Практика инновации в МБДОУ №74 «Винни-Пух»
статья

Колобова Ольга Константиновна

Семья во все времена постоянно находится в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. Это происходит в виду того, что семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества.

Изменившиеся социально-экономические условия в стране, требуют от семьи пересмотра традиционной функциональной стратегии, в том числе в сфере воспитания. Изменение ритма жизни современных родителей, не оставляет места ребенку в системе семейных координат. Во взаимодействии взрослого с ребенком, столь важный в жизни малыша, эмоциональный контакт сводится к минимуму, а это, в свою очередь, приводит к порождению у ребенка страхов, агрессивности, недоверия к миру, к другим людям и к самому себе, нежелание познавать новое, учиться, взрослеть.

Растет число детей, которые воспитываются без одного или обоих родителей. На этот процесс оказывает влияние высокий уровень разводов и внебрачной рождаемости. Немалую роль играет и повышение уровня смертности в средних возрастах, особенно среди мужчин: это ведет к вдовству и сиротству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практика инновации в МБДОУ №74 «Винни-Пух»

Семья во все времена постоянно находится в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. Это происходит в виду того, что семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества.

Изменившиеся социально-экономические условия в стране, требуют от семьи пересмотра традиционной функциональной стратегии, в том числе в сфере воспитания. Изменение ритма жизни современных родителей, не оставляет места ребенку в системе семейных координат. Во взаимодействии взрослого с ребенком, столь важный в жизни малыша, эмоциональный контакт сводится к минимуму, а это, в свою очередь, приводит к порождению у ребенка страхов, агрессивности, недоверия к миру, к другим людям и к самому себе, нежелание познавать новое, учиться, взрослеть.

Растет число детей, которые воспитываются без одного или обоих родителей. На этот процесс оказывает влияние высокий уровень разводов и внебрачной рождаемости. Немалую роль играет и повышение уровня смертности в средних возрастах, особенно среди мужчин: это ведет к вдовству и сиротству.

По данным Росстат 30% детей в России рождаются в неполной семье, а точнее у матерей-одиночек, каждый 6-7 брак распадается и ребенок воспитывается в неполной семье. По статистическим данным, из 340 детей, 36% проживают с одним родителем.

Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами.

Молодые родители, как правило, не обладают достаточным опытом и знаниями в вопросах воспитания, испытывают растерянность и страхи.

Некомпетентность родителей в вопросах развития и воспитания детей наносит катастрофический вред психическому здоровью ребенка. И еще большие трудности испытывает семья, воспитывающая ребенка с особыми потребностями. Включение семьи в поле коррекционного взаимодействия считается специалистами основным стабилизирующим фактором, обеспечивающим комплексную психолого-педагогическую помощь такой семье.

Использование разнообразных форм и методов сотрудничества с семьями воспитанников, позволяет создать единое открытое информационное пространство: семья – детский сад - социум, сделав родителей равноправными участниками образовательного процесса.

Такая форма организации, как лекотека способствует этому в полной мере.

Первая лекотека была основана по просьбе родителей и педагогов в Стокгольме в 1963 году, в Америке лекотека открыла свои двери в 1980 году. Первая лекотека в России открылась в Москве в 2000 году. В городе Северодвинск в 2013 году лекотека была открыта на базе ДОО «Детский сад № 74 «Винни-Пух». [6, 41]

Лекотека использует семейно-централизованную игру для включения детей, не посещающих ДОО в социум, во взаимодействие с окружающим миром. Важность игры для развития ребенка хорошо известна, но даже сейчас родители не всегда знают, как надо играть с ним. Игра – увлекательное освоение окружающего мира, удовольствие, как для ребенка, так и для родителей. Большое количество детей раннего и дошкольного возраста имеют особые нужды, не охвачены системой дошкольного образования, родители испытывают трудности как материального, так и образовательного характера.

Стабильность и продуктивность лекотеки в составе ДОО возможна лишь при активном участии, понимании важности и актуальности данной проблемы, желании оказать помощь детям руководителем образовательной организации, специалистами данного учреждения.

Цель проводимой работы в рамках лекотеки - гармонизация детско-родительских отношений в семьях с детьми раннего и дошкольного возраста. Снижение риска реальных и потенциальных факторов семейного неблагополучия в неполных семьях и семьях, воспитывающих детей с особыми потребностями, на основе повышения педагогической компетентности родителей, создание условий для легкой степени адаптации детей при поступлении в дошкольное учреждение. Деятельность лекотеки основана на посещении родителями индивидуальных и подгрупповых занятий педагога с детьми, направленных на формирование навыков сотрудничества в совместной деятельности, укрепление взаимопонимания между матерью и ребенком.

Новизна данного нововведения заключается в адресном психолого-педагогическом сопровождении детей и их родителей специалистами ДОО на протяжении учебного года и самой формы предоставляемой помощи. Данный вид помощи осуществляется в стенах ДОО, специалистами образовательной организации, по индивидуальному образовательному маршруту, бесплатно для зачисленных в лекотеку, психолого-педагогическое сопровождение осуществляется не только ребенка, но и родителей.

Проводимая работа в рамках лекотеки, является альтернативой «школам», кружкам и секциям для дошкольников, занимающимися общим развитием. Функционирование лекотеки в ДОО требует определенной подготовки. Результаты диагностики ПМПК детей позволяют выделить в качестве основных следующие направления:

- обеспечение системы функционирования лекотеки в составе ДОО;

- создание благоприятных условий для личностного развития ребенка, включающего в развитие Я-системы и социальное развитие, формирование предпосылок к учебной деятельности (ориентировка, наблюдение и исследование, коммуникация, подражание, сенсомоторная координация, организация целенаправленного поведения, контроль);

- психопрофилактическая и психокоррекционная помощь в работе с ребенком и членами его семьи;

- вовлечение родителей в воспитательно-образовательный, реабилитационный процесс.

В соответствии с этим:

- разработано Положение об организации деятельности леклотеки на базе ДОО, детский сад, реализующий дошкольные образовательные программы;

- текущая документация для педагога-психолога, учителя-логопеда, педагогов-специалистов;

- алгоритм работы с детьми, предусматривающий (диагностический, адаптационный, коррекционный);

- созданы комплексные дидактические игры с методическим сопровождением и комплекс специальных коррекционно-педагогических мероприятий;

- создана система взаимодействия с семьей ребенка с учетом психологических особенностей ее членов и динамики семейных отношений, направленная на формирование позитивных детско-родительских отношений.

Организация работы лекотеки в ДОО на сегодняшний день представляет локальный характер, так как это первый опыт в городе и области.

Данная инновация носит системный характер. Это обусловлено наличием образовательной программы, системой образовательных, консультативных мероприятий, методическим обеспечением.

В конце учебного года специалисты лекотеки анализируют результаты взаимодействия с детьми и их родителями: успехи, нерешенные проблемы, качественные изменения в семье ребенка и между родителями.

В Лекотеке представлены следующие формы работы:

  • Консультация специалистов: психолога, логопеда, старшего воспитателя. Основная задача: профилактика возникновения более серьёзных проблем в развитии. Специалисты должны дать родителям исчерпывающую информацию по каждому вопросу, познакомить их с разными способами решения имеющейся проблемы, чтобы в будущем они могли заниматься с ребёнком в домашних условиях самостоятельно.
  • Диагностический игровой сеанс включает диагностику уровня развития ребёнка, которая осуществляется в игровой форме и предполагает междисциплинарную оценку специалистов. Диагностический инструментарий: (анамнестические сведения, анкета для родителей, протокол наблюдения).
  • Терапевтический игровой сеанс — это использование игровой терапии в определённый промежуток времени (от 30 минут до 1 часа) без перерыва, это игровой процесс, который можно наблюдать и которому необходимо способствовать, но его невозможно использовать, это процесс ожидания результатов ребёнка.
  • Групповой родительский тренинг – участники включаются добровольно. Обычно – это тренинг по общению, игре, специальным техникам, по изготовлению игрушек.

Краткое содержание работы специалистов.

- руководитель осуществляет организационно - методическую работу (организация и координация работы, наблюдение, контроль)

- педагог-психолог проводит обследование семьи, индивидуальные и групповые игровые сеансы с детьми, психологическое консультатирование родителей;

- музыкальный руководитель организует индивидуальные и групповые игровые сеансы с использованием аудиовизуальных и игровых средств;

- инструктор по физической культуре организует индивидуальные и групповые игровые сеансы с использованием тренажеров, здоровьесберегающих технологий;

- воспитатель по изобразительной деятельности  проводит индивидуальные и подгрупповые занятия на основе арт-терапевтических технологий.

С целью организации работы и взаимодействия специалистов разработана циклограмма деятельности лекотеки. Каждый специалист должен иметь папку с текущей и нормативной документацией. Согласованность действий специалистов должна присутствовать и в консультативной работе с родителями. С этой целью должен быть разработан общий план консультативной помощи исходя из запросов родителей и проблем развития детей.

Методическая работа состоит в следующем:

- обеспечение профессиональной подготовки и повышение квалификации сотрудников лекотеки;

- разработка новых средств лекотеки и адаптация старых под нужды детей;

- сбор информации об играх и игрушках, которые отсутствуют в лекотеке;

- проведение семинаров для родителей по вопросам взаимодействия с детьми;

- сбор информации от родителей о результатах использования средств лекотеки;

С целью профессиональной подготовки специалистов проводились консультации, беседы, мастер-классы.

В результате проделанной работы существенно изменилась образовательная ситуация в микрорайоне города. Посещение родителями с детьми лекотеки позволило выявить и решить проблемы ребенка, связанные с его развитием, воспитанием. Произошла коррекция речевого развития, эмоционально-волевой, интеллектуальной сферы. Родители узнали, как развивать ребенка, играя с ним, как учитывать возрастные и индивидуальные особенности. Улучшилось материальное положение семьи, так как необходимые игры игрушки и детскую литературу родители могли брать для игр с ребенком домой. Мероприятия в рамках лекотеки способствовали гармонизации детско-родительских отношений, снятию эмоционального напряжения, развитию творческой самореализации.

Повысилась компетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста. Родители получат конкретные знания о том, как подготовиться к поступлению в детский сад. Произошел постепенный перевод малыша с домашнего на общественное воспитание. Снизилась напряженность острого периода адаптации детей. Улучшился микроклимат в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальные инновации. Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Мишутка» города Сургута ХМАО – Югра.

 В статье речь идёт, о различных аспектах  программы разработанной и реализуемой на базе МБДОУ «Мишутка» города Сургута, ХМАО – Югра.  На основании  приказа Министерст...

Инновации в логопедической практике

Представленный материал направлен на развитие речи старших дошкольников с помощью элементов "Мнемотехники"Автор: Воспитатель логопедической группы ГБДОУ детский сад № 17 Петродворцоовго района СПб., П...

Инновации в логопедической практике

Прогресс не стоит на месте. Во всех сферах нашей жизни из года в год происходят изменения. Значимую  роль в обществе играет образование. Именно, поэтому внедрение новых инновационных методов несе...

Инновации в логопедической практике

Инновации в логопедической практике...

Инновации в МБДОУ «Детский сад №5«Золотая рыбка»

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования, в лице проектора по научно исследовательской и проектно...