Педагогический совет в ДОУ
методическая разработка

Галиева Любовь Анатольевна

Педагогический совет  «Игрушка, как образ традиционной культуры и средство духовно-нравственного воспитания ребенка». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_sovet_3_fevral_2019.docx31.67 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет №3 от 26.02.2019 года «Игрушка, как образ традиционной культуры и средство духовно-нравственного воспитания ребенка».

Цель:

Задачи:

Предварительная работа:

  1. Выставка поделок «народные игрушки своими руками»
  2. Консультация для педагогов «Народное декоративно-прикладное искусство в детском саду»
  3. Смотр-конкурс «Лучший уголок русской народной культуры»
  4. Семинар для педагогов «Русская народная игра в повседневной жизни детского сада»
  5. Мастер-классы «Народная игрушка».

Дата проведения:    26.02.2019год

Форма проведения: «Круглый стол»

Присутствовало:      17     человек

Отсутствовало:       0 человека

Повестка дня:

  1. Вступительное слово (заведующий МАДОУ «Детский сад№7»).
  2. Нравственное воспитание в контексте ФГОС ДО (Старший воспитатель).
  3. Доклад «Русская народная игрушка как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста» (воспитатель Спесивцева Л.С.) 
  4. Доклад «Русская народная игрушка «Матрешка», как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста» (воспитатель Евстигнеева Г.Н.)
  5. Педагогический тренинг (старший воспитатель)
  6.  Деловая игра «Путешествие в мир культурного наследия» (старший воспитатель)
  7. Подведение итогов смотра-конкурса «Лучший уголок русской народной культуры»». (Старший воспитатель).
  8. Подведение итогов.
  9.  Вынесение решения по результатам педагогического совета.

Ход педсовета.

  1. Вступительное слово (заведующий ДОУ)

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Как отмечал Д. С. Лихачев, "мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи: Национальные отличия сохранятся и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний". Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще неосознанны дошкольником глубоко, но, преломленные впечатления через детское восприятие, они играют значимую роль в становлении культурной личности и личности гражданина. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки.

  1. Нравственное воспитание в контексте ФГОС ДО (старший воспитатель)

В общих положениях ФГОС отмечено: одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи:

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС ДО:

-усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Что такое нравственность?

Для каждого человека это система правил поведения, отвечающая на вопрос:

«Что такое хорошо, а что такое плохо, что считается добром, а что злом».

Каждый человек сам выбирает ценности, которые считает важными и необходимыми.

В зависимости от того какие ценности выбирает человек и на сколько придерживается их в поведении, определяется какими будут его поступки - нравственными или безнравственными.

  1. Доклад  «Русская народная игрушка как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста» (воспитатель Спесивцева Л.С.)
  2. Доклад «Совместная деятельность взрослых и детей в театрализованной деятельности» (воспитатель Евстигнеева Г.Н.)


5. Педагогический тренинг (старший воспитатель)

1. Что значит, по вашему мнению, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности? (необходимо донести до сознания наших детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого необходимо обратиться к истокам русской народной культуры, которая отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков).

2. Почему, на ваш взгляд, приобщение детей к народной культуре, формирование у них патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста? (потому что национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению Д.С. Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность).

3. Что включает в себя система работы по ознакомлению детей с русской народной культурой. (Создание атмосферы национального быта, широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и др.), знакомство с народным искусством и русскими народными играми, проведение традиционных народных праздников, проведение систематических интегрированных занятий-игр).

4. Какие элементы народного творчества можно использовать в повседневной работе с детьми? (праздники народного календаря, народные игры, с их помощью в современное общество может передаваться важнейшая информация о том, как наши далёкие предки ценили домашний очаг, семью, мать и материнство. Фольклор является образцом высокой поэзии нации. Он несёт в себе многовековую мудрость народа, представляет большую художественную ценность, приобщение детей к русскому фольклору - это одно из условий воспитания детей и любви к своей Родине, к своему народу, его культуре).

5. Какие методы и приемы вы считаете наиболее удачными в работе по приобщению дошкольников к русской народной культуры. (Использование игровых персонажей, таких как домовенок Кузя, персонажей кукольного театра, воспитатель выступающий в роли Хозяйки, диалог — отличный прием, при помощи которого детей можно познакомить с достаточно сложными понятиями, явлениями, взаимосвязями, чаепитие из самовара или, в соответствии с целью занятия, угощение детей гурьевской кашей, булочками «жаворонками», демонстрация соответствующих бытовых предметов, иллюстраций, образцов народных промыслов, национальной одежды).

6. Какое влияние на формирование душевных качеств оказывают окружающие предметы, характерные для русского народного быта, декоративно-прикладного искусства. (Развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного).

7. Интеграцию каких образовательных областей затрагивает знакомство с русской народной культурой? («Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Музыка», «Чтение художественной литературы»)
6. Деловая игра «Путешествие в мир культурного наследия»

Педагоги разбиваются на 2 команды (жетоны 2 цветов): «Матрешки» и «Дымковские игрушки».
Приветствуют друг друга в 
фольклорной форме
Разминка: Определи жанр устного народного творчества

«В гостях хорошо, а дома лучше» (пословица)

«Стенка, стенка, потолок.

Два окошка, дверь,

Звонок: «Дзи-и-и-инъ!» (потешка)

«Когда между друзьями изгородь, то и дружба дольше» (поговорка)

«Мы на масленой неделе

Праздник не нарушили,

Всё друзья плясали, пели,

Мы блиночки кушали!» (частушка)

«Человек, который берется за многие ремесла, хорошо не владеет ни одним» (поговорка)

«Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала…» (Басня)

Разгадывание кроссвордов:

По горизонтали:

2. Чередование элементов росписи в определенном порядке. (Узор)

3. Место изготовления игрушек с преобладанием в рисунке геометрических форм. (Дымково)

4. Характер построения узора. (Композиция)

5. Инструмент для проработки мелких деталей, нанесения на поверхность изделия украшений при лепке: штрихов, точек, волнистых линий. (Стека)

6. Роспись деревянных предметов быта Нижегородской области. (Городец)

По вертикали: 

1.Место изготовления забавных игрушек и скульптур из дерева. (Богородское)

5.«Золотая роспись по дереву из Нижнего Новгорода. (Хохлама)

6.Система цветовых сочетаний изделия. (Колорит) 

8.«Бело-синее чудо». (Гжель)

9 . Народное искусство, свойственное какой-либо местности. (Промысел)

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Чёрная шкатулка 
Задание: Отгадать, какой бытовой предмет находится в чёрном ящике.

Этот предмет появился в России в 1833-37гг. Стоил он дорого и был доступен далеко не всем. Предмет изготовлялся в соответствии с ГОСТ 1820-2001.

Этот предмет был представлен даже на Международной выставке в Париже и получил золотую медаль. Музеи этого предмета существуют в Швеции, Швейцарии и Германии. Небольшой музей есть и в России – в г. Рыбинске. Без этого предмета мы не можем обойтись и в наше время. Предмет имеет длину 5см. (спички) 

Загадки на тему «Предметы русской старины».

Чем больше я верчусь, тем больше становлюсь (веретено)

Стоит попадья тремя поясами подпоясанная (кадка)

В лесу снята, в дому гнута, посередине заплетено (решето)

Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам глодает (ухват) 

Что бы это значило?

Задание: Одна команда говорит старинное слово, а вторая должна определить его значение

Разболакаться – раздеваться

Комонь – лошадь, конь

Зрелки - зрелые ягоды

Долонь-ладонь

Браная - узорчатая (ткань)

Година - ясная, хорошая погода

Важко – тяжело, тяжко

Вьялица – вьюга

Супостатка - соперница

Порный - сильный, здоровый

  1. Подведение итогов смотров-конкурсов  (Старший воспитатель).

Смотр -конкурс «Снежные фантазии» По сумме балов определены победители:
1 место - 13 баллов группа №3 воспитатели: Беспальченко Т.В. и Полосухина М.Ю.
2 место – 12 баллов группа №4 воспитатели: Евстигнеева Г.Н. и Поминова В.А.
3 место - 11 баллов группа №2 воспитатели: Поминова В.А. и Исакова Т.А.

Смотр -конкурс «Лучший уголок русской народной культуры»   среди групп МАДОУ. По сумме балов определены победители:
1 место -  23 балла - группа № 4 воспитатели Поминова В.А. и  Евстигнеева Г.Н.
2 место - 22 балла – группа №5 воспитатель Кривоножкина Г.В.
3 место - 21 балл– группа №7 воспитатели Никитина Т.С. И Спесивцева Л.С.
и группа №1 Федосеева А.А. и  Лебедева О.И

  1. Итоги педсовета

Проект решения педагогического совета.

  1. Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по духовно-нравственному воспитанию, выявляя и используя в практической деятельности позитивный опыт данного направления.

Ответственные – все педагоги. Срок – постоянно

  1. При планировании и организации воспитательно-образовательного процесса:

- продолжить проводить мероприятия по духовно-нравственному воспитанию;

- использовать в работе с воспитанниками разнообразные педагогические, информационные технологии, мультимедиа, интернет, а также документальные, художественно-исторические фильмы;

Ответственные – все педагоги. Срок - постоянно

  1. Повышать профессиональную компетентность по проблеме духовно-нравственного воспитания через ознакомление с культурой и традициями.

Ответственные – все педагоги. Срок - постоянно

  1. Провести мероприятие «Масленица» для всех возрастных групп. Ответственные – музыкальный руководитель, педагоги. Срок – 07.03.2019 г.
  2. Пополнить картотеку «Русские народные игры» Ответственные – все педагоги. Срок – до 25.04.2019г.
  3. Оформить консультацию для родителей «Играйте с детьми в народные игры. Ответственные – все педагоги. Срок – до 25.04.2019г.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»

В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»...

Отличие педагогического взаимодействия в традиционном педагогическом процессе ДОО и педагогическом процессе, строящемся на основе технологии сопровождения.

Примеры взаимодействия педагога с детьми иллюстрирующие отличия традиционного педагогического процесса и педагогического процесса построенного на принципахсопровождения и поддержки....

Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»

Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....

Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогическое эссе "Мое педагогическое послание профессиональному сообществу."

Я воспитатель! Этим я горжусь.И в этой жизни делаю немалоЯ за ручонку детскую держусьИ в мир веду, чтоб им спокойней сталоУчу детей быть добрыми простымиИ делать мир прекрасней с каждым днем.Что бы к ...