая технология включает в себя:

• игровые тренинги;

• сюжетно – ролевые игры;

• театрализованные игры.

Познавательное развитие. Здесь выбор игр огромен и разнообразен, но следует выделить игровые технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков – это так называемые обучающие игры, проблемные игровые ситуации и игровые технологии, направленные на закрепление полученных знаний, развитие познавательных способностей.

Речевое развитие. Применение игровых технологий  позволяет создавать максимально благоприятные условия для развития речи детей:

- игровые технологии, направленные на развитие мелкой моторики;

- игровые технологии, направленные на развитие артикуляционной моторики;

- Игровые технологии, направленные на развитие дыхания и голоса.

Художественно-эстетическое развитие. Игровые технологии, направленные на развитие восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, изобразительного искусства.

Физическое развитие включает игровые технологии, направленные на развитие двигательной деятельности детей, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук и т.д.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы дошкольного учреждения и решением его основных задач. Существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в дошкольном учреждении.

Литература:

  1. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М. , 2010.
  2. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5.
  3. Пенькова Л. А. , Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Старший в оспитатель МБДОУ «Детский сад №2» Косойкина Ирина Геннадьевна Районная августовская конференция Доклад «ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ В СВЕТЕ ФГОС ДО»

Слайд 2

«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…» А.С. Макаренко Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника

Слайд 3

Значение игровой технологи способ обучения; деятельность для реализации творчества; метод терапии; первый шаг социализации ребёнка в обществе.

Слайд 4

Задачи, направленные на введение игровых технологий необходимость объяснения родителям важности игры; обеспечение безопасного пространства для игры; наличие соответствующей развивающей предметно – пространственной среды.

Слайд 5

Игровая педагогическая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр; последовательная деятельность педагога по: - отбору, разработке, подготовке игр; - включению детей в игровую деятельность; - осуществлению самой игры; - подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Слайд 6

Цель игровой технологии – не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Слайд 7

Задачи игровой технолог ии Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счёт собственной активности ребенка. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышение ее результативности. 3. Сделать воспитательный процесс управляемым.

Слайд 8

Виды педагогических иг р по виду деятельности – двигательные, интеллектуальные, психологические, профориентированные и т.д. ; 2. по характеру педагогического процесса – обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические; 3. по характеру игровой методики – игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры и устанавливается в зависимости от ее хода; 4 . по содержанию – музыкальные, математические, социализирующие, логические и т.д. ; 5 . по игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссерские и т.д.

Слайд 9

Главный компонент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

Слайд 10

Развитие с помощью игровых технологий В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы: - восприятие, - внимание, - память, - воображение, - мышление

Слайд 11

Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы ДОО должно обеспечивать развитие личности, мотивации и и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Слайд 12

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы дошкольного учреждения и решением его основных задач. Существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в дошкольном учреждении. .

Слайд 13

Игры со строительным материалом, пальчиковые игры

Слайд 14

Сюжетно-ролевые игры

Слайд 15

Народные игры с хороводами, играми-шутками, игры-сценки

Слайд 16

Игры на воздухе

Слайд 17

Игры-экспериментирования

Слайд 18

Театрализованные игры

Слайд 19

Prezentacii.com Игра - что может быть интересней и значимей для ребёнка? Это и радость и познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок идет в детский сад. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в свете ФГОС ДОУ»

«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего де...

Доклад «Применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в свете ФГОС ДО»

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в и...

«Применение проектной технологии в образовательном процессе ДОУ в свете ФГОС »

laquo;Применение проектной технологии в образовательном процессе    ДОУ в свете ФГОС »...

Методическая разработка «Применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в свете ФГОС ДО»

Методическая разработка «Применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в свете ФГОС ДО»...

«Применение проектной технологии в образовательном процессе ДОУ в свете ФГОС»

Исследовательская деятельность доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека. Только через действ...