Методическая разработка на тему: "Измерение длины"
методическая разработка по математике (старшая группа)

Митюшева Анна Владимировна

Методическая разработка занятия в старшей группе на тему "Измерение длины".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmerenie_dliny.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

занятия с детьми подготовительной речевой группы

Тема: «Измерение длины»

Автор:

Митюшева Анна Владимировна

Методист ГБДОУ д/с № 20

Дата: 15.11.2023г

Цель: познакомить детей с историей измерений.

Задачи:

Познавательное развитие

  • Расширять представления о мерах длины: условная мерка, единица измерения
  • Познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой
  • Способствовать развитию познавательной активности детей за счет знакомства с мерами длины в древности: локоть, фут, ладонь, палец, ярд и т.п.

Технологии: технология исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие,  технология сотрудничества.

Материально-техническое обеспечение: рабочие листы на каждого ребенка, сантиметровые ленты, линейки, простые карандаши, отрезы ткани, тесьма или ленты, компьютерная презентация «История измерений», ноутбук, проектор.

Ход занятия:

Дети стоят вокруг стола. На столе стоит кукольная кроватка, лежат отрезы ткани.

Воспитатель: Ребята, у нас с вами есть кроватка для кукол, но на ней нет ни матрасика, ни одеяла. Я решила сшить для наших кукол постель, и нашла вот такие отрезы ткани, но вот не знаю, хватит ли мне этих кусочков. Как вы думаете? Как это можно узнать? (подвести детей к мысли об измерении)

Дети: измерить.

Воспитатель: верно, давайте так и сделаем, но чем же нам измерить? Посмотрите, здесь для нас есть подсказка от кукол. 

Воспитатель достает рабочие листы «Измерение отреза ткани».

Воспитатель: что это такое? Как вы думаете, что нам предлагают куклы?

Ребята рассматривают рабочие листы и выдвигают различные предположения. Воспитатель подводит к правильной формулировке задания.

Ну, куклы и шутницы, предлагают нам измерить ткань карандашами и ленточками. Давайте попробуем? Вы будете измерять, а я записывать ваши результаты, согласны? На что похож отрез ткани, на какую геометрическую фигуру?

Дети: на квадрат.

Воспитатель: чтобы узнать длину отреза нам будет достаточно измерить только одну его сторону, так как все они одинаковы. Приступим к измерению? Возьмите каждый по отрезу и садитесь на свои места.

Дети переходят к столам, садятся на стулья. На столах лежат ленты и карандаши.

Но сначала, я хочу рассказать вам правила измерения, слушайте внимательно:

  • Тот предмет, которым мы планируем измерять - становится меркой (ленточка, карандаш)
  • начинать измерять надо с самого угла отреза (правильно определить точку отсчета);
  • можно сделать отметку карандашом в том месте, на которое пришелся конец мерки;
  • при измерении длины перемещать мерку следует слева направо
  • при перемещении мерки прикладывать ее точно к отметке, обозначающей последнюю отмеренную часть;
  • перемещая мерки, надо не забывать их считать;
  • окончив измерение, сказать, и записать/зарисовать, что и чем измерено и каков результат.

Ребята выполняют измерение отреза, записывают результаты в рабочие листы.

Воспитатель: Измерили? Каковы результаты? А как вы думаете, почему у всех получились разные цифры?

Дети выдвигают различные версии, воспитатель подводит к правильному ответу.

Дети: потому что у нас у всех разные карандаши и ленточки.

Воспитатель: верно, поэтому у вас разные результаты. А вы знаете, как измеряли различные предметы древние люди?

Дети: нет, не знаем.

Воспитатель: пересаживайтесь на стулья перед экраном, а я вам покажу интересные слайды о том, как измеряли в древности.

Дети переходят на ковер, где расставлены стулья перед экраном. Воспитатель включает компьютерную презентацию. Рассказ воспитателя об измерениях в Древнем Египте: пальцем, ладонью, локтем; Древнем Риме: ярд; Древней Руси: вершок, пядь, сажень; меры длины в Англии: дюйм.

Воспитатель: давайте немного отдохнем, а то мы засиделись.

Проводится физкульминутка (на ковре)

«Мы – портные, мастерицы»

Мы портные, мастерицы (поочередное поглаживание рук снизу вверх)

Вам костюм сошьем сейчас (провести руками по телу сверху вниз и присесть)   

Сложностей не побоимся (повороты головы в стороны сидя)

Нарядим, украсим враз! (подпрыгнуть, показать большие пальцы) 

Для начала мы замерим, (руки вперед - в стороны)

Сколько нужно ткани нам, -

Раскроим и вновь проверим, (наклоны в стороны, руки на пояс) 

Не мало ли будет вам.

Вырежем из ткани ровно (руки вперед «ножницы»)

И сошьем все по краям, (имитировать движения иголкой) 

А теперь украсим пёстро (руки в стороны, пальцы врозь) 

Перья, бусы, ленты там. (хлопки справа, слева, над головой) –

Вот теперь-то можно точно (руки на пояс, поворот вокруг себя) 

Нарядиться – и на бал!

Полюбуемся – всё прочно (руки на поясе, поочередное выставление ног на пятку)

И красиво сшито вам.

Воспитатель: Отдохнули? А теперь давайте измерим наш отрез ткани по – древнеегипетски – пальцем, ладонью; по-древнерусски – пядью.

Дети выполняют измерения.

Дети: опять у всех разные цифры, потому что у всех разная длина пальцев, ладоней.

Воспитатель: молодцы! Правильно догадались! Но как же измерить отрез? Как узнать верное число? Люди приняли решение о том, что нужно найти такую мерку, которая будет одинакова во всех странах и во все времена. Такой меркой стал метр. У нас в группе есть сантиметровые ленты и линейки для измерения. Возьмите их и измерьте свои отрезы.

Дети: у всех одинаковое число.

Воспитатель: да, теперь у всех действительно одинаковые результаты. Длина отреза ткани 50 см. Спасибо вам большое за помощь! Теперь я точно знаю, что ткани хватит.

Воспитатель: А еще мне кажется,  вы узнали много нового об измерениях древности, повеселились. Давайте, вспомним, как же измеряли люди в древности?

Дети вспоминают, чем измеряли в древности.

Воспитатель: умницы, а наши записи мы повесим на доску, сейчас к нам вернуться Ксения Сергеевна с ребятами, и вы им расскажете, как и чем вы измеряли нашу ткань. Согласны? Всем спасибо за внимание.

Рассказ воспитателя об измерении длины в древности

Людям во все времена нужно было знать длину/высоту предметов: какой длины и ширины их участок поля, сколько нужно ткани для шитья платья, какой длины нужно бревно для постройки и т.д. Много-много лет и даже веков назад люди придумали измерять предметы. С помощью чего же они измеряли? Что у людей всегда с собой? С глубокой древности наши предки измеряли расстояние собой, своим телом. Это и удобно, и руки с ногами всегда при тебе, их нельзя "забыть дома".

Например, в Древнем Египте измеряли: пальцами, ладонями, локтями. В Древнем Риме измеряли: ярдами – это расстояние от кончиков пальцев вытянутой руки до кончика носа; футами – что в переводе значит ногами. В Англии тоже измеряли ладонями, только ладонью считались четыре сложенных вместе пальца,  а еще дюймами. Помните сказку Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка»? Девочка была очень маленькой, потому что дюйм – это длина первой фаланги большого пальца.

В Древней Руси, так раньше называлась наша страна, тоже измеряли при помощи своего тела. У нас были свои мерки. Например: пядь – это расстояние между вытянутыми большим и указательным пальцами руки при их наибольшем удалении от большого пальца. Еще одна древняя русская мера длины – вершок, равная  ширине двух пальцев (указательного и среднего). Раньше была поговорка «от горшка два вершка», так  говорили про маленьких ребят. Еще мерили длину аршинами – это размер шага взрослого человека, так мерили участки земли. А также мерили саженями:  одна из наиболее распространенных на Руси мер длины. Наименование сажень происходит от глагола сягать (досягать) - на сколько можно было дотянуться рукой. «Простая сажень» - расстояние между большими пальцами вытянутых в противоположные стороны рук человека. Имела применение при измерении расстояний  в строительстве. А еще мерили «Косыми саженями» (самая длинная) -  расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки. Про богатырей говорили «косая сажень в плечах», то есть плечи у Ильи Муромца или Алеши Поповича были очень широкими!

Представьте, вам мама сказала пойти и купить ей ткань для платья, и сказала, что купить нужно 3 локтя. Вы пришли к торговцу и купили ткань в 3 локтя, а потом оказалось, что ткани очень мало и на платье для мамы не хватает! Почему? Потому что у вас длина локтя меньше, чем у взрослого человека, поэтому вы ткани купите меньше, чем взрослый человек. И так со всеми мерками, они не были точными. Люди приняли решение о том, что нужно найти такую мерку, которая будет одинакова во всех странах и во все времена. Такой меркой стал метр. У нас в группе есть сантиметровые ленты и линейки для измерения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Измерение длины. Ломаная линия.

Занятие по математике Тема: Измерение длины.Ломаная линия....

Конспект НОД по математике в подготовительной к школе группе по теме "Измерение длины"

Тематическое занятие по математике по теме "Измерение длины", в ходе которого дети знакомятся  с различными измерительными инструментами, с единицами измерения длины,  закрепляют знания ...

План занятия по экспериментированию в подготовительной группе №5. Тема: Измерение длины и массы.

Разработали и провели воспитатели Чвикова (Абраменкова) И.В. и Захарова Т.Н....

План занятия по экспериментированию в подготовительной группе №5. Тема: Измерение длины и массы.

ГБОУ СОШ №1375       План занятия по экспериментированию в подготовительной группе №5. Тема: Измерение длины и массы.    Подготовили и ...

Конспект занятия по математическому развитию детей старшей группы на тему: «Измерения длины. Единица измерения длины»

Конспект занятия по математическому развитию детей старшей группы на тему: «Измерения длины. Единица измерения длины»Тема: «Измерения длины. Единица измерения длины»Програ...