Методическая разработка "Реализация комплексного подхода к устранению у дошкольников речевых нарушений в условиях ДОУ и начальной школы"
статья
Данная статья, поможет педагогам школы и детского сада находить точки соприкосновения реализуя федеральный государственный образовательный стандарт образования, преемственность при переходе ребенка дошкольника к образу школьника.
Скачать:
Предварительный просмотр:
"Реализация комплексного подхода к устранению у дошкольников речевых нарушений в условиях ДОУ и начальной школы"
Муниципальная ресурсная площадка создана на базе МБДОУ г. Иркутска детского сада № 40. Педагогический коллектив эффективно реагирует на актуальные потребности сферы современного дошкольного образования, запросы и интересы заказчиков образовательных услуг. Наполняемость групп детского сада ежегодно составляет 350 детей. В группы для детей с тяжелыми нарушениями речи поступают 40 детей, нуждающихся в коррекционной помощи специалистов ДОУ.
После присвоения статуса МБДОУ г. Иркутска детскому саду № 40 ресурсной площадки 13.10.2017г. был разработан план деятельности на 2017-2018 учебный год.
Формы проведения ресурсной площадки:
-Мастер-класс;
-Семинар-практикум;
-Круглый стол;
- Открытая педагогическая площадка.
Предполагаемые продукты данных мероприятий (раздаточные материалы, пособия, рекомендации, разработки мероприятий, при необходимости - нормативная база, памятки, диагностические материалы, списки литературы, электронные пособия, ссылки на Интернет – ресурсы).
Цель деятельности ресурсной площадки - распространение методической поддержки педагогов образовательных учреждений города, реализующих программы дошкольного образования, обеспечивающих их профессиональное совершенствование и повышение качества образования; развитие новых педагогических, информационных технологий профессионального обучения.
Задачи:
-углубить и расширить работу по речевому развитию детей;
-повысить уровень профессиональной компетентности педагогов;
- распространить передовой педагогический опыт;
-увеличить круг взаимодействия педагогов;
-обеспечить научно-методической, консультационной и информационной поддержкой дошкольные образовательные учреждения по проблеме коррекции речевого развития дошкольников;
- создать условия для творческого самовыражения и достижения более высоких педагогических результатов, положительного влияния на качество образования воспитанников.
Прежде чем начать работать в статусе муниципальной ресурсной площадки, рабочей группой МБДОУ г. Иркутска детского сада № 40 были оценены результаты деятельности в данном направлении, имеющие ресурсы: материально - технические, методические, кадровые, информационные и т д.
Анализ кадрового потенциала в работе с детьми с ТНР
В детском саду функционируют две группы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Работу в группах осуществляют 4 воспитателя. Коррекционную работу осуществляют: два учителя-логопеда, педагог- психолог. Др. специалисты: два музыкальных руководителя.
Профессиональный уровень педагогов:
Общее количество педагогов | Высшее образование | Среднее специальное образование |
9 человек | 4 человека - 44% | 5 человека- 56% |
По квалификационным категориям:
Общее количество педагогов | ВКК | 1 кк |
9 человек | 4 человека - 44% | 5 человека- 56% |
По стажу работы:
Общее количество педагогов | От 10-15 | 15-20 | 20 и более лет |
9 человек | 2 человек - 22% | 1 человек- 11% | 6 человек- 67% |
Образовательный процесс в коррекционных группах в детском саду осуществляют квалифицированные и профессионально - компетентные педагоги. Динамика социально-психологического климата в коллективе за последние годы очень устойчивая и благоприятная. Объединяющим фактором является не только уровень профессионализма, но и личностные качества сотрудников, умеющих общаться, снимать психологическую нагрузку.
Педагогами детского сада обобщен и распространен опыт работы на региональном и муципальном уровне.
Передовой педагогический опыт обобщенный на региональном и всероссийском уровне:
- учителя – логопеда Сизых Е.Г на региональной научно-практической конференции «Личностно-ориентированное взаимодействие участников образовательных отношений как ценностный ориентир ФГОС ДО» по теме «Взаимодействие детского сада и семьи с детьми с ОВЗ в современных условиях», 2015г;
- учителя-логопеда Сизых Е.Г. на I Международной научно-практической конференции «Педагогические технологии в современном образовании» по теме «Комплексная система работы по развитию фонематических процессов у дошкольников 2-7 лет», 2014г.;
- воспитателя Казаковой С.В. на III всероссийской научно-практической конференции «Воспитатель нового поколения» с научно- методической работой «Влияние мультфильмов на речь детей», 2016г.;
- воспитателя Ратушной К.С. «Развитие творческого воображения у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста» на всероссийской научно-практической конференции «Дошкольное образование на современном этапе» 2017г.
Открытые мероприятия:
- проведение занятий учителем – логопедом Сизых Е.Г., учителем – логопедом Санеевой О.Н. с детьми дошкольного возраста в рамках курсов повышения квалификации педагогических и руководящих работников дошкольного образования Иркутской области по ДПП «Современные стратегии реализации дошкольного образования», 2014г., ИПКРО
Передовой педагогический опыт обобщенный на муниципальном уровне:
- Опыт работы педагогов ДОУ в рамках городского методического объединения педагогических работников ДОУ «Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста с ОВЗ», 2017г.:
- старший воспитатель Агеева Е.К. опыт работы «Взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации по коррекионно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»;
- воспитатель Казакова С.В. опыт работы «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с ТНР средствами анимации и мультипликации»;
- старший воспитатель Хребкова Л.С. с мастер-класс «Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники аппликации у детей с ОВЗ»;
- воспитатель Ратушная К.С. с мастер-класс «Развитие приемов логического мышления у детей 5-7 лет для детей с ОВЗ»;
- воспитатель Яворовская Ю.Б. мастер – класс «развитие речи детей с ОВЗ посредством театрализованной деятельности»;
- музыкальные руководители Балобанова О.В., Сорокоумова О.В. с открытым показом «Калейдоскоп игр и упражнений для детей с ОВЗ»;
- опыт работы учителя-логопеда Сизых Е.Г. в рамках городского методического объединения учителей-логопедов Октябрьского округа «Коррекция звукопроизношений через игровые методы и приемы», учитель-логопед Сизых Е.Г., 2015г.;
- совместный семинар - практикум учителей-логопедов МБДОУ г. Иркутска детского сада № 40 и МБОУ СОШ № 21 «Использование здоровьесберегающих технологий в работе ДОУ и СОШ», 2017г.;
- опыт работы учителей – логопедов ДОУ и СОШ на родительской гостиной «Сударушка» «Коррекция звукопроизношений» в МБДОУ г. Иркутска детском саду № 40, 2016г.
На протяжении двух лет педагоги детского сада являются постоянными слушателями дистанционных семинаров межрегионального центра поддержки творчества и инноваций "Микс", при методической поддержки Педагогического института ФГОБУ "Иркутский государственный университет", где повышают свой профессиональный уровень.
Работа по устранению у дошкольников речевых нарушений в условиях ДОУ и начальной школы началась еще в 2014 году, когда в нашем учреждении остро встал вопрос преемственности со школой в рамках федеральных государственных образовательных стандартов.
Рабочей группой ДОО была разработана программа развития «Управление качеством образования в контексте обеспечения равных стартовых возможностей у дошкольников в процессе подготовки к школьному обучению», одним из проектов этой программы стал проект «Преемственность дошкольного и начального школьного образования в рамках реализации ФГОС». Данная программа была представлена и согласованна на городском координационном экспертном совете и утверждена приказом начальника департамента 29.05.2015г.
На протяжении двух лет мы тесно взаимодействуем с МБОУ СОШ № 21 согласно договору и плану преемственности ДОУ и СОШ.
В данном направлении рабочей группой воспитателей и учителей начальной школы была разработана адаптированная программа "У школьного порога". Утвержденная локальным актом внутри учреждения.
Целью данной программы: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования в условиях ФГОС.
На протяжении двух лет данная программа помогла добиться стабильных и положительных результатов в рамках преемственности ДОУ и школы. Согласно плану преемственности ДОУ и школы стали традиционными такие формы работы:
Большая роль в преемственности отводится работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Работа учителей-логопедов и педагогов психологов детского сада и школы строится через совместные планы работы. Тесное сотрудничество по вопросам коррекции детей проходит через разнообразные формы работы: круглые столы, взаимопосещение логопедических занятий, проведение совместных консилиумов в течении года, участие в совместных семинарах, родительскую гостиную "Сударушка".
Результаты диагностики адаптации детей 1 классов выпустившихся с нашего детского сада и поступивших в школу № 21 как результат психологической готовности, показали:
Учебный год | Легкая степень адаптации | Средняя степень адаптации | Тяжелая степень адаптации |
2015-2016 учебный год | 85% | 15% | - |
2016-2017 учебный год | 92% | 8% | - |
Выпуски детей в массовые школы с чистой речью:
2015-2016 учебный год- 100% с чистой речью;
2016-2017 учебный год – 100% с чистой речью.
Продуктом опыта работы нашего учреждения стали:
- адаптированная программа "Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста";
- адаптированная программа преемственности ДОУ и СОШ "У школьного порога";
-методическая разработка "Альбом с практическими заданиями по развитию зрительного восприятия и формированию графомоторных навыков у детей 4-6 лет с тяжелыми нарушениями речи"
Ресурсная площадка распространяет положительный опыт не только в рамках одной организации, в котором она территориально располагается, но и привлекает к работе и сотрудничеству коллег других организаций (СОШ № 21, СОШ №23, ДОУ №№72,138,103,44,54,116,136 и т.д ). Такая организация деятельности Ресурсной площадки является более эффективной, так как позволяет расширить рамки сотрудничества, одновременно учитывая и специфику образовательной организации. Наш опыт соответствует и несет практическую значимость для педагогов города Иркутска.
Ожидаемые результаты работы ресурсной площадки:
1. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в использовании образовательных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста
2. Методические продукты по теме «Внедрение образовательных технологий по развитию речи детей дошкольного возраста в ДОУ»;
3. Трансляция опыта работы по использованию образовательных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста. (на сайте детского сада. публикации опыта работы, )
4. Размещение публикаций в методических журналах, на сайте ДОУ, социальных сетях.
О работе нашей ресурсной площадки можете узнать на сайте ДОУ https://rused.ru/irk-mdou40/ в разделе "Ресурсная площадка"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Оздоровление дошкольников с речевыми нарушениями в условиях взаимодействия специалистов ДОУ»
Создать и апробировать модель деятельности оздоровления дошкольников с речевыми нарушениями в условиях взаимодействия специалистов ДОУ и организацию единого, коррекционно-образовательного ...
"Комплексный подход в оздоровлении ребёнка - дошкольника в условиях взаимодействия детского сада и семьи. Воспитательный аспект"
Отчёт о работе городской экспериментальной площадки МКДОУ №28 "Сар Герел" г. Элисты...
Комплексный подход к коррекции речевых нарушений в условиях МБОУ "Центр диагностики и консультирования"
Комплексный подход к коррекции речевых нарушений...
Интерактивное развивающее пособие для дошкольников и младших школьников "Прятки" Данное пособие позволяет реализовать проектную деятельность в условиях доу и начальной школы.
Уважаемая коллеги ,здравствуйте!Предлагаю Вам ознакомиться с методикой работы с интерактивным развивающим пособием для дошкольников и младших школьников "Прятки" Данное пособие позволяет реализовать п...
Взаимосвязь специалистов при устранении речевых нарушений в условиях детской поликлиники
Взаимосвязь специалистов при устранении речевых нарушений в условиях детской поликлиники...
Комплексное взаимодействия специалистов при сопровождении ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями в условиях инклюзивного образования в ДОУ
Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитания...
Выступление на методическом объединении "Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС"
Выступление на методическом объединении "Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС"...