Методическая разработка "Реализация комплексного подхода к устранению у дошкольников речевых нарушений в условиях ДОУ и начальной школы"
статья

Агеева Елена Константиновна

Данная статья, поможет педагогам школы и детского сада находить точки соприкосновения реализуя федеральный государственный образовательный стандарт образования, преемственность при переходе ребенка дошкольника к образу школьника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                "Реализация комплексного подхода к устранению у дошкольников речевых нарушений в условиях ДОУ и начальной школы"

Муниципальная ресурсная площадка создана на базе МБДОУ г. Иркутска детского сада № 40. Педагогический коллектив  эффективно реагирует на актуальные потребности сферы современного дошкольного образования, запросы и интересы заказчиков образовательных услуг. Наполняемость групп детского сада ежегодно составляет 350 детей. В группы для детей с тяжелыми нарушениями речи поступают 40 детей, нуждающихся в коррекционной помощи специалистов ДОУ.

                 После присвоения статуса МБДОУ г. Иркутска детскому саду № 40 ресурсной площадки 13.10.2017г. был разработан план деятельности на 2017-2018 учебный год.  

Формы проведения ресурсной площадки:

-Мастер-класс;

-Семинар-практикум;

-Круглый стол;

- Открытая педагогическая площадка.

 Предполагаемые продукты  данных мероприятий (раздаточные материалы, пособия, рекомендации, разработки мероприятий, при необходимости - нормативная база, памятки, диагностические материалы, списки литературы, электронные пособия, ссылки на Интернет – ресурсы).

        Цель деятельности ресурсной площадки -  распространение  методической поддержки педагогов образовательных учреждений города, реализующих программы дошкольного образования, обеспечивающих их профессиональное совершенствование и повышение качества образования; развитие новых педагогических, информационных технологий профессионального обучения.

Задачи:

-углубить и расширить работу  по  речевому развитию детей;

-повысить уровень профессиональной компетентности педагогов;

- распространить передовой педагогический опыт;

-увеличить круг взаимодействия педагогов;

-обеспечить научно-методической, консультационной и информационной поддержкой дошкольные образовательные учреждения по проблеме коррекции речевого развития дошкольников;

- создать условия для творческого самовыражения и достижения более высоких педагогических результатов, положительного влияния на качество образования воспитанников.

        Прежде чем начать работать в  статусе муниципальной ресурсной площадки, рабочей группой МБДОУ г. Иркутска детского сада № 40 были оценены результаты деятельности в данном направлении, имеющие ресурсы: материально - технические, методические, кадровые, информационные и т д.

 Анализ кадрового потенциала в работе с детьми с ТНР

        В детском саду функционируют две группы для детей с тяжелыми нарушениями речи.  Работу в группах осуществляют 4 воспитателя. Коррекционную работу осуществляют: два учителя-логопеда, педагог- психолог. Др. специалисты: два музыкальных руководителя.

Профессиональный уровень педагогов:

Общее количество педагогов

Высшее образование

Среднее специальное образование

 9 человек

 4 человека - 44%

5 человека- 56%

По квалификационным категориям:

Общее количество педагогов

ВКК

1 кк

 9 человек

 4 человека - 44%

5 человека- 56%

По стажу работы:

Общее количество педагогов

От 10-15

15-20

20 и более лет

 9 человек

2 человек - 22%

 1 человек- 11%

6 человек- 67%

        Образовательный процесс  в коррекционных группах в детском саду осуществляют квалифицированные и профессионально - компетентные педагоги. Динамика социально-психологического климата в коллективе за последние годы очень устойчивая и благоприятная. Объединяющим фактором является не только уровень профессионализма, но и личностные качества сотрудников, умеющих общаться, снимать психологическую нагрузку.

Педагогами детского сада обобщен и распространен опыт работы на региональном и муципальном уровне.

Передовой педагогический опыт  обобщенный на региональном и всероссийском  уровне:

- учителя – логопеда Сизых Е.Г на    региональной научно-практической конференции «Личностно-ориентированное взаимодействие участников образовательных отношений как ценностный ориентир ФГОС ДО» по теме «Взаимодействие детского сада и семьи  с детьми с ОВЗ в современных условиях», 2015г;

- учителя-логопеда Сизых Е.Г. на I Международной научно-практической конференции «Педагогические технологии в современном образовании» по теме «Комплексная система работы по развитию фонематических процессов у дошкольников 2-7 лет», 2014г.;

- воспитателя Казаковой С.В. на  III всероссийской научно-практической конференции «Воспитатель нового поколения» с научно- методической работой «Влияние мультфильмов на речь детей», 2016г.;

- воспитателя Ратушной К.С. «Развитие творческого воображения у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста» на всероссийской научно-практической конференции «Дошкольное образование на современном этапе» 2017г.

Открытые мероприятия:  

- проведение занятий учителем – логопедом Сизых Е.Г., учителем – логопедом Санеевой О.Н.   с детьми дошкольного возраста в рамках курсов повышения квалификации педагогических и руководящих работников дошкольного образования Иркутской области по ДПП «Современные стратегии реализации дошкольного образования», 2014г., ИПКРО

Передовой педагогический опыт обобщенный на муниципальном  уровне:

- Опыт работы педагогов ДОУ в рамках городского методического объединения педагогических работников ДОУ «Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста с ОВЗ», 2017г.:

- старший воспитатель Агеева Е.К. опыт работы «Взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации по коррекионно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»;

- воспитатель Казакова С.В.  опыт работы «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с ТНР средствами анимации и мультипликации»;

 - старший воспитатель Хребкова Л.С. с мастер-класс «Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники аппликации у детей с ОВЗ»;

- воспитатель Ратушная К.С. с мастер-класс «Развитие приемов  логического мышления у детей 5-7 лет  для детей с ОВЗ»;

- воспитатель Яворовская Ю.Б.  мастер – класс «развитие речи детей с ОВЗ посредством театрализованной деятельности»;

- музыкальные руководители Балобанова О.В., Сорокоумова О.В. с открытым показом «Калейдоскоп игр и упражнений для детей с ОВЗ»;

- опыт работы учителя-логопеда Сизых Е.Г. в рамках городского методического объединения учителей-логопедов Октябрьского округа «Коррекция звукопроизношений через игровые методы и приемы», учитель-логопед Сизых Е.Г., 2015г.;

- совместный семинар - практикум учителей-логопедов МБДОУ г. Иркутска детского сада № 40 и МБОУ СОШ № 21 «Использование здоровьесберегающих технологий в работе ДОУ и СОШ», 2017г.;

- опыт работы учителей  – логопедов ДОУ и СОШ  на родительской гостиной «Сударушка» «Коррекция звукопроизношений» в МБДОУ г. Иркутска детском саду № 40,   2016г.

        На протяжении двух лет  педагоги детского сада являются постоянными слушателями дистанционных семинаров межрегионального центра поддержки творчества и инноваций "Микс", при методической поддержки Педагогического института ФГОБУ "Иркутский государственный университет", где повышают свой профессиональный уровень.

        Работа по устранению у дошкольников речевых нарушений в условиях ДОУ и начальной школы началась еще в 2014 году, когда в нашем учреждении остро встал вопрос преемственности со школой в рамках федеральных государственных образовательных стандартов.  

        Рабочей группой ДОО была разработана программа развития «Управление качеством образования в контексте обеспечения равных стартовых возможностей у дошкольников в процессе подготовки к школьному обучению», одним из проектов этой программы стал проект «Преемственность дошкольного и начального школьного образования в рамках реализации ФГОС». Данная программа была представлена и согласованна  на городском координационном экспертном совете  и утверждена приказом  начальника департамента 29.05.2015г.

        На протяжении двух  лет мы тесно взаимодействуем с МБОУ СОШ  № 21 согласно договору и  плану преемственности ДОУ и СОШ.

         В данном направлении рабочей группой воспитателей и учителей начальной школы была разработана адаптированная  программа "У школьного порога". Утвержденная локальным актом внутри учреждения.

Целью данной программы: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования в условиях ФГОС.

На протяжении двух лет данная программа помогла добиться стабильных и положительных результатов в рамках преемственности ДОУ и школы. Согласно плану преемственности ДОУ и школы стали традиционными такие формы работы:

 

         Большая роль в преемственности отводится работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.  Работа учителей-логопедов и педагогов психологов  детского сада и школы строится через совместные планы работы. Тесное сотрудничество по вопросам коррекции детей проходит через разнообразные формы работы: круглые столы, взаимопосещение логопедических занятий, проведение совместных консилиумов в течении года, участие в совместных семинарах, родительскую гостиную "Сударушка".

Результаты диагностики адаптации детей 1 классов выпустившихся с нашего детского сада и поступивших в школу № 21 как результат психологической готовности, показали:

 Учебный год

Легкая степень адаптации

Средняя степень адаптации

Тяжелая степень адаптации

2015-2016 учебный год

85%

15%

-

2016-2017 учебный год

92%

8%

-

Выпуски детей в массовые школы с чистой речью:

2015-2016 учебный год- 100% с чистой речью;

2016-2017 учебный год – 100% с чистой речью.

Продуктом  опыта работы нашего учреждения стали:

- адаптированная программа "Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста";

- адаптированная программа преемственности ДОУ и СОШ  "У школьного порога";

-методическая разработка "Альбом с практическими заданиями по развитию зрительного восприятия и формированию графомоторных навыков у детей 4-6 лет с тяжелыми нарушениями речи"

        Ресурсная площадка распространяет положительный опыт не только в рамках одной организации, в котором она территориально располагается, но и привлекает к работе и сотрудничеству коллег других организаций (СОШ № 21, СОШ №23, ДОУ №№72,138,103,44,54,116,136 и т.д ). Такая организация деятельности Ресурсной площадки является более эффективной, так как позволяет расширить рамки сотрудничества, одновременно учитывая и специфику образовательной организации. Наш опыт соответствует и несет практическую значимость для педагогов города Иркутска.

        

Ожидаемые результаты  работы ресурсной площадки:

1. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в использовании образовательных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста

2. Методические продукты по теме «Внедрение образовательных технологий по развитию речи детей дошкольного возраста в ДОУ»;

3. Трансляция опыта работы по использованию образовательных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста.   (на сайте детского сада. публикации опыта работы, )

4. Размещение публикаций в методических журналах, на сайте ДОУ, социальных сетях. 

О работе нашей ресурсной площадки можете узнать на сайте ДОУ https://rused.ru/irk-mdou40/ в разделе "Ресурсная площадка"

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Оздоровление дошкольников с речевыми нарушениями в условиях взаимодействия специалистов ДОУ»

Создать и апробировать модель деятельности оздоровления дошкольников с речевыми нарушениями в условиях взаимодействия специалистов ДОУ  и организацию единого, коррекционно-образовательного ...

Интерактивное развивающее пособие для дошкольников и младших школьников "Прятки" Данное пособие позволяет реализовать проектную деятельность в условиях доу и начальной школы.

Уважаемая коллеги ,здравствуйте!Предлагаю Вам ознакомиться с методикой работы с интерактивным развивающим пособием для дошкольников и младших школьников "Прятки" Данное пособие позволяет реализовать п...

Взаимосвязь специалистов при устранении речевых нарушений в условиях детской поликлиники

Взаимосвязь специалистов при устранении речевых нарушений в условиях детской поликлиники...

Комплексное взаимодействия специалистов при сопровождении ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями в условиях инклюзивного образования в ДОУ

Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитания...

Выступление на методическом объединении "Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС"

Выступление на методическом объединении "Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС"...