План физкультурно-оздоровительной работы на 2019-2020 учебный год
рабочая программа
план
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_fizkulturno-ozdorovitelnoy_raboty_mbdou_ds_no38_na_2018-2019_uchebnyy_god.docx | 62.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Принят
на педагогическом совете №1
Протокол №1 от 30.08.2019г.
Приказ №120 от 30.08.2019г.
ПЛАН
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детский сад №38
муниципального образования
Тимашевский район
на 2019-2020 учебный год.
ст. Роговская
Пояснительная записка
В уставе Всемирной организации здравоохранения говориться, что здоровье-это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете - отношение государства к проблеме здоровья.
В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер. Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50%, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 35% - хронически больны (данные материалов Всероссийского совещания « Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в дошкольных образовательных учреждениях») остро эта задача стоит в дошкольных учреждениях. По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам жизни ребенка. Термин «критический возраст» введен учеными для характеристики тех фаз жизни ребенка, когда он особенно чувствителен к повреждающим влияниям, что приводит к формированию отклонений здоровья, формирования аллергических реакций и хронических соматических заболеваний. Исходя из этого физическое воспитание должно являться неотъемлемой частью жизни ребенка с самого рождения, а задача укрепления здоровья одна из приоритетных в работе ДОУ. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей организма ребенка, но так же и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мер. МБДОУ д/с №38 ставит перед собой задачу разработать систему оздоровительной работы дошкольного учреждения.
В настоящее время в МБДОУ д/с №38 функционируют 2 смешанные дошкольные группы общеразвивающей направленности. В детском саду уделяется большое внимание оздоровительной работе, направленной на укрепление здоровья детей, профилактике заболеваний и формированию основ здорового образа жизни, применяются здоровье сберегающие технологии.
Для решения вопросов оздоровления детей в ДОУ проводится следующая работа:
- Сформирована предметно – развивающая, физкультурно-оздоровительная
среда: физкультурные уголки в группах, музыкально-спортивный зал, физкультурная площадка на улице, бактерицидные лампы, массажные коврики для босохождения.
- Используется система методов и средств, направленных на обеспечение
успешной психической и физической адаптации детей к условиям ДОУ, укреплению их здоровья. Приемы здоровье сберегающих технологий широко используются на занятиях, прогулках, свободной деятельности, в совместной деятельности детей и взрослых, в режимных моментах.
- Ведётся активная работа с семьями воспитанников: оформлены стенды,
папки –передвижки, где представлены рекомендации по оздоровительным и закаливающим мероприятиям, режимом дня, возрастным особенностям детей; проводятся родительские собрания, консультации, семинары по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики заболеваний, коррекции отклонений в развитии; родители принимают активное участие в физкультурных праздниках и досугах.
- В воспитательно-образовательном процессе проводится работа, направлен-
ная на физическое развитие и укрепление здоровья детей: развитие физических качеств, двигательной активности, становление физической культуры дошкольников; профилактические мероприятия, нетрадиционные формы оздоровления, закаливающие процедуры.
Цель данной работы:
Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Ожидаемые результаты:
- Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья;
- Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни;
- Овладения навыками самооздоровления;
- Снижение уровня заболеваемости;
Основные принципы работы:
- Подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укреп-
ление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками.
- Участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффек-
тивных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
- Решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного
процесса всех видов деятельности.
- Поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуров-
него развития и состояния здоровья.
- Реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки,
гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ДОУ
Профилактическое направление.
- Обеспечение благоприятной адаптации;
- Выполнение сангигиенического режима;
- Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
- Проведение социальных санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
Организационное направление.
- Организация здоровьесберегающей среды ДОУ;
- Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностик;
- Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
- Систематическое повышение квалификации педагогических кадров;
- Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.
Лечебное направление.
- Дегельминтизация;
- Иммунотерапия;
- Витаминотерапия;
- Оказание скорой помощи при неотложных состояниях;
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ.
- Задачи физического воспитания дошкольников.
- Охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствования их
физического здоровья, повышения сопротивляемости организма, улучшения умственной и физической работоспособности.
- Формирования у детей жизненно необходимых двигательных умений и
навыков, достижение определенного уровня физической подготовки.
- Воспитание у детей личной физической культуры. Формирование пот-
ребностей в физическом совершенствовании, вооружение знаниями, умениями и навыками, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
- Физическое здоровье детей укрепляется такими средствами:
- Полноценное питание детей.
- Закаливающие процедуры.
- Развитие движений.
- Гигиена режима.
Принципы организации питания:
- выполнение режима питания;
- калорийность питания, ежедневное соблюдения норм потребления
продуктов;
- гигиена приема пищи;
- индивидуальный подход к детям во время питания;
- правильность расстановки мебели;
Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости воздействию постоянно меняющихся факторов окружающей среды и является необходимым условием оптимального развития организма ребенка.
Основные факторы закаливания:
- закаливающие воздействия органично вписываются в каждый элемент
режима дня.
- закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсив-
ности.
- закаливание проводится на положительном фоне и при тепловом ком-
форте организма ребенка.
В ДОУ проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий:
- облегченная одежда для детей в ДОУ;
- соблюдение сезонной одежды на прогулке, учитывая их индивидуаль-
ное состояние здоровья;
- соблюдение температурного режима в течении дня;
- дыхательная гимнастика после сна;
Развитие движений.
Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребенка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями.
Укрепление здоровья средствами физического воспитания:
- повышение устойчивости организма к воздействию патогенных микро-
организмов и неблагоприятных факторов окружающей среды
- совершенствование реакций терморегуляции и закаливание организма,
обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям
- повышение физической работоспособности
- повышение тонуса коры головного мозга и создание положительных
эмоций, способствующих охране и укреплению психического здоровья
Основные принципы организации физического воспитания
в ДОУ
- Физическая нагрузка должна быть адекватной возрасту, полу ребенка,
уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья
- Сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающи-
ми процедурами.
- Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов
дыхательной гимнастики, упражнений для повышения выносливости
- Медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная ме-
дицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья
Формы организации физического воспитания:
-Физкультурные занятия в зале и на спортивной площадке;
-физкультминутки;
-спортивные игры;
-утренняя гимнастика;
-индивидуальная работа с детьми;
Гигиена режима
- Выполнение санитарных требований к помещению, участку, оборудо-
ванию.
- Рациональное построение режима дня
- Охрана жизни и деятельности детей
- Санитарно-просветительая работа (с сотрудниками и родителями)
- Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня
Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни
осуществляется по следующим направлениям:
- Привитие стойких культурно-гигиенических навыков
- Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помо-
щи;
- Формирование элементарных представлений об окружающей среде
- Формирование привычки к ежедневных физкультурных упражнений
Формы и методы оздоровления детей
№ | Формы и методы | Содержание | Контингент детей |
1 | Обеспечение здорового ритма жизни |
группы
| Все группы |
2 | Двигательная активность |
| Все группы |
3 | Гигиенические и водные процедуры |
| Все группы |
4 | Свето-воздушные ванны |
| Все группы |
5 | Активный отдых |
| Все группы |
6 | Диетотерапия |
| Все группы |
7 | Свето и цветотерапия |
| Все группы |
8 | Музыкальная терапия |
| Все группы |
9. | Аутотренинг и психогимнастика |
| Группы мл. возраста Ср. ст. подг. группы |
10 | Спецзакаливание |
| Все группы |
11 | Стимулирующая терапия |
| Все группы |
12 | Пропаганда ЗОЖ |
| Все группы |
13 | Соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и правил |
|
ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДОУ
Педиатр, врачи-специалисты, старшая медсестра. 1.витаминотерапия (аскорбиновая кислота). 1 этап- доврачебное обследование
2 этап- осмотр врачом педиатром
3 этап-осмотр врачами-специалистами диспансерное наблюдение в ДОУ |
Система закаливания с учетом времени года
Мероприятие | Место в режиме дня | Периодичность | Дозировка | 1,5-3 г. | 3-4 г. | 4-5 л. | 5-6 л. | 6-7 л. |
Полоскание рта | После каждого приема пищи | 3 раза в день
| 50 – 70 мл. воды, t воды +20 |
| + | + | + | + |
Полоскание горла | После сна | Ежедневно | 50-70 мл. р-ра, нач. t воды +36 до +20 |
|
| + | + | + |
Контрастное обливание рук по локоть | После сна | Ежедневно | нач. t воды +18 +20, 20-30 сек. | + | + | + | + | + |
Умывание | После каждого приема пищи, после прогулки | Ежедневно | t воды +28 +20 | + | + | + | + | + |
Облегчённая одежда | В течении дня | Ежедневно, в течении года | _ | + | + | + | + | + |
Одежда по сезону | На прогулках | Ежедневно, в течении года | _ | + | + | + | + | + |
Прогулка на свежем воздухе | После занятий, после сна | Ежедневно, в течении года | От 1,5 до 3 часов, в зависимости от сезона и погодных условий | + | + | + | + | + |
Утренняя гимнастика | _ | Июнь-август | В зависимости от возраста | + | + | + | + | + |
Физкультурные занятия на воздухе | _ | В течении года | 10-30 мин., в зависимости от возраста | + | + | + | + | + |
Воздушные ванны | После сна | Ежедневно, в течении года | 5-10 мин., в зависимости от возраста | + | + | + | + | + |
На прогулке | Июнь-август | _ | + | + | + | + | + | |
Выполнение режима проветривания помещений | По графику | Ежедневно, в течении года | 6 раз в день | + | + | + | + | + |
Дневной сон с открытой фрамугой | _ | Ежедневно, в течении года | t воздуха+15 +16 |
|
| + | + | + |
Дыхательная гимнастика | Во время утренней гимнастики, на физ. занятии, на прогулке, после сна | Ежедневно, в течении года | 3-5 упражнений |
|
| + | + | + |
Дозированные солнечные ванны | На прогулке | Июнь – август, с учётом погодных условий | С 9.00 до 10.00 по графику 20-30 минут |
| + | + | + | + |
Босохождение по массажным коврикам | После сна | Ежедневно, в течении года | 5-10 минут в зависимости от возраста | + | + | + | + | + |
Система физкультурно-оздоровительных мероприятий
№ | Мероприятие | Группа | Периодичность | Ответственный |
I МОНИТОРИНГ | ||||
1. | Диспансеризация | Младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группы | 1 раз в год | Специалисты детской поликлиники, старшая мед. сестра, врач |
II ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ||||
1. | Утренняя гимнастика | Все группы | Ежедневно | Воспитатели |
2. | Физическая культура - в зале - на воздухе | Все группы | 3 раза в неделю Старшая, подготовительная к школе группа- 1 раз в неделю на воздухе | Воспитатели |
3. | Подвижные игры | Все группы | 2 раза в день | Воспитатели |
4. | Гимнастика после сна | Все группы | Ежедневно | Воспитатели |
5. | Спортивные упражнения | Все группы | 2 раза в неделю | Воспитатели |
6. | Спортивные игры | Старшая, подгот. к школе группы | 2 раза в неделю | Воспитатели |
7. | «Школа мяча» | Все группы | 2 раза в неделю | Воспитатели |
8. | Физкультурные досуги | Все группы | 1 раз в месяц | Воспитатели |
9. | Физкультурные праздники | Все группы | 2 раза в год | Музыкальный руководитель, воспитатели |
10. | Неделя здоровья | Все группы | 1 раз в год | музыкальный руководитель, воспитатели |
11. | Дополнительная двигательная активность | Все группы | Ежедневно | Воспитатели |
III ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ||||
1. | Витаминотерапия | Все группы | 2 раза в год | Старшая медсестра |
2. | Профилактика гриппа и простудных заболеваний (режимы проветривания, утренние фильтры, работа с родителями) | Все группы | В неблагоприятные периоды возникновения инфекций | Старшая медсестра |
IV НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ |
| |||
1. | Музыкальная терапия | Все группы | Использование музыкального сопровождения на занятиях по изобразительной | Музыкальный руководитель, воспитатели |
V ЗАКАЛИВАНИЕ | ||||
1. | Воздушные ванны | Все группы | После дневного сна, на физкультурных занятиях | Воспитатели |
2. | Ходьба босиком по массажным коврикам | Все группы | После дневного сна | Воспитатели |
3. | Облегчённая одежда детей | Все группы | В течении дня | Воспитатели, младшие воспитатели |
VI ОРГАНИЗАЦИЯ ВТОРЫХ ЗАВТРАКОВ | ||||
1. | Соки натуральные или фрукты | Все группы | Ежедневно, в 10.00 | Воспитатели, младшие воспитатели |
Структура внедрения здоровьесберегающих технологий и методик в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ.
Комплекс оздоровительных мероприятий по
возрастным группам
1 младшая группа
- Приём детей в группе с обязательным осмотром, термометрией и выявлений жалоб родителей.
- Утренняя гимнастика – 8.00-8.06
- Точечный массаж в игровой форме
- Прогулка: дневная 10.00-11.20; вечерняя 15.50-17.30
- Оптимальный двигательный режим
- «Чесночные» киндеры (с октября по апрель)
- Фитонциды (лук, чеснок)
- Сон без маек
- Гимнастика в кровати с дыхательными упражнениями после сна
- Закаливание: хождение по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику, по полу босиком с элементами профилактики плоскостопия.
2 младшая группа
- Приём детей на улице (при температуре выше -15°)
- Утренняя гимнастика 8.00-8.06
- Точечный массаж в игровой форме
- Физкультминутки во время занятий,
- Физкультурные занятия (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
- «Чесночные» киндеры (с октября по апрель)
- Фитонциды (лук, чеснок)
- Прогулки: дневная 10.00-11.20; вечерняя 15.50-17.30
- Оптимальный двигательный режим
- Сон без маек
- Дыхательная гимнастика в кровати
- Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия
- Элементы обширного умывания
Средняя группа
- Приём детей на улице (при температуре до -15°)
- Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале по графику)
- Точечный массаж в игровой форме
- Физкультурные занятия в зале (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
- Физкультминутки во время занятий
- Чесночные «киндеры» (с октября по апрель)
- Фитонциды (лук, чеснок)
- Прогулки: дневная 10.10-12.10; вечерняя 16.10-17.30
- Оптимальный двигательный режим
- Сон без маек
- Дыхательная гимнастика в кроватях
- Обширное умывание, ходьба босиком
- Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы
Старший дошкольный возраст
- Приём детей на улице (при температуре до -15°-18°)
- Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале по графику)
- Точечный массаж
- Чистка зубов после завтрака и полоскание полости рта после обеда.
- Физкультурные занятия в зале (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
- Физкультминутки во время занятий, массаж ушных раковин.
- Чесночные «киндеры» (с октября по апрель).
- Фитонциды (лук, чеснок).
- Прогулки: утренняя 7.00 – 8.00; дневная 10.10-12.20; вечерняя 16.10-17.30
- Оптимальный двигательный режим.
- Сон без маек.
- Дыхательная гимнастика в кроватях
- Обширное умывание, ходьба босиком
- Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия
Обеспечение реализации основных направлений
работы ДОУ
Техническое и кадровое обеспечение
№ п/п | Мероприятие | Ответственные |
1 | Приобретение необходимого оборудования 1. медицинского 2.спортивного оборудования | Заведующий ДОУ, Кладовщик |
2 | Осуществление ремонта
| Заведующий ДОУ, Кладовщик |
3 | Оборудование помещений
| Заведующий ДОУ, Кладовщик Педагоги |
4 | Пополнение среды нестандартными пособиями
| Педагоги |
Организационно-методическое и психолого-педагогическое
обеспечение
№ п/п | Мероприятие | Ответственные |
1 | Разработка системы работы по оздоровлению и осуществления контроля за выполнением оздоровительных мероприятий, физическим и нервно-психическим развитием детей | Заведующий ДОУ. Ст.воспитатель, |
2 | Разработка модели внедрения здоровьесберегающих методик в учебно-воспитательный процесс | Ст. воспитатель |
3 | Поиск , изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления | Ст.воспитатель, специалисты ДОУ |
4 | Проведение упорядочения нагрузки и активного отдыха детей | Ст. воспитатель |
5 | Создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей | Воспитатели |
6 | Проведение валеогизации всего учебно-воспитательного процесса (психологический фон занятий, методы и формы обучения, соблюдение длительности занятий и санитарно-гигиенических условий) | Ст. воспитатель |
7 | Продолжение работы по совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОУ | Воспитатели |
8 | Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей (выпуск газет, проведения семинаров, оказание консультативной помощи и т.д.) | Ст.воспитатель Воспитатели Специалисты ДОУ |
9 | Налаживание тесного контакта с детской поликлиникой | Заведующий ДОУ. Ст.воспитатель, |
10 | Участие в научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях различного уровня по вопросам оздоровления детей | Заведующий ДОУ ст. воспитатель |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ПО
УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ п\п | Мероприятия | Дата | Ответственные |
1 | Консультация: Физическое развитие и укрепление здоровья с помощью организации игровой деятельности. | октябрь | Ст. воспитатель |
2 | Консультация для воспитателей на тему: «Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» | ноябрь | Ст. воспитатель |
3 | Смотр-конкурс «Уголок физического развития дошкольников» | Декабрь-январь | Ст. воспитатель, воспитатели |
4 | Тематический контроль «Эффективность создания условий для совершенствования физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ». | январь | Заведующий, Ст. воспитатель, |
5 | Круглый стол «Организация работы ДОУ и семьи по физическому воспитанию в условиях реализации ФГОС ДО» | декабрь | Воспитатели |
6 | Педагогический совет на тему: «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов взаимодействия с родителями» | январь | Заведующий ДОУ Ст. воспитатель |
7 | Семинар- практикум на тему: «Оказание первой медицинской помощи» | март | Ст. воспитатель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-целевой план работы на 2019-2020 учебный год
План воспитательно-образовательной работы выполнен по блокам....
Перспективный план физкультурно-оздоровительной работы с детьми подготовительной к школе группы (2019 – 2020 уч.год)
Физкультурно- оздоровительная работа с детьми...
комплексно-тематический план воспительно-образовательной работы на 2019-2020 уч.г. на тему: "Формирование эколого-патриотических чувств у дошкольников" в МДОУ "ЦРР-д/с "Сказка" г. Среднеколымск Среднеколымского улуса
Комплексно-тематический план по эколого-патриотическому воспитанию разработала старший воспитатель МБДОУ "ЦРР-д/с "Сказка" г. Среднеколымск Парникова Елена Петровна. В плане составлены ...
Анализ физкультурно-оздоровительной работы за 2019-2020 г.
Физкультурно-оздоровительная работа в течение года была направлена на развитие физических качеств, двигательной активности и установления физической культуры дошкольников, укрепление защитных свойств ...
Информационно-аналитическая справка о выполнении годового плана воспитательно-образовательной работы за 2019-2020 учебный год
Информационно-аналитическая справка о выполнении годового плана воспитательно-образовательной работы за 2019-2020 учебный год...