«Внедрение профессионального стандарта в практику дошкольного учреждения»
статья
«Мы лишаем детей будущего,
если продолжаем учить сегодня так,
как учили этому вчера»
Д. Дьюи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnedrenie_professionalnogo_standarta_pedagoga_v_praktiku_dou.docx | 24.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«Внедрение профессионального стандарта в практику дошкольного учреждения»
«Мы лишаем детей будущего,
если продолжаем учить сегодня так,
как учили этому вчера»
Д. Дьюи
В 21 веке портрет современного ребенка становится другим. Современный педагог тоже меняется, но, чтобы работать нестандартно, быть интересным себе и детям, не испытывать чувство эмоционального выгорания, получать удовольствие от собственного труда, нужно иметь время для проявления педагогического творчества.
Педагог – ключевая фигура образования, в настоящее время для развития отечественной педагоги возникла необходимость пересмотреть вопрос о роли педагога в процессе воспитания, обучения и развития на уровне государственной власти.
«Профессиональный стандарт педагога (воспитателя)» — в последнее время такой запрос все чаще вводится в поисковые системы. Немудрено: наступает время, когда профстандарты из рекомендаций становятся обязательными нормами. Разберемся, что собой представляет профессиональный стандарт для воспитателя и какое он имеет значение.
Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются исключением и дошкольные образовательные учреждения. К педагогическим работникам ДОУ (воспитателям, педагогам и т. д.) сейчас применяется 2 вида стандартов:
• ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;
• профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.
Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и при установлении систем оплаты труда. Кроме того, ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2017 года.
Образовательный стандарт и профессиональный стандарт — два взаимодополняющих документа, являющихся инструментами повышения качества образования и инструментами реализации стратегии образования в динамично меняющемся мире. Научить, воспитать, развить воспитанника в соответствии с требованиями ФГОС может педагог, соответствующий современным профессиональным квалификациям.
«Педагог – ключевая фигура реформирования образования» (Из профессионального стандарта педагогов).
Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования, предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности. А одна из важнейших функций профстандарта: осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
С целью повышения качества образования на уровне профессиональных компетенций и компетентностей педагога в 2013 году был утвержден профстандарт педагога на всех уровнях образования.
В силу данный документ вступил с 1 января 2016 года, но работа по внедрению профессионального стандарта в образовательных учреждениях идет полным ходом уже несколько лет.
Первый вопросы, который возникли у педагогов и требовали объяснений и конкретизации были, что такое профессиональный стандарт педагога? Цель и задачи внедрения профстандарта?
Стандарт – это перечень требований, определяющих квалификацию работника, необходимую для качественного выполнения возложенных на него обязанностей.
ЦЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФСТАНДАРТА ПЕДАГОГА:
- Повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования;
- Установление единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности;
- Разработка системы оценки уровня квалификации педагогов при приеме на работу, при аттестации, планирование карьеры и в профессиональной деятельности;
- Содействовать вовлечению педагога в решении задачи по повышению качества образования.
Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимость повышения квалификации и профессионализма педагога, т.е. его профессиональной компетенции.
Профстандарт объединил в себе требования к педагогам всех ступеней образования, которые сегодня представлены в федеральном государственном образовательном стандарте и в квалификационных характеристиках должностей работников образования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. №761н (зарегистрирован в Минюсте России 06 октября 2010 г. №18638).
Стандарт включает в себя трудовые функции: обучение, воспитание, развивающая деятельность. Каждая из которых состоит из трудовых действий, и включает в себя необходимые умения, знания и навыки.
В профессиональном стандарте педагога помимо обобщенных трудовых функций, связанных с педагогической деятельностью по проектированию и реализации образовательного процесса, выделены трудовые функции, отражающие специфику работы воспитателей дошкольных ОУ, учителей начальных классов, математики и русского языка. Эти специфические трудовые функции необходимо четко знать для организации по подготовке к внедрению и реализации профстандарта, а в дальнейшем и методической работы.
С этой целью для государственных и муниципальных детских садов установлено поэтапное введение профессиональных стандартов.
Управление процессом поэтапного введения профессионального стандарта педагога:
- Создание нормативной базы. Изучение документов по внедрению Стандарта педагога (федеральный, региональный, муниципальный уровень).
- Разработка пакета локальных документов, регламентирующих поэтапный переход на Стандарт педагога (положение о рабочей группе, приказов и др.).
- Разработка плана внедрения (дорожной карты) профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
- Ознакомление педагогов с профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель)».
- Анализ степени соответствия педагогического коллектива профессиональному стандарту педагога.
- Определение «дефицита» необходимых для реализации профессионального стандарта компетентностей.
- Составление плана повышения квалификации в направлении недостающих компетенций.
- Разработка каждым педагогом своего индивидуального образовательного маршрута.
- Организация работы по повышению квалификации в соответствии с требованиями Стандарта педагога.
Этапы планирует учреждение самостоятельно с учетом мнения представительного органа работников. Поэтому в нашем дошкольном образовательном учреждении мы разработали план мероприятий по внедрению профессионального стандарта педагога:
- Мониторинг информации по внедрению профстандарта.
- Разработка документов по внедрению профстандарта в нашем дошкольном учреждении.
- Анкетирование педагогов с целью выяснения уровня подготовленности к работе в соответствии с требованиями профстандарта.
- Сверка функций на соответствие должностных обязанностей, установленных в трудовом договоре (должностной инструкции) и обобщенных трудовых функций и специфических трудовых функций в стандарте.
- Проверка работника на соответствие «базовым» требованиям ПС.
- Проверка работников на соответствие требований ПС по знаниям и умениям.
Работодатель будет обязан применять профессиональный стандарт при формировании кадровой политики и управлении персоналом, при организации обучения и аттестации, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкции и установлении системы оплаты труда.
Характеристика и функции стандарта
Профессиональный стандарт педагога – это рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации и качества выполнения трудовых функций, призванные к преодолению технократического подхода в оценке труда педагога, обеспечению координированного роста свободы и ответственности педагога за результаты труда, мотивации педагога на постоянное повышение квалификации.
Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие.
Современный педагог должен обладать определенным набором личностных профессиональных качеств, а именно в области
«Обучение»…
«Воспитание»…
«Развитие»…
В стандарте выдвинуты профессиональные компетенции воспитателя, отражающие специфику его работы, необходимые трудовые функции, умения и знания. «От педагога нельзя требовать того, чему его никто никогда не учил», (Из профессионального стандарта педагогов) Учиться, повышать свою квалификацию, профессионально самосовершенствоваться — одно из основных современных качеств педагога. Первая магистральная линия: профессиональное самосовершенствование.
2 магистральная линия. «Профессиональная ИКТ-компетентность –квалифицированное использование общераспространённых в данной профессиональной области средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно» (Из профессионального стандарта педагога).
Чтобы реализовывать ФГОС, педагог обязан использовать цифровые технологии визуального творчества. В профстандарте целый раздел посвящён ИКТ компетентности педагога. Первое, что необходимо сделать для применения данной технологии — создать технические условия. В нашем образовательном учреждении имеется компьютерный класс и интерактивное оборудование (интерактивная доска с мультимедийным проектором, интерактивный стол, планшет, мультимедийная установка, ноутбуки).
3 линия — новые компетенции. Педагог должен использовать специальные подходы к обучению и воспитанию, для включения в образовательный процесс любых обучающихся:
- работа с одарёнными воспитанниками — активизировать педагогов и детей для участия в различных конкурсах и создать систему учёта, раскрыть способности каждого ученика, создать условия для развития каждого ребёнка в интересах его личностного роста.
- дети с ограниченными возможностями здоровья. Главная задача – создать им условия образования на основе психолого-педагогических приемов. И работа с данной категорией детей и с детьми с ОВЗ – это командная работа. А умение работать в команде — это одно из требований профессионального стандарта.
4 линия «Внутренний и внешний аудит». Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.
Оценку соответствия педагога требованиям Профстандарта можно осуществить посредством внутреннего и внешнего аудита. Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается только комплексно. Оценка включает сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребёнка, например, любознательности, активности, эмоциональной отзывчивости, положительного отношения ребенка к детскому саду и высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада.
Это помогает:
Педагогу: проводить аналитическую работу о своей деятельности, увидеть профессиональное продвижение или наоборот профессиональную стагнацию.
Администрации: объективно оценивать успешность педагога и расширять методический диапазон Организации.
Аудиторам: проводить качественную и объективную экспертизу деятельности педагога.
В заключение остается сказать, что профстандарт для педагога ДОУ, подлежащий введению в 2017 году, должен стать новым и эффективным способом упорядочения работы детских садов и других дошкольных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной деятельности в них, а также добиться большей компетентности от работников. Насколько полезным окажется введение профстандартов, покажет время… Профессия педагог — творческая профессия. Свобода личная и профессиональная – необходимые условия для творчества. Стандарт создаёт условия для раскрепощения, но очень важно суметь этим воспользоваться.
Дорогу осилит идущий...
Литература:
- Бережкова О.В. Проблема стандартизации профессиональной деятельности педагога дошкольной организации. – ж.Управление №9, ТЦ «Сфера», 2013.
- Федеральный закон от 29.12.2012года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Мозаика-Синтез, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система внедрения лыжной подготовки в практику дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)
Сообщение из опыта работы на методическом объединении для инструкторов по физкультуре по теме "Система внедрения лыжной подготовки в дошкольном образоватедльном учреждении"...
Методическая разработка «Профессиональная идентичность педагога в условиях внедрения профессиональных стандартов и требований ФГОС ДО»
Данная методическая разработка предназначена для проведения мероприятий с педагогами (педагогический совет, занятия по психологическому просвещен...
Управление внедрением профессионального стандарта педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно в...
Стратегия кадрового развития образовательного учреждения в период внедрения профессиональных стандартов педагога
Для руководителей профессиональные стандарты являются приоритетным документом в формировании кадровой политики учреждения....
Семинар-практикум для воспитателей «Внедрение профессионального стандарта педагога в практику ДОУ»
Адресаты: воспитатели дошкольных образовательных учрежденийЦель семинара: выявление уровня сформированности базовых компетентностей педагогов, позволяющих эффективно осуществлять педагогич...
Методическая разработка «Внедрение профессионального стандарта педагога в практику ДОУ»
Формирование компетентности педагогических кадров в вопросе внедрения профессионального стандарта педагога в практику ДОУ....
Индивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент овладения новыми профессиональными компетенциями в условиях внедрения профессионального стандарта
Индивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент овладения новыми профессиональными компетенциями в условиях внедрения профессионального стандарта...