Тайм-менеджмент в работе руководителя ДОУ
статья
Предварительный просмотр:
Тайм-менеджмент в работе руководителя ДОУ
Автор-составитель:
Захарова Татьяна Юрьевна
заведующий ГБДОУ №81 комбинированного вида
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Чем выше у человека должность, тем больше круг обязанностей — контроль над подчинёнными, общение с заказчиками образовательных услуг, проверки, написание отчётности. Руководители часто работают сверхурочно, постоянно ощущают нехватку времени.
Как найти дополнительное время и научиться всё успевать? Именно этому вопросу и посвящен данный материал, сейчас появилась отдельная наука — тайм-менеджмент, основанная на психологии, экономике, социологии, кадровой работе. Разработаны принципы, ставшие классическими и появляются новые авторы, предлагающие свои методики.
Управление временем — управление человеком собственной деятельностью, организацией выполнения задач и распределения всех ресурсов во времени. Это дисциплина о рациональном использовании времени и методах оптимизации временных затрат, позволяющая достигать поставленных целей в современном скоростном мире.
Цель управления временем:
- выполнение работы с меньшими затратами в лучших условиях с более качественными результатами, без спешки и стрессовых ситуаций;
- максимальное использование собственных возможностей и сознательное
- управление течением времени;
- результаты качественного управления временем;
- возрастание мотивации;
- рост квалификации;
- меньшая загруженность работой;
- отсутствие ошибок при выполнении профессиональных функций;
- достижение целей кратчайшим путем.
Правила планирования времени руководителя
(Современные приемы тайм-менеджмента)
1. Чтобы добиться успеха, необходимо выбирать правильные цели, промежуточные этапы помогут не свернуть с верного пути. Желательно заранее провести реестр личных ресурсов и средств для достижения целей, чтобы выяснить, какие свои сильные стороны надо поощрять, а над какими слабыми сторонами работать для дальнейшего развития своего потенциала.
Цель должна быть ясной, четкой и понятной. Конкретное формулирование практических целей важно для последующего планирования. Еще один важный момент. При постановке целей лучше ориентироваться не на процесс деятельности, а на его результаты.
Чтобы правильно выполнять свои функции и достигать намеченных целей, руководитель должен четко представлять свой бюджет времени.
2. Существуют несколько основных правил планирования рабочего времени:
Основное правило классического планирования времени: 60% - запланированное время, 20% - резерв времени на незапланированные действия, 20% - творчество.
3. Важно фиксировать и перепроверять, как и на что вы используете свое время.
Хронометраж личного времени следует проводить за несколько рабочих дней, возможно, недель, чтобы проанализировать свой рабочий стиль и вскрыть причины возникающих дефицитов времени. Тревожные симптомы близкого возникновения временных проблем можно определить по следующим признакам:
Отсутствие приоритетов при выполнении дел (решение второстепенных задач при регулярном переносе главных);
Спешка при выполнении объемных заданий (зачастую вызвана несвоевременностью начала работы над ними);
Большой поток всевозможных рутинных дел (риск утонуть в мелочах);
Несвоевременное изучение деловой переписки (текущей документации);
Работа по вечерам и выходным (в служебные часы не хватает времени);
Постоянное выполнение работы за своих коллег (кажется, что так будет быстрее или надежнее);
Работа не по своему профилю (неэффективное использование возможностей);
Непрерывные помехи в работе (бесконечные телефонные звонки и наплыв посетителей);
Уточнение сведений, постоянное переспрашивание (трудное восприятие информации, как следствие утомления).
После проведения хронометража необходимо проанализировать все виды деятельности, в которых вы участвовали. Проведя детальный анализ основных «поглотителей» времени, можно лучше контролировать свой рабочий процесс и избежать отвлекающих моментов.
Хронофаги-поглотители времени:
- Отсутствие целей
- Нечеткая постановка целей
- Отсутствие приоритетов
- Попытка слишком много сделать за один раз
- Плохое планирование дня
- Личная неорганизованность, незнание того, с чего начать
- Недостаток мотивации
- Хаос в бумагах и на столе, необходимость тратить время на поиски нужных записей
- «Расплывчатые» должностные обязанности, отсутствие понимания своих зон ответственности
- Отрывающие от дел телефонные звонки
- Болтовня на частные темы
- Отсутствие самодисциплины
- Медлительность
- Длительное ожидание
- Спешка, нетерпение
4. Перечислите все предстоящие в соответствующем плановом периоде дела. Невыполненное из этого списка вы можете взять за основу при составлении плана на следующий период.
5. Разделите задачи на долго-, средне- и краткосрочные. Установите их приоритетность и действуйте в соответствии с этим.
Как определить, какие из дел важные и срочные? В этом нам поможет метод Эйзенхауэра. Вернемся к обычному утру директора и распределим дела с применением решетки Эйзенхауэра.
Важное срочное - требует немедленного решения.
Важное не срочное - стоит поручить другому или наметить на не напрягающий вас срок его выполнения. (здесь главное- не затягивать до момента, когда оно станет важным срочным).
Неважное несрочное- дело лучше игнорировать, так же как и неважное срочное (его можно перепоручить кому-то сделать).
6. Работайте над своими планами регулярно и системно (доводите до конца начатое дело).
7. Не впадайте в крайность чрезмерного планирования, планируйте лишь такой объем задач, с которым вы реально можете справиться.
8. Стремитесь по возможности сразу восполнять потери времени (н-р: лучше один раз дольше поработать вечером, чем в течении следующего целого дня нагонять упущенное накануне).
9. Составляйте свои временные планы на формулярах собственного изготовления или на специально разработанных карточках. (вы всегда будете иметь полный обзор дел).
10. Фиксируйте в планах результаты или цели (конечное состояние, а не просто действие.
11. Предусматривайте в плане столько времени на то или иное дело, сколько оно действительно требует.
12. Устанавливайте точные сроки исполнения задач.
13. С самого начала в своих планах устанавливайте, какую работу вы должны выполнить лично, а какую можно перепоручить (делегировать).
14. Постоянно перерабатывайте и перепроверяйте свой план с точки зрения того, могут ли те или иные дела быть выполнены полностью.
15. Планируйте выполнение рутинных функций: просмотр документации, обход ДОУ.
16. Стремитесь сократить расход времени на непродуктивную деятельность.
17. Заботьтесь о том, чтобы вносить разнообразие в свою деятельность, чередуйте выполнение долго- и кратковременных проектов, работу в одиночку и в сотрудничестве.
18. Старайтесь сделать свои рабочие дни насыщенными и претворять свои планы в жизнь, для чего согласовывайте их с планами других людей.
При постановке цели на предстоящий планируемый период необходимо знать, на какой отрезок времени планировать достижение конкретных результатов как в плане личной жизни, так и карьеры.
Время — самый бесценный, самый незаметный ваш ресурс. Научитесь им управлять, научитесь ставить цели, планировать дела, жизнь, чтобы, однажды оглянувшись назад, вы увидели свое радостно улыбающееся Время, которого вам всегда и на все будет хватать!
Источники:
https://www.maam.ru/detskijsad/taim-menedzhment-sovremenogo-rukovoditelja-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdenija.html
https://dszavod.ucoz.net/news/samoobrazovanie_rukovoditelja_kak_osnovnoj_pokazatel_samoobuchajushhejsja_organizacii/2017-12-04-43
https://zazama.ru/lichnostnyy-rost/taym-menedzhment-rukovoditelya.html
https://kdelu.vtb.ru/articles/taym-menedzhment
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тайм-менеджмент в ДОУ, как способ повышения адаптивности и эффективности работы молодых специалистов
Данный материал предназначен для методистов дошкольных учреждений. В статье раскрывается актуальность проблемы адаптации, ...
Тайм-менеджмент в работе педагога. Эти советы помогут вам успевать всё.
В тайм-менеджменте можно выделить несколько основных аспектов, начнем с целеполагания.Целеполагание (постановка целей)Цель — это фиксация результата, который должен быть достигнут за определённый пери...
«Тайм-менеджмент педагога при дистанционной работе»
Для грамотной организации дистанционного обучения необходимо учесть в работе важные факторы. Так как обучение проходит в дистантном режиме, требуются определенные волевые усилия как со стороны педагог...
Представление опыта работы на тему: Инструменты тайм-менеджмента в работе старшего воспитателя
Требования к знаниям, умениям и навыкам к современному старшему воспитателю кардинально поменялись.Сейчас мало только знаний методики дошкольного воспитания, старший воспитатель должен уметь отлично в...
Сценарий мастер – класса для педагогов «Тайм-менеджмент в работе воспитателя, как организатора педагогического процесса», Н.Б.Бондаренко, МБДОУ № 36
Трансляция опыта педагогической деятельности по формированию рабочего времени и пространства воспитателя....
Сценарий мастер – класса «Тайм-менеджмент в работе воспитателя как организатора педагогического процесса»
На данном мастер-классе транслируется опыт педагогической деятельности по формированию рабочего времени и пространства воспитателя, по предупреждению возможных затруднений в работе молодых специ...
Сценарий мастер – класса для педагогов «Тайм-менеджмент в работе воспитателя как организатора педагогического процесса»
Цель: Трансляция опыта педагогической деятельности по формированию рабочего времени и пространства воспитателя.Задачи: 1. Предупредить возможные затруднения в работе моло...