Педагогическая технология развития эмоциональной отзывчивости на музыку у старших дошкольников
методическая разработка
Педагогическая технология развития эмоциональной отзывчивости на музыку у старших дошкольников
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Педагогическая технология развития эмоциональной отзывчивости на музыку у старших дошкольников
Педагогическая технология развития эмоциональной отзывчивости на музыку
у старших дошкольников
Цель. Развитие эмоциональной отзывчивости к музыке у детей старшего дошкольного возраста в процессе ее слушания.
Теоретическое обоснование педагогической технологии.
Основным признаком музыкальности человека является переживание музыки, при котором постигается ее содержание. Поскольку музыкальное переживание эмоционально по своему характеру, главным признаком музыкальности человека становится его способность эмоционально откликаться на музыку.
Эмоциональная отзывчивость на музыку — это способность погружаться в ее настроение, способность вчувствоваться, вживаться в музыкальные образы, это острота, глубина и богатство эмоциональных переживаний в процессе восприятия музыки.
Эмоциональная отзывчивость на музыку детей старшего дошкольного возраста — это главная составляющая музыкальности ребенка, которая проявляется в том, что слушание музыки вызывает у него сопереживание, сочувствие, адекватное содержанию музыкального образа, побуждает к размышлениям о нем. Эмоциональная отзывчивость выражается и в умении ребенка осуществлять элементарный музыкальный анализ произведения, определять средства музыкальной выразительности, которые вызывают яркие эмоциональные реакции и чувства в ходе ее слушания. Эмоциональная отзывчивость как специальная музыкальная способность прежде всего развивается в ходе восприятия музыки дошкольником.
Музыкальное восприятие — начальная ступень музыкально-художественной деятельности, ни исполнительство, ни творчество не могут получить своего развития без данного процесса.
Развивающий потенциал музыки зависит от того, какая именно музыка используется педагогом и каким образом осуществляется процесс ее восприятия ребенком. Оптимальными критериями для отбора музыкальных произведений, развивающих эмоциональную отзывчивость к музыке у старших дошкольников, будут:
эмоциональность, чувственность музыки;
яркость, насыщенность музыкального образа и музыкального повествования, захватывающая ребенка, вызывающая у него интерес;
богатство эмоционально переживаемых оттенков музыкальной интонации;
подготовленность ребенка к конкретному эмоциональному переживанию в процессе слушания музыки (наличие опыта переживания реальной эмоции);
непривязанность произведения к тексту, отсутствие в нем четкого сюжета (рекомендуется отбирать инструментальные произведения);
особое сочетание средств музыкальной выразительности: мелодии, лада, темпоритма, формы произведения и др.
наличие солирующего инструмента, подчеркивающего выразительность мелодии музыкального произведения; единообразие эмоциональной окраски произведения, его оттенки (рекомендуется отбирать этюды, прелюдии, инструментальные пьесы XVIII века, современные эстрадные композиции);
многократная повторяемость мелодии (в этом случае у ребенка появляется возможность более точно определить эмоциональную окраску образа, глубже прочувствовать его);
длительность звучания музыкального произведения (до 7, в отдельных случаях до 10 минут);
художественность и выразительность исполнения музыкального произведения;
качество записи.
Условия реализации технологии:
Технология реализуется в условиях активного взаимодействия педагога, музыкального руководителя, педагога-психолога, руководителя изостудии.
Необходимо оснастить развивающую среду группы, музыкального зала, кабинета психолога соответствующим оборудованием и атрибутами.
Необходимо соблюдать следующие правила слушания музыки с детьми старшего дошкольного возраста:
А. Обязательное сохранение алгоритма слушания музыкальных произведений с детьми старшего дошкольного возраста:
Привлечение детей к слушанию музыки, создание у них настроя на восприятие.
Первоначальное слушание музыкального произведения, знакомство с ним, погружение в него.
Повторное слушание с последующим музыкальным анализом, разбором впечатлений и используемых средств музыкальной выразительности.
Закрепление у детей представлений о прослушанной музыке, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем.
Создание условий для выражения ребенком результатов музыкального восприятия в художественной, игровой, танцевальной деятельности.
Б. Использование синтеза искусств, обращение к полихудожественным формам деятельности детей для развития у них эмоциональной отзывчивости к музыке.
В. Данная работа может быть проведена музыкальным руководителем на занятии, посвященном слушанию музыки и развитию музыкальных способностей старших дошкольников, или на вечерах развлечений. Ее могут также вести педагоги в процессе совместной деятельности с детьми. Возможно слушание музыки с ребенком в индивидуальном режиме, направленное на развитие эмоциональной отзывчивости к музыкальному произведению. Подобная работа может стать частью занятия, посвященного развитию речи детей либо занятия по изобразительной деятельности, во время которого с детьми рассматриваются пейзажные картины. Она может сопутствовать художественно-творческой деятельности дошкольников во всех ее видах.
Целесообразно проводить такую работу не менее двух раз в неделю в течение всего учебного года, независимо от музыкальных занятий с дошкольниками.
Диагностика
Направления и содержание диагностических процедур:
Исследуем:
своеобразие эмоциональных переживаний старших дошкольников в ходе слушания музыки;
особенности восприятия детьми музыкального образа прослушанного музыкального произведения;
особенности реакции детей на музыку.
Анализируем музыкальный репертуар для слушания, рекомендованный старшим дошкольникам образовательной
программой, по которой работает детский сад.
Для первого направления диагностики используем следующие методы: полихудожественную тест-игру (методика Н. Г. Куприной), наблюдение за детьми в процессе восприятия музыкальных произведений, беседу о прослушанной музыке.
При организации полихудожественной тест-игры учитываем:
— специфические возможности исполнительской музыкально-художественной деятельности ребенка старшего дошкольного возраста;
уровень развития художественно-исполнительских умений старших дошкольников (двигательные и импровизационные способности, физические качества ребенка, умение рисовать и др.);
параметры музыкально-слуховых представлений старших дошкольников (необходимо учитывать, какие средства музыкальной выразительности ребенок этого возраста способен воспринять на слух).
I
Полихудожественная тест-игра «Танцы осенних листьев»
Предлагаемая диагностика проводится в условиях серии занятий, объединенных единой тематикой. Тест представляет собой игровое действо с разнообразными формами полихудожественной деятельности детей. Педагог выступает в качестве ведущего-режиссера.
Проведение тест-игры предваряют: прогулки детей по осеннему парку, наблюдения за осенней природой, беседы с педагогом о различных поэтических образах осени (золотая, | пышная, багряная, сказочно красивая; тихая, печальная, с туманом, тусклым солнечным светом; дождливая, унылая, грязная, скучная и т.д.). Детям можно прочитать стихи об осени (А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, И. Бунина, А. Толстого, А. Плещеева и др.), рассмотреть иллюстрации в книгах.
Диагностическое задание №1. Двигательная импровизация под музыку.
Музыкальный ряд: Ф. Шопен. Этюд фа минор, соч. 25.
Краткая аннотация: этюд — произведение, созданное на основе одного пианистического приема, проходящего через всю пьесу согласно принципу остинатности (повторяемости). Педагогической задачей этого жанра является виртуозное овладение определенным приемом. В этюдах Ф. Шопена каждый технический оборот становится носителем яркой и неповторимой художественной идеи, а принцип остинатности 1 исчерпывающе выражает одно эмоциональное состояние. Этюд фа минор не имеет программного названия. Однако виртуозное кружение, россыпь мелких длительностей в высоком регистре могут вызвать ассоциации с трепещущими от легкого дуновения ветра золотыми, звенящими, сверкающими на солнце листьями и нарисовать в воображении ребенка картину золотой осени с ее блистающей красотой. «Осенним» этот этюд делают минорный лад и особенно последняя, завершающая музыкальная фраза, исполненная вопроса-ожидания.
Описание задания: детям предлагают представить себя осенними листьями, танцующими под музыку. Но прежде чем включиться в движение под звучащую музыку, им нужно выбрать предметы, которые будут у них в руках и смогут украсить их танец. Предметы педагог заранее раскладывает на стульях, стоящих вдоль стен зала. Это могут быть лоскутки материи, полоски бумаги разного размера, небольшие камешки, шишки, палочки. Выбор ребенком предмета для танца войдет в оценку выполнения задания. Высокой оценке будет соответствовать выбор ярких, легких и средних по размеру лоскутков, и полосок бумаги, с помощью которых можно имитировать трепещущие на ветру листья. На протяжении импровизированного танца дети могут менять предметы, постепенно осваивая соответствующие музыке движения и подбирая соответствующие предметы.
После завершения звучания педагог предлагает повторить танец, но в более упорядоченном виде. Дети с выбранными предметами в руках встают в общий крут. С началом звучания музыки каждый из них на короткое время выходит в центр круга — становится ведущим и придумывает движения. Стоящие в кругу копируют движения ведущего. Педагог, принимающий участие в игре наравне со всеми, отслеживает и запоминает действия детей, чтобы после занятия описать их, проанализировать и дать им оценку.
Диагностическое задание №2. Рисование музыки.
Музыкальный ряд: Ф. Шопен. Этюд фа минор, соч. 25.
Описание задания: дети рисуют звучащую музыку, самостоятельно выбирая сюжет, цветовую гамму, а также материал для рисования: краски, карандаши, мелки и т. д. Задание оценивается в соответствии с таблицей.
Диагностическое задание №3. Темброво-шумовой аккомпанемент.
Музыкальный ряд: (композиция используется в качестве музыкальной заставки к телевизионной передаче «Женский взгляд» Оксаны Пушкиной).
Краткая аннотация: медленный темп этой популярной современной композиции, долгие выдержанные звуки, вибрирующие тембры электронных инструментов создают в воображении образ тишины, осеннего парка с голыми стволами деревьев. Мелодические фразы, начинающиеся с долгого звенящего звука, завершаются мягкими, нисходящими линиями, напоминая о кружащихся падающих листьях.
Описание задания: Педагог раскладывает на столе различные инструменты, среди которых маракасы, колокольчики, треугольники, барабаны, бубны, а также самодельные инструменты и звучащие предметы (жестяные баночки с крупой, связки пуговиц, стеклянные стаканчики, металлические крышечки, палочки для игры на них и т.п.). Педагог дает детям возможность поиграть с каждым инструментом и предметом, узнать, как они звучат, а затем предлагает сравнить звуки инструментов и звучащих предметов со звуками осеннего парка, придумать соответствующие аналогии. Например, звучание маракасов — шелест листьев на деревьях, удар палочкой по стеклянному стаканчику — капли дождя, звуки барабанов и удары металлических крышечек друг о друга — гром и т.д.
Далее педагог предлагает детям выбрать по два инструмента: один для озвучивания тихой, ясной погоды, а другой — для бурной, ветреной, дождливой. После этого I включается запись музыкального произведения, которому дети аккомпанируют на выбранном инструменте, извлекая звуки с той частотой и громкостью, которые считают нужными. Напомним, что в оценку этого задания входит не только удачно выбранный для аккомпанемента инструмент, но и качество эмоционально-ритмической подстройки к звучащей музыке.
Диагностическое задание №4. Двигательная и импровизация.
Описание задания: дети делятся на две команды: «деревья» и «листья».
«Деревья» встают в произвольном порядке зала на большом расстоянии друг от друга в разных точках. В руках у них инструменты для аккомпанемента (уже выбранные ими во время предыдущей игры). У «листьев» завязаны глаза (яркими разноцветными лоскутками, символизирующими осенние листья), и каждый из них стоит рядом со своим «деревом». С началом звучания музыки «дерево» начинает издавать звуки на своем инструменте, а «листочек» кружится в медленном танце вокруг него или рядом с ними. «Листочек» должен ориентироваться на звуки своего «дерева», чтобы не заблудиться. При повторной игре дети меняются ролями.
Прием завязывания глаз во время исполнения двигательной импровизации приводит к обострению у детей внимания к музыке, эмоциональному вчувствованию в нее. Кроме того, дети лишаются возможности копировать друг друга в движениях и действуют более самостоятельно, что позволяет педагогу объективнее оценивать их способности.
Диагностическое задание №5. Рисование музыки.
Описание задания: дети рисуют звучащую музыку, самостоятельно выбирая сюжет, цветовую гамму и материал для рисования. Задание оценивается в соответствии с предложенной схемой.
После выполнения задания все детские рисунки оформляются в виде выставки. Педагог проводит обсуждение рисунков вместе с детьми, находя слова поощрения для каждого. Высказывания детей по поводу своих работ и работ сверстников также учитываются педагогом при оценке результатов.
Второе направление диагностики связано с необходимостью I анализа имеющегося музыкального репертуара для детей старшего дошкольного возраста. Результаты позволят вам понять: ] стоит ли обновлять репертуар для организации восприятия музыки современными дошкольниками? Достаточную ли эмоциональную отзывчивость к музыке развивает музьгкальный репертуар, предлагаемый образовательными программами?
В качестве диагностических методов используйте уже разработанные критерии анализа музыкального репертуара образовательных программ для детских садов и примерные вопросы для беседы с музыкальным руководителем или самоанализа. Необходимо отметить, что сегодня только три образовательные программы содержат рекомендации по репертуару для слушания — это типовая программа под редакцией М. В. Васильевой (авторы раздела по музыкальному воспитанию Н. А. Ветлугина и О. П. Радынова); программа «Истоки» (автор соответствующего раздела К. В. Тарасова) и программа «Из детства в отрочество» (автор раздела I Е. А. Дубровская).
Если вы работаете по другим образовательным программам, то попробуйте проанализировать репертуар, который вы используете в ходе слушания музыки с детьми.
Критерии анализа музыкальных произведений, рекомендованных для слушания дошкольниками:
эмоциональность, чувственность музыки;
яркость, насыщенность музыкального образа и музыкального повествования;
богатство эмоционально переживаемых оттенков музыкальной интонации;
соответствие эмоциональной окраски музыки жизненному опыту ребенка;
особое сочетание средств музыкальной выразительности: мелодии, лад, темпоритмп, формы произведения и др.
наличие солирующего инструмента (фортепиано, скрипка, рожок, флейта, гобой, любой другой инструмент), подчеркивающего выразительность мелодии музыкального произведения; единообразие музыкальной окраски произведения, его оттенки (рекомендуется отбирать этюды, прелюдии, инструментальные пьесы XVIII века, современные эстрадные композиции);
многократная повторяемость мелодии (в этом случае у ребенка появляется возможность более точно определить эмоциональную окраску образа, глубже прочувствовать его);
длительность звучания музыкального произведения (до 7, в отдельных случаях до 10 минут);
художественность и выразительность исполнения музыкального произведения;
качество записи.
Примерные вопросы для беседы с музыкальным руководителем или для самоанализа:
Считаете ли вы музыкальный репертуар достаточно разнообразным для развития эмоциональной отзывчивости?
Считаете ли вы рекомендуемый (используемый) музыкальный репертуар эффективным (удовлетворительным, малоэффективным, неэффективным) для развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников к музыке?
Считаете ли вы, что музыкальный репертуар для старших дошкольников требует дополнения, должен быть более разнообразным?
Используете ли вы на музыкальных занятиях и в совместной музыкальной деятельности с детьми произведения, не рекомендованные образовательной программой?
Как вы подбираете музыкальные произведения?
Какими произведениями, развивающими эмоциональную отзывчивость к музыке, вы дополнили бы музыкальный репертуар?
Этапы педагогической технологии
/ этап. Обновляем музыкальный репертуар для детей старшего дошкольного возраста.
// этап. Разрабатываем конспекты по слушанию музыки с детьми старшего дошкольного возраста и используем их в работе с воспитанниками.
I этап
Примерный музыкальный репертуар, развивающий эмоциональную отзывчивость к музыке
Бах И. С. «Воздух» из Сюиты №3. Прелюдия и фуга до минора.
Бетховен Л. из «Лунной сонаты Сонаты №31 ля-бемоль мажор, соч. ПО.
Брамс И. 3 часть Симфонии №2 до I мажор, соч. 73. 3 часть Симфонии №3 фа мажор, соч. 90. Интермеццо ми мажор, соч. 116 №4. Каприччио фа-диез минор, соч. 76 №1.
Вивальди А. Из цикла «Времена года»: Весна: «Приход весны»; Лето: «Птицы и ветер», «Летняя гроза»; Осень: «Охота»; Зима: «У камина»,) «В погожие дни на лед, на широкие просторы».
Гаврилин В. Вальс «Веселая прогулка» из цикла «Зарисовки».
Гайдн Й. Симфония «Прощальная» (1, 2 части).Григ Э. «Утреннее настроение» («Пер Гюнт»).
Дворжак А. Симфонии №9 ми минор («Из Нового Света»), соч. 95.
Дебюсси К. «Море», три симфонических эскиза. «Послеполуденный отдых фавна», прелюдия к эклоге Ст. Малларме. «Туманы», «Мертвые листья», «Вереск» из шести прелюдий второй тетради.
Дога Е. «Вальс» из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»
II этап
Примерные конспекты организации процесса восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста в детском саду
Цикл игр-фантазий «Настроения» рассчитан на несколько дней. Дети участвуют в полихудожественных играх по мотивам музыкальных произведений. Педагог выступает в роли ведущего.
Каждую игру предваряют (на выбор):
беседы педагога, музыкального руководителя или руководителя изостудии о различных настроениях, которые нам приходится испытывать;
наблюдения детей за сверстниками, близкими людьми, их эмоциональным самочувствием;
совместный просмотр детских мультфильмов;
совместное рассматривание иллюстраций к детским книгам, чтение стихов, сказок, рассказов.
Игра №1
Тема: двигательная импровизация на музыку М. Таривер-диева «Маленькая циркачка» из органного цикла «Настроения».
Ход игры.Педагог обращается к детям: «Ребятки, сейчас мы с вами отправимся в цирк. Вспомните, когда вы были в цирке, кого вы там видели, кто вам понравился? Каким становится наше настроение, когда мы уходим из цирка? А почему?
Цирк, в который мы сейчас с вами отправимся, необычный. Он придуман композитором Микаэлом Таривердиевым.
Звучит музыка. Затем педагог беседует с детьми.
«Какой вам показалась циркачка? Что она делает? Как мы догадались об этом? Она дарит нам улыбку, заражает нас веселым настроением и приглашает нас в свой цирковой номер. Давайте еще раз послушаем музыку и попробуем представить, что мы можем делать под нее как маленькие циркачи.
А теперь будем двигаться под музыку весело, радостно, убыстряя движения. Вот какие замечательные циркачи у нас, какой добрый и замечательный цирк!»
Игра №2Тема: рисование композиции М. Таривердиева «Картина старого мастера» из органного цикла «Настроения».
Педагог, музыкальный руководитель или руководитель изостудии предлагает детям совершить путешествие в старинный дом одного художника: «Мастер оставил в нем одну картину, а остальные продал или подарил. Дом старый, заброшенный, сам художник давно уже умер, картина состарилась, и уже трудно понять, что же было изображено на ней. Но один композитор, друг нашего художника, сохранил о ней память, изобразив ее в своей музыке. Давайте и мы с вами сейчас послушаем эту музыку и попробуем увидеть шедевр старого мастера: что же все-таки он нарисовал на холсте? Что так дорого было художнику? Что он чувствовал, что переживал?» (Дети слушают музыку.) Далее проводится небольшая беседа о том, что же им удалось увидеть, какие чувства и настроения они испытали, слушая музыку, что, на их взгляд, так взволновало художника, что он решил написать картину и оставить ее в своем доме и т. д.
Во время повторного слушания дети рисуют созданную в воображении картину, самостоятельно выбирая сюжет, цветовую гамму, а также материал для рисования: краски, карандаши или мелки. Необходимо оформить листы бумаги для рисования как старинные рамы, внутри которых появится детский рисунок. Из них в группе, музыкальном зале или изостудии устраивается выставка под названием «Картина старого мастера
Игра №3
Тема: сочинение коллективного рассказа на музыку М. Таривердиева «Забытый мотив» из органного цикла «Настроения».
Ход игры.
Педагог: «Сегодня мы будем с вами фантазировать под музыку, а потом все наши фантазии попробуем объединить в один рассказ. Музыка, которую мы будем сейчас слушать, называется „Забытый мотив". Кто-то когда-то напевал этот мотив: может быть, грустил, может быть, страдал, а может быть, печалился? Давайте попробуем поймать настроение, которое переживал наш неизвестный герой. (Дети слушают музыку.)
Какое настроение внушает нам музыка? Как вы думаете, что испытывал тот, кто напевал такую мелодию? Как он себя чувствовал? В каких ситуациях мы испытываем похожее настроение? Когда мы себя чувствуем примерно так же? А теперь давайте попробуем угадать, кто же это такой? Это мужчина или женщина? А может быть, мальчик или девочка? Почему ему (ей) грустно? Что случилось? Что произошло? Что это за история? (Дети высказывают предположения.)
Давайте послушаем музыку еще раз. Может быть, вам захочется подвигаться под нее, движения помогут представить, кто герой (или герои) этой истории.
Теперь давайте начнем придумывать нашу историю. Кто хочет начать? Может быть, я попробую? Итак...»
Дети по очереди продолжают придумывать историю, педагог помогает воспитанникам не потерять сюжетную линию, сделать процесс сочинительства занимательным. В случае по-второв и пауз можно послушать музыку еще раз, поискать в ней Новые образы и настроения.
Рассказ записывается на диктофон или магнитофон. Творческий процесс продолжается.
Продукты творческой деятельности детей оцениваются педагогами в соответствии с критериями диагностической таблицы, после чего можно сделать вывыводы о развитии эмоциональной отзывчивости дошкольников к музыке.
Игра №4
Тема: двигательная импровизация под музыку Э. Морри-коне
Краткое описание музыкального произведения: медленный темп произведения, минорный лад, глубокая чувственность, мелодические фразы, созданные на основе одного пианистического приема и повторяющиеся в разных тональностях, создают настроение светлой грусти, печали.
Ход игры.
Детям предлагается потанцевать под музыку, но прежде чем включиться в движение под звучащую музыку, им предлагается выбрать предметы, которые смогут украсить танец.
Педагог заранее готовит предметы и раскладывает их в зале. Это могут быть прозрачные капроновые ленты, газовые шарфы и платки, цветные, атласные ленты, султанчики, полоски гофрированной бумаги, искусственные цветы.
На протяжении импровизации дети могут менять выбранные предметы, постепенно осваивая и соответствующие музыке движения.
После завершения импровизации детям предлагается повторить танец, но в более упорядоченном виде. Дети встают в круг, и с началом звучания музыки каждый из них на короткое время становится ведущим, остальные копируют его движения. Педагог, музыкальный руководитель или педагог-психолог принимает участие в игре, поощряет детей, оказывает им поддержку в случае затруднения.
Игра №5
Тема: рисование под музыку П. Мориа «Тосса1а».
Краткое описание музыкального произведения: быстрый темп этой современной композиции, кружение мелодии, то низкие, то высокие звенящие звуки создают у ребенка впечатление хорошего, светлого, радостного настроения.
Ход игры.
Дети рисуют звучащую музыку, самостоятельно придумывая сюжет и цветовую гамму, по желанию отбираю материал для рисования.
После выполнения заданий все детские рисунки оформляются в виде выставки, педагог предлагает детям рассказать о своих рисунках и о работах сверстников. Рассказы детей оцениваются в соответствии с разработанными критериями.
Занятие по произведению «Летняя гроза»
Цель: развивать у детей эмоциональную отзывчивость к музыке в процессе восприятия музыкального произведения А. Вивальди из цикла «Времена года»: «Летняя гроза» (рге$1о) (в исполнении Ванессы Мэй «Шторм»).
Этапы работы:
Знакомство детей с новым музыкальным произведением.
Беседа с детьми, направленная на понимание услышанной музыки: ее эмоционального содержания, характера, настроения, средств музыкальной выразительности.
Творческие задания, способствующие развитию у детей умения выражать свои эмоциональные переживания.
Ход занятия
Педагог или музыкальный руководитель привлекает внимание детей: «Ребята, сегодня мы с вами послушаем одно из произведений А. Вивальди. У этого произведения есть название, но я его оставлю в тайне. То, о чем расскажет эта музыка, о том, какие чувства переполняли композитора, когда он сочинял ее, мы узнаем вместе с вами, внимательно слушая произведение. Я включу вам музыку, а вы постарайтесь представить, о чем она рассказывает нам». Дети слушают музыку.
Затем проводится беседа с детьми. Вопросы к детям:
Понравилась ли вам музыка?
Какое настроение вызывает у вас эта музыка?
Что вы представляли, о чем думали, слушая ее?
Что чувствовал композитор, когда сочинял это произведение?
Вы хотите послушать музыку еще раз?
Музыкальное произведение прослушивается повторно, после чего детям предлагается выразить свое эмоциональное отношение в танцевальной импровизации с цветными шифоновыми или шелковыми платочками или в рисунке, с помощью цветных линий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у старших дошкольников"
В статье раскрываются педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения старших дошкольников, которые опираются на достижения науки и практики музыкального воспита...
ОПЫТ РАБОТЫ "РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕГРАТИВНОГО КАЧЕСТВА "ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОТЗЫВЧИВЫЙ"...
Диагностика уровня развития эмоциональной отзывчивости на музыку детей дошкольного возраста
Цель: определение уровня развития эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников. Задачи:1) разработка комплексов вопросов для интервьюирования специалистов, работающих с дошкольниками...
Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку дошкольников раннего возраста.
Музыка начинает привлекать внимание детей раннего возраста и у большинства из них вызывает постоянный интерес....
Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у старших дошкольников с использованием визуализации.
Информационно-коммуникативная педагогическая технология по музыкальному воспитанию усиливают познавательный интерес воспитанников, позволяют сделать музыкальные пргоизведения привлека...
Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у старших дошкольников с использованием визуализации.
Педагогическая технология развития эмоционального восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста в процессе ее слушания с применением ИКТ. Материал мож...
Психолого-педагогическое сопровождение развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников в условиях реализации ФОП ДО.
Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно остро. Часто приходится наблюдать, как многие из нас не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, не хо...