Рабочая программа по ДОП в старшей группе нетрадиционная техника рисования " Волшебные ладошки"
рабочая программа (старшая группа)

Ван-Ван-Шу Маргарита Васильевна

Рабочая программа по ДОП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_volshebnye_ladoshki.docx113.47 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД "ТЕРЕМОК"


Принято на заседании

Педагогического совета

Протокол №17

от "20" сентября 2019г.    

Утверждаю

Заведующий МБДОУ ЦРР - д/ с "Теремок"

__________________Е.Н. Лебедь

Приказ №  100 от  «_20_»_09_ 2019г.


                                                         



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дополнительному образованию

(кружок по нетрадиционной технике рисования «Волшебные ладошки»

в старшей группе)

срок реализации программы 2019-2020г.

                                                                                                                                                                                                      Разработчик

воспитатель: Ван-Ван-Шу М.В.

                                                                                                         

г. Северобайкальск

2019-2020г.

 «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский

  1. Целевой раздел.

Пояснительная записка

  Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.

Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.

   Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.

   Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.

   Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.

   Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замысла. Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.).

   Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а также развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис.

   Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует эффективному развитию детского творчества.

Цель данного кружка  создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

1.Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками – ладошками, оттиск пробкой, рисование свечой и т.д.)

2.Обучать основам создания художественных образов.

3.Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.

4.Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.

5.Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т.д.

6.Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.

                      2. Принципы и подходы к формированию программы

- принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания программы с учѐтом региональных культурных традиций;

- принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учѐтом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;

- принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далѐкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

- принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;

- принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;

- принцип развивающего характера художественного образования;

- принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учѐтом «природы» детей - возрастных особенностей и индивидуальных способностей;

- принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.

- принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;

- принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;

- принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

- принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;

- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);

- принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

- принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;

- принцип взаимосвязи обобщѐнных представлений и обобщѐнных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;

- принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

        Подходы: Культурно-исторический (определяет развитие ребенка как «процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях развития. Культурно-историческая теория развития психики и развития личности Л.С.Выготский).

- Личностный (в основе развития заложена эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры направленности поведения, поступательное развитие человека происходит за счет личностного развития. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты недостаточно, поэтому деятельность ребенка определяется непосредственными мотивами. Исходя из этого положения, деятельность ребенка должна быть осмысленной, социально значимой, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие. Я. Корчак, А.В. Мудрик и др.).

-  Деятельностный (деятельность, наравне с обучением, как движущая сила психического развития ребенка. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают ее новые виды, развиваются (перестраиваются) психические процессы и появляются личностные новообразования А.А. Леонтьев).

Методы: 

В процессе совместного рисования используются различные методы:словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

-практические

-игровые

Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

Особенности реализации программы:

1.Систематические занятия.

2.Игры, игровые приемы.

3.Организация и оформление выставок детских работ.

4.Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.

Ожидаемый результат работы кружка

1.Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.

2.Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.

3.Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.

4.Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.

2. Организационный раздел

Организация занятий кружка:

Два занятия в неделю по 25 минут.

Режим занятий: четверг 16:00-16:25, пятница 16:00-16:25.

Численность воспитанников: 13

Нетрадиционные художественные техники применяемые в практической работе.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Дети старшего дошкольного возраста могут освоить следующие техники нетрадиционного рисования: 

Монотипия предметная

выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Монотипия пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Кляксография с трубочкой

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти).

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, плотная бумага.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Ниткография

Средства выразительности: цвет, линия, фактура.

Материал: ворсистая нитка, лист бумаги, краски, кисти.

Способ получения изображения: дети выкладывают на половинке листа бумаги прокрашенные в краске нити, закрывают второй половинкой бумаги, придерживая лист резко выдергивают нитку. Можно использовать нити разных цветов.

Рисование по мокрому

Средства выразительности: пятно.

Материалы: акварельная бумага, вода, акварель, мягкая кисть.

Для выполнения работы необходимо смочить лист чистой водой, а потом кистью или каплями нанести изображение. Оно получится как бы размытое под дождем или в тумане.

Мыльные пузыри

Средства выразительности: цвет, фактура, пятно.

Материалы: гуашь, жидкое мыло, вода, трубочка для коктейля, плотный лист бумаги.

В крышке смешать 5 ст. л. гуашь, 1 ст. л. мыло, 1 ч.л. воду. Опустите в смесь трубочку и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Взять лист бумаги, и осторожно прикоснуться ею к пузырям, как бы перенося их на бумагу.

Оттиск смятой тканью

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая ткань.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую ткань к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и ткань.

Оттиск фруктами

Средства выразительности: цвет, пятно.

Материалы: любые фрукты, разрезанные пополам, блюдце с гуашью, плотная бумага.

Способ получения изображения: ребенок окунает фрукт в блюдце с краской и наносит отпечаток на бумагу.

Пуантилизм (рисование тычком)

Средства выразительности: цвет, пятно.

Материалы: емкость с гуашью, ватная палочка, лист бумаги.

Способ получения изображения: ребенок окунает в емкость с краской, ватную палочку и наносит изображение на лист. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. При необходимости изображение дорисовывается кистью.

Рисование крупой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей крупу (по рисунку).

Материалы и инструменты, необходимые для работы:

1. Бумага разного формата и цвета.

2. Гуашь.

3. Акварельные краски.

4. Ватман.

5. Картофель, морковь.

6. Поролон.

7. Вата

8. Воздушные шары.

9. Листья деревьев.

10. Кисточки.

11.Чашечки для гуаши.

12. Баночки для воды.

13. Заготовки рисунков.

14. Салфетки влажные.

15. Зубная паста.

16. Пластиковые вилки

17. Крупы

18. Пенопласт

19. Бисер, бусинки

20.Ленты разноцветные

21. Трубочки

22. Соль

23. Клей ПВА и карандаш

24.Пластилин

25. Мыльные пузыри

3. Содержательный раздел

                          Перспективный план кружковой работы.

Тема занятия

Нетрадиционные техники

Задачи

Материал

сентябрь

«Золотая

осень

Рисование способом тычка.

Уточнять и расширять представления об осени; продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка, развивать творчество и фантазию.

Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

Красивый букет»

Печатание растений

Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность.

Засушенные листья, краска, кисти, бумага.

«Животные Африки».

Монотипия, обведение ладони и кулака.

Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами - большое крыло, кулак - маленькая). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки.

Силуэты симметричных, ассиметричных предметов. Лист бумаги, гуашь, кисть, простой карандаш, принадлежности для рисования.

Осенние листочки».

Отпечаток листьев. Набрызг.

Познакомить с техникой печатания листьев. Закрепить умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях ил тампонах при печати.

Лист черного цвета, гуашь, поролоновые тампоны трафареты, принадлежности для рисования

«Василек».

Аппликация из крупы.

Учить детей аккуратно распределять лепесточки василька из бумаги на картон, очень хорошо промазать середину цветка клеем ПВА, аккуратно засыпать гречневой крупой.

Цветная бумага, клей ПВА, рисовая, гречневая крупа крупа.

«Веселые человечки».

Кляксография.

Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество, в дорисовывании предметов.

Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, восковые мелки, принадлежности для рисования.

«Синий вечер»

Линогравюра

Развивать художественное восприятие, воображение, координацию движений рук.

По 2 листа белой бумаги, на каждого ребенка, синяя гуашь, кусочек поролона, клей, силуэты: дерево, дом, звезда, собака, будка

«Загадки»

Ниткография

Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.

Нитки №10, цветная гуашь, белая бумага.

                                                                        ноябрь

«Щенок»

Метод тычка

Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость

Бумага, гуашь, жесткие кисти

«Лисичка».

Аппликация из крупы.

Учить равномерно, распределять различные виды крупы по форме черепашки, развивать аккуратность, четкость

Картон, изображение лисы, крупа, клей ПВА.

«Медвежонок».

Аппликация из резаных ниток.

Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно, намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом.

Изображение медвежонка на картоне, ткать, клей ПВА.

«По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли»

Рисование смятой бумагой.

Учить новому способу рисования, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику.

Газета, листы бумаги, разноцветные краски.

«Первый снег».

Оттиск печатками из салфетки

Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

Листы бумаги, цветные краски, салфетки

«Цыпленок»

Гуашь, ватные диски, палочки

Учить детей наклеивать ватные диски, учить аккуратно, раскрашивать ватные диски, "оживлять" картинку с помощь ватных палочек

Гуашь, ватные диски, палочки, листы бумаги, клей

«Мои любимые рыбки»

Рисование гуашью по восковым мелкам

Учить обводить свою ладонь восковым мелком. Продолжать знакомство с техникой сочетания акварели и восковых мелков.

Гуашь, восковые мелки, листы бумаги, кисти

«Два петушка».

Рисование ладошкой

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Цветные карандаши, листы бумаги

                                                                  декабрь

«Снегурочка».

Рисование способом тычка.

Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком.

Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

«Дед мороз».

Пластилинография.

Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне.

Рисунок с изображением елочки; пластилин.

«Дед мороз» (продолжение).

Пластилинография.

Продолжить мозаику из пластилина.

Рисунок с изображением елочки; пластилин.

«Ёлочка пушистая, нарядная».

Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Листы бумаги, цветная гуашь, жёсткие кисти

                                                              январь

«Узоры на окнах».

Раздувание капли

Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки.

Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, пипетка

«Мои рукавички».

Оттиск пробкой, рисование пальчиками

Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.

Лист бумаги с изображением рукавички, пробки, цветная гуашь.

«Снеговик»

Комкание бумаги (скатывание)

Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывания, клей ПВА.

«Клоун».

Аппликация из ваты.

Учить скатывать ватные шарики и наклеивать на основу рисунка.

Цветной картон синего цвета (по количеству детей), комочки ваты, клей, рисунок на картоне клоуна.

«Снегири на ветке».

Рисование способом тычка.

Формировать у детей обобщённое представление о птицах; пробуждать интерес к известным птицам; расширять знания о перелётных птицах; упражнять в рисовании снегирей.

Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования

«Нарисуй, что хочешь».

Работа со знакомыми техниками

Развивать воображение, активизировать мыслительную деятельность.

Ящик с 2 отделениями:

1. материал (на чем)

2. инструмент (чем)

                                                                   февраль

«Мое любимое дерево».

Рисование мазком, монотипия, набрызг.

Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные техники: сентябрь-монотипия, октябрь - мазки, ноябрь - набрызг. Учить соотносить количество листьев и цвет. Развитие чувства композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках.

Пейзажи, гуашь, набор кистей, трафареты и принадлежности для рисования.

«Зимний пейзаж».

Кляксография.

Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение.

Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.

«На что похоже?»

Техника монотипии

Знакомить детей с симметрией. Развивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию

Бумага, согнутая пополам, гуашь 3 цветов, тряпочки

«Подарок папе».

Разные

Вызвать желание порадовать пап и дедушек.

Материал для аппликации

«Подарок папе» (продолжение)

Разные

Вызвать желание порадовать пап и дедушек.

Материал для аппликации

«Придумай и дорисуй».

Разные

Развивать творческое воображение. Учить детей создавать новые образы.

Листы бумаги с незаконченным рисунком

«Музыка».

Пальцевая живопись

Продолжать развивать интерес к рисованию. Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать художественное восприятие.

Бумага, гуашь

«Наша улица».

Печатание, набрызг, силуэтное рисование

Развивать наблюдательность, художественный вкус, умение находить средства выразительности.

Листы бумаги, гуашь, кубики для печатания. Манка, тычки, мятая бумага, клей…

                                                                март

«Букет для мамы».

Рисование ладошками.

Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику.

Листы бумаги с заготовками вазы и стебля цветка, гуашь, кисти.

«Какого цвета весна».

Монотипия.

Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски

Два альбомных листа на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две емкости с водой, толстые кисточки.

«Берег реки».

Рисование по сырому фону

Закрепить умение рисовать по сырому фону, смешивать краски прямо на листе, развивать творчество, фантазию.

Листы бумаги формата А4, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки.

«Волшебная страна – подводное царство».

Рисование ладошками

Учить передавать образ, продолжать работу по смешению цветов.

Листы бумаги круглой формы (тарелочки); гуашь.

«Волшебная страна – подводное царство» (продолжение)

Рисование ладошками

Учить передавать образ, продолжать работу по смешению цветов.

Листы бумаги круглой формы (тарелочки); гуашь.

«Облака».

Рисование по сырому фону

Помочь детям в создании выразительного образа. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Развивать воображение, наблюдательность.

Цветная бумага темных тонов, белая гуашь, поролон.

«Ледоход».

Метод старения

Показать разнообразные приемы работы с клеем для создания выразительного образа.

Клей, бумага, кисть, гуашь голубого цвета

«По замыслу».

Совместное рисование

Научить передавать свое ощущение       изобразительными средствами. Развивать творческие способности. Воспитатель предлагает детям поиграть. У каждого ребенка подписанные листы бумаги. Звучит сигнал, дети начинают рисовать, когда прозвучит сигнал, передают рисунок соседу. Когда рисунок возвращается к ребенку, он смотрит, что получилось и говорит, что хотел нарисовать.

Карандаши, листы бумаги

                                                                 апрель

«Звездное небо».

Печать поролоном по трафарету; набрызг

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, паралон.

«Пасхальное яйцо»

Аппликация из салфеток.

Учить методу торцевания. Передать образ, путем прикладывания салфеток к основе из пластилина.

Салфетки, основа яйца из пластилина. Паста от ручки или стержень.

«Расцвели одуванчики».

Метод тычка.

Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы, умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о весенних цветах.

Тонкая кисточка, листы бумаги, гуашь.

«Хмурый день».

Пластилиновая живопись

Учить детей наносить тонкий слой пластилина на основу, смешивать пластилин на картоне; воспитывать аккуратность и творчество в работе.

Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой.

«Белые лебеди».

Рисование способом тычка

Расширять знания о птицах, пополнять словарный запас детей, воспитывать гуманное отношение к миру животных и птиц;

Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

«Солнышко».

Рисование ладошками

Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие

Листы бумаги, гуашь, салфетки.

«Совушка - сова».

Пластилиновая живопись

Учить наносить тонкий слой пластилина на основу, печатками рисовать контур совы, учить рисовать сову с помощью штрихов, упражнять в передаче выразительности образа птицы, через нанесение штрихов (глаза смотрят в сторону, вверх, вниз).

Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой, печатки

«Плюшевый медвежонок».

Способ изображения - рисования поролоновой губкой

Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа

Поролон (2шт.), тонкая кисть, гуашь

                                                                       май

«Букет к 9 мая».

Пластилинография.

Знакомство со способом скручивания жгутиком, изготовление цветов из пластилина.

Открытки с цветами, картон, пластилин.

«Попугаи».

Рисование ладошками.

Закреплять умение рисовать ладошками, повторение сочетание цветов.

Лист белой бумаги, гуашь, салфетки.

«Цветочная поляна».

Рисование ватными палочками

Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки.

«Цветущая веточка».

Смешенная техника.

Рисование зелени методом тычка, изображение цветов ватными палочками.

Листы бумаги с изображением веток с листочками; гуашь, кисточки, непроливайки, подставки под кисточки, салфетки; ветка с цветами черёмухи или жасмина.

«Грибы».

Техника изо нити

Познакомить детей с линейкой; дать понятие: прямой угол, тупой угол, острый угол; учить пользоваться ниткой, иголкой, шилом; учить заполнять углы и дополнять изображения аппликацией (ножка, трава)

Шерстяные нитки, игла, треугольник, карандаш, шило, подушечка, бархатная бумага или цветной картон с начерченными углами.

«Подарок для кошки Мурки».

Разные

Упражнять детей в выкладывании и наклеивании изображения из геометрических фигур; закрепить названия фигур; совершенствовать умение рисовать шарики ватными палочками; воспитывать аккуратность при работе с клеем и красками, желание помочь другу.

Ватные палочки, готовое изображение кошки (из геометрических фигур: голова - круг, уши - маленькие треугольники, туловище - большой треугольник, лапы, хвост - овалы), краски разных цветов, на каждого ребёнка набор геометрических фигур для выкладывания изображения кошки, клей ПВА.

«Салют».

Акварель или гуашь, восковые мелки

Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка.

Все принадлежности для рисования.

                          Список используемой литературы:

1.Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2016. - №18

2.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий,2013.

3.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий»,2013.

4.Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2016

5.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 2011, №2.

6.Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2017.

7.3.К. К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3-7лет.

8.И.А. Лыкова, В. А. Шипунова «Загадки божьей коровки» интеграция познавательного и художественного развития

                    Картотека нетрадиционных способов рисования

 

Набрызг - ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

 Кляксография обычная - ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть.) Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

 Кляксография с трубочкой - ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает ее на лист, делает небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

 Кляксография с ниточкой - ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

 Рисование мыльными пузырями - гуашь смешивается с шампунем, разливается в емкости. Затем в емкость вставляется соломинка и выдувается воздух до образования шапки из маленьких пузырей, осторожно достается соломинка и сверху прикладывается чистый лист и прижимается ладонью, получается отпечаток. Недостающие детали дорисовываются.

                                http://school-sad6.narod.ru/images/clip_image005.jpg

Рисование по сыромуна лист бумаги с помощьюгубки или кисточки смачивается водой, пока лист невысох наносится рисунок. Получается размытое изображение.

Тычок жесткой полусухой кистью - ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа кисть вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация пушистой или колючей поверхности.

                               http://school-sad6.narod.ru/images/clip_image007.jpg

  Рисование пальчиками - ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

 Рисование ладошкой - ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытирают салфеткой, затем гуашь легко смывается.

 Свеча + акварель - ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.    

                             http://school-sad6.narod.ru/images/clip_image011.jpg

Восковые мелки + акварель - ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

 

                             http://school-sad6.narod.ru/images/clip_image013.jpg

 Аэрография - для техники "аэрография" необходимы: чистый лист альбома, зубная щетка, расческа, ножницы, карандаш, краски. На чистом листке рисуем домик или дворец, вырезаем его. Накладываем домик на чистый альбомный лист. Обмакиваем щетку в краску. Подносим щетку к листу и начинаем над листом водить расческой по щетке. Получаются брызги на листе, после того, как закончили водить, нужно снять вырезанный домик.

 Черно - белый граттаж - ребенок натирает свечой лист так, чтобы он был весь покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

                http://school-sad6.narod.ru/images/clip_image014.jpg

 

 Цветной граттаж - на лист бумаги наносятся цветные пятна акварелью, затем лист натирается свечой так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается тушью с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

                              http://school-sad6.narod.ru/images/clip_image015.jpg

 

Монотипия - это один отпечаток. Для ее изготовления нужен полиэтилен или бумага в качестве основы для нанесения на них акварельных или гуашевых разводов,затем сверху на рисунок накладывается чистый лист бумаги, аккуратно проглаживается сверху рукой и снимается. Получается отпечаток, который так же, как и кляксография, можно дорисовать.

                            http://school-sad6.narod.ru/images/clip_image016.jpg

 Оттиск пробкой - ребенок прижимает  пробку к штемпельной подушечке с краской  и наносит оттиск на бумагу .Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка. Аналогично делаются оттиски печатками из картофеля, ластика, смятой бумагой, поролоном, пенопластом.

 Отпечатки листьев - ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

                                  http://school-sad6.narod.ru/images/clip_image018.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по "Художественно - эстетическому развитию" (нетрадиционные техники рисования) в подготовительной к школе группе

Предполагаемая программа по изобразительной деятельности предусматривает: формирование  у детей эстетического восприятия, обучение способам действия, развитие творчества. Все эти процессы ме...

Рабочая программа кружка по "Художественно - эстетическому развитию" (нетрадиционные техники рисования) в старшей группе (5 -6)

Вся НОД кружка направлена на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребёнок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реал...

Нетрадиционная техника рисования "Волшебные ладошки"

Нетрадиционная техника рисования "Волшебные ладошки"...

Рабочая программа кружковой работы «Радуга красок» по нетрадиционной технике рисования в средней группе на 2019-20 учебный год.

Рабочая программа кружковой работы «Радуга красок» по нетрадиционной технике рисования в средней группе  на 2019-20 учебный год....

Авторская разработка конспекта НОД Художественно- эстетическое развитие (рисование в старшей группе) «Нетрадиционная техника рисования свечой и акварелью «Волшебная картина»»

Конспект НОД по рисованию. На тему : " Нетрадиционная техника рисования свечой и акварелью "Волшебная картина"" в старшей группе...