ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
статья
Статья содержит инновационные формы работы, приненяемые в нашем ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domrachevastatya.docx | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Домрачева Ольга Алексеевна, заведующий
МБДОУ «ДСКВ № 95» г. Братск
Потапова Елена Михайловна, воспитатель
МБДОУ «ДСКВ № 95» г. Братск
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования придает направлению работы с родителями принципиально новую значимость. Признание приоритета семейного воспитания требует новых взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Именно в семье происходит первичная социализация, формируется первичное мировоззрение ребенка.
Основной целью взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с семьей является создание единого пространства или алгоритма «родители – дети – педагоги». Для достижения данной цели нами определены следующие
задачи:
- создание условий для участия родителей в жизни ребенка в детском саду;
- установление партнерских, доверительных, уважительных отношений между педагогами и родителями;
- оказание психолого-педагогической поддержки родителям в воспитании ребенка и повышении компетентности в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей;
- непрерывное повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьей воспитанников.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов возможно только при становлении ДОУ открытой системой. Открытость дошкольного учреждения, включает «открытость внутрь» и «открытость наружу».
«Открытость внутрь» – это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, «поход» в ближайший лес, выход в музей, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи – чему-то научат детей. Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – дети. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
«Открытость наружу» - означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, вовлекать родителей к участию в конкурсах («Новогодняя игрушка на елку» в 4 микрорайон, организуемая депутатом Деминым Э.Ю.).
В практике работы нашего дошкольного учреждения мы используем инновационные формы и методы взаимодействия с семьей, что является немаловажным для реализации ФГОС. Мы используем в своей работе:
Социальный анализ состава семьи (что помогает правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей);
Информационные стенгазеты (представление интересных моментов жизнедеятельности ребенка в детском саду); «Как я провел этот день», дневник событий нашей группы.
Совместная работа родителей с детьми по придумыванию сказок и историй;
«День открытых дверей» Это уже стало традицией в нашем ДОУ: показ педагогических мероприятий по математике, аппликации (родители знакомятся с задачами, правилами и традициями ДОУ); не только средство удовлетворения естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду. Это прежде всего способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приемами воспитательно-образовательной работы, а также преодолеть иногда очень стойкое у части родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании ребенка. Знакомство с организацией педагогического процесса, с приемами работы воспитателя, его манерой общения с детьми может многому научить.
«Круглый стол» (обсуждение с родителями актуальных проблем воспитания «Агрессивное поведение ребенка» и др.); Расширяет воспитательный кругозор не только родителей, но и нас, педагогов. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч.
Интерактивные – досуговые мероприятия. (всевозможные акции «Книжке вторая жизнь», праздники, мероприятия как на уровне ДОУ, так и муниципальном «Олимпиада по ПДД», «Два голоса», участниками, которых являются дети, родители, педагоги, участвовали в конкурсе «Сибирь мой край родной», «Яркие краски весны», ДТДиМ «Кукла – колокольчик, «Пасхальная корзинка» и т.д.
Детско-родительские проекты (где дети не только открывают что-то новое совместно с педагогом в ДОУ, но закрепляют свои знания благодаря экспериментированию вместе с родителями вне детского сада); проект «История пуговицы», «Огород на окне».
Мастер-классы (где руководителем является не только педагог, но и ребенок, родитель «Книжкина больница »); Детские мастер классы («Как нарисовать Снегурочку», «Фенечки»).
«Гость группы» - родителей привлекаем рассказать о своей профессии, научить играть в игру, рассказать о своем увлечении и семейных традициях.
Семейная художественная студия «Умельцы» – это своего рода мастерская, объединяющая семьи воспитанников для занятий творчеством в сопровождении педагога. Творческое взаимодействие педагога, детей и родителей в студии может быть разнообразным по форме: совместные мастер-классы для родителей по рисунку, живописи, рукоделию «Волшебный крючок», «Мода из косичек», «Превращения из синельной проволоки», «Бисероплетение».
Выставки, вернисажи детских работ («Чудо с грядки», «Парад снеговиков», «Символ года», «Как я провел лето» и др.);
Субботники «Лучший участок», «Даешь, горку!», «Наши куклы краше всех!» (приглашаем в стихотворной форме).
Таким образом, использование инновационных форм работы с семьями воспитанников дает положительный результат: родители становятся активными участниками образовательных отношений и создается атмосфера взаимоуважения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.
Литература:
1.Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4 2.Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007 – 167с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДО
В презентации содержатся новые формы работы с родителями, такие как "Родительские уроки", совместные проекты, "Дни добрых дел", опыт семейного воспитания, проведение совместных праздников, создание ст...
Методическая разработка. Публикация в электронном журнале «Школлеги» тема: «Инновационные формы работы с родителями в соответствии с ФГОС»
http://pressa-online.com/tabid/256/Default.aspx?aid=5ad48cb0-482a-4862-b109-81c79e7465ca&year=2016...
Доклад «Инновационные формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДО»
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитан...
Проект по сохранению и укреплению здоровья воспитанников 4 - 6 лет через инновационные формы сотрудничества с родителями в соответствии с ФГОС "Народне забавы"
Проект направлен на совершенствование работы по сохранению и укреплению здоровья детей через инновационные формы работы с родителями, а также прививает интерес к истокам русской народной культуры, нар...
Презентация проекта по сохранению и укреплению здоровья воспитанников через инновационные формы сотрудничества с родителями в соответствии с ФГОС.
В презентации представлен проект по сохранению и укреплению здоровья детей через инновационные формы сотрудничества с родителями, на основе формирования интереса к истокам русской народной культуры....
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В СООТВЕТСТВИИ С ФОП И ФГОС ДОУ
Актуальность: Взаимодействие с родителями является важным аспектом работы любого дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). В условиях реализации Федерального государственного образовательного ста...