Самообразование как фактор повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ
консультация
Самообразование
как фактор повышения профессиональной компетентности
педагогов ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_kak_faktor_povysheniya_prof_kompetentnosti_garevskih_v_s.docx | 21.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Самообразование
как фактор повышения профессиональной компетентности
педагогов ДОУ
Подготовила:
педагог – психолог
МАДОУ д/сад № 10
Гаревских В.С.
В Концепции модернизации российского образования определено, что "значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала". Новый социальный заказ, обращенный к непрерывному педагогическому образованию, выражается в виде требований к квалификации педагогов, способных к самостоятельному развитию инноваций в сфере образования детей дошкольного возраста.
Профессиональная деятельность педагогов ДОУ многогранна и требует определѐнных знаний, умений, навыков и качеств. В современной педагогической литературе данные знания, умения, навыки и качества объединяются таким понятием как «профессиональная компетентность». В последнее десятилетие происходит переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность». Тем не менее, устоявшегося определения для содержания данных понятий нет. Не существует и принятой всеми единой классификации компетенций, которая распределила бы их по ячейкам. И все же попытаемся разобраться, что такое «компетентность»? Как трактуется данное понятие в разных источниках?
В Глоссарии терминов Европейского фонда образования (ЕФО,1997) компетентность определяется как:
1. Способность делать что-либо эффективно.
2.Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу.
3.Способность выполнять особые трудовые функции.
То есть компетентность − это характеристика, даваемая человеку в результате оценки результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач.
Знания, навыки, способности, мотивы, ценности и убеждения (т.е.
компетенции), рассматриваются как возможные составляющие компетентности, но сами по себе еще не делают человека компетентным.
Большинство исследователей соглашаются с тем, что понятие «компетентность» ближе к понятию «знаю как», чем «знаю что». Как справедливо считает И.А.Зимняя, компетентность − это категория, принадлежащая сфере отношений между знанием и практической деятельностью. По определению Д.Б.Эльконина, компетентность- это квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность, его актуализированные знания, умения, способы деятельности по определенному кругу предметов и процессов. Следуя логике положений, представленных в работах В.В.Давыдова, П.Я.Гальперина, В.Д.Шадрикова и П.М.Эрдниева мы полагаем, что характеристика компетентности основывается на интеграции обобщенных знаний и способов деятельности личности действовать в нетипичных ситуациях. Следовательно компетентность специалиста можно определить как интегративную характеристику, демонстрирующую соответствие личностных качеств и профессиональных компетенций специалиста требованиям профессиональной деятельности в тех или иных социально- экономических условиях. При этом уместно напомнить об отличии понятия «компетенция» от понятия «компетентность». Компетенция- это заданное требование к специалисту, а компетентность - актуализированное в деятельности, состоявшееся качество личности. Отсюда следует очень важный для педагогики вывод о том, что развитие компетентности специалиста возможно тогда, когда он актуализирует их в собственной деятельности.
В сфере дошкольного образования проведены исследования профессиональной компетентности педагогов (И.В.Бичева), профессионально - значимых качеств личности воспитателя детского сада (Н.В.Шурова), развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в области воспитания (Г.И.Захарова). В качестве критерия дифференцированного подхода к повышению компетентности воспитателя предложены особенности профессионального мышления педагогов, под которыми понимаются умения самостоятельно ставить и решать педагогические задачи стратегического, тактического, оперативного уровней (В.Е.Морозова).
На основе анализа различных определений данного понятия с учѐтом особенностей деятельности воспитателя можно синтезировать следующий вариант: профессиональная компетентность воспитателя ДОУ – это способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками.
Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования.
Воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
– воспитательно-образовательной;
– учебно-методической;
– социально-педагогической.
Наиболее эффективным способом повышения компетенции педагогов является самообразование. Способность к самообразованию, проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д. Но, не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через три - пять лет. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного самостоятельного совершенствования знаний.
Педагоги дошкольного учреждения осуществляют самообразование на основе составленного на учебный год поэтапно-перспективного творческого индивидуального маршрута. При разработке маршрута повышения профессиональной компетентности мы опирались на исследования Майера А.А. о модели профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. В предложенной им структурно-функциональной модели профессиональной компетентности педагога дошкольного образования заложены этапы профессиональной подготовки педагога. Это последовательность формирования мотивационной, теоретической, технологической и результативной готовности педагога к труду. Соответственно индивидуальный маршрут повышения профессиональной компетентности педагога можно спланировать по данным четырем видам готовности.
Компоненты профессиональной компетентности | Содержание деятельности | Сроки |
Мотивационная готовность: Осознание потребности в самообразовании по данной теме | ||
Теоретическая готовность: получение педагогических знаний; умение проектировать и планировать целостный педагогический процесс; применение навыков целеполагания. | ||
Технологическая готовность: реализация знаний педагога в практической деятельности; осуществление целостного педагогического процесса; творческое осуществление педагогической деятельности; приобретение умений и навыков эффективного общения; репрезентация опыта деятельности; создание развивающей среды. |
Положительными показателями системы работы по повышению компетентности педагогов дошкольного учреждения будут являться:
- работа в инновационном режиме;
- перевод педагогов на самоконтроль;
- участие в конкурсах городского и регионального уровней;
- представление передового педагогического опыта педагогов детского сада на городском уровне, в сборниках научных статей и методических материалов регионального и всесоюзного значения.
Таким образом, профессия воспитателя детей дошкольного возраста постепенно переходит в разряд, характеризующийся высочайшим уровнем мобильности. Кроме того, она становится все более сложной, что предполагает появление новых задач, поведенческих парадигм и взглядов. Поэтому система повышения квалификации воспитателей должна быть профессиональной, т.е. представлять собой связную комбинированную систему накопления академического и практического опыта, которая начинается с получения педагогического образования и продолжается в течение всей педагогической карьеры. Современный воспитатель должен быть способен к освоению новых функций, востребованных социально-экономическими тенденциями дошкольного образования
Литература:
Лукьянова М.И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический анализ понятия // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно практический журнал. – 2007, №1 (35).
Майер А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования// Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно практический журнал. – 2007, №1 (35).
Майер А.А.,Богославец Л.Г. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).
Маханева М.Д. Управление развитием ДОУ: проблемы, планирование, перспективы (приложение к журналу «Управление ДОУ»). – М., ТЦ Сфера – 2006.
Хохлова О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов // Справочник старшего воспитателя дошкольного образования. – 2010, №3.
Интернет источники:
Профессиональная компетентность воспитателя www.lauc.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчёт «Самообразование педагогов- как фактор повышения профессиональной компетентности»
Организация методической работы в ДОУ по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию....
«Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»
Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важно...
«Самообразование и самосовершенствование – ведущие факторы повышения профессиональной компетентности педагога и залог успешного развития воспитанников».
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образ...
Самообразование как фактор повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ
В Концепции модернизации российского образования определено, что "значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается в...
Самообразование педагога как фактор повышения профессиональной компетенции
quot;Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования". Николай Александрович Рубакин...