Конкурс педагогов "Экологическое образование и воспитание"
план-конспект занятия

Мандыч Ирина Владимировна

Цели:

  1. Закрепление элементарных представлений о комнатных растениях (у растения есть стебель и зеленые листья, растение сажают в горшок с землей и дренажом).
  2. Закрепление названий комнатных растений и умения различать их.
  3. Закрепление умения ухаживать за комнатными растениями (поливать, разрыхлять землю в горшке, протирать листья, осуществлять уход за растениями по необходимости), демонстрация алгоритма посадки комнатного растения.
  4. Воспитание самостоятельности, доброжелательности, желания оказать помощь и поддержку.
  5. Воспитание бережного отношения и любви к природе, желания ухаживать за растениями.

Словарь: комнатное растение, фикус, бегония, герань, фиалка, хлорофитум, сансевьера, дренаж, лейка, грабли, цветущее растение, росток.

Предварительная работа: беседы о комнатных растениях, уход за комнатными растениями (поливка, разрыхление земли в горшке, протирание листьев), посадка комнатного растения.

Оборудование:

  1. Конверт-посылка, в которой находятся картинки комнатных растений.
  2. Кукла Маша.
  3. Картинки комнатных растений: фикус, бегония, хлорофитум, фиалка, герань, сансевьера.
  4. Комнатные растения: фикус, бегония, хлорофитум, фиалка, герань, сансевьера.
  5. Инструментарий для ухода за комнатными растениями: лейка, губки для протирания, грабли и палочки для рыхления, салфетка для рук.
  6. Отросток с корнями.
  7. Горшок, дренаж, земля.

 

 

 

 

 

 

 

Ход НОД

Организация процесса:

Дети рассаживаются по стульям на ковре.

ЧАСТЬ 1

В гости пришла кукла Маша с конвертом, на котором нарисован вопросительный знак и написано «Детям группы №2 «Солнышко».

Воспитатель: Ребята, кукла Маша принесла нам письмо от Незнайки и просит прочитать его.

Письмо: «Дорогие ребята, когда я приходил к Вам в гости сажать лук, то увидел на подоконнике много разных и очень красивых комнатных растений. У меня дома есть много картинок с комнатными растениями, и я хотел бы, чтобы вы помогли мне разобраться в них. Но для начала я приготовил для вас несколько загадок».

Воспитатель: Ребята, поможем Незнайке? А наша кукла Маша передаст ему наши ответы.

Загадки от Незнайки:

1. Не подушка для иголок,
И не ежик, и не елка,
Но не даст себя в обиду,
Потому что весь в иголках.
(Кактус).
 

2. На окошке растёт,
Круглой шапкой цветёт.
Это — журавлиный нос,
Нам духи свои принёс.

Расцвела в такую рань
На моём окне …
(герань).
 

3. Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
(комнатные растения).

 

 

 

ЧАСТЬ 2

Воспитатель: А теперь прочтем вторую часть письма. Незнайка прислал нам картинки разных комнатных растений. Давайте рассмотрим их, запомним названия и выпишем их. Чтобы было интереснее, я подготовила настоящие комнатные растения, которые есть у нас в группе.

Демонстрация картинок и изучение комнатных растений.

 

 Воспитатель: Если вы знаете название растения, то поднимайте руку и называйте его.

 

1. Это растение не имеет стебельков, а корни его растут прямо на поверхности почвы. Листочки имеют длинную овальную форму и светло-зелёный или тёмно-зелёный цвет, в зависимости от вида растения. Цветочки могут быть простыми или махровыми, самой разнообразной окраски — белые, розовые, фиолетовые, лиловые. (фиалка)

 

2. А у этого растения листья округлые, с зубчатыми краешками. Цветочки могут быть различной окраски — белые, розовые, красные, оранжевые, пурпурные. Растение очень душистое, а его стебелек сильно ветвится и покрыт зеленоватыми опушенными листочками. Цветочки у него собраны в соцветия, похожие на зонтики. (герань)

 

3. Это растение является красивоцветущим. Оно обладает необычайно красивыми цветками, которые бывают простыми или махровыми. Махровые цветки внешне напоминают розочки. Их окраска очень разнообразна: все оттенки красного и розового цветов, а также белая, кремовая, чайная, крапчатая. Под землей растение прячет мощный мясистый клубень, от которого вверх растут розетки листьев или узловатые водянистые стебельки. (бегония)

 

4. А это растение живет много лет, оно травянистое, с узкими свисающими листиками и усиками, дающими начало новым кустикам. Листья у него зеленые, бело-зеленые или кремово-зеленые. Это очень неприхотливое растение, которое может расти почти в любом грунте и при любой освещенности. (хлорофитум)

 

5. Цветок этого растения имеет мощные, ползучие корни. Они хорошо развиты и добывают для растения много влаги. Листики у растения прямые и мясистые, темно- и светло-зеленые, коричневые или желтые. Они направлены вверх, а иногда чуть в стороны. (сансевьера)

 

  1. У этого растения проворный, цепкий стебелек и тонкие, похожие на проволоку ветви. Листья мелкие и тонкие. Молодые листики имеют форму сердца, а старые — овальную форму. Растение очень популярное: его можно найти во многих квартирах, больших залах, и в зимних садах. (фикус крохотный)

 

ЧАСТЬ 3

Воспитатель: Незнайка прислал нам еще одну картинку со строением растений. Давайте вместе ее рассмотрим и ответим на вопросы:

«Что есть у цветка?» (стебель, корень, листья, цветы)

«А что нужно растениям для роста?» (вода, земля, свет, тепло, воздух)

Воспитатель: Ребята, а попробуйте отгадать и мою загадку:
«Рук нет, ног нет, а двигается.
Носа нет, а дышит.
Рта нет, а пьет и ест».
(растение)


Правильно, это растение!
 

А как растение двигается, ведь у него нет ни рук, ни ног? (растет,
поворачивается к свету)
 

А как оно дышит? (через листья, корни)
 

А как ест и пьет? Так же, как и мы? (корнями добывает питание и влагу, а через листочки питается солнечным светом)
 

Правильно, ребята, именно корни и листья кормят растение!
 

А где растения находят и хранят пищу? (в земле, почве и в солнечном свете)

Растения питаются совсем не так как мы с вами, и хранить свое питание в холодильниках они не могут. Питание растений находится в земле, в которой они растут, а также в свете от солнышка. Если выдернуть растение из земли и оставить так, то оно погибнет. Растения двигаются, дышат, питаются. Значит, про них можно сказать, что они такие же живые существа, как и мы с вами.

 

Дидактическая игра: Маша предлагает нам поиграть в игру «Какое оно, комнатное растение?»

(красивое, зеленое, вьющееся, душистое, цветущее, колючее, комнатное, яркое, молодое)

ЧАСТЬ 4

Физкультминутка

Воспитатель: Может, и мы попробуем превратиться в комнатные растения? Давайте встанем рядом со своими стульчиками и прочитаем утренний стишок цветка:

Дети выполняют действия согласно тексту.

 

Я прошу тебя, цветок:
Подними-ка свой листок,
Выйди на дорожку,
Да притопни ножкой.
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай.
Стебель наклони слегка –
Вот зарядка для цветка.

А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.
Наконец готовы все
День встречать во всей красе!

ЧАСТЬ 5

Дидактическая игра

Воспитатель: Маша придумала нам новую игру «Что изменилось?»

Правила такие: на столе у нас стоят три цветка: герань, фиалка, фикус. Вы закрываете глазки, а Маша накрывает одно из растений платком. Вам нужно угадать, какое растение Маша спрячет.

ЧАСТЬ 6

Воспитатель: А теперь я предлагаю Вам посадить цветок и подарить его Маше. У нас есть всё, что нужно:

1. Горшок

2. Земля

3. Дренаж

4.  Лейка с водой

5. Грабли и лопатка

6. Отросток

7. Брызгалка

Воспитатель: Сначала берем цветочный горшок.

Что будем класть в горшок первым делом?

(в цветочный горшок мы насыпаем камешки – это дренаж)

 

Для чего он нужен?

(дренаж нужен для того, чтобы воздух лучше поступал к корням и чтобы корни не гнили после полива)

 

Что будем делать дальше?

(после этого мы насыпаем землю, оставляя лунку для ростка)

 

После того, как мы насыпали землю, что делаем дальше?

(сажаем росток в землю и присыпаем его)

 

Растение мы посадили, что-то еще нужно сделать?

(сразу после посадки растение нужно полить, чтобы оно лучше приросло)

 

Подарок для Маши готов!

 

Дети дарят Маше подарок, чтобы она передала его Незнайке. Маша благодарит детей и хвалит их за старание.

ЧАСТЬ 7

Расскажите, как правильно ухаживать за комнатными растениями?

(дети отвечают)

 

Воспитатель: Давайте приведем в порядок наши комнатные растения: протрем листики, уберем засохшие листья, разрыхлим землю, польем и опрыскаем растения.

(дети выполняют все действия, необходимые для растений).

 

На трёх столах расставлено по два цветка, 6-8 детей ходят вокруг них и ухаживают за растениями под присмотром воспитателя. После этого дети рассаживаются обратно на стульчики.

ЧАСТЬ 8

Рефлексия

Итак, дети, о чем мы сегодня с вами говорили? Понравилось вам занятие? Что вам запомнилось больше всего? Во что бы вы хотели поиграть? О чём расскажете дома?

 

Давайте будем и дальше ухаживать за нашими зелеными друзьями и беречь их, чтобы им хорошо жилось в нашей группе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Гимназия им. Н.В.Пушкова»

(дошкольное отделение №2)

Интеграция с образовательными областями: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Чтение художественной  литературы», «Музыка», «Труд».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы «Комнатные растения»

(средняя группа)

Подготовила и провела воспитатель:

Мандыч Ирина Владимировна

г. Москва, г. о. Троицк

март 2018 год

Цели:

  1. Закрепление элементарных представлений о комнатных растениях (у растения есть стебель и зеленые листья, растение сажают в горшок с землей и дренажом).
  2. Закрепление названий комнатных растений и умения различать их.
  3. Закрепление умения ухаживать за комнатными растениями (поливать, разрыхлять землю в горшке, протирать листья, осуществлять уход за растениями по необходимости), демонстрация алгоритма посадки комнатного растения.
  4. Воспитание самостоятельности, доброжелательности, желания оказать помощь и поддержку.
  5. Воспитание бережного отношения и любви к природе, желания ухаживать за растениями.

Словарь: комнатное растение, фикус, бегония, герань, фиалка, хлорофитум, сансевьера, дренаж, лейка, грабли, цветущее растение, росток.

Предварительная работа: беседы о комнатных растениях, уход за комнатными растениями (поливка, разрыхление земли в горшке, протирание листьев), посадка комнатного растения.

Оборудование:

  1. Конверт-посылка, в которой находятся картинки комнатных растений.
  2. Кукла Маша.
  3. Картинки комнатных растений: фикус, бегония, хлорофитум, фиалка, герань, сансевьера.
  4. Комнатные растения: фикус, бегония, хлорофитум, фиалка, герань, сансевьера.
  5. Инструментарий для ухода за комнатными растениями: лейка, губки для протирания, грабли и палочки для рыхления, салфетка для рук.
  6. Отросток с корнями.
  7. Горшок, дренаж, земля.

Ход НОД

Организация процесса:

Дети рассаживаются по стульям на ковре.

ЧАСТЬ 1

В гости пришла кукла Маша с конвертом, на котором нарисован вопросительный знак и написано «Детям группы №2 «Солнышко».

Воспитатель: Ребята, кукла Маша принесла нам письмо от Незнайки и просит прочитать его.

Письмо: «Дорогие ребята, когда я приходил к Вам в гости сажать лук, то увидел на подоконнике много разных и очень красивых комнатных растений. У меня дома есть много картинок с комнатными растениями, и я хотел бы, чтобы вы помогли мне разобраться в них. Но для начала я приготовил для вас несколько загадок».

Воспитатель: Ребята, поможем Незнайке? А наша кукла Маша передаст ему наши ответы.

Загадки от Незнайки:

1. Не подушка для иголок,
И не ежик, и не елка,
Но не даст себя в обиду,
Потому что весь в иголках.
(Кактус).

2. На окошке растёт,
Круглой шапкой цветёт.
Это — журавлиный нос,
Нам духи свои принёс.

Расцвела в такую рань
На моём окне …
(герань).

3. Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
(комнатные растения).

ЧАСТЬ 2

Воспитатель: А теперь прочтем вторую часть письма. Незнайка прислал нам картинки разных комнатных растений. Давайте рассмотрим их, запомним названия и выпишем их. Чтобы было интереснее, я подготовила настоящие комнатные растения, которые есть у нас в группе.

Демонстрация картинок и изучение комнатных растений.

 Воспитатель: Если вы знаете название растения, то поднимайте руку и называйте его.

1. Это растение не имеет стебельков, а корни его растут прямо на поверхности почвы. Листочки имеют длинную овальную форму и светло-зелёный или тёмно-зелёный цвет, в зависимости от вида растения. Цветочки могут быть простыми или махровыми, самой разнообразной окраски — белые, розовые, фиолетовые, лиловые. (фиалка)

2. А у этого растения листья округлые, с зубчатыми краешками. Цветочки могут быть различной окраски — белые, розовые, красные, оранжевые, пурпурные. Растение очень душистое, а его стебелек сильно ветвится и покрыт зеленоватыми опушенными листочками. Цветочки у него собраны в соцветия, похожие на зонтики. (герань)

3. Это растение является красивоцветущим. Оно обладает необычайно красивыми цветками, которые бывают простыми или махровыми. Махровые цветки внешне напоминают розочки. Их окраска очень разнообразна: все оттенки красного и розового цветов, а также белая, кремовая, чайная, крапчатая. Под землей растение прячет мощный мясистый клубень, от которого вверх растут розетки листьев или узловатые водянистые стебельки. (бегония)

4. А это растение живет много лет, оно травянистое, с узкими свисающими листиками и усиками, дающими начало новым кустикам. Листья у него зеленые, бело-зеленые или кремово-зеленые. Это очень неприхотливое растение, которое может расти почти в любом грунте и при любой освещенности. (хлорофитум)

5. Цветок этого растения имеет мощные, ползучие корни. Они хорошо развиты и добывают для растения много влаги. Листики у растения прямые и мясистые, темно- и светло-зеленые, коричневые или желтые. Они направлены вверх, а иногда чуть в стороны. (сансевьера)

  1. У этого растения проворный, цепкий стебелек и тонкие, похожие на проволоку ветви. Листья мелкие и тонкие. Молодые листики имеют форму сердца, а старые — овальную форму. Растение очень популярное: его можно найти во многих квартирах, больших залах, и в зимних садах. (фикус крохотный)

ЧАСТЬ 3

Воспитатель: Незнайка прислал нам еще одну картинку со строением растений. Давайте вместе ее рассмотрим и ответим на вопросы:

«Что есть у цветка?» (стебель, корень, листья, цветы)

«А что нужно растениям для роста?» (вода, земля, свет, тепло, воздух)

Воспитатель: Ребята, а попробуйте отгадать и мою загадку:
«Рук нет, ног нет, а двигается.
Носа нет, а дышит.
Рта нет, а пьет и ест».
(растение)


Правильно, это растение!

А как растение двигается, ведь у него нет ни рук, ни ног? (растет,
поворачивается к свету)

А как оно дышит? (через листья, корни)

А как ест и пьет? Так же, как и мы? (корнями добывает питание и влагу, а через листочки питается солнечным светом)

Правильно, ребята, именно корни и листья кормят растение!

А где растения находят и хранят пищу? (в земле, почве и в солнечном свете)

Растения питаются совсем не так как мы с вами, и хранить свое питание в холодильниках они не могут. Питание растений находится в земле, в которой они растут, а также в свете от солнышка. Если выдернуть растение из земли и оставить так, то оно погибнет. Растения двигаются, дышат, питаются. Значит, про них можно сказать, что они такие же живые существа, как и мы с вами.

Дидактическая игра: Маша предлагает нам поиграть в игру «Какое оно, комнатное растение?»

(красивое, зеленое, вьющееся, душистое, цветущее, колючее, комнатное, яркое, молодое)

ЧАСТЬ 4

Физкультминутка

Воспитатель: Может, и мы попробуем превратиться в комнатные растения? Давайте встанем рядом со своими стульчиками и прочитаем утренний стишок цветка:

Дети выполняют действия согласно тексту.

Я прошу тебя, цветок:
Подними-ка свой листок,
Выйди на дорожку,
Да притопни ножкой.
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай.
Стебель наклони слегка –
Вот зарядка для цветка.

А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.
Наконец готовы все
День встречать во всей красе!

ЧАСТЬ 5

Дидактическая игра 

Воспитатель: Маша придумала нам новую игру «Что изменилось?»

Правила такие: на столе у нас стоят три цветка: герань, фиалка, фикус. Вы закрываете глазки, а Маша накрывает одно из растений платком. Вам нужно угадать, какое растение Маша спрячет.

ЧАСТЬ 6

Воспитатель: А теперь я предлагаю Вам посадить цветок и подарить его Маше. У нас есть всё, что нужно:

1. Горшок

2. Земля

3. Дренаж

4.  Лейка с водой

5. Грабли и лопатка

6. Отросток

7. Брызгалка

Воспитатель: Сначала берем цветочный горшок.

Что будем класть в горшок первым делом?

(в цветочный горшок мы насыпаем камешки – это дренаж)

Для чего он нужен?

(дренаж нужен для того, чтобы воздух лучше поступал к корням и чтобы корни не гнили после полива)

Что будем делать дальше?

(после этого мы насыпаем землю, оставляя лунку для ростка)

После того, как мы насыпали землю, что делаем дальше?

(сажаем росток в землю и присыпаем его)

Растение мы посадили, что-то еще нужно сделать?

(сразу после посадки растение нужно полить, чтобы оно лучше приросло)

Подарок для Маши готов!

Дети дарят Маше подарок, чтобы она передала его Незнайке. Маша благодарит детей и хвалит их за старание.

ЧАСТЬ 7

Расскажите, как правильно ухаживать за комнатными растениями?

(дети отвечают)

Воспитатель: Давайте приведем в порядок наши комнатные растения: протрем листики, уберем засохшие листья, разрыхлим землю, польем и опрыскаем растения.

(дети выполняют все действия, необходимые для растений).

На трёх столах расставлено по два цветка, 6-8 детей ходят вокруг них и ухаживают за растениями под присмотром воспитателя. После этого дети рассаживаются обратно на стульчики.

ЧАСТЬ 8

Рефлексия

Итак, дети, о чем мы сегодня с вами говорили? Понравилось вам занятие? Что вам запомнилось больше всего? Во что бы вы хотели поиграть? О чём расскажете дома?

Давайте будем и дальше ухаживать за нашими зелеными друзьями и беречь их, чтобы им хорошо жилось в нашей группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта музыкального руководителя, представленное на интернет-конкурсе работников образования

Тема: «Роль музыкальных сказок в становлении нравственной  культуры старших дошкольников». Цель: - способствовать развитию способности художественного видения мира.- Приобщать де...

Итоги окружного этапа городского конкурса методических разработок для педагогов образовательных организаций по экологическому образованию и воспитанию обучающихся

Итогиокружного этапа городского конкурса методических разработок для педагогов образовательных организаций по экологическому образованиюи воспитанию обучающихся...

Конкурс педагогов образования"Новогодний калейдоскоп" номинация изобразительное творчество "А почему бы не отдохнуть"

Работа выполнена на куске белой ткани. Фон сделан с помощью техники "набрызг" с использованием трафарета снежинок и кружков разного размера. Далее с применением гуаши, акварели и восковых мелков...

КОНКУРС ПЕДАГОГОВ Экологическое образование и воспитание Городского экологического фестиваля. "Бережем планету вместе"

Грамота Корнукс педагогов  Экологического образование и воспитание Городского экологического фестиваля "Бережем планету вместе"...

Всероссийский конкурс работников образования " Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста"

гендерного воспитания в последнее время набирает все большую популярность, причем исследователи и специалисты высказывают разные точки зрения на этот счет....