статья
статья

Сидорова Сардаана Аркадьевна

патриотическое воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_patriot.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель: МБДОУ Д/С № 14 «Журавлик»

Сидорова Сардаана Аркадьевна

Методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с г. Якутском.

Актуальность и значимость нравственно-патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 гг.», утвержденной Правительством РФ от 05.10.2010г. Программа определяет основные пути развития системы патриотического и нравственного воспитания, обосновывает его содержание, цели и задачи в современных условиях.

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, культурные, ответственные, уверенные в себе. В то же время в обществе наблюдается «дефицит нравственности», отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта. Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности.

В период дошкольного возраста у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.

Патриотическое воспитание дошкольников в большей степени зависит от профессиональной подготовленности воспитателей дошкольных учреждений, от их методической обеспеченности, умения организации образовательного процесса. От воспитателей прежде всего требуется знание историко-географических сведений о родном городе, его достопримечательностей, социально-демографических фактов, а также умение преподнести учебный материал и изложить на доступном языке.

Для эффективной работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста необходим план ознакомления детей с г. Якутском:

1. Постановка цели работы, программное содержание, материал и оборудование

2. Провести предварительные работы по данному мероприятию

3. В ходе мероприятия рассказать историю возникновения и развития

Педагогический процесс по ознакомлению детей с родным городом, как средство воспитания патриотических чувств строится в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

Принцип историзма. Реализовывается путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному городу, краю, Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

Принцип интегративности. Реализовывался в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, выставочным залом, музеем и т.п.; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования.

Позитивный центризм. Реализовывался путём отбора знаний, наиболее актуальных для детей старшего дошкольного возраста.

Всю работу по ознакомлению с родным городом разделили на блоки:

1. Якутск- столица Республики Саха (Якутия)

2. Достопримечательности г. Якутска

3. Символика. Герб города;

Знакомясь со столицей республики, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. При работе педагогами детского сада учитывается, что успешность воспитания патриотических чувств у дошкольников при знакомстве с городом станет возможной только при условии и активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, используя разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

В работе по ознакомлению детей с городом используются методы, прежде всего повышающие их познавательную и эмоциональную активность, а также модель ознакомления дошкольников с городом, которая позволяет увидеть этапы познания города ребёнком, а также определяет тематические блоки работы воспитателя с детьми.

При ознакомлении детей с улицами г. Якутска проводились беседы с детьми о названиях центральных улиц города, уточнялось, почему та или иная улица так называется, рассказывали детям о людях, чьими именами названа известные детям улицы и их героическом прошлом. Дети учились задавать вопросы и искать ответы, делать самостоятельные умозаключения. Появились любознательность, интерес, у детей развивался понятийный словарь, мышление, дети сделали вывод о том, что в нашем городе очень много улиц, одни названы в память о героях Отечества, смелых землепроходцах, знаменитых людей; другие – по названию находящихся рядом предприятий и т.д.

Играя, учились выполнять правила поведения на улице и в общественных местах. В ходе знакомства с определенным микрорайоном у детей расширились знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей города, что в свою очередь, воспитывает у детей интерес и любовь к частям города, заботу о его красоте, чистоте. Все дети пожелали сделать что-то полезное, хорошее для себя, родных, людей.

1. Якутск – столица Республики Саха (Якутия)

Цель: формировать историко-географические представления о городе Якутске как главном городе – столице; вызывать чувство гордости и восхищения родным городом; активизировать словарь.

Программное содержание: Страна, республика, столица, город, село. Сельчане, горожане, якутяне. История возникновения города Якутска. Современный город Якутск.

Материал и оборудование: географическая карта Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Карта города и его окрестности. Иллюстрации старого и современного города. Аудиозаписи: песни о родном городе.

Предварительная работа: серия экскурсий и целевых прогулок по Якутску, беседы «Мир, в котором я живу», «Как строился наш город?», «Якутск – прежде и теперь». Игра – викторина «Что мы знаем о своей малой родине?». Чтение и пересказ художественных произведений: С. Данилова «Патриарх сибирских городов», стихи А. Михайлова «Саха», Л. Попова, И. Чагылхана о родном городе Якутске.

Ход мероприятия:

Воспитатель: скажите, пожалуйста, на какой планете мы живем?

Дети: на планете земля.

Воспитатель: как называется наша страна и республика?

Дети: Россия, Якутия.

Воспитатель: кто из вас назовет город, в котором мы живем?

Дети: город Якутск.

Воспитатель: правильно. Город – это от слова «городить, огораживать». Огороженное место, где живет много людей это и есть город. Город Якутск является главным городом Республики Саха (Якутия), т.е. является и ее столицей. Столица – от «сто лиц», т.е. много лиц, много людей. Нашу Республику называют «Республика Саха Якутия» или просто «Якутия». Она входит в состав России.

2. Достопримечательности города Якутска

Цель:

  • Закрепить и расширять знание детей о достопримечательностях города Якутска;
  • Приобщать к истокам региональной культуры;
  • Активировать словарь.

Программное содержание

Достопримечательности современного Якутска: театры, кинотеатры, музеи, площади, фонтаны.

Материал и оборудование

Иллюстрации с изображениями достопримечательностей города Якутска. Дидактические материалы «Театры моего города», «Площади моего города».

Предварительная работа

Экскурсии в музеи, целевые прогулки на площади города. Экскурс «Театры моего города». Беседы о достопримечательностях города Якутска. Настольно-печатные игры: «Театры моего города», «Площади моего города». Чтение отрывок из книги Н.Г. и Л.Н. Самсоновых «имена говорят».

3. Символы Республики Саха (Якутия)

Цель:

  • Формировать представление о флаге и гербе Республики Саха (Якутия) как о государственных символах, познакомить с историей их происхождения, с их значениями в прошлом и настоящем времени;
  • Вызывать чувство гордости и восхищения родным городом, народом;
  • Активизировать словарь.

Программное содержание: государственные символы Республики Саха (Якутия): флаг и герб. Прослушивание гимна Якутии.

Материал и оборудование: иллюстрации с изображениями флага и герба Республики Саха (Якутия), иллюстрации с изображением самолетов, спортивных костюмов с якутским флагом. Значки города Якутска. Аудиозаписи: гимн Якутии на русском, якутском языках.

Предварительная работа: экскурсии по городу Якутску. Беседы «О чем рассказывает флаг?», «Говорящие гербы». Игра-викторина «Что мы знаем о символах своей Родины?». Раскраска изображения гербов. Описательный рассказ символов. Прослушивание гимна республики на русском, якутском языках.

        В заключение, хочется сказать, что, знакомя детей с родным городом, воспитывая у них чувства любви и восхищения своим городом, постепенно подводя детей к пониманию того, что наш город – частица Родины, создается та база, на которой в последствии человек будет строить свои отношения с миром и свою жизнь. Осознавая позитивность и важность данной работы, педагогический коллектив, стремится заложить в детские души любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края; развить эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, городу, краю; воспитать чувство гордости за своих земляков, ответственность за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому, воспитать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культуре, природе и умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...