Сказкотерапия
консультация
Консультация для коллег о пользе сказкотерапии в работе с дошкольниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya.docx | 40.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказкотерапия – это лечение дошкольников сказками.
Наверное, нет такого ребенка, который не любит сказки. Испокон веков люди использовали психотерапевтическое воздействие сказки для передачи знаний о жизни. Смысл сказки, ее сюжет, мораль и характеры героев несут в себе ценное нравственное значение, оказывая влияние на сознание малышей. Без сказки у ребенка нет мечты, нет той волшебной страны, где сбываются желания.
Доступными для понимания словами в увлекательной форме сказка представляет окружающую жизнь, людей и их поступки, их судьбы. За короткое время показывает, к чему приводят те или иные поступки героя. Дает возможность примерить на себя и испытать чужую судьбу, чужие радости и несчастья.
Сказкотерапия для дошкольников – это уникальная возможность пережить жизненные ситуации без вреда для личной жизни и судьбы. Используя зашифрованные в сказке опыты прошлых поколений, малыши проникают в мир бессознательного, и на внутреннем уровне могут разглядеть свой собственный мир переживаний и чувств.
Эта особенность ставит сказку в один ряд с самыми результативными способами воспитательной и образовательной работы с дошкольниками.
В каких случаях необходимасказкотерапия для дошкольников?
«Лечение сказкой» уместно, когда у ребенка наблюдаются поведенческие и эмоционально-личностные проблемы: тревожность, агрессивность, капризность, страхи, неуверенность в себе и застенчивость. Сказкотерапия используется в работе с малышами, имеющими патологии психофизиологических функций: нарушения слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата, и с детьми с заболеваниями аутистического спектра. Работать с детьми этой категории могут только педагоги, психологи и логопеды.
Сказкотерапия может применяться и к абсолютно здоровому и нормально развивающемуся малышу. С помощью сказок родители могут корректировать поведение не совсем послушного ребенка.
Когда стоит обратиться за помощью к сказкотерапии?
Тогда, когда родители не могут справиться самостоятельно с возникшими проблемами у дошкольника. Тогда, когда привычные методы перепробованы, но значимого результата они не принесли.
Сказкотерапия это не просто способ воспитания, а прежде всего методика психологической коррекции. И если родители не имеют должного опыта и образования в данной области, то лучше доверить эту работу специалисту – сказкотерапевту.
Виды сказок, применяемых сказкотерапевтами:
1) Медитативные (используются для освобождения от психоэмоционального напряжения). Как правило, в сюжете медиативных сказок отсутствуют отрицательные герои и конфликты.
2) Дидактические, в форме учебной задачи. Используются для передачи новых для детей знаний.
3) Художественные (народные). В них заключена мудрость народа. А простой, доступный сюжет способствует нравственному воспитанию.
4) Психотерапевтические. Характерная особенность данных сказок – счастливый конец. Дети рисуют к ним иллюстрации, ставят спектакли, изготавливают игрушки по образам главных героев.
5) Психокоррекционные. Рассказываемые сказки мягко и ненавязчиво влияют на поведение дошкольника. Мораль сказки не обсуждается, давая малышу возможность подумать наедине с самим собой.
Сказкотерапия для дошкольников организуется с учетом следующих правил:
- дозированность информации. Первое знакомство с новой сказкой ограничивается простым прочтением и рассматриванием иллюстраций;
- сказка должна соответствовать возрасту, потребностям и возможностям малыша;
- в дальнейшем чтобы сказка оказывала терапевтический эффект следует проинсценировать, обыграть сюжет, проанализировать и сделать выводы вместе с ребенком;
- в процессе сказкотерапии следует избегать нравоучений и строгого тона. Передача знаний ребенку и правил поведения должна проходить ненавязчиво, в дружественной обстановке;
- после прочтения и инсценирования сказки необходимо активизировать дошкольника к анализу поступков и взаимоотношений героев, обсудить его личное отношение к сказке.
Терапевтическая сила сказок
Интеллектуальное воспитание дошкольников характеризуется развитием образного мышления. Сказка является для ребенка не просто фантазией, но особой реальностью.
Сказкотерапия для дошкольников позволяет на эмоциональном и вербальном уровне постигнуть, что такое «хорошо» и «плохо». Примерить роли и обидчика и обиженного, слабого и сильного, равнодушного и заботливого. Примерить роль родителя, чтобы взглянуть на свой поступок со стороны. А также позволяет малышу другими глазами взглянуть на близких людей и окружающий мир.
Сказкотерапия помогает раскрыть душу ребенка, наладить с ним контакт, упорядочить внутренний мир. Чтение и инсценировки помогают преодолеть возникшие проблемы и корректировать поведение; либо просто воспитывают ребенка, обогащая его знания. Сказка для ребенка является учебником жизненных идуховных знаний.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Дюймовочка» г.Янаул муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан
СКАЗКОТЕРАПИЯ
Семинар-практикум «Арт терапия как средство укрепления здоровья дошкольников»
Подготовила и провела воспитатель высшей квалификационной категории Асылаева Г.Ш.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Дюймовочка» г.Янаул муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан
Праздник «День семьи»
во 2 средней группе, посвящённый к Году Семьи
Подготовила и провела воспитатель высшей квалификационной категории Асылаева Г.Ш.
2018 год
Сценарий праздника «День семьи»
Цель: формировать первичные ценностные представления о семье, семейных традициях, обязанности, сплотить детей и родителей.
Ход праздника
Под музыку несколько детей ( в костюме мамы, папы, бабушки, дедушки, ребёнка) входят в музыкальный зал и строят из модулей дом.
Ведущий. Эй, друзья, что вы делаете?
Дети. Строим дом.
Ведущий. А для кого же построили этот дом?
Дети. Для нашей большой семьи.
Дети и Воспитатели входят под музыку «Моя семья», становятся полукругом.
Ведущий: Добрый день, дорогие наши гости! Сегодняшний праздник мы посвящаем Дню Семьи и Году Семьи .
Семья- самое главное в жизни для каждого из нас.
Как хорошо, ребята, что у вас у всех есть семья! Вы самые счастливые дети на свете! В ваших семьях любят друг друга, весело все вместе живут. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье были всегда мир, дружба, любовь друг к другу!
Ребенок . Радмилла.
Нас солнца луч смешит и дразнит
Нам нынче весело с утра,
Весна нам дарит звонкий праздник,
И главный гость на нем – Семья!
Ребёнок. Диана.
Семья начинается с дома.
Два дедушки, две бабушки,
Плюс мама, папа и я
Сложили? – Получается
Семь человек. Семь «я».
Ребенок . Элина.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному – невозможно!
Семья – это радость, тепло и уют!
Семья – это дом, где тебя всегда ждут!
Ребенок . Дима.
Как много собралось в этом зале
И родителей, и друзей.
Целый год ребята ждали
Таких важных и почетных гостей!
Ребенок . Элина.
Дорогие бабушки, дорогие мамы,
Дорогие дедушки, дорогие папы!
Дорогие братья, дорогие сестры,
Сегодняшний праздник мы Дню Семьи посвящаем, и концерт веселый для Вас начинаем!
Дети исполняют песню «Семья».
Ведущий . Ребята, а как вы думаете, кто же в семье главный – мама? Папа? Дедушка? Бабушка?
Дети высказывают свои предположения.
Ребенок. Азалия.
Ой, ребята, вы не спорьте, мамы очень нам нужны. А вот папочки – важны!!!
Ведущий.Ребята!
Кого всегда с работы ждём?
Он научит гвозди вбить,
Даст машину поводить
И подскажет, как быть смелым?
Дети. Папа!
Ребенок. Настя.
Папины руки, папины руки,
Они никогда не страдают от скуки!
Им в день выходной не бывает покоя,
Знакомо тяжелое им и большое!
Ведущий: Вам, сильные, мужественные, надежные папы, звучит эта песня!
Песня «Папа может».
Ведущий. А ещё папы очень любят рыбалку.
.
Игра «Поймай рыбку».
Ребенок. Тимур.
Много мам на целом свете,
Всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
всех дороже мне она.
Кто она? Отвечу я – это мамочка моя!
Ведущий: А ещё мама готовит самый вкусный суп и варит вкусный компот.
Игра «Овощи для супа, фрукты для компота».
Ведущий.
А теперь ребятки, отгадайте-ка загадку…
Кто носки внучатам вяжет,
Сказку старую расскажет,
С медом даст оладушки?
Это наши …. (бабушки!)
Ведущий: Для вас, любимые, добрые бабушки эта песня!
Дети поют песню про бабушку «Испеки , бабушка, оладушки»».
Ведущий: И своим дедушкам ребята шлют привет.
Ребенок:Рома.
Мой дедуля дорогой, мы гордимся все тобой!
И скажу я по секрету –
Лучше нет на свете деда!
Буду я всегда стараться,
На тебя во всем равняться!
Конкурс для дедушек «Перетяни канат».
Ребёнок. Соня.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Ребёнок. Мансур.
Любят тебя без особых причин
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож .
Ребёнок. Алия.
Что такое семья?
Это ты, это я,
Это теплый наш дом –
Много радости в нем.
Это наша любовь,
И скажу тебе вновь,
Что тебя я люблю,
И родную семью.
Игра. « У кого есть сестра?»
Ребёнок. Камиль.
Поздравляю с днем семьи!
Много радости, любви,
Крепких, теплых отношений
Только правильных решений
Счастья реки и моря,
Рядом будет пусть семья!
Ребёнок. Динар.
В День Семьи!
Семейная радость
Счастливые лица!
Желаю всем семьям
Любовью светиться!
Ребёнок. Самира.
Скворцы живут в скворечнике,
Лиса живёт в своей норе,
Живут деревья на горе,
И у меня есть тоже дом,
Он самый лучший,
Моя семья в нём.
Ребёнок. Алан.
Мама папу повстречала-
Это сказочки начало.
Родила для папы сына-
Это будет середина.
Нет счастливее отца!
Нет у сказочки конца.
Ведущий. Поиграем в игру « Кому что нужно?»
Ребенок:Самаль.
Знают взрослые и дети,
Что важней всего на свете.
Мама, папа, ты и я –
Вместе – дружная семья!
Ребёнок. Зарина.
Какое счастье жить на свете,
когда я в мире не одна.
Когда душа теплом согрета
и за спиной стоит СЕМЬЯ.
Ребёнок. Александра.
На фотографию смотрю
И с гордостью вам говорю:
«Знакомьтесь, вот моя семья.
Здесь папа, мама, кот и я.
Без них прожить никак нельзя,
Моя семья-мои друзья!»
Ребёнок. Альмин.
Бабушка и дедушка,
Мамочка и папочка,
Сестренка старшая
И котенок-лапочка.
И еще, конечно, я.
Очень дружная семья!
Ребёнок. Илья.
Пусть в семьях весёлый
Звучит детский смех,
Добрый и радостный
Праздник для всех!
Ребёнок. Артём.
Любовь процветает
Кругом по Земле!..
Мир вашему дому
И в каждой семье!
Ведущий 2: Для всех гостей этот веселый танец!
Танец «Топни ножка моя».
Ведущий: Ни один праздник не обходится без гостей. Пришли они и к нам на праздник. Встречайте !!!
Под музыку входит домовенок Кузя.
Кузя:
Здравствуйте ребятишки!
Девчонки и мальчишки!
Я – веселый домовой, а зовут меня Кузьмой!
К вам пришел сегодня я, чтоб поздравить вас, друзья!
Поздравляю с Днем Семьи!
Счастья вам, друзья, любви!
Пусть улыбки и веселье
Наполняют ваши дни!
Вам желаем в мире жить,
И друг другом дорожить!
Ведущий: Кузя, оставайся на нашем празднике!
Кузя:
А теперь поторопитесь, да на стульчики садитесь!
В праздник без стихов — нельзя!
Расскажите их, друзья!
Выходят несколько детей, читают стихи.
Ребёнок . Камилла.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Ребёнок. Айлита.
Начинается семья
С мамы, папы и меня,
Из домашней суеты,
Из стоянья у плиты,
Из прогулок в выходной,
Из чтения сказок со мной,
Из любви счастливых глаз
И из снимков, что про нас.
Ребёнок. Арнолия.
Семья - это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, любовь и медаль.!
Ребёнок. Элиза Х.
В семейном кругу
Мы с вами растем,
Начало начал - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
Ведущий: Кузя, а почему это ты вдруг загрустил?
Кузя: У всех есть семья, а я – один!…
Ведущий 2: Ребята, как же помочь Кузе?
Дети отвечают…
Ведущий:
Ну – ка, Кузя — улыбнись, да вокруг ты оглянись,
Здесь девчонки и мальчишки,
Озорники и шалунишки!
Очень сильные папы , заботливые мамы,
Оставайся Кузя жить в нашей большой семье!
Ведущий :
Дружно за руки беритесь,
И в кружочек становитесь!
И на празднике на нашем ,
Одной Семьей мы дружно спляшем!
Общий танец детей.
Ребёнок. Азалия.
Всех благ вам в жизни, и здоровья,
Богатства, доброго тепла,
Семья, согретая любовью,
Всегда надежна и крепка!
Желаем мира и добра!
Пусть будет светлою дорога!
Пусть будет дружною семья!
И счастья будет много- много!!!
Ведущий 1: Сегодня самое почетное место на нашем празднике занимает ромашка. Это самый известный и любимый цветок в России. Именно он стал символом праздника — Дня семьи. А сейчас, подойдите ребята к нам, возьмите каждый по ромашке, и подарите ее своей семье. (дети дарят ромашки под музыку группы «Барбарики», «Что такое доброта»)
Литературная викторина.
1.Бабушка девочку очень любила,
Шапочку ей подарила.
2.Целую ночь провозился волк у проруби-
Не мог хвост вытащить.
3.Мы себе построим дом,
Не боимся волка
Потому что нас трое.
4.Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
5. Однажды корнеплод тянули всей семьей,
Мышь мала, но всё же она
Вытянуть овощ помогла.
Показ сказки «Репка» (родители).
Ведущий. Уважаемые гости, дорогие ребята, мы сегодня с вами ещё раз убедились, что как важна и дорога семья для каждого человека. Пусть в каждой семье царят любовь, благополучие, а погода в доме будет ясной, солнечной, тёплой.
Какое счастье жить на свете,
когда я в мире не одна.
Когда душа теплом согрета
и за спиной стоит СЕМЬЯ
На фотографию смотрю
И с гордостью вам говорю:
«Знакомьтесь, вот моя семья.
Здесь папа, мама, кот и я.
Без них прожить никак нельзя,
Моя семья-мои друзья!»
***
Начинается семья
С мамы, папы и меня,
Из домашней суеты,
Из стоянья у плиты,
Из прогулок в выходной,
Из чтения сказок со мной,
Из любви счастливых глаз
И из снимков, что про нас.
В День Семьи!
Семейная радость
Счастливые лица!
Желаю всем семьям
Любовью светиться!
Пусть в семьях весёлый
Звучит детский смех,
Добрый и радостный
Праздник для всех!
Любовь процветает
Кругом по Земле!..
Мир вашему дому
И в каждой семье!
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Любят тебя без особых причин
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму п
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
охож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Бабушка и дедушка,
Мамочка и папочка,
Две сестренки старшие
И котенок-лапочка.
И еще, конечно, я.
Очень дружная семья!
Что такое семья?
Это ты, это я,
Это теплый наш дом –
Много радости в нем.
Это наша любовь,
И скажу тебе вновь,
Что тебя я люблю,
И родную семью.
Поздравляю с днем семьи!
Много радости, любви,
Крепких, теплых отношений
Только правильных решений
Счастья реки и моря,
Рядом будет пусть семья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)
Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...
Руководство по сказкотерапии. "Сказкотерапия, как воспитательная система органичная внутренней среде человека"
Руководство по сказкотерапии адресовано педагогам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру. Здесь в популярной форме рассказывается о том, какие виды сказок существуют, ка...
Сказкотерапия-как форма работы с детьми .Практикум по сказкотерапии
laquo;Сказкотерапия» - понятие, которое появилось сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками....
Сказкотерапия. Общая характеристика сказкотерапии.
Сказкотерапия - это не только народные, текучие, глубокие сказки, но и совсем маленькие, локальные истории. В настоящее время популярность сказкотерапии растет и важной причиной этого роста является т...
Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции
Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...
Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками
laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».Д. Ро...