Доступность и качество образовательных услуг ДОО
статья
О доступности и качестве образовательных услуг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dostupnost_i_kachestvo_obrazovatelnyh_uslug.docx | 26.24 КБ |
Предварительный просмотр:
«Обеспечение доступности и качества дошкольных
образовательных услуг».
Подготовила: Шишина Т.А. – старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №1 «Золотой ключик»
В течение последних пяти лет в сфере дошкольного образования произошло столько преобразований, сколько мы не наблюдали за много лет истории дошкольного образования в России. В соответствии со вступившим 1 сентября 2013 года в силу Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало уровнем общего образования. С 1 января 2014 года введен федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором большое внимание уделено позитивной социализации и индивидуализации детей. То есть изменения с сентября 2013 года кардинальные, они коснулись абсолютно всех вопросов дошкольного образования. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.
Какие же шаги нами сделаны для повышения доступности дошкольного образования?
В нашем детском саду сформирован информационный банк данных детей, неохваченных дошкольным образованием. В ходе ежегодного патронажа, не только осуществляется учёт детей, но и проводится анализ потребностей семей, а также изучение факторов среды социального развития, связанных с семьёй.
Благодаря использованию внутренних резервов, очерёдность в нашей дошкольной организации отсутствует. Выходим из положения, изыскиваем дополнительные места. В настоящее время % охвата детей ДОО по нашему микрорайону составляет 84.4 %. Здесь на помощь приходят вариативные формы работы, целью которых является реализация права каждого ребёнка на качественное и доступное образование. Вариативные формы предусматривают разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ОВЗ и детей с особыми образовательными потребностями. На базе нашего учреждения организована работа Консультационного центра, Центра игровой поддержки, группы кратковременного пребывания. Консультационный центр в этом учебном году у нас посещают 3 семьи, Центр игровой поддержки - 13 детей в возрасте от 1 года до 3-х лет; группу кратковременного пребывания, которая у нас организована на базе второго здания, посещают 6 детей в возрасте от 3-х до 6 лет. Таким образом, 160 воспитанников у нас посещают общеразвивающие группы и 22 ребёнка охвачены вариативными формами работы. Нам есть над чем работать и к чему стремиться, возможно, в дальнейшем внедрение в работу новых вариативных моделей.
Конечно, важный аспект, влияющий на доступность дошкольных услуг, это их стоимость для родителей. В данный момент реализовывается механизм – материальная поддержка регионального уровня семей, имеющих детей дошкольного возраста. Частичная компенсация родительской платы за пребывание детей в ДОУ обеспечивается в размере 20% за 1 ребёнка, 50% за 2 ребёнка, 70 % за третьего и последующих детей. Кроме того многодетные семьи пользуются льготами.
Мало просто обеспечить доступность дошкольного образования, необходимо сделать первую ступень в системе образования качественной.
Определяя условия, обеспечивающие качество дошкольного образования в нашем ДОУ, можно выделить наиболее важные из них:
-разработка ООП учреждения, с учётом основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и ряда парциальных программ;
-использование современных образовательных технологий таких как (здоровьесберегающие технологии, проектная технология, игровые технологии, технология экспериментирования и т.д.). Они широко представлены во всех направлениях деятельности ДОУ.
А приоритетными направлениями деятельности нашего учреждения являются
-волеологическое образование и оздоровление детей;
-художественно-эстетическое развитие детей.
Деятельность по сохранению и укреплению здоровья детей и их физическому развитию осуществляется в рамках локальной программы «Здоровье».
Педагоги и специалисты, реализуя комплексную систему по физическому воспитанию, учитывают состояние здоровья каждого ребенка, осуществляют индивидуальный подход, начиная с раннего возраста. Созданы широкие возможности для двигательной активности детей: поддержание интереса к подвижным играм, занятиям спорта, через творческое преобразование обыденного двигательного опыта ребенка и эталонов движения.
Работа по приоритетному направлению Художественно-эстетическое развитие детей осуществлялась в рамках дополнительного образования.
Следующим условием является удовлетворение запросов родителей и интересов детей, развитие их способностей за счёт дополнительного образования. В настоящее время в нашем дошкольном учреждении функционирует 10 кружков и студий, охват дополнительным образованием детей в возрасте от 3 до 7 лет составляет 100%. Предоставляем платные образовательные и развивающие услуги, которые организованы для реализации всестороннего развития личности и максимального раскрытия творческого потенциала воспитанников с учётом потребностей и запросов родителей. Это музыкально-ритмические занятия, кружок «Растишка» и кружок обучения иностранному языку «Английский язык для дошкольника». Так же по запросу родителей в рамках платной услуги функционирует «Дежурная группа присмотра и ухода», которая работает с 17.00 до 18.00 часов. Наибольшей популярностью пользуются кружки декоративно-прикладного творчества, студия музыкально-ритмических занятий. Платные образовательные и развивающие услуги у нас посещают около 60% воспитанников.
Немаловажным условием, обеспечивающее качество дошкольного образования является обогащение предметно-развивающей среды, наполнение которой предоставляет ребёнку возможность для саморазвития
Средства, которые ежегодно выделяют нам с федерального бюджета, помогли нам практически полностью обновить предметно-развивающую среду в группах.
Условие, которое отслеживает результат работы с детьми, является мониторинг. Система мониторинга образовательного процесса содержит 5 образовательных областей, соответствующих ФГОС.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребёнком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям от 1 до 5 баллов. Таблицы диагностики заполняются дважды в год в начале и в конце учебного года. Технология диагностики включает 2 этапа. Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выявлять детей с проблемами в развитии. Итоговые результаты освоения ООП по группам выше нормативного результата и составляет в среднем 4,6 %. У некоторых детей есть проблемы с индивидуальными показателями, но педагогами по итогам диагностики разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, которые помогают устранить показатели проблем в развитии ребёнка и оптимизировать педагогический процесс в новом учебном году.
Нельзя не затронуть вопрос, направленный на работу с одарёнными детьми.
В банке одарённых детей у нас в этом учебном году 24 ребёнка. Это дети, которые имеют высокий творческий потенциал, повышенный уровень способностей. Для данной категории детей у нас разработана дополнительная общеразвивающая программа психолого - педагогического сопровождения «Маленький талант». Результат работы в данном направлении - это активное участие наших воспитанников в конкурсах различных уровней. В первом полугодии 2018-2019 учебного года в конкурсах различных уровней (муниципальном, областном, всероссийском. международном) приняли участие 56 воспитанников из них 26 победителей, 3 лауреата.
Большая заслуга родителей, они поддерживают своих детей, откликаются на все наши просьбы. Родители – полноправные участники воспитательно-образовательного процесса, поэтому наша цель установить тесный контакт с ними, и это у нас получается через внедрение новых форм и методов работы. Основная масса родителей у нас молодые, творческие. Активно принимают участие в выставках, конкурсах. В этом учебном году мы провели впервые конкурс «Родитель года». Первый опыт принёс нам хороший результат. В конкурсе приняли участие 5 родителей, длился он два дня. Включал конкурс три этапа. Родители достойно прошли все испытания. Показали свои творческие способности, а так же компетентность в вопросах воспитания. Хотелось бы, чтобы данный конкурс стал ещё одной доброй традицией нашего учреждения.
Так же для повышения качества дошкольного образования большое внимание уделяем коррекционной работе. Наше учреждение включает в себя дошкольные группы как для детей с нормой в развитии, так и для детей с ОВЗ. На данный момент функционирует 8 групп общеразвивающей направленности, эти группы посещают 26 детей с ОВЗ (это дети с тяжёлым нарушением речи ОНР, ФФН). Структура системы коррекционной работы включает взаимосвязанные диагностический, коррекционно-развивающий, оздоровительно-профилактический, социально-педагогический модули. Модульный принцип позволяет вносить своевременные изменения в процесс реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка. В корекционной работе задействованы все специалисты учреждения, но непосредственно осуществляют работу в данном направлении учитель-логопед, педагог-психолог.
Все приведённые позиции являются приоритетными при обеспечении качества дошкольного образования. При этом, на мой взгляд, реализация каждого из условий невозможна без участия компетентного педагога, обеспечивающего организацию успешного развития ребёнка в условиях ДОУ. Поэтому главным условием осуществления воспитательно-образовательного процесса считаю кадровое обеспечение. Наше дошкольное учреждение полностью укомплектовано кадрами. Педагогический коллектив стабилен, всего работает 16 педагогов из них 10 воспитателей, старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель и 1 совместитель – педагог дополнительного образования. Все педагоги имеют педагогическое образование: высшее – 63%, среднее специальное – 31%, обучается в ВУЗе – 1 педагог, что составляет 6%.
Высшую квалификационную категорию имеет один педагог - 6%; 1-ю категорию имеют 50% педагогов; соответствие 31,5%; без квалификации -12,5%. (2 педагога). Анализ кадрового состава выявляет резерв для профессионального роста педагогов и планируется в ближайшие 3 года улучшить показатели квалификации.
Курсовая подготовка педагогов по ФГОС составляет 100%. Педагоги проходят каждые три года курсы по плану-заказу ТОИПКРО, а так же платные дистанционные курсы. Хочется отметить, что наши педагоги являются активными участниками конкурсов различных уровней (муниципального, всероссийского, международного), участники Всероссийских конференций, вебинаров, имеют авторские публикации в федеральных научно-методических сборниках.
Наше дошкольное учреждение является муниципальной инновационной площадкой по теме: «Проектирование новых форматов образовательных режимных моментов в ДОУ с учетом обновления субкультуры дошкольного детства». И подали заявку на присвоение статуса «Инновационная площадка федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования». Тема, над которой будем работать это «Модернизация образования в дошкольной образовательной организации в соответствии с современными требованиями к качеству дошкольного образования на основе инновационной образовательной программы "Вдохновение"»…
Таким образом, можно сделать вывод, что наша дошкольная организация не только использует все возможности для обеспечения доступности дошкольного образования, но и идёт в ногу со временем, работая над повышением качества дошкольного образования и совершенствования воспитательно-образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Справка по результатам мониторинга о качестве образовательных услуг, предоставляемых в дошкольном образовательном учреждении
Справка по результатам мониторинга о качестве образовательных услуг, предоставляемых в дошкольном образовательном учреждении...
Управление развитием доступности и качества образовательных услуг в ДОУ
Управление развитием доступности и качества образовательных услуг в сельском дошкольном учреждении....
ВЗАИМОСВЯЗЬ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Профессиональный рост педагога, его профессиональная компетентность неразрывно связаны со стремлением познавать новое, совершенствоваться....
ВЗАИМОСВЯЗЬ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Совершенствуемся.......
Исследование 1 степени удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг методами и результатами образовательной деятельности
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса – поиск действенных путей сотрудничества, в равной степе...