Вовлечение родителей в образовательный процесс
статья
В материале представлен опыт работы педагогического коллектива дошкольных групп ГБОУ школа "Содружество" с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vovlechenie_roditeley_v_obrazovatelnyy_protsess_v_dou_v_sootvetstvii_s_fgos.docx | 23.45 КБ |
vovlechenie_roditeley.pptx | 2.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Вовлечение родителей в образовательный процесс в дошкольных группах в соответствии с ФГОС ДО
Старший воспитатель
ГБОУ школа «Содружество»
Котова Александра Вячеславовна
Период дошкольного детства оказывает глубокое и практически необратимое влияние на развитие человека.
Посещая дошкольные группы школы, ребенок учится жить в коллективе, обслуживать себя, строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
В основе деятельности педагогов дошкольных групп лежит понимание особенностей возраста и наблюдение каждого ребенка. Это помогает создать эмоциональное благополучие, хорошее настроение, позитивное отношение ребенка к другим и к себе.
Педагоги стараются воспитывать качества, которые помогут ребенку в будущем быть успешным. Это:
- Самостоятельность и инициатива;
- Дружелюбие;
- Чувство собственного достоинства;
- Культура взаимодействия с детьми и взрослыми;
- Умение считаться с правилами;
- Творческая фантазия;
- Умение играть в группе и самостоятельно;
- Чувство красоты;
- Активная выразительная речь;
- Чистоплотность;
- Безопасное поведение;
- Любознательность, наблюдательность, смекалка.
На протяжение всего периода пребывания ребенка в дошкольных группах очень важно грамотно организовать сотрудничество с родителями.
В настоящее время педагоги дошкольных групп активно используют весь педагогический потенциал по применению традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.
Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Которое включает в себя систематическое, активное распространение педагогических знаний среди родителей, оказание практической помощи семьи в воспитании детей, повышения педагогической культуры родителей и активизацию их педагогического образования.
В соответствии с ФГОС педагоги дошкольных групп обязаны:
- информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семью, но и всех заинтересованных лиц, вовлечённым в образовательную деятельность;
- обеспечить открытость дошкольного образования;
- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
- информировать родителей (законных представителей) о воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
Задача педагога, непосредственно наблюдающего за детьми, знающего их проблемы, — привлечь родителей к сотрудничеству, к знанию и пониманию педагогических принципов. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям и т. д.
Дошкольные группы ГБОУ школа «Содружество» быстро реагирует на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого мы меняем формы и направления работы детского сада с семьей. Начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, проводимые анкетирование, личные беседы, на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Для того чтобы дошкольные группы стали источником информации о ребенке, развитии детско-родительских отношений, предлагаем различные формы:
- тематические выставки;
- диагностика, тесты, опрос;
- консультации специалистов;
- семейные спортивные встречи;
- почта доверия, телефон доверия;
- открытые занятия для просмотра родителей;
- конкурс семейных талантов;
- день открытых дверей;
Основной формой сотрудничества с родителями являются родительские собрания, которые включают в себя весь комплекс психолого — педагогического взаимодействия детского сада и семьи. Однако на посредственное и формальное проведения встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Выход из этого положения мы видим в изменении форм и методов проведения родительского собрания, которые в нашем детском саду проходят в форме дискуссий, с использованием активных методов, способных длительное время поддерживать живой разговор. Это и презентации о жизни детей в детском саду, озадачивающие вопросы «острого блюда», минуты самоанализа, когда каждый родитель задумывается о своих взаимоотношениях с ребенком.
Совместно с родителями ко Дню Победы в Великой Отечественной войне организуются мини – музей, выпускаются газеты Данная форма работы способствует воспитанию патриотических чувств, систематизации ранее полученных знаний у детей.
Одной из форм взаимодействия педагогов дошкольных групп с родителями это день «Моя семья». В этот день родители разных профессий (швея, водитель, врач, библиотекарь, полицейский. военный, парикмахер и др) приходят в гости к дошкольникам и знакомит их с особенностями своей профессии. Так же педагоги дошкольных групп привлекают родителей к субботникам, к участию в озеленении территории дошкольных групп, в зимние время года: постройка горок, снежных фигур.
Регулярно в детском саду проводятся совместные тематические выставки поделок и рисунков детей и родителей. Все семьи принимают в этих мероприятиях активное участие.
В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, площадей, делают фотографии и др. Затем представляют свои работы на общем итоговом мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.
При взаимодействии ДОУ и родителей в проектной деятельности мы соблюдаем следующие правила :
Правило первое – информированность. Родители должны знать о содержательных аспектах семейных проектов
Правило второе – добровольность и возможность выбора
Правило третье – чувство успешности. Родители, как и дети, должны испытывать чувство успешности от участия в общей деятельности.
В дошкольных группах были реализованы следующие проекты:
- Деревья наши друзья
- Накормите птиц зимой
- Домашние и дикие животные
- Волшебница вода
- Учим правила дорожного движения
Благодаря методу проектов, нам удалось достичь положительных результатов по включению родителей в совместную деятельность по развитию детей.
Самыми востребованными являются досуговые формы организации общения детского сада и семьи. Они призваны устанавливать теплые отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.
Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т.е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.
Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. У нас уже доброй традицией стало проведение мероприятий с активным участием родителей: «Папа, мама, я – спортивная семья», «День матери», «День Здоровья».
При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.
Благодаря использованию разнообразных форм работы с семьями воспитанников педагогам удаётся добиваться положительных результатов. Всей своей работой сотрудники дошкольных групп доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Педагоги воспитывают: Самостоятельность и инициативу; Дружелюбие; Чувство собственного достоинства; Культуру взаимодействия с детьми и взрослыми; Умение считаться с правилами; Творческую фантазия; Умение играть в группе и самостоятельно; Чувство красоты; Активную выразительную речь; Чистоплотность; Безопасное поведение; Любознательность, наблюдательность, смекалку
Сотрудничество с родителями в соответствии с ФГОС ДОО
Формы работы с родителями
Моя семья
Метод проектов
Реализованные проекты Деревья наши друзья Накормите птиц зимой Домашние и дикие животные Волшебница вода Учим правила дорожного движения
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ МОСКОВСКОГО ДЕТСКОГО ЧЕМПИОНАТА «КИДСКИЛС»
Образовательная деятельность
Совместные экскурсии
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс
Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным с...
Вовлечение родителей в образовательный процесс на тему «Золотая осень»
Очень важно вовлекать родителей в образовательную деятельность. Представлен конспект совместной деятельности детей подготовительной группы и их родителей. ...
"Способы вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ"
Материал по работе родителями...
Формирование интереса к физической культуре через вовлечение родителей в образовательный процесс
Я часто задавала себе вопрос: «Как добиться, чтобы занятия спортом стали потребностью?» И пришла к выводу, что в основе работы должен лежать интерес, который стараюсь сформировать у детей. Это и...
«Межсемейные проекты как средство вовлечения родителей в образовательный процесс»
Мастер класс предозначен для педагогов работащих в рамках проектного метода...
«Вовлечение родителей в образовательный процесс с помощью образовательных совместных детско – родительских проектов ».
laquo;Вовлечение родителей в образовательный процесс с помощью образовательных совместных детско – родительских проектов »....
Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»
Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей – обеспечение психолого-педагог...