Карты контроля по нравственному воспитанию в соответствии с ФГОС ДО
методическая разработка

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.

Методическая разработка содержит карты контроля по нравственному воспитанию:

  • уголок по нравственному воспитанию в младшей, средней. старшей и подготовительной к школе группах;
  • тематическое планирование работы по нравственному воспитанию в младшей. средней, старшей и подготовительной к школе группах;
  • карты контроля непосредственной образовательной деятельности;
  • карту анализа наглядной информации для родителей в группах ДОУ;
  • карту контроля поведения ребенка в игровой деятельности;
  • планирования игровой деятельности;
  • руководства игровой деятельностью;
  • свободной игровой деятельности в течение дня

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Детство есть та великая пора жизни,

когда кладется основание

всему будущему нравственному человеку»

Н.В.Шелгунов

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.

Нравственные, моральные чувства – чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнение этих явлений с нормами, выработанными обществом. К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и т.д. Проявление этих чувств предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила, он знает, что нужно считать хорошим, а что плохим; что добрым, а что злым. Действия и поступки людей, соответствующие взглядам на нравственность в данном обществе, считаются моральными нравственными; поступки, не соответствующие этим взглядам считаются аморальными, безнравственными.

Одной из задач ФГОС ДО является объединение воспитания и образования в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

С этой целью разработаны карты контроля по нравственному воспитанию.


Карта контроля

«Уголок по нравственному воспитанию»

в младшей группе

Ф.И.О. воспитателей:

Критерии:

полное выполнение требований, да – N;

частичное, частично – D;

невыполнение требований, нет – NN.

дата

Вопросы к изучению

Оценка

1.

Взрослые люди – родовые характеристики, профессии, действия, внешний вид – иллюстрации, тематические папки, дидактические игры.

2.

Семья – подбор иллюстраций, папок, изображающих семью, членов семьи в отдельности.

3.

Ребёнок и сверстники – подбор иллюстраций, т/папки о детях – девочки, мальчики, игры детей, их труд  и т.д.

4.

Эмоциональные состояния – т/папки, иллюстрации, с разными эмоциональными состояниями взрослых и детей, пиктограммы.

5.

Поведение детей (нравственная тематика – иллюстрации по типу «хорошо – плохо», «так можно делать, а так – нельзя» и т.п.

6.

Знакомство с «малой родиной» (детским садом, близлежащими улицами, родным городом) – фотоматериалы, иллюстрации, подбор открыток, альбомов, т/папок. Презентации.

7.

Русская народная культура и национальная культура народов России – предметы старины, русские игрушки (различные куклы–закрутки из соломы, ткани разных видов, ниток, кожи и т.д.; куклы из деревянных чурбачков, обереги).

8.

Художественная литература по национальному фольклору с учетом регионального компонента – сказки, песенки, пословицы, поговорки, легенды.

9.

Элементы государственной символики – флаг, герб.

10.

Материал для ознакомления с защитниками Отечества.

Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложения и замечания:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись проверяющего: ______________ / _______________________/

Подпись проверяемого: ______________ / _______________________/


Карта контроля

«Уголок по нравственному воспитанию»

в средней группе

Ф.И.О. воспитателей:

Критерии:

полное выполнение требований, да – N;

частичное, частично – D;

невыполнение требований, нет – NN.

дата

Вопросы к изучению

Оценка

1.

Взрослые люди – родовые характеристики, профессии, действия, внешний вид – иллюстрации, тематические папки, дидактические игры.

2.

Семья – подбор иллюстраций, папок, изображающих семью, членов семьи в отдельности.

3.

Дом,  в котором ты живёшь – фотографии разных строений, различающихся по размеру, внешнему виду, материалу, назначению.

4.

Ребёнок и сверстники – подбор иллюстраций, т/папки о детях – девочки, мальчики, игры детей, их труд  и т.д.

5.

Эмоциональные состояния – т/папки, иллюстрации, с разными эмоциональными состояниями взрослых и детей, пиктограммы.

6.

Поведение детей (нравственная тематика – иллюстрации по типу «хорошо – плохо», «так можно делать, а так – нельзя» и т.п.

7.

Знакомство с «малой родиной» (детским садом, близлежащими улицами, родным городом, областью) – фотоматериалы, иллюстрации, подбор открыток, альбомов, т/папок. Проекты. Презентации.

8.

Русская народная культура и национальная культура народов России – предметы старины, русские игрушки (различные куклы–закрутки из соломы, ткани разных видов, ниток, кожи и т.д.; куклы из деревянных чурбачков, обереги),  предметы народно-прикладного искусства, куклы в национальных костюмах.

9.

Художественная литература по национальному фольклору с учетом регионального компонента – сказки, песенки, пословицы, поговорки, легенды.

10.

Элементы государственной символики – флаг, герб.

11.

Элементы региональной  символики – флаг, герб города, области.

12.

Материал для ознакомления с защитниками Отечества.

13.

Наша планета Земля – художественная литература, иллюстрации, т/папки,  игры, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях

Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложения и замечания:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись проверяющего: ______________ / _______________________/

Подпись проверяемого: ______________ / _______________________/

Карта контроля

«Уголок по нравственному воспитанию»

в старшей группе

Ф.И.О. воспитателей:

Критерии:

полное выполнение требований, да – N;

частичное, частично – D;

невыполнение требований, нет – NN.

дата

Вопросы к изучению

Оценка

1.

2.

Моя семья – семейные фотоальбомы, самодельные книги на тему  «Моя семья», «Выходные с родственниками», «Где я отдыхал с родителями».

3.

Родной город – иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы «История возникновения города», «Промышленность города», «Знаменитые люди», «В годы ВОВ», «Достопримечательности», «Архитектура», «Спорт», подбор стихов о городе, карта города, символика города (флаг, герб, гимн). Проекты. Презентации.

4.

Мой Кузбасс, мой город – символика  области, города, карта Кемеровской области, материал, знакомящий детей со славой и достижениями. Культурными и историческими местами Кузбасса. Проекты.

5.

Родная страна –  столица нашей Родины, символика (герб, флаг, гимн, портрет президента).

6.

Защитники Отечества– иллюстрации, т/папки на тему «Наши предки – славяне», «Богатыри земли русской», «ВОВ», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы». Художественная литература и д/и по теме (древняя крепость, военная техника). Презентации

7.

Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания, песни, легенды).

8.

Великие люди, прославившие страну, – портреты, х/литература, рассказывающая о великих соотечественниках, прославивших Россию.

9.

Наша планета Земля – художественная литература, иллюстрации, т/папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях

Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложения и замечания:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись проверяющего: ______________ / _______________________/

Подпись проверяемого: ______________ / _______________________/

Карта контроля

«Уголок по нравственному воспитанию»

в подготовительной к школе группе

Ф.И.О. воспитателей:

Критерии:

полное выполнение требований, да – N;

частичное, частично – D;

невыполнение требований, нет – NN.

дата

Вопросы к изучению

Оценка

1.

Альбомы «Эмоции и чувства человека», «Что такое хорошо и что такое плохо»

2.

Моя семья – семейные фотоальбомы, самодельные книги на тему  «Моя семья», «Выходные с родственниками», «Где я отдыхал с родителями».

3.

Родной город – иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы «История возникновения города», «Промышленность города», «Наука, образование и культура», «Знаменитые люди», «В годы ВОВ», «Достопримечательности», «Архитектура», «Спорт», подбор стихов о городе, карта города, символика города (флаг, герб). Проекты. Презентации.

4.

Мой Кузбасс, город Новокузнецк – символика области, города, карта региона, области, города, материал, знакомящий детей со славой и достижениями. Проекты. Презентации.

5.

Родная страна – карта России, рассказывающая о городах России (столица Родины, символика городов, чем знамениты, главные достопримечательности); природные зоны нашей страны, народы, населяющие страну; символика (герб, флаг, гимн, портрет президента). Народные промыслы, культурное наследие. Проекты. Презентации.

6.

Защитники Отечества– иллюстрации, т/папки на тему «Наши предки – славяне», «Богатыри земли русской», «ВОВ», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы».

Художественная литература и д/и по теме (древняя крепость, военная техника). Проекты. Презентации.

7.

Художественная литература по русскому, национальному фольклору (сказки, былины, предания). Картотека. Фонотека.

8.

Великие соотечественники – портреты, х/литература, рассказывающая о великих соотечественниках, прославивших Россию.

9.

Наша планета Земля – глобус, детская карта мира. Художественная литература, иллюстрации, т/папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны.Презентации. Проекты.

Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложения и замечания:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись проверяющего: ______________ / _______________________/

Подпись проверяемого: ______________ / _______________________/

Карта контроля  

тематического планирования работы

 по нравственному воспитанию

Разделы

Группы

средняя

группа

старшая

группа

подготовительная к школе группа

Планирование   НОД и ее элементов

- по ознакомлению с историей России;

- по ознакомлению с природными богатствами Кузбасса;

- по ознакомлению с бытом и традициями города, области;

- по ознакомлению с достопримечательностями нашего города;

- по ознакомлению с русским народным и национальным промыслом.

- рассматривание иллюстраций, изображающих поступки людей и их эмоциональные состояния, беседа по ним

- чтение отрывков произведений, изображающих поступки людей и их эмоциональные состояния, беседа по ним

- использование дидактических игр на тему «хорошо-плохо»

Планирование работы

с детьми вне занятий

- индивидуальная работа с детьми по формированию нравственных чувств;

- чтение художественной литературы, способствующей формированию нравственных чувств;

- рассматривание иллюстраций, способствующих формированию нравственных чувств;

- дидактические игры, способствующие формированию нравственных чувств;

- развлечения, способствующие формированию нравственных чувств;

- театрализованные игры, постановки способствующие формированию нравственных чувств;

- сюжетно – ролевые игры, способствующие формированию нравственных чувств;

- беседы, способствующие формированию нравственных чувств;

- рассказы детей;

- продуктивная деятельность;

- беседа и заучивание стихотворений, поговорок, пословиц, способствующих формированию нравственных чувств;

- экскурсии и целевые прогулки;

- просмотры мультфильмов, способствующих формированию нравственных чувств.

- проекты

Планирование работы

с родителями

- индивидуальные беседы;

- консультации;

- наглядная информация;

- совместные мероприятия;

- привлечение родителей к изготовлению тематических папок, альбомов, фоторепортажей о семейных походах к достопримечательностям города, области.

Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложения и замечания:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись проверяющего: ______________ / _______________________/

Подпись проверяемого: ______________ / _______________________/

Подпись проверяемого: ______________ / _______________________/

Подпись проверяемого: ______________ / _______________________/

Подпись проверяемого: ______________ / _______________________/

Подпись проверяемого: ______________ / _______________________/

Подпись проверяемого: ______________ / _______________________/


Карта контроля НОД

Ф.И.О. воспитателя:

Критерии:

полное выполнение требований, да – N;

частичное, частично – D;

невыполнение требований, нет – NN.

дата

Вопросы к изучению

Оценка

1.

Постановка цели НОД

2.

Организация действий детей по принятию цели деятельности

3.

Соответствие содержания учебного материала поставленной цели

4.

Методы обучения обеспечили:

а) мотивацию деятельности;

б) сотрудничество воспитателя с детьми;

в) организацию детей для достижения поставленной цели

5.

Соответствие методов обучения содержанию учебного материала, цели НОД возрастной группе

6.

Формы организации познавательной деятельности обеспечили:

а) сотрудничество между детьми;

б) включение каждого ребёнка в деятельность по достижению дидактической цели;

в) разнообразие видов деятельности

7.

Формы организации познавательной деятельности отобраны в соответствии с

методами обучения,

содержанием учебного материала,

дидактической целью

8.

Целесообразность использования оборудования в ходе НОД

9.

Уровень достижения цели:

а) образовательный аспект;

б) развивающий аспект;

в) воспитательный аспект

10.

Прослеживалась ли нравственная составляющая в ходе НОД

а) проявление взаимопомощи

б) проявление сочувствия

в) проявление доброжелательности друг к другу

г) проявление справедливости

д) умение договариваться

Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложения и замечания:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись проверяющего: ______________ / _______________________/

Подпись проверяемого: ______________ / _______________________/

Карта контроля НОД

Ф.И.О. воспитателя:

Критерии:

полное выполнение требований, да – N;

частичное, частично – D;

невыполнение требований, нет – NN.

дата

Вопросы к изучению

Оценка

1.

Умение подобрать программное  содержание в соответствии с:

требованиями программы  

возможностями детей

2.

Наличие триединой дидактической цели

3.

Наличие мотивации детей

4.

Четкость, ясность, логичность, доступность:

 

постановки цели занятия 

объяснение материала

постановки вопросов к детям

5.

Демонстрационный и раздаточный материал:

 

обоснованность подбора

достаточность

качество и эстетичность

эффективность использования

6.

Продуманность его расположения:

для демонстрации детям

для использования детьми

7.

Использование в ходе занятия развивающей среды группы

8.

Подбор методов  и

приемов:

их разнообразие

 взаимосвязь

обоснованность подбора

9.

Использование приемов:

 

сосредоточения и привлечения внимания

обеспечения эмоционального интереса

активизации самостоятельности мышления

подачи нового, с опорой на имеющиеся знания

самоконтроля

взаимоконтроля

развития творческих способностей

10.

Умение организовывать детей, поддерживать дисциплину

11.

Организация работы детей:

 самостоятельная

 поисковая

 совместная  (в парах, в малых подгруппах)

12.

Подход к детям:

индивидуальный

дифференцированный

без учета особенностей детей

13.

Стиль общения (доминирующий):

авторитарный

демократический

либеральный

14.

Рациональность использования ТСО

15.

Прослеживалась ли нравственная составляющая в ходе НОД

а) проявление взаимопомощи

б) проявление сочувствия

в) проявление доброжелательности друг к другу

г) проявление справедливости

д) умение договариваться

е) вежливо общаться друг с другом

16.

Анализ деятельности детей  в ходе НОД

Вывод: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложения и замечания:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись проверяющего: ______________ / _______________________/

Подпись проверяемого: ______________ / _______________________/


Карта анализа

наглядной информации для родителей в группах ДОУ

Критерии:

полное выполнение требований, да – N;

частичное, частично – D;

невыполнение требований, нет – NN.

Вопросы для изучения

Группы, дата

младшая

группа

средняя

группа

старшая группа

подготовительная к школе группа

1.

Конкретность информации

2.

Доступность предлагаемого материала

3.

Краткость материала

4.

Эстетичность оформления наглядного материала

5.

Педагогическая целесообразность предлагаемого материала

6.

Форма подачи материала:

- папки-передвижки;

- стенды;

- памятки для родителей.

- информация на сайте (блоге) педагога

- газеты

- презентации

Вывод: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложения и замечания:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись проверяющего: ______________ / _______________________/

Подпись проверяемого: ______________ / _______________________/

Подпись проверяемого: ______________ / _______________________/

Подпись проверяемого: ______________ / _______________________/

Подпись проверяемого: ______________ / _______________________/

Подпись проверяемого: ______________ / _______________________/

Подпись проверяемого: ______________ / _______________________/

Подпись проверяемого: ______________ / _______________________/

Подпись проверяемого: ______________ / _______________________/


Карта контроля поведения ребенка в игровой деятельности

Ф.И.О. воспитателя:

Критерии:

полное выполнение требований, да – N;

частичное, частично – D;

невыполнение требований, нет – NN.

дата

Вопросы к изучению

Оценка

1.Содержит ли игра элементы новизны?

2. Содержание игры вводит ребенка в условную ситуацию?

3. Присутствует ли информация, которая связана с содержанием отображаемой жизненной ситуации?

4. Меняется ли в процессе игры игровая среда (игрушки – заместители, игровой материал)?

5. Использованные методы и приемы побуждают их к разным способам воспроизведения действительности?

6. Умеют ли распределять роли?

7. Создает ли воспитатель проблемную ситуацию для выявления знаний о чем-либо перед началом сюжетно-ролевой игры?

8. Добиваются ли дети воображаемого результата?

9. Как отражена нравственная сторона в игре?

10. Присутствуют ли отрицательные качества:

а) конфликт

б) грубость в обращении

в) споры

11. Умеют ли дети договариваться во время игровой деятельности?

12. Используется ли ребенок формулы вежливости в игровой деятельности?

13. Носит ли игровая деятельность нравственные начала?

Вывод: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложения и замечания:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись проверяющего: ______________ / _______________________/

Подпись проверяемого: ______________ / _______________________/


Карта контроля планирования игровой деятельности

Ф.И.О. воспитателя:

Критерии:

полное выполнение требований, да – N;

частичное, частично – D;

невыполнение требований, нет – NN.

дата

1. Виды игр:

 а) подвижные;

б) дидактические;

в) пальчиковые;

г) сюжетно-ролевые;

д) театрализованные.

2. Планирование задач:

а) развивающая,

б) обучающая,

в) воспитательная.

3. Планируется ли применение знаний на практике?

4. Планируется ли формирование:

а) этических норм поведения во время игры;

б) нравственных качеств

5. Игровые действия.

6. Игровое оборудование

Вывод: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложения и замечания:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись проверяющего: ______________ / _______________________/

Подпись проверяемого: ______________ / _______________________/


Карта контроля руководства игровой деятельностью воспитателя

Ф.И.О. воспитателя:

Критерии:

полное выполнение требований, да – N;

частичное, частично – D;

невыполнение требований, нет – NN.

дата

1. Проектирования развития сюжетно-ролевой игры, планирование приемов, направленных на ее развитие

2. Правильно ли воспитатель понимает свою роль в руководстве игрой?

3. Пользование прямыми руководствами игровой деятельностью (вопросы к детям, предложение новой ситуации и т.д.)

4. Включение в игру на главных и второстепенных ролях

5. Выражение своих чувств, мыслей с помощью речи, мимики, пантомимики детьми в процессе воплощения взятой на себя роли

6. Пользование косвенными методами руководства игрой

7. Регулирование взаимоотношений детей, разрешение конфликтов, возникающих в процессе игры

8. Обращение внимания воспитателя на нравственную составляющую сторону игры

9. Стимулирование детей к применению в игре элементарных формул вежливости и проявлению основ нравственных качеств

10. Обсуждение с детьми и оценивание игры

11. Самоанализ  

12. Оценка уровня развития игровой деятельности детей

Вывод: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложения и замечания:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись проверяющего: ______________ / _______________________/

Подпись проверяемого: ______________ / _______________________/

Карта контроля свободной игровой деятельности детей в течение дня

Ф.И.О. воспитателя:

Критерии:

полное выполнение требований, да – N;

частичное, частично – D;

невыполнение требований, нет – NN.

дата

1. Что побуждает детей к началу игры?

а) предложение игрушки

б) принятие на себя роли

в) совместный замысел и совместное обсуждение плана игры

г) внесение нового игрового оборудования

д) инициатива воспитателя

2. Рождаются ли во время игры новые варианты?

3. Умеют ли дети применять свои знания на практике?

4. Управляют ли дети своим поведением во время игры?

5. Изменяют ли предметно-игровую среду с учетом практического и игрового опыта?

6. Какие нормы поведения проявляются во время игры:

а) доброжелательность

б) отзывчивость

в) чуткость

г) умение договариваться

д) доверие

е) сопереживание

ж) взаимопомощь

з) правдивость

и) справедливость

Вывод: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложения и замечания:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись проверяющего: ______________ / _______________________/

Подпись проверяемого: ______________ / _______________________/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карты развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО и ООП ДО МБОУ "НШ-ДС№5"

Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формиро...

Развивающая образовательная среда: современные особенности организации физического воспитания в соответствие с ФГОС дошкольного образования.

Основные особенности и требования к предметно-пространственной среде в части реализации образовательной области "Физическое развитие" в соответствие с ФГОС в ДОУ...

Интеграция образовательных областей и решения задач нравственно-патриотического воспитания в соответствии с ФГОС ДО

Патриотическое воспитание занимает особую роль в формировании подрастающего поколения. Патриотизмом мы называем преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и ...

Тематический контроль "Духовно-нравственное воспитание"

Тематический контроль "Духовно-нравственное воспитание"...