Конспект семинара-практикума
план-конспект занятия
Конспект семинара-практикума для педагогов "Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в ДОО"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_po_pid.docx | 33.49 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 16»
Конспект семинара-практикума
«Познавательно-исследовательская деятельность в ДОО»
Разработал:
старший воспитатель О.Л. Соловьева
Ачинск, 2018
Семинар-практикум «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОО»
Цель: освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми для её последующего активного применения в практической деятельности педагогов.
Задачи:
повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения;
расширение знаний педагогов по теме «детское экспериментирование в ДОО»,
развитие навыков и умений экспериментирования и желания использовать опытно-исследовательскую деятельность в работе с детьми.
План семинара
I Просмотр фильма «Мы – исследователи»
II Актуальность вопроса
III Экспериментальная деятельность – практикум (Приемы активизации познавательной активности детей)
IV Методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности и фиксированию результатов экспериментов и наблюдений.
V Рефлексия.
Ход семинара:
I Просмотр фильма «Мы исследователи».
II Актуальность вопроса
Как Вы уже могли догадаться, сегодня мы будем обсуждать: «Организацию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников». Вы со мной согласитесь, что эта тема особенно актуальна. Ведь в соответствии с ФГОС дошкольного образования, наряду с игрой и общением, детское экспериментирование является одним из ведущих видов детской деятельности.
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как). Задача нас взрослых, не подавлять детские эмоции и любознательность, а опираться на них, насыщать жизнь детей значимыми для них разнообразными событиями, дать детям прожить полноценное и многообразное детство, которое сможет стать «золотым фондом» их личности. Это принципиально иной ответственный и мудрый путь обогащения детского развития.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.
Следовательно, чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
III Экспериментальная деятельность
Каковы же приемы активизации познавательной активности детей? В исследовательской и экспериментальной деятельности, как и в образовательной деятельности вообще, большое значение имеет организационный момент – вызвать познавательный интерес у детей, замотивировать их на познавательную деятельность.
Вопрос педагогам: «Давайте вспомним, какие педагогические приемы способны вызвать интерес и желание к дальнейшему исследованию?»
(удивление, сказочный сюжет, проблемные вопросы и ситуации, создание ситуации потребности в самовыражении, стремление помочь и научить, интрига, сюрпризный момент, внесение предмета с необычным эффектом или назначением).
Рассмотрим немного подробнее проблемные вопросы и ситуации. Проблемные ситуации могут быть созданы, когда обнаруживается несоответствие между уже усвоенными знаниями и новыми фактами. К постановке проблемных вопросов предъявляются определенные требования. Основные из них: 1) проблемная задача должна быть понятной детям; 2) должна их заинтересовать; 3) содержать новизну; 4) но опираться на имеющийся опыт детей; 5) трудность задачи должна быть посильной; 6)но ориентирована на максимальную самостоятельность и творчество детей.
Практикум: Сейчас мы с Вами поупражняемся в формулировании проблемных задач.
Ход практикума:
1. Все педагоги делятся на 2 подгруппы. Каждая подгруппа получает свое задание: изучаемая с детьми тема и научный факт, который педагог предъявляет детям.
2. Педагоги в каждой подгруппе должны, исходя из полученных данных, продумать возможную проблемную ситуацию и последующий за ней эксперимент (предлагают свои варианты).
3. Анализ предложенных вариантов.
4. Вариант уже имеющегося решения, его анализ.
Задания для подгрупп:
1) Тема: «Зима».
Предъявляемый факт: «Снег грязный, так как в нем содержатся частицы пыли».
(ПС: «Снег белый, как он может быть грязным?»)
Эксперимент: - Как мы можем увидеть частицы пыли в снеге? (гипотезы: внимательнее рассмотреть, рассмотреть под лупой – знакомое действие).
После рассматривания приходят к выводу, что увидеть частицы пыли сложно или их там нет (расхождение мнений).
- Давайте поступим так, как делают ученые – проведем опыт. Вы уже знаете, как проверить чистоту воды, а как можно проверить загрязненность снега?
Дети: нужно растаять снег и получится вода, мы ее профильтруем и посмотрим через увеличительное стекло (знакомое действие).
Снег тает долго, и воспитатель задает вопрос:
- Что можно сделать, чтобы снег растаял быстрее? (подогреть – новое действие)
Проводят опыт совместно с воспитателем, самостоятельно выполняют фильтрацию воды и делают вывод.
2) Тема: «Растения»
Предъявляемый факт: «Все живые организмы, в том числе растения, животные и человек, на две трети состоят из воды».
ПС: «Так ли это? Где же эта вода?»
Эксперимент: взять один или несколько овощей или фруктов (свекла, морковь, яблоко). Их нужно протереть и отжать через марлю или соковыжималку. Затем сравнить количество жидкости и твердой массы, чтобы определить их соотношение, пропорции. На основании факта: сока гораздо больше, чем твердого вещества, - исследователи «принимают» то знание, которое ранее отвергли.
Вы хорошо поработали, а сейчас предлагаю Вам немного отдохнуть.
IV Методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности.
Методика проведения экспериментальной деятельности основывается на общей методике обучения детей дошкольного возраста. Поэтому, мы с Вами сейчас просто вспомним эти особенности и уточним их применительно к экспериментальной деятельности.
Вопросы педагогам
- Может ли быть подготовительная работа к экспериментальной деятельности? Какая?
- Что нужно учитывать при выборе объекта для экспериментального исследования?
- Составьте алгоритм экспериментальной деятельности.
Алгоритм экспериментальной деятельности представляет собой:
1. Постановка проблемы, которую необходимо решить;
2. Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)
3. Предлагаются различные варианты ее решения;
4. Проверяются эти возможные решения, исходя из данных;
5. Анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось)
6. Формулирование выводов
7. Фиксирование результатов экспериментов и наблюдений
Один из этапов осуществления исследовательской и экспериментальной деятельности – это фиксирование результатов эксперимента или наблюдения, остановимся на нем подробнее.
Вопрос педагогам: «Простая или сложная форма работы для детей фиксирование результатов?» (сложная)
«Нужно ли отказываться от этой формы работы из-за ее сложности?» (нет; следует постепенно приучать детей к фиксированию увиденного).
Результаты фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей. При фиксации наблюдаемых явлений участвуют разные виды памяти: зрительная, двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная.
Существуют различные способы фиксации увиденного: ментальные, графические и практические.
Самые простые способы фиксации результатов – это графические. К ним относятся приемы, связанные с использованием наглядных материалов (готовых форм).
В качестве готовых форм могут выступать: картинки, фотографии, натуральные объекты, объемные изображения, циферблаты, записи звуков.
Ментальные способы фиксации связаны с фиксацией увиденного в памяти; используется речь детей.
Существуют различные приемы. Например: ребенок рассматривает явление (объект) и составляет о нем рассказ; ребенок рассматривает явление (объект), затем отворачивается и, не глядя, дает его описание. Затем снова рассматривает этот же объект и вносит уточнения, исправления; сравнение явления (объекта) с уже известными детям явлениями (объектами): в средней группе акцент делается на отличиях, в старшем возрасте – начинают указывать и сходства.
Практические способы фиксации связаны с фиксацией наблюдаемого явления, процесса на бумаге (письменная речь или зарисовывание).
Например: зарисовывание явления (объекта) педагогом или отдельными детьми или всеми детьми;
схематическое зарисовывание – отражение в рисунке только наиболее важных деталей;
использование условных знаков – лучше придумывать каждый раз вместе с детьми. Не следует использовать много символов;
рисунки-прогнозы. Например, «Нарисуйте, как будут выглядеть через неделю посеянные сегодня семена». Через неделю дети сравнивают свои рисунки и реальный факт;
рассказ об увиденном явлении составляет и записывает педагог. Но непрерывно советуется с детьми, проговаривает вслух записываемый текст, иногда специально допускает ошибки;
педагог записывает рассказ, который составляет один ребенок или группа детей. Затем прочитывает вслух для проверки и уточнения;
педагог зачитывает 2-3 готовых текста из 2-4 предложений каждый. Детям нужно определить, какой из них более всего соответствует наблюдаемому явлению.
Т. к. фиксирование результатов – это сложная форма работы, существуют особенности проведения:
Обязателен индивидуальный подход, который учитывает умения каждого ребенка;
Является сугубо добровольной формой работы ребенка – педагог не имеет права обязать ребенка фиксировать результаты;
Нельзя форсировать операцию фиксирования. Малейший нажим может привести к тому, что дети перестанут понимать смысл всего эксперимента;
Начинать нужно с самых простых способов – с использования готовых форм;
Формирование навыка фиксирования проходит несколько стадий:
1. Использование готовых форм
2. Наблюдение за работой педагога
3. Привлечение отдельных детей, хорошо справляющихся с нужными операциями
4. Заполнение всеми детьми по очереди
5. Коллективное заполнение под руководством педагога
6. Самостоятельное заполнение с последующей проверкой.
В практике работы с дошкольниками используется 3 вида документов для фиксации результатов исследования или эксперимента: календарь погоды, календарь природы, дневник наблюдений. Использование практических способов фиксации (зарисовывание, составление рассказов) производится в дневнике наблюдений.
VI Рефлексия
Каждый по очереди отвечает на вопрос: «Какое открытие для себя он сделал на сегодняшнем семинаре?»
-Для меня время пролетело незаметно, надеюсь и для Вас тоже. Очень приято если Вы смогли узнать что- то полезное, а может быть открыть что- то новое и самое главное, надеюсь, что наша сегодняшняя встреча привнесет, свежую струю в Вашу профессиональную деятельность.
Литература:
1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред. Л. Н. Прохорововй М., 2004
2. Паршукова И. Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н. В. Нищева. - СПб., «Детство-пресс», 2006
3. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
4. Материалы Интернет-сайтов.
5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СП Детство-пресс, 2009.
6. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2007. - №6. - С. 13-16.
Материал для педагогов
1) Тема: «Зима».
Предъявляемый факт: «Снег грязный, так как в нем содержатся частицы пыли».
Педагоги в каждой подгруппе должны, исходя из полученных данных, продумать возможную проблемную ситуацию и последующий за ней эксперимент (предлагают свои варианты).
2) Тема: «Растения»
Предъявляемый факт: «Все живые организмы, в том числе растения, животные и человек, на две трети состоят из воды».
Педагоги в каждой подгруппе должны, исходя из полученных данных, продумать возможную проблемную ситуацию и последующий за ней эксперимент (предлагают свои варианты).
Алгоритм экспериментальной деятельности представляет собой:
1. Постановка проблемы, которую необходимо решить;
2. Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)
3. Предлагаются различные варианты ее решения;
4. Проверяются эти возможные решения, исходя из данных;
5. Анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось)
6. Формулирование выводов
7. Фиксирование результатов экспериментов и наблюдений
Алгоритм экспериментальной деятельности представляет собой:
1. Постановка проблемы, которую необходимо решить;
2. Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)
3. Предлагаются различные варианты ее решения;
4. Проверяются эти возможные решения, исходя из данных;
5. Анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось)
6. Формулирование выводов
7. Фиксирование результатов экспериментов и наблюдени
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект семинар - практикум для родителей. <<играем ручками и пальчиками под фольклор>>
Конспект семинар – практикум для родителей«Играем ручками и пальчиками под фольклор»...
Конспект семинар - практикум для родителей.<<игровое взаимодействие детей и родителей>>
Конспект семинар - практикум для родителей. <<игровое взаимодействие детей и родителей>>...
конспект семинара - практикума для родителей "Расти здоровым"
Формировать представление о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни и это главная забота родителей и педагогов. Формировать готовность родителей в ежедневном выполнении правил...
Конспект семинара- практикума "Домашние посиделки" для родителей совместно с детьми.
Семинар- практикум для родителей совместно с детьми. Его цель - показать и научить, чем можно заняться с детьми дома, а так же обьяснить родителям - насколько важна такая совместная деятельность для с...
конспект семинара практикума "прпедевтика спортивных игр"
конспект содержит упражнения по обучению игре в бадминтон детей старшего дошкольного возраста....
Конспект семинара - практикума для воспитателей по теме: «Поисковые методы обучения в детском саду».
План:1.Введение в проблему2.Функции исследовательской деятельности детей.3.Этапы поисково-исследовательской деятельности4.Эвристическая беседа5.Проблемные ситуации в обучении (работа с картотеко...
Конспект семинара-практикума для родителей на тему: "Осень в гости к нам пришла"
Данный конспект был составлен и использован для проведения семинара-практикума с родителями в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи....