«Организация работы по самообразованию педагогов дошкольного учреждения»
статья

Консультация для педагогов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizacija_raboty_po_samoobrazovaniju_pedagogov_.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №20 «Росинка» г. Назарово Красноярского края

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ по ТЕМЕ:  

«Организация работы по самообразованию педагогов

дошкольного учреждения»

        Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии.

        Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:

  • ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
  • изучение воспитательно-образовательной и научно-методической литературы;
  • ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
  • изучение новых программ и педагогических технологий;
  • ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
  • повышение общекультурного уровня.

        Желательно, чтобы тема самообразования  была связана с  проблемами, решаемыми  в ДОУ. Это позволяет решить две задачи:

  • деятельность педагогов в процессе самообразования будет способствовать решению задач ДОУ;
  • педагогам не надо будет распылять свои усилия, решая  отдельно задачи ДОУ и задачи собственного развития, они сконцентрируются на одной проблеме, и результатом этой деятельности в дальнейшем смогут воспользоваться все педагоги ДОУ.

        Темы подбираются так же с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства воспитателя.

        Выбранная тема самообразования должна быть близка и понятна педагогу только в этом случае результат будет эффективен и раскроет творческий потенциал воспитателя.

        В случае, если педагог в силу каких-либо причин не может самостоятельно сформулировать проблему, или тему самообразования, необходимо использовать специальную анкету для изучения его затруднений.

        Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

        Для молодых специалистов:

  • осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
  • формирование основ педагогического мастерства;
  • развитие умений и конструктивных способностей.

        Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

  • овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
  • формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

        Для опытных, творчески-работающих воспитателей:

  • развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
  • проявление творческого потенциала педагога;
  • пропаганда своих достижений;
  • развитие исследовательской деятельности.

        Для педагогов без специального образования:

  • овладение методикой работы с детьми;
  • адаптация к педагогической деятельности.

        Тематикой самообразования также может быть:

  • одна из годовых задач ДОУ;
  • проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
  • пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.

        Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи заместителя заведующего по УВР. Методическая работа необходима воспитателю:

  • в определении темы, целей и задач;
  • в планировании работы по самообразованию;
  • в ходе реализации плана;
  • в изучении и анализе результативности своей работы.

        Вопросы самообразования включаются в тематику экспериментальной деятельности.

        После определения проблемы, темы самообразования каждым педагогом составляется план работы. В нем указывается проблема, тема, определяются этапы, содержание работы на каждом из них. Предполагаемый результат и формы его представления. Длительность этапов можно варьировать в зависимости от сложности темы, ее освещенности в теории и практики дошкольного воспитания, опыта самого педагога. Сроки реализации плана, педагог определяет сам, но, как правило, они рассчитываются от аттестации до аттестации.

На основе индивидуальный планов составляется общий план работы по самообразованию педагогов ДОУ.

Результативность этапов работы по самообразованию:

  • 1 этап – организационно – ознакомительный. Включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме, соответствующей научно-методической литературы, определение темы самообразования, составление плана работы, подготовка практического материала. Формы представления результатов работы: консультации, доклады, наглядно – иллюстративный материал, перспективные планы, конспекты занятий, программы.
  • 2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Форма представления результатов работы: проведение мероприятий по теме самообразования.
  • 3 этап – заключительный. Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.

        По окончании каждого этапа  проводиться рефлексия (самоанализ).

        Сформированность определенных личностных качеств:

  • Активность педагога. Оценивается по степени его участия в педагогических чтениях, консультациях, педагогических советах, семинарах по теме самообразования. Можно отметить, что при условии неформального подхода к самообразованию, активность педагога резко возрастает. Новые знания, которые находит педагог, формируют потребность поделиться с ними с другими участниками педагогического процесса.
  • Инициативность. Проявляется в предложениях, с которыми выходит педагог для решения задач самообразования. Рост инициативности начинается после того, как педагог приобретет определенный теоретический уровень, который стимулирует его потребность  реализовать полученные знания на практике.
  • Готовность к аналитической деятельности. Это качество необходимо для того, чтобы правильно диагностировать развитие детей, анализировать конкретные педагогические ситуации, изучать и обобщать свой педагогический опыт, определять эффективность  собственной деятельности.
  • Потребность в саморазвитии. Проявляется в стремлении педагога заниматься поисковой, исследовательской и экспериментальной работой, творческим поиском.

        Повышение профессионального статуса педагога:

  • Повышение или подтверждение категории.
  • Формы успешности педагога (признание администрации, родителей, коллег).

        Современные требования к аттестации и оформлению портфолио педагога требуют подтверждения его участия в различных методических мероприятиях по теме самообразования.

Таким образом, предлагаемая система работы по самообразованию, во-первых ставит каждого педагога перед необходимостью повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, а во-вторых, позволяет учитывать коллективный опыт наработанный не одним поколением педагогов, в третьих, помогает педагогам постоянно быть в определенном «профессиональном тонусе», позволяющим инициировать и создавать атмосферу профессионализма и творчества.

        Памятка для осуществления самоанализа

  1. Оправдал ли себя план самообразования? Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования? Как сформированы основные вопросы, взятые для изучения в ходе самообразования? Планировалась ли исследовательская работа?
  2. Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования? Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и др.
  3. Практические выводы после проработки каждой темы.
  4. Творческое сотрудничество (с методистом, узкими специалистами, другими педагогами).
  5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.

        Информация для отслеживания результативности работы педагога:

  • Сведения о самообразовании – индивидуальные планы педагогов с указанием темы, проблемы самообразования, конкретных форм отчетности.
  • Информация об участии педагога в методической работе.
  • Сведения о награждениях, поощрениях, материальном стимулировании с указанием причин поощрения.
  • Сведения о повышении квалификации сотрудников.
  • Сведения об аттестации сотрудников.
  • Результаты оценки потребности педагогов в саморазвитии.


Приложение 1

План работы по самообразованию

Воспитатель_____________________________________________________________________

Тема:___________________________________________________________________________

Цель: __________________________________________________________________________________________ Задачи:_________________________________________________________________________        Литература:

  • _________________________________________
  • _________________________________________
  • _________________________________________

Сайты

  • _________________________________________
  • _________________________________________
  • _________________________________________

        Опыт педагогов в блогах

  • _________________________________________
  • _________________________________________
  • _________________________________________

Перспективный   план работы по самообразованию

Учебный год

Содержание работы

Сроки выполнения

Результат

               

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

 

 

 

 

 

 

 

Выводы:

 

 

 

Содержание плана работы по самообразованию педагогов

Этапы

Деятельность педагога

Итог этапа

1.

Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач

Желание педагога работать над той или иной проблемой:

2.

Планирование работы по самообразованию

  • определение педагогом содержания работы по самообразованию;
  •  выбор вопросов для самостоятельного углублённого изучения;
  • составление  плана в зависимости от уровня профессионализма педагога

3.

Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов)

  • тематическая подборка и составление картотеки научной, научно-популярной, методической и художественной литературы;
  • тематическая подборка и составление картотеки газетных и журнальных статей;
  • подборка сайтов, блогов педагогов по проблеме

4.

Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми)

Организация открытого занятия или другая форм воспитательно-образовательного процесса, наличие  практических материалов (печатный вариант, электронный вариант)

5.

Подведение итогов самообразования

  • проведение консультаций для педагогов; выступлению на заседании совета педагогов; проведению открытого просмотра;
  • организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования;
  • оформление передового педагогического опыта (проект);
  • рефлексия, самоанализ.


Памятка по самообразованию

Возможная проблема

Пути решения

1. Не могу определиться с темой самообразования

  • Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов  диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать  устойчивые положительные результаты.
  • Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.

2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

Подбор литературы:

  • Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.
  • Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?

Составление плана изучения конкретной выбранной литературы:

  • Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме.
  • Включите современные взгляды на проблему.
  • Используйте опыт работы педагогов других ДОУ.

3.  При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

  • По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.
  • Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд,  в собственной формулировке, используя  различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.
  • Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.
  • Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

  • Составьте план или схему полученных при изучении материалов.
  • Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.

5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.

  • Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.

Памятка

«Как подготовиться к докладу, выступлению»

  1. Этап – подготовка доклада, выступления, матер-класса.
  1. Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки с учетом интересов и запросов слушателей.
  2. Формулировка основных вопросов доклада, выступления.
  3. Составление развернутого плана выступления.
  4. Просмотр и чтение специальной литературы.
  5. Подбор и систематизация наглядных материалов.
  6. Подбор педагогических ситуаций из своего  опыта и опыта коллег.
  7. Определение порядка использования подобранных материалов в процессе изложения.
  8. Распределение материала по вопросам.
  9. Письменное изложение полного текста выступления.
  1. Этап – работа с подготовленным материалом.
  1. Выделение в тексте основных смысловых частей, на которые при выступлении нужно сделать акцент.
  2. Распределение времени на изложение каждого вопроса и определение темпа выступления (пробное чтение).
  3. «Свертывание» полного текста доклада в краткую форму (тезисы, план, цитаты на карточках).
  1. Этап – подготовка к выступлению.
  1. Перед тем как включиться в работу, настройтесь: сядьте или встаньте удобно, дайте себе установку на внутреннюю собранность, сосредоточение, мысленно представьте какую-либо приятную сцену, случай из собственной жизни.
  2. Перед изложением информации дайте себе установку, что окружающие являются потенциальными единомышленниками.

Памятка к исследовательской работе педагога

  1. Как правильно сформулировать тему:
  1. Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается по схеме:

Изучаемый процесс

Предмет исследования

Условия

Изучение

Исследование

Развитие

Формирование

Становление

Воспитание

Анализ

Разработка

Организация

Влияние и т.п.

Познавательные способности

Познавательная активность

Умения что-то делать

Личностные качества

Любознательность

Самостоятельность

Наблюдательность

 и т.п.

На музыкальных занятиях

На экскурсиях в природу

В процессе изучения чего-либо

В процессе знакомства с чем – либо

В игровой деятельности

и т.п.

        Например: «Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время прогулок в природу»

  1. Формулировка темы  по схемам:
  • ЧТО – ТО как условие развития ЧЕГО – ЛИБО
  • ЧТО – ТО как средство формирования ЧЕГО – ЛИБО
  • Использование ЧЕГО – ЛИБО как средство (условие) развития (формирования, воспитания, становления и т.п.) ЧЕГО –ТО

        Например:

- «Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»;

- «Наблюдение как средство развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста»;

- «Использование развивающих игр как средство формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста».

  1. Определение актуальности и новизны исследования.

        Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, насколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников?

        Актуальность заключается в объяснении теоретической направленности, который будет достигнут в результате выполнения работы.

        Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.

  1. Формулирование цели исследования.

        Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы над задачами, это представление об общем результате работы.

        Например: тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»

        Цель: Изучение значения развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.

  1. Формулирование задач исследования

        Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?

Схема формулирования задач

Содержание деятельности исследования

Частичный предмет деятельности

Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п.

Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации  и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы в дошкольном образовательном учреждении по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма

В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на дорогах. Для реализации практических задач сохранения здоровья ...

Организация работы в дошкольном образовательном учреждении по ранней профориентации дошкольников

Организация работы в дошкольном образовательном учреждении по ранней профориентации дошкольников...

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 14 декабря 2000 г. N 2 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПИСЬМОот 14 декабря 2000 г. N 2ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ...

Презентация "Организация работы в дошкольном образовательном учреждении по ранней профориентации дошкольников"

Профессиональная ориентация - это  система мероприятий, направленных на  выявление личностных особенностей,  интересов и способностей у каждогочеловека для оказания ему помощи в  р...

Организация работы метеостанции в дошкольном учреждении

В статье представлен материал по организации работы метеостанции в дошкольном учреждении, об оборудовании, сделанном своими руками из бросового материала....

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 2 // Вестникобразования, 2001 №2Настоящее инструктивное письмо определяет порядок организации деятельности логопедического ...

Организация работы в дошкольном образовательном учреждение по сенсорному развитию детей с задержкой психического развития

Сенсомоторное развитие детей с задержкой психического развития имеет свои особенности. Как правило, первичных нарушений на уровне органов чувств у таких детей не обнаруживается. Процесс восприятия у н...