Консультация "Каким должен быть современный воспитатель"
методическая разработка
Материал для воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultacijakakim_dolzhen_byt_sovremennyj_pedagog.docx | 21.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Каким должен быть современный воспитатель?»
Деловая игра «Назови плюсы и минусы в работе воспитателя»
Требования, предъявляемые к нынешним воспитателям, очень высокие. Как со стороны руководства детского сада, так и со стороны родителей. При этом эти требования предъявляются как профессиональной деятельности педагогов, так и к их личным качествам, значимых для профессиональной деятельности.
Мы с вами понимаем, что главная задача детского сада- воспитание всесторонне развитой личности, что подразумевает успешную подготовку ребенка к школе. Эту задачу воспитатель решает на протяжении всего времени, в течении которого ведет группу, то есть с яслей до подготовительной группы детей поднимают в их развитии и воспитании со ступеньки на ступеньку.
Как вы думаете, в каких двух направлениях ведется воспитательно-образовательная работа с детьми? Через что мы решаем задачи воспитания и развития? ( через совместную с детьми деятельность и через самостоятельную деятельность).
«Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.
Различают:
непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей (занятия);
совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач ;
совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода (гигиенические процедуры)..
_Что вы отнесете к режимным моментам? ( прогулки, закаливание, утренние гимнастики, ).
Детей учат завязывать шнурки и застёгивать «молнии». Пользоваться ложкой, вилкой, носовым платком. Правильно говорить, петь, танцевать, рисовать, дружить и т. д.
Таким образом, чтобы осуществлять на высоком уровне воспитательно-образовательный процесс, чтобы успешно решить задачу по подготовке детей к школе и их дальнейшей успешной социализации , воспитателю необходимо обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма. Нынешний лозунг: «Современному ребенку – современного воспитателя»
Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.
Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность, которая оценивается по трем критериям:
1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.
2. Готовность решать профессиональные предметные задачи.
3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.
В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Воспитатель 21 века – это:
- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
- Умеющий организовать рефлексивную деятельность;
- Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д.
Но, не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов – это самообразование. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности».
Условия профессионального роста
Самообразовательная работа
Чтение методической, педагогической и предметной литературы.
Обзор в Интернете
Посещение семинаров, конференций, уроков коллег.
Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.
Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.
Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.
Изучение информационно-компьютерных технологий.
Общение с коллегами в МДОУ, городе и в Интернете.
Участие в конкурсах в Интернете.
Помещение своих разработок на сайтах в Интернете.
Мы поговорили про профкомпетентность. Но как я сказала, существует еще спектр качеств и свойств педагога, профессионально значимых для его деятельности.
1.Сила, уравновешенность, высокая мобильность нервной системы., то есть воспитателю необходимо обладать высокой работоспособностью, выдерживать действие сильных раздражителей ( дети, родители, коллеги, руководство), быть выдержанным и собранным, сохранять общий тонус, быстро восстанавливать силы.
2. Умеренная эккстравертированность. Важная характеристика для педагога, так как экстраверты – это люди, ориентированные на окружающий мир, непосредственные, активные, открытые в своих проявлениях. Для них характерна общительность, хорошие организаторские способности, активная жизненная позиция.
3.Стеничность эмоций (преимущество положительных эмоций) и эмоциональная устойчивость.
Профессия педагога относится к разряду стрессовых, требующей самообладания. Эмоционально устойчивые люди не склонны к беспокойству, вызывают доверие. Ученые-педагоги согласны: высокий уровень невротизма педагога противопоказан в работе с дошкольниками.
4. Уровень интеллектуального развития по сенсорно-перцептивным показателям ,то есть показатели восприятия, памяти, мышления не ниже среднего.
5.Адекватность самооценки и уровня притязаний. Ощущение, что уровень собственной компетентности выше уровня коллег и администрации возникает у педагогов с завышенной самооценкой.
6.Определенный оптимум тревожности: то есть необходим нормальный уровень тревоги и страха ( за жизнь детей, за проведение мероприятия )
7.Целенаправленность, то есть любое воздействие на ребенка должно быть с определенной целью.
8.Эмпатийность, то есть умение проникнуть в переживания другого человека, прочувствовать.
9.Высокий уровень воображения , фантазии и творчества, ведь именно творческий человек сможет воспитать любовь к творчеству .
10.Гибкость, то есть умение перестроиться, участвовать в инновационной деятельности.
11.Эмоциональная привлекательность – внешняя привлекательность, умение расположить к себе детей. Манерой поведения, внешним видом, что очень важно.
12.Общительность, подлинная заинтересованность в общении.
13.Корпоративность, умение работать в «команде», СОТРУДНИЧАТЬ.
ТАКИМ ОБРАЗОМ ЭТО ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ НАБОР КАЧЕСТВ ПЕДАГОГА, КОТОРЫЙ БУДЕТ СПОСОБСТВОВАТЬ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РОСТУ. Это своеобразный эталон, к которому необходимо стремится каждому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Каким должен быть современный старший воспитатель ДОУ» - Ксения Юрьевна Белая
Ксения Юрьевна Белая, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образованияМосковского института открытого образования, заслуженный учитель РФ делится своими на...
Каким должен быть современный воспитатель?
Современный воспитатель – это грамотный специалист, разбирающийся в многообразии программ и методических разработок, эрудированный человек. Это и хороший психолог, способный вникнуть в сложную си...
Каким должен быть современный воспитатель? (эссе)
Мои размышления о современном воспитателе и его качествах....
Каким должен быть современный воспитатель?
laquo;Каким должен быть современный воспитатель?»В детском саду быть воспитателем очень и очень непросто. Воспитатель понимает, какая ответственность лежит на нем - от воспитателя зависит...
«Каким должен быть современный воспитатель?»
В детском саду быть воспитателем очень и очень непросто. Воспитатель понимает, какая ответственность лежит на нем - от воспитателя зависит будущее ребёнка.Детский сад – это второй дом для детей,...
Доклад "Каким должен быть современный воспитатель?"
характеристика воспитателя...
Эссе " Каким должен быть современный воспитатель"
В современном обществе происходят большие перемены, меняются ориентиры, переставляются акценты. Затронули эти изменения и систему дошкольного образования. Работа дошкольных образовательных учреждений ...